Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 24 страница



Разделение властей способствует обеспечению взаимного контроля функционирующих органов, их взаимодействию, взаимодополнению. Законодательные органы определяют своими актами направления государственной политики, ее отправные начала, контролируют исполнительную власть, имеют право выразить недоверие правительству и прези­денту (импичмент); в то же время, глава государства (президент) имеет право вето - может не подписать принятый закон и отправить его со своими замечаниями на новое рас­смотрение; Верховный Суд страны (или Конституционный Суд) осуществляет высший надзор за всеми органами, включая парламент, президента, правительство; рассматри­вая конкретное дело, Суд может принять заключение о не­конституционности акта (закона и др.).

Проблема взаимодействия властей в нашей стране стала главным препятствием на пути реализации принципов право­вого государства. События последних лет демонстрируют, что подмена одной власти другой приводит к самым плачев­ным последствиям. Если не вдаваться в политические под­робности деятельности президента, можно отметить нару­шение одного из основных признаков правового государства -верховенства закона, когда естественная иерархия правовых актов не учитывается, и постановления исполнительной вла­сти получают большую силу, чем законодательство и даже конституция, стоящая на вершине этой иерархии.

Рассматривая юридико-нормативный аспект правового государства, необходимо отметить, что советские юристы длительное время игнорировали теорию правового государст­ва, считая ее "буржуазной пропагандой". Однако в конце восьмидесятых годах в специальной литературе стало появ­ляться множество публикаций, посвященных этим пробле­мам.

Существуют различные мнения. Одни ученые вослед русским юристам рассматривают правовое государство в рамках соблюдения законов, принятых представительными органами. Другие, например, В.А.Ржевский и Ж.И.Овсе-пян, справедливо подчеркивая своеобразный и длительный иммунитет правовой науки к идее правового государства в 70-е годы, высказывают (впрочем, недостаточно аргументиро­ванно) предположения о тождестве конституционного и пра­вового государства и о разделении властей с обеспечением безусловного верховенства представительных органов. Ю.Тихомиров, обоснованно выделяя четыре важнейших мо­мента верховенства закона, практически ничего не пишет о его соотношении с правом, о механизме выявления и пре­одоления коллизии права и закона.

Более убедительна позиция Р.З.Лившица, полагающего, что верховенства закона и даже связанности государства за­коном еще не достаточно для характеристики правового госу­дарства. "Правовое государство должно быть связано не за­коном (это просто самоограничение, притом недостаточное), а правом, представлениями общества о справедливости". Аналогичную позицию занимает и В.О.Мушинский.

В.Д.Зорькин, уточняя данную точку зрения, выделяет два аспекта правового государства:

1) формально-легитимный, то есть господство закона, связанность государства, других участников социально-политической жизни законом (режим законности как в пра­вотворчестве, так и в правприменении);

2) содержательно-правовой, имея в виду, что закон есть лишь форма права и что право не тождественно закону.

Очевидно, что строгое соблюдение закона может осущест­вляться и в государстве, не имеющем никакого отношения к правовому; даже напротив, законы тоталитарных государст­вах соблюдаются наиболее строго. С другой стороны, со­вершенно ясно, что без строгого и последовательного соблю­дения законности правовое государство абсолютно невоз­можно. Следовательно, разница состоит в том, на чем ос­новывается законодательство. В правовом государстве, как уже говорилось, писаное законодательство, включая консти­туцию, которой ни один другой акт не должен противоре­чить, должно основываться на праве как совокупности усто­явшихся и общепринятых норм общественной жизни, быть формализованным выражением этих норм.

Конституция как высший и основной закон страны должна содержать все основополагающие принципы права. Ее особый статус и доверие к ней подавляющего большинст­ва населения становятся основой для реальной основой вер­ховенства этого высшего закона, условием для его верховен­ства по отношению ко всем другим нормативным актам и для эффективной защиты прав и свобод граждан от возмож­ного произвола созданного ими государства.

По всей видимости, для оптимального выявления при­знаков правового государства прежде всего необходимо оп­ределить его цель. Декларация прав и свобод человека, при­нятая съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 го­да в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, ут­вержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, провозгласила высшей ценностью нашего общества свободу человека, его честь и достоинство.

