Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 7. 2 страница



 19. Фарисеи, считавшие себя праведными, упрекали Спасителя в том, что Он, являясь врачом, смешивал Себя с больными. Поэтому, они сказали: «Вот, Он ест и пьет с мытарями и грешниками». Врач ответил на это безумцам: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф.9.11-13) Это значит: поскольку вы называете себя праведными, являясь на самом деле грешными, считаете себя здоровыми, отказываетесь от лекарства, и не обретаете здоровья. Таким образом, тот фарисей, который пригласил Господа на обед, считал себя здоровым в своих собственных глазах, тем временем, больная женщина, без приглашения пришедшая в дом, имела дерзновение от желания стать здоровой, приблизилась не к голове Спасителя, не к Его рукам, но к ногам: омыла их слезами, отерла волосами, целовала их, помазала их ароматным маслом. Грешница примирилась в ногах у Господа. Фарисей, который сидел там за столом, считавший себя здоровым, обвинил Врача и сказал в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Его ногам». Он думал, что Господь не знал ее, поэтому и не оттолкнул ее, иначе бы Господь не позволил бы ей прикоснуться к Себе ее нечистым рукам. Но Господь знал ее, и позволил ей прикоснуться к Себе, для того, чтобы это прикосновение исцелило ее. Господь, видя сердце фарисея, предложил ему притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Кто, следовательно, из них более возлюбит его? Он ответил: «Полагаю, тот, кому он более простил». И, обратившись к женщине, сказал Симону: «Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А поэтому Я говорю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» (Лк.7.36-47) Этим Он как бы говорит ему: ты больнее ее, но ты считаешь себя здоровым, ты думаешь, что в меньшей мере нуждаешься в прощении, тогда как ты должен больше. Эта женщина заслуживала быть исцеленной, потому что в ней не было лукавства. Что значит, в ней не было лукавства? Она призналась в своих грехах. Именно это Господь хвалил в Нафанаиле: отсутствие лукавства. Действительно, многие фарисеи, обремененные многими грехами, считали себя праведными, имели в себе лукавство, что делало невозможным их исцеление.

20. Поэтому, когда Господь увидел этого человека, в котором не было лукавства, сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Иоан.1.47-49). Возможно Нафанаил увидел нечто великое в словах: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя», поэтому воскликнул: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». То же самое, только позже скажет Петр, на что ему ответит Господь: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16.17). И именно тогда Он назвал его Скалой (Петром), возвышая основание Церкви в этой вере. Здесь Нафанаил говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Почему он так восклицает? Потому что ему было сказано: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».

  21. Нам должно выяснить, означает ли это смоковничное дерево что-нибудь. Поэтому послушайте, братья мои. Мы видим, что смоковничное дерево было проклято, потому что у него были только листья, и не было плодов (Мф.21.19). В начале человеческого рода, после грехопадения Адам и Ева сделали себе опоясания из смоковничных листьев. (Быт.3.7.) Под смоковничными листьями можем разуметь грехи. Нафанаил тогда был под смоковницей, словно под тенью смерти. Господь увидел его, как сказано: «Те, которые сидели во тьме, увидели свет великий, на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9.2.) Что было сказано тогда Нафанаилу? «Ты спрашиваешь Меня, о Нафанаил: «Откуда Ты знаешь меня?» «Теперь ты уже разговариваешь со Мной, потому что Филипп позвал тебя». Того, кого Апостол призвал, Он уже считал принадлежащим к Своей Церкви. О Ты, Церковь, о Ты, Израиль, в котором нет лукавства! Если ты народ Израиля, в котором нет лукавства, то ты тогда уже знал Христа через Его Апостолов, как Нафанаил узнал Христа через Филиппа. Но по Своей милости, Он увидел тебя прежде, чем ты узнал Его, когда ты лежал под тяжестью греха. Разве мы прежде ищем Христа, а не Он первым ищет нас? Неужели мы, больные, пришли к Врачу, а не Врач пришел к больным? Разве не была потеряна та овца, которую искал пастырь, оставив девяносто девять в пустыне, чтобы найдя, взять ее с радостью на плечи свои? Разве не была потеряна та драхма, которую искала женщина с зажжённой свечой по всему дому, пока не нашла ее? И когда она нашла, позвала соседок, и сказала: «Порадуйтесь со мной, я нашла потерянную драхму» (Лк.15.4-9). Мы тоже были потеряны, как та овца, как та драхма, и пастырь нашел овцу, но Он искал овцу., женщина нашла драхму, но Он искал драхму. Кто эта женщина? Это плоть Христа. Что это за свеча? «Поставлю светильник помазаннику Моему» (Пс.131.17.) Потому мы искали, чтобы нас могли найти. После того, как мы нашли Его, мы говорим. Давайте не будем гордиться, потому, что до того, как нас нашли, мы были потеряны, если бы нас не искали. А те, кого мы любим, и кого мы хотим приобрести для мира с Католической Церковью, говорят нам: «Что вы хотите от нас? Зачем искать нас, если мы грешники?» Именно по этой причине мы ищем вас, чтобы вы не потеряли себя, мы ищем вас, потому что нас тоже искали, мы хотим найти вас, потому что нас тоже нашли.

