Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 7. 4 страница



Когда иудеи пришли к нему, чтобы креститься, и чтобы они не гордились именем Авраама, он сказал им: «порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3.7,8), - то есть будьте скромны: ибо он говорил горделивым. От чего же они были горделивы? От происхождения по плоти, а не от плода подражания отцу Аврааму. Что он им сказал? «Не думайте говорить: «Отец у нас Авраам», ибо может Бог из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3.9). Называя камнями все народы не из-за их прочности, как был назван тот камень, который отвергли строители, (Пс.117.22), но из-за безрассудства и твердой глупости, потому что они стали подобны тем, которым они поклонялись, ибо они, поклоняясь безрассудным статуям, сами стали безрассудны. Отчего они безрассудны? «Подобно им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс.113.16).

Поэтому, когда люди начинали почитать Бога, что они слышали? «Да будете сынами Отца вашего, Который пребывает на Небе, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5.45). Если человек становится подобным тому, кого почитает, то почему сказано: «может Бог из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3.9)? Давайте спросим об этом самих себя и увидим, что это так и случилось. Ведь мы пришли к Богу из языческих народов, но мы бы не пришли к Нему из язычников, если бы Бог не воздвиг из камней детей Аврааму. Мы стали детьми Авраама через подражание в вере, а не через рождение по плоти. Ведь как те через вырождение свое лишились наследства. Так и мы через подражание оказались усыновлены. Стало быть, братья, и это шестое пророчество водоноса имеет отношение ко всем народам, и потому обо всех сказано: «вмещавшие по две или по три метреты».

17. Но как мы покажем, что все народы принадлежат к двум или трем метретам? В какой-то мере это было делом рассказчика сказать «по две» (о водоносах), в отношении которых он сказал «по три», - чтобы указать тем самым на тайну. Что означают две метреты? Обрезанные и необрезанные. Писание упоминает эти два народа и не оставляет в стороне ни один народ, когда говорит: «Обрезание и не обрезание» (Кол.3.11). Чтобы примирить в Самом Себе эти два народа, разделенные преградой, Христос стал краеугольным камнем (Кол.2.14).

Давайте покажем также три метреты во всех тех народах. У Ноя было три сына, через которых был возрожден род человеческий (Быт.5.32). Отчего Господь и говорит: «Царство Небесное подобно закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, «доколе не вскисло все» (Лк.13.20-21. Что же это за женщина, если не плоть Господня? Что это за мука, если не Евангелие? Что за три меры, если не все народы, разделенные по трем сыновьям Ноя? Стало быть, «шесть водоносов, вмещавшие по две или по три метреты,- это шесть веков, имеющие пророчество, которое относится ко всем народам, представленным либо в двух родах людей, то есть иудеев и эллинов, о чем часто упоминает апостол (Рим.2.9;1 Кор.1.24), либо в трех- по трем сыновьям Ноя.

Ведь пророчество было дано как относящееся ко всем народам. И из-за этой сопричастности оно называется мерой, о чем говорит апостол: «Мы получили «меру, чтобы достигнуть и до вас» (2 Кор. 10.13). Ведь он сказал: «получили «меру, чтобы достигнуть и до вас», - проповедуя Евангелие язычникам.

                                                    Гомилия 10.

1.В псалме вы слышали стон несчастного, когда члены тела которого терпят страдания по всей земле вплоть до конца века (Пс.34). Сделайте же так, братья мои, чтобы быть в числе этих членов и из числа этих членов, ведь всякое мучение пройдет. Горе радующимся (Лк.6.25)! Истина говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешаться (Мф.5.4). Бог стал человеком! Каким же, если не блаженным, должен стать человек, ради которого Бог стал человеком? Пусть утешает эта надежда во всех страданиях и искушениях этой жизни. Ибо не оставляет враг преследования свои, и если он не свирепствует открыто, то ставит ловушки. Ведь что он делает? «И помимо гнева поступали коварно» (Пс.34.20). Поэтому-то он и наказывается львом и драконом.

Ведь что сказано Христу? «Попирать будешь льва и дракона» (Пс.90.13). Львом (дьявол именуется) из-за открытого проявляемого им гнева, драконом — из -за скрытно устраиваемых ловушек. Как дракон он изгнал Адама из рая, он же как лев преследовал Церковь, как сказал Петр: «потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр.5.8). Но пусть не кажется тебе, что диавол сейчас утратил свирепость свою: когда он ведет себя льстиво, тогда его следует остерегаться еще больше.