Согласно Декларации, никакие групповые интересы не могут быть поставлены выше интересов человека, которые должны быть защищены, руководствуясь общими принци­пами демократии, гуманизма и социальной справедливо-

ста46. В этой связи можно сделать вывод о том, что целью правового государства является защита прав и интересов гра­ждан в соответствии с общечеловеческими ценностями, ус­тоявшимися правилами морали и справедливости, а не толь­ко в пределах узких рамок писаных нормативных актов, при­нятых представительными органами власти. Отсюда возни­кает необходимость в оптимальном устройстве органов госу­дарственной власти, которое могло бы способствовать дейст­вительной защите прав и интересов граждан на основании общепризнанных общечеловеческих ценностей. При таком подходе необходимо согласиться с В.С.Нерсесянцем и Л.Б.Алексеевой, выделяющими следующие содержательные признаки (компоненты) правового государства:

1) собственной правовой (юридико-нормативный);

2) организационно-правовой (институционально-право­вой);

3) индивидуально-правовой (права и свободы индивидов). Рассматривая индивидуально-правовой аспект правового

государства, необходимо отметить, что именно в нем выра­жается сущность этой концепции. Никакое другое государст­во, кроме правового, реально не ставит во главу угла своего законодательства и совей политики права и свободы челове­ка. Можно представить себе внегосударственную жизнь, со­ответствующую такой системе ценностей, однако совмести­мость государства, общества и личности всегда была слож­нейшей проблемой. Решение ее в пользу двух последних есть наиболее ценный и наиболее труднодостижимый идеал, входящий в систему правового государства.

Сложность данной проблемы определяется также много­вековым противопоставлением приоритетов: с одной сторо­ны, люди создают государство для себя, удовлетворения своих общественных потребностей, поэтому государство должно безоговорочно служить людям, заботясь о них и ох­раняя их естественные права и свободы; но, с другой сторо­ны, государство возникает как ответ на неспособность чело­веческого общества жить без него, без его силы и ограниче­ний, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным

46 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.- 1991.- N 37.- Ст. 1083.

гарантом безопасности, стабильности и развития. Опираясь на последнее утверждение, многие мыслители и политики, подчиняли личность, ее права и свободы государству, не допуская каких-либо ограничений его действий. Концепция правового государства категорически отрицает такой подход, ставя права и свободы личности в качестве предельных цен­ностей. Вместе с тем, оно не отбрасывает значения государ­ства, но пытается разрешить противоречие путем взаимной ответственности личности и государства.

Отличая особенности правового государства, обычно пи­шут о том, что между ним и личностью должны существо­вать взаимные права и обязанности, устойчивые правовые отношения. Однако в данном случае можно обратить внима­ние на то, что в отношениях между человеком и государст­вом примат принадлежит первому - это вытекает из важней­шей задачи конституции - подчинить государство обществу. Не общество и его члены служат государству, не власть на­деляет людей правами и обязанностями, а, напротив, госу­дарство в условиях демократии служит обществу и человеку. Каждый человек рождается свободным и равным другому, как личность он обладает неотчуждаемым кругом прав и сво­бод; люди создают государство, в том числе и, прежде всего, для того, чтобы оно обеспечивало их безопасность и общест­венный порядок, защищало гражданские права и свободы, ограждало от асоциальных проявлений, от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство челове­ка, а также от внешних нашествий, военных нападений и т.п.

Вопрос о "связанности" государства правом, о правовых пределах деятельности государства всегда находил живой от­клик у многих поколений юристов и неизменно вызывал сре­ди них горячие споры. Признавая чрезвычайно важную роль государства в процессе создания и реализации норм права, многие юристы исходили и исходят, тем не менее, из того, что государственная власть не есть "воля", могущая делать, что угодно и как угодно", "опираясь на силу" и что "важнейшим служением общему благу со стороны государ­ственной власти... является служение праву"47.

Петражицкий Л. Указ, соч.- С.209.

В частности, такой позиции наряду с Л.Петражицким, придерживается Леон Дюги. "Вполне возможно доказать, -писал он, - что, помимо своего создания государством, право имеет прочное основание, предшествует государству, возвы­шается над последним и, как таковое, обязательно для не­го"48. Государство, доказывал Дюги, должно быть "подчинено норме права", которая находит "свое первое про­явление в совести людей, более полное выражение в обычае, в законе и свое осуществление в физическом принуждении государства, которое таким образом оказывается ни чем иным, как силой, служащей праву".