 22. Итак, когда Нафанаил сказал: «Откуда Ты меня знаешь?» Господь ответил ему: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». (Иоан.1.48.) О, Израиль, в котором нет лукавства, кем бы ты ни был, о люди, живущие по вере, прежде чем Я призвал вас через Своих Апостолов, когда вы были в тени смерти, Я видел вас. Затем Господь говорит Нафанаилу: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». (Иоан.1.50.) Что это значит: «Увидишь больше сего»? «Говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Иоан.1.51.) Братья мои, я сказал вам нечто большее, чем «Я видел тебя под смоковницею». Господь, призывая нас и оправдывая, делает более того, что видит нас, лежащих в тени смерти. Какая была бы польза от того, если бы мы остались лежать там, где Он нас видел? Разве мы не должны были лежать там? Что есть это «большее»? Когда мы видели Ангелов, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому?

 23. Я уже говорил вам об этих Ангелах, которые восходили и нисходили к Сыну Человеческому, но, если вы забыли, я кратко напомню вам об этом. Я сделал бы это более подробно, если мне пришлось бы освещать этот вопрос, но сейчас я только напоминаю вам о нем. Иаков видел во сне лестницу, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней. И он помазал камень, который положил себе в изголовье (Быт.28.12-18). Вы знаете, что Мессия - это Христос, и что Христос означает Помазанник. Иаков не поставил бы этот камень памятником, чтобы поклоняться ему, иначе это было бы идолопоклонством, а не указанием на Христа. То, что было сделано, было указанием на Христа, до времени явления Христа. Камень был помазан, но не для того, чтобы стать идолом. Почему камень? «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». (Ис.28.16.) Почему он был помазан? Потому что Христос происходит от миро, от помазания. Но что увидел Иаков на лестнице? Он увидел восходящих и нисходящих Ангелов. Итак, это есть Церковь, братья: Ангелы Божии - это хорошие проповедники, которые провозглашают о Христе, в этом смысле они «восходят и нисходят к Сыну Человеческому». В каком смысле они поднимаются и спускаются? В этом случае у нас есть пример. Послушаем Апостола Павла, то что он говорит о себе, мы можем применить и к другим проповедникам истины. Вот Павел, который поднимается: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12.2-4). Вы слушали восходящего Апостола, послушайте его сейчас, когда он спускается: «Я не мог говорить с вами братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей» (1Кор.3.1-2). Вот как опускается тот, кто поднимается. Как высоко он поднялся? До третьего неба. Для чего так низко спустился? Чтобы дать молоко младенцам. «Послушай, как он спускается: «Я», -говорит он, - становлюсь подобно кормилице, которая нежно обходится с детьми своими» (1Фес.2.7.). Мы видим, как няни и мамы нисходят к маленьким детям: хотя они и умеют правильно говорить по-латыни, тем не менее они сокращают свои слова, в некотором смысле ломают свой язык, так, чтобы речь их была подобна детской, способной забавлять маленьких детей. Потому что, если они будут говорить согласно правилам, младенец не поймет их, и не получит от этого никакой пользы. И красноречивый отец, хорошо владеющий речью, оратор, который потрясает форум своим словом, если у него есть маленький сын, по возвращении домой он откладывает в сторону свое судебное красноречие, с которым поднимался высоко, нисходит, чтоб на детском языке поговорить с младенцем. Послушайте снова, как в одном выражении Апостол поднимается и спускается: «Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас» (2Кор.5.13.). Что значит: «Если мы выходим из себя, то это для Бога»? Это то, что мы созерцаем такие вещи, которые человеку невозможно пересказать. Что значит: «если же скромны, то для вас»? Это то, что: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор.2.2.). Если Сам Господь поднимался и опускался, то очевидно, и Его проповедники поднимаются через подражание Ему, и опускаются проповедуя.

