Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 3.



                                              Гомилия 3.

1.Благодать и истина Бога, которыми был исполнен Единородный Сын, Господь наш и Спаситель Иисус Христос, явленных для святых, следует отличать от даров Ветхого Завета. Об этом, мы намерены ради Господа поговорить с вами сейчас, о чем и обещали ранее вашей любви. Обратите ваше внимание, что Бог может мне предоставить столько знаний, сколько вы сможете воспринять. Если семя, посеянное в ваших сердцах, не поклюют птицы, не заглушат тернии, и не высушит солнце, если дождь моих ежедневных увещаний и ваших добрых размышлений пребудут в вашем сердце, то произойдет то, что происходит на полях, когда плуг раскрывает землю и покрывает семя и оно прорастает (срав. Мф.13.2-23); вы соберете плоды и возрадуетесь, как радуется земледелец, когда собирает урожай. Но если, несмотря на хорошее семя и благотворный дождь вы пожнете не пшеницу, а тернии, то в этом будет виновато не семя и не дождь, необходимо будет приготовить огонь, чтобы сжечь тернии.

2.Мы христиане. Я считаю, что нет необходимости убеждать вашу любовь в этом. И если мы христиане - само наименование говорит о том, что мы принадлежим Христу. Мы знаменуем свое чело знаком креста, и не будем стыдится этого, если также носим это знамение и в сердце своем. Знак Христа - Его смирение. Волхвы узнали Его с помощью звезды (срав. мф.2.2.): этот знак был дан Господом, и это знамение было небесным и прекрасным. Но Он пожелал, чтобы Его знаком на челе была не звезда, а крест. На кресте Он смирил Себя, с креста началось Его прославление. Мы упали низко, Он спустился в смирении, чтобы поднять нас. Итак, мы принадлежим к Евангелию, мы принадлежим к Новому Завету. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Иоан.1.17.). Если мы спросим Апостола, то он ответит нам, что мы не под законом, но под благодатью (Рим.6.4.). «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал.4.4-5). Итак, Христос пришел, чтобы искупить тех, кто был под законом, чтобы мы больше не были под законом, но под благодатью. Кто же тогда дал закон? Он дал закон, Кто также дал и благодать; но закон Он дал через слугу, спустился Сам, чтобы дать нам благодать. Но как люди подпали под закон? Через несоблюдение закона. Тот, кто соблюдает закон, не подлежит закону, но выше закона; тот же, кто находится под законом, не воспитывается, а угнетается законом. Таким образом, все люди, находящиеся под законом, являются преступниками закона; и он довлеет над ними, чтобы показать им грехи, а не освободить от них. Для исполнения закона необходима милость со стороны Подателя закона. Люди, которые пытались исполнить заповеди закона собственными силами, стали жертвами безрассудной и дерзкой самоуверенности, и вместо того, чтобы стать исполнителями закона, стали его преступниками. И поскольку они не смогли исполнить закон собственными силами, они умоляли о помощи Освободителя. Вина, которую обнаружил закон, причинила болезнь гордым, а болезнь гордых стала исповеданием смиренных. Теперь, когда больные признаются, что они больны, врач желает прийти и исцелить больных.

3. Кто этот врач? Наш Господь Иисус Христос. Кто Он, наш Господь Иисус Христос? Он Тот, Кого видели даже те, которые распинали Его. Он Тот, Кто был схвачен, избит, бичеван, оплеван, увенчан тернием, висел на кресте, умер, пронзен копьем, снят с креста, положен во гроб. Это действительно наш Господь Иисус Христос, и Он является врачом для всех наших ран. При распятии Его, преследователи, кивая головой, говорили: «если Ты Сын Божий, сойди со креста» (Мф.27.40). Он и никто другой наш единственный врач. Но почему тогда Он не показал насмехающимся, что Он был Сыном Божиим? Почему Он позволил им поднять Себя на кресте, даже после того, когда они сказали: «если Ты Сын Божий, сойди со креста»? Он не хотел! Почему Он этого не хотел? Может потому, что Он не мог? Конечно, Он мог. Что труднее, спуститься с креста или подняться из гроба? Но Он предпочел терпеть тех, кто оскорблял Его, потому что Он выбрал крест не для доказательства Своей силы, а как пример терпения. Он исцелил ваши раны на этом кресте, на котором Он так долго страдал от Своих; Он освободил вас от вечной смерти на том кресте, на котором Он принял временную смерть. Умер ли Он, или следует сказать, что в Нем умерла смерть? Это была смерть, которая убила смерть! (Срав. Ос.13.14.)