Что же мы будем делать среди всех этих ловушек и искушений его, если не то, что услышали там (в псалме): «Я, когда они одолевали меня, одевался во вретище, изнурял постом душу мою» (Пс.34.13)? Есть Тот, Кто услышит, не раздумывайте молиться Ему. И Тот, Кто услышит, пребывает внутри. Не устремляйте взоры к некой горе, не обращайте лицо ни к звездам, ни к солнцу, ни к луне. Не думайте, что тогда вас услышат, когда вы молитесь над морем, более того, гнушайтесь таких молитв. Очистите лишь покои сердца. Где бы вы ни были, всюду молитесь: внутри пребывает Тот, Кто услышит, внутри в тайнике, который (псалмопевец) называет недром, когда говорит: «и молитва моя возвращалась в недро мое» (Пс.34.13). Тот, Кто слышит тебя, не находится вне тебя. Не ходи далеко, не возноси себя так, чтобы как бы достать Его руками. Скорее, если ты будешь возносить себя, ты упадешь; если унизишь себя, Он Сам приблизится (к тебе). Здесь Господь Бог наш — Слово Божие, Слово, Ставшее плотью, Сын Отца, Сын Божий, Сын Человеческий, высокий настолько, что сотворил нас, смиренный до такой степени, чтобы восстановить нас, пребывающий среди людей, неся человеческое, сокрыв Божественное.

2.«Пришел», как говорит евангелист, «Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его и ученики Его; и там пробыли немного дней» (Ин.2.12). Смотри, Он имеет Мать, имеет братьев, имеет также учеников. Откуда у Него Мать, оттуда и братья. Ведь Писание наше имеет обыкновение называть братьями не только тех, кто рождены от одного мужа и одной жены, или от одной матери, или от одного отца, хотя и от разных матерей, или кто имеет одну степень родства, как двоюродные братья по отцу или по матери, - не только их Писание обычно называет братьями. Следует понять, как говорит Писание.

У него свой язык. И всякий, кто не знает этого языка, оказывается в замешательстве и говорит: «Откуда у Господа братья? Неужели Мария еще раз родила?» Отнюдь! С Нее получило начало достоинство девственности. Эта женщина могла быть Матерью и не могла быть женой. Она именуется женой из-за принадлежности к женскому полу, а не вследствие нарушения девственной чистоты. И это видно из слов самого Писания. В самом деле, Ева, только что созданная из бока мужа своего и еще не познавшая прикосновения мужа своего, именуется как вам известно, женой: «И создал ее в качестве жены» (Быт. 2.22).

Откуда же братья? Родные Марии (любой степени родства) — братья Господа. Как мы это докажем? На основании самих Писаний. Братом Авраама называется Лот, который был сыном брата его (Быт. 13.8; 14.14). Прочти и ты обнаружишь, что Авраам приходился Лоту дядей по отцу (Быт. 12.5), но они называются братьями. Почему, если не потому, что они родственники? Тот же Иаков имел Лавана сирийца дядей по матери, ибо Лаван приходился братом матери Иакова, то есть Ревекки, жены Исаака (Быт. 28.2). Прочти Писание, и ты обнаружишь, что братьями именуются дядя по матери и сын сестры (Быт. 29.12-15). Узнавши это правило, ты найдешь всех родственников Марии братьями Христа.

3.Впрочем, скорее те ученики были братьями, поскольку даже родственники не были бы Ему братьями, если бы не были Его учениками, и не были бы братьями, если бы не признавали Учителя братом. Ведь однажды, когда Ему сообщили, что Матерь и братья Его стоят вне дома, а Он беседовал с учениками Своими, Он сказал: «кто Матерь Моя и, кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот братья Мои. Кто будет исполнять волю Отца Моего, тот Мне брат и сестра и матерь» ( Мф.12.46-50).

