Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 23 страница



Следует отметить, что такие философы права, как Бен-там, Остин, Гегель, представители Венской школы во гла­ве с Кельзеном н многие другие, придерживались анало­гичной точки зрения. Противоположную позицию заняли многие представители социологического направления в пра­ве и почти все без исключения представители различных ли­беральных направлений. Такой ученый, как Макс Вебер, занял, по существу, позицию, близкую к Эрлиху. "Мы ка­тегорически отрицаем, пишет он в своей известной работе,

 См.: Муромцев G.M. Образование права по учениям немецкой юриспру­денции.- Спб.- 1886,- С.28, 34.

Хропанюк В.Н. Указ. соч. - С.174-175.

 Там же.-С. 174-175.

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права.- М.-1917.- С.22.

посвященной праву, что "право" существует только там, где правовое принуждение гарантируется политической вла­стью... Лучше сказать, что "правовой порядок" существует повсюду, где имеются в распоряжении средства принужде­ния, физические или психологические, то есть повсюду, где они находятся в распоряжении одного или более лиц, кото­рые готовы применить их для этой цели в случае определен­ного развития событий...". "Обладание таким аппаратом для осуществления физического принуждения не всегда бывает монополией политического сообщества", - заключает Вебер, подкрепляя свои рассуждения ссылкой на пример церкви и югославской "задруги", которые, по его мнению, не только обладают собственным правом, но и независимы в правовом отношении от государственного права25. Между тем, Вебер этими рассуждениями явил пример противоречия собствен­ным же положениям, касающимся определения сути госу­дарства, которые сводятся к признанию государства как ин­ститута, обладающего монополией на легитимное примене­ние насилия. Если же следовать приведенному выше сужде­нию Вебера, то необходимо признать наличие собственного права в любой ячейке <общества, начиная от семьи и кончая воровской шайкой, каждая из которых, бесспорно, обладает своими и физическими и психологическими средствами при­нуждения, которые подчас имеют гораздо более жесткий ха­рактер, нежели средства, используемые предназначенными для этих целей государственными органами.

Право неотделимо от принуждения. Любая норма» так или иначе регулирующая поведение человека в обществе, включая и нормы нравственности в самом высоком смысле слова, не говоря уже об обычае, скрыто или открыто содер­жит в себе указание на определенную санкцию, или принуж­дение, будь то в форме психологического или физического воздействия. Санкция заключается уже в самом термине "норма", означающем правило, которое нормирует, то есть ограничивает какими-то рамками поведение человека. И в этом смысле не имеет значения, исходит ли обязательство держаться в этих рамках от самого индивидуума или извне. Обычно имеет место сочетание того и другого. В любом слу-

Ч См.: Weber M, On Law in Economy and Society.- Cambridge Massachusetts,-1954.-P. 16-17.

чае оно есть форма принуждения. Исчерпывающе выразил это свойство правовой нормы Хёбель. "Подлинно фундамен­тальное sine qua поп26 права в любом обществе... по его мне­нию, это легитимное применение физического принуждения со стороны общественно уполномоченного органа. Право имеет зубы, которые в случае необходимости могут кусать, хотя они не всегда обязательно обнажены"27. И в подкрепле­ние своего утверждения он приводит часто цитируемые слова Йеринга "правовая норма без принуждения - это огонь, кото­рый не жжет, свет, который не светит"28.

В этом отношении бескомпромиссную позицию занимает марксистская теория права. "Право это система общеобяза­тельных гарантированных государством норм, выражающих волю государства- и выступающих в качестве регулятора об­щественных отношений",- читаем в одном из известных тру­дов по теории государства и права29. "Важной чертой норм права, находим в другом труде, является их связь с государ­ством, выражающаяся, во-первых, в том, что они не только устанавливаются и применяются государством в его практи­ческой деятельности, но, что весьма важно, охраняются им в случае их нарушения"30.

Итак, право есть следствие власти, которая в обяза­тельном порядке включает в себя элемент силового при­нуждения. Если произвольная власть может обходиться без права, то право есть атрибут организованной власти. Таким образом, право всегда формируется в рамках какой-нибудь организации, то есть аппарата власти; и если над этой организацией нет никакой более высокой власти, то есть нет государства, то она сама обладает верховной властью, то есть сама является государством.

Организация есть вообще форма координации человече­ской активности и как таковая является аппаратом концен­трации человеческих сил. Бытие и функционирование орга-

Неприменное условие - лат.

