|
|||
Гомилия 7. 2 страница19. Фарисеи, считавшие себя праведными, упрекали Спасителя в том, что Он, являясь врачом, смешивал Себя с больными. Поэтому, они сказали: «Вот, Он ест и пьет с мытарями и грешниками». Врач ответил на это безумцам: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф.9.11-13) Это значит: поскольку вы называете себя праведными, являясь на самом деле грешными, считаете себя здоровыми, отказываетесь от лекарства, и не обретаете здоровья. Таким образом, тот фарисей, который пригласил Господа на обед, считал себя здоровым в своих собственных глазах, тем временем, больная женщина, без приглашения пришедшая в дом, имела дерзновение от желания стать здоровой, приблизилась не к голове Спасителя, не к Его рукам, но к ногам: омыла их слезами, отерла волосами, целовала их, помазала их ароматным маслом. Грешница примирилась в ногах у Господа. Фарисей, который сидел там за столом, считавший себя здоровым, обвинил Врача и сказал в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Его ногам». Он думал, что Господь не знал ее, поэтому и не оттолкнул ее, иначе бы Господь не позволил бы ей прикоснуться к Себе ее нечистым рукам. Но Господь знал ее, и позволил ей прикоснуться к Себе, для того, чтобы это прикосновение исцелило ее. Господь, видя сердце фарисея, предложил ему притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Кто, следовательно, из них более возлюбит его? Он ответил: «Полагаю, тот, кому он более простил». И, обратившись к женщине, сказал Симону: «Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А поэтому Я говорю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» (Лк.7.36-47) Этим Он как бы говорит ему: ты больнее ее, но ты считаешь себя здоровым, ты думаешь, что в меньшей мере нуждаешься в прощении, тогда как ты должен больше. Эта женщина заслуживала быть исцеленной, потому что в ней не было лукавства. Что значит, в ней не было лукавства? Она призналась в своих грехах. Именно это Господь хвалил в Нафанаиле: отсутствие лукавства. Действительно, многие фарисеи, обремененные многими грехами, считали себя праведными, имели в себе лукавство, что делало невозможным их исцеление. 20. Поэтому, когда Господь увидел этого человека, в котором не было лукавства, сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Иоан.1.47-49). Возможно Нафанаил увидел нечто великое в словах: «Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя», поэтому воскликнул: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». То же самое, только позже скажет Петр, на что ему ответит Господь: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16.17). И именно тогда Он назвал его Скалой (Петром), возвышая основание Церкви в этой вере. Здесь Нафанаил говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Почему он так восклицает? Потому что ему было сказано: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». 21. Нам должно выяснить, означает ли это смоковничное дерево что-нибудь. Поэтому послушайте, братья мои. Мы видим, что смоковничное дерево было проклято, потому что у него были только листья, и не было плодов (Мф.21.19). В начале человеческого рода, после грехопадения Адам и Ева сделали себе опоясания из смоковничных листьев. (Быт.3.7.) Под смоковничными листьями можем разуметь грехи. Нафанаил тогда был под смоковницей, словно под тенью смерти. Господь увидел его, как сказано: «Те, которые сидели во тьме, увидели свет великий, на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9.2.) Что было сказано тогда Нафанаилу? «Ты спрашиваешь Меня, о Нафанаил: «Откуда Ты знаешь меня?» «Теперь ты уже разговариваешь со Мной, потому что Филипп позвал тебя». Того, кого Апостол призвал, Он уже считал принадлежащим к Своей Церкви. О Ты, Церковь, о Ты, Израиль, в котором нет лукавства! Если ты народ Израиля, в котором нет лукавства, то ты тогда уже знал Христа через Его Апостолов, как Нафанаил узнал Христа через Филиппа. Но по Своей милости, Он увидел