Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 5.



                                             Гомилия 5.

1.Господь благоволил прийти нам ко дню, в который мы хотели выполнить свое обещание. Он явит нам и Свою благодать, для того, чтобы мы выполнили свое обещание. Ибо если то, что мы говорим, полезно для вас и для нас, то это исходит от Бога, если же это исходит от человека, то это ложь, как об этом сказал нам Сам Господь: «когда кто говорит ложь, говорит свое» (Иоан.8.44.) Действительно, никто ничего не имеет своего, кроме как лжи и греха. Если же человек обладает правдой и справедливостью, то это исходит от того источника, из которого мы утоляем жажду в пустыне, для того чтобы эти капли освежили нас во время нашего странничества, чтобы достигнуть нам покоя в Нем, где жажда наша будет окончательно удовлетворена. Поэтому, тот «кто говорит ложь, говорит свое», тот же, кто говорит правду, говорит от Бога. Иоанн говорил правду, так как он был послан самой Истиной, но каждый правдивый человек правдив от Истины. От кого он мог быть правдивым, как не от Того, Кто сказал о Себе: «Я есть Истина» (Иоанн.14.6.)? Как тогда во время крещения Христа он мог сказать, что должен сам креститься от Христа, а позже говорил: «Я не знал Его»? Если Истина послала Иоанна, то Христос послал его. Но то, что делает Христос с Отцом, делает Отец, и то, что делает Отец со Христом, делает Христос. Отец ничего не делает без Сына, и Сын ничего не делает без Отца. Они- нераздельная любовь, неразрывное единство, нераздельное величие, нераздельная сила, согласно словам Христа: «Я и Отец-одно», (Иоан.10.30.) Кто же тогда послал Иоанна? Если мы скажем, что Отец, скажем истину, если скажем, что Сын, также скажем истину, но, если сказать более полно, скажем: Отец и Сын. Тот, кто был послан Отцом и Сыном, был послан единым Богом, как об этом сказал Сын: «Я и Отец -одно». Как тогда Иоанн не знал Того, от Кого был послан? Он так сказал: «я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне...» Я спрашиваю Иоанна: «кто послал тебя крестить водой, что Он сказал тебе?» «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Иоанн.1.33.) Это сказал тебе Тот, Кто послал тебя? Именно так. Кто же тогда послал тебя? Может быть, Отец? Бог-Отец является источником истины, а Бог-Сын есть истина, если же Отец посылал тебя без Сына, то Бог посылал тебя без истины. Но если ты, Иоанн, истинен, именно потому, что ты говоришь истину и говоришь ее от истины, тогда не Отец без Сына послал тебя, но вместе Отец и Сын послали тебя. Но если Сын вместе с Отцом послал тебя, как ты не знал Того, Кто послал тебя? Тот, Кого ты видел в Истине, Который и послал тебя, чтобы быть узнанным во плоти, сказал: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».

2. Разве этот голос был произнесен для Иоанна, чтобы он узнал Того, Которого не знал ранее, или же для того, чтобы он узнал более достоверно Того, Кого уже знал? Ибо если бы он совершенно не знал Господа, то как мог сказать Ему, приходящему креститься: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3.14.) Если он так говорил, значит он знал Его. Но когда спустился голубь? После того, как Господь крестился и вышел из воды. Но, поскольку Тот, Кто послал Иоанна, сказал: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым», то это означает, что Иоанн еще не знал Его, до того, пока не увидел спускающегося голубя, а это произошло, после того, как Господь вышел из воды. Итак, Иоанн, увидев Господа, приближающегося к реке, узнал Его, и это нам очевидно, значит в каком-то смысле он знал Его, в каком-то смысле, еще не знал Его. Если мы не поймем этого, то посчитаем Иоанна лжецом. Как тогда могло быть правдой, когда, узнав Господа он говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Было ли это правдой, когда он так говорил? Но как тогда может быть правдой, когда он сказал: «я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.»? Поэтому через голубя Господь явил Себя Иоанну, не как человеку, который Его вообще не знал, а как тому, который знал Господа определенным образом, не зная Его в другом. Поэтому мы должны попытаться узнать, что Иоанн не знал в нашем Господе, и что узнал о Нем посредством голубя.

