Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 22 страница



Мировой опыт существования и функционирования госу­дарства и права действительно говорит о том, что в праве вы­ражается прежде всего воля властвующих. Вместе с тем, не­опровержимым фактом является и то, что она, опасаясь со­циальных взрывов и утраты своего привилегированного по­ложения, зачастую вынуждена считаться с волей и интереса­ми подвластных5.

Как соотносится воля тех и других? Как она отражается в государственной воле и в праве? Эти и другие, им подобные вопросы издавна находились в поле зрения государствоведов и правоведов. Один из наиболее обстоятельных ответов н4 них дал еще в начале XX века Г.Ф.Шершеневич. "Если го-

сударственная власть есть основанная на силе воля власт­вующих, - писал он, - то выдвигаемые ею нормы права должны прежде всего отражать интересы самих властвую­щих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвласт­ных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам вла­ствующих. Нормами права поведение подвластных приспо­сабливается к интересам властвующих". Чем уже круг власт­вующих, делал вывод автор, "тем резче выступает противо­положность их интересов интересам остальной части госу­дарства. Чем шире круг, например, в республике, тем силь­нее затушевывается это значение права"6.

Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, однако, не являются безграничными. Их эгоизм, как спра­ведливо подмечал Г.Шершеневич, должен подсказывать им "благоразумие и умеренность в правовом творчестве". Поми­мо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права, "тесно сплетая" свои ин­тересы с интересами подвластных, "по возможности, не до­водя последних до сознания противоположности"7.

Однако разумность власти есть, хотя и весьма целесооб­разная, но не обязательная характеристика власти. Власть есть необходимое условие права, без которого само сущест­вование права невозможно. Право никак не может обойтись без власти, однако власть вполне может обойтись без права, поскольку она может выражаться и в чистом произволе, с ко­торым право совершенно несовместимо.

Не следует путать право и власть. Власть выражает себя в командах, непосредственно подкрепляемых силой. Однако эти команды могут не составлять никакой системы ни в смысле последовательности, ни в смысле маломальской ста­бильности. Команды власти могут противоречить друг дру­гу и меняться, обгоняя само время. Поэтому приказ сувере­на не может считаться правом, и, по крайней мере, этим не может исчерпываться содержание права. Если команды вла­сти ("приказы суверена") составляют стабильную и последо­вательную систему, то это уже можно назвать разновидно­стью права. Хотя право может возникать не только из команд и приказов, но путем договора, из решения суда и др.

6 Шершеневнч Г.Ф. Общая теория права.- Вып.1.- М.-1910.- С.310.

7 Там же.- С.ЗЮ.

Вместе с тем сама по себе власть в чистом виде есть лишь способность влиять на поведение других людей. В этом плане власть есть субъективное право. Субъективное право предшествует объективному уже хотя бы в том смыс­ле, что объективное право устанавливается властью, которая сама есть субъективное право навязывать другим людям оп­ределенные нормы поведения.

Власть может быть разу мной,'естественной, легитимной, законной, правовой, моральной, нравственной и т.д., но она может быть и неразумной, противоестественной, нелегитим­ной, беззаконной, неправовой, аморальной и безнравствен­ной.

Законная власть, то есть власть дозволенная или предпи­санная позитивным правом (откуда бы оно ни происходило) есть уже субъективное право влиять на поведение других лю­дей. При этом содержанием такого права может быть про­извол. Однако если осуществление власти регламентирова­но, то власть уже не является произвольной, но может-яв­ляться моральной (если она регламентирована моральным чувством, совестью носителя власти), традиционной (если она регламентирована обычаем), наконец, правовой (если она регламентирована правом).

Тотальная власть есть способность (возможность) влиять не только на все поведение, но и на всю целиком активность другого человека. Чем детальнее и мелочнее право регла­ментирует проявления человеческой активности, тем оно то-талитарнее. Когда говорят: "этот человек целиком в моей власти", и при этом имеют в виду действительно все прояв­ления его активности, то действительно говорят о тотальной власти.

Естественная власть есть власть, основанием которой служит чистая сила ее носителя. Религиозная власть есть чистая форма харизматической власти; в соответствии с этой формой власти люди добровольно подчиняются власти, по­скольку усматривают в этом ясный смысл, диктуемый той идеей, которой они одержимы. Например, если иудаисты увидят в каком-то человеке признаки мессии, то они призна­ют его власть не в силу законов, обычаев или моральных норм, но в силу того, что по их представлениям именно че­ловек с такими признаками должен властвовать, чтобы вся

община могла достичь своей высшей цели - спасения и при­общения к божеству.