4.Всего ли Господа нашего Иисуса Христа, видели те, кто арестовал и распял Его? Возможно ли это? Конечно, евреи видели Его, но они видели Его не во всей полноте, видели не всего Христа. Кто же Он есть тогда? «В начале было Слово». В каком начале? «И Слово было у Бога». И какое Слово? Было ли это Слово сотворено Богом? Нет, потому что «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Почему все было создано Им? Потому, что «в Нем была жизнь», и эта жизнь была еще до всего, что было создано. То, что было создано, не было жизнью самой в себе, но существовало в идее, в премудрости Божией, прежде чем было сотворено. То, что сотворено, проходит, то, что находится в премудрости Божией, не может пройти. Таким образом в том, что было сотворено, то было жизнью в Нем. Какова была эта жизнь? Как душа есть жизнь тела. У нашего тела есть собственная жизнь, но, когда душа оставляет его, тело умирает. Это была такая жизнь? Нет, но жизнью, которая «была свет человеков» (Иоан.1.1-4). Был ли это свет и для животных? Этот материальный свет освещает и людей, и животных. Но есть свет, который свойственен только людям. Посмотрим, чем отличаются люди от животных, и тогда поймем, что это за свет для людей. Ты не отличаешься от животных ничем, кроме интеллекта: не хвались ничем иным. Ты хвалишься своей силой? Звери сильнее тебя. Вы гордитесь своей скоростью? Мухи превосходят вас. Вы хвастаетесь своей красотой? Сколько красоты в павлиньих перьях? В чем вы превосходите их? В вашем образе и подобии Богу. И в чем этот образ Бога? В вашем духе и в уме. Если поэтому вы превосходнее животных, потому, что у вас есть ум, способный понимать то, что невозможно животным, и в этом человек превосходнее животных, то свет — людей- это свет умный. Свет духовный находится над всеми умами и превосходит их. Это и была жизнь, через которую все было сотворено.

5.Где этот свет? Был ли он здесь в мире, или он был с Отцом, и не здесь? Или (и это более верно) был он с Отцом и был здесь в мире? Но если он был здесь, почему его не видели? Потому что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1.5.). Люди, не будьте тьмой, не будьте неверующими, несправедливыми, неправедными, похитителями, жадными, любящими этот мир: потому что это тьма. Свет присутствует, но вы его не воспринимаете. Солнце существует и для слепых, но для них оно отсутствует. Не будь этой тьмой. Это уже благодать, о которой мы поговорим позже, о чем апостол говорит нам: «вы были некогда тьма, а теперь- свет в Господе» (Еф.5.8.). Поскольку люди не видели свет, духовный свет, то была необходимость, чтобы об этом свете засвидетельствовал человек, который не был во тьме, но был просвещен. Хотя он и был просвещен этим светом, но не был сам этим светом, он «был послан, чтобы свидетельствовать о свете». И что это за свет? Это «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Где был этот Свет? «В мире был». И как Он был «в этом мире»? Этот Свет был в этом мире, как в этом мире существует свет солнца, луны и светильников? Нет. «Мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал», то есть «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». «Мир» — это тьма, «мир» здесь означает людей, любящих этот мир. Разве творение не узнало своего Создателя? Небеса свидетельствовали о Нем звездой (Мф.2.2.), море свидетельствовало о Нем, когда Он шел по нему (Мф. 14.26.), ветер свидетельствовал о Нем, когда по Его приказу успокоился (Мф.8.27.), свидетельствовала земля о Нем, когда Он был распят. (Мф. 27.51.) Если все это свидетельствовало, то как тогда сказано, что мир Его не узнал, если только мир не означает любителей этого мира, тех, которые своими сердцами привязаны к этому миру? Этот мир злой, потому что жители мира злы, так как дом зол, не из-за своих стен, а из-за своих обитателей.