 24. Если мы задержали вас немного дольше чем обычно, то это было сделано специально для того, чтобы прошли эти опасные часы. Я думаю, что эти люди завершили свое тщетное празднование. Что до нас, братья мои, принявших участие в пире спасения, будем проводить оставшееся время дня Господня в веселии духа, предпочитая радость истины тщетным радостям развлечений. Эта легкомысленность вызывает у нас сожаление, если у нас возникает сожаление поведение братьев, то оно приведет нас к молитве за них. Если мы будем молиться, мы будем услышаны. Если молитва наша будет услышана, мы обретем братьев наших.

 

                                                    Гомилия 8.

1.То чудо, Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сделал из воды вино, не удивительно для тех, кто знает, что это совершил Бог. Ибо в тот день во время брака сделал вино в шести кувшинах, повелев (сначала) наполнить их водой, Тот, Кто каждый год делает его в виноградных лозах. Ибо как то, что (вода), которую слуги наливали в водоносы, стала вином, было деянием Господа, так и то, что вода, которую изливают тучи, обращается в вино, тоже есть деяние Господа. Однако это последнее не удивляет нас, потому что происходит из года в год. Из-за постоянного повторения это перестало быть удивительным. Это требует гораздо большего размышления, чем то, что было содеяно в кувшинах с водой. Ведь кто, размышляя о деяниях Божиих, посредством которых управляется и организуется весь этот мир, не придет в изумление от чудес и не переполнится ими? Если он подумает о силе одного лишь зерна, какого-нибудь зернышка, то увидит, сколь великая это вещь, способная привести в трепет размышляющего. Но поскольку люди, обращая внимание на иное, перестали размышлять о деяниях Божиих, за которые должны были бы каждодневно возносить хвалу Создателю, то Бог как бы сохранил за Собой возможность осуществлять некие необычные деяния, чтобы с помощью чудес пробудить людей, словно бы заснувших, для поклонения Себе. Воскрес человек из мертвых, и люди удивляются. А сколько людей рождается каждый день, и никто не удивляется. Если бы мы это рассмотрели более внимательно, то более удивительным следует признать то, что рождается никогда еще не живший, нежели то, что воскрес тот, кто уже жил.
Тот же Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, через Слово Свое совершает все это, именно Он управляет всем этим, являясь Творцом сущего. Первые чудеса Он совершил у Себя посредством Своего Слова как Бога, а последующие чудеса совершил посредством того же Слова Своего, но уже воплощенного, ради нас ставшего человеком. Как мы дивимся тому, что совершено посредством Иисуса — Человека, давайте также удивляться тому, что сотворено через Иисуса-Бога.
Через Бога-Иисуса были сотворены небо и земля, моря, все, что украшает небеса, все богатства земли, все изобилие моря. Все то, что способен охватить взор, сотворено посредством Бога-Иисуса. И мы видим эти вещи, и если в нас пребывает Дух Его, то пусть они так радуют нас, чтобы мы возносили хвалу Создателю, а не наоборот, обратившись к творениям, отвернулись бы от Создателя их и, как бы обратив лицо к тому, что Он сделал, повернулись бы спинами своими к Тому, Кто их сотворил.