Нравственная власть есть власть жертвенная. Поскольку нравственность требует в определенных ситуациях жертво­вать собственными интересами ради интересов других людей, нравственная власть превращается в самоотреченное служе­ние, когда правитель жертвует собой ради тех, кем он пра­вит. Таким образом, нравственная власть есть идеальная власть, эталон власти, реальные примеры которого (скажем, жизнь последнего царя Афин Кодра) приводили к переворо­там в религиозных представлениях.

Процесс реализации власти есть, собственно, определен­ное влияние на поведение других людей. Если это влияние разумно и изначально преследует определенные цели, то его можно назвать управлением. Таким образом, не всякая власть есть управление, как не всякая власть является право­вой. Проблема правовой оценки власти есть проблема леги­тимности. С другой стороны, проблема легитимности есть проблема права на принуждение.

Под легитимностью обычно понимаются три разных свойства:

1. Легитимность как преемственность правовых установлений, то есть соответствие процедуры установления новых правовых установлений старым требованиям.

2. Легитимность как вообще законность.

3. Легитимность как признанность общественным мнением, со­ответствие обычаю и доминирующему общественному интере­су.

В соответствии с этими тремя версиями легитимная власть представляет собой:

t, Власть, сформированная в соответствии с правом, уста­новленным предыдущей властью.

2. Власть, действующая в соответствии с наличным пра­вом (позитивным или естественным?).

3. Власть, признанная общественным мнением, соответст­вующая обычаю и выражающая доминирующий обществен­ный интерес.

Легитимное право, соответственно, представляет собой:

1. Право, установленное в соответствии с процедурой, предусмотренной предыдущими правовыми нормами.

2. Право, как непротиворечивая и стабильная система.

3. Право, признанное общественным мнением, соответст­вующее обычаю и доминирующему общественному интересу.

По сути дела, все определения легитимности сводятся к двум моментам:

1) преемственность власти или право;

2) общая полезность власти или права для общест­ва.

Именно на этих двух основаниях выстраиваются все мо­дели легитимности. Например, для отцов-основателей США, .которые вообще были прагматиками, легитимность исчерпывается эффективностью власти в отношении общест­венного блага: если власть перестает быть общеполезной (несправедливой, неэффективной, неспособной защитить не­зависимость народа и внутренний порядок), народ получает право свергнуть ее. В других странах, где историческая тра­диция имеет существенно большее значение, на первый план выдвигается фактор преемственности - будь то преемствен­ность по отношению к древним обычаям или к древним правовым установлениям (например, революционное право Франции апеллировало к римскому или к библейскому праву как к более древнему, чем феодальное королевское право, ко­торое считалось искусственным; близость к изначальной ес­тественности, идеализируемой в духе Руссо, отождествлялась с легитимностью; поэтому революционеры видели свою мис­сию в восстановлении истинной, естественной легитимно­сти).

Одним из моментов легитимности власти является свя­занность власти правом, или, что то же самое, обязатель­ность права, установленного данной властью, для самой этоГь власти. Если жизнь в праве состоит только в том, чтобы не делать ничего такого, что запрещено властями, то в чем со­стоит жизнь самой власти? Жизнь власти может отличаться от жизни в праве (и тогда речь идет о власти элиты, то есть группы людей, которые существенно отличаются от подвла­стных), а может и совпадать с ней (и тогда можно говорить не только о правовом, но и о воистину демократическом го­сударстве, в котором между властителями и подвластными нет никакой разницы).

Может ли быть власть лояльной по отношению к самой себе? Общепризнанным считается тезис, согласно которому право есть обязательное правило поведения для всех. Оно

"должно быть соблюдаемо и самою властью его устанавли­вающею, пока оно не будет заменено новым правилом. Ес­ли же власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменяется произволом"8.

Возникающие при этом споры касаются чаще всего лишь степени и характера "правового самоограничения" государст­ва. Весь вопрос в том, резюмирует М.Ориу, является ли такое самоограничение "актом или решением субъективной воли государства, или же это есть результат объективной го­сударственной организации"?9 Ответы на данный вопрос предлагаются самые разноречивые: от утверждения о том, что государство добровольно ограничивает само себя до заяв­ления о том, что оно вынуждено это делать под давлением со стороны "гражданского общества".