6.«Пришел к своим», то есть Он пришел к тому, что принадлежало Ему, «и свои Его не приняли». Какую надежду имеют те, кто принял Его, как не ту, чтобы получить «власть стать чадами Божиими»? Если они становятся детьми, значит они рождаются; если они рождаются, то как они рождаются? Конечно, не от плоти: «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Пусть они радуются, что рождены от Бога, пусть они верят, что рождены от Бога; пусть ручательством их божественного происхождения будет то, что «Слово стало плотию, и обитало с нами». Если Слово не постыдилось родиться от человека, должны ли люди стыдиться быть рожденными от Бога? И поскольку Он это сделал, Он исцелил нас; исцелившись, мы видим. Для этого «Слово стало плотию, и обитало с нами», стало для нас лекарством, чтобы ослепленные землей исцелились землей. Что мы увидели, исцелившись? «И мы видели», -говорит Иоанн, -«славу Его, как Единородного от Отца» (1Иоан.11-14).

7.«Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был, Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня». Что значит: «был прежде меня»? Он предшествовал мне, Он был прежде меня. Почему Он стал перед тобой, хотя шел за тобой? «Потому что был прежде меня». Прежде тебя, Иоанн? Что удивительного в том, что Он был прежде меня? Хорошо, что ты свидетельствовал о Нем, давайте послушаем Его Самого, говорящего: «прежде нежели был Авраам, Я есмь.» (Иоан.8.58.) Но Авраам также родился среди человеческого рода. Многие были перед ним, многие после него. Давайте послушаем голос Отца, обращенный к Сыну: «прежде денницы Я родил Тебя» (Пс.109.3.) Тот, Кто был рожден до Люцифера, без сомнения просвещает всех людей. Люцифер был назван утренней звездой, он был ангелом, упав, стал дьяволом. Писание говорит об этом: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис.14.12.) Почему он назван был именем утренней звезды (Люцифером)? Потому что, он отражал свет, которым был просвещаем. Но по какой причине он стал тьмой? Потому что он не устоял в истине. (срав. Иоан.8.44.) Поэтому Иисус Христос был прежде Люцифера, так как прежде всякого просвещенного светом существует источник этого света.

8. Иоанн продолжает: «И от полноты Его все мы приняли». Что мы получили? «Благодать на благодать». Так читаем в тексте Евангелия греческого оригинала. Он не говорит: «от всей полноты все мы приняли благодать от благодати»; но говорит: «и от полноты Его все мы приняли благодать на благодать»- то есть, мы получили благодать от полноты Иисуса Христа, а затем еще благодать: благодать на благодать. Какую благодать мы получили в первую очередь? Веру. Ходя в вере, мы ходим в благодати. Как мы заслужили это? Какими своими прежними заслугами? Пусть никто не льстит самому себе, но пусть обратится к своей совести, исследует свои сокровенные мысли, вспомнит о последствиях своих поступков; пусть он не смотрит на то, какой он есть, если теперь он что-то, но каким он был, тогда он найдет, что достоин наказания. Если вы были достойны осуждения, и если Христос пришел не для наказания за грехи, но для того, чтобы простить их вам, значит вам была дарована благодать, а не дано вознаграждение. Почему это называется благодатью (gratia)? Потому что это предоставляется без платы. Поэтому то, что вы получили было не благодаря вашим прежним заслугам. Итак, первая благодать, которую получает грешник: прощение грехов. Что он заслужил? Если он допросит правосудие, найдет наказание; если спросит милосердие, найдет благодать. Бог уже обещал это через Пророков; поэтому, когда Он пришел выполнить обещание, Он дал не только благодать, но и истину. В чем проявилась правда? В том, что Бог выполнил Свои обещания.

9.Что значит «благодать на благодать»? Верою мы удостаиваемся благосклонности Бога; и поскольку мы не заслужили прощения наших грехов, то не были достойными великого дара, называемого благодатью. Что такое благодать? То, что предоставляется без платы. Что значит бесплатно? То, что дано просто, а не как вознаграждение. Если это было вознаграждением, то было бы заслуженной наградой, а не благодатью. Если бы вы были добрыми, то это было бы действительно вознаграждением, но вы были злы, но верили в Того, Кто оправдывает нечестивых (срав. Рим.4.5.), то есть, что Бог делает из нечестивых благочестивыми. Поразмышляйте о том, что по праву полагалось вам по закону, и что вы получили по благодати. Получив эту благодать веры, вы становитесь праведными только благодаря вере (праведный верою жив будет).(Рим.1.17.), и живя по вере, вы обретаете благодать от Бога, и как награду получаете бессмертие и вечную жизнь. И эта награда сама по себе является благодатью. За какую заслугу вы получаете жизнь вечную? По благодати. Ибо, если вера есть благодать, а вечная жизнь- это, в некотором смысле вознаграждение веры, то действительно, кажется, что Бог выплачивает нам долг (потому что верующий заслужил ее, живя по вере); но поскольку вера- это благодать, вечная жизнь также есть благодать, как следствие этой благодати: благодать на благодать.