тебя прежде, чем ты узнал Его, когда ты лежал под тяжестью греха. Разве мы прежде ищем Христа, а не Он первым ищет нас? Неужели мы, больные, пришли к Врачу, а не Врач пришел к больным? Разве не была потеряна та овца, которую искал пастырь, оставив девяносто девять в пустыне, чтобы найдя, взять ее с радостью на плечи свои? Разве не была потеряна та драхма, которую искала женщина с зажжённой свечой по всему дому, пока не нашла ее? И когда она нашла, позвала соседок, и сказала: «Порадуйтесь со мной, я нашла потерянную драхму» (Лк.15.4-9). Мы тоже были потеряны, как та овца, как та драхма, и пастырь нашел овцу, но Он искал овцу., женщина нашла драхму, но Он искал драхму. Кто эта женщина? Это плоть Христа. Что это за свеча? «Поставлю светильник помазаннику Моему» (Пс.131.17.) Потому мы искали, чтобы нас могли найти. После того, как мы нашли Его, мы говорим. Давайте не будем гордиться, потому, что до того, как нас нашли, мы были потеряны, если бы нас не искали. А те, кого мы любим, и кого мы хотим приобрести для мира с Католической Церковью, говорят нам: «Что вы хотите от нас? Зачем искать нас, если мы грешники?» Именно по этой причине мы ищем вас, чтобы вы не потеряли себя, мы ищем вас, потому что нас тоже искали, мы хотим найти вас, потому что нас тоже нашли. 22. Итак, когда Нафанаил сказал: «Откуда Ты меня знаешь?» Господь ответил ему: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». (Иоан.1.48.) О, Израиль, в котором нет лукавства, кем бы ты ни был, о люди, живущие по вере, прежде чем Я призвал вас через Своих Апостолов, когда вы были в тени смерти, Я видел вас. Затем Господь говорит Нафанаилу: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». (Иоан.1.50.) Что это значит: «Увидишь больше сего»? «Говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Иоан.1.51.) Братья мои, я сказал вам нечто большее, чем «Я видел тебя под смоковницею». Господь, призывая нас и оправдывая, делает более того, что видит нас, лежащих в тени смерти. Какая была бы польза от того, если бы мы остались лежать там, где Он нас видел? Разве мы не должны были лежать там? Что есть это «большее»? Когда мы видели Ангелов, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому? 23. Я уже говорил вам об этих Ангелах, которые восходили и нисходили к Сыну Человеческому, но, если вы забыли, я кратко напомню вам об этом. Я сделал бы это более подробно, если мне пришлось бы освещать этот вопрос, но сейчас я только напоминаю вам о нем. Иаков видел во сне лестницу, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по ней. И он помазал камень, который положил себе в изголовье (Быт.28.12-18). Вы знаете, что Мессия - это Христос, и что Христос означает Помазанник. Иаков не поставил бы этот камень памятником, чтобы поклоняться ему, иначе это было бы идолопоклонством, а не указанием на Христа. То, что было сделано, было указанием на Христа, до времени явления Христа. Камень был помазан, но не для того, чтобы стать идолом. Почему камень? «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». (Ис.28.16.) Почему он был помазан? Потому что Христос происходит от миро, от помазания. Но что увидел Иаков на лестнице? Он увидел восходящих и нисходящих Ангелов. Итак, это есть Церковь, братья: Ангелы Божии - это хорошие проповедники, которые провозглашают о Христе, в этом смысле они «восходят и нисходят к Сыну Человеческому». В каком смысле они поднимаются и спускаются? В этом случае у нас есть пример. Послушаем Апостола Павла, то что он говорит о себе, мы можем применить и к другим проповедникам истины. Вот Павел, который поднимается: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12.2-4). Вы слушали восходящего Апостола, послушайте его сейчас, когда он спускается: «Я не мог говорить с вами братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищей» (1Кор.3.1-2). Вот как опускается тот, кто поднимается. Как высоко он поднялся? До третьего неба. Для чего так низко спустился? Чтобы дать