Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 7. 5 страница



2. Так вот, вы слышали, что когда Господь Иисус Христос «был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие уверовали во имя Его, видя чудеса, которые Он творил. Многие уверовали во имя Его» (Ин.2.23). Что следует далее? «Но Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин.2.24). Что это значит: те уверовали во имя Его, «но Сам Иисус не вверял Себя им»? Или, может быть, они не уверовали, и потому Иисус не вверял Себя им? Но тогда евангелист не сказал бы: «Многие уверовали во имя Его», - ибо он приводит верное свидетельство о них. Стало быть, это большой вопрос и удивительный вопрос. Люди верят во Христа, а Христос не вверяет Себя людям.

В особенности он удивителен потому, что Он — Сын Божий и добровольно претерпел страдание. Если бы Он не захотел, то никогда не претерпел бы его. Он, если бы не захотел, то и не родился бы. Если бы Он пожелал только родиться и не пострадать, Он так бы и сделал, как захотел, поскольку Он — всемогущий Сын всемогущего Отца. Давайте докажем это на основе фактов. В самом деле, когда они хотели схватить Его, Он удалился от них. Говорит Евангелие: «И когда они захотели свергнуть Его с вершины горы, Он удалился от них невредимым» (Лк.4.29-30). А когда они пришли, чтобы схватить Его, уже проданного Иудой — предателем, посчитавшим, что в его власти предать Учителя и Господа своего, то Господь открыл там, что страдание принимает по Своей воле, а не по неизбежности. Ведь когда иудеи хотели схватить Его, Он «сказал им: кого ищете?» А те сказали: «Иисуса Назорея». А Он: «это Я». Услышав этот ответ, «они отступили назад и пали» (Ин.18.4-6).

В том, что Он, ответив, низверг их (на землю), Он явил Свою власть, чтобы в том, что Он был схвачен ими, явить Свою волю. Так вот, то, что Он пострадал, принадлежало милосердию. Ибо Он «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4.25). услышь Его собственные слова: «Я имею власть отдать жизнь Мою и власть опять принять её» (Ин.10.17-18). Так вот, поскольку Он имел такую власть, проповедуя ее на словах и являя ее на деле, то что означает, что Иисус не вверял Себя им, словно бы они могли против воли Его причинить какой-либо вред или совершить что-либо против воли Его, тем более что мы видим, что они уже уверовали во имя Его?

И о тех же самых людях, сказал евангелист: «уверовали во имя Его», - о которых говорит: «Но Сам Иисус не вверял Себя им». Почему? «Потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин.2.24-25). Художник лучше знал, что в Его творении, нежели само творение знало, что в нем самом. Создатель человека знал, что в человеке, - чего сам сотворенный человек не знал. Разве мы не видим это по Петру, ибо не знал он, что в нем, когда изрек: «С Тобою до самой смерти» (Мф. 26.33; Лк.22.33)? Услышь, что Господь знал, что в человеке: «Ты со Мной до самой смерти? Истинно, истинно говорю тебе, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф.26.34; Лк. 22.34). Человек же не знал, что в нем, но Создатель человека знал, что в человеке.

Все же «многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял себя им». Что мы скажем, братья? Возможно, последующее укажет нам, в чем тайна этих слов. Очевидно, что люди уверовали в Него, это истинно так. Никто не сомневается, евангелист говорит об этом, заслуживающий доверия, свидетельствует об этом. С другой стороны, и то, что «Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин.2.24), также очевидно и не вызывает сомнения ни у кого из христиан, поскольку это сказано в Евангелии и об этом свидетельствует тот же заслуживающий доверия евангелист. Почему же они уверовали во имя Его, а Иисус не вверял Себя им? Давайте посмотрим, что следует в Евангелии далее.

3. Был же человек из фарисеев, «именем Никодим, один из начальников иудеев. Он пришел к Нему ночью и сказал Ему: Равви!» - вы уже знаете, что «Равви» называют учителя, - «Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин.3.1-2). Стало быть, этот Никодим был из числа тех, кто уверовал во имя Его, видя знамения и чудеса, которые Он творил.

