Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 19 страница



тить его от дальнейших проступков или же послужить уро­ком для остальных, сколько в удовлетворении оскорбленного чувства общественной нравственности, в удовлетворении об­щественного мнения, не приемлющего преступные посяга­тельства со стороны кого бы то ни было на принятые в обще­стве правила общежития.

Эта идея, которой в целом придерживаемся и мы, наибо­лее полно была развита Дюркгеймом. Рассмотрим основные ее положения как ввиду ее важности для понимания общест­венно-нравственного характера наказаний за совершаемые преступные деяния, так и по причине того, что в этом вопро­се царит еще изрядная путаница. Дюркгейм, в общем, исхо­дит из той же посылки, что и Йеринг. Какими бы различ­ными ни казались, на первый взгляд, проступки, считает он, они должны иметь какое-то общее основание, так как повсю­ду одинаково затрагивают нравственное сознание народа и повсюду вызывают одно и то же следствие: все они караются соответствующими наказаниями. Отсюда следует: если мы хотим знать, в чем состоит сущность преступления, надо вы­делить одни и те же черты во всех криминальных разновид­ностях различных социальных типов. Ни одним нельзя пре­небречь, настаивает Дюркгейм, притом юридические кон­цепции низших обществ представляют не меньший интерес, чем концепции самых развитых обществ.

Следует заметить, что существует множество поступков, которые рассматривались прежде или еще рассматриваются и теперь как преступления, хотя сами по себе они не наносят прямого ущерба обществу. К ним относятся, например, прикосновение к нечистому или освященному животному, употребление некоторых видов пищи, игнорирование некото­рых праздников или обрядов. Известно, какое место в обыча­ях и праве многих народов занимает регламентация ритуала, этикета, церемониала, религиозных обычаев. Чтобы убедить­ся в этом, достаточно раскрыть Пятикнижие или Артхашаст-ру. Поскольку эти факты встречаются повсеместно в некото­рых обществах, то вряд ли верно было бы рассматривать их как аномалии или патологические случаи, которыми можно пренебречь.

Дюркгейм Э. Указ, соч.- С.71.

Даже тогда, когда проступок несомненно вреден для об­щества, степень вызываемого им вреда далеко не всегда одинаково соответствует степени наказания. В уголовном праве большинства народов убийство всегда рассматривалось как наиболее тяжкое преступление. Однако социальный или экономический кризис общества, финансовый крах или даже простое банкротство часто дезорганизуют общество и наносят ему ущерб более существенный, нежели отдельное убийство. Убийство, бесспорно, всегда зло, но ничто не дока­зывает, что оно есть наибольшее зло. В то же время посту­пок может быть гибельным для общества, не вызывая ника­кой кары. Примером тут могут послужить хотя бы все наши так называемые перестроечные дела, ввергнувшие общество в полный хаос, вызвавшие неисчислимый материальный и моральный ущерб, огромные человеческие жертвы, и тем не менее, никто из их инициаторов не только не понес наказа­ния, но они продолжают занимать видное место в политиче­ской и общественной жизни.

Дюркгейм на основе анализа многих фактов приходит к общему заключению, что действие преступно, когда оно ос­корбляет сильные и определенные состояния коллективного сознания. Само преступление создается противоположно­стью, существующей между преступлением, каково бы оно ни было, и определенными коллективными чувствами. Иными словами, считает он, не следует говорить, что дей­ствие возмущает общее сознание потому, что оно преступно, но, наоборот, оно преступно, потому что возмущает общее сознание. Возмущает же оно общее сознание потому, что оно идет вразрез с господствующим в обществе типом пове­дения, то есть с господствующей в нем культурой. Или ко­роче: поступок социально дурен, потому что он отвергается обществом, потому что он противоречит общественному соз­нанию и нравственности. Вот почему, если соответствующие им чувства уничтожены или сильно ослаблены, то самый ги­бельный для общества поступок может не только быть тер­пимым, но даже почитаться и ставиться в пример. Мы это хорошо видим сегодня на примере собственной жизни, и мы уже отмечали этот момент выше: то, что при существовав-

шем вчера общественном нравственном сознании считалось аморальным, непристойным и антиобщественным, сегодня благодаря направленному уничтожению этого сознания вос­принимается как норма и даже поощряется.