Стало быть, и Мария ( Матерь Ему), поскольку Она исполнила волю Отца. Господь то прославил в Ней, что Она исполнила волю Отца, а не то, что плоть породила плоть. Внемлите, возлюбленные! Кроме того, когда удивленная толпа узрела Господа, совершающего чудеса и открывающего, что сокрыто под плотью, некоторые пораженные души говорили: «Блаженно чрево, носившее Его» (Лк.11.27). А Он: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11.28). Он хотел сказать следующее: «даже Матерь Моя, Которую вы назвали счастливой, счастлива в том, что соблюдает слово Божие, не потому, что в Ней « Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин.1.14), но потому что Она исполнила волю Самого Слова Божия, через Которое Она была создана и Которое в Ней стало плотью».

Пусть не радуются люди временным потомкам, пусть они радуются, если в духе соединяются с Богом. Мы сказали это в связи с тем, что евангелист говорит, что Он вместе с Матерью Своей, братьями Своими и учениками оставался в Капернауме несколько дней.

4.Что следует далее? «Приближалась Пасха Иудейская, и пришел в Иерусалим» (Ин.2.13). (Евангелие далее) рассказывает о другом событии, словно бы оно вспомнилось повествователю. «И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим голубей : возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин.2.16).

Что мы услышали, братья? Смотрите, тот храм был еще одним прообразом, и Господь изгнал оттуда всех, кто искал свое, придя в рыночный день. И что они там продавали? То, что необходимо было людям в то время для жертвоприношений. Ибо вы знаете, возлюбленные, что тому народу ввиду их чувственности и их все еще каменного сердца были даны такие жертвоприношения, которых бы он придерживался, чтобы не отпасть к идолам. И они приносили там в жертву волов, овец и голубей. Вы это знаете, поскольку вы читали об этом. Это не было большим грехом, если они продавали в храме то, что покупалось для приношения в храме, и все же Он изгнал их оттуда. Почему Господь так поступил, как если бы Он нашел там пьяниц? Почему, если торговцы продавали то, что было дозволено и не противоречило справедливости ( ибо не является недозволенным торговать тем, покупка чего пристойна), Он все-таки изгнал и не потерпел того, чтоб дом молитвы стал домом торговли?

Если не должен превращаться в дом торговли дом Божий, должен ли он стать питейным домом? Когда мы говорим это, они скрежещут на нас зубами своими, но ободряет нас псалом, в котором мы слышим: «скрежетали на меня зубами своими» (Пс.34.16). Мы знаем, как мы можем быть исцелены, хотя и удваиваются бичи для Христа, ибо бичуется слово Его: «Собрали бичи против Меня и не ведали» (Пс. 34.15). Бичевался Он бичами иудеев, теперь бичуется богохульством ложных христиан. Умножают они бичи для Господа своего и не ведают. Давайте же, насколько Он нам поможет, сделаем так, как псалмопевец: «Я, когда они одолевали меня, одевался во вретище, изнурял постом душу мою» (Пс.34.13).

 

 

5.Все же мы, братья, говорим (ибо Он Сам не уклонялся от них: Тот, Который должен был бичеваться ими, Сам прежде бичевал их), что нам дан некий знак в том, что Он сделал бич из веревок и бичевал им непослушных, сделавших место торговли из храма Божия.

Ведь в самом деле каждый скручивает себе веревку из грехов своих. Говорит пророк: «Горе тем, кто тянет грехи свои, словно длинную веревку!» (Ис.5.18). Кто делает длинную веревку? Тот, кто грехом увеличивает грех. Каким образом грехи прибавляются к грехам? Когда уже совершенные грехи покрываются другими грехами. Совершил человек кражу: чтобы не открылось то, что он сделал, он ищет астролога. Достаточно было совершить кражу, чтобы стать грешником, зачем ты хочешь присоединить новый грех ко греху? И вот уже два греха. Когда тебя предостерегали ходить к астрологу, ты стал хулить епископа, вот и три греха. Когда ты услышал: «Удалите его из Церкви», - ты говоришь: «Я найду прибежище в партии Доната». Вот ты добавил четвертый грех.

Растет веревка, бойся веревки! Для тебя будет хорошо, чтобы ты был исправлен здесь, когда ты терпишь бичевание, чтобы не было тебе сказано в конце: «связав ему ноги и руки, бросьте во тьму внешнюю» (Мф.22.13). Ибо «всякий связан узами грехов своих» (Притч.5.22). То первое изрек Господь, это второе говорят другие Писания, но и то и другое сказано Господом. Грехами своими опутывают себя люди и бросают себя во тьму внешнюю.