10.Послушайте апостола Павла, как он исповедует благодать, а затем желает получить награду. Вот как он признает благодать: «меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но», - добавляет, - «помилован» (1Тим.1.13.). Он признает себя недостойным получения благодати, что, однако получил не за свои заслуги, но по милости Божией. Он только, что признался, что получил незаслуженную милость, теперь требует награды; послушаем его: «Ибо», - говорит он, - «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды» (2 Тим.4.6-8). Он требует должного, он требует выплаты долга. Рассмотрим следующие слова: «который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Прежде получения благодати он нуждался в милосердном Отце; чтобы получить награду благодати, он обращается к праведной Судии. Неужели Тот, Кто не осудил нечестивого человека, осудит верующего? И все же, если вы правильно поймете, именно, что Бог прежде дал вам веру, благодаря которой вы снискали Его благосклонность; а не так, что вы заслужили ее сами собой. Поэтому, когда Он дает вам в награду жизнь вечную, Он венчает Свои дары, а не ваши заслуги. Итак, братья, «от полноты Его все мы приняли», от полноты Его милости, от изобилия Его доброты. Что мы приняли? Прощение наших грехов, чтобы получить оправдание верой. А что еще? «Благодать на благодать» (Иоан.1.16.). То есть за эту благодать, благодаря которой мы живем по вере, мы получим еще одну благодать. Что мы можем получить, если не по благодати? Ибо, если я скажу, что это воздается мне как должное, я приписываю что-то себе, как будто имею право перед Богом на этот долг. Но Бог венчает в нас дары Своей милости, при условии, что мы пребудем в первой благодати, которую получили.

11.«Ибо закон дан чрез Моисея» (Иоан.1.17.), который не освобождал людей от греха. Что говорит апостол? «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление» (Рим.5.20.) Было полезно для гордых, чтобы грех изобиловал: поскольку они были очень самонадеянными, и приписывали много своим силам; но они не могли оправдаться без помощи Того, то дал эти заповеди. Что бы уничтожить их гордость, Бог дал закон, как бы говоря: «исполняйте это, и не обманывайте себя, что нет Того, Кто повелел». Нет невозможного для Того, Кто повелевает, но нет никого, кто бы смог это исполнить на деле.

12.Если нет никого, кто мог бы исполнить закон, откуда возникла эта неспособность? Потому это, что человек рождается с наследством греха и смерти. Рождаясь от Адама, он наследует грех, который был совершен им. Первый человек пал, и все, кто рождается от него, наследует изъяны его плоти. Стало необходимо, чтобы родился еще один человек, который не унаследовал бы этого изъяна. Человек и человек: один приносит смерть, другой приносит жизнь. Об этом говорит апостол: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых». Через какого человека смерть, и через какого происходит воскрешение мертвых? Не торопитесь. Он продолжает, говоря: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15.21-22). Кто принадлежит Адаму? Все, кто родился от Адама. Кто принадлежит Христу? Все, кто родились во Христе. И почему все люди рождаются во грехе? Потому что никто не рождается, как только от Адама. Но если рождение от Адама является неизбежным следствием божественного приговора, то рождение через Христа зависит от свободного решения и благодати. Люди не обязаны рождаться через Христа, напротив, от Адама они рождаются без принятия собственного решения. Однако все, кто рождаются от Адама, рождаются со грехом и являются грешниками; в то же время как все рожденные через Иисуса Христа, оправданы и праведны, но не сами по себе, а в Нем. Если вы спросите, почему «в себе», я отвечу вам: потому что они принадлежат Адаму; если вы спросите, почему «в Нем», я отвечу вам: потому что они принадлежат Христу. Почему? Потому что Он, Глава наш, Иисус Христос, не унаследовал греха, хотя и пришел на землю в смертной плоти.