Ибо евангелист уже сказал об этом выше: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие уверовали во имя Его». Почему они уверовали? Он продолжает и говорит: «видя знамения и чудеса, которые Он творил» (Ин.2.23). А что он говорит о Никодиме? «Был из начальников иудеев, по имени Никодим. Он пришел к Нему ночью и сказал Ему: «Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога» (Ин.3.1-2). Стало быть, и он уверовал во имя Его. А почему он уверовал? Продолжает евангелист: «таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3.2). Если же Никодим был из тех многих, которые уверовали во имя Его, то давайте рассмотрим, обратившись к этому Никодиму, почему «Иисус не вверял Себя им» (Ин.2.24).

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится заново, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3.3). Так вот, тем вверял Себя Иисус, кто будет рожден заново. Смотрите, те уверовали в Него, а Сам «Иисус не вверял Себя им». Таковы все оглашенные: они уже уверовали во имя Христа, но «Иисус не вверял Себя им».

Внемлите и уразумейте, возлюбленные! Если мы скажем оглашенному: «Веруешь ли ты во Христа?» - он ответит: «Верую» - и осенит себя крестным знамением. Он уже несет Крест на челе и не стыдится Креста Господа Своего. Смотри, он уверовал во имя Его. Давайте же спросим его: «Вкушаешь ли Тело Сына Человеческого и пьешь ли ты Кровь Сына Человеческого?» Он еще не знает, о чем мы говорим, потому что Иисус не вверил Себя ему.

4. Итак, поскольку Никодим был из их числа, он пришел к Господу. Но пришел ночью, и это имеет, пожалуй, серьезное отношение к рассматриваемому вопросу. Он пришел к Господу и пришел ночью, пришел к Свету, пришел из тьмы. Ведь что слышат те, кто родился заново от воды и от Духа? «Вы были некогда тьмой, теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф.5.8).

И еще раз: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся» (1Фес.5.8). Итак, те, кто рожден заново, принадлежали ночи и принадлежат дню, были тьмой, а стали светом. Иисус уже вверил Себя им, и не ночью они приходят ко Христу, как Никодим, и не ищут день во тьме. Ибо о таких людях уже открыто говорят: пришел к ним Христос, совершил в них спасение, поскольку сказал: «Если кто не будет есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, то не будет иметь в себе жизни» (Ин.6.53). И поскольку, оглашенные имеют уже знак Креста на челе, они принадлежат великому дому, но пусть станут из рабов сынами. Потому те, кто принадлежит великому дому, уже не являются ничем.

Ведь когда народ Израиля вкусил манну? Когда прошел сквозь Чермное море. А что означает Чермное море, послушай у апостола: «Не хочу оставить вас, братия в неведении, что все отцы наши были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10.1). «Зачем они прошли сквозь море?» - как бы спрашиваете вы его. А он продолжает: «И все крестились через Моисея в облаке и в море» (1Кор.10.2). Если же образ моря несет в себе такой большой смысл, какой тогда смысл должен нести образ Крещения? Если переход сквозь море, который был прообразом, привел народ к манне, то что предоставит Христос в истинном Своем Крещении, когда народ Его пройдет чрез Его воды? Через Свое Крещение Он переводит уверовавших туда, где будут уничтожены все грехи, словно преследующие враги, как исчезли в том море все египтяне.

