Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 6.



                                      Гомилия 6.

1.Признаюсь вам, возлюбленные братья, я переживал, что холодная погода охладит ваше желание собраться вместе здесь, но ваше многолюдное собрание показывает горячность вашего духа, и я не сомневаюсь, что вы молились о мне, чтобы я смог отдать вам то, что должен. Я обещал вам, во имя Христа, изъяснить сегодня то, что вчера не смог сказать по недостатку времени, а именно, почему Бог хотел показать святого Духа в виде голубя. Этот момент наступил, в который нам предоставляется возможность объяснить это, и я вижу ваше желание услышать меня и благочестивую преданность, ради чего вы собрались в большем количестве, чем обычно. Пусть Бог, через мои уста, исполнит ваши ожидания. Конечно, вы бы не пришли, если бы любовь не подвигла вас, но любовь к чему? Если это любовь к нам, то это хорошо, так как мы хотим быть любимыми вами, но только чтобы эта любовь была не только к нам. Мы любим вас во Христе, и именно во Христе вы также любите нас, и пусть наша взаимная любовь воздыхает взаимно перед Богом, и это воздыхание - воздыхание голубя.»

2. Итак, особенность голубей- ворковать, как все мы это знаем, и именно любовь заставляет их ворковать, тогда послушаем что говорит Апостол, и больше не будем удивляться тому, почему Святой Дух пожелал показать Себя в виде голубя: «Мы не знаем», - говорит он, - о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.» (1 Рим.8.26.) Что же, братья мои? Скажем ли мы, что Дух воздыхает там, где Он имеет совершенное и вечное блаженство с Отцом и Сыном? Святой Дух — это Бог, как и Сын Божий есть Бог, и Отец — Бог. Я сказал «Бог» три раза, но я не сказал три Бога, потому что Отец, Сын и Святой Дух — один Бог: вы прекрасно это знаете. Поэтому Святой Дух не воздыхает в Себе в этой Троице, в этом блаженстве, в этом вечной сущности, но в нас Он воздыхает, поэтому Он заставляет нас воздыхать. И это не без смысла, что Святой Дух учит нас воздыхать: Он напоминает нам, что мы являемся пришельцами на чужбине, Он учит нас воздыхать о нашей родной стране, именно это желание заставляет нас воздыхать. Тот, кто хорошо чувствует себя в этом мире, или, вернее, кто думает, что с ним все хорошо, кто радуется плотским вещам, изобилию вещей временных и тщетному счастью этого века, имеет крик ворона, потому что крик ворона полон шума, а не воздыхания. Но тот, кто знает, что он находится под бременем этой смертной жизни, и знает, что он паломник, устраненный от Господа (2 Кор. 5.6.), и еще не обладает тем вечным блаженством, которое обещано нам, но обладает им только в надежде, ожидая этого осуществления, когда Господь придёт во славе, Который раньше приходил к нам в смирении, тот кто знает это, тот воздыхает. И пока он воздыхает по этой причине, его воздыхание хорошее, Святой Дух научил его так воздыхать, он узнал об этом от голубя. Многие, в действительности, воздыхают из-за земного несчастья, они разбиты потерями, обременены телесными недугами, заключены в тюрьмы, связаны цепями, избиваемы волнами моря, окружены ловушками врагов, поэтому они воздыхают, но не воздыханием голубя, не из-за любви к Богу, они не воздыхают Духом. Поэтому, как только они освобождаются от своих страданий, они ликуют громкими криками радости, в результате чего становится очевидным, что они вороны, а не голуби. Не случайно ворон был отправлен из ковчега, и он не вернулся, голубь наоборот, был отправлен, и вернулся. Этих двух птиц Ной отправил из ковчега. (см.Быт.8.6-9) У него был ворон под рукой, у него также был и голубь, ибо ковчег содержал оба вида, и если Ковчег изображал Церковь, то вы можете легко увидеть, что Церковь в потопе этого мира содержит в себе оба этих вида, ворона и голубя. Кто такие вороны? Тот, кто ищет своего. Кто такие голуби? Это те, кто ищет Христа. (см.Флп.2.21.)

