Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 4.



                                        Гомилия 4.

«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.»

 Евангелие от Иоанна (глава1, стихи:19-33)

1.Вы часто слышали, возлюбленные братья, и прекрасно знаете, что Иоанн Креститель, был больше всех рожденных женщинами, он был скромен перед лицом Господа и получил от Него благодать быть другом Жениха. Он не искал себе славы, но был ревностен для славы Жениха, перед Которым он был послан, чтобы объявить о Нем. Пророкам, которые были прежде него, было дано предсказать о Христе, а этому человеку была оказана честь указать на Него прямо. Христос не был известен прежде Своего прихода для тех, кто не верил пророкам, Он остался неизвестным для них и после того, как пришел, живя среди них. В первом Своем пришествии Он сокрылся в уничижительном виде, в котором Его было сложно распознать, и тем сложнее, чем более Он был уничижен. Люди, ослепленные своей гордостью, не распознали Бога в этом смиренном виде, распяли своего Спасителя на кресте, и сделали Его своим Судьей.

2. Но Тот, Кто пришел сокровенным образом, поскольку пришел в смирении, также проявит Себя, когда придёт в славе? Вы только что слышали, как псалмопевец сказал: «грядет Бог наш, и не в безмолвии» (Пс.49.3.) Он молчал, чтобы Его можно было судить, но Он не будет молчать, когда будет судить Сам. Иначе не было бы сказано псалмопевцем «грядет Бог наш», если бы Он вначале не скрывал Себя, и не было бы сказано «и не в безмолвии», если бы Он не молчал ранее. Как Он молчал? Послушайте Исайю: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис.53.7.) Однако «грядет Бог наш, и не в безмолвии». Как это будет происходить? «Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря» (Пс.49.3.) Эта буря сметет солому со двора, которая сейчас обмолачивается, огонь сожжет то, что унесет буря. Но теперь Он молчит. Молчал, когда Его осуждали, но не молчал, когда давал заповеди. Если Христос совершенно молчит, то для чего Евангелие? Для чего проповедь Апостолов, пение псалмов, предсказания пророков? Во всем этом Христос не молчит. Теперь Он молчит, ибо не наказывает, но Он не молчит чтобы не предупреждать. Он придет во славе для суда, Он явит Себя всем, даже тем, кто не верит в Него. В настоящее время Он был сокрыт от людских взоров, и, хотя Он пребывал среди людей, Его можно было презирать. Если Он не был бы презрен, то Его не распяли бы, если бы Он не был бы распят, то не пролил бы Свою кровь, которой Он искупил нас. Чтобы заплатить за нас цену искупления, Он был распят. Чтобы Его распяли Он дозволил презирать Себя. Чтобы быть презираемым, Он проявил смирение.

3. Однако, поскольку Он явился в смертном теле, то как ночью, Он зажег светильник, чтобы Его можно было увидеть. Этим светильником был Иоанн (Иоан.5.35.), о котором мы так много говорили в последнее время. В Евангелии, которое мы сейчас с вами читали, мы слышали слова Иоанна, прежде всего, и это важно, его признание, что Он не Христос. Действительно, Иоанн был настолько великим, что можно было легко принять его за Христа, и это признание было свидетельством его смирения: «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» Они не послали бы их, если не были бы впечатлены великой властью Иоанна, который отважился их крестить. В чем он признался? «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Иоан.1.19-20)