 3. Почему Иоанн был послан крестить? Помню, что я объяснял это вам, возлюбленные, в меру своей способности. Если крещение Иоанна было необходимо для нашего спасения, то оно должно быть совершаемо и в настоящее время. Мы не должны считать, что в настоящее время люди не достигают спасения так, как это было в прежнее время, или, что ранее оно было другим, нежели сейчас. Если Христос изменился, то также изменилось наше спасение, но если наше спасение во Христе, а Христос всегда один и тот же, то спасение для нас одно и то же. Итак, зачем Иоанн был послан крестить? Для того, чтобы был крещен Христос. Для чего Ему нужно было крещение? Зачем Он родился? Почему Он был распят? Он пришел показать нам путь смирения, и Сам прошел этим путем, являя смирение во всех обстоятельствах Своей жизни. Поэтому Он пожелал, чтоб Его служители ценили Его крещение, спешили бы принять Его крещение, как Он не отказался принять крещение от Своего служителя. Такова привилегия дана была Иоанну, что его крещение стало называться его именем.

4. Пусть ваша любовь со вниманием прислушается к этому, и сохранит то, что поймет. Крещение, которое был послан совершать Иоанн, называлось его именем, один он получил такую привилегию. Никто до него, и никто после него не получал права совершать крещение, которое было бы названо его именем. Ему дано было право крестить, ибо никто не может это принимать сам собою, так как человек, говорящий сам от себя, может говорить только ложь. (Иоанн.8.44). От кого получил Иоанн эту власть, как не от Господа нашего Иисуса Христа? От Него он получил власть крестить, Которого впоследствии сам будет крестить. Не удивляйтесь этому, ибо Христос поступал с Иоанном таким же образом, как поступил и в отношении Своей Матери. Действительно, сказано о Христе: «все чрез Него начало быть» (Иоанн.1.3). Если все чрез Него начало быть, то Им создана и Мария, от Которой впоследствии родился Христос. Будьте внимательны, возлюбленные: как Господь создал Марию, так и Он был рожден Марией, как Он повелел крестить Иоанну, так и Он принял крещение от Иоанна.

 5. Он принял крещение от Иоанна, принял низшее крещение от Своего служителя, предоставив Своим слугам принимать более возвышенное крещение. Но почему Он не был единственным крещенным от Иоанна, который был по сути послан крестить Господа и приготовить путь Господу, то есть, для самого Христа? Мы уже говорили об этом, но думаю, что для настоящего вопроса следует вновь об этом упомянуть. «Если бы только один наш Господь Иисус Христос крестился бы крещением Иоанна», - замечайте, о чем мы говорим, чтобы мир не стер из ваших сердец того, что Дух Божий в них начертал, чтобы тернии забот не заглушили семя, посеянное в вас: поэтому мы вынуждены повторять об одних и тех же вещах, что не слишком доверяем памяти вашего сердца, - если бы только Господь был крещен крещением Иоанна, то некоторые бы утверждали, что крещение Иоанна возвышеннее крещения Христа. Они сказали бы: «это крещение возвышеннее, потому что только Христос заслужил креститься им.» Поэтому Господь преподал нам пример смирения, чтобы мы получили спасение, приобретаемое крещением, которое не было необходимо для Него, но необходимо для нас. Он также хотел, чтобы люди крестились от Иоанна, и не считали, что оно возвышеннее крещения Христа. Но крещения Иоаннова не было достаточным для тех, кто его получал: они также должны были принять крещение Христа, потому что крещение Иоанна не было крещением Христа. Те, кто получает крещение Христа, не ищут крещения Иоанна, а те, кто принял крещение Иоанна, искали крещения Христа. Таким образом, крещение Иоанна было достаточным для Христа. И как могло быть иначе, если оно даже не было необходимым? Ибо Он не нуждался в крещении, и принял его от Своего слуги. чтобы побудить нас к принятию крещения. И чтобы крещение слуги не было предпочтительнее крещения Господня, и другие слуги крестились крещением этого служителя. Но тот, кто крестился крещением слуги, должны были креститься крещением Господним, но крестившиеся крещением Господним, не нуждаются в крещении служителя.