6.Однако, чтобы нам в этом прообразе отыскать тайну произошедшего, давайте ответим: кто же те, продающие волов? Кто те, продающие овец и голубей? Это те, кто ищет своего в Церкви, а не того, что угодно Иисусу Христу (Флп. 2.21). Они все считают предметом продажи, не желая быть искупленными; они не хотят быть искупленными и хотят продавать. Ибо благо для них, чтобы они были искуплены кровью Христовой, чтобы они достигли мира Христова.

Ведь что пользы наживать в этом мире все временное и преходящее, будь то деньги, или удовольствия для чрева и гортани, или почет от человеческой похвалы? Не дым ли все это и ветер? Не исчезнет ли все это, не убежит ли? Горе тем, кто держится за преходящее, ибо сами они исчезают вместе с этими вещами. Не река ли все это, стремительно бегущая в море? Горе тому, кто падет в нее, ибо будет унесен в море. Так вот, мы должны удерживать все свои чувства от такого рода устремлений.

Братья мои, те, кто ищет подобное, продают. Ведь и тот самый Симон потому хотел купить Святого Духа, что хотел продавать Святой Дух (Деян.8.18-19), и он думал. Что апостолы — такие же торговцы, каких Господь изгнал бичом из храма. Ибо таким был он сам и хотел купить то, что мог бы продать. Он был из тех, кто продает голубей. Ведь в самом деле, в голубице явил Себя Святой Дух (Мф.3.16). Кто же те, кто продает голубей, братья, кто они, если не те, кто говорят: «Мы даем Святой Дух»? Ведь почему они так говорят и в какую цену продают? В стоимость чести своей. Они получают в качестве стоимости временные кафедры, чтобы казалось, будто они продают голубей. Пусть остерегаются они бича из веревок. Голубица не является предметом продажи. Она дается как благо, потому и называется благодатью.

Так вот, братья мои, вы можете видеть таких торгующих, лавочников, и каждый из них хвалит то, чем он торгует. Сколько лавочек они понастроили! Одну держит в Карфагене Примиан, другую — Максимиан, третью- в Мавритании Рогат, иную держат в Нумидии те да эти, кого мы уже не в состоянии назвать по имени. И вот кто-то ходит кругом, чтобы купить голубицу, и каждый из тех хвалит свою лавочку, в которой он торгует. Пусть отвратится сердце этого ищущего от всякого торгующего, пусть она придет туда, где голубица приобретается даром. И они не краснеют, братья, оттого, что из-за горестных и пагубных раздоров своих — поскольку они приписывают себе то, что им не принадлежит, поскольку возносятся, полагая себя чем-нибудь, будучи ничем (Гал.6.3), - они разделили себя на такое множество партий. Но что же было исполнено в них, когда не хотели они исправиться, если не то, что вы слышали в псалме: «Были разорваны на части и не чувствовали раскаяния» (Пс.34.16).

7.Так кто же они, торгующие волами? Под волами следует понимать тех, кто передал нам Священные Писания. Волами были апостолы, волами были пророки. Отчего апостол и говорит: ««не заграждай рта у вола, молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, о нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое» (1 Кор. 9. 9-10). И вот те волы оставили для нас запись Писаний. Ибо они не свое в них передавали, но искали они славу Господа. Ведь что вы слышали в том псалме? «И пусть говорят непрестанно: «да возвеличится Господь», - те, кто желают мира для раба Его» (Пс.34.27).

Раб Божий, народ Божий, Церковь Божия. Пусть те, кто желают мира для Церкви Его, возвеличивают Господа, а не раба, и пусть говорят непрестанно: «да возвеличится Господь». Кто должны это говорить? «Те, кто желают мира для раба Его». Это очевидно глас народа Его, глас раба Его, который вы слышите в рыданиях в псалме и от которого вы пришли в волнение, когда услышали, ибо вы принадлежите к этому народу. То, что было спето одним, отозвалось во всех сердцах. Счастливы те, кто узрел себя в тех голосах, словно в зеркале. Так кто же те, желающие мира для раба Его, мира для народа Его, мира для одной души, которую Он называет «одинокой» и которую хочет избавить от льва: «Вырви из лап псов одинокую мою» (Пс.21.21)? Это те, кто говорит непрестанно: «да возвеличится Господь».

