Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 26 страница



Там же. -С.51-52.

познания естественные, индивидуально и массово-психологические процессы, которые приводят к правовому институту собственности, они должны только ответить на вопрос: как нужно мыслить собственность, чтобы свести все относящиеся к ней нормы к непротиворечивому единству? Следовательно, не "что есть собственность", а "как ее следу­ет мыслить" - вот образец научной юридической постановки вопроса"12. Юридические понятия, добавляет он, не имеют никакой сущности в объекте, юридический мир есть чистый мир мысли. Методы познания юридического мира не могут быть методами естественного исследования, правовая догма­тика не подменяется, а дополняется историей права, хозяйст­ва и культуры.

С точки зрения юриспруденции понятий мир права бес­пределен, в нем потенциально заложены ответы на все юри­дические вопросы, но их надо найти путем логической обра­ботки позитивно-правового материала. В праве существует система высших понятий, из которых можно дедуцировать другие понятия, а из них - понятия третьего порядка и т.д. Поэтому правовой мир иерархичен. Если исходить из того, что правовая система обладает логической полнотой как об­щим потенциальным свойством, то неясности и пробле­мы, возникающие на отдельных ступенях правовой иерар­хии, восполняются посредством выведения недостающих по­нятий из формул закона. Применение права сводится к уста­новлению юридических следствий в процессе подведения случая под правовое понятие. Буквальный смысл законов об­разует границы применения и толкования норм права, но многозначность терминов и слов, употребляемых законода­телем, дает возможность идти вглубь, выявлять конкретные детали, которые хотя в самом законе и не обозначены, но от­вечают его смыслу в редких или изменяющихся обстоятель-

ствах

В юриспруденции понятий законнический позитивизм достигает своего апогея. Именно здесь право полностью отождествляется с законом, а сам закон трактуется абсолют­но формально, берется как юридическая догма. Закону при-

12 Ellinek G. System der subjektiven 6ffentlichen Rechte. - Tubingen.- 1919.-

 Теория права и государства ... - С.52-53.

писывается высшее бытие, находящееся по ту сторону яв­лений и событий, происходящих в обществе. Это бытие правовой формы, приоритетное по отношению ко всякому социальному содержанию, бытие должного, приоритетное по отношению к сущему. Важным моментом, характери­зующим юриспруденцию понятий, или формально-догматическую юриспруденцию, является очищение закона и правовой нормы от следов их социального происхождения. Опыт законодателей догматикой права не принимается в рас­чет: "решающим является не то, чего хочет создатель зако­на, но то, чего хочет закон"; "толкование есть не объяснение смысла, который законодатель фактически связывал с нор­мой, а смысла, который имманентен закону"14.

Работу по очищению правовой формы довел до логиче­ского конца Ганс Кельзен, создатель "чистого учения о пра­ве". Он последовательно воплотил в своей теории так назы­ваемый нормативный идеализм, сформировавшийся в рам­ках формально-догматической юриспруденции. Суть его в том, что правовая норма по формальным основаниям и ап­риорно наделяется действительностью, которая, в сущности, не соприкасается с реальностью жизненных факторов и собы­тий и может быть независимой от этой реальности. По Г.Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, но не сущего, а согласно непреложной заповеди кантианства должное не выводится из сущего. Право - принудительный нормативный порядок, в соответствии с которым должно вести себя так, как предписано конституцией и законами. Чистое учение о праве у Г.Кельзена "направлено на нормы, а не на факты бытия, то есть не на волю и представления о правовых нормах, а на нормы как должное или представ­ляемое содержание"15. При этом чистое учение о праве оста­ется теорией правового, скорее всего этатического, позити­визма, поскольку оно "рассматривает себя как науку, не обязанную делать что-либо иное, кроме как изучать собст­венную сущность позитивного права, путем анализа пости­гать его структуры. В особенности отказывается оно служить каким-либо политическим интересам, поставляя им

Там же. - С.53.

15 Kelsen H. Reine Rechtslehre. 2 Auft.- Wien.- I960.- I960.- S.108.

"идеологии"..посредством которых оправдывается или дис­квалифицируется существующий общественный порядок"16.

Формально-догматический метод может привести иссле­дователя лишь к статистическим знаниям о праве. На таких знаниях базируется юриспруденция понятий, чистое учение о праве и все другие доктрины, отдавшие дань законническому позитивизму17.