 6. Иоанн получил власть совершать крещение, которое стало называться его именем, Господь Иисус Христос не пожелал никого крестить, но это не значит, что никто не получил крещения Господня, а потому, что Он и только Он, Сам Господь крестил, но совершал это через Своих служителей. Другими словами, тех, кого крестили служители Господа, крестил Господь, а не они. Ибо одно дело- крестить в качестве служителя, совсем другое- крестить собственной властью и силой. Крещение приобретает свою силу от Того, Кто дает власть к совершению его, а не от того, кому это служение поручено. Каким был Иоанн, таким было и его крещение: святое крещение праведного человека, но все же, хоть и праведного, но человека, который получил от Господа великую благодать быть Предтечей Судии, указав на Него, исполняя слово пророчества: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу». Каким был Господь, таким было и Его крещение: крещение Господне было божественным, потому, что Господь Иисус Христос был Богом.

 7. Конечно, Господь наш Иисус Христос мог бы, если бы захотел, дать власть одному из Своих слуг совершать крещение как бы вместо Себя, передав ему силу крещения, которая принадлежала Господу. Но Он не захотел этого делать, чтобы получающие крещение надеялись на Него, и чтобы слуга не надеялся на слугу. Вот почему Апостол воскликнул, когда увидел людей, желающих возложить свою надежду на него: «разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор.1.13.) Поэтому Павел крестил как служитель, а не как обладающий собственной властью, только Господь может крестить собственной силой. Понимаете ли, вы это? Господь мог дать эту власть Своим слугам, но не пожелал. Если бы Он дал им такую силу, и они стали бы иметь то, что принадлежит Господу, тогда было бы столько крещений, сколько бы было служителей. И так как мы говорим о крещении Иоанна, мы говорили бы о крещении Петра, крещении Павла, крещении Иакова, крещении Фомы, Матфея, Варфоломея, подобно тому, как мы называем крещение Иоанна. Возможно здесь некоторые возразят и скажут: «Докажи нам, что крещение, совершаемое Иоанном, называлось его именем? Я докажу это словами самой Истины, когда Он спрашивал иудеев: «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф.21.25) Поэтому, чтобы не было множества крещений, по числу служителей, которые получили власть от Господа крестить, Господь сохранил для Себя силу крещения, доверив слугам только его совершение. Слуга говорит, что он крестит, и говорит так справедливо, как и апостол говорит: «Крестил я также Стефанов дом.» (1 Кор.1.16.), но так как слуга. Поэтому, даже если он плох, но имеет служение крестить, и, если люди не знают этого, а знает только Бог, Который и сохраняет силу за Собой, совершая крещение через него.

 8. Это и есть то, что Иоанн не знал о нашем Господе. Он знал, что это Господь, и что он должен был креститься от Него, об этом он говорит прямо, так как Господь есть истина, Иоанн же был праведным, посланным от Истины. Но что он не знал о Господе? То, что Господь сохранит для Себя силу Своего крещения и не будет передавать ее никому из Своих слуг. Поэтому, будет ли служитель добрым или худым, крещаемый человек должен будет знать, что он крестится Тем, Кто оставил за Собой силу этого крещения. Именно это, братья мои, Иоанн не знал о Господе, узнал он об этом через явление голубя. Ибо он знал Господа, но не знал того, что Он сохранит за Собой силу крещения, и не отдаст ее никому из Своих слуг. Вот что и означают его слова: «я не знал Его». Чтобы вам быть уверенными в том, что он это узнал, послушайте: «пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, Тот и есть.» Кто есть? Господь. Но Иоанн уже знал Господа. Обратите внимание, что Иоанн до этого говорил: «я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне». Что Он ему сказал? Вот что: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего, как голубя». Давайте остановимся на этих словах с вниманием: «на кого увидишь Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, Тот и есть» Что означают слова «Тот и есть»? Чему хотел научить меня через голубя Тот, Который послал меня? Тому, что Он был Господом? Это я уже знал от Того, Кто меня послал. Я уже знал Того, Кому говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Я уже хорошо знал Господа, поэтому и желал креститься от Него, и не желал, чтобы Он был крещен мною, и тогда Он сказал мне: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3.15) «Я пришел, чтобы пострадать, неужели поэтому я не должен креститься? Пусть исполнится всякая правда», -сказал мне Бог мой, - «Пусть по справедливости все будет исполнено, и Я преподам вам пример совершенного смирения. Я знаю, что в Моем народе, в будущем, будут гордые люди, знаю, что будут люди, которые будут превозносится особыми дарами благодати, будут считать себя лучше других за свое целомудрие, за свою милостыню, за знание, будут пренебрегать получением крещения, от тех, кто в их глазах будет прост и ниже их. Необходимо Мне исцелить их, чтобы они не презирали и приходили к крещению Господнему, так как Я пришел к крещению слуги.»