Так вот, те волы возвеличивали Господа, а не себя. Узрите вола, возвеличивающего Господа своего, ибо «вол знает владетеля своего» (Ис.1.3). Узрите вола, боящегося, как бы не был оставлен Владелец вола и как бы надежда не оказалась возложена на вола, подобно тому как апостол пугается тех, кто хочет возложить на него надежду: «Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор.1.13). «То, что я дал, не я дал: даром вы получили, сошла голубица с неба». Говорит апостол: «Я насадил, Аполос поливал, но взрастил Бог; посему, и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий» (1 Кор.3.6-7). И пусть говорят непрестанно «да возвеличится Господь» те, кто желают мира рабу Его.

8. Эти же еретики обманывают людей на основании самих Писаний, чтобы получить от них уважение и славу, и чтобы люди не обратились к истине. Поскольку же они на основании Писаний обманывают людей, со стороны которых ищут уважения, то продают им волов, продают также овец, то есть собственно простой народ. А кому они их продают, если не диаволу? Братья мои, ведь если Церковь Христова — единственная и лишь одна, то кто уносит все то, что от неё отрывается, если не «лев рыскающий и рыкающий, ищущий, кого поглотить (1 Петр. 5.8)? Горе тем, кто отрывается от Церкви! Ведь сама она остается невредимой. Ибо знает Господь Своих (2 Тим.2.19). Но те, насколько в их силах, продают волов и овец, продают они и голубей: пусть остерегаются бича из грехов своих.

Очевидно, когда они претерпят нечто подобное за несправедливости свои, пусть узнают они, что Бог сделал бич из веревок и побуждает тех отступников к тому, чтобы они изменили себя, чтобы не были больше торгующими. Ведь если они не изменят себя, они услышат в конце: «связав им ноги и руки, бросьте во тьму внешнюю» (Мф.22.13).

9. «При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2.17; Пс.68.10), потому что ревностью по дому Божию Господь изгнал тех торгующих из храма. Братья, пусть каждый христианин снедается ревностью по дому Божию. Кто снедается ревностью по дому Божию? Тот, кто все, что превратного видит в нем, тщится исправить, жаждет улучшить, не остается равнодушным, а если не может улучшить, то терпит и плачет о нем. Зерно высыпают на гумно, и оно смиряется с мякиной, чтобы перейти в амбар, когда будет отделена мякина. Если ты зерно, оставайся прежде, чем попасть в амбар, на гумне, чтобы не быть склеванным птицами прежде, чем будешь убран в амбар. Ибо птицы небесные — власти воздушные (Еф. 6.12), ждут чтобы похитить что-нибудь с гумна, и не могут они ничего похитить, кроме того, что оказалось вне гумна. Так вот, пусть ревность по дому Божиему снедает тебя, пусть всякого христианина снедает ревность по дому Божиему, в каковом доме Божием он является частью. Ибо дом твой не более важен, чем дом, в котором ты имеешь спасение навеки.

В дом свой ты вступаешь ради временного покоя, в дом Божий ты вступаешь ради вечного покоя. Если же ты беспокоишься, когда в твоем доме происходит что-то неладное, то неужели ты должен терпеть, насколько в твоих силах, Если ты видишь что-то неладное в доме Божием, где уготовано для тебя спасение и бесконечный покой? Например, ты видишь брата, спешащего в театр. Останови его, предупреди его, выкажи ему сожаление, если ревность по дому Божию снедает тебя. Ты видишь, что и другие спешат и хотят напиться вина и хотят в святых местах сделать то, чего вообще нигде не подобает делать. Останови тех, кого сможешь, удержи, кого сможешь, напугай, кого сможешь, обратись с лаской к тем, к кому сможешь, но не молчи! Если это друг, его следует кротко предупредить. Если это жена, ее следует удержать посредством особой строгости. Если это служанка, её должно обуздать с помощью плетей. Сделай то, что ты можешь, в зависимости от того, в качестве кого ты выступаешь: друга, мужа или господина, - и тогда ты исполнишь слова: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2.17).

Если же ты будешь холоден, вял, будешь думать только о себе, будто бы тебе этого достаточно для спасения, говоря в сердце своем: «Что мне заботиться о чужих грехах? Довольно мне забот о моей душе, да сохраню я ее невредимой, для Бога», - что же, не придет ли тебе на ум тот раб, который скрыл свой талант и не израсходовал (Мф. 25.25-29)? Ведь он обвинен был не в том, что потерял его, а в том, что сохранил его без прибыли!