13.Смерть была наказанием за грех, в Господе Иисусе Христе она была не наказанием за грех, а доказательством Его щедрого милосердия. Ибо в Иисусе Христе не было ничего, из-за чего Он заслуживал смерти. Он Сам говорит: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». (Иоан.14.30.) Почему же Ты умер? «Но, чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда» (Иоан.14.31.). Он не имел в Себе причины, по которой Он должен был умереть, и Он умер: у вас есть такая причина, и вы отказываетесь умирать? Не отказывайтесь поэтому от страданий, так как вы заслуживаете их, Он не отказался страдать, чтобы избавить вас от вечной смерти. Человек один, человек другой; Адам, однако только человек, Христос — вместе Бог и человек. Один человек- человек греха, другой- человек праведный. Ты умер в Адаме, восстань во Христе, ибо с обеих сторон, это ваша участь. Вы уже веруете во Христа, но все равно вам необходимо заплатить долг, унаследованный от Адама. Но последствия греха не будут вас преследовать вечно, потому что временная смерть твоего Господа убила твою вечную смерть. Это, братья мои, благодать, это также и истина- потому что была обещана и обещание было исполнено.

14.Этой благодати не было в Ветхом Завете: закон запрещал, но не помогал; приказывал, но не исцелял, обнаруживал болезнь, но не давал лекарства; он готовил к встрече Врача, который должен был прийти и принести благодать и истину. Это было похоже на то, как врач, который желает кого-то вылечить, в начале отправляет своего помощника, чтобы он мог найти больного человека. Человек был болен, но он не хотел, чтобы его исцелили, он хвалился своим здоровьем, только чтобы не лечиться. Закон был отправлен, и он связал его, человек оказался виновным, и начал просить о помощи. Приходит Господь, и чтобы исцелить его, дает человеку лекарства, иногда горькие. Он говорит больным: будьте терпеливы, не любите мир, пусть огонь воздержания вылечит вас, меч преследований прижгет ваши раны. Вы были очень напуганы, хотя и были связаны. Он, свободный и не связанный, выпил то лекарство, что дал вам. Сначала Он страдал, чтобы этим утешить вас, как бы говоря: «чтобы вы не боялись страдать за себя, Я сначала пострадаю за вас». Это благодать и великая милость. Кто может восхвалить это должным образом?

15.Я говорю о смирении Христа, братья мои. Кто способен говорить о величии и божественности Христа? Я вижу себя недостаточным уже говорить и объяснять о смирении Христа. Поэтому я предоставляю вам самим поразмышлять об этом и восполнить наше недостаточное объяснение. Рассмотрим смирение Христа. Но кто может объяснить нам об этом, скажете вы, если мы не поговорим об этом? Пусть Он расскажет об этом вашему сердцу. Тот, Кто живет в вас, скажет лучше, чем тот, кто говорит для ваших ушей... Тот, Кто живет в вашем сердце, даст понять вам величие Своего смирения. Если сейчас мы недостаточны в объяснении о Его смирении, то как сможем говорить о Его могуществе? Если мы недоумеваем, когда слышим, что «Слово стало плотью», то как будем объяснять «в начале было Слово»? Итак, братья, опирайтесь на эту твердую истину.

16.«Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1.17.). Закон дан слугою, и делал нас виновными; благодать дарована Господином, и освобождала виновных. «Закон дан чрез Моисея». Слуга не приписывает себе большего, чем то, что сделано чрез него. Избранный для великого служения, как верный слуга в доме господина своего, может действовать согласно закону, но не может освободить от греха, обличенного законом. Поэтому «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».

 