 9. Уже тогда Иоанн знал это, и знал Господа. Что же открыл ему голубь? Чему Он хотел научить его посредством голубя, то есть, посредством Святого Духа, приходящего таким образом, чтобы научить того, кого Он послал, говоря: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть»? Кто Он есть? Господь? Но это я уже знал. Но знал ли ты, что Господь, имеющий власть крестить, не отдаст этой власти никому из Своих слуг, но сохранит ее для Себя, чтобы люди, крестившиеся от слуги, не приписали благодати этого крещения этому слуге, но только Господу? Разве это ты знал? Я этого еще не знал, поскольку Он сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Он не сказал мне: «это Господь», не сказал: «это Христос», не сказал: «это Бог», не сказал: «это Иисус», не сказал: «это Тот, Кто родился от Девы Марии, родился после тебя, но идет перед тобой», этого Он не говорит, ибо Иоанн это все уже знал. Но что он не знал? Того, что Господь сохранит силу крещения единственно за Собой, как во время Своего присутствия на земле, так и после Своего вознесения телом на небо, оставаясь на земле Своим могуществом, чтобы ни Петр, ни Павел не могли сказать: «это мое крещение». Обратите поэтому свое внимание на то, как говорили об этом апостолы. Никто из апостолов не говорил: «это мое крещение». Хотя Евангелие было единым для всех, мы можем слышать, как они говорят: «мое Евангелие», но вы не найдете ни одного, кто говорил: «это мое крещение».

 10. Вот что, братья мои, узнал Иоанн. Мы тоже хотим узнать о том, о чем узнал Иоанн через голубя. По существу, голубь учил не Иоанна, но наставлял Церковь, о которой говорится: «единственная - она, голубица моя» (Песнь песней. 6.8.) Пусть голубь научит нас, чему он учил, о чем был научен Иоанн посредством голубя. Святой Дух сошел в виде голубя. Почему Иоанн был научен, и научен именно через голубя? Действительно, он нуждался в этом научении, но почему это знание он получил от голубя? Что я скажу о голубе, братья мои? Способно ли мое сердце и мой язык сказать то, что я желаю? Возможно я не способен сказать должным образом о том, о чем желал бы сказать. Поэтому я хотел бы услышать об этом от того, кто более меня способен сказать об этом. 11. Иоанн учится познавать Того, Которого уже знал. Он узнает о Нем не то, что знал, а то, что еще не знал. Что он уже знал? То, что это Господь. Чего он еще не знал? То, что сила крещения Господня не перейдет от Господа ни к какому человеку, и что людям, как добрым, так и злым, будет предоставлено только служение крещения. Голубь не боится плохих служителей, признавая силу Господа. Какой вред может вам причинить плохой служитель, где благой Господь? Какое препятствие может причинить злой служитель тому, к кому благосклонен Судья? Это узнал Иоанн с помощью голубя. Что он узнал? Пусть он сам еще раз повторит это: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». Поэтому не обманывайтесь, когда слышите говорящих: «мы крестим». Вспоминайте голубя, и чему он учил: «Тот есть крестящий Духом Святым». Через голубя мы узнали, что это Он крестит, и если вы думаете, что крещены силою тех, кто совершает служение крещения, то вы не являетесь телом голубя, и если вы не являетесь телом голубя, то не удивляйтесь тому, что у вас нет простоты, потому как простота предоставляется голубем.