молоко младенцам. «Послушай, как он спускается: «Я», -говорит он, - становлюсь подобно кормилице, которая нежно обходится с детьми своими» (1Фес.2.7.). Мы видим, как няни и мамы нисходят к маленьким детям: хотя они и умеют правильно говорить по-латыни, тем не менее они сокращают свои слова, в некотором смысле ломают свой язык, так, чтобы речь их была подобна детской, способной забавлять маленьких детей. Потому что, если они будут говорить согласно правилам, младенец не поймет их, и не получит от этого никакой пользы. И красноречивый отец, хорошо владеющий речью, оратор, который потрясает форум своим словом, если у него есть маленький сын, по возвращении домой он откладывает в сторону свое судебное красноречие, с которым поднимался высоко, нисходит, чтоб на детском языке поговорить с младенцем. Послушайте снова, как в одном выражении Апостол поднимается и спускается: «Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас» (2Кор.5.13.). Что значит: «Если мы выходим из себя, то это для Бога»? Это то, что мы созерцаем такие вещи, которые человеку невозможно пересказать. Что значит: «если же скромны, то для вас»? Это то, что: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор.2.2.). Если Сам Господь поднимался и опускался, то очевидно, и Его проповедники поднимаются через подражание Ему, и опускаются проповедуя. 24. Если мы задержали вас немного дольше чем обычно, то это было сделано специально для того, чтобы прошли эти опасные часы. Я думаю, что эти люди завершили свое тщетное празднование. Что до нас, братья мои, принявших участие в пире спасения, будем проводить оставшееся время дня Господня в веселии духа, предпочитая радость истины тщетным радостям развлечений. Эта легкомысленность вызывает у нас сожаление, если у нас возникает сожаление поведение братьев, то оно приведет нас к молитве за них. Если мы будем молиться, мы будем услышаны. Если молитва наша будет услышана, мы обретем братьев наших.
Гомилия 8. 1.То чудо, Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сделал из воды вино, не удивительно для тех, кто знает, что это совершил Бог. Ибо в тот день во время брака сделал вино в шести кувшинах, повелев (сначала) наполнить их водой, Тот, Кто каждый год делает его в виноградных лозах. Ибо как то, что (вода), которую слуги наливали в водоносы, стала вином, было деянием Господа, так и то, что вода, которую изливают тучи, обращается в вино, тоже есть деяние Господа. Однако это последнее не удивляет нас, потому что происходит из года в год. Из-за постоянного повторения это перестало быть удивительным. Это требует гораздо большего размышления, чем то, что было содеяно в кувшинах с водой. Ведь кто, размышляя о деяниях Божиих, посредством которых управляется и организуется весь этот мир, не придет в изумление от чудес и не переполнится ими? Если он подумает о силе одного лишь зерна, какого-нибудь зернышка, то увидит, сколь великая это вещь, способная привести в трепет размышляющего. Но поскольку люди, обращая внимание на иное, перестали размышлять о деяниях Божиих, за которые должны были бы каждодневно возносить хвалу Создателю, то Бог как бы сохранил за Собой возможность осуществлять некие необычные деяния, чтобы с помощью чудес пробудить людей, словно бы заснувших, для поклонения Себе. Воскрес человек из мертвых, и люди удивляются. А сколько людей рождается каждый день, и никто не удивляется. Если бы мы это рассмотрели более внимательно, то более удивительным следует признать то, что рождается никогда еще не живший, нежели то, что воскрес тот, кто уже жил. 2. Эти-то вещи мы видим и охватываем их взором, а что же те, которые мы не видим; такие как Ангелы, Силы, Могущества, Господства и все что пребывает в том поднебесном строении и недоступны для наших глаз? Впрочем, Ангелы, когда это необходимо, являют себя людям. Не Бог ли сотворил все это посредством Слова Своего, то есть посредством Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа?