Юриспруденция интересов (представители "тюбингенской школы права" - Ф.Хек и др.) внесла некоторые элементы ди­намики в понимание права, перенеся центр тяжести на вы­раженные в нем интересы18. Уже Р.Йеринг, предтеча юрис­пруденции интересов, пытаясь осмыслить право с точки зре­ния его целей (телеологический подход), определял его через социальные интересы. Для юриспруденции интересов позна­ние смысла законов обеспечивает не интерпретация их бук­вального текста, а исследование исторической и социальной динамики интересов, обусловливающей их появление. Ос­новной постулат юриспруденции интересов можно свести к следующему: нормы позитивного права основаны на пред­ставлениях законодателя о ценности, гармонизации и вырав­нивании интересов, поэтому эти представления должны быть предметом юридического исследования. Отвергается догма об изначальной полноте и беспробельности права, но призна­ется, что анализ интересов и конфликтов интересов помогает определить подходы к случаям, которые не урегулированы или плохо урегулированы законом. Применение норм права не есть простое подведение случая под юридическое поня­тие, содержащееся в законе, но представляет собой пре­творение юридических вьюодов, вытекающих из сопоставле­ния и сравнения интересов, реализуемых в данном конкрет­ном случае. По мнению сторонников юриспруденции инте­ресов, она преодолевает буквальный смысл закона, прибли­жается к индивидуальной справедливости, сохраняя при этом стабильность правопорядка, основанного на законе.

Юриспруденция интересов пыталась взять на себя роль критической инстанции по отношению к закону, не причи-

 См.: Interessenjurisprudenz. Hrsg. von L. Ellscheid und Darmstadt.- 1974.

KelsenH. Op. cit.-S.lH - 112. Теория права и государства...- С.54.

W.Hassemer.-

няя, как искренне считали ее приверженцы, ущерба его ав­торитету. Всякий закон так или иначе улаживает конфликты между интересами и ценностями. Реальные интересы, обес­печенные и защищенные законом, не лежат на поверхности, они являются своего рода корневой системой правопорядка, скрытой в глубинах социальной реальности. Юрист, анали­зирующий закон в категориях интересов, претендует на то, что знает о законе больше, чем сам законодатель, глубже и тоньше понимает его смысл. Стремление идти дальше текста законов и извлекать в процессе анализа релевантных (относящихся к делу) интересов невысказанные законодате­лем мотивы поставило юриспруденцию интересов в оппози­цию к юриспруденции понятий, для которой важна не жиз­ненная ценность правовых решений, а логическая безупреч­ность юридических суждений и конструкций. Схемы, кото­рые насильственно вписывали жизнь в прокрустово ложе по­нятий, были отброшены, но - увы - это не привело к ради­кальному обновлению правовой мысли19.

Феномен юриспруденции интересов, вообще говоря, мо­жет служить прекрасным примером того, что в истории пра­ва не бывает легких побед одного направления мысли над другим. Формально-догматическая юриспруденция изна­чально имеет дело с эмпирически простым материалом -словами и словосочетаниями, употребляемыми в законе. Дедуцируя одни понятия из других, наслаивая их друг на друга, юриспруденция понятий неизменно уходит от реаль­ной жизни в сферу формально-логических конструкций и догм, не выдерживающих, в конце концов, рациональной критики. На юриспруденцию понятий обрушился шквал об­личительной критики, ее осуждали как "правовой фети­шизм", "юридический кретинизм" и т.п. Среди тех, кто порицал догматизм и заскорузлость юридического мышле­ния, был и К.Маркс: "Юридическое значит неправильное", - говорил он. Казалось бы, при таком широком признании несостоятельности формально-догматических подходов юриспруденция интересов с ее устремленностью к содержа­тельному моменту в праве должна была вытеснить юриспру­денцию понятий, но этого не произошло20.

Теория права и государства... - С.55. Там же. - С.56.

Дело в том, что формальная юриспруденция, если она не заблудилась в дебрях догматизма и схоластики, обладает способностью обеспечивать высокую надежность права. Чет­кие нормы, простые и непреложные понятия о том, что есть должное в праве, являются формальными вехами, без кото­рых у человека не может возникнуть чувство уверенности и безопасности, ощущение твердой почвы под ногами. Если действия субъекта подпадают под заранее известную юриди­ческую схему, он достигает желаемой цели. Надежность есть такая же высокая ценность права, как и справедли­вость. Юриспруденция понятий, работающая с негибкими формами, способна обеспечить значительную степень на­дежности, стабильности права, но далеко не всегда обеспе­чивает его справедливость. Безукоризненное с формально-правовой точки зрения решение может быть резко и демонст­ративно несправедливым, а значит, с позиций, скажем, сто­ронников естественно-правовых теорий, неправовым2'.