2. Эти-то вещи мы видим и охватываем их взором, а что же те, которые мы не видим; такие как Ангелы, Силы, Могущества, Господства и все что пребывает в том поднебесном строении и недоступны для наших глаз? Впрочем, Ангелы, когда это необходимо, являют себя людям. Не Бог ли сотворил все это посредством Слова Своего, то есть посредством Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа?
А что же сама душа человеческая, которая не видна нам и проявляет себя через поступки плоти и которая вызывает великое удивление у тех, кто серьезно размышляет о ней? Кем она сотворена, если не Богом? И через Кого она сотворена, если не через Сына Божия? Я пока не говорю о человеческой душе. Возьмите душу какого угодно животного: как она управляет огромным телом! Она приводит в движение все органы чувств: глаза для того, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, ноздри, чтобы воспринимать запахи, уста, чтобы распознавать вкус, - наконец, сами члены для исполнения их собственных функций. Неужели это совершает тело, а не душа, то есть обитательница тела? Если не увидеть глазами , тем не менее она вызывает восхищение тем, что она совершает.
А теперь обрати свое рассуждение к человеческой душе, которой Бог даровал разумение, чтобы она имела знание о своем Создателе, чтобы распознавала и различала добро и зло, то есть праведное и неправедное! Сколько всего она совершает через тело! Взгляните на весь круг земель, устроенного в виде человеческого государства: какие в нем органы управления, какие ступени властей, какое устройство городских общин, какие законы, нравы, искусства! Все это рождено душой, и все же эта сила души не видна. Когда она уходит из тела, остается труп. Когда же она пребывает в теле, то некоторым образом спасает его от тления. Ибо всякая плоть подвержена порче и стала бы разлагаться, если бы не сохранялась душой, как некой приправой. Но это является общим свойством ее с душой животных. Но те качества в ней заслуживают наибольшего удивления (о чем я уже сказал), которые относятся к разуму и познанию, в чем она обновляется по образу Создателя своего (Кол.3.10.), по образу Которого создан человек.
Какова будет эта сила души, когда и тело облечется в нетление, и смертное облечется в бессмертие (1 Кор.15.53)? Если она на столь многое способна через плоть, подверженную тлению, то что она сможет совершить посредством духовного тела после воскресения из мертвых? Все же эта душа, как я сказал, обладающая удивительной природой и субстанцией, является вещью невидимой и воспринимаемой рассудком, и тем не менее она сотворена через Иисуса Христа, ибо Он есть Слово Божие. «Все через Него сотворено, а без Него — ничто» (Ин.1.3).

 

 

3.Так вот, когда мы видим, что такие вещи были сотворены через Иисуса-Бога, почему мы должны удивляться тому, что вода была обращена в вино через Иисуса-человека? Ведь Он не стал человеком таким образом, чтобы перестать быть Богом. Добавился к Нему человек, но не был утрачен Им Бог. Стало быть, это (вино из воды) создал Тот, Кто создал все.
Итак, давайте не будем удивляться этому, потому что это совершил Бог, но давайте любить Его, потому что это совершил Он среди нас и ради нашего восстановления. Ибо Он и в этих свершениях дал нам некоторый знак. Я полагаю, что Он не без причины пришел на брак. Помимо чуда в этом деянии сокрыто некое таинство и священнодействие. Давайте же стучать, чтобы Он открыл нам и напоил нас невидимым вином. Ведь мы были водой, а Он сделал вином, сделал нас разумными.
Ибо мы разумеем веру Его, мы, которые, прежде были неразумны. И, возможно, это принадлежит Самой Премудрости, а также почести Божией, славе могущества Его, любви величайшего милосердия Его, - знать, что было совершено в том чуде.