Идеи подчинения государства праву, его самоограниче­ния, в том числе и с помощью права, разделял также вид­ный немецкий социолог и правовед Георг Еллинек (1851 -1911) - профессор Венского, Базельского и Гейдельбергского университетов. Основная работа Еллинека - "Общее учение о государстве" (рус. пер. 1903).- По Еллинеку, государство следует изучать как особое общественное образование и как правовой институт. Соответственно, ею учение делится на "социальное" и "правовое". Именно Еллинек выдвинул идею самоограничения государства издаваемыми им самим правог выми нормами. Создавая теорию параллелизма, в соответст­вии с которой государство и право развиваются параллельно, "идут нога в ногу" и, отождествляя государственный порядок с правовым порядком, автор в то же время исходил из того, что создаваемое государством право обязывает не только подвластных индивидов, но и само государство49.

Согласно теории Г.Кельзена, право есть специфический способ социальной организации. Решающий критерий права это "элемент силы". Для Кельзена тождество государства и права неоспоримый факт. В качестве политической орга­низации государство представляет собой определенный пра­вовой порядок, и каждое государство управляется и регули­руется посредством права. Государство есть не что иное, как общая совокупность норм, предусматривающих принужде­ние, и тем самым оно совпадает во времени и пространстве с правом. Провести различие между государством и правом не только невозможно, но и не нужно по той причине, что вся-

48 Дюги Л. Конституционное право.- Спб.-1908.- С.З.

49 Еллинек Г. Общее учение о государстве.- М.-1908.- С. 248-285.

кий акт государства в лице государственной власти есть в то же время и акт правовой и другим он не может быть, даже если этот акт исходит от самой жесткой тирании. Кельзен и возглавляемая им Венская школа права тем самым реши­тельно отвергли господствующий в правовой науке дуализм, выраженный в дилемме: право ли подчиняется государству или же государство праву, по той простой причине, что они тождественны50.

Близок к взглядам Кельзена и польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - профессор уни­верситета в Граце. Последовательно отстаивая мнение о том, что "с высшей исторической точки зрения право и правопоря­док являются для государства лишь средством" для решения стоящих перед ним задач, он в то же время считал, что "праву присуща тенденция - все больше и больше эмансипи­роваться от своего творца, от государства, тенденция освобо­ждаться от его влиянии и выступать против него в виде само­стоятельной силы, в виде правовой идеи"51.

Если такие отрасли права, как административное право, пояснял автор, "всецело находятся под влиянием государст­ва", то такие институты ("сферы") права, как право собст­венности, по мере развития общества, все меньше становят­ся подверженными влиянию государства, "существуют от­дельно и самостоятельно от него".

Окончательный вывод, к которому приходит Гумплович заключается в следующем: "Природа отношения права к го­сударству основывается на том, что государство силою своей определенной деятельности... создает все новые и новые сферы нравственности, из которых вытекает право. Но это последнее стремится к самостоятельности и независимости от государства. И вот, достигнув этого, данное стремление идет еще дальше. Оно направляется к господствованию над государством. Право хочет стать выше государства. Право не желает уже признавать своим творцом того, кому оно обяза­но своим существованием. Напротив, оно само старается за­нять отцовское по отношению к государству положение

Согласно Гумпловичу, право есть по сути своей средст­во реализации власти государства. В его взглядах заметно влияние марксизма и теории классовой борьбы в обществе. Право, отмечал он, есть форма социальной жизни, возни­кающая из конфликта разнородных социальных групп нерав­ной силы; его цель установить и поддерживать господство более сильной группы над более слабыми путем использова­ния государственной власти. Отсюда, руководящая идея права состоит в поддержании и увековечении политиче­ского, социального и экономического неравенства. В этом смысле право есть истинное отражение власти государства, которая нацелена на регулирование сосуществования нерав­ных в своей основе социальных и национальных групп по­средством утверждения суверенитета более сильной группы над более слабыми53. Для Гумпловича, как и для Кельзена, государство и право неразделимы. Право, считает он, не мо­жет возникнуть вне государства; по этой причине он рас­сматривает такие понятия, как "естественное право", "неотъемлемые права человека" и т.д. как абсурдные про­дукты чистого воображения, столь же лишенные смысла, как и концепция "свободной воли". Право, считает он, вообще есть нечто совершенно противоположное свободе и равенст­ву, и таковым оно должно быть и по своей природе54. Заме­тим, что с последним утверждением можно согласиться лишь при условии понимания свободы и равенства как аб­солютных категорий в духе естественного права, то есть сво­боды как, по существу, произвола, а равенства как отсутст­вия всякой социальной дифференциации. В подлинно же со­циальном понимании, право как. раз и является гарантом той единственной свободы, которую индивид может иметь толь­ко как член гражданского общества, как гражданин государ­ства, и того, пусть во многом формального, равенства всех перед законом, которое он также может иметь только в госу­дарстве.