 4.И они спросили его: «что же? Ты Илия?» Ибо они знали, что Илия должен был предшествовать Христу. Иудеи не знали имени Христа. Они не верили, что он Христос, но они не сомневались в Его приходе. Ожидая пришествия Христа, они соприкоснулись с ним, наткнулись на него, как на низкий камень. Хотя этот камень был малым, но он был уже отделенным от горы, без вмешательства рук человеческих, как говорил об этом пророк Даниил: «камень..., сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан.2.34.) Возлюбленные братья, замечайте то, о чем я говорю: перед иудеями Христос уже был отделен от горы. Под горой разумейте царство евреев. Однако царство евреев не распространялось по всей земле. Камень был отделен оттуда, потому что Иисус Христос был рожден от них. Почему сказано «без рук»? Потому что Его родила Дева без участия мужчины. (Лк.1.34.) Таким образом, камень был отделен от горы без помощи человеческих рук, но в глазах евреев он был небольшим. Не было ничего удивительного в том, что камень этот был малым: он еще не вырос, и не заполнил всю землю, это произошло позже, когда Христос распространил Церковь по всей земле. Поскольку Христос тогда еще не вырос, они преткнулись о Него, как о камень, как об этом сказано Им: «всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.» (Лк.20.18.) С начала они упали на Иисуса Христа, смирившегося, затем Он упадет на них с высоты Своего величия, когда придёт во славе, с начала они преткнулись о смирении Христа. Они упали на Него, но не были раздавлены, только разбиты, когда же Он придёт во славе Своей, Он сокрушит их. Евреи еще простительны, так как преткнулись о камень, который еще не вырос. Что это за люди, которые спотыкаются о саму гору? Вы уже знаете, о ком я буду говорить. Это те, которые отрицают Церковь, распространенную по всему миру, они натыкаются уже не на малый камень, но о саму гору, так как камень стал горой. Слепые евреи не увидели малого камня, но какую надо иметь слепоту, чтобы не увидеть горы!

 5. Евреи видели Господа в смиренном виде, и не узнали Его. Он был показан им светильником. Сначала этот человек, больший из рожденных женщинами (Мф.11.11.), сказал им: «я не Христос». Его спросили: «ты Илия?» Он ответил: «нет». (Иоан.1.20-21). В действительности Христос должен был перед Собой послать Илию, и тот факт, что Иоанн ответил «нет», представляет для нас затруднение, которое мы должны разрешить. На самом деле, следует опасаться, что кто-то, недостаточно понимающий, думает, что Иоанн противоречит тому, что сказал Христос. Так, в одном месте Евангелия, Господь Иисус Христос говорит, когда вопрошают Его ученики Его «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели…Он говорил им об Иоанне Крестителе.» (Мф.17.11-13) Однако, когда Иоанна спрашивали, он признавался, что он не Илия, точно так же, как признавался, что он не Христос. Конечно его признание, что он не Христос было истинным, как истинным было его признание, что он не Илия. Итак, как нам примирить слова вестника со словами Судии? Невозможно представить, что вестник лжет, потому что он говорит то, на что вдохновлял его Судия. Почему тогда Иоанн говорит: «я не Илия», а Господь говорит, что: «он Илия»? Потому, что Господь пожелал сказать о Своем будущем пришествии, при этом заметил, что Иоанн пришел в духе Илии. И то, что Иоанн был для первого пришествия, то Илия будет для второго. Поскольку есть два пришествия Судии, так есть и два вестника. Судья один, а вестников два. Господь, Который будет судить, должен был прийти в первый раз, чтобы Его судили, и послал перед Собой первого вестника, назвав его Илией, потому, что Илия будет перед вторым пришествием тем же, кем был Иоанн перед первым.

