Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гомилия 2.



                                              Гомилия 2.

1.Должным образом, братья, мы должны относиться к изучению текста Божественного Писания, особенно к Святому Евангелию, не пренебрегая никаким его отрывком. Обогатившись пониманием его, по мере нашей способности, мы можем поделиться им с другими.
Напомню, что в прошлое воскресенье, мы начали комментировать первую главу, а именно слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» ( Иоанн.1.1-5)
Мне кажется, что мы достаточно их объяснили. Те из вас, которые присутствовали , помнят, те же, кто отсутствовал доверяйте моим словам и словам тех, которые присутствовали тогда.
Мы не можем ради отсутствующих тогда, постоянно возвращаться к тому, что уже прокомментировали, чтобы не быть скучными для тех, кто желает слышать продолжение рассуждений. Пусть они слушают вместе с нами то, что мы желаем говорить сегодня.

2.Продолжаем: « Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.».( Иоанн.1.6). То, что было сказано раньше, дорогие братья, касалось невыразимого божества Христа. Кто может понять, на самом деле, такие слова: в начале было Слово, и Слово было у Бога? И чтобы имя «Слово» не воспринялось в привычном для нас понимании, Иоанн добавляет: «и Слово было Бог». Это Слово есть Тот, о Ком мы много говорили вчера. Да дарует нам Господь продолжить это слово, чтобы по крайней мере некоторые из них проникли в ваши сердца. «В начале было Слово». Он всегда одинаков, и не может измениться, то есть Он всегда существует. Это имя Он открыл Своему слуге Моисею: «Я есмь Сущий. Сущий послал меня к вам». (Исх.3.14). Как это возможно понять, когда мы видим, что смертное является изменчивым; когда видим, что не только тела подвержены различным изменениям, как-то: рождению, росту, старению и смерти; но и сами души растут и мятутся противоречивыми желаниями; мы видим людей, способных воспринимать мудрость, если они подчиняются влиянию света и тепла, способных также потерять ее, когда по злой своей воле удаляются от нее? Итак, когда вы видите, что все это является изменчивым, что же есть то, что существует и выше всего изменяемого? Кто может это понять? Или кто, используя все способности своего познания может представить себе то, что существует без изменения? Это, как если бы вы видели свое отечество издалека, но между ним и вами море посередине: вы видите куда должны отправиться, но у вас нет возможности его достичь без средств передвижения. Таким же образом и мы хотим достичь этой постоянной Отчизны, где есть то, что истинно и неизменчиво. Между ним и нами лежит море века сего. Благо уже то, что мы сейчас можем видеть путь, куда должно идти, потому что много есть таких, которые не видят его. Итак, желая предоставить нам возможность этого пути, Он пришел к нам. И что Он сделал? Он приготовил корабль, на котором можно было бы пересечь море. Никто не сможет пересечь море этого мира если только крест Иисуса Христа не несет его. Даже если у кого-то слабое зрение и он не способен увидеть издали цель своего путешествия, пусть только не оставляет этот крест и этот крест доставит его к пристани.

3.Желаю, братья мои, вложить истину в ваши сердца: если вы хотите жить подлинным христианством, твердо держитесь Христа, вникайте в то, что Он сделал для нас, чтобы мы имели возможность познать Его таким, каким Он всегда был и всегда существует. Он пришел, чтобы стать для нас тем, кем Он не был. Он стал человеком, чтобы нас, слабых, перенести через море века сего и доставить в свою Отчизну, где больше не будет необходимости в корабле, потому, что не будет и моря, которое надо переплывать. Лучше не видеть своим разумом Кем Он является, и оставаться с единым Крестом Христовым, не видеть божественность Слова, но не презирать Крест Христа. Конечно, лучше, если есть возможность, увидеть не только путь, по которому мы путешествуем, но также знать и то, что происходит в путешествии. Это могли знать великие души, называемые горами, просвещенные больше, чем другие светом божественной истины. Они увидели и пришли к пониманию этого. Иоанн, увидев, сказал: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Они видели это, но, чтобы достичь того, что они видели издалека, никогда не расставались с Крестом Христовым и не презирали смирения Христа. Младенческие души, которые не понимают того, что понимают другие, но не отступают от креста, страстью и воскресением Христа, переправляются на том же корабле, который ведет в гавань и тех, кто ее видит.