 12. Поэтому, братья мои, Иоанн узнал от простоты, которые имеют голуби, Того, Кто крестит Святым Духом. Поэтому те, кто разделяет Церковь, не есть голуби. Ястребы они, хищные птицы. Голубь не разрывает. Вы видите, как они злятся на нас и нападают на нас*, считая нас виновниками своих преследований, которые претерпевают. Действительно, в физическом плане, они подвергаются преследованиям, которые попускает им Господь в этом мире, чтобы они исправились и не были бы наказаны в вечности. Они те, кто действительно преследуют Церковь, так как путем обмана они сильнее ранят сердце, пронзая его мечом языка, они более жестоким образом проливают кровь, убивая Христа в человеке. Они боятся суда власти. Что власть сделает тебе, если ты добр? Конечно, если вы злы, то у вас есть причины боятся власти, которая не напрасно носит меч (Рим.13.4.), как об этом говорит Апостол. Вы только не видите меча своего, которым поражаете Христа. Христианин, что ты преследуешь в другом христианине? Что император преследовал в вас? Он преследовал плоть, а вы преследуете в христианине его душу. Вы не убиваете тело. Хотя они не щадят даже и тела: когда могли, они убивали и мечом, не щадя ни своих, ни чужих. Это известно всем. Власть ненавидима ими, потому что она блюдет закон. Они ненавидят тех, кто поступает по закону, но нарушителей закона они поддерживают. Пусть каждый из вас, братья мои, поразмышляет о том, что характеризует христианина. Являясь человеком, он имеет много общего со всеми людьми, его принадлежность к христианству отличает его от многих других, и для него гораздо дороже быть христианином, чем быть просто человеком. Ибо, поскольку он христианин, образ Божий был восстановлен в нем Тем, Кто создал человека по Своему образу, но если он просто человек, то может быть злым, язычником, идолослужителем. Вы преследуете в христианине то, что является его лучшей частью, вы хотите отнять у него то, чем он живет. Во временной жизни душа оживляет его тело, но в вечности он будет жить благодаря благодати крещения, которую он получил от Господа. Вы хотите отнять у него то, что он получил от Господа, хотите отнять у него то, чем он живет. Разбойники, когда хотят ограбить человека, имеют намерение обогатить себя и лишить своих жертв всего того, что у них есть, вы же забираете у христианина то, что у него есть, не становясь от этого богаче. На самом деле они делают то же самое, что и те, которые отнимают естественную жизнь: отбирая ее у другого, они не приобретают двух жизней для себя. *Речь о расколе Доната.

 13. Что вы хотите отнять? Что не устраивает вас в человеке, которого вы хотите снова крестить? Вы не можете дать ему то, что у него уже есть, но заставляете его отрицать то, что у него есть. Какую жестокость совершал языческий гонитель Церкви? Меч был обнажен против мучеников, отвязывались дикие звери, разжигался костер. Для чего это делали? Для того, чтобы страдалец сказал: «я не христианин». Чему вы учите того, которого хотите снова крестить, как не тому, чтобы он сказал: «я не христианин»? Чтобы достичь этой цели, преследователи когда-то использовали огонь, в настоящее время вы используете для этого свой язык: обманом вы получаете то, чего не удавалось добиться убийством. Но что вы обещаете дать и кому? Если христианин скажет вам правду и не солжет, позволяя вам обмануть себя, он скажет: «у меня уже есть это». Вы спрашиваете: «у вас есть крещение?». «У меня есть», -он ответит вам. Но вы говорите ему, что не дадите ему того, что есть у вас, пока он говорит: «у меня есть это». «И не давайте это мне, потому что то, что вы хотите дать, есть у меня и не может быть отнято от меня. Но, подождите, я желаю узнать о том, чему вы хотите научить меня. Прежде всего, вы хотите, чтобы я сказал, что у меня нет крещения. Но оно у меня есть, и если я скажу, что у меня его нет, то я солгу.» «У тебя его нет», - настаиваете вы. «Объясните мне, почему у меня его нет». «Грешный человек дал тебе его». «Значит Христос плох, если Он дал мне через грешника.» «Я не говорю, что Христос плох», - отвечаете вы, - «но Христос не давал его тебе.» «Но кто дал его мне? Ответьте мне. Я знаю, что получил от Христа.» «Это не Христос дал тебе, но некоторый предатель, исказитель Священного Писания.» * «Буду ли я исследовать, кто был слугой? Нужно ли исследовать, кто говорил от имени Судьи? Я не оспариваю слугу. Я смотрю на Судию. И возможно, в вашем упреке против слуги вы ошибаетесь. Я не хочу участвовать в каких-либо расследованиях, пусть Господь рассудит вас и Своего представителя. Если я попрошу вас предоставить мне доказательства, вы не сможете мне их дать. Ты лжешь, что это было уже доказано. Но я не основываю свое дело на этом, так что, если я защищаю невинных людей, вы не думайте, что я надеюсь на людей, пусть даже невиновных. Пусть люди будут такими, какие есть, я получил крещение Христово, я был крещен Христом.» «Нет», - говорят они, - «не Христос, а этот епископ крестил тебя, который имеет общение с отступниками.» «Я был крещен Христом, я это знаю.» «И откуда ты это знаешь?» «Я узнал это от голубя, которого видел Иоанн. О злой стервятник, ты не сможешь оторвать меня от груди Голубя. Я один из числа этих голубей, и я знаю, чему научил голубь. Вы говорите мне: «тот или иной крестил тебя». Голубь говорит мне и тебе: «Тот есть крестящий» (Иоан.1.33.) Кому я должен верить, стервятнику или голубю? *Августин затрагивает здесь дело епископа Цецилиана Карфагенского, которого донатисты обвиняли в выдаче священных книг, не доказав этого.