Куда Он переводит, братья мои? Куда переводит через Крещение Иисус, образ Которого нес тогда Моисей, который вел через море? Куда вел Моисей? К манне. А что такое манна? «Я — хлеб живой», говорит Он, «сшедший с небес» (Ин.6.51). Верующие получают манну, уже пройдя сквозь Чермное море. Почему море Чермное? Кроме того, что это было море, почему оно «Чермное»? То самое Чермное море символизировало Крещение Христово. Отчего Крещение Христово оказывается чермным, если не потому, что освящено кровью Христовой? Так вот, куда Он ведет уверовавших и крестившихся? К манне. Смотрите, я говорю «манна». Известно, что получили иудеи, тот народ Израиля, известно, что ниспослал им с небес Бог; но оглашенные не знают, что получат христиане. Так вот, поскольку они не знают, пусть они окрасятся в красный цвет, пусть пройдут сквозь Чермное море, пусть вкусят манну, чтобы подобно тому, как они уверовали во имя Иисуса, Иисус Сам вверил Себя им.

5. А потому обратите, братья мои, внимание на то, что ответил муж, пришедший к Иисусу ночью. Хотя он пришел к Иисусу, он все же (поскольку пришел ночью) говорит еще из темноты своей плоти. Он не понимает того, что слышит от Господа, не понимает того, что слышит от Света, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1.9). Господь уже сказал ему: «если кто не родится заново, не может увидеть царства Божия».

«Никодим говорит Ему: как может человек родится, будучи стар?» (Ин.3.3-4). Ему говорил Дух, а он чувствовал плоть. Чувствовал свою плоть, поскольку ещё не вкусил Плоти Христовой. Ведь когда Господь Иисус сказал: «Если кто не будет есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, то не будет иметь в себе жизни» (Ин.6.53), - некоторые из тех, кто последовал за Ним, стали возмущаться и говорить Ему: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6.60). Ведь они полагали, что Иисус говорил о том, что они могут сварить Его, зарезанного как ягненка, и съесть. Придя в оторопь от слов Его, они удалились и не стали больше следовать за Ним. Евангелист так говорит об этом: «И Господь остался с двенадцатью. А те Ему: «Господи, те отошли от Тебя». А Он: «Не хотите ли, и вы отойти?» (Ин. 6.66-67), - желая показать, что это Он необходим им, а не они были нужны Христу.

Пусть никто не думает, что напугает Христа тем, что признает себя перед Ним христианином, так же как Христос не станет счастливее, если ты станешь христианином. Это для тебя окажется благом, если ты будешь христианином, ведь если ты не будешь им, это не принесет зла Христу. Услышь глас псалма: «Ты Бог мой», поскольку «блага мои Тебе не нужны» (Пс.15.2). Потому Ты Бог мой, что блага мои Тебе не нужны. Если ты будешь без Бога, ты будешь слабее, если же ты будешь с Богом, то Бог не станет могущественнее. Он велик не за счет тебя, но ты слаб без Него. Укрепись же в Нем, не удаляйся от Него, как если бы Он стал от этого слабее. Ты укрепляешь себя, если приходишь к Нему, ты слабеешь, если уходишь от Него. Он ничего не приобретает, когда ты приходишь, ничего не теряет, когда ты удаляешься.

Когда же Он сказал Своим ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» - Петр, тот самый камень, ответил от лица всех: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6.68). Он прекрасно чувствовал во рту своем Плоть Господню. Господь же разъяснил им и изрек: «Дух животворит» (Ин.6.63). После того как Он сказал: «Если кто не будет есть Плоть Мою и пить Кровь Мою, то не будет иметь в себе жизни» (Ин. 6.53), - Он, чтобы не поняли это плотски, сказал: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало: слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь» (Ин.6.63).

6. Этот дух и эту жизнь не ощущал тот Никодим, который ночью пришел ко Христу. Иисус сказал ему: «если кто не родится заново, не может увидеть Царства Божия» (Ин.3.3). А тот, уста которого еще не вкусили плоть Христову, разумея собственную плоть, говорит в ответ: «как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин.3.4). Он не знал иного рождения, кроме как от Адама и Евы, а рождения от Бога и Церкви еще не знал. Он не знал иных родителей, кроме тех, что рождают для смерти, и не знал еще тех родителей, которые рождают для жизни. Он не знал иных родителей, кроме тех, что рождают наследников, и не знал еще тех, кто, живя вечно, рождают тех, кто будут пребывать с ними вечно. Стало быть, в то время как существует два вида рождения, он знал только один. Одно рождение — от земли, другое — от неба, одно — от плоти, другое — от Духа, одно — от смертности, другое — от вечности, одно — от мужа и жены, другое — от Бога и Церкви. Но оба рождения бывают единожды, ни то не может повториться, ни это.