 3. Когда Господь послал Святого Духа, то показал это видимым образом двумя образами: в виде голубя и в виде огня. В виде голубя, когда Он крестился, в виде огня, над собравшимися вместе учениками. Так это произошло после воскресения, когда Господь восшел на небо, проведя сорок дней со Своими учениками, послав им в день Пятидесятницы Святого Духа, Которого Он обещал им. Пришел Дух, наполнив то место, в котором были ученики. В начале раздался звук с неба, как звук от сильного ветра, как читаем мы об этом в Деяниях Апостолов: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них... и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян.2.3-4). В одном случае мы видели голубя, спускающегося на Господа, в другом- языки, разделяющиеся и почивающие на собравшихся учениках: в первом случае, указывается простота, во втором пыл. На самом деле есть такие, о которых говорят, что они простые, но они бывают ленивыми, их называют простодушными, а на самом деле они беспечные. Не таким был Стефан, исполненный Святым Духом: он был прост, поэтому никому не причинял вреда, он был горяч, поэтому он упрекал нечестивых. Действительно, он не молчал перед иудеями. Из его уст исходили такие огненные слова: «Люди с необрезанными сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.» (Деян.7.51.) Это очень жесткие слова, но гнев голубя не бывает с желчью. Вот доказательство того, что его гнев был без желчи: услышав эти слова, иудеи, которые были воронами, немедленно побежали к камням, чтобы бросить их на этого голубя. Стефана начинают побивать камнями, и тот, кто немного ранее бушевал и пламенел пылом своего духа, которым он как бы набрасывался на своих врагов, огненными словами, которые вы слышали: «Жестоковыйные! Люди с необрезанными сердцем и ушами!», так что тот, кто слышал эти слова, мог подумать, что Стефан, если бы ему позволили, предал бы своих противников огню, когда камни, брошенные их руками, достигли его, он встал на колени и молился о них, говоря: «Господи! Не вмени им греха сего.» (Деян.7.59.) Он был в единстве с голубем. Ибо его Учитель, на Которого спустился голубь, пригвожденный к кресту, говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк.23.34.) Итак, голубем показано, что освященные Духом не должны иметь никакой хитрости, а что их простота не должна быть холодной, показывает огонь. Поэтому не удивительно, что языки огня разделились. Языки различны, поэтому Святой Дух появился в виде разделяющихся языков. «Разделяющиеся языки», - говорится, - «как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.» (Деян.2.3) Языки различаются друг от друга, но их различие не означает разрыва единства. В разделении языков не бойтесь встретить разъединения, если вы признаете в голубе единство.

 4. Необходимо было, чтобы Святой Дух сошел на Господа в виде голубя, чтобы каждый христианин мог понять, что если он имеет Святого Духа, то должен быть таким же простым, как голубь: он должен поддерживать истинный мир со своими братьями, символизируемый поцелуем голубя. Есть также поцелуй ворона, но в нем сокрыт ложный мир, в голубе - мир истинный. Поэтому не каждого, кто говорит: «Мир вам», следует слушать, как если бы он был голубем. Как тогда отличить поцелуи воронов от поцелуев голубей? Вороны вместе с поцелуем приносят разрыв. Голуби по своей природе невинны. Следовательно, где есть расстройство, нет истинного мира в поцелуях, истинный мир имеют только те, кто не разрывает Церковь. Вороны питаются падалью, не так голуби: он питается плодами земли, его пища безвредна. На самом деле, братья, это достойно восхищения. Воробьи, очень маленькие птицы, но они питаются мухами, голубь ничего такого не делает, он не питается мертвой плотью. Те, кто разрывают Церковь, становятся мертвыми. Бог могущественен. Давайте молиться, чтобы те, кто стали мертвыми и не понимают этого, снова вернулись к жизни. Многие понимают это, потому что оживают, и каждый день мы радуемся во имя Христа за их возвращение. Что касается вас, то будьте простыми, но будьте также и пылкими, и ваш пыл сделает вас красноречивыми. Не молчите, пылом ваших слов зажигайте тех, кто холоден.

 5. Почему это так, братья мои? Почему другие видят то, что донатисты не видят? Это не удивительно: они не хотят обратиться, и подобны ворону, который был отправлен из ковчега, и не вернулся уже в него. Кто не видит того, что они отказываются видеть? Более того, они не благодарны по отношению к Святому Духу! Голубь спустился на Господа во время Его крещения, и тогда была явленна Святая и Истинная Троица, Которая для нас является единым Богом. Ибо Господь, когда вышел из воды, как мы читаем в Евангелии: «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф.3.6-17) Здесь ясно раскрывается Святая Троица: Отец в голосе, Сын в человеке, Дух в голубе. В этой Троице, от имени Которой были посланы Апостолы, мы попытаемся увидеть то, что не видят донатисты. Ни того, что они действительно не видят, но то, на что они закрывают глаза, что стоит перед их лицами: что ученики были посланы во имя Отца, Сына и Святого Духа, Тем, о Котором сказано: «Он Тот, Кто крестит.» Это было сказано служителям Тем, Кто сохранил за Собой власть крестить.