В крайнем своем выражении концепции естественного права рассматривают государство и право как явления вполне чуждые и даже враждебные друг другу. Право это нечто

53 См.: GumplowiczL. The Outlines of Sociology,- Philadelphia.-1899.- P. 178-179.

54 См.: Ibid.- P. 180-182.

высшее, имеющее свое происхождение на Небе и нисходя­щее оттуда на грешную Землю. Государство же и власть -злые силы, рожденные на Земле не без участия дьяволь­ских сил, подавляющие свободу и справедливость до тех пор, пока они не столкнутся с Правом. Обузданные послед­ним, они превращаются в благонравные и полезные для че­ловеческого общества существа, хотя время от времени они все же вырываются из-под влияния и контроля Права, и то­гда снова "власть идет впереди права"55.

Представленное выше Йерингом в иронических тонах из­ложение сути теории естественного права отнюдь не преуве­личение, а почти точное воспроизводство сути господство­вавшей в течение многих веков в Европе теории, отголоски которой мы обнаруживаем и поныне в различных, порой прямо противоположных правовых теориях, начиная от по­зитивистских и социологических и кончая марксистскими. Наиболее резко она выражена у одного из известных со­временных представителей социологической школы права Н.С.Тимашева. "Идея, что право есть комплекс норм, соз­данных (или признанных, или защищаемых) государством, утверждает он, не подкрепляется историей: право старше, чем государство, оно существовало тогда, когда государство еще не появилось на свет. В истории был также период, ко­гда оба существовали без какой-либо связи между собой"56. Даже если Тимашев включает в право обычай и отождеств­ляет оба эти понятия, принять такую точку зрения значило бы совершенно запутать всякие разумные представления о связи и отношении государства и права. Взгляды Тимашева, хотя и носят крайний характер, отнюдь не являются исклю­чением. Противопоставление права и государства, власти и закона мы находим у многих правоведов, в том числе и у Отто Гирке. "Закон может существовать без Власти, пишет он, а Власть может существовать без Права". Но, рассуж­дает он, человек вследствие глубинной сущности своей ду­ховной природы стремится к единству Закона и Власти, так как не может выносить их разделения57. Вот из таких полу-

55 См.: Йеринг Р. Цель в ираве.- Спб.-1881.- С. 187-188.

56 Timasheff N.S. An Introduction to the Sociology of Law.- Cambridge.- 1939.-P.141.

57 Gierke Otto. Natural Law and the Theory of Society. 1500 to 1800.-Cambridge University Press.- 1950.- P.

мистических, полупсихологических принципов и мотивов Гирке пытается вывести связь между властью и правом. По­святив себя исследованию теорий естественного права, Гирке, надо думать, сам незаметно для себя поддался их влиянию, что и отразилось, в частности, на приведенном его суждении о связи власти и права.

Кстати, тот же Йеринг, резко критиковавший в своих трудах естественно-правовую теорию, не мог отрешиться полностью от нее, и сам в той или иной форме признает оп­ределенную автономность государственной власти и права. Это видно хотя бы из его утверждения, что право есть власть, осознавшая собственную выгоду, а вместе с тем и необходимость своей меры58. Оно само по себе говорит о ка­ком-то временном разрыве между "просто властью" и вла­стью, "осознавшей выгоду". Здесь уже просматривается идея Йеринга о "самоограничении" власти правом, позже взятая на вооружение Георгом Еллинеком и подвергшаяся беспо­щадной критике со стороны Кельзена.

Бллинек по существу дела целиком придерживался геге­левской дихотомии, проводя различие между государством как социальным феноменом (аналог гегелевского "гражданского общества") и государством как юридическим институтом. Вследствие этого теория государства распада­лась у него на две дисциплины социологическую и юридиче­скую. Уже упоминалось, что Еллинек исходил из концеп­ции самоограничения государства правом. Оно, пишет он, "принимая тот или иной закон, берет на себя обязательство перед своими подданными самому исполнять этот закон, ка­ким бы способом тот ни был принят"59. Эта формула содер­жит в себе весь набор свойственных концепциям естественно­го права противоречий: тут и дихотомия "государство - гра­жданское общество", и отождествление государства с неким независимым органом, и разделение государства и права, и персонификация государства, превращение его в "лицо", то есть все, что Кельзен подверг критике.