4.Господь пришел, будучи позван, на брак. Что удивительного в том, что на брак в тот дом пришел Тот, Кто пришел на брак в этот мир? Ведь если Он пришел (в этот мир) не на брак, то у него нет здесь невесты. Но что тогда значат слова апостола «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор.11.2)? Почему он боится, как бы девственность невесты Христовой не была нарушена диавольской хитростью? «Боюсь»,-говорит он,- «чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились,( уклонившись) от простоты и чистоты во Христе (2 Кор.11.3).
Таким образом, есть у Него здесь невеста, которую Он выкупил Своей кровью и которой дал Он в качестве залога Святой Дух (2 Кор.1.22). Он выкупает ее у диавола: Он умер за прегрешения ее и воскрес для оправдания ее (Рим.4.25). Кто может преподнести такие (подарки) невесте своей? Люди преподносят какие-нибудь земные украшения: золото, серебро, драгоценные камни, жеребцов, рабов, земельные владения, поместья. Неужели кто-нибудь преподнесет (в дар) кровь свою? Ведь если кто отдал невесте кровь свою, то, беря жену, утратил бы жизнь. Господь же, спокойно приняв смерть, отдал кровь Свою ради той, которую Он, воскреснув, вновь принял, связав ее с Собой еще во чреве Девы.
Ибо Слово- это Жених, а невеста- это плоть человеческая. В обоих случаях Он был Сыном Божиим и одновременно Сыном Человеческим. То чрево Девы Марии, где Он стал главой Церкви, было брачными чертогами его. Отсюда Он вышел словно Жених из чертогов Своих, как предсказано в Писании: «И Он выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пройти путем Своим» (Пс.18.6). Вышел из чертогов, словно жених, и, будучи зван, пришел на брак.

5. Из-за этого очевидного таинства Он по-видимому не признал Мать, из чрева Которой вышел в качестве Жениха, и сказал ей: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой» (Иоан.2.4). Что это значит? Разве для того Он пришел на брак, чтобы научить презирать матерей? Разумеется, тот, на чей брак Он пришел, потому женился. Чтобы рождать детей, и чтобы те, кого он хотел родить, испытывали к нему уважение. Так что же, для того Он пришел на брак, чтобы осрамить Мать, в то время как браки ради того и совершаются, чтобы рождались дети, которым бог велит воздавать честь родителям?
Вне всякого сомнения, братья, скрывается в этом некая тайна. В самом деле, это столь важный вопрос, что некоторые, кого (как мы упоминали выше) апостол увещевал быть осмотрительными, говоря им: «Боюсь, чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты и чистоты во Христе» (2 Кор. 11.3), не доверяя Евангелию и говоря, что Иисус не был рожден Девой Марией, решили получить из этой истории довод для своего заблуждения. Ибо они говорят: «Каким образом Она была материю Его, если Он говорит ей: «что Тебе до меня, женщина?». Так вот, следует ответить им и растолковать почему так сказал Господь, чтобы не казалось им, безрассудным, будто они обнаружили нечто противное спасительной вере, из-за чего может быть нарушено целомудрие девственной невесты, то есть из-за чего может быть запятнана вера Церкви.
Ибо в самом деле, братья, сокрушается вера тех, кто предпочитает ложь правде. Ведь те, которые, как кажется, чтят Христа, отрицая, что Он имел плоть, ничего иного не проповедуют, кроме лжи. А что иное те, кто сооружает ложь в людях, отнимают у них, если не истину? Они подражают диаволу, изгоняют Христа. Они подражают изменнику и изгоняют жениха. Они, конечно же, шаферы змия или, скорее, его посредники. Ибо они говорят такое, что их может захватить змий, а Христос будет изгнан ими. Ведь когда (человеком) овладевает змий? Когда его захватывает ложь. Когда его захватывает лживость, тогда овладевает им змий, когда (человека) увлекает истина, тогда им овладевает Христос. Ибо Он сам изрек: «Я есмь истина» (Иоанн. 14.6). О том же (змие) Он сказал «И не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Иоан.8.44).
Настолько истина есть Христос, что все истинное ты получаешь во Христе. Истинное Слово, Бог, равный Отцу, истинная душа, истинная плоть, истинный человек, истинный Бог, истинное Рождество, истинное страдание, истинная смерть, истинное воскресение. Если что-то из этого ты назовешь ложным, начинается гниение, из яда змия родятся черви лжи, и не останется ничего не поврежденного.