  6. Вы можете, возлюбленные братья, удостовериться, что я говорю верно. Когда Иоанн был зачат, или точнее, когда он родился, Святым Духом было произнесено пророчество: «он будет», - сказано, - «велик пред Господом; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1.17.) Поэтому он не был Илия, но должен был быть в духе и силе Илии. Что значит быть «в духе и силе Илии»? Имея Святого Духа, подобно как имел Его Илия. Почему подобно Илии? Потому что Иоанн исполнил перед первым пришествием Христа то служение, которое должен будет исполнять Илия перед вторым. Поэтому ответ Иоанна был истинен в буквальном смысле. Господь сказал образно: «Иоанн-это Илия»., в буквальном смысле сказал Иоанн, объявив, что он не Илия. Если мы рассмотрим в образном смысле предшествующее служение, то Иоанн- это Илия, потому что Илия перед вторым пришествием будет тем, кем был Иоанн перед первым. Но если принять во внимание буквальный смысл имени существующих людей, то Иоанн-это Иоанн, Илия- это Илия. Вот почему Господь наш говоря образно, справедливо сказал, что «он Илия», и Иоанн, ограничиваясь своей личностью, так же справедливо отвечал: «я не Илия». И Иоанн не лгал, и Господь не говорил ложно, если вы правильно это понимаете, то разумеете, что и вестник, и Судья говорили истину. Но кто сможет их понять? Тот, кто подражает смирению вестника и признает величие Судии. На самом деле, никто не был более смиреннее, чем этот вестник. Братья мои, величайшая заслуга Иоанна заключалась в этом смирении, потому что он мог обмануть людей и заставить их считать себя Христом (так велика была полученная им благодать и столь великим был его авторитет), тем не менее он прямо сказал: «я не Христос». «Ты Илия?» Если бы он сказал «я Илия», то он заставил бы людей предположить, что Христос приходит уже вторым пришествием, чтобы судить, а не первым, чтобы быть судимым. Но, отвечая, что он не Илия, он заставил их поверить, что Илия еще должен прийти. Вот почему он сказал: «я не Илия». Обратите внимание на то, что Иоанн был предтечей Христа уничиженного, а не могущественного, предшествовать Которому будет Илия. В этом отрывке, который мы цитировали, Господь заключает: «он есть Илия, которому должно прийти». (Мф.11.14.) В образном смысле он уже пришел, в буквальном смысле, Илия еще должен будет прийти. Тогда Илия будет собственно Илией, теперь он образ Иоанна, теперь Иоанн в собственном смысле Иоанн, прообразующий Илию. Два вестника исполняют одно служение, каждый при этом имеет свои особенности, но Судия один- Господь, предваряемый вестником одним, или другим.

 7. «И спросили его: что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? Чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне.» (Иоанн.1.21-23). На Иоанне исполнилось пророчество Исаии, в котором говорится: «глас вопиющего в пустыне». О чем он вопиет? «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». (Ис.40.3.) Вам не представляется, что вестнику стоило бы сказать: «Уходите отсюда!» Но вместо этого Иоанн говорит: «Придите». Пророк говорит об отступлении людей от Судии, Иоанн призывает людей прийти к Нему. Да, действительно, Иоанн предлагает людям прийти к смиренному Спасителю, чтобы не испытывать страха перед Ним, когда Он явит Себя как величественный Судия. «Я голос вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». Он не сказал, что «Я-Иоанн, я Илия, я пророк». Но говорит: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу». Я сам есть это пророчество.

8. «А посланные были из фарисеев», то есть от начальников Иудейских. «И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Иоан.1.24-25) Факт того, что он крестил, казался им самовольным поступком, совершенно несанкционированным. Отсюда у них вопрос: является ли он Христом, он отвечает: нет. Они спрашивают, возможно он предшествует Ему, так как известно, что перед пришествием Христа приидет Илия, он отвечает им, что он не Илия. Они спрашивают, является ли он каким-то далеким предвестником, то есть пророком, который получил эту власть, он отвечает, что он не пророк. Действительно, Иоанн не был пророком, он был больше, чем пророк. Вот свидетельство, которое дает о нем Сам Господь: «что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?» Разумеется, Иоанн не был таким, который колеблется всяким ветром, наклоняющего к различным соблазнам. «Что смотреть ходили вы? Человека ли, одетого в мягкие одежды?» Но Иоанн был одет в грубые одежды, на нем была одежда из верблюжьих волос. «Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.» Значит вы не ходили смотреть на человека, одетого в мягкие одежды. «Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.» (Мф.11.7-9) Это так потому, что пророки объявляли о Христе задолго до Его пришествия, в то время, как Иоанн указал на Христа, присутствующего на земле.