Hoebel E.A. The Law of Primitiv Man. A Study in Comparative Legal Dynamics.- Cambridge, Massachusetts.- 1954.- P.23.

28 Ильин И.А. Собр. соч. в 10-ти тт.- Т.4.- М.- 1994.- С. 50, 51.

29 Основы теории государства и права.- М.-1969.- С. 57.

30 Марксистско-ленинская теория государства и праща. Основные понятия и институты.-М.-1970.-С.351.

низации осуществляется через систему стабильных отноше­ний между людьми, то есть таких отношений, которые за­ставляют людей взаимодействовать определенным образом в повторяющихся (аналогичных друг другу) ситуациях. Глав­ный вопрос здесь заключается в том, можно ли считать вся­кую обладающую реальной властью организацию источником права или таковым может считаться только государство?

Государство есть, несомненно, наивысшая форма орга­низации, координации и концентрации человеческой актив­ности; нет ничего сильнее государства. Государство обладает наибольшей силой, поскольку является аппаратом концен­трации сил всего общества. Именно поэтому государство яв­ляется господствующим источником и гарантом действия права, причем права абсолютного, то есть такого права, у которого нет и не может быть конкурентов внутри данного общества. Все нормы права, исходящие от иных органи­заций, должны быть подчинены абсолютному праву.

Возникает вопрос: а не одно ли и то же - государство и право? Тесная связь государственного устройства и правопо­рядка более чем очевидна, и это дает повод очень многим мыслителями отождествлять эти два явления.

Государство есть такое отчуждение человеческой активно­сти, которое само есть активность. Государство, несомнен­но, есть столь же жесткая и детерминирующая часть куль­турно-исторической реальности (цивилизации), как и право. Однако право есть чистая факутальность, то есть действи­тельность, хотя и изменчивая, но не обладающая собствен­ной активностью и не изменяющая сама себя. Государство же может выступать как самоопределяющаяся сила, которой доступен произвол и которая является не только гарантом права, но сама может влиять на право или использовать его ради целей, которые с заложенными в праве целями не совпадают. Будучи аппаратом концентрации общественных сил (координации общественных усилий), государство при­обретает черты самостоятельного субъекта активности, ана­логичного техническим аппаратам. Ведь техника, которая также является формой отчуждения человеческой активно­сти, есть по определению носитель активности - активности машинальной, полностью детерминированной, заложенной в нее человеком программой (правда, новое поколение техни­ческих устройств уже наделено гибкими программами, рассчитанными на то, чтобы реагировать на какие-то строго оп­ределённые изменения и воздействия внешней среды - ма­шина Тьюринга). В этом смысле государство на самом деле можно истолковать в духе Мэмфорда как "мегамашину". Отличие этой мегамашины от обычных машин состоит в том, что ее программа складывается из столкновения и ком­промисса политических интересов. Непосредственно дейст­вующими элементами этой машины являются люди - поли­тики, которые, с одной стороны, с необходимостью выража­ют интересы определенных общественных групп, а с другой -обладают собственными личными побуждениями к активно­сти. Именно эта разноголосица интересов и побуждений оп­ределяет известную меру произвола в активности государст­ва. Государство есть живая машина; право же есть хоть и изменчивая и зависимая от людей, но все же мертвая систе­ма. Именно в этом смысле право может быть одновременно и средством реализации, и средством ограничения актив­ности государства. Право может составлять часть програм­мы государственной машины, наряду с динамичной систе­мой общественных интересов и беспорядочной совокупно­стью личных побуждений политиков, выражающих эти инте­ресы. Единственной постоянной величиной в этих компо­нентах программы являются личные побуждения политиков, поскольку без политиков государство вообще невозможно; политики составляют, так сказать, "материальную часть" го­сударства. Государственная машина, в программе активно­сти которой отсутствуют две другие части программы, нель­зя назвать ни правовым, ни легитимным, поскольку право­вой характер государства, определяется ролью права в его активности, а его легитимность определяется мерой соблю­дения тех или иных общественных интересов.

Таким образом, государство есть отчужденная от себя активность; право же есть максимально преобразо­ванные под давлением опыта априорные основания актив­ности. Право может служить основанием государства -так бывает чаще всего, но далеко не всегда.