Однако есть случаи преступлений, где предыдущее объ­яснение уже не работает. Есть категория поступков, которая карается со степенью суровости, не отвечающей степени его порицания со стороны общественного мнения. Такие поступ­ки, скажем, как похищение государственных секретных до­кументов оставляет нас довольно равнодушными и, тем не менее, наказывается весьма сурово. Нередко случается, что подвергшийся наказанию поступок не возмущает непосредст­венно никакого коллективного чувства: в нас нет ничего, что активно протестовало бы против ловли рыбы или охоты в за­прещенное время и многих других проступков, о которых общество даже не ведает. Вез сомнения, ни в одном из этих случаев наказание не кажется вовсе уж несправедливым. Но хотя оно не отвергается общественным мнением, само оно, предоставленное самому себе, или не требовало бы его со­всем, или оказалось бы менее требовательным. Значит, во всех случаях такого рода преступление целиком или частично проистекает не от степени оскорбления им коллективных чувств, а от другой причины. Здесь в этом пункте мы уже переходим в другую сферу общественной жизни и общей сис­темы нравственности в сферу, определяемую так называе­мыми государственными интересами, связанными с публич­ной властью, осуществляемыми ею функциями и задачами, в сферу соотношения общества и государства (формы госу­дарственного устройства и типа государственной власти).

Как уже отмечалось, первая функция всякой публичной власти как выразителя общего интереса общества это заста­вить уважать верования, традиции, коллективные обычаи народа, то есть защищать общее сознание, общую культуру от всех, как внутренних, так и внешних врагов, равно как и обеспечивать индивидуальную и общую безопасность, со­хранность среды обитания, ресурсов и т.д. Но тем самым публичная власть становится символом общего сознания, его живым выражением в глазах всех, а потому она способна сама, по своему собственному усмотрению налагать уголов­ную санкцию на некоторые виды поведения, иными слова­ми, определять некоторые виды преступлений. Вот отчасти

почему эта власть приобретает ни с чем не сравнимый харак­тер и свою особую, относительно независимую силу. Но в то же время эта сила не абсолютна, так как ее конечный источ­ник находится в обществе, в народе. Поскольку, отмечает Дюркгейм, "эта сила только производное от силы, присущей общему сознанию, она непременно имеет те же свойства и реагирует таким же способом даже тогда, когда последняя сила реагирует не совсем так же. ...Иными словами, она на­зывает преступлениями поступки, которые ее возмущают, не возмущая, однако, в той же степени коллективные чувства. Но именно от последних получает она всю энергию, позво­ляющую ей создавать преступления и проступки. Она не мо­жет явиться из другого источника, так же как и ниотку­да...

В целом же, наказание осталось для нас тем же, чем оно было и для наших предков. Это по-прежнему акт мести и од­новременно акт искупления. Оскорбление, нанесенное нрав­ственному чувству общества, вот за что общество мстит, и это оскорбление должно быть искуплено наказанием. В этом смысле самыми естественными были так называемые законы талиона - древнейшие принципы наказания, существовавшие у всех народов, а потому и поистине общечеловеческие. Они в наибольшей мере удовлетворяли оскорбленное нравствен­ное сознание общества и на них, собственно, строились многие прежние системы наказаний, хотя заметим, что и со­временные принципы санкций и наказаний в значительной мере основаны на них же. Как писал по этому поводу Вен­там: "Наказание более легко оставит след в памяти и окажет более сильное влияние на воображение, если оно имеет сходство или аналогию с характером преступления, или же общую с ним природу. Lex talionis в этом отношении восхи­тителен "око за око, зуб за зуб". Самое несовершенное сознание способно понять и воспринять эти принципы. Но этот вид наказания редко уже практикуется, и в большинстве случаев он слишком накладен"203. Да, в буквальном смысле законы талиона практикуются редко разве что у полудиких еще народов, но их принципы (наказание как акт мести) ле­жат в основы всякого уголовного права. Что же касается

ш Там же.- С. 84, 85.

"Ol Readings in Jurisprudence...- P.352.

отношений между государствами, то законы талиона тут действуют в полную силу, всякий недружественный акт со стороны одного государства в отношение другого, встречает, как правило, адекватный ответ со стороны последнего в пол­ном соответствии с принципом "око за око". И это в наше "цивилизованное" время с его широковещательными призы­вами к следованию общечеловеческим принципам. На по­верку же оказьюается, что самый общечеловеческий из этих предполагаемых принципов, общечеловеческий в полном смысле слова, поскольку ему следовали и продолжают в значительной мере следовать и поныне, это все тот же принцип талиона, все те же "око за око, зуб за зуб". Собст­венно говоря, наказание в виде смертной казни типичное проявление законов талиона; а ведь смертная казнь сохраня­ется и поныне в большинстве самых цивилизованных госу­дарств, несмотря ни на какие доводы ее противников. Од­ним из них был, кстати, тот же Беккариа, который помимо общего принципиального неприятия смертной казни высту­пал против нее и на том основании, что она, по его мнению, оказывает меньшее воспитательное воздействие на людей, нежели длительное тюремное заключение206.