3.Так вот, когда мы видим, что такие вещи были сотворены через Иисуса-Бога, почему мы должны удивляться тому, что вода была обращена в вино через Иисуса-человека? Ведь Он не стал человеком таким образом, чтобы перестать быть Богом. Добавился к Нему человек, но не был утрачен Им Бог. Стало быть, это (вино из воды) создал Тот, Кто создал все. 4.Господь пришел, будучи позван, на брак. Что удивительного в том, что на брак в тот дом пришел Тот, Кто пришел на брак в этот мир? Ведь если Он пришел (в этот мир) не на брак, то у него нет здесь невесты. Но что тогда значат слова апостола «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор.11.2)? Почему он боится, как бы девственность невесты Христовой не была нарушена диавольской хитростью? «Боюсь»,-говорит он,- «чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились,( уклонившись) от простоты и чистоты во Христе (2 Кор.11.3). 5. Из-за этого очевидного таинства Он по-видимому не признал Мать, из чрева Которой вышел в качестве Жениха, и сказал ей: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой» (Иоан.2.4). Что это значит? Разве для того Он пришел на брак, чтобы научить презирать матерей? Разумеется, тот, на чей брак Он пришел, потому женился. Чтобы рождать детей, и чтобы те, кого он хотел родить, испытывали к нему уважение. Так что же, для того Он пришел на брак, чтобы осрамить Мать, в то время как браки ради того и совершаются, чтобы рождались дети, которым бог велит воздавать честь родителям? 6. Что же тогда означает, скажет (такой заблудший человек), изреченное Господом: «Что тебе до Меня, женщина?» Возможно, Господь в том, что следует далее, показывает нам, почему Он это произнес. «Еще», - говорит Он, - «не пришел час Мой» (Иоан.2.4). Ведь так Он говорит целиком: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой» (Иоан.2.4). Следует разобрать, почему так было сказано. 7. Я спрашиваю вас, о верные христиане: была ли там Мать Иисуса? Вы ответите: была. Откуда вы знаете? Вы ответите: об этом сказано в Евангелии. Что ответил Иисус Матери? Вы ответите: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой». А это откуда вам известно? Вы ответите: об этом сказано в Евангелии. Да не испортит пусть никто вам веру, если вы хотите сохранить девственную чистоту для Жениха. Если кто-то спросит вас, почему Он так ответил Матери, то пусть скажет тот, кто понимает (а кто еще не понимает, пусть все же самым твердым способом верит), что (именно) так ответил Иисус, и при этом ответил Матери. Этим благочестием он удостоится также узнать, почему Он так ответил, если будет стучать в двери истины с молитвой, а не приблизится к ним в желании поспорить. Пусть он будет настолько бдителен, что (думая, будто он знает, или стыдится того, что не знает, почему Он так ответил) не заставит себя поверить, будто солгал евангелист, который говорит: «Мать Иисуса была там», или будто Сам Иисус пострадал ненастоящей смертью за грехи наши и будто ненастоящие рубцы явил ради оправдания нашего, будто изрек ложь, сказав: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.31-32).
8. Теперь, братья, если угодно. После того как дан отпор этим еретикам и тем, кто постоянно блуждает в своей слепоте, если только не исцелятся через смирение, мы постараемся ответить, почему Господь наш так ответил Матери. Он- единственный, Кто рожден Отцом без Матери и Матерью без Отца: без Матери - как Бог, без Отца - как человек; без Матери- прежде времен, без Отца — в конце времен. То, что Он ответил, Он ответил Матери, ибо: «Мать Иисуса была там» и: «сказала Ему Мать Его». Все это сообщает Евангелие. Там мы узнаем, что «Мать Иисуса была там», где узнаем также, что Он сказал Ей: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой». Давайте верить всему и пытаться узнать то, что еще не понимаем. 9. Почему же Сын сказал Матери: «Что Тебе до Меня, женщина? Еще не пришел час Мой»? Господь наш Иисус Христос был и Богом, и Человеком. Сообразно с тем, что Он был Бог, Он не имел Матери, а сообразно с тем, что Он был человек, имел. Стало быть, Она была Материю плоти, Матерью человечества, Матерью немощи, каковую (немощь) Он принял ради нас. Чудо же, которое Он намеревался совершить сообразно Своему божеству, а не сообразно немощи: сообразно с тем, что Он был рожден Богом, а не сообразно с тем, что Он был рожден немощным. Однако «немощное Божие сильнее человеков» (1Кор.1.25). Так вот, совершить чудо попросила Мать. Но Он, собираясь исполнить божественные деяния, как бы не признает человеческую плоть и как бы говорит: «То, что производит во Мне чудо, не Ты родила; божество Мое не Ты родила, но поскольку Ты родила немощь Мою, Я узнаю Тебя тогда, когда эта самая немощь будет висеть на кресте». Именно это и значит: «Еще не пришел час Мой». Ибо тогда Он признал Ее, хотя, как бы то ни было, знал Ее всегда.
|
|||
|