Итак, услышьте же, братья мои, что не следует оставаться безучастными. Я намерен вам дать совет, пусть его даст Тот, Кто пребывает внутри, ибо, хотя и через меня, все же Он его дает. Ты знаешь, что следует делать! Каждый в доме своем в отношении друг друга ли, постояльца ли, клиента ли своего, старшего ли, младшего ли: поскольку Бог дает войти, поскольку Он открывает двери словом Своим, не переставай приносить прибыль Христу, ибо и ты обретешь прибыль от Христа.

10. «Иудеи сказали Ему: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? А Господь: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». На это сказали иудеи: «сей храм строился сорок шесть лет, а Ты говоришь: «Я в три дня воздвигну его?»» (Ин.2.18-20). Плотью они были, плотским образом рассуждали, Он же говорил в духовном смысле. Кто же может понять, что Он сказал относительно храма? Впрочем, нам не следует долго искать ответ, через евангелиста открыто нам, что Он сказал о том храме: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил», - продолжает евангелист, - «о храме тела Своего» (Ин.2.19-21).

И очевидно, что казненный Господь воскрес через три дня. Теперь это всем нам хорошо известно, и если для иудеев это сокрыто, то это потому, что они стоят вне Церкви. Для нас же это открыто, потому что мы знаем, в Кого мы верим. Разрушение этого Храма и новое Его воздвижение мы будем праздновать в ходе ежегодных торжеств Воскресения Христова. Мы призываем вас, чтобы вы готовились к нему; если кто-то из вас оглашенные, мы уповаем на то, чтобы вы получили благодать. Уже сейчас пришел срок, уже сейчас рождается то, что тогда родится. Так вот, мы знаем это.

11. Но, возможно, нас спросят, нет ли какой-нибудь тайны в том, что храм строился сорок шесть лет? Хотя можно многое сказать по этому поводу, тем не менее коротко может быть сказано и без труда понято то, что мы скажем пока.

Братья, мы говорили уже (если не ошибаюсь, еще вчера), что Адам был единственным человеком и он сам был всем родом человеческим. Ибо, как мы уже говорили, если вы помните, он был разделен на части и сейчас, разделенный, собирается и как бы сливается воедино благодаря духовной общности и согласию. И еще стонет, как один несчастный (Пс.34), тот же Адам, но он обновляется во Христе, ибо без греха пришел Адам, чтобы грех Адама был разрушен в плоти Его и чтобы Адам воскресил в себе образ Божий. Итак, из Адама плоть Христова, из Адама храм, который разрушили иудеи и который воскресил Господь в три дня. Ибо воскресил Он плоть Свою.

Узрите, ибо Он был Богом, равным Отцу. Братья мои, говорит апостол: «Он воскресил Его из мертвых». О ком он говорит? Об Отце: «Стал покорен вплоть до смерти, и смерти крестной; ради того и воскресил Бог Его из мертвых «и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2.8-9). Воскрешенный и возвышенный — Господь. Кто воскресил Его? Отец, Которому Он говорит в псалме: «Восставь Меня, и Я воздам им» (Пс.40.11). Итак, воскресил его Отец. Разве не Самого Себя? Но что совершает Отец без участия Своего Слова? Что совершает Отец без участия Единственного Своего Сына? Слушай, что Он был Сам Бог: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2.19). Разве Он сказал: «Разрушьте храм сей, и Отец в три дня воздвигнет его»? Но подобно тому как когда Отец воздвигает, Сын воздвигает, ибо Сын изрек: Я и Отец — Одно (Ин.10.30).

12. Так что же означает число сорок шесть? Меж тем вы уже слышали вчера о том, что Адам простирается по всему кругу земель, что видно из связи четырех греческих букв и четырех греческих слов. Ибо если ты напишешь одно под другим эти четыре слова, а именно имена четырех частей света, то есть «восток», «запад», «север» и «юг», которые объемлют весь мир, - отчего Господь говорит, что соберет избранных Себе «от четырех ветров» (Мк. 13.27), когда придет для суда, - так вот, если ты напишешь те четыре имени по-гречески: ανατολη, то есть восток, δυσις, то есть запад, αρχτος, то есть север, μεσημβρια, то есть юг: anatole, dysis, arctos, mesembria, - то первые буквы слов будут заключать в себе имя «Адам».