Как было, однако, показано, наказание если и служит цели исправления преступника или устрашения его возмож­ных подражателей, то лишь второстепенным образом. В этом смысле его польза или эффект более чем сомнителен. Ис­тинная же функция наказания, повторяем, удовлетворение оскорбленного общественного нравственного чувства, сохра­нение или поддержание общественной связи, а тем самым и общества как культурно-нравственной ценности. Мы даже склонны считать, что в этом смысле важно даже не само на­казание, тем более что его реализация скрыта от глаз лю­дей, а судебный процесс и главное приговор. Именно он не­посредственно связан с общественными чувствами, именно он вызывает положительную или отрицательную реакцию общественности. Ведь для общества в целом личность лре-ступника это лишь некая абстракция. Кроме узкого круга близких людей, она никого не тревожит. Десятки тысяч та­ких "абстрактных" лиц содержатся в тюрьмах и исправитель­ных колониях, и общество не интересуется их судьбой. Его волнует главным образом судебный приговор, сила опреде­ленного им наказания и его соответствие силе нанесенного общественной нравственности оскорбления. Что дальше это уже за пределами его живого интереса. Его даже не волнует, действительно ли наказанное лицо совершило преступление. Мы возьмем на себя смелость высказать предположение, что если после вынесения приговора и назначения удовлетво­ряющего общество наказания, лаже если им будет смертная казнь, преступника каким-то образом выпустят незаметно для общества, то это ничего не изменит, поскольку интерес общества и его чувство удовлетворения или неудовлетворе­ния заканчиваются с приговором. Но тут нельзя не брать во внимание силу общественного мнения в другом аспекте: ес­ли наказан невиновный, особенно в случае высшей меры, и если обнаруживается судебная ошибка, то этот факт оскорб­ляет общественное нравственное сознание не в меньшей, ес­ли не в большей мере, нежели само преступление, по­скольку жертвой судебной ошибки гипотетическим может стать каждый. Общество действительно не проявляет инте­реса к личности преступника и его дальнейшей судьбе после вынесения приговора, если его вина была доказана во время судебного разбирательства. Но эти вещи мало того, что должны интересовать соответствующие официальные лица и юридические органы, но самое внимательное и тщательное к ним отношение входит в круг прямых их обязанностей. И тут мы согласимся с тем же Бентамом. "Необходимо, - пишет он, чтобы приносимый ущерб не был абсолютно необрати­мым и невосполнимым, так как, к сожалению, могут быть случаи, в которых обнаружится, что наказание не имеет за­конных оснований. До тех пор, пока свидетельства и пока­зания остаются несовершенными, пока видимые признаки обманчивыми, пока люди не имеют определенного крите­рия, посредством которого можно было бы отличать правду от лжи, одна из самых важных предосторожностей, тре­бующей взаимной безопасности, это не определять совер­шенно необратимых наказаний, кроме случаев полной оче­видности в их обоснованности и необходимости. Разве мы не были свидетелями того, как вокруг головы обвиняемого собирались все видимые свидетельства преступления, а его невиновность доказывалась тогда только, когда ничего не оставалось, кроме сожалений по поводу совершенной в са-

монадеянной спешке ошибки? Насколько же мы слабы и не­последовательны! Мы судим как существа, которым свой­ственно ошибаться, а наказываем так, будто мы не способны заблуждаться ".

Главный философский вопрос происхождения права со­стоит в том, чтобы является ли право абсолютной необходи­мостью, без которого человеческое общество вообще не мо­жет существовать, или оно есть лишь следствие определен­ных общественных состояний.

Если изначальное ("естественное") состояние людей - это вражда, произвол и борьба за существование, то право абсо­лютно необходимо. Если же люди способны жить не только по сугубо эгоистическим побуждениям, то право является лишь историческим моментом.

На основании вышеизложенного материала можно утвер­ждать, что право есть необходимое зло, обусловленное на­шей слабостью. С одной стороны, мы боимся права как угрозы, сдерживающей нашу свободную активность, а с другой - нуждаемся в праве, как в защите, сдерживающей угрожающую нам свободную активность тех, кто сильнее нас.

Можно ли себе представить человека, который был бы настолько силен, что вообще ни при каких обстоятельствах не нуждался бы в правопорядке, человека, который был бы способен противостоять и хаосу человеческих отношений, и организованной силе государств? Это должен быть, воисти­ну, сверхчеловек. Это должен быть такой человек, которому никто не мог бы навязать своих правил и которому не нужно было бы прибегать к помощи права, чтобы добиваться своих целей. Человек, который способен жить вне каких бы то ни было правил - ни чужих, ни своих. Чужих, поскольку следо­вать кем-то выдуманным правилам унизительно; своих, по­скольку нет ничего глупее и безнадежнее, чем самому себе выдумывать правила.