 9. «Чего же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.» (Иоан.1.25-26) Смирение Христа сокрыло Его от взора их, поэтому необходим был свет светильника. Посмотрите, как Иоанн уступает, хотя мог заставить поверить их в обратное. «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня.», то есть, «Он», как мы уже объясняли, «предпочтительнее меня», «я не достоин развязать ремень у обуви Его». Как он смиряет себя! Вот почему он был возвышен, так как тот, кто унижает себя, возвышен будет. (см. Лк. 14.11.) Итак, братия святые, прошу вас заметить, что если Иоанн так смирял себя, что говорил: «я не достоин развязать ремень у обуви Его», то как могут некоторые говорить: «мы крестим, и то что мы делаем, это наше, и оно священно». Иоанн говорит: «это не я, это Он», они говорят: «это мы». Иоанн признает себя недостойным развязать ремень обуви Его, и даже если бы он признал себя достойным этого, все равно это было бы скромно! И если бы даже он объявил себя достойным этого, и сказал: «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня я достоин только развязать ремень у обуви Его», он уже этим значительно смирился бы. Но когда он говорит, что не достоин и этого, он несомненно был исполнен Святым Духом, и таким образом признав Господа, как слуга, заслужил стать Его другом.

 10. «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.» (Иоанн.1.28-28) Пусть никто не присваивает себе эту власть, и не говорит, что он берет на себя грех мира! Посмотрите на этих гордых людей, на которых указывал Иоанн. Еретики еще не родились, но он уже на них указал. В то время он уже у реки возвышал свой голос, против кого он теперь возвышает из Евангелия. Приходит Иисус, и что говорит Иоанн? «Вот Агнец Божий!» Если ягненок означает невиновного, то Иоанн будет этим агнцем. Или, может быть он не был невиновным? Но кто невиновен? И в какой степени? Все происходят из того рода, о котором воздыхал Давид: «вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.» (Пс.50.7.) Только Он один был этим Агнцем, так как Он пришел в мир не таким образом. Ибо он не был зачат в беззаконии, потому что не был зачат по законам смертной природы человека, и Его Мать не зачала Его во грехе, но зачала Его Девой, и родила Его Девой, по вере Она приняла Его, по вере родила Его. Итак, «вот Агнец Божий». В Нем нет наследия греха Адама, от него Он взял только плоть, но не грех. Тот, Кто не воспринял грех из этого испорченного источника, Тот отнимает наш грех. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.»

  11. Некоторые люди, как вы знаете, иногда говорят: «Мы, святые, очищаем людей от грехов, но, если тот, кто крестит не свят, то не может очищать других, ибо как может он очищать других от грехов, тогда как сам исполнен ими?» Мы не будем произносить против этих слов собственных аргументов, но лучше произнесем то, что сказал Иоанн: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.» Люди не должны надеяться на человеков: пусть он как птица не улетает в гору, но пусть надеется на Господа (см. Пс.10.2.), и когда он поднимет глаза свои к горам, откуда приидет помощь к нему, и он познает, что помощь приходит от Господа, Создателя неба и земли. (см.Пс.120.1-2) Величие Иоанна было превосходным, поэтому и спрашивали у него: «ты ли Христос?» Он отвечал: «нет». «Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Что же ты крестишь?» «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». «Он идет за мной» (ст.27), потому что родился позже меня. «Но Он стал впереди меня» (ст.27), потому что Он предпочтен мне. «Он был прежде меня» (ст.30), потому что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

  12. «И я не знал Его», -продолжает он, - «но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.» (Иоан.1.31-34) Обратите внимание, возлюбленные, на то, когда Иоанн узнал Христа? Он прежде был послан крестить людей водой. Его спрашивают: «что же ты крестишь?» «Для того пришел». - отвечает, - «чтобы Он явлен был Израилю». Какая польза была от крещения Иоаннова? Братья мои, если бы крещение Иоанна имело было бы необходимо в настоящее время, то оно сохранилось бы и ныне, и люди, крещаясь крещением Иоанна, приходили бы к крещению Христа. Но что говорит Иоанн? «Чтобы Он явлен был Израилю». Это означает, что Христос должен был явить Себя народу Израиля, придя креститься в воде от Иоанна. Иоанн принял служение крещения, чтобы в воде покаяния он мог приготовить путь к Господу, до того времени, пока не явится Христос. Но после того, как Господь был явлен, стало излишним готовить путь для Него. По этой причине крещение Иоанна было непродолжительным. Но как Господь явил Себя? В положении смирения, поэтому Иоанну было поручено крещение, которым Господь должен был креститься.