6. Что же тогда означает, скажет (такой заблудший человек), изреченное Господом: «Что тебе до Меня, женщина?» Возможно, Господь в том, что следует далее, показывает нам, почему Он это произнес. «Еще», - говорит Он, - «не пришел час Мой» (Иоан.2.4). Ведь так Он говорит целиком: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой» (Иоан.2.4). Следует разобрать, почему так было сказано.
Но прежде давайте сдержим натиск еретиков. Что говорит дряхлый змий, древний искуситель, с шипением испускающий яд? Что он говорит? «Иисус не имел матерью женщину». Чем ты это докажешь? Потому, говорит он, что Он изрек: «Что Тебе до Меня, женщина?» Кто об этом сообщил. Чтобы мы верили, будто Он это сказал? Что он сообщил об этом? Разумеется, евангелист Иоанн.
И сам же евангелист Иоанн сказал: « И Мать Иисуса была там» (Иоан.2.1). Ведь он так рассказывал: «На другой день был брак в Кане Галилейской, и Мать Иисуса была там. Пришел и Он, позванный туда на брак. Вместе с учениками Своими» (Иоан.2.1-2). Итак, у нас есть два высказывания евангелиста. «И Мать Иисуса была там», - сказал евангелист; и тот же самый евангелист сказал, что Иисус говорил Матери Своей. Давайте посмотрим, братья, как он сказал о том, что ответил Иисус Матери Своей, сказав прежде: «Говорит Ему Мать Его», - (посмотрим на это), чтобы вы сохранили нетронутыми чистоту сердца (и уберегли ее) от языка змия. Там, в самом Евангелии самим евангелистом, ведущим повествование, сказано: «Мать Иисуса была там», и еще: «сказала Ему Мать Его». Кто рассказал об этом? Евангелист Иоанн. А что ответил Иисус Матери? «Что Тебе до Меня, женщина?» Кто об этом рассказывает? Тот же самый евангелист Иоанн.
О достойнейший веры и правдивейший евангелист! Ты рассказываешь мне, что Иисус сказал: «Что Тебе до Меня, женщина?» Почему ты к этому прибавил слово «Мать», которую Он не признает? Ведь ты сказал, что «Мать Иисуса была там» и что «сказала Ему Мать Его». Почему ты не предпочел сказать: «была там Мария» и: «сказала Ему Мария»? Ты произносишь и то и другое: и «Мать Иисуса была там», и «Ответил Ей Иисус: Что Тебе до Меня, женщина?» Почему так, если не потому, что и то и другое истинно? Те же (еретики) хотят верить евангелисту в том, что он говорил, что Иисус сказал Матери: «Что Тебе до Меня, женщина?»- и не хотят верить евангелисту в том, что он сказал: «Мать Иисуса была там» и: «сказала Ему Мать Его».
Кто же тот, кто противостоит змию и держится истины, девственность чьего сердца не нарушается соблазнами дьявола? Это тот, кто верит, что и то и другое истинно: и то, что была там Мать Иисуса, и то, что так ответил Иисус Матери. Но если он пока не понимает, почему Иисус сказал: «Что Тебе до Меня, женщина?»- пусть все же верит, что Он сказал это, и сказал Матери. Пусть пребывает сначала благочестие в том, кто верит, это даст (со временем) плоды и для того, кто хочет понимать.