Правильно думал Никодим о рождении по плоти, и ты так думай о рождении в Духе, как Никодим думал о рождении по плоти. Ведь как думал Никодим? «Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Таким образом, кто бы ни сказал тебе, что ты духовно родишься заново, ответь ему то, что сказал Никодим: «Неужели может человек в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Я уже рожден от Адама, и не может Адам заново породить меня, я уже рожден во Христе, и не может меня заново родить Христос. Как не может повториться утроба матери, так не может повториться Крещение.

7. Тот, кто рождается в католической Церкви, словно бы от Сары, рождается, от свободной рождается. Тот, кто рождается от ереси, словно бы от рабыни рождается, хоть и от семени Авраама. Да узрите же, возлюбленные, эту великую тайну.

Бог поклялся, сказав: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3.6). Разве не было других патриархов? Разве не было прежде этих святого Ноя, который единственный из всего рода человеческого удостоился быть спасенным вместе с домом своим от потопа (Быт. 7.7) и в котором, а также в сыновьях его, была прообразована Церковь? Носимые древом, они спаслись от потопа. Далее после великих известных нам (мужей), которых упоминает Священное Писание, был Моисей, верный во всем доме Его (Чис. 12.7; Евр. 3.2). и все же называются те трое, словно бы только они заслужили этот дом: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Вот имя Мое на веки» (Исх. 3.6; 15)

Огромная тайна! Во власти Господа — открыть как уста наши, так и сердца ваши: чтобы мы могли сказать так, как Он удостоил разъяснить, а вы, - чтобы смогли внять тому, что полезно для вас.

8. Итак, названы три патриарха — Авраам, Исаак и Иаков. Вы уже знаете, что у Иакова было двенадцать сыновей, от которых пошел народ Израиля. Ибо Иаков — сам Израиль, и народ Израиля — двенадцать колен, восходящих к двенадцати сынам Израиля. Авраам, Исаак и Иаков — три отца и один народ. Три отца как бы в начале народа, три отца, в которых был прообразован народ, и прежний народ был прообразом нынешнего народа. Ибо в народе иудейском был прообразован народ христианский. Там образ, здесь истина, там тень, здесь тело, как говорит апостол: «Это происходило с ними, как образы» (1 Кор.10.11). Это голос апостола: «Это написано ради нас, на долю которых выпал конец времен» (1 Кор. 10.11).

Пусть обратится теперь дух ваш к Аврааму, Исааку и Иакову. В случае этих троих мы находим, что рождают от них свободные женщины, рождают и рабыни. Мы находим там детей от свободных, находим также от рабынь. Рабыня ничего хорошего не обозначает собой. «Изгони рабу», - говорит Писание, - «и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Гал. 4.30; Быт. 21.10). Это вспоминает апостол. В тех двух сынах Авраама, говорит апостол, был прообраз двух Заветов, Ветхого и Нового. К Ветхому Завету принадлежат любящие временное, любящие мир, к Новому же Завету — любящие жизнь вечную. Потому той земной Иерусалим был тенью Небесного Иерусалима, Матери для всех нас, которая пребывает на небе. И это слова апостола (Гал.4.22-26). Об этом граде, вдали от которого мы живем, вы знаете немало, немало уже слышали. Но мы обнаруживаем удивительную вещь в тех людях, то есть в тех отпрысках, в тех потомках от свободных и рабынь. Надо полагать, что это четыре рода людей; в этих четырех родах людей заключен образ будущего христианского народа, так что неудивительно, что сказано в отношении тех трех патриархов: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3.6).