13. Но действительно ли было необходимо Господу креститься? Я спрашиваю вас в свою очередь, должно ли было Господу стать человеком? Было ли необходимо, чтобы Господь был распят? Чтобы Он умер? Должно ли было Ему быть погребенным? Если же Он так много смирился ради нас, то не должно ли было Ему принять и крещения? Но в чем была польза от того, что Он получил крещение от слуги? В том, чтобы вы не отказались принять крещения Господне. Будьте внимательны, возлюбленные братья. Оглашенные в Церкви должны еще получить большую благодать. Иногда вы можете видеть оглашенного, который пребывает в целомудрии, отрекшегося от мира, отказавшегося от всего своего имущества, раздавшего его бедным, но он все еще оглашенный, даже если он более многих верных знает учение о спасении. Ему следует опасаться того, чтобы не сказать себе, что он не имеет нужды в святом крещении, в котором только могут быть прощены ему грехи. «Чего еще я могу получить?»- может подумать он. «Я лучше того верного, который состоит в браке, того, кто его ищет, тех, кто обладает имуществом, и еще не раздал его бедным.» Считая себя лучше тех, кто уже принял крещение, в презрении их, он может сказать: «я должен получить то, что имеет тот человек, который не имеет того, что уже имею я?» Он может считать себя превосходнее их. Но тем не менее, при всем своем превосходстве, не приступая к спасительному крещению, он не сможет получить отпущение своих грехов и войти в Царство Небесное. Но для того, чтобы привлечь к крещению человека, который считает себя превосходнее других, Господь приходит к крещению, которое совершал слуга Его, и, хотя у Него не было грехов, которые нужно было прощать, Он все же просил крещения у слуги Своего. Это так, как если бы Он обращался к гордому и тщеславному сыну, который пренебрегает тем, что может доставить ему спасение: «Зачем ты возвышаешь себя? Для чего превозносишь себя? На сколько велика слава твоя? Может быть она больше Моей? Если же Я прихожу к слуге Своему, почему ты пренебрегаешь прийти к своему Господу? Если Я принял крещение раба, зачем ты отказываешься от крещения Господня?»

  14. Чтобы убедиться, братья мои, в том, что Господь пришел к Иоанну не для того, чтобы освободиться от грехов, послушаем слова, с которыми Иоанн обратился к Господу: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» И что ответил Господь? «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.» (Мф.3.14-15) Что это значит «исполнить всякую правду»? Это значит: «Я пришел, чтобы умереть за людей, и разве я не должен креститься для них? Я должен довести дело смирения до полноты, до конца.» Не так ли? Разве Он не принял крещение от доброго слуги, претерпев потом страдание и смерть от злых слуг? Поймите меня. Иоанн крестил для того, чтобы был явлен Господь, и в этом было проявлено Его смирение. Неужели никто не должен теперь креститься крещением Иоанна? Многие крестились крещением Иоанна, но после того, как крестился от него Господь, крещение Иоанна прекратилось. Иоанн был брошен в тюрьму, и с тех пор он более никого не крестил. Цель крещения Иоанна заключалась в том, чтобы было явленно смирение Господа, мы же должны из этого заключить, что если Господь принял крещение от слуги, то мы не должны пренебрегать крещением от Господа. Однако, если бы Иоанн крестил только Иисуса Христа, то можно было бы думать, что крещение Иоанна более священно, чем крещение Господне, потому что только Он один заслужил его, тогда как человечество все крестится крещением Христа. Прислушайтесь ко мне, возлюбленные братья. Мы крестимся крещением Иисуса Христа, говорю не только о себе, но о всей вселенной, и которое будет совершаться до конца веков. Кто из нас как-то может сравнить себя со Христом, ремень обуви Которого развязать считал себя недостойным Иоанн? Итак, если только Христос, величие Которого в том, что Он является Богочеловеком, один был бы крещен крещением Иоанна, что могли бы сказать люди? «Какое крещение у Иоанна! Его крещение было великим, невыразимым таинством, что только Христос заслуживал его!» И таким образом крещение слуги посчитали бы большим крещения Господнего. Но так, как и другие люди крестились крещением Иоанновым, также, как и Господь принял это крещение, то слуги не должны презирать крещения Господнего, принявшего крещение у слуги. Вот для чего был послан Иоанн.