17. Для того, чтобы никто не сказал, что благодать и истина принесены Моисеем, который видел Бога, евангелист сразу добавляет: «Бога не видел никто никогда». Как же тогда Бог открыл Себя Моисею? Открыл Себя Господь через слугу. Кто такой Господь? Именно Христос, Который прежде послал закон рабу Своему, чтобы Самому прийти с благодатью и истиной. «Бога не видел никто никогда». Это действительно так. Значит Он показал Себя Моисею в меру его способности. «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что это значит «в недре Отчем»? Это значит в тайне Отца. На самом деле у Бога нет груди, как у нас, и мы не должны думать, что Он сидит, как мы, или что Он носит пояс. Наша грудь покрыта одеждой, вот почему недра Отца мы называем тайной Отца. И тот, кто знает Отца, знает тайну Отца, объявил ее нам: «Бога не видел никто никогда». Что видел Моисей? Моисей увидел облако, увидел Ангела, увидел огонь, все творения, которые представляли Господа, но это не был Господь в Своей личности. В Законе сказано прямо: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим». (Исх.33.11.) И далее, послушайте Моисея, который говорит: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя». Было бы недостаточно только узнать, что сказал он, но послушаем какой он получил ответ: «лица Моего не можно тебе увидеть» (Исх.33.20.) Таким образом, братья мои, Моисей говорил с Ангелом, который говорил от лица Господа, и обещал будущую благодать и истину. Те из вас, кто внимательно изучает Закон, хорошо знают это, и когда у нас будет возможность, возлюбленные братья, поговорить об этом, то мы, насколько даст Господь, скажем вам.

18. Знайте, что все то, что было представлено Моисею в телесной форме, не было сущностью Бога. Все эти вещи видимы глазами плоти, но как видят сущность Бога? Давайте обратимся к Евангелию: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5.8.) Были люди, которые были обмануты тщеславием своего сердца, говорившие: «Отец невидим, а Сын виден». Как виден? Если в Его плоти, которую Он принял, то это понятно. Из тех, кто видел Христа во плоти, некоторые уверовали в Него, другие распяли Его. И среди тех, кто верил в Него, были те, кто поколебались в вере после Его распятия, и если бы не прикоснулись к плоти Христа после воскресения, не вернулись бы к вере. Поэтому, если мы хотим сказать, что Сын был виден из-за плоти, то с этим соглашаемся, и это Католическая вера. Но если, как они говорят, Сын был виден до воплощения, то они сильно обманываться и грубо ошибаются. Для тех видимых и материальных проявлений использовались различные вещи, чтобы явить образ Бога, но в них не была явлена Его сущность. Услышьте, возлюбленные братья, следующее простое наблюдение: премудрость Бога не может быть видима глазами. Итак, братья, если Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор.1.24.), то как может быть видимо глазами человека Слово Божие, когда глаза не могут видеть даже слово человеческое?

19. Удалите плотские мысли из своих сердец, чтобы быть вам под властью благодати и принадлежать Новому Завету. Вечная жизнь обещана в Новом Завете. Прочтите Ветхий завет, и вы увидите, что Бог предписал этим, еще плотским людям, те же заповеди, что и нам. Ибо нам также повелевается поклоняться одному Богу ( см.Исх.20.3.), нам также повелено не произносить напрасно имя Господа (см. Исх.20.7.), и это вторая заповедь. Соблюдение субботы (Втор.5.16-21; Исх.20.10.), еще более распространена для нас, потому что нам повелено соблюдать ее духовным образом. Евреи соблюдали день субботний рабским образом, употребляя его для удовлетворения своего вожделения и пьянства. Не лучше было бы в этот день их женщинам заниматься пряжей шерсти, чем танцевать на террасах своих домов? Далека от нас мысль, братья мои, назвать это соблюдением субботы. Христианин соблюдает субботу духовно, когда воздерживается от рабских дел. Что значит воздерживаться от рабских дел? Это значит воздерживаться от греха. И как мы это докажем? Давайте послушаем Господа: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Иоан.8.34.) Итак, нам предписано духовное соблюдение субботы. Что касается других заповедей, то мы должны соблюдать их лучше, чем евреи: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Почитай отца твоего и матерь твою. Не желай жены ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего.» (срав. Исх.20.12-17; Втор. 5.16-21) Не все ли это предписано и нам? Если вы пожелаете узнать об обещанной евреям награде, то узнаете из написанного: «вы будете прогонять врагов ваших, и вы войдете в землю, обещанную Богом отцам вашим» (срав. Лев.26.1-13) Поскольку они не могли понять невидимые реальности, Бог их привлекал к Себе видимыми вещами. Зачем? Чтобы они не погибли окончательно и не сделались бы идолопоклонниками. Тем не менее, братья мои, они обращались к идолам, забывая о великих чудесах, которые бог совершал перед их глазами. Море разделялось на две части, путь был сделан посреди волн, этими волнами были покрыты враги, преследующие их, через эти волны они были проведены (см.Исх.14.21-31). Но как только Моисей, этот человек Божий, удалился от их взора, они стали просить сделать им кумира, говоря: «сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось» (см.Деян.7.40.), следовательно, вся их надежда была основана на человеке, а не на Боге. Допустим, что этот человек умер, но возможно ли умереть Богу, Который вывел их из земли Египетской? И когда они сделали литого тельца, они поклонились ему, и сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх.32.4.) Как быстро они забыли о великой благодати! Итак, как еще мог Бог привязать к Себе таких людей, как не плотскими обещаниями?