6. Это то, что увидел в Нем Иоанн, и узнал, чего еще не знал. Он знал, что Иисус был Сыном Божиим, он знал, что Он был Господом и Христом, он также знал, что Ему должно крестить в воде и Святым Духом, все это он знал, но он не знал, что власть крестить Он сохранит за Собой, и не передаст ее никому из Своих служителей. Это все он узнал от голубя. На этой власти, которую Христос сохранил за Собой и не передал ни одному из Своих служителей, хотя Он и пожелал крестить через Своих служителей, основано единство Церкви, символом которого служит голубь, о котором сказано: «Единственная- она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей» (Песнь песней 6.9.) Как я уже сказал, братья мои, если бы Господь передал эту власть служителям Своим, то было бы столько крещений, сколько было бы служителей, и единство крещения перестало бы существовать.

 7. Братья, обратите внимание на то, что до того, как Господь наш Иисус Христос пришел к крещению ( ибо после крещения спустился голубь на Него, в результате чего Иоанн узнал то особенное, что касалось Господа, сказанное ему : « на Кого увидишь Духа сходящего с неба, как голубя, - Тот есть крестящий Духом Святым.» ), Иоанн знал , что Он будет крестить Духом Святым, но именно от голубя узнает ту особенность, что власть крещения не перейдет ни к кому другому, даже если Он даст другим возможность крестить. Это то, что он узнал тогда. Как мы докажем то, что Иоанн уже знал о том, что Господь будет крестить Святым Духом? И где у нас есть доказательства того, что голубь должен был научить, что крещение Господа в Духе Святом будет таким, что власть не перейдет от Него ни к кому другому? Как мы это докажем? Вот как: голубь спустился на Господа после крещения, но прежде чем Господь пришел креститься от Иоанна в Иордане, как мы говорили, Иоанн знал Его, как он сам об этом свидетельствовал, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3.14.) Итак, он знал Господа, знал, что Он Сын Божий. Как мы докажем, что он уже знал, что Тот будет крестить Духом Святым? Прежде, чем Он пришел к реке, многие уже приходили к Иоанну креститься, он говорил им: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мф.3.11.) Итак, Иоанн уже знал об этом. Что же тогда он узнал от голубя, чтобы не был потом обвинен в обмане ( чего не дай Бог нам так подумать), если не то, что во Христе будет некая особенность, что не смотря на множество служителей, которые будут крестить, будут они праведными или неправедными, святость крещения будет принадлежать только Ему одному, на Которого сошел голубь, и о Котором сказано: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Иоан.1.11.) Пусть крестит Петр, но Он Тот, Кто крестит, Павел крестит, но Он Тот, Кто крестит, Иуда может крестить, но крестит Христос.

 8. Если святость крещения будет зависеть от различия достоинств служителей, то будет столько крещений, сколько будет различий в достоинствах, и получатель может предположить, что он получает тем лучше, чем лучшим будет служитель, от которого он крестился. Даже святые, поймите меня правильно, братья, принадлежащие голубю, граждане небесного Иерусалима, добрые люди, являющиеся частью Церкви, о которых говорит апостол: «познал Господь Своих» («Тим.2.19.), различны в отношении духовных даров, имеют различные заслуги, некоторые из них более святы и лучше других. Поэтому, если кто-то крестится, например, от праведного и святого служителя, а другой, от служителя, уступающего в своих заслугах перед Богом, менее высокого достоинства в воздержании и святости жизни, однако, несмотря на это, оба получают равную благодать, и так это потому, что «Он Тот, Кто крестит» (Мф.3.14,11). Итак, когда крестят два добрых служителя с разными достоинствами, благодать одна и та же, один человек не получает что-то больше того, что получает другой. Так же происходит, если крещение совершается нечестивым (или потому, что его нечестие неизвестно Церкви, или он еще подлежит терпению, как солома, которая будет впоследствии истреблена). Благодать, данная этим крещением, одна и та же, и не может быть менее ценной из-за от достоинства служителя, и это так, потому что «Он Тот, Кто крестит».

9. Итак, возлюбленные, давайте посмотрим, чего донатисты не хотят видеть (не то, что они не могут видеть, а то, что не хотят видеть, то, что не хотят принять, что не угодно им). Где ученики были посланы крестить в качестве служителей во имя Отца и Сына, и Святого Духа? Куда они были отправлены? «Идите», -сказал им Господь, - «крестите все народы» (Мф.28.19.) Вы знаете, братья, о происхождении этого наследия: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс.2.8.) Вы слышали, что «от Сиона выйдет Закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ис.2.3.) Действительно, в Иерусалиме апостолы услышали эти слова: «Идите, крестите все народы во имя Отца и Сына, и Святого Духа.» (Мф.28.19.) Мы обратили внимание на слова: «Идите, и крестите все народы.» Но чьим именем? «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Это один Бог. Не сказано: в «имена» Отца и Сына, и Святого Духа, но «во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Поскольку есть только одно имя, есть только один Бог. Таким образом Апостол Павел объясняет слова «в семени твоем благословятся все племена земные»: «не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.» (Гал.3.16.) Итак, так же, как апостол хотел показать, что в этом месте не сказано в «семенах», говорит и здесь, желая научить нас, что Христос один, так же было сказано: «во имя», а не «в имена» (подобно «семени твоему», а не «потомкам, как бы о многих»), в доказательство того, что есть только один Бог: Отец и Сын и Святой Дух.