4.Были некоторые философы в этом мире, которые искали Творца через сотворенное. То, что Творца можно найти через создание, говорит Апостол: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». И продолжает: «Но, как они, познав Бога...», не говорит: «потому, что они не знали Бога...», напротив «потому, что, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце.» Почему оно помрачилось? Далее говорит более откровенно: «называя себя мудрыми, обезумели» (Рим.1.20-22). Они увидели, куда им нужно идти, но неблагодарные Тому, Кто дал им это знание, они приписали себе то, что они увидели. Возгордившись, потеряли, после чего обратились к идолам и их изображениям, служа демонам, поклонились твари и презрели Творца. Они так поступили уже после того, как упали. Именно гордость привела их к падению, и поскольку они стали гордыми, то стали считать себя мудрыми. Те, о которых говорит Апостол, что знают Бога, видели, как говорит Иоанн, что через Слово Божие все было создано. Об этом можно прочитать в книгах этих философов, о том, что у Бога есть Единородный Сын, Которым все существует. Они увидели это издалека, но не пожелали принять смирение Христа, и на этом корабле безопасно приплыть в гавань, которую издалека увидели. Крест показался их глазам презренным.
Вам нужно пересечь море и вы презираете корабль? О, гордая мудрость! Вы смеетесь над распятым Христом, Которого вы видели издалека: «В начале было Слово, и Слово было у Бога». Но почему он был распят? Потому что древо Его унижения было необходимо для тебя. Вы были раздуты от гордости и оказались далеко от этого Отечества; волны этого мира закрыли вам путь и нет для вас иного способа добраться до Отчизны, как только находясь на этом корабле. Неблагодарные! Вы презираете Того, Кто пришел к вам, чтобы облегчить ваше возвращение: Он стал путем через это море. Вот почему Он ходил по морю (см.Мф.14.25), чтобы показать вам, что на море есть путь. Но вы, кто не можете ходить по морю, подобно Ему, воспользуйтесь этим кораблем, древом Креста; верьте в Распятого, и сможете достичь гавани. Для вас Он был распят, чтобы научить вас смирению; и потому, что, если Он пришел бы как Бог, Его бы не узнали. Ибо, если Он пришел бы как Бог, то не пришел бы к тем, кто не мог видеть Бога. По Своему Божеству Он не приходит и не уходит; так как Он присутствует повсюду и не ограничен никаким пространством. Как Он пришел? Он явился для нас в человеческой природе.

5.Но так как Он был человеком, в Котором было сокрыто божество, перед Ним был отправлен великий человек, чтобы через его свидетельство можно было обнаружить природу, превосходящую природу человека. Кто это был? Это «был человек». (Иоан.1.6). Каким образом этот человек мог сказать что-то истинное о Боге? Он был «посланный от Бога». «Имя ему Иоанн». С какой целью он пришел? «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали чрез него». (Иоанн.1.7.) Каким же человеком был тот, кто должен был свидетельствовать о свете? Иоанн действительно был необыкновенным человеком, великого достоинства, обладающий особыми благодатными дарованиями, большой личностью!
Полюбуйтесь им , но восхищайтесь так, как восхищаются горами. Если гора не освещена светом, то пребывает во тьме. Так восхищайтесь Иоанном, но только в той мере, чтобы услышать о нем следующее: «он не был свет»; чтобы не принять гору за свет, и вместо прибежища на горе не потерпеть кораблекрушения. Но как мы должны восхищаться? Как восхищаются горами. Возвысьтесь к Тому, Кто освещает гору, которая для того и была возвышена, чтобы, получив первые лучи света отразить их для наших глаз. Итак, «он не был свет».

6.Зачем же он пришел? «Свидетельствовать о Свете». Для чего это было нужно? «Дабы все уверовали через него». О каком свете должен был он свидетельствовать? О «Свете истинном». Почему евангелист добавляет слово «истинный»? Потому что даже просвещенного человека можно назвать светом, но истинный свет- это то, что просвещает. Даже наши глаза называются светом; однако, если ни одна лампа не зажгется ночью, или днем не будет светить солнце, то наш свет будет бесполезен. Так и Иоанн был светом, но светом не истинным, потому, что если бы он не был бы просвещенным, то был бы тьмой; через просвещение он стал светом. Если бы он не был просвещенным, то был бы тьмой, как и все нечестивые, о которых, уже после обращения к вере, сказал Апостол: «вы были некогда тьма». Но теперь, став верующими, чем они стали? «Теперь», - говорит он, - вы «свет в Господе». (Еф.5.8.) Если бы он не добавил «в Господе», то мы бы не поняли, что он имел в виду. «Вы», -сказал он, - «свет в Господе». «Вы были некогда тьма», здесь он не добавляет «в Господе». Именно в этом смысле Иоанн не был светом, но он пришел «свидетельствовать о Свете.»