Может ли право обойтись без государства? Вопрос этот решается достаточно просто. Право всегда устанавливается в рамках какой-либо организации. Если эта организация не подчиняется никакой более сильной организации, значит, она уже по определению есть государство, ибо государство есть

просто сильнейшая на данном пространстве организация. Поэтому любая организация (и банда, и профсоюз, и цер­ковь, и ООН) при определенных обстоятельствах могут стать государством. Если же эта организация подчиняется ка­кой-то другой организации, то в конечном итоге от той -сильнейшей организации - зависит возможность слабейшей организации устанавливать свое право. Таким образом, пра­во без государства фактически никак не обходится, хотя госу­дарство при этом может не быть ни источником, ни гарантом правовых установлений.

Может ли государство обойтись без права? Безуслов­но, да, ибо государство покоится в первую очередь на силе - будь то сила отдельных политиков (харизматических лиде­ров) или взаимодействие сил сторон с общим и/или коллизи-рующим интересом. Активность государства может быть хаотичной, ничем не ограниченной, неопределенной, бес­порядочной, произвольной. Она может даже не выражаться в каких-либо формальных актах. Государь может приказать нечто и тут же наказать за исполнение приказа. Макиавелли принадлежит образ государя, для которого важны только его собственные эгоистические интересы и который, поэтому, непредсказуем для своих, по сути, бесправных поданных. Между тем, образ, созданный Макиавелли, стал эталоном для многих реальных правителей.

Означает ли факт издания или санкционирования государ­ством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как один из относи­тельно самостоятельных институтов?

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.

Суть первого из них состоит в том, как подмечает из­вестный российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде "требований государства". Го­сударство при этом, "являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом". Государство в свете такого суждения рассматривается как явление пер­вичное, а право - вторичное31.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключа­ется в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер, В основе государственной власти должен лежать "не факт, а право". Государство, хотя он и издает правовые акты, "не может быть источником пра­ва", "потому что оно само вытекает из права". Над государ­ством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к определению характера взаи­моотношений государства и права состоит в том, что не сле­дует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предшествует другому - государство или право, - пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, "столь же бесплоден, как и спор о том, что исторически появилось раньше - государство или право". С его точки зрения, тезис, согласно которому "право - это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение", как и суждение о том, что государство является "слугой права"32.

По мнению автора, государство и право "настолько соот­ветствуют друг другу, настолько едины", что вопрос о том, что из них первично, а что - вторично, "порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к соот­ношению этих двух явлений. Этот априорный подход харак-       I теризуется либо подчеркиванием государственного волюнта-      \ ризма, либо выделением антрактной идеи права как самоце­ли"33.

Вьюод, к которому приходит автор, заключается в том, что "обе эти крайние точки зрения игнорируют действитель­ные взаимосвязи", что в действительности "государство и право находятся друг с другом в функциональном единстве: одно предполагает другое, одно является элементом друго­го"34.

31 Шершевич Г.Ф. Указ. соч.-С.ЗОО.

32 Сабо И. Основные теории права.- М.- 1974.- С. 169.

33 Там же.-С. 169.

34 Там же.-С. 169.

И.Сабо и другие авторы, разделяющие подобные взгля­ды, несомненно, правы в том, что в теоретическом, а тем более - в практическом плане в значительной мере бессмыс­ленно вести спор о том, что из двух явлений - государство или право - исторически первично, а что - вторично: "В на­ше время споры о том, что первично, а что вторично: госу­дарство или право, не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Всем понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях, сформировалось гораздо рань­ше, чем государство. С возникновением государства право приобретает лишь новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой35.

Однако они не правы, когда речь идет об установлении характера взаимоотношений государства и права. Это уже далеко не бессмысленное занятие - определить, в каком со­отношении находятся государство и право теоретически и практически. Важно установить, действует ли государствен­ная власть в рамках закона и является "законной властью" или же она нарушает ею же самою установленные правовые требования и ставит себя таким образом в положение "незаконной (нелегитимной) власти"36.

Одним из существенных отличий общественных наук от естественных является то, что общественные науки имеют возможность использовать свои достижения для построения некоего идеала, мыслимого предела общественного развития в их сфере. Можно даже сказать, что конструирование тако­го идеала является важнейшей функцией и, в конечном ито­ге, целью всех общественных наук; они ни в коем случае не должны ограничиваться изучением современного им общест­ва, но обязаны направлять свое внимание в сторону возмож­ного идеала.