  10. «Ну вот», - говорят ученики Господа, - «мы знаем теперь, во имя Кого должны мы крестить. Ты сделал нас Своими служителями и сказал нам: «Идите, крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Но куда мы пойдем? Где нас ждут?»- «Разве этого вы не слышали? К Моему наследству! Вы спрашиваете: «куда мы пойдем?» К тем, кого Я искупил Своей кровью.»- «Тогда куда?»- «Всем народам!» Я думал, что Он скажет: «Идите, крестите африканцев во имя Отца, Сына и Святого Духа». Благодарение Богу! Господь разрешил вопрос, голубь учит нас, что мы должны делать. Благодарение Богу! Апостолы были посланы во все народы, если ко всем народам, то ко всем языкам. Это было показано Святым Духом в разделяющихся языках и в одном голубе. С одной стороны, языки разделяются, с другой, голубь объединяет их. Языки народов согласны в этом, и только народ Африки не будет согласен? Что может быть более очевидным, братья мои? В голубе-единство, в языках народов- согласие. Было время, когда гордыня разделила согласие языков, появилось много языков. Действительно, после потопа, некоторые гордые люди, пытаясь укрепиться против Бога (как будто есть место куда Он не может добраться), построили башню, имея, так сказать, намерение избежать потопления, если оно произойдет еще раз. Они слышали и знали, что все беззакония уничтожает потоп, но не желая отказываться от беззакония, стали искать убежища от потопа на возвышенной башне. Они построили высокую башню. Бог увидел их гордость и не дал им осуществить свое намерение, сделав так, что они перестали понимать друг друга, таким образом гордость стала причиной разделения языков. (Быт.11.1-9) Если гордость стала причиной разделения языков, то смирение Христа соединило их. От одного языка произошло множество: не удивляйтесь- это результат гордости. Многие языки делаются одним: не удивляйтесь- это плод любви. Хоть звуки языков различны, в сердце пребывает один Бог, Который хранит мир. Возлюбленные, как иначе мог проявить Себя Святой Дух, производящий единство, как не в виде голубя, и таким образом сказать, что Церковь объединена в мире: «Единственная- она, голубица моя» (Песн.6.9.)? Как должно было показать смирение, если не в виде простой птицы, которая воркует? Птица гордая и тщеславная, как ворон, не могла нам это показать.

  11. Возможно они скажут: «Есть только единственный голубь, вне которого не может быть крещения. Поэтому, если есть с вами голубь, или вы сами являетесь голубем, то дайте мне, когда я приду к вам то, чего у меня нет. Вы знаете, братья мои, их речи, и скоро вы поймете, что это не голос голубя, а крик ворона. Будьте осторожными, возлюбленные, остерегайтесь их обмана. Выслушайте слова ваших противников только для того, чтобы отвергнуть их, а не для того, чтобы принять и усвоить их своим сердцем. Подражайте в этом нашему Господу. Когда палачи предложили Ему горький напиток, Он «отведав, не хотел пить.» (Мф.27.34.), так делай и ты, выслушав их слова, отвергни их. Что говорят они? Вот, говорят: «Голубь - это ты, или Католическая Церковь, как сказано: «Единственная- она, голубица моя». (Песн.6.9.) Несомненно, эти слова сказаны о вас.» - «Остановись, не спрашивай меня, прежде докажи мне, что эти слова относятся ко мне. Если это было сказано мне, то я бы услышал это сразу. «Тебе», -говорят они, - «это было сказано.» Я отвечаю голосом Католической Церкви: «Да, они относятся ко мне». И этот ответ, братья, прозвучавший из моих уст, прозвучал, как полагаю, также и в ваших сердцах, и мы все подтвердили, что, да, для Католической Церкви было сказано: «Единственная- она, голубица моя». (Песн.6.9.) Возражающий говорит, что вне голубя нет крещения, и так, как он крещен вне этого голубя, то у него нет крещения. «Тогда почему», - спрашивает он, - «ты не даешь его мне, когда я прихожу к тебе?» * *Иначе эту мысль можно выразить так: «Если вы, Католики, хотите быть последовательными, то не должны признавать нашего крещения, ибо мы, Донатисты, считаем, что вы, Католики находитесь вне Церкви.» Августин показывает, что этот вывод ошибочен.