Другим моментом легитимности является проблема силы и права, подразделяющаяся, в свою очередь, на два подво-проса:

^ в какой мере сила является обязательным элементом права?

Кто устанавливает право: тот, кто сильнее, или те, кто слабее? По Марксу, изначально те, кто сильнее, навязывают слабейшим правила поведения, чтобы последние оставались в рамках порядка эксплуатации. По Ницше, слабые объеди­няются и устанавливают ограничения, чтобы сильнейшие, выдающиеся личности не могли вести себя так, как им хо­чется. С точки зрения теории общественного договора, пра­во устанавливается благодаря балансу силу; договор есть со­глашение равных по силе, взаимное ограничение силовых проявлений в виду обоюдной опасности столкновения.

В юридической литературе издавна ведется спор по вопро­су о месте и роли силы и принуждения в правовой жизни общества. Высказываются два противоположных мнения.

8 Шершеневич Г.Ф. Указ, соч.- С.313; Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории.- Т. П.- Спб.- 1905.-С. 155-160.

9 Ориу М. Основы публичного права.- М.-1929,- С.46.

Согласно мнению одних авторов, принуждение не явля­ется неотъемлемым признаком права. При этом оно или полностью отрицается или же его предлагается заменить менее жестким и более широким понятием "государственная охрана". "Понятие государственного при­нуждения, - писали в связи с этим советские правоведы О.С.Иоффе, М.Д.Шаргородский, - заменено нами понятием государственной охраны потому, что речь идет о формули­ровании общего определения, способного охватить все исто­рические типы права, между тем как понятие принуждения не предусматривает всех возможных мер охраны правовых норм. Оно не предусматривает, в частности, таких специ­фических мер, которыми обеспечивается соблюдение норм социалистического права"10. Речь при этом шла о том, что социалистическое право обеспечивается не только и даже не столько методами принуждения, сколько методами воспита­тельного характера, методами убеждения".

Крупнейшим выразителем противоположной точки зре­ния стал германский правовед Рудольф фон Йеринг (1818 -1892) ? одна из самых заметных фигур европейской юриспру­денции второй половины XIX столетия.

Широкую известность принесли ему такие труды, как "Дух римского права на различных ступенях его развития", "Цель в праве" и "Борьба за право", которые в русском пере­воде были изданы в начале XX века. В этих трудах Йеринг изложил суть своей теории.

Однозначную характеристику творчества Йеринга дать трудно, ибо оно неоднородно12. Различают, в частности, два периода его творческой деятельности на поприще юридиче­ской теории. Первый - примерно до середины 50-х гг. XIX в. В это время он придерживался установок "юриспруденции понятий", полагавшей главным своим делом выведение (дедукцию) конкретных правоположений из общих понятий, видевшей в понятиях основной источник знания. Сторонни­ки данного направления в науке права считали (говоря слова-

10 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права.- М.- 1961,-С.бО.

11 Теория государства и права...- С.290.

12 История политических учений. Учебник для вузов / Под общей редакци­ей члена-корреспондента РАН В.С.Нерсесянца,- М.: Инфра-М, 1996.-С.523.

ми Йеринга), что "понятия продуктивны, они комбиниру­ются и производят на свет новые понятия". С таким направ­лением в правоведении Йеринг порывает. Второй период эво­люции его взглядов начинается с середины 50-х гг. прошлого столетия. Йеринг приступает к разработке "юриспруденции интересов". Теперь он вдохновляется той мыслью, что культ логического для юриста теоретика неуместен, поскольку правоведение не математика, и в нем приоритет должен при­надлежать не логике. Не собственно логика должна являться объектом правоведения, но жизненные ценности, реальные интересы людей. Йеринг все больше обращает внимание не на логические и даже не на психологические аспекты права, а на его социолого-прагматические, утилитаристские моменты.

Первое место в применяемой им методологии познания права и государства он теперь отводит описанию, классифи­кации и анализу фактов. По сравнению с изучением эмпири­ческого материала оперирование философскими конструк­циями начинает играть у него вспомогательную роль. Эм­пирический материал рассматривается Йерингом как в историческом, так и в структурно-функциональном изме­рениях. Уподобляя право организму, Йеринг придает ему "все качества продукта природы: единство во множестве, индивидуальность, рост из себя и т.д.". Рост или развитие права из самого себя как раз и требует исторического подхода к нему. Необходимость именно такого подхода обосновыва­ется и показывается в "Духе римского права". Кроме того, он отмечает: "Каждый организм может подвергнуться двойному исследованию: анатомическому и физиологическому, первое имеет своим предметом его составные части и их отношения друг к другу, то есть его структуру, второе - его функции. Мы намерены подвергнуть право обоим этим исследовани­ям".