Не является исключением в этом плане и юридическая наука. Поиски идеального законодательства, совершенной правовой системы, наилучшего государственного устройства засвидетельствованы с самых древних времен. Многие концепции, возникшие в результате этих поисков, носили явно утопический характер, были оторваны от реальности и

35 См: Хроланкж В.Н. Указ, соч.-1995.

36 Теория государства и права...- С.286.

И Зак. 56

не могли найти даже частичного своего осуществления. Та­кая ситуация складывалась как из-за определенной незрело­сти, "наивности" раннего правоведения, так и в силу веры во всесилие права, надежды на то, что одна только юридическая структура способна полностью определить жизнь общества.

Концепция правового государства, с одной стороны, стоит в одном раду с утопическими проектами, но, с другой стороны, носит весьма заметный отпечаток реализма, кото­рый сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную тради­цию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и оконча­тельное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к иско­мому идеалу.

Еще одной важной особенностью концепции правового го­сударства является его актуальность, уместность в наше время и именно в нашей стране, где достаточно долгое вре­мя использовались самые разные способы осуществления социального идеала - политические, экономические, воен­ные и т.п,, то есть почти все, кроме собственно правовых. Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, как раз не хватает сейчас нашей стране. Именно поэтому внимание многих отечественных юристов и правоведов направлено сегодня в сторону данной концепции, чтобы выявить те ее части, использование кото­рых возможно в современной и близкой нам реальности.

Правовое государство как самостоятельная идея, концеп­ция, теория, а затем и как практика имеют свою историю. Уже в древности начинается поиск принципов, форм и кон­струкций для установления взаимозависимостей права и вла­сти. В процессе развития представлений о государстве и пра­ве сформировалась идея организации такой формы общест­венной жизни людей, при которой право становится власт­ной силой (общеобязательной нормой, законом), а публич­но-властная сила, признающая право, - справедливой госу­дарственной властью. Такое понимание государства как пра­вовой организации публично-властной силы является основой идеи правового государства.

Признаки правового государства были обозначены еще в Древней Греции. Так, Гомер в "Илиаде" и "Одиссее" назы-

вает Зевса верховным заступником всеобщей справедливости (дйке). При этом справедливость, по Гомеру, выступает в ка­честве обычного права. Пифагор проповедовал необходи­мость господства справедливых законов, а Сократ отождест­влял законное и справедливое. Впоследствии идею правового государства, в частности, разрабатывали Платон, Аристотель и Цицерон.

В XVH-XVIII веках проблемы правового государства ис­следовали Дж.Локк (1632-1704; "Два трактата о правлении", 1690), Ш.Л.Монтескье (1689-1755; "О духе законов", 1747), В.Гумбольдт (1767-1835; "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства", 1792), Б.Конетан, И.Кант и др.

Наибольший вклад в развитие теории правового государ­ства внес И.Кйнт, сделавший важнейшее предложение об организации государственной власти: "Все три власти, во-первых, координированы между собой, то есть одна дополняет другую для совершенства, но, во-вторых, они также и подчинены друг другу... таким образом, что одна из них не может узурпировать функции другой..., в-третьих, ...они каждому подданному предоставляют его права"37.

Первыми опытами внедрения в жизнь некоторых принци­пов правового государства были Конституция США 1787 г. и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Несмотря на то, что практическая реализация этих документов часто была (и есть) достаточно далекой от идеала, они все же не только послужили своеобразной вехой на пути достижения государ­ственно-правового идеала, но по и сей день сохраняют свою ощутимую силу в этом движении.

Вместе с тем, сам термин "правовое государство" вошел в широкий научный оборот лишь после издания трудов не­мецкого государствоведа Ф.Моля в 30-х гг. XIX столетия38.

В России идеи правового государства качали активно обсуждаться во второй половине XIX века в связи с проведе­нием реформ 60-70-х гг. (например, в документе "Ближайшие задачи земства" назывались традиционные принципы правового: верховенство закона, верховенство

37 Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. Ч.2.- М.: Мысль, 1962.- С.237.

38 Скакун О. Р. Теория правового государства в дореволюционной России // Советское государство и право.-1990.- N 2.- С. 113.

представительного органа, признание прав и свобод лично­сти и их гарантий)39. Эти принципы предлагалось реализо­вать в рамках конституционной монархии. В политических документах либерального общественно-политического дви­жения до революции 1905-1907 гг. были выработаны и другие признаки правового государства: контроль над пра­вительством, законность в правотворчестве и исполнении законов, гражданская и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения закона, независимость суда и др.