7.Где этот свет? «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Иоанн.1.9.) Если этот Свет просвещает всякого человека, приходящего в этот мир, то Он просветил и Иоанна. Этот Свет озарил того, кто должен был свидетельствовать о Нем. Поймите, возлюбленные: Он пришел для немощных разумом, скорбящих сердцем, для слабозрящих. Для них Он пришел. Как эта душа могла увидеть совершенное? Так как обычно, и люди, увидев освещенный объект, утверждают, что солнце взошло, даже если не видят этого своими глазами. Также, как и люди с больными глазами, видят стену, гору, дерево или что-либо иное, освещённую солнцем, и таким образом узнают о солнце, что оно взошло. Таким образом, поскольку все те, для кого пришел Христос, не были способны Его увидеть, то Он пролил лучи Своего света на Иоанна, который объявил, Кто изливает этот свет и просвещает. И кто Он? «Он Тот»,- говорит,- « Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Иоанн.1.9.) Если человек не отвернулся бы от этого света, его не нужно было бы и просвещать им; но человек нуждается в этом свете сейчас, так как он лишился пребывания того места, где этот свет пребывает всегда.

8.Что тогда? Если Он пришел сюда, где же Он? Он уже «в мире был». Он был здесь, и Он пришел сюда. Он был здесь Своим божеством, пришел сюда воплотившись; хотя Он был здесь Своим божеством, Его не могли видеть невежественные, слепые и нечестивые. Нечестивые люди- это тьма, о которой написано: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Иоанн.1.5.) Видите, Он и сейчас здесь, и всегда будет; Он никогда не уходит, везде присутствует. Вам необходимо иметь некоторое средство, благодаря которому вы сможете видеть то, что никогда не покидает вас; вы не отворачивайтесь от Того, Кто присутствует везде: никогда не оставляйте Его, и вы не будете оставлены. Старайтесь не падать, и для вас свет никогда не пропадет. Если вы падаете, то свет исчезает в ваших глазах. Если вы будете стоять, Он будет присутствовать с вами. Однако вы не устояли: вспомните откуда вы упали, о Том, Кто после этого оставил вас. Он оставил вас не применяя насилия, не отталкивая, но предоставляя вас собственной воле. Ибо, если бы вы не согласились на зло, вы бы стояли, оставаясь просвещенными. Но теперь, потому что вы уже упали и ранены в сердце, органом, которым можно видеть этот свет, то Он пришел к вам в условиях, при которых вы смогли бы увидеть Его. Он показал Себя став человеком, и желал получить свидетельство об этом от человека. У Бога есть человек для этого свидетельства; но это стало необходимым по причине слабости людей: настолько мы немощны! Днем мы ищем со светильником; светильник этот — Иоанн, о котором говорит Господь: «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова.» (Иоанн.5.35-36)

9.Господь показывает, что ради блага людей Он желает через этот светильник открыть свет веры в верующих, и вместе с тем, обличил врагов Своих. Этими врагами были те, кто спрашивали Его искушая: «Скажи нам, какою властью Ты это делаешь?» «И Я», -ответил Он, - «спрошу вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?» (Ибо он свидетельствовал о Христе и сказал: «я не Христос».) «А если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк». Страх быть побитыми камнями, но еще более этого не желая говорить правду, они ответили ложью на истину, и «беззаконие солгало себе» (Псалом 26.12) Они сказали: «Мы не знаем». Отрицая то, что на самом деле знали, поэтому и Господь не пожелал отворить им дверь, как сказано: «Стучите, и откроется вам». (Мф.7.7.) Но они не только не стучали, чтоб дверь была открыта, но своей ложью закрыли дверь перед собой. И сказал им Господь: «и Я не скажу вам, какою властью это делаю». Так они были постыжены Иоанном, и исполнилось на них пророчество: «Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему. Врагов его облеку стыдом». (Псалом 131.17-18)