Юриспруденция интересов, перемещая акцент на содер­жание и подвижность социальных материй, пытается обес­печивать в первую очередь справедливость во взаимоотноше­ниях субъектов права, но на этом пути слишком часто натыкается на статичные формулировки закона. Надеж­ность права приносится в жертву справедливости, которая тоже не всегда достигается. Справедливость права для сво­его осуществления требует от юристов виртуозного мастерст­ва, и может быть проведена в жизнь более сложными и тон­кими методами, чем те, которые нужны для обеспечения его надежности. Юриспруденция интересов не смогла успешно соперничать с юриспруденцией понятий, потому что в погоне за неуловимой справедливостью утратила наиболее реальную ценность права - его надежность22.

Рассмотрение социальных интересов в их борьбе и кон­фликтах не могло не подвести юристов к выводу, что право всегда на стороне сильного (класса, группы, индивида). Если конфликт интересов первичен по отношению к закону, если закон есть результат улаживания этого конфликта, то есте­ственно предположить, что "борьбу за право" выигрывают сильнейшие и в самом законе они как бы празднуют свою

победу. Тон таким умонастроениям юристов задал Р.Йеринг, называвший силу матерью права: "Где могло бы существо­вать право, которое вышло бы не из деятельной силы и энергии индивидуалов и начала которого не терялись бы в темной глубине физической силы? Мечом основан римский мир, и меч или копье являются древнейшим символом рим­ского права"23. Исследуя борьбу интересов на стадии право­творчества, завершающуюся победой сильнейшей социаль­ной группы, сословия, класса, юриспруденция интересов буднично и просто развивает своего рода классовую концеп­цию права, утверждает, что в праве доминирует интерес господствующей социальной силы, хотя в отличие от мар­ксистско-ленинской теории она и не принимает сторону одно­го какого-либо класса - победителя или побежденного в войне за право. Некоторые представители юриспруденции интере­сов трансформировали установки, связывающие право и си­лу, в апологетику силы, доходящую до утверждения "право есть справедливость сильного".

Обе ветви законнического позитивизма, как мы видим, достаточно быстро исчерпали свои возможности, показав, на что они способны и какие барьеры не могут преодолеть на пути к объяснению природы права, правовых институтов, правопорядка. Однако проблематика, возникающая из про­тиворечий между юриспруденцией понятий и юриспруденци­ей интересов, не сходит со страниц юридической литерату­ры. Дискуссии время от времени вспыхивают с новой силой. Подобного рода вспышку мы наблюдаем сегодня в отече­ственной науке24.

3.1. Классический позитивизм

Возникновение юридического позитивизма обычно отно­сят к первой половине прошлого века и связывают его с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790-1859), который в 20-х гг. XIX в. возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете. Здесь же в цикле своих лекций под названием "Определение предмета

23 Йеринг Р, Дух римского права на различных ступенях его развития.-4.1.-Спб.- 1875.-С. 93, 95.

24 Теория права и государства... - С.57.

3. Юрядяческп позитивизм

юриспруденции" он развил утилитаристский тезис своего знаменитого соотечественника И.Бентама о том, что право -это "повеление суверена", и снабдил его развернутым обоснованием.

Само название "юридический позитивизм" навеяно, по всей видимости, традицией, связанной с появлением в пер­вой четверти века позитивной (научной) философии общества и общественной эволюции О.Конта. Посмертно опублико­ванный труд Остина "Лекции о юриспруденции, или фило­софии позитивного закона" вышел с примечаниями вид­ного английского философа-позитивиста Дж.Ст.Милля. Та­ким образом, в творчестве английского правоведа совмести­лись методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был харак­терным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт).

Сходство между философским и юридическим позити­визмом состоит в том, что оба эти течения утверждают не­познаваемость сущности явления, механически переносят методы исследования естественных наук в область общест­венных наук, выступают за утверждение порядка как абсо­лютной ценности общественного строя. Однако нельзя одно­значно согласится с взглядом, что в момент своего возник­новения юридический позитивизм находился под исключи­тельной теоретической опекой философского позитивизма23. Этот взгляд опровергается тем, что философский позитивизм в большинстве стран возник позднее юридического позити­визма26. Нельзя также согласится с утверждением Л.А.Мальцева о том, что философский позитивизм возник для того, чтобы оправдать теоретические положения юриди­ческого позитивизма27. Достаточно указать на то, что право­вые взгляды основоположника философского позитивизма О.Конта совсем не являются позитивистскими в юридиче­ском смысле, поскольку позитивное право у него не имеет значения в развитии общества, а решающую роль играют

25 См.: Сайдлер Г.А.. Юридические доктрины империализма.- М.: Госюр-издат, 1959.-С. 13.