 14. На самом деле, с вашим ответом мне, вас смутит тот светильник, который когда-то смущал прежних противников Господа, фарисеев, которые были похожи на вас. Они спрашивали Господа, какой властью Он действовал. «Спрошу и Я вас об одном», -отвечал Он, - «крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» И те, которые готовились хитростью уловить Его, попали в сеть собственного вопроса. Они стали рассуждать между собою: «если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?» (Мф.21.24-26) Ибо Иоанн говорил о Господе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн.1.29) Почему вы спрашиваете Меня, какой властью Я действую? О волки, то, что Я делаю, делаю по власти Агнца. Но почему, чтобы узнать Агнца, вы не поверили Иоанну, который говорил: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»? Но именно потому, что они знали, что сказал Иоанн о Господе, рассуждали между собой: «если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? Если мы скажем: «Это от людей, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка». С одной стороны, они боялись народа, с другой- боялись сказать правду. Они были тьмой, и отвечали темно, но свет преодолел их. Но что они ответили? «Мы не знаем». Они хорошо все знали, и все же сказали: «мы не знаем». И Господь ответил: «и Я вам не скажу, какою властью это делаю.» (Мф.21.26-27) Таким образом, первые враги Христа были постыжены. Каким образом? Через свет. Кто этот светильник? Это Иоанн. Можем ли мы доказать, что он был светильником? Мы можем это доказать. Господь сказал: «Он был светильник, горящий и светящий.» (Иоанн.5.35.) Можем ли мы доказать, что через него враги Христа были постыжены? Послушайте псалом: «Поставлю светильник помазаннику Моему. Врагов его облеку стыдом.» (Пс.131.17-18)