Реализуя подобное намерение, Йеринг делает особый упор на раскрытии функций права, поскольку он считает, что в любых организмах функции являются носителями их целей. Организм права в данном отношении не исключение. В свою очередь, цели Йеринг придает значение правообра-зующего фактора, правосозидающей силы. Об этом Йерин-говский труд "Цель в праве".

Здесь, во втором главном сочинении Йеринга гораздо подробнее, нежели в "Духе римского права", рассматрива-

ются истоки и общее понятие права. Отправной пункт рассу­ждений таков: "Цель есть творец всего права". Телеологиче­ская (осуществляемая через призму категории "цель") трак­товка права, естественно, приводит Йеринга к постановке во­проса о субъекте целеполагания, или - что одно и то же - о создателе права. Не из вакуума и не на пустом месте появля­ется оно.

Право, по Йерингу, выходит "из рук" общества, которое он интерпретирует как сферу "совместного действия людей, объединенных общими целями; в этой сфере каждый, дей­ствуя для других, действует также для себя, а действуя для себя, тем самым действует и для других". Однако демиур­гом права у Йеринга выступает не всякое, но лишь государ­ственно-организованное общество. Венчает такое общество аппарат государства, воплощающий социальную, публичную власть. Вот этим-то аппаратом государства в конечном итоге и порождается право. Без каких бы то ни было околичностей Йеринг заявляет; "Государство - единственный источник пра­ва".

Само право характеризуется Йерингом с разных сторон. Прежде всего - со стороны содержания. Им являются инте­ресы субъектов социального взаимодействия, но такие инте­ресы, которые общи всем его участникам; другими словами - интересы общества в целом. Они и составляют содержание права. При одном непременном условии - их защите, гаран­тировании государством.

По Йерингу, право есть защищенный государством инте­рес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помо­гает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предна­значено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, госу­дарственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права. Йеринг пишет, что "все ве­ликие приобретения в истории права: уничтожение рабства, крепостничества, свобода поземельной собственности, про­мыслов, верований и т.д. - все они должны быть завоеваны путем ожесточенной, нередко вековой борьбы, и путь права в

таких случаях всегда обозначается обломками прав..."13. Ав­тор считает, что не существует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит в реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, право выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних интересам других при непременном условии соблюдения принципов справедливости человеческого общежития.

Встречается у Йеринга и несколько иная формулировка того, что образует содержание права: "Право есть совокуп­ность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, то есть государст­венной властью". Приведенные Йеринговские формулировки представляют собой критику волевой теории права, задавав­шей тон в немецком правоведении первой половины XIX в.

Взятое со стороны своей формы, право характеризуется Йерингом в качестве суммы норм, общеобязательных пра­вил поведения. Тут он не оригинален и не претендует на то, чтобы быть таковым: "Ходячее определение права гласит: право есть совокупность действующих в государстве прину­дительных норм, и такое определение, по-моему, вполне правильно". "Оно, - продолжает Йеринг, - заключает в себе два момента: норму и осуществление ее посредством прину­ждения. Только те из установленных обществом норм за­служивают название правовых норм, которые влекут за собой принуждение"14. Но монополия легитимного принуж­дения или насилия принадлежит только государству в лице соответствующих органов власти и учреждений, а потому норма права влечет за собой то, что принято называть госу­дарственным принуждением. Этим выражается, заключает Йеринг, то, что "правовыми нормами называются лишь нор­мы, обусловленные со стороны государства таким последст­вием, или что государство есть единственный источник пра-

Йеринг полагал, что без принуждения нет даже смысла говорить о праве, ибо право есть не что иное, как "обеспечение жизненных условий общества в форме принуж-

13 Йеринг Р. Борьба за право.- Спб.- 1904.- С.9.

14 Йеринг Р. Цель в праве.- Спб.-1881,- С. 238.

15 Там же.- С.238.

дения", "система социальных целей, гарантируемых принуж­дением".

Смысл "утверждаемой связи между нормами права и принуждением", пояснял Л.Петражицкий, - сводится к то­му, что неисполняющий добровольно свои юридические обя­занности по праву может и должен быть подвергнут прину­дительным мерам"16.