7. Я спрашиваю вас, о верные христиане: была ли там Мать Иисуса? Вы ответите: была. Откуда вы знаете? Вы ответите: об этом сказано в Евангелии. Что ответил Иисус Матери? Вы ответите: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой». А это откуда вам известно? Вы ответите: об этом сказано в Евангелии. Да не испортит пусть никто вам веру, если вы хотите сохранить девственную чистоту для Жениха. Если кто-то спросит вас, почему Он так ответил Матери, то пусть скажет тот, кто понимает (а кто еще не понимает, пусть все же самым твердым способом верит), что (именно) так ответил Иисус, и при этом ответил Матери. Этим благочестием он удостоится также узнать, почему Он так ответил, если будет стучать в двери истины с молитвой, а не приблизится к ним в желании поспорить. Пусть он будет настолько бдителен, что (думая, будто он знает, или стыдится того, что не знает, почему Он так ответил) не заставит себя поверить, будто солгал евангелист, который говорит: «Мать Иисуса была там», или будто Сам Иисус пострадал ненастоящей смертью за грехи наши и будто ненастоящие рубцы явил ради оправдания нашего, будто изрек ложь, сказав: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.31-32).
Если Она не настоящая Мать, то не настоящая и плоть, ненастоящая смерть, ненастоящие раны от страданий, ненастоящие рубцы после воскресения. Тогда не истина сделала свободными верующих в Него, но, скорее, ложь. Напротив, пусть ложь уступит истине и пусть будут приведены в смятение все, кто хочет казаться себе говорящим правду, потому что они стараются выставить Христа обманщиком и не хотят, чтобы говорили им: «Мы не верим вам, потому что вы лжете»., в то время как они говорят, что сама Истина лжива.
Тем не менее, если мы спросим их: «Откуда вы знаете, что Христос сказал: «Что Тебе до Меня, женщина?»,- они ответят, что верят Евангелию. Почему же они не верят Евангелию, утверждающему: «Мать Иисуса, была там», и: «сказала Ему Мать Его»? Или здесь Евангелие лжет, то каким образом верят тому, что сказал Иисус: «Что Тебе до Меня, женщина?» Почему те несчастные не предпочитают верить, что Господь так ответил не чужой (Ему женщине), но Матери?
И почему при этом искренне пытаются узнать, почему он так ответил ? Ибо много отличий между тем, кто говорит: «Я хочу знать, почему Христос так ответил Матери», - и тем, кто говорит: «Я знаю, что Христос это сказал не Матери». Одно дело - желать узнать, что сокрыто, другое - не желать верить тому, что очевидно. Кто говорит: «Я хочу, знать, поему Христос так ответил Матери», - хочет открыть для себя Евангелие, которому верит. А кто говорит: «Я знаю, что Христос это ответил не Матери», - обвиняет само Евангелие во лжи, из которого узнал, что так Христос ответил.

 

 

8. Теперь, братья, если угодно. После того как дан отпор этим еретикам и тем, кто постоянно блуждает в своей слепоте, если только не исцелятся через смирение, мы постараемся ответить, почему Господь наш так ответил Матери. Он- единственный, Кто рожден Отцом без Матери и Матерью без Отца: без Матери - как Бог, без Отца - как человек; без Матери- прежде времен, без Отца — в конце времен. То, что Он ответил, Он ответил Матери, ибо: «Мать Иисуса была там» и: «сказала Ему Мать Его». Все это сообщает Евангелие. Там мы узнаем, что «Мать Иисуса была там», где узнаем также, что Он сказал Ей: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой». Давайте верить всему и пытаться узнать то, что еще не понимаем.
И сначала позаботьтесь о том, чтобы не нашли вдруг манихеи в том возможность для своих измышлений, что Господь сказал: « Что Тебе до Меня, женщина?», и чтобы астрологи в том не нашли повод для своей лжи, что Он сказал: « Еще не пришел час Мой». Если же он это сказал в соответствии с представлениями астрологов, то мы совершили святотатство, предав огню их книги. Если же мы поступили верно, как было сделано во времена апостолов (Деян.19.19), то Господь не сообразно представлениям астрологов сказал: «Еще не пришел час Мой». Ведь говорят пустословы и соблазненные соблазнители: «Видишь, Христос находился во власти судьбы, ибо Он говорит: «Еще не пришел час Мой».
Кому же прежде надлежит дать ответ- еретикам или астрологам? Ведь и те, и другие пришли от того змия, исполненные жажды нарушить целомудренность сердца Церкви, которую она хранит в непорочной вере. Сперва, если угодно, давайте ответим тем, кому на самом деле мы уже по большей части ответили. Но, чтобы не подумали, будто мы не можем ничего сказать о тех словах, которые произнес Господь в ответ Матери, мы еще больше дадим наставлений вам против них, хотя для изобличения их, как я полагаю, сказано было уже достаточно.