26 См.: Пяткина С. Юридический позитивизм в России,- М.-1980.- С.75.

27 Мальцев Л.А. Взаимодействие философии и правосознания как форм общественного сознания. Авторсф. дис. ...канд. филос. наук.-М.-1973.-С. 11-12.

принципы морали28. Теоретические отношения философско­го и юридического позитивизма во время их возникновения, по всей видимости, не исчерпываются влиянием одного из этих течений на другое, а являются отношениями сходства теоретических моментов вследствие общих социально-экономических условий.

Эмпирическое познание права в классическом юридиче­ском позитивизме предполагалось осуществлять на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а также от социально-политических его харак­теристик, столь присущих естественно-правовой традиции обсуждения проблематики права и правоведения.

Осуществляя задачу юридического позитивизма - разде­ление между правом, каким оно есть, и правом, каким оно должно быть, - Д.Остин сформулировал определение пози­тивного права, опираясь на идею "приказа" и "политического суверенитета", не ограниченного правом. По Остину, "позитивное право" или "право в определен­ном смысле" - это приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, и направленный члену или членам самостоятельного политического общества, к кото­рому принадлежит лицо или группа лиц, облеченных суве­ренитетом или величием. Иначе говоря, это приказ, исхо­дящий от монарха или группы суверенов, к лицу или лицам, находящимся в положении подчиненности"29. Таким обра­зом, Остин не считает, что международное право и конститу­ционное право имеют юридический характер.

Остин, таким образом, нарисовал картину политического общества, в котором действуют примитивные взаимосвязи между верхушкой, которая правит, и низшими массами, ко­торыми управляют, игнорируя то обстоятельство, что в об­ществе может не быть такого статичного положения и что отношения в обществе не далеко не всегда сводятся к вели­чию, с одной стороны, и к привычке подчинения, с другой.

В итоге право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Если, по представлениям

См.: Кечекьян С.Ф, Социологические взгляды Огюста Конта // Совет­ское государство и право.- 1957.* N 12.- С.93.

29 Austin J. The province of Jurisprudence determined.- London: The Library of ideas, 1965.-P. 139.

И.Бентама, право следует воспринимать как совокупность знаков (символов), изданных или одобренных сувереном для регулирования должного поведения определенного класса лиц, находящихся под его властью, то, согласно Ос­тину, такого суверена можно представить себе - в зависимо­сти от обстоятельств - в виде не только лица, но и учрежде­ния, которое действительно, а не формально является суве­реном для подвластных в данном политическом сообществе. Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей гарантией нормального функцио­нирования права и самой суверенной власти выступает при­вычка большинства к повиновению. Нет поэтому, со­гласно Остину, оснований относить к разряду позитивного закона, к примеру, распоряжение оккупационных армейских властей, даже если они и дают этому распоряжению наиме­нование закона.

В конструкции Остина суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права - нормой властного принуждения, или, говоря словами самого Остина, "правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для ру­ководства им". Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного за­кона). По этой логике позитивными законами в строгом смысле этого слова должны считаться такие законы, ко­торые предполагают возложение обязанностей и которые влекут определенные последствия, в том числе негативные последствия в виде законного причинения вреда.

Таким образом, норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходи­мыми властными возможностями и способностями, в со­стоянии придать ей обязывающую силу принуждения под уг­розой причинить вред (негативные последствия) нарушите­лю данной нормы. Этим субъектом суверенных властных полномочий может быть не только человек, но и бог. Санк­ции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право в целом является приказом суверенной власти,, устанавливающим

обязанности и находящим гарантии их реализации в поли­тических (государственных) санкциях и принуждении.

Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин решительно отвергал, и в этом плане он был близок позициям Савиньи и Гуго, под руководством которых изучал в молодости юриспруденцию в Геттингене и Берлине. Остин расходился со своими немец­кими наставниками в оценке исторических корней права, по­скольку ему, как и многим утилитаристам, был присущ вне-исторический подход к изучению права.

Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой "закон есть закон". В историческом плане позитивистский подход выде­ляется своим негативным отношением к любым конструкци­ям, которые допускают или терпимо относятся к допуще­нию, что помимо реально существующего и воспринимаемо­го государства и связанного с ним массива законодательства существует - и с этим надлежит считаться - некое более ра­зумное право и связанное с ним государство, являющие со­бой эталон для сопоставлений. Подобный же негативизм он распространяет и на концепции естественных и неотчуждае­мых прав.

Другой важной и более оправданной особенностью ис­пользования формулы "закон есть закон" является признание ее необходимейшим условием нормального общения в нор­мально организованном человеческом (политическом, тру­довом, имущественном) общежитии, своего рода краеуголь­ным камнем в громадном здании государственности и неотъ­емлемым атрибутом повседневного правового общения.

Существенное значение в концепции Остина имеет трак­товка права в строгом смысле слова. Право в строгом смыс­ле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами - таковы законы, установленные богом (божеское право), и законы, установленные людьми. Но среди второй категории не все можно безоговорочно отне­сти к праву в строгом смысле (позитивному праву) - напри­мер, правила, установленные лицами и учреждениями, не являющимися суверенами. К этому же разряду Остин отно­сит правила, установленные общественным мнением (к их числу он относит и нормы международного права), а также правила моды, правила этикета и законы чести. Остин на-

зывал все эти разновидности нормативного регулирования термином "позитивная мораль". Таким образом, право в широком смысле включает в себя богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль. Между позитивным правом и моралью, а также религией существует не близость и не сходство, а противоречие. И это должен учитывать всякий законодатель. Противоречие с моралью не лишает право его качественных свойств, даже если оно подвергается критике с моральных позиций или испытывает ограничи­тельное воздействие со стороны последней.

Наиболее характерным для позиции Остина в этом вопро­се было то, что он резко и твердо разводил право и мораль; вопрос о морально должном, о приведении сущего в соот­ветствии с этим долженствованием Осетином полностью не снимается, но только выносится за рамки практической юриспруденции. Таким образом, право обособляется от мо­рали ради того, чтобы предметом юриспруденции было ис­ключительно позитивное право - вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое, несовершенное. Оценки этого рода, по мнению Остина, удел этики или законоведе­ния, но отнюдь не правоведения.

Естественно,,что в своем обсуждении предмета юриспру­денции и сферы права Остин не мог не коснуться вопроса о правотворческой роли судей и суда. Он склонялся к тому, что и решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувере­ном (то есть судебные решения становятся прецедентным правом как бы с молчаливого согласия суверена).

Связав природу права с приказом (волей) фактически пра­вящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти ("кому подчиняются, тот и суверен"). В XX в. такой подход был использован самыми недемократическими, антиправо­выми и негуманными политическими режимами, правда, за пределами Англии.

Судьба учения Остина и всего течения юридического по­зитивизма сложилась в общем и целом благополучно. Во-первых, многими правоведами позитивистской ориентации было замечено, что право в своем функционировании не мо­жет обходиться без устранения "внутренних противоречий и пробелов" и потому, раз сложившись в некое формально и

догматически непротиворечивое целое, это право уже не ну­ждается в каких-либо нравственных или социально-философских объяснениях и оправданиях. Немецкий пра­вовед К.Бергбом, автор книги "Юриспруденция и филосо­фия права" (1892) считал, что право, действительно функ­ционирующее как право (по принципу "закон есть закон"), составляет основу отношений между людьми в любом строе отношений. "Сущность любого -права,- писал Бергбом,- со­стоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее иде­альное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя".

Теория Остина оказала большое влияние на английскую юриспруденцию. Целый ряд последующих английских юри­стов повторили почти дословно положение Остина. Доста­точно при этом указать на учения В.И.Харна, Ш.Амоса, И.Холанда и др. Однако на рубеже XIX и XX веков, в усло­виях появления новых социальных веяний, теория Остина утратила свою актуальность.

Первое нападение на теорию Остина было со стороны английской исторической теории права. Так, Г.Мэн пытался своими историко-антропологическими исследованиями дока­зать существование обществ, где не господствует суверен и одновременно действуют правовые нормы30. Это привело к появлению течения в английской юриспруденции, отрицаю­щего существование отношений между государством и пра­вом. Достаточно при этом указать на учения Г.Мэна, Ф.Харисона, Ф.Поллока, А.Кокурека и др. По мнению представителей этого течения, право не издается государст­вом, а есть нечто, существовавшее до возникновения госу­дарства. Ясно, что это течение не отличает правила общежи­тия, существовавшие до возникновения государства и после его обмирания, от права как государственного явления.