12. Я также, в свою очередь задам им вопросы. Давайте пока отложим вопрос о том, кому было сказано: «Единственная- она, голубица моя». (Песн.6.9.). Эти слова сказаны о Католической Церкви, и применимы либо ко мне, либо к вам, либо к другим. Вот о чем я хочу спросить: «Если голубь прост, невинен, без желчи, миролюбив в своих поцелуях, он не имеет устрашающих когтей, - принадлежат ли к части этого голубя лихоимцы, грабители, мошенники, пьяницы, развратники? «Очевидно, что нет», - отвечает он. И в самом деле, братья, кто бы посмел утверждать обратное? Не буду говорить о многих, достаточно сказать о грабителях, они являются членами ястреба, но никак не членами голубя. Захватывают и грабят ястребы, грифы, вороны. Голуби не крадут, не вырывают друг у друга, следовательно, те, кто ворует и отнимает, не является членами голубя. Был ли когда-либо среди вас, Донатисты, грабитель? Почему оставляется крещение, данное ястребом, а не голубем? Почему вы у себя не крестите тех, кто прежде у вас был крещен грабителем, прелюбодеем, пьяницей? Может быть, все они являются членами голубя? Вы таким образом бесчестите своего голубя, делая его членом хищника. Что сказать нам, братья, на это? В Католической Церкви есть и плохие, и хорошие, но у них только плохие. Может так говорю я, имея враждебные чувства? Это мы рассмотрим позже. Сами они, конечно знают, что среди них есть и хорошие, и плохие, но говорят, что у них все хорошие, и их последователи доверяют им, пусть это будет их заслугой, я не имею ничего против. Пусть они говорят, что в их рядах одни только святые, праведные, целомудренные, воздержанные, что среди них нет прелюбодеев, ростовщиков, мошенников, лжецов и пьяниц. Пусть они так говорят. Эти слова ничего не значат для меня, я обращаюсь к их сердцам. Но, поскольку они хорошо известны и нам, известны они и своим последователям, как и мы в Католической церкви знаем друг друга, и они знают нас, то мы не будем обвинять их, не будем и позволять им льстить себе. Мы признаем, что в Церкви есть и хорошие, и плохие, как и на гумне есть и зерно, и солома. Иногда тот, кто крещен зерном, бывает соломой, а тот, кто крещен соломой, является зерном. В противном случае, если бы крещение, которое совершало только зерно было действительным, а крещение, совершаемое соломой недействительным, было бы ложным высказывание: «Это Тот, Кто крестит.» (Ин.1.33.) Но, если истинно, что «Это Тот, Кто крестит», то крещение, совершенное недостойным служителем, является действительным, и он крестит так же, как голубь. Недостойный служитель, конечно, не является голубем и не принадлежит к членам этого голубя, это относится к Католической Церкви, и к ним, Донатистам, даже если они утверждают о себе, что они являются голубем. Что хотим мы сказать этим, братья? Поскольку это очевидно и известно всем, то они должны признать, хотя и против своей воли, что когда у них недостойные служители совершают крещение, то после этого другого крещения не совершается, так это происходит и у нас. Голубь не крестит после ворона, зачем тогда и ворону крестить после голубя?

  13. Поразмышляйте, возлюбленные, о том, на что указывал голубь, то есть Святой Дух, в образе голубя, сошедший во время Крещения Господа, и пребывающего на Нем. Благодаря этому явлению голубя, Иоанн узнал о том, что в Господе была заключена сила, которой совершается Крещение? Но почему голубь? Что он означал? Я уже говорил об этом: на единоличной силе, пребывающей во Христе, основан мир Церкви. И все же может случиться так, что человек может принять крещение вне этого голубя, но это крещение не принесет ему пользы. Возлюбленные, внимательно послушайте меня, и поймите, о чем я говорю. Так как при помощи этой уловки наши противники часто обманывают наших нерадивых и холодных братьев. Давайте будем более простыми и усердными. Они спрашивают: «Получили ли мы крещение, или не получили?». Я отвечаю: «Вы получили его». - «Если мы получили его, то нет ничего, что вы можете дать нам. Мы можем быть спокойными после этого вашего свидетельства. Ибо мы сами утверждаем, что приняли крещение, и вы также подтверждаете этот факт. Наше взаимное согласие делает нас уверенными. Итак, что вы нам можете обещать? Почему вы хотите, чтобы мы стали Католиками, если не можете дать нам ничего большего, и согласно вашему же признанию, мы уже получили то, что имеете, и вы?» Что касается нас, когда мы говорим: «Придите к нам», мы утверждаем, что у вас нет того, без чего оно принесет вам пользу. Зачем вы говорите: «Придите к нам»?