10. «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (ст.10). Не представляйте себе, что Он был в мире, как пребывает земля, небо, солнце, луна и звезды, деревья, животные и люди. Предмет мебели, который плотник изготовляет, вне его, занимает свое собственное пространство во время изготовления; и кто его изготавливает, хотя рядом и находится, но занимает другое место в пространстве, и полностью выходит за рамки своей работы. Бог, напротив, пронизывает Своим присутствием весь мир, который создает: присутствует повсюду, творит, не занимая особого места; Он не находится за пределами того, что создает. Будучи Всемогущим, Он делает то, что желает; Своим присутствием он управляет тем, что сотворил. Итак, Он был в мире, как Создатель мира. «Мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал».

11.Что значит: «мир через Него начал быть»? Небо, земля, море и все что в них, называют миром. Согласно другому значению, мы называем этим именем тех, кто любит этот мир. «Мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал». Разве небеса не знали своего Создателя, ангелы не знали своего Создателя, или не знали Создателя звезды, Которого исповедуют даже бесы? Все о Нем свидетельствует. Но кто такие, кто Его не знал? Это те, кто называются «миром», потому что любят это мир и привязаны к нему своим сердцем. Итак, поскольку они любили мир, они по праву называются именем того места, к которому были привязаны. Подобно тому, как мы говорим: «Дом хороший или плохой, мы этим не хвалим и не порицаем стены дома, но говоря, что дом хорош или плох, мы имеем в виду тех, кто обитает в этом доме, людей честных или нечестивых. Кто они? Те, кто любит мир живет в нем своим сердцем. Те же, кто не любит мир, только телом своим находятся в мире, но сердцем они живут на небесах, как говорит Апостол: «Наше жительство- на небесах» (Флп.3.20). Итак, «Мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал».

12. «Пришел к своим», потому, что все было создано Им. «И свои Его не приняли». Кто они? Это люди, которых Он создал. Прежде всего, евреи, которые были избраны Им среди всех народов земли. Ибо другие народы покланялись идолам и служили бесам; а евреи были потомками Авраама, по этой причине евреи были «Его» особенным образом, потому, что они были родственны Ему по плоти, которую Он соизволил принять. «Пришел к своим, и свои Его не приняли». Неужели никто не был спасен? Ибо никто не может быть спасен, если он не примет Христа, когда Он пришел.

13. Но Иоанн добавляет: «А тем, которые приняли Его». Что Он им дал? О, великое милосердие! Великая доброжелательность! Он родился единственным Сыном Божиим, но не пожелал быть одним. Многие люди, у которых нет детей, в преклонном возрасте принимают других детей; и таким образом делают своей волей то, что не могла дать им их природа. Так поступают люди. Но если у человека есть единственный сын, он очень радуется о нем, потому что он один будет обладать всем наследством отца, и не разделяя этого наследства с другими не станет беднее. Не так поступает Бог: Единородного Сына, Которого Он породил и через Которого Он сотворил все, Он послал в этот мир, чтобы Он не оставался один, но, чтобы Он принял братьев. Ибо мы не родились от Бога так, как Он родился от Него, мы приняты Его благодатью. Этот Единородный Сын пришел, чтоб избавить нас от грехов, которыми мы были отягчены, чье бремя препятствовало нашему усыновлению: поэтому Он сначала избавил от них тех, кого пожелал сделать Своими братьями, а затем сделал их Своими наследниками. Об этом говорит Апостол: «если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4.7.), и еще: «а если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8.17.). Он не боялся иметь сонаследников, потому что Его наследство не уменьшается от увеличения числа его обладателей. Те самые люди, которые становятся наследниками, становятся Его наследством, а Он в свою очередь, становится их наследством. Слушайте, каким образом они становятся Его наследством: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и Я дам народы в наследие Тебе» (Пс.2. 7,8). Но как Он становится их наследством? В Псалмах говорится: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей» (Пс.15.5.). Давайте обладать Им и позволим Ему обладать нами: пусть Он владеет нами как наш Господь; мы будем обладать Им как нашим спасением, как нашим светом. Что же Он дал тем, кто принял Его? «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими», чтобы они могли цепляться за Древо (Крест) и пересекать море.