Перечисленные моменты в разных пропорциях можно об­наружить у подавляющего большинства теоретиков права, не

58 См.: Йеринг Р. Указ, соч.- С. 188.

59 Цит по.: Cohen H.E. Recent Theories of Sovereignty.- Chicago.- 1937.-P.29.

исключая и таких, как МВебер, Э.Дюркгейм, Е.Эрлих и др. Они присутствуют и в марксистской теории государст­ва и права, наиболее последовательно проводившей идею о неразрывности того и другого. И тем не менее, и она не оста­лась в стороне от могучего влияния некоторых идей естест­венного права. Собственно, в этом нет ничего удивительного, поскольку марксистская теория создавалась в русле западно­европейской общественной и правовой традиции. Марксист­ская теория базируется на гегелевской дихотомии, а именно -на разделении гражданского общества и государства и логи­чески последовавшего из него их противопоставления. При этом государство фактически отождествляется с системой го­сударственной власти, из чего, в свою очередь, следует не­устранимая персонификация государства, превращение его в некое независимое "юридическое лицо".

Государство и право являются двумя тесно связанными частями надстройки. Право не существует без государства. Они вместе возникли, вместе существуют, функционируют и одновременно отомрут это первое фундаментальное положе­ние марксистско-ленинской теории государства и права60. Второе, не менее фундаментальное положение той же тео­рии государство и право суть различные социальные явления. Государство это определенная форма организации общества, а право это система правил поведения, и в этом качестве оно служит регулятором общественных отношений61. Уже здесь мы сталкиваемся с коренным противоречием, в прин­ципе неустранимым в рамках такого дуалистического подхо­да. Для авторов цитируемых сочинений остался незамечен­ным или непонятым тот фундаментальный факт, что госу­дарство как форма организации общества и есть как раз то, что подразумевается понятием "право", ибо право и пред­ставляет как раз саму эту организацию.

Не могли снять противоречия и признание права в качест­ве средства (орудия) в руках государства и то, что последнее является единственным источником права. Этими положе­ниями только лишний раз оттенялась относительная незави­симость государства и права, неизбежная при этом персони-

См.: Основы теории государства и права / Под ред. С.С.Алексеева.-М., 1969.- С.58-59; Марксистско-ленинская общая теория...- С.394-396. 61 См.: Основы теории государства и права...- С.58-59; Марксистско-ленинская общая теория...* С.394-396.

фикация того и другого, когда и государство и право рассмат­риваются как "лица", действующие от самих себя и в относи­тельной независимости друг от друга. При этом и над одним и над другим как бы парила и царила высшая сила - господ­ствующий класс; государство же и право признавались в ка­честве его средства*2. Тем самым создавалась следующая це­почка: государство и право средства в руках господствующе­го класса; право средство в руках государства и оно же - сред­ство организации самой государственной власти.

Примат права по отношению к государству тесно связан с политической деятельностью и политическими идеалами. Сущность этой связи показана в фундаментальной работе немецкого теоретика естественного права О.Хёффе "Политика, право, справедливость: основоположения крити­ческой философии права и государства" (рус. пер. 1994 г.). По Хёффе, идеал политической справедливости состоит в том, чтобы право на принуждение (то есть, собственно, власть) было выгодно для каждого, причем в равной степени. В этом контексте правовые нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами. Примат права над политикой - это нормальная ситуация, ко­торая должна быть характерной для всех цивилизованных го­сударств.

Особое значение данный принцип приобретает в связи с возрастанием роли политических партий, борющихся за по­литическую власть. Право призвано сдерживать экстремист­ские действия партий, стремящихся к захвату власти путем революций, разрушения существующей правовой системы, попрания прав человека. Опыт России показывает ги­бельность неправовых насильственных переворотов. Сама идея диктатуры пролетариата явилась антиподом принципов правового государства и прав человека. Диктатура пролета­риата показала свою абсолютную несовместимость с правом и законностью. В.И.Ленин открыто говорил о ней как о вла­сти, которая не связана и не ограничена законом63.

62 См.: Аржанов м.А. Государство и право в ах соотношения.- М.-1960.-С.35.

См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч.- Т.37.- С.245.