 

 14. Голубь учит нас. От главы Господа он отвечает и говорит: «У вас есть крещение, но любви, которой я воздыхаю, у вас нет.» «Что значит», - спрашивает донатист, - «у меня есть Крещение, но у меня нет любви? Есть у меня Таинства, но нет любви?» Не протестуй, но покажи мне, как можно иметь любовь тому, кто разделяет единство Церкви? Вы говорите, что есть у вас Крещение. Да, нет сомнений, что у вас оно есть, но Крещение без любви не принесет вам никакой пользы, потому, что без любви вы ничто. Само Крещение, даже в том, кто ничто, не есть ничто. Воистину, Крещение- это нечто, да, что-то великое, ради Того, о Ком сказано: «Это Тот, Кто крестит». Но чтобы ты не заблуждался относительно того, что то, что велико может принести тебе пользу, если ты будешь вне единства, голубь спустился на крестившегося Иисуса Христа, как бы говоря: если ты крещен, то должен пребыть в голубе, чтобы то, что ты получил, принесло тебе пользу. Так что приходите к голубю, говорим мы, не для того, чтобы вам получить то, чего вы не имели раньше, но для того, чтобы то, что вы имели, начало приносить вам пользу. На самом деле, вне Церкви полученное вами Крещение не избавит вас от гибели, но пребывая в лоне Церкви, оно начнет служить вам для вашего спасения.

  15. Крещение не только не послужило вам на пользу, но и навредило вам. Даже сами святые вещи могут стать вредными: в добрых они способствуют спасению, злым они служат к осуждению. Несомненно, братья, мы знаем, что получаем, и то, что мы получаем, свято, и никто не говорит обратное. Что говорит Апостол? «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор.11.29.) Он не говорит, что это зло, но, что недостойный человек, принимая недолжным образом, получает доброе себе на осуждение. Разве кусок хлеба, который Господь подал Иуде, был злом? (см. Иоанн.13.26.) Конечно, нет. Как Врач, Христос, не дал бы яд. Он давал для здоровья, но недостойно получивший его, принял его к погибели, потому, что получил его, не имея мира с другими. То же самое происходит и с тем, кто крещен. Вы говорите о том, что у вас есть крещение. Да, я признаю, что оно у вас есть. Но будь осторожен по поводу того, что оно у вас есть. Вы можете быть осуждены из-за того, что оно у вас есть. Почему? Потому что у тебя есть благо, которое принадлежит голубю, которое ты имеешь вне голубя. Если бы вы обладали благом голубя в голубе, вам нечего было бы бояться. Представь себя воином: если на тебе есть знак твоего военноначальника, ты можешь спокойно служить, но если ты выйдешь из лагеря, то этот знак не только не принесет тебе пользы, но ты еще будешь наказан как дезертир. Итак, приходи и не говори: «У меня есть Крещение, и мне этого достаточно.» Приди, голубь зовет тебя своим воркованием. Братья мои, обращаюсь к вам: зовите воздыханиями, а не ссорами, зовите их своими молитвами и постом. Пусть от дел вашей любви они поймут, что вы переживаете за них. Я не сомневаюсь, братья мои, что, когда они увидят вашу боль, умилятся и снова вернуться к жизни. Приходи, приходи, не бойся. Бойся, если ты не придёшь, нет, не бойся, вернее, оплакивай себя. Приходи, ты почувствуешь большую радость, когда придёшь. Да, ты будешь воздыхать в скорбях этого паломничества, но надежда будет наполнять тебя радостью. Придите туда, где находится голубь, о котором было сказано: «Единственная- она, голубица моя, единственная она у матери своей». (Песн.6.9.) Не видишь ли ты этого голубя над головою Христа, разве не видишь ты, что языки распространены по всей вселенной? Тот же самый Дух, Который явил Себя в голубе, явил Себя в языках: это значит, что Святой Дух был дарован для всей Вселенной, от которого вы изолировали себя, чтобы кричать вместе с вороном, вместо того, чтоб воздыхать вместе с голубем. Давай же, приходи!

16. Быть может вы огорчены и говорите: «Я был крещен вне Церкви, и боюсь, что крещение, принятое мной вне единства, делает меня виновным.» Если вы так говорите, то значит уже начинаете понимать, о чем должно вам печалиться. Вы правы, когда говорите о своей вине. Но вы виноваты не в том, что приняли крещение, а в том, что приняли его вне Церкви. Поэтому, храните то, что вы получили, исправьте то, что вы получили вне ограды. Вы получили то доброе, что принадлежит голубю, но вне голубя. Это две разные вещи: вы получили, и то, что получили это вне голубя. То, что вы получили, я одобряю, но упрекаю вас в том, что получили это вне голубя. Храните то, что вы получили, это неизменно, это то, что будет признанно: это печать моего Царя, я не буду кощунствовать над ней. Я исправлю дезертира, но не изменю печать.