После революции 1905-1907 гг. значительно возросло число русских ученых, начавших активно изучать проблемы правового государства. Среди них можно назвать выдаю­щихся русских юристов, в частности, А.С.Алексеева, Н.М.Коркунова, П.И.Новгородцева, Г.Ф.Шершеневича и др. Вместе с тем, следует отметить, что большинство русских юристов говорили лишь о верховенстве закона, а не права41, и придерживались идеи единства власти с разделением ее функций на законодательную, исполнительную и судеб-ную42. Такая позиция практически сводила на нет теорию разделения властей, а право ограничивала лишь законом. Подавляющее большинство ученых разделяло идею верхо­венства представительных органов43, тем самым ограничивая права исполнительных и судебных органов государственной власти.

Называя одним из важнейших принципов правового госу­дарства обеспечение прав и свобод личности, русские ученые практически не ставили вопрос о примате прав гражданина по отношению к интересам государства. Н.И.Палиенко пред­полагал необходимым наделить суды правом "проверять конституционность законов"44. В то же время юридический механизм такого контроля не был детализирован. Интерес-

Юбилейный сборник. 1864-1914. - СПб.- С.429-436. Скакун О.Р. Указ, соч.-С. 115.

41 Рейснер М.А. Что такое правовое государство // Вестник права.- 1903.- N 4.-С.85-86. ^

42 Гессен В.М.,Теория правового государства // Политический строй совре­менных государств. Сборник статей. T.L- Спб.-1905.

43 Алексеев А.С. Начало верховенства в современном государстве // Вопро­сы права.-1906.- Кн.2.- С.15.

44 Палиенко Н.И. Правовое государство и конституционализм // Вестник права.-1906.- Кн.1.- С.36.

но, что большинство русских ученых (например, В.М.Гессен, Н.И.Лазаревский, Б.Э.Нольде) рассматривали правовое государство как синоним конституционного. Такая позиция сужала понятие права до "писаных конституци­онных законов" и не соответствовала основополагающей позиции И.Канта и его предшественников, соотносивших право со справедливостью.

Ученые нашей страны среди признаков правового госу­дарства традиционно называют юридическую защиту лично­сти, высокую правовую культуру граждан, соблюдение за­конности, эффективно действующие правоохранительные органы; свободу и хозяйственную самостоятельность в сфе­ре производства и потребления; стабильность конституцион­ного порядка, верховенство закона в иерархии нормативных актов, юридическое равенство граждан, отлаженный меха­низм правовой защиты личности, высший контроль над со­блюдением законов; народовластие, самоуправление, равно­правие, уважение прав и достоинств личности, законность, единство прав и обязанностей; верховенство законодательной власти.

Таким образом, можно констатировать, что обязательны­ми признаками правового государства являются его связан­ность правовым законодательством, правом, содержащимся, в частности, в международных нормах, договорах, деклара­циях, общепризнанных нормах морали и справедливости, устоявшейся правоприменительной практике, общечеловече­ских ценностях, выработанных многовековой историей чело­веческой культуры. Следует подчеркнуть, что идея примата права над законом должна проводиться всеми органами го­сударственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такой подход, естественно, требует создания юридического механизма выявления и преодоления коллизии между правом и законом. Видимо, преодоление таких колли­зий должно проводиться высшими судебными органами, во-первых, в процессе рассмотрения конкретных дел и, во-вторых, в результате разрешения жалоб граждан и иных за­интересованных органов на несоответствие принятых актов (в том числе и законов) не только конституции, но и праву.

Одним из первых концепцию разделения властей выдви­нул Дж.Локк. Разделение властей рекомендуется им для противодействия искушению людей, находящихся у руководетва, сосредоточить в своих руках всю полноту власти и об­ратить к своей выгоде как создание законов, так и претво­рение их в жизнь.