Подготовка и осуществление большевистского переворота сопровождались призывами к разрушению права и законно­сти. В.И.Ленин обличал как лицемерие негативное отноше­ние "к тем начаткам, росткам, проявлениям роста револю­ции, каковыми являются всякие выступления масс, ломаю­щих буржуазные законы, выходящие из всякой легально­сти"64. Стремление вести борьбу в парламентских рамках, не нарушая закона, он характеризовал как социальное уродство, идеологию мещанства65. "Плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона"66,-писал В.И.Ленин.

Либеральная русская интеллигенция выступала против нигилистического отношения к праву. В этом смысле очень интересна статья Б.А.Кистяковского "В защиту права (Интеллигенция и правосознание)", где он писал о низком уровне, "притупленности" правосознания русской интелли­генции, которая не уважает права и не видит в нем ценно­сти. Поводом для подобного упрека послужил II съезд РСДРП, в частности выступление Г.В.Плеханова, заявив­шего, что революция - высший закон, и если для ее успеха потребуется ограничение какого-либо демократического принципа (например, всеобщего избирательного права) либо разгон парламента, то перед этим было бы преступно оста­навливаться. Защищая правовые начала, Б.А.Кистяковский писал, что "провозглашенная в этой речи идея господства силы и захватной власт вместо господства принципов права прямо чудовищна" и что речь Плеханова "несомненно, явля­ется показателем не только крайне низкого уровня правосоз­нания нашей интеллигенции, но и наклонности к его извра­щению"67.

Между тем, правовой нигилизм часто является плодом не столько конкретных субъективных устремлений тех или иных общественных деятелей, сколько сложных и противо­речивых отношений между такими явлениями, как политика м право.

Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т.39,- С.103. Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т.39.- С.103.

66 Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т.36.- С.504.

67 Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вестник МГУ.- Серия 7: Философия.-1990.- N 3.- С.58.

Политика есть активность, направленная на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще. Под это опре­деление подпадает и муниципальная деятельности, и пред­выборные кампании, и закулисные интриги, и дипломатия. Право есть одна из форм осуществления политики. Политика может осуществляться на основе чистого произвола, вне вся­ких правил.

Доминирование политических норм над правовыми поро­ждает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, по­литические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где права че­ловека не выступают в качестве средства контроля над ее осуществлением.

В советском обществе приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нрав­ственность, эстетику, предельно ограничивали свободу со­вести, а стало быть, и действие религиозных норм. Широ­кое распространение получила беспрецедентная, форма регу­лирования - совместные акты партийных и государственных органов .

Политика КПСС, выдвигавшая заведомо нереальные программы, обрекала закон на бессилие, лишала его эффек­тивности, поскольку игнорировались объективные правовые нормы и создавались чисто идеологические юридические конструкции, лишенные реального смысла69.

Доминирование права над политикой, политической вла­стью - непреложный принцип современной культуры. "Существование нормы права, возвышающейся над правите­лями и управляемыми и обязательной для них, - писал Л.Дюги, - есть необходимый постулат. Подобно тому, как вся геометрия покоится на евклидовом постулате, точно так же и вся жизнь современных народов покоится на этом по­стулате нормы права. Право не есть политика силы, как учил Йеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует

68 Теория права и государства / Под ред, Г.Н. Манова. Учебник для вузов.-М.: Изд-во БЕК, 1996. - С. 106.

69 Там же.

ему и возвышается над ним: оно является границей государ­ственной силы, и государство есть не что иное, как сила, от­данная на служение праву"70.

Думается, формальное равенство не есть свойство права на всех этапах его развития; оно присуще лишь праву выс­шей ступени цивилизации, когда в связи с изменением от­ношений собственности требование равенства приобретает всеобщий, универсальный характер. Признание формально­го равенства изначальным свойством права71 выводит за пре­делы правового общения огромные массы людей докапита­листических формаций. В рабовладельческом обществе, где рабы формально признавались объектом права, существова­ли свободные люди с различным правовым статусом. Одна­ко степень их свободы, например в Афинах, определялась принадлежностью к эвпатридам (благородным), геоморам (землевладельцам) и демиургам (ремесленникам). Отноше­ния между данными группами (а не только внутри них) но­сили правовой характер, несмотря на отсутствие формально­го равенства. Правовыми были и сословные отношения фео­дального общества, определяемые его типом собственности, также при отсутствии формального равенства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.