20.Таким образом, одни и те же заповеди нам предоставлены для соблюдения, но награды за соблюдения их у нас различны. Что обещано нам? Жизнь вечная. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан.17.3.) Нам обещано познание Бога: и это благодать на благодать. Братья, сейчас мы верим, но еще не видим: наградой для веры будет видение того, во что мы сейчас верим. Пророки знали об этой тайне, но до пришествия Христа она была сокрыта. Ибо один, из возлюбивших ее говорит: «одного просил я у Господа, того только ищу». (Пс.26) Вы желаете знать, чего он искал? Может быть землю, в которой молоко и мед текут в буквальном смысле? Мы должны искать ее и испрашивать в духовном смысле. Может он просил о поражении своих врагов, смерти тех, которые искали причинить ему вред, славы и богатства этого мира? Он горит любовью и сильно воздыхает, послушаем, о чем он переживает и чего жаждет: «чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей». И когда он будет жить в доме Господнем, в чем будет находить радость? «созерцать», -говорит он, - «красоту Господню и посещать святый храм Его».

21.Братья мои, по какой причине вы аплодируете? От чего у вас радость и такая любовь, если не от источника любви и милосердия? Скажите мне, какова цель ваших желаний? Вы видите ее своими глазами и можете коснуться ее своими руками? Это красота радует ваши глаза? Мы очень любим мучеников, и когда отмечаем их память, то воспламеняем в себе эту любовь. Что любим мы в них, братья? Их тела, которые раздираются на части свирепыми зверями? Нет ничего страшнее, если мы посмотрим на них глазами своего тела, но нет ничего прекрасней, если мы посмотрим на них глазами своего сердца! Что вы думаете о красивом молодом человеке, который является вором? Отвращение и испуг будет в ваших глазах. Означает ли это, что ужасаются ваши глаза? Если вы будете ограничивать себя только тем, что видят ваши глаза, то кроме стройного и гармоничного тела, правильно сформированных членов, свежего и здорового цвета лица вы не увидите ничего. Но как только вы услышите, что он вор, ваше сердце отвратится от него. Напротив, когда вы видите сутулого старика, опирающегося на свою трость, едва имеющего способность передвигаться, полного морщин, что вы сможете найти в нем, что будет радовать ваши глаза? Но узнав, что он праведный человек, ты исполняешься любовью к нему. Таковы, братья мои, и награды, обещанные нам. Такие награды должны мы любить, пусть эта страна станет объектом наших желаний, если хотим получить то, что Господь принес нам- благодать и истину. Но если вы, напротив, желаете получить от Бога материальные блага, то это означает, что вы еще находитесь под законом, который вы не сможете исполнить. Ибо, когда вы увидите, что этими временными благами изобилуют люди, которые оскорбляют Бога, ваши стопы дрогнут, и вы скажете себе: «Вот, я чту Бога, каждый день хожу в Церковь, мои колени истираются на молитвах, но я всегда болен; другие убивают, грабят, но живут в изобилии и они всегда здоровы». Такую награду вы ожидаете от Бога? Конечно, вы желаете благодати. Итак, если Бог дает вам благодать, и дар Его безвозмезден, то любите Его также безвозмездно. Не ради награды любите Бога; пусть твоя душа воскликнет: «одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню». (Пс.26.4.) Не бойтесь, что вы пресытитесь этим. Радость наслаждения божественной красоты, которую вы будете созерцать, никогда не насытит вас, вернее, вы всегда будете насыщены и никогда не пресыщены. Если бы я сказал, что вы никогда не будете удовлетворены, вы смогли бы подумать, что будете нуждаться, но поскольку в Боге не будет голода или пресыщения, то не знаю, как выразить это, но верьте, что Бог приведет нас во владение тем, во что мы верим.

                             



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.