17. Не хвалитесь своим крещением, потому, что я говорю вам, что Католическая Церковь признает его действительным. Голубь видит, признает и воздыхает, потому что ты имеешь это вне его. Он видит в вас то, что может признать, видит также то, что он должен исправить. Это настоящее крещение, приходи. Ты хвалишься тем, что имеешь действительное крещение, и не желаешь прийти? Что же тогда с нечестивыми, которые не принадлежат голубю? Голубь говорит вам: «Нечестивые, которые не принадлежат к моим членам, в среде которых я воздыхаю, и не могу не воздыхать, не имеют ли они того же крещения, которым вы хвалитесь, что имеете? Не мало ли пьяниц среди имеющих крещение? Не мало ли скупых? Не мало ли идолопоклонников, и что еще хуже, они не видны? Как язычники в прошлом, они не ходят открыто, и не поклоняются идолам. Теперь христиане скрытно разыскивают прорицателей и обращаются к астрологам.» Все они имеют крещение, но голубь вынужден воздыхать, оказавшись среди этих воронов. Почему вы хвалитесь тем, что имеете крещение? У вас есть то, что есть даже у злодея. Имейте смирение, милосердие, мир, получите то доброе, которого у вас еще нет, чтобы то, что вы имеете принесло вам пользу.

 18. То, что есть у вас, было даже у Симона Волхва. Посмотрите книгу Деяний Апостолов, каноническую книгу, которая ежегодно читается в Церкви. Как вы знаете, эта книга читается каждый год, после торжественного воспоминания Страстей Господних. В этой книге есть рассказ об обращении Апостола, ставшего из гонителя проповедником (см.Деян.9.1.), также в ней есть повествование о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков (см. Деян.2.1-4). В ней мы читаем о том, что многие жители Самарии уверовали, благодаря проповеди Филиппа (см.Деян.8.5-8), который был одним из Апостолов, одним из диаконов, о чем мы также читаем там, что были назначены семь диаконов, среди которых был Филипп. (см. Деян. 6.3-6) Итак, благодаря проповеди Филиппа, самаряне уверовали, Самария стала наполняться верующими. В Самарии был Симон Волхв, который своим магическим искусством прельщал людей до такой степени, что они считали его силой Божией. Тем не менее, впечатленный чудесами, которые совершал Филипп, Симон тоже уверовал. Но какой была его вера, показали последующие события. Симон был крещен. Апостолы, которые были в Иерусалиме, были извещены о том, что происходило в Самарии, и они отправили туда Петра и Иоанна. Там они нашли множество крещенных людей, но поскольку никто из них не получил Святого Духа таким образом, как это было тогда, когда люди, получившие Святого Духа, начали говорить на других языках, во свидетельство того, что различные народы будут призваны к вере, - Петр и Иоанн возложили на них руки, молясь о них, чтобы и они получили Святого Духа. Этот Симон, который был не голубем, а вороном в Церкви, потому что он искал своего, а не того, что было угодно Иисусу Христу (см. Флп. 2.21.), по этой причине в христианстве он предпочитал праведности силу творить чудеса. Видя, что Святой Дух был дан возложением рук Апостолов (не потому, что это было дано ими от самих себя, а потому, что это был дар от Бога, в ответ на их молитву), он сказал им: «Сколько денег мне нужно дать вам, чтобы я тоже мог возложением рук давать Святого Духа?» Петр ответил ему: «Деньги твои да будут в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.» Кому он сказал: «деньги твои да будут в погибель с тобою»? Крещенному человеку. Симон получил крещение, но в глубине своего сердца он не был соединен с голубем. Вы хотите доказательства? Обратите внимание на слова, с которыми апостол Петр обращается к нему сразу же после этого: «Ты не имеешь в этом части, ни части в этой вере, потому что я вижу тебя исполненным горькой желчью.» У голубя нет желчи, у Симона она была (см. Деян. 8.9-23), потому что он был отделен от души голубя. Что принесло ему крещение? Поэтому не хвалитесь своим крещением, как будто этого достаточно для вашего спасения. Перестань озлобляться, отложи желчь, приди к голубю. Здесь принесет вам пользу то, что полученное вне голубя не только не доставит пользы, но даже навредит вам.