Ибо в отношении всех христиан (услышьте, братья!) справедливо думать, что что от плохих рождаются хорошие, или от хороших — хорошие, или от плохих — плохие. Больше чем эти четыре рода, вы не сможете отыскать. Я хотел бы повторить это еще раз, будьте внимательны, запомните, пробудите сердца ваши, не ленитесь, уловите, чтобы не быть пойманными: существует четыре рода всех христиан. Или от хороших рождаются хорошие, или от плохих рождаются плохие, или от хороших — плохие, или от плохих — хорошие. Я думаю, это понятно. От хороших — хорошие: если и те, кто крестит, хорошие, и те, кто крестятся, правильно веруют и справедливо причисляются к членам Христовым. От плохих — плохие: если и те, кто крестит, плохие, и те, кто крестится, с двоящимся сердцем идут к Богу и не держатся тех правил о которых слышат в Церкви, так что являются в ней не зерном, а мякиной. Сколь много таких, вы знаете, возлюбленные. От плохих — хорошие: иногда крестит прелюбодей, а тот, кто крестится, оказывается праведен. От хороших — плохие: порой те, кто крестит, святые, а те, кто крестится, не хотят держаться пути Божьего.

9. Я полагаю, братья, что то, о чем мы сказали, известно в Церкви и открывается в каждодневных примерах, но давайте рассмотрим это на примерах наших отцов, живших прежде, ибо и тогда существовали эти четыре рода. От хороших — хорошие: Анания крестил Павла (Деян. 9.17). Что значит от злых — злые? Апостол говорит о некоторых проповедниках Евангелия, которые, по его словам, имеют обыкновение неблагочестиво проповедовать Евангелие, но он терпит их в христианском сообществе и говорит: «Но что до того? Как бы не проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь» (Флп.1.18). Неужели он злорадствовал и тешился чужим злом? Нет, но он радовался тому, что и через плохих верующих проповедовалась правда, и из уст дурных проповедовался Христос; если они крестили себе подобных, то плохие крестили плохих. Но если они крестили таких, кого увещевал Господь, говоря им: «что они велят вам, совершайте, но что они совершают, не делайте» (Мф.23.3), - то плохие крестят хороших. Хорошие крестят плохих — это как святым Филиппом был крещен Симон Волхв (Деян. 8.13).

Таким образом, братья мои, очевидны эти четыре рода. Смотрите, я еще раз повторю их, помните о них, еще раз пересчитайте их, подумайте о них, остерегайтесь тех, которые плохи, держитесь тех, которые благи. От хороших рождаются хорошие: когда святых крестят святые. От плохих — плохие: когда и те, кто крестит, и те , кто крестятся, живут неправедно и неблагочестиво. От плохих — хорошие: когда плохими являются те, кто крестит, а хорошими те, кто крестится. От хороших — плохие: когда хорошими являются те, кто крестит, а плохими те, кто крестится.

10. Как же мы обнаруживаем эти четыре рода в тех трех именах: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3.6)? Мы причисляем рабынь к плохим, а свободных причисляем к хорошим. Свободные рождают хороших, сара родила Исаака (Быт.21.3). Рабыни рождают плохих, Агарь родила Измаила (Быт.16.15). Мы в случае одного Авраама имеем и тот род, когда от хороших рождаются хорошие, и тот род, когда от плохих рождаются плохие.

А где был прообраз того, когда от хороших рождаются плохие? Ревекка , жена Исаака, была свободной. Прочтите, она родила близнецов (Быт.25.24-25): один был хорошим, другой плохим. У вас есть Писание, изрекающее голосом Божиим: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Мал.1.2-3; Рим.9.13). Этих двоих родила Ревекка: Иакова и Исава. Один из них был избран, другой отвергается. Один получает наследство, другой лишается его. Бог не производит народ Свой от Исава, но производит от Иакова. Семя одно, но плоды разные. Утроба одна, но те, кто родились из неё, разные. Неужели Иакова родила не та свободная, которая родила и Исава? Они боролись во чреве матери своей, и было сказано Ревекке, когда они там боролись: «Два племени во чреве твоем» (Быт. 25.23). Два человека, два народа: хороший народ и плохой народ, но при этом в одном чреве борются.