 15. Во тьме этой жизни мы ходим со светильником веры, давайте также держать светильник, который есть Иоанн, им будем пристыжать врагов Христа. Вернее, сам Христос постыдит врагов Своих Своим собственным светильником. Давайте зададим им вопрос, который Господь предлагал евреям: «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» Что они скажут? Смотрите, если они боятся света, как и прежние враги Христа, то что они скажут? Если они скажут, что его крещение от людей, то собственные их последователи побьют их, если скажут, что не с небес. Мы спроим их: «Почему же вы тогда не поверили ему?» Они могут сказать: «Мы ему верим». Как же вы тогда говорите, что это вы крестите, в то время как Иоанн говорит: «Это Он крестит»? «Но, служители такого великого Судии, крестящие, должны быть праведными.» Я тоже так говорю, и все мы так говорим, что служители великого судии должны быть праведными. Пусть служители пожелают быть праведными, но даже если те, кто сидят на кафедре Моисея не будут праведными, мой Учитель удостоверяет меня в безопасности, ибо Дух свидетельствует, говоря о Нем: «Это Он крестит». Как Он делает меня спокойным? «Книжники и фарисеи», -говорит Он, - «сидят на Моисеевом седалище, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают.» (Мф.23.2-3) Если служитель праведный, к ним я причисляю Павла, причисляю Петра, таких служителей я считаю праведными, потому что поистине, праведные служители не ищут своей славы. Именно потому, что они служители, они не хотят, чтобы их считали судьями, и с негодованием отнеслись бы к тому, что люди пожелали бы возложить надежду свою на них. Таким служителем был Павел. Что он говорит? «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор.3.6-7). Напротив, гордый служитель, подобен дьяволу, но это не означает, что дар Христа оскверняется, проходя через него, как вода, проходящая через канал, остается прозрачной и чистой, достигая плодородной земли. Конечно, сам канал может быть сделан из камня, поэтому вода в каменном канале не произведет никаких плодов, но достигнув сада, она производит много плодов. Духовная благодать таинства подобна свету: он освещает тех, кто должен быть освещен, и если он даже проходит через нечистое, то не загрязняется. Пусть служители будут праведными, пусть они не ищут своей славы, но славы Того, служителями Которого они являются. Они не должны говорить: «Крещение мое», потому что оно им не принадлежит. Пусть для них примером в этом будет Иоанн. Иоанн был исполнен Святым Духом, он принял служение крещения с небес, а не от людей, но для чего он его получил? Он сам сказал об этом: «Исправить путь Господу». (Иоанн.1.23., Ис.40.3.) Но как только Господь стал известен, Сам Господь стал этим путем, и больше не было необходимости в крещении Иоанна, приготовляющего путь для Него. Глава 16. Как обычно они* отвечают нам? «После Иоанна дано было наше крещение». Действительно, прежде чем этот вопрос был тщательным образом рассмотрен в Католической Церкви, многие, даже великие святые люди, ошибались в нем. Но так как они были из числа голубей, то не отделились, и на них исполнилось то, о чем говорил Апостол: «Если же вы, о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Флп.3.5.) Те же, кто отделился от Церкви, стали раскольниками. Что тогда стали они говорить? Если после крещения Иоанна необходимо было вновь креститься, то почему не следует вновь крестить еретиков? Действительно, те, кто только имел крещение Иоанна, крестились вновь, по повелению Павла, так как они не имели еще крещения Христова. (Деян.19.3-5) Почему же тогда вы, скажите, возвеличиваете заслуги Иоанна, при этом не обращаете внимания на несчастных еретиков? Я также говорю, что еретики- преступники, но еретики преподают крещение Христово, которое Иоанн не давал. *Донатисты.

 17. Я иду к Иоанну, чтобы сказать вместе с ним: «Он Тот, кто крестит». Иоанн был лучше еретика, точно так же, как он был лучше пьяницы, лучше убийцы. Должны ли мы повторять крещение, данное человеком, который стоит ниже чем Иоанн, по той лишь причине, что Апостолы крестили после Иоанна? Предположим, что один из донатистов был крещен пьяницей, - я не говорю здесь о убийце, про сообщника какого-то злодея, про грабителя чужого имущества, я не говорю об угнетателе сирот, не говорю о прелюбодее, разрушающего чужую семью, ни о ком из этих людей я не говорю. Я говорю о том, что обычно всегда бывает, о повседневных вещах, свидетелями которых вы являетесь, живущие в этом городе, например, когда слышите, как люди говорят: «Давайте выпьем, хорошо проведем время праздника в эти первые дни января, когда нет поста». Как вы видите, я говорю не о серьезных, но о простых вещах. Ну и что в том, что крестил человек, находящийся в состоянии опьянения, кто лучше: Иоанн или этот пьяница? Отвечайте, и, если можете, скажите, что пьяница лучше Иоанна, но так ответить вы не посмеете. Если Апостолы вновь крестили тех, которые уже получили крещение Иоанна, тем более тем, кто трезвенен, придется перекрещивать тех, кто был крещен пьяницей? Но вы можете сказать, что этот пьяница находится в общении со мной. Но, разве Иоанн, друг Жениха, не был в общении с Женихом?