15. Но знал ли Иоанн Христа или же нет? Если он не знал Его, то почему, когда Господь пришел на Иордан, Иоанн говорил Ему: «мне надобно креститься от Тебя» (Мф.3.14.)? Разве это не означало «я знаю, кто Ты»? Если Иоанн знал Христа, то несомненно это произошло после того, как он увидел голубя, спускающегося на Него. Нам известно, что голубь сошел на Господа только после того, как Он вышел из воды, когда крестился. «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (срав. Иоан.1.33.; Мф.3.16.) Несомненно, голубь сошел на Господа после того, как Он вышел из вод Иордана. После крещения Спаситель вышел из воды, затем отверзлись небеса, и Иоанн увидел голубя над Ним. Но если голубь сошел после крещения, почему прежде чем крестить Иоанн говорил Ему: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но как он мог знать Его, когда говорил: «я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.»? Это не маловажный вопрос, братья мои. Уже много то, что вы узнали о его существовании, остается просить у Господа благодать для разрешения его. Представьте, что Иоанн стоит перед вами на берегу реки Иордана. Приходит Господь, чтобы принять крещение, которого еще не имел. Слышим голос Иоанна: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Вот, он уже знает Господа, если желает принять крещение от Него. Крестившись, Господь выходит из воды, небеса отверзаются, ниспускается Дух Святой, теперь Иоанн признает Его. Но если он узнает Его только сейчас, почему он прежде сказал: «мне надобно креститься от Тебя»? Но если он узнал Его ранее, какой смысл в том, что он сказал: «я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.»?

16. Братья мои, если на этот вопрос я буду отвечать сегодня, то несомненно утомлю вас, так как я уже много что сказал. Но вы должны знать, что этот вопрос очень важен, так как разрешение его нанесет сокрушительный удар по секте Донатистов. Я говорю об этом много, возлюбленные мои, чтобы привлечь ваше внимание, как это я делаю всегда по своему обыкновению, чтобы привлечь ваше внимание, а также это делаю я для того, чтобы вы молились за меня и за себя, чтобы Господь даровал мне сказать должное, а вам правильное разумение. Позвольте мне отложить разрешение этого вопроса до следующего дня. Тем временем позвольте мне предложить вам свое пожелание: в мирном духе, без вражды, без раздора, поразмышляйте сами в себе об этом и спросите других, говоря им: «Сегодня наш епископ этот вопрос предложил для нашего разумения, который он желает с помощью благодати Божией разрешить». Будет ли разрешен этот вопрос или нет, главное, чтобы вы знали, что он важен для меня, и имеет большое значение. Иоанн говорил Христу: «мне надобно креститься от Тебя», как будто он уже знал Христа. Если же он не знал Того, от Кого желал креститься, то говорил опрометчиво: «мне надобно креститься от Тебя». Значит, что он знал Его. Если же он знал Его, тогда в чем смысл его слов: «я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.»? Что мы скажем? То, что мы не знаем, когда спустился голубь? Не позволяйте принадлежащим к Донатизму укрываться в неопределенности. Будем читать других евангелистов, которые более определенно говорили об этом, и мы увидим, что голубь спустился, когда Господь вышел из воды. После крещения Христа отверзлись небеса, и Иоанн увидел схождение Духа. (срав. Мф.3.16.; Мк.1.10.; Лк.3.21-22.) Если он знал Его до крещения, для чего он говорил Ему, приходящему к крещению: «мне надобно креститься от Тебя»? Поразмышляйте об этом сами в себе и обсудите об этом друг с другом. Пусть Господь Бог дарует вам разрешение этого вопроса, прежде чем вы услышите объяснение его от меня. Но вы все же должны знать, братья мои, что разрешение этого вопроса закроет уста последователям Доната относительно благодати крещения, по которому они застилают туманом умы невнимательных, распростирают сети, как ловят пролетающих птиц. Если у них есть какое-либо чувства стыда, услышав ответ они в смущении пребудут безмолвными.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.