Сколько плохих верующих в Церкви, и одно чрево носит их до тех пор, пока не будут разделены они в конце времен. И хорошие возвышают голос против плохих, и плохие в ответ — на хороших, так вот и борются во чреве одной Матери-Церкви. Неужели они постоянно будут вместе? В конце времен выйдет на свет и станет очевидным то рождение, которое здесь изображено как тайна, и тогда объявит Господь: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Мал.1.1-2; Рим.9.13).

11. Итак, мы уже обнаружили, братья, и пример рождения хороших от хороших — Исаака, рожденного от свободной, и пример рождения плохих от хороших — Исава, рожденного от Ревекки. Где мы найдем пример рождения хороших от плохих? Остается Иаков, чтобы в трех патриархах свое завершение получили эти четыре рода людей.

Иаков имел жен из числа свободных, имел и из числа рабынь; и свободные рождали ему, и рабыни рождали, и так появилось двенадцать сынов Израиля (Быт. 29.31-35; 30.1-24). Если вы рассмотрите всех, от кого они были рождены, то окажется, что не все рождены от свободных и не все от рабынь, но все же все от одного семени. Так что же, братья мои? Неужели те, кто были рождены от рабынь, не обладали землей обетованной вместе с братьями своими? Мы находим там хороших сыновей Иакова, рожденных от рабынь, и хороших сыновей Иакова, рожденных от свободных. Никак не навредило им рождение из утроб рабынь, когда они сознавали в отце род свой и, следовательно, обладали властью вместе с братьями. Так вот, как тем сыновьям Иакова, которые были рождены от рабынь, рождение от рабынь не помешало обладать властью и получить на равных вместе с братьями землю обетованную, ибо семя отца оказалось сильнее, так и все те, кто крестились через плохих и кажутся как бы рожденными от рабынь, пусть не омрачаются и пусть вступают в наследие вместе с братьями, поскольку они от семени Слова Божия, которое прообразовано в Иакове.

Пусть же будет спокоен тот, кто родился от доброго семени, лишь бы он не подражал рабыне, если родился от рабыни. Не подражай плохой, горделивой рабыне. Ведь почему сыновья Иакова, рожденные от рабынь, вместе с братьями наследовали землю обетованную, а Измаил, рожденный от рабыни, был лишен наследства? Почему, если не потому, что он был горделив, а те, были смиренны? Он выпрямил выю свою и хотел оттеснить брата своего, играя с ним (Быт. 21.9).

12. В этом заключена великая тайна. Играли вместе Измаил и Исаак; видит их, играющих, Сара и говорит Аврааму: «выгони рабу и сына ее, ибо не наследует сын рабыни с сыном моим Исааком» (Быт. 21.9-12; Гал.4.30). И когда Авраам огорчился, подтвердил ему Господь сказанное женой его. Уже в этом очевидна тайна, ибо это происшествие чревато каким-то (не знаю каким) будущим. Она видит играющих детей и говорит: «выгони рабу и сына ее».

Что это значит, братья? Ибо что плохого сделал Измаил мальчику Исааку тем, что играл с ним? Но эта игра была обманом, эта игра символизировала заблуждение. В самом деле, поразмышляйте, возлюбленные, о великой тайне. Апостол называет ее преследованием; саму игру, саму забаву он называет гонением, ибо говорит: «Но как тогда рожденный по плоти гнал (рожденного) по духу, так и ныне» (Гал.4.29), - то есть рожденные по плоти преследуют тех, кто рожден по духу.

Кто те, кто рожден по плоти? Это те, кто любит мир, любит преходяще. Кто те, кто рожден по духу? Это те, кто любит Царство Небесное, любит Христа, жаждет вечной жизни, беззаветно почитающие Бога. Они играют, и апостол называет это гонением. Ведь после того, как апостол сказал эти слова: «Но как тогда рожденный по плоти гнал (рожденного) по духу, так и ныне», - он продолжил и показал, относительно какого преследования он говорил: «Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном моим Исааком»» (Гал.4.29-30).