Л.Петражицкий, а вместе с ним и другие авторы особое внимание обращают на два вида государственного принужде­ния: физическое и психическое. Под физическим принуж­дением понимаются "всякие предусматриваемые правом ме­ры, состоящие в применении физической силы для поддер­жания правопорядка, в том числе репрессивные меры, на­пример, заключение в тюрьму, смертная казнь и т.п.17

Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане, по мнению авторов, стоит страх "подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения". Именно страх "психически при­нуждает граждан сообразовывать свое поведение с требова­ниями права". 18Петражицкий Л. Теория государства и права в связи с теорией нравственности.- Спб.- 1908.- С.269.

Принудительность, сообщаемая государством общеобяза­тельному правилу поведения (этой форме права), служит для Йеринга главным, решающим признаком того, что, в сущности, есть право и что к нему не относится. Получается, что природа права не присуща изнутри ему самому, а прив­носится в него государством: "критерий права заключается в принуждении". Йеринг не устает повторять тезис об органич­ности государственного принуждения праву и благодетельно­сти этого принуждения. Право оказывается обязанным госу­дарству не только своим происхождением, но еще и способом существования.

Йеринг не проводит сколько-нибудь серьезного теоретиче­ского разграничения права и закона. Сплошь и рядом он считает их явлениями равнопорядковыми, идентичными. Но в действительности они далеко не таковы. Большинство

 Детражицкий Л. Теория государства и права в связи с теорией нравствен­ности.- Спб.- 1908. С.260.

Петражицкий Л. Теория государства и права в связи с теорией нравствен­ности,- Спб.- 1908.- С.260.

Там же,- 1908.- С.260.

его суждений (особенно высказанных в "Духе римского пра­ва", "Цели в праве") фактически имеют своим адресатом за­кон, а вовсе не право.

"Государство,- утверждает Йеринг,- есть организация со­циального принуждения". Эта организация не только поро­ждает право, обеспечивает его существование, но и управляет гая. Йеринг характеризует в данном свете право как разумно понятую политику, проводимую государственной властью. Оно служит ей (политике), как компас служит капитану ко­рабля. Попечение о праве - важнейшая задача государства. Право не противостоит последнему, а является всецело зави­сящим от него придатком. Это свойство права быть придат­ком государства Йеринг подчеркивает очень выразительно: "Право без власти есть пустой звук, лишенный всякой реаль­ности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть".

Сугубо "государственническое" понимание права Йерин-гом не совсем привычно (при таком настрое мысли) совме­щается у него с признанием необходимости создавать про­стор для экономической деятельности индивидов, обеспечи­вать их юридическое равенство, уважать закрепленные за ними политические права. Йеринг ратует за независимость и несменяемость судей, за их ответственность только перед законом и т.д. Он - за твердую дисциплину и законность в обществе, за строгий и стабильный порядок в нем, по­скольку считает, что только при этих предпосылках возмож­но цивилизованное общественно-политическое устройство, нормальное правовое общение, справедливость. Мизантро­пический, по оценке Йеринга, афоризм "Да восторжествует справедливость, хоть и погибнет мир!" он заменяет жизнеут­верждающим призывом "Да торжествует справедливость, чтобы процветал мир!".

Первоначально право имеет односторонне-принуди­тельную силу, направленную на подданных с целью пресе­чения чрезмерных притязаний частных интересов. Посте­пенно оно приобретает двусторонне-обязательную силу, ста­новится обязывающим и для самой государственной власти. Йеринг полагает, что забота о самосохранении вынуждает власть подчиняться праву. Властвующие в конце концов осознают: ничем так не укрепляется в подвластных чувство правопорядка, законопослушание, без которых нет прочной

н. позитивное право.

государственности, как пример соблюдения норм права пред­ставителями власти, государством.