 18. Но кем бы вы ни были, я спрашиваю вас, кто лучше: вы или Иоанн? Конечно, вы не посмеете сказать, что вы лучше Иоанна. Тогда, пусть ваши последователи, если они будут лучше вас, крестят повторно после вас. Ибо, поскольку мы крещаемся после Иоанна, то покраснеем, если никто не будет крестить после нас. Вы скажете: «Но я имею крещение Христово, и его проповедую.» Тогда узнайте о Судье, и не будьте гордыми проповедниками. Вы преподаете крещение Христа, поэтому мы не крестим после вас. После Иоанна крестили вновь потому, что он не преподавал крещения Христа, давал свое крещение, так как он получил власть давать крещение от своего имени. Итак, вы не лучше Иоанна, но крещение, которое вы даете, превосходней крещения Иоанна, так как одно - от Христа, другое - от Иоанна. Также и с крещением, которое давалось Павлом и Петром, оно было крещением Христа, и даже крещение, которое давал Иуда, было также крещением Христа. Иуда крестил, но после Иуды крещение не повторялось. Иоанн крестил, и после Иоанна крестили вновь. Потому как крещение, которое давал Иуда, было крещением Христа, а то, что давал Иоанн, было крещением его собственным. При этом мы не предпочитаем Иуду Иоанну, мы предпочитаем крещение Христа, даже если оно давалось руками Иуды, крещению Иоанна, даваемое рукою Иоанна. И действительно, сказано было о Господе, что прежде Своего страдания Он крестил больше, чем Иоанн, после чего Евангелист добавляет: «хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Иоанн.4.1-2) Он и не Он: Он по власти, они по служению. Они совершали служение крещения, но сила крещения оставалась во Христе. Итак, Его ученики крестили, и Иуда еще был тогда в числе Его учеников. Те, кого крестил Иуда, не были крещены повторно, а те, которые были крещены Иоанном, крестились вновь? Конечно, да. Но это было другое крещение. Те, кто был крещен Иоанном, крестил Иоанн, те, которых крестил Иуда, крестил Христос. Подобным образом, те, которые были крещены пьяницей или убийцей, или прелюбодеем, если они получили крещение Христа, крестились Христом. Меня не беспокоит то, что служитель является прелюбодеем, пьяницей или убийцей, потому, что внимаю голубю, через которого мне сказано: «Он Тот, кто крестит».

 19. Даже более этого, братья мои, не разумно было бы сказать, что Иуда, или любой другой человек, был превосходнее того, о ком сказано: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11.11) Ни один служитель не может быть выше Иоанна, но крещение Господне, даже если оно дается через недостойного служителя, предпочтительней крещения слуги, даже если он был Его другом. Послушайте, что говорит Апостол о некоторых лжебратьях, которые проповедовали слово Божие по зависти, вот что он об этом говорит: «Я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп.1.15-18) Они проповедовали Христа по любопрению, но все же они проповедовали Христа. Не обращайте внимания на причину, подвигающую проповедника говорить о Христе, но о том, Кто проповедуется вам. Христос проповедан вам из зависти? Не подражайте в этом проповеднику, но подражайте Христу, проповеданному вам. Таким образом, некоторые проповедовали Христа из зависти. Что такое зависть? Ужасный порок. Через этот порок произошло падение дьявола, эта губительная чума низвергла его в бездну, и эта же чума овладела некоторыми проповедниками Христа, но тем не менее, Апостол разрешает им проповедовать. Почему? Потому что они проповедовали Христа. Тот, кто завидует, тот и ненавидит. Что говорит Апостол о таких? Послушайте Апостола Иоанна: «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Иоанн.3.15) После крещения Иоанна было необходимо новое крещение, после же крещения, данного убийцей, не дается нового крещения. Так потому, что Иоанн давал свое крещение, убийца же давал крещение Христа. Это таинство настолько свято, что даже служение убийцы его не оскверняет.

 20. Я не презираю Иоанна, но верю тому, что он говорит. В чем я верю Иоанну? Тому, что научил его голубь. Чему он научился от голубя? Тому, что «Тот есть крестящий Духом Святым». (Иоанн.1.33.) Помните об этом, братья, и содержите эту истину в сердцах своих. Если я пожелал бы более подробно объяснять вам, почему Иоанн узнал об этом через голубя, то у меня не было бы для этого достаточного времени. Надеюсь, что мне удалось в определенной степени объяснить вам, возлюбленные братья, о том, что именно голубь открыл Иоанну такого, чего Иоанн еще не знал о Христе. О том, почему Иоанн должен был об этом узнать через голубя, я объясню очень кратко. Я не буду обременять вас длинной речью еще и потому, что у нас есть еще многое, о чем надо будет поговорить. С помощью ваших молитв мне удалось выполнить свое обещание, которое я давал вам, поэтому я также буду надеятся на ваши молитвы и доброе расположение, чтобы объяснить, почему Иоанн мог узнать только от голубя о том, что Господь есть Тот, «Кто крестит Духом Святым», и почему он никому из Своих слуг не передал силу этого крещения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.