9. Почему же Сын сказал Матери: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой»? Господь наш Иисус Христос был и Богом, и Человеком. Сообразно с тем, что Он был Бог, Он не имел Матери, а сообразно с тем, что Он был человек, имел. Стало быть, Она была Материю плоти, Матерью человечества, Матерью немощи, каковую (немощь) Он принял ради нас. Чудо же, которое Он намеревался совершить сообразно Своему божеству, а не сообразно немощи: сообразно с тем, что Он был рожден Богом, а не сообразно с тем, что Он был рожден немощным. Однако «немощное Божие сильнее человеков» (1Кор.1.25). Так вот, совершить чудо попросила Мать. Но Он, собираясь исполнить божественные деяния, как бы не признает человеческую плоть и как бы говорит: «То, что производит во Мне чудо, не Ты родила; божество Мое не Ты родила, но поскольку Ты родила немощь Мою, Я узнаю Тебя тогда, когда эта самая немощь будет висеть на кресте». Именно это и значит: «Еще не пришел час Мой». Ибо тогда Он признал Ее, хотя, как бы то ни было, знал Ее всегда.
И даже прежде чем Он был рожден Ею, Он в предопределении знал Свою Мать; и прежде чем Он Сам как Бог создал Ее, от Которой был рожден человеком, Он знал Мать. Но Он не признавал Ее до определенного сокровенного часа; и в определенный сокровенный час, который (тогда) еще не наступил, Он вновь признал Ее. Ибо тогда Он признал Ее, когда умирало то, что Она родила. При этом не умирало то, через что была создана Мария, но умирало то, что было рождено через Марию. Не умирала вечность божества, но умирала немощь плоти. Стало быть, Он ответил так, чтобы провести разделение в сознании уверовавших между тем, Кто пришел, и тем, каким Он пришел.
Ибо Он, Бог Господь неба и земли, пришел посредством Матери-женщины. Сообразно тому, что Он Господь мира, Господь неба и земли, Он Господь также и для Марии; сообразно тому, что Он Создатель неба и земли, Он Создатель и Марии. Но согласно сказанному, что Он рожден от женщины, подчинен Закону (Гал. 4.4), Он Сын Марии. Он и Господь Марии, и Сын Марии. Он и Создатель Марии, и порожден от Марии. Не следует удивляться тому, что Он и Сын, и Господь, поскольку Он именуется как Сыном Марии, так и Сыном Давидовым; и потому Он Сын Давидов, что является Сыном Марии. Услышь апостола, со всей определенностью сказавшего: «Он был рожден Ею от семени Давидова по плоти» (Рим. 1.3.). Услышь Его как Господа Давидова; так сказал сам Давид: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Пс.109.1.). И Сам Иисус открыл это иудеям и уличил их посредством этого.
Каким же образом Он Сын Давида и Господь его (Мф.22.45.)? Он Сын Давидов по плоти, Господь же Давида по божеству. Так и Сын Марии Он по плоти, а Господь Марии по величию. Так вот, поскольку Она не была Материю божества, а чудо, о котором Она просила, должно было быть совершено посредством Его божества, Он ответил Ей: «Что Тебе до Меня, женщина? Однако, чтобы Ты не сочла, будто Я отрицаю в Тебе Мать, (Я добавляю): «Еще не пришел час Мой». В самом деле, тогда Я признаю Тебя, когда немощь, чьей Матерью Ты являешься, будет висеть на кресте», Давайте разберемся, верно ли это.
Как говорит тот же евангелист, который знал Мать Господа и который поведал нам, что на том браке была Мать Господа, рассказывает о том, (что случилось), когда Господь принимал страдания : «Была там при кресте Матерь Иисуса, и говорит Иисус Матери Своей: «Женщина, се сын Твой!» И ученику: «се Матерь твоя!» (Ин.19.25-27). Он вверяет Мать ученику, вверяет Мать, готовясь умереть прежде Матери и прежде смерти Матери намеревающийся воскреснуть. Человек вверяет человека человеку. Этого (человека) родила Мария. И вот пришел тот час, о котором тогда было сказано: «Еще не пришел час Мой».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.