14. И как они рождаются? Чтобы стать детьми Бога и братьями Иисуса Христа, несомненно, что они должны родиться. Ибо, если они не рождаются, то как они могут быть детьми Бога? Дети человеческие рождаются от плоти и крови, от воли человека и супружеского союза. Но как рождаются дети Божии? «Ни от крови» мужчины и женщины. На латыни нет слова «крови» во множественном числе, но поскольку на греческом языке оно есть во множественном числе, переводчик предпочел сохранить множественное число, жертвуя грамматикой, чтобы объяснить истинный факт, чтоб его поняли все. Если бы он поставил «кровь» в единственном числе, он не смог бы объяснить, чего хотел, так как на самом деле дети рождаются из смешения крови мужчины и женщины. Скажем так, не боясь нарушений правил грамматики, чтобы выразить истину определенно и ясно. Тот, кто понимает, не упрекнет в этом, но будет благодарен за объяснение. «Ни от крови, ни от хотения мужа» (Иоан.1.13.). Женщина здесь называется плотью, потому, что, когда она была создана, Адам сказал: «это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2.23). И Апостол говорит: «любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти» (Еф.5.28-29) Так что слово «плоть» используется для обозначения женщины, как иногда слово «дух» используется для обозначения мужчины. Почему? Потому что дух управляет плотью: один должен руководить, другой подчиняться. Что может быть хуже, чем дом, где женщина повелевает мужчиной? В хорошем доме мужчина командует, а женщина повинуется. Подобным образом человек правильно распоряжается собой, когда плоть подчинена духу.

15. Поэтому они «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Но чтобы человек рождался от Бога, прежде Бог рождается от человека. Ибо Иисус Христос есть Бог, и Христос рожден от человека. Для этого Ему нужно было найти мать на земле, потому что у Него уже был Отец на небесах. Он родился от Бога, чтобы сотворить нас, Он родился от женщины, чтоб воссоздать нас. Поэтому не удивляйся, человек тому, что ты становишься сыном Божиим по благодати, становишься рожденным от Бога через Его Слово. Слово пожелало родится прежде от человека, чтобы вы были уверены в том, что можете родится от Бога ко спасению и сказать самому себе: если Бог родился от человека, то сделал это потому, что считал меня настолько ценным, что родился смертным для того, чтоб сделать меня бессмертным! Поэтому евангелист сказал: «от Бога родились», чтобы мы не удивились и не испугались от той великой благодати, благодаря которой человек рождается от Бога, немедленно добавляет, как бы уверяя нас: «И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоан.1.14.). Вы все еще продолжаете удивляться, что люди рождаются от Бога? Подумайте о том, что сам Бог родился от людей: «И Слово стало плотию, и обитало с нами».

16.Так как «Слово стало плотию, и обитало с нами», то родившись, Он принес нам глазную мазь, чтобы очистить глаза нашего сердца, чтобы в Его смирении мы увидели Его величие. (срав. Откр.3.18.) Вот почему «Слово стало плотию, и обитало с нами»; Он исцелил наши глаза. Что следует за этим? «И мы видели славу Его». Никто не может видеть Его славы, если прежде не исцелится от смирения Его плоти. Почему мы не могли ее увидеть? Послушайте меня внимательно, возлюбленные, и поймите, что я скажу. Пыль и земля попала в глаза человеку, и повредила его зрение, так что он не мог больше видеть свет. Мазь применяется к этому больному глазу; землей он повредился, земное средство прикладывается к нему для его исцеления. Глазная мазь, как и любое другое лекарство, производятся от земного вещества. Ты ослеплен пылью, пылью ты исцелишься: плоть ослепила тебя, плоть исцелит тебя. Душа стала плотской, соглашаясь с плотскими желаниями; таким образом глаз сердца ослеп. «Слово стало плотью»: этот Врач дал вам глазную мазь. И так как Он пришел во плоти, то погасил пороки плоти и смертью убил смерть; поэтому это произошло и в тебе, так как «Слово стало плотью», вы можете сказать: «мы видели славу Его». Какая это слава? Может быть, слава быть Сыном Человеческим? Но для Него это скорее унижение, чем слава. Но к какому видению приходит человек, исцеленный плотью? «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца...полного благодати и истины». По этой благодати и истине, если Господь даст, мы поговорим об этом позже более подробно, рассматривая другой отрывок из Евангелия. Этого достаточно для сегодняшнего дня; укрепляйтесь во Христе, укрепляйтесь в вере, совершайте добрые дела и оставайтесь верными Древу Креста, который помогает вам пересечь море.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.