Мы смотрим, где это говорится в Писании, чтобы увидеть, упоминалось ли прежде какое-то преследование Измаилом Исаака, и находим, что это было сказано Сарой, только когда она увидела мальчиков, играющим вместе. Ту игру, которую увидела, как говорит Писание, Сара, апостол называет преследованием. Стало быть, особенно преследуют вас те, кто совращает вас, обманывая. «Приди, приди, крестись здесь, здесь ты получишь истинное Крещение».

Не играйте, есть лишь одно истинное Крещение, другое является игрой. Ты соблазняешься, и суровым будет преследование для тебя. Тебе лучше было бы приобрести Измаила для царства, но Измаил не хочет, поскольку, хочет играть. храни наследство Отца и слушай: «выгони рабу и сына ее, ибо не будет наследником сын рабыни с сыном моим Исааком» (Быт.21.10).

13. Эти еретики даже дерзают говорить, что обычно терпят преследования со стороны правоверных правителей. Какое преследование они претерпевают? Телесное мучение. Действительно ли они претерпевали его когда-нибудь и каким образом претерпевали — они сами знают, пусть спросят у совести своей. Допустим, они претерпели телесное мучение, но преследование, чинимое ими, гораздо тяжелее. Остерегайся, когда Измаил хочет играть с Исааком. Когда он заискивает перед тобой, когда предлагает другое крещение, отвечай: «я имею уже Крещение». Ибо если это Крещение истинное, то тот, кто хочет тебе дать другое, хочет обмануть тебя. Остерегайся преследования души. Ведь если партия Доната что-то претерпела со стороны правоверных правителей, то претерпевала телесно, а не обман духа.

Услышьте и узрите в самих древних событиях все знаки и указания на будущее. Известно, что Сара притесняла рабыню Агарь. Сара была свободна. После того как рабыня стала наполняться гордыней, Сара пожаловалась Аврааму и сказала: «Изгони рабу, она ожесточила выю свою предо мною». Как будто бы это случилось из-за Авраама, жена попеняла Аврааму, Авраам же, который был связан с рабой не жаждой похоти, но необходимостью продолжения рода, поскольку Сара дала ему (наконец) возможность иметь потомство, сказал ей: «вот служанка твоя, делай с ней, что тебе угодно» (Быт.16.6). И Сара стала серьезно притеснять ее, и та бежала от нее.

Смотри, свободная притесняла рабыню, и апостол не называет это преследованием. Раб играет с господином, и он называет это гонением. То притеснение не называется гонением, а эта игра называется гонением. Что вам видится здесь, братья? Разве вы не разумеете, что здесь прообразовано? Итак, когда Бог хочет — побуждает власть предержащих против еретиков, против раскольников, против разрушителей Церкви, против гонителей Христа, против хулителей Крещения, не следует этому удивляться, ибо Бог побуждает их, чтобы Агарь была бита Сарой.

Пусть Агарь осознает, кто она, пусть склонит выю, ибо когда она, оскорбленная, ушла от госпожи своей, встретил ее Ангел и сказал: «Что случилось, Агарь, служанка Сары?» (Быт.16.8). Когда она пожаловалась на госпожу — что она услышала от Ангела? «Возвратись к госпоже своей» (Быт.16.9). Так вот, именно для того она притеснялась, чтобы могла возвратиться. О, если бы она возвратилась! Ибо потомки ее, как сыны Иакова, получат наследие вместе с братьями.

14. Но они удивляются, почему христианские власти были побуждены против достойных проклятия разрушителей Церкви. Но разве они не должны были быть побуждены? Как бы они дали отчет перед Богом о власти своей? Услышьте, возлюбленные, что я скажу: это задача христианских государей этого века, чтобы они во времена своего правления несли мир для матери своей Церкви, в которой были рождены духовно.