В результате критики историками понятия права у Остина юристы-позитивисты перешли от "приказа" к понятию "нормы". Определение права как "нормы" существует у Ха-рисона, Поллока, Ансона, Кларка, С.А.Манинга, Кокурека и др. Следование определению права как нормы привело к

См.: Maine H. Studies in the Early History of institutions.- London.- 1905.-P. 363-365.

утрате многих результатов, к которым пришел Остин, таким как выключение из определения права конституционного права и международного права.

С другой стороны, англо-американский юридический по­зитивизм получил и другое развитие, представленное в тен­денции ряда юристов-позитивистов рассматривать проблему так, что право существует в практической деятельности су­дов. Ростки этой тенденции наблюдаются у В.Маркби31. Эта тенденция более ярко проявилась у Грэя32.

Кроме того, в тот же период наблюдается кризис фор­мально-аналитического подхода к изучению права. Позити­визм подвергся сильной критике за попытку исследовать "общие понятия, необходимые для зрелой правовой систе­мы". Наличие правовых понятий, необходимых и постоян­ных, несовместимо с новой действительностью изменяюще­гося капиталистического общества. Таким образом, реаль­ность закрепила неустойчивость правовых понятий33.

Таким образом, если юридический позитивизм в класси­ческом варианте полностью господствовал в англо­американской юриспруденции и в западной юриспруденции в общем плане, то на рубеже XIX-XX веков появилась тенденция его уничтожения под воздействием изменений, которые произошли в законности. Однако, несмотря на то, что место юридического позитивизма была нарушено многи­ми правовыми теориями, в XX веке появился в юриспруден­ции "юридический неопозитивизм", получивший распростра­нение именно в английской юриспруденции34.

Вместе с тем, классический юридический позитивизм со­храняется и сегодня (У.Джелдарт, К.Ллойд, К.Аллен в Англии; Т.Грин в США). В нем, правда, "приказ суверена" также заменяется "процессом взаимодействия между консти­туционно организованной инициативой и социальными си­лами" (К.Аллен). Особое значение в создании права придает­ся прецеденту как средству детализации правовой системы на

31 См.: Markby W. Elements of Law.- 6-th ed.- London-Oxford.-1905,- P. 16-18.

32 См.: Gray. The nature and Sources of Law.- 2-nd ed. New York.-1931.- P.48.

33 См., напр.: Bryce J. Studies in History and Jurisprudense.- V.I,- Oxford-London.- 1901.- P. 182; Buckland W.W. Difficulies of abstract.- Jurisprudence // Law Quarterly Review.- 6.- 1890.- P.441.

34 См.: Hyp Фарахат М. Юридический позитивизм. Автореф. ляс. ... канд. юрид. наук. - М. - 1975. - С.14.

основе опыта, а не абстрактного умозрения (Д.Ллойд, Ж. де ла Морандьер, Ж.Ведель).

Появление юридического позитивизма в отдельных стра­нах имеет свои особые теоретические источники и стимулы. Так, например, возникновение юридического позитивизма во Франции было связано с борьбой против отдельного суще­ствования естественного права с культом наполеоновского кодекса, в котором якобы соединялись в нечто единое есте­ственное право (Le droit) и позитивное право (Le Loi). В Гер­мании возникновение юридического позитивизма претерпело влияние теории государства Гегеля, учения исторической школы права и аналитических традиций в изучении римского права. В Англии возникновение юридического позитивизма было связано с отрицанием божественного права у Блэксто-на. Здесь позитивизм вдохновлялся учениями Бодэна, Гоб-бса, Бентама, о характере политической власти и о понятии права.

Характерные черты методологии юридического позити­визма вообще и классического юридического позитивизма в частности - это догматизм и формализм. Догматизм проявляется в самом культе позитивного права. Последнее является, по мнению юристов-позитивистов, конечной ис­тинной и начальной аксиомой, дальше которой исследовать уже нельзя. Поэтому одной из важных задач юристов-позитивистов была попытка сформулировать наиболее фор­мально ясное определение позитивного права, опираясь на формальную логику. С другой стороны, поскольку функ­цией науки о праве, как считают позитивисты, является изучение формы без учета содержания, юристы-позитивисты заботились об изучении общих правовых понятий, на кото­рых якобы базируются все "цивилизованные" правовые сис­темы. Д.Остин заявлял, что "так же как выведенные из по­зитивной системы принципы составляют предмет общего учения о праве, изложение этих принципов является его единственной и исключительной задачей"35.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.