Так почему же мы находим там число сорок шесть? Потому, что плоть Христова происходила от Адама. Греки, для чисел используют буквы. Когда мы пишем букву а, те на своем языке помещают альфу α и альфой называют (также число) «один». Когда же они в качестве числа пишут бета β, что у них означает b, то в качестве числа она именуется у них «два».Когда они пишут гамма γ, в качестве числа она обозначает у них "три". Когда они пишут дельта δ, в качестве числа она выражает у них «четыре». И так все буквы у них содержат в себе числа. То, что мы называем m, а те пишут мю, μ, означает «сорок». Ибо мю они называют (прочитывая ее в качестве числа) тессараконтой. Теперь посмотрите на те буквы, которые выражают числа, и вы обнаружите там сорок шесть лет, в течении которых был воздвигнут храм. Ведь «Адам» содержит альфу α, что значит «один», содержит дельту δ, что значит «четыре», и ты получаешь (в сумме) «пять»; далее опять содержит альфу α, что значит «один», и ты получаешь (суммарно) «шесть»; наконец, содержит мю μ, что означает сорок, и ты получаешь в итоге «сорок шесть». Это, братья мои, было сказано еще нашими великими предшественниками, и это число «сорок шесть» было обнаружено нами в их сочинениях.

И поскольку наш Господь Иисус Христос получил тело от Адама, но не взял грех от Адама, то Он принял от него телесный храм, но не взял порочность, которая должна быть изгнана из храма. И вот ту самую плоть, которую Он получил от Адама (ибо Мария — от Адама, а плоть Господня — от Марии),иудеи и распяли. И Он собирался в три дня воскресить эту самую плоть, которую те намеревались распять на кресте; те разрушили храм, который воздвигали сорок шесть лет, а Он в три дня восстановил его.

13. Мы славим Господа Бога нашего, Который собрал нас для духовной радости. Будем же постоянно пребывать в смирении сердца, и пусть радость наша будет в руках Его. Давайте не будем превозноситься, какого бы успеха мы ни добились в этом мире, но знать, что само счастье наступит для нас, когда прейдут эти земные вещи. Братья мои, пусть радость наша пребывает в надежде; да не радуется пусть никто делам текущим, чтобы не останавливаться в пути. Пусть вся радость будет в надежде на будущее, все желание устремлено к вечной жизни. Пусть только Он один, прекраснейший, будет желанен, Тот, Который возлюбил безобразных, чтобы сделать их прекрасными; к Нему единственному нужно спешить, о Нем лишь следует воздыхать. И пусть «говорят непрестанно: «да возвеличится Господь» те, кто желает мира для раба Его» (Пс.34.27).

 

                                                Гомилия 11.

 От написанного: «И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие уверовали во имя Его...» (Ин.2.23) вплоть до: «Если кто не родится от воды и от Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3.5)


1. Весьма кстати для нас Господь позаботился, чтобы именно сегодня был прочитан этот отрывок. Я полагаю, что вы, возлюбленные, заметили, что мы решили рассматривать и обсуждать Евангелие от Иоанна по порядку. Так вот, весьма кстати, что вы именно сегодня услышите из Евангелия: «Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царство Божие» (Ин.3.5). Ибо пришло время, чтобы мы ободрили вас, являющихся оглашенными, вас, верящих во Христа таким образом, что вы всё еще несете свои грехи. Но никто, отягощенный грехами, не увидит Царство Небесное, ибо никто, кому не будут отпущены грехи, не сможет царствовать вместе с Христом.

Но грехи могут быть прощены лишь тому, кто родится от воды и от Святого Духа. Но давайте рассмотрим все слова, что они означают, чтобы те, которые ленивы, узнали из этих слов, с каким тщанием им следует поспешить к тому, чтобы избавиться от бремени. Потому что, если бы они несли некий тяжелый груз: камень ли, дерево ли, или какие -то пожитки, если бы они несли зерно, или вино, или имущество, то поспешили бы избавиться от груза. Они несут груз грехов и не хотят поспешить избавиться от грехов. Надобно поспешить, чтобы избавиться от этого бремени; оно давит и тянет вниз.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.