С целью реальной защиты прав и интересов граждан в правовом государстве, прежде всего, должна быть создана система "равновеликих" органов государственной власти, со­стоящая из парламента, правительства и суда, имеющих взаимные контролирующие полномочия, механизм а "сдержек и противовесов", концепции разделения властей, так как в правовом государстве "вся" власть не может при­надлежать никому (например, партии или Советам, парла­менту или президенту). Безусловно прав С.С.Алексеев, кото­рый пишет: "Казалось, стоит передать ее (власть) выборным представительным органам, и народ станет хозяином собст­венной судьбы. Но суть дела в том, что, если бы "вся власть" оказалась в руках не партии, а Советов, мы получили бы тот же самый тоталитарный режим независимо от конкретных исторических условий, личностных качеств носителей этой власти и прочих обстоятельств. Потому что всевластие лю­бого органа - прямой путь к тоталитаризму". Таким образом, взаимное сдерживание, "равновесие" судебных, правотвор­ческих и исполнительных органов государственной власти является традиционным аспектом исследования правового государства. В то же время, проблемы взаимосвязи и взаимозависимости судебных, правотворческих и исЬолни-тельных органов государственной власти в правопримени­тельных и правотворческих процессах, возникающие в право­вом государстве, в нашей специальной литературе с позиции теории систем и социального управления еще практически не исследовались.

Если вопрос о правах человека и гражданина носит поли­тический характер в том смысле, что конституционное за­крепление этих принципов не затрагивает непосредственно организационной структуры государства, то признание и осуществление принципа разделения властей затрагивает самым прямым образом структуру государства, механизм деятельности государственного организма, соотношение ме­жду властными органами государства. По сути, этот прин­цип предопределяет, какой орган и в какой степени осущест­вляет власть. Разумеется, в решающей мере важно, от име­ни кого и в каких целях функционирует государство. Однако

с точки зрения практически-политической не менее актуаль­ным оказывается само распределение этой власти, а именно: кто, какой или какие органы, должностные лица осуществ­ляют властные функции и в каких пределах.

Прежде всего, в плюралистическом обществе разделение властей способствует наиболее полному представительству в государстве различных слоев общества, а также тому, чтобы наилучшим образом воплотить плюралистическую демокра­тию, учесть различные интересы и мнения, определенным образом их консолидировать, уравновесить. Как правило, представительные законодательные органы связаны с широ­кими слоями населения (избирателей), в то время как испол­нительная власть, требующая в идеале специфического про­фессионализма и опыта управления, связана больше с иму­щими или наиболее обеспеченными, культурными прослой­ками, формирующимися из чиновников, специалистов, воен­ных и т.п. Судебная власть, особенно в лице суда присяж­ных, как бы соединяет людей "из народа" с высокоподготов­ленными юристами.

Разделение властей рассредоточивает власть, не дает ей концентрироваться в одних руках, служит препоной для узурпации власти и предупреждения произвола. Когда один и тот же орган издает законы и их исполняет, да еще и осу­ществляет суд или его себе подчиняет, создается реальная почва для самовластия и беззакония.

Разделение властей предупреждает установление личной власти, авторитаризма, тоталитаризма, организационно под­держивает демократическую форму государства; законы, об­ладающие верховенством и принимаемые высшим предста­вительным органом, обязательны для правительства и суда, должны быть обязательны и для главы государства, возглав­ляющего исполнительную власть.

Если же включить в механизм разделения властей и фе­деральный аспект (как это делал Дж.Локк и что необходимо сделать в рамках Российской Федерации)45, то именно от­ношения типа "федерация - субъект федерации" должны выступить дополнительным механизмом сдержек и противо­весов, механизмом согласования целого и отдельных мест,

Советское государство и право.-1991.- N 5.- С.5.

важной гарантией обеспечения демократического режима на местах в рамках большого государства.

Разделение властей не означает одноуровневости законо­дателя, управления и суда, а, напротив, предполагает вер­ховенство закона и, в первую очередь, конституции, исполь­зование их системой государственного управления и подчи­нение им правосудия. Оптимальная специализация законо­дательного корпуса, освобожденного от повседневных за­дач управления, от текущей и рутинной работы, дает воз­можность в нормальных условиях законодателю, не спеша, проникая в суть проблемы, дискутируя, тщательно прораба­тывая текст законодательного акта, учитывать и согласовы­вать разные потребности, интересы и мнения, вдумчиво и квалифицированно принимать законы, наиболее адекватно выражающие формирующиеся или существующие правоот­ношения, диктуемые, в конечном счете, экономикой и тен­денцией развития общества, то есть правовые законы, а не оформленные в виде закона акты произвола и волюнтаризма, законы, которые отражают, в первую очередь, общечеловече­ские ценности и чуждые политическому авантюризму и ни­гилизму по отношению к праву и правам человека и гражда­нина, законы, поддерживаемые общественным мнением, представляющие объективно-необходимый, относительно справедливый и равный масштаб социальной свободы, сооб­разующейся с правовой системой страны и имеющей истори­ческие основания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.