Однако Йеринг не ожидает (тем более не требует) от госу­дарства педантичного следования закону. Ему ясно, что за­коном государственная власть сама себе связывает руки, са­ма ограничивает свободу собственных действий. "Возникает вопрос о том, до какой степени это необходимо и необходимо ли это раз навсегда во всех случаях проявления этой власти". Ответ на этот вопрос у Йеринга готов, и он не в пользу права, не в пользу закона. Там, где обстоятельства заставляют госу­дарственную власть делать выбор между обществом и пра­вом, "она не только уполномочена, но и обязана пожертво­вать правом и спасти общество". Йеринг не разъясняет, в ка­кой момент необходимо делать такой выбор и как уберечься здесь от произвола, от предумышленного избавления от "балласта" права. Неудивительно поэтому его скептическое отношение к идее правового государства. Такому государству он вообще отказывает в жизнеспособности. Оно, по мнению Йеринга, "не могло бы просуществовать и одного месяца". -

Йеринг переносит на почву правоведения концепцию борьбы как универсального принципа бытия органического мира. Она получила во второй половине XIX в. широкое хождение в европейских научных кругах. Достаточно вспом­нить дарвиновскую теорию борьбы за существование, идею классовой борьбы в историографии я социологии. Полеми­зируя с исторической школой права (Савиньи, Пухта), учившей понимать образование и развитие права как неза­метный, безболезненный и мирный процесс, подобный ста­новлению и эволюции языка, Йеринг ("Борьба за право") старается доказать нечто противоположное: "Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, со­словий, индивидов". Для него "всякое право в мире должно быть добыто борьбой", "борьба есть работа права" и т.д.

Если бы при этом речь шла о необходимости сопротив­ляться произволу, устранять беззаконие, добиваться восста­новления нарушенных прав, защищать законные интересы, никаких вопросов не возникло бы. Однако у Йеринга призы­вы к борьбе за право ("в борьбе обретешь ты право свое") приобретают особый, вызывающий тревогу смысл. От них. веет духом воинственности. Они отдают апологией насилия, поэтизацией борьбы, сражений как некоего возвышенного со-

стояния человеческого бытия: "...я имею мужество открыто признаться в любви к борьбе... нет другого материала, имеющего такую притягательную силу, как борьба и война". Известно, какой страшный урон понесла в XX в. цивилиза­ция оттого, что не смогла найти эффективного противоядия восхвалению "притягательной силы борьбы и войны".

Вместе с тем, достойно уважения утверждение сторонни­ков теории Йеринга о том, что право как средство достиже­ния цели выступает в этом качестве необходимым инстру­ментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть. Борьба за право - это обязанность лица, правомочного перед самим собой, а защита права, то есть противодействие правонарушению, - обязанность не только по отношению к самому себе, но я по отношению к целому обществу, госу­дарству: каждый, защищая свое право, отстаивает тем са­мым нормы объективного права, на которых зиждется его субъективное право19.

Несмотря на внешнюю "воинственность" реалистической концепции Йеринга, она в определенных аспектах соединяет представления о праве различных теорий: органической, ес­тественной, экономической, психологической.

Во-первых, эта теория признает единство и изменчивость права. С одной стороны, для нее не существует разделения права на право позитивное и естественное - право существует только в виде позитивного (положительного) права. С дру­гой стороны, в праве нет ничего неизменного, вечного: это постоянно меняющееся явление, отражающее новые условия общественной жизни20.

Во-вторых, представители реалистической (Йеринговской) школы видят не генетическую связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие сущест­вования права. В отличие от теории естественного права признается необходимость правотворческой деятельности го-

 

19 См: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г.Стрекозова. - М,: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. - С.174-175.

20 Там же. -С.174-175.

сударства как сознательного творца права. Видный русский юрист и политический деятель С.М.Муромцев писал, что право не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной деятельности людей21.

В-третьих, эта школа обосновывает воспринятое мно­гими учениями о праве единство юридических прав и обя­занностей субъектов правоотношений, без которого невоз­можно существование гражданского общества, нормальное взаимодействие его членов22.

В-четвертых, в воззрениях последователей Йеринга со­держится важнейший элемент законности: отрицание произ­вола. Только государственная власть на основе установлен­ных законов может применять принуждение по отношению к человеку23.

При всех достоинствах и недостатках реалистическая школа внесла свое понимание права, которое в ряде принци­пиальных положений не подверглось существенным измене­ниям и в более позднее время. Безусловно, прав Е.Н.Трубецкой, который утверждал, что каждая норма права тождественна интересу, ее вызвавшему, что интерес состав­ляет само содержание права. Но вследствие частых ошибок законодателей нормы права нередко не соответствуют тем интересам, которым они должны служить24. Такие случаи имеют место и в наше время, так что не нормы права следу­ет, видимо, "обвинять" в том, что они неадекватно отражают интересы людей, а законодателя, создавшего такие нормы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.