 19. Не говорите, что вы не придёте, потому что крещены вне Церкви. Совершай благодеяния, они принесут плоды, и, если в тебе найдены будут эти плоды, голубь приведет тебя в Церковь. Мы находим это в Писании. Ковчег был сделан из нетленного дерева. Нетленное дерево- это святые, верные, которые принадлежат Христу. Ибо как верующих называют живыми камнями храма, из которых состоит Церковь, так их называют нетленным деревом, потому, что они пребывают в вере. Итак, ковчег этот был сделан из не гниющего дерева (см. быт.6.14.). Этот ковчег есть Церковь, в которой крестит голубь. Этот ковчег держался на воде, нетленная древесина составляла этот ковчег. Другой лес, все деревья, чуждые ковчегу, также были погружены в воду: это были деревья, которые росли на поверхности земли. Это была та же самая вода, а не какая -то другая, она пришла либо с неба, либо из подземных источников. В этой воде находилась не гниющая древесина, из которого состоял ковчег, и вся другая древесина, которая не была использована для строительства ковчега. Голубь был отправлен, и сначала он не нашел места покоя для ног своих. Он вернулся в ковчег, потому, что везде было полно воды. Он предпочел вернуться, а не креститься заново. Ворон был послан до того, как вода ушла. Он не захотел возвращаться, и умер в этих водах. Пусть Бог сохранит нас от такой смерти. А почему ворон не вернулся? Потому что вода помешала этому. С другой стороны, голубь не нашел покоя для ног своих, в то время, как вода приглашала его со всех сторон: «Приходи, давай, погрузись сюда.», как и эти еретики кричат: «Приходи, давай, здесь вы получите крещение». Голубь, не найдя покоя для ног своих, вернулся к ковчегу. Ной послал его во второй раз, точно так, как ковчег послал вас поговорить с этими заблудшими. И что тогда сделал голубь? Поскольку деревья, чуждые ковчегу, были погружены в воду, он принес оливковую ветвь в ковчег. У этой ветви были и листья, и плоды (см.Быт.8.6-11): не просто говорите, приносите листья, приносите и плоды. Вы возвращаетесь в ковчег не сами от себя, голубь зовет вас обратно. Пусть и ваше воздыхание внутри будет услышано , чтобы призваны были те, кто снаружи.

  20. Что касается этого плода оливкового дерева, мы можем узнать его значение при внимательном рассмотрении. Плод оливкового дерева является символом милосердия. Как мы это докажем? Подобно тому, как масло не прижимается какой-либо жидкостью, но преодолевая ее, поднимается на ее поверхность, таким же образом, и милосердие невозможно удержать, оно непреодолимо стремится подняться на небо. Поэтому апостол говорит об этом: «Я покажу вам путь еще превосходнейший.» (1 Кор.12.31.) Поскольку мы говорим о масле, что оно всегда поднимается на поверхность любой жидкости, послушаем, что апостол говорит о милосердии: «Я покажу вам путь еще превосходнейший.» (1 Кор.12.31.) Давайте послушаем, что он скажет далее: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я- медь звенящая или кимвал звучащий.» (1 Кор.13.1.) Иди сейчас, Донат, и кричи: «Я красноречив!». Иди сейчас и кричи: «Я мудрый!» Насколько ты красноречив, насколько ты мудр? Ты говоришь на языке ангелов? И даже если бы ты говорил на языке ангелов, но не имеешь в себе любви, я услышу только медь звенящую и кимвал звучащий. Я хочу чего-то более твердого, я хотел бы найти плод среди листьев. Пусть не будет одних только слов, пусть они принесут оливковый плод, пусть они возвратят в ковчег.

  21. «Но у меня есть Причастие», - скажете вы. Ты говоришь правду, Причастие- это дар от Бога. У вас есть Крещение, я это тоже признаю. Но что говорит все тот же Апостол? «Если я знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять» (1 Кор.13.2.) Он говорит так, чтобы вы не сказали: «Я верю, и этого достаточно для меня.» Но что говорит Иаков? «Даже демоны веруют, и трепещут.» (Иак.2.19.) Вера- это нечто великое, но она не поможет вам, если у вас нет любви. Демоны также исповедали Христа: веруя в Него, но не имея к Нему любви. Они говорили: «Что Тебе до нас?» (Мк.1.24.) У них была вера, но не было любви, поэтому они были демонами. Не хвались верой, в этом ты еще не отличаешься от демонов. Не говорите Христу: «Что Тебе до нас?» Единство во Христе говорит вам: приходите, познайте мир, вернитесь в лоно голубя. Вы были крещены вне его, приносите плоды, и вы возвратитесь в ковчег.

22. Вы говорите: «Зачем искать нас, если мы плохие люди?» Чтобы вы стали хорошими. Именно поэтому мы ищем вас, потому, что вы злые, ибо если бы вы не были злыми, мы бы нашли вас и не



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.