Мы читали видение Даниила и деяния пророков. Три отрока в огне славили Господа, был поражен царь Навуходоносор славящими Бога отроками и тем, что огонь вокруг них не причиняет им вреда. И, поразившийсь, что сказал царь Навуходоносор, хотя он был ни иудеем, ни обрезанным, но был тем, кто поставил себе статую и заставлял всех поклоняться ей, и все же, пораженный хвалой трех отроков и увидев величие Бога, присутствующего в огне, что он сказал? «Я дам вам повеление для всех племен и языков во всей земле» (Дан. 3.29). Какое постановление? «Кто бы ни произнес хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, да будут истреблены, а дома их обращены в развалины» (Дан.3.29). Смотри, как свирепствует иноземный царь, чтобы не подвергался хуле Бог Израиля, поскольку Он смог избавить трех отроков от огня! А те (донатисты) не хотят, чтобы свирепствовали христианские цари из-за того, что подвергается гонению Христос, Которым не три отрока, но круг земной вместе с царями спасается от огня геены?

Ведь те три отрока, братья мои, были избавлены от огня временного. Неужели Бог Маккавеев не является тем же Богом трех отроков? Этих Он избавил от огня, а те телесно погибли в мучениях огня, но духовно остались в законных постановлениях (2 Мак. 7). Одни были избавлены явным образом, другие увенчаны в сокровенном смысле. Избавиться от пламени геены — это больше, чем от печи человеческой власти. Если же царь Навуходоносор признал, превознес и восславил Бога, потому что Он избавил трех отроков от огня, и так восславил, что разослал по царству своему постановление: «Кто бы не произнес хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, да будут истреблены, а дома их обращены в развалены» (Дан..3.29), - то как же эти (христианские) цари не должны были возмутиться, если они заботятся не об избавлении трех отроков от пламени, но об избавлении самих себя от геены, когда видят, что Христос, Который их избавляет, гонится христианами, и когда они слышат, что ты не христианин»? Эти еретики хотят совершать такое и при этом не хотят за такое претерпеть.

15. В самом деле, узрите, что они делают и что они терпят. Они убивают души, а наказываются телесно. Они приводят к вечной смерти и жалуются, что сносят временную. И все же что они терпят? Они называют нам неведомых мне мучеников своих: «Смотрите, Маркул был сброшен со скалы. Смотрите, Донат Багайский был брошен в колодец». Когда римские власти назначали такие казни, чтобы люди низвергались (со скалы или в колодец)? Я не знаю, что там произошло, но что передают наши (единоверцы)? То, что те сами низвергли себя, а обвинение пало на власти. Давайте вспомним, как действует обычно римская власть, и мы увидим, кому следует верить.

Наши говорят, что те сами себя низвергли. Но коль скоро (погибшие) не являются последователями тех, которые порой низвергают себя со скал, хотя их никто не преследует, мы не верим (в их самоубийстве). Ведь что было бы удивительного, если бы они совершили то, что обычно (совершают добровольные самоубийцы)? С другой стороны, римские власти никогда не применяли такого рода казни. Ведь неужели они не могли казнить открыто? А вот те, кто хотел, чтобы их почитали после смерти, не нашли бы другой смерти, которая бы их еще более прославила. В любом случае я не знаю, что там случилось. Но если ты, о партия Доната, претерпеваешь телесные страдания со стороны Католической Церкви, то это ты, Агарь, претерпеваешь со стороны Сары. «Возвратись к госпоже своей» (Быт.16.9).

Место, которое необходимо было рассмотреть, задержало нас несколько дольше, так что мы не смогли разъяснить весь тот текст Евангелия, который прочли. Между тем, братья мои возлюбленные, этого достаточно для вас; не хотелось бы, чтобы из-за разговора о других вещах удалилось из сердец ваших то, что было сказано. Усните это, произнесите это, ступайте воспламененные домой и зажигайте тех, кто хладен сердцем.

                  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.