Право всегда возникает тогда и только тогда, когда не­которые требования к поведению людей, не принимаются этими людьми, в результате чего появляется необходимость навязывать им выполнение этих требований силой.

207 Ibid,- 1951.-P.353.

По Йерингу, цель права - мир, путь к нему - борьба. Борьба есть сущность работы права. Не все сталкиваются с этой сущностью, и поэтому некоторые считают, что право может возникать и функционировать гладко и мирно. Однако они не видят оборотной, реальной стороны права. Что каса­ется субъективного права, то оно возникает в момент нару­шения естественного права. Борьба за него есть долг управо-моченного по отношению к самому себе, а также к обществу (если речь идет не о споре по поводу права, но об отстаива­нии самого принципа правопорядка, например, о праве собст­венности).

В англо-саксонском праве право есть результат решения суда. Суд, в свою очередь, руководствуется обычаем, обыч­ным правом (common law). Вполне вероятно, что в Англии все так и было: там право возникло самым естественным об­разом именно из обычая, когда между людьми, поступаю­щими так, как это принято в обществе, стали возникать споры по разным поводам. В этом пункте историческая школа права совершенно права: право может возникать и в целом ряде случаев возникает из обычая, и при этом все происходит наиболее естественным и мирным способом.

Современный немецкий философ права О.Хёффе, разви­вая свою концепцию, задает вопрос об основании права на принуждение. Одержимые видят свое право принуждать дру­гих в том, что они живут правильно, тогда как другие не только живут неправильно, не только упорствуют в этой не­правильности, но и мешают другим жить правильно.

В любой классификации человеческих сообществ можно выделить два типа людей - заинтересованных в стабильном порядке и незаинтересованных в нем. И первые всегда навя­зывают право последним. Зачем нигилистам в принципе право? Они в принципе могут прекрасно существовать и без него. Поэтому "ubi societas, ibi jus est" - право существует везде, где есть общество.

Создание любого общественного порядка всегда связано с активностью группы людей, одержимых религиозной иде­ей. Под религиозной идеей мы будем понимать такую идею, которая указывает предельные основания человеческой ак­тивности. Предельные основания человеческой активности -это такие основания, которые стоят над любыми конкретны­ми условиями ее осуществления. Именно выход за пределы

этих условий (трансценденция) позволяет человеку выде­литься из природной среды и создать специфическое сообще­ство, цели которого уже не ограничиваются биологическим существованием в рамках того или иного геобиоценоза. Об­щественный порядок - это такой порядок, который, с одной стороны, взламывает исконный порядок природных сил и преобразует его (цивилизация), а с другой - ограничивает природные силы человека и направляет их на достижение сверхприродных целей (культура).

С момента установления какого-либо общественного порядка, основанного первоначально на чистых импульсах религиозной идеи, которой одержимы создатели данного общества, способность следовать этим импульсам неуклонно угасает. Это угасание происходит по двум основным причи­нам.

Во-первых, число одержимых людей постоянно уменьша­ется, поскольку одержимость идеей противостоит инстинкту самосохранения и делает индивида, хотя и гиперактивным, но менее жизнеспособным. Благодаря этому одержимые люди быстро гибнут, а на их место приходят те, у кого ин­стинкт самосохранения, если не перекрывает импульс идеи, то, по крайней мере, гармонирует с ним. Идея, от которой исходят первоначальные требования к существованию, еще продолжает служить образцом, к которому все стремятся, и является реальной основой общества, задавая его общий уклад, однако, живя благодаря идее, люди в большинстве своем уже перестают строго следовать ей. Таким образом, поведение отклоняется от идеала в сторону следования ин­стинкту самосохранения, повинуясь природным и экономи­ческим импульсам. Духовная общность, основанная исклю­чительно на единстве смысла активности, превращается в этнос, основанный на единстве исходного ландшафта, последующей исторической судьбы, хозяйственного уклада и социальной структуры.

Во-вторых, требования, исходящие от какой-либо идеи всегда остаются неизменными, тогда как стихия жизни не­прерывно изменяется. Благодаря этому, выдвигаемые жиз­нью требования, которые изначально соответствовали требо­ваниям идеи, перестают им соответствовать. Жизненная си­туация, в которую попадают носители той или иной идеи, неизбежно теряет устойчивость, и в ней постепенно накап-

ливаются импульсы, не только не совпадающие с импуль­сами идеи, но и прямо противоречащие им. В итоге идея те­ряет значительную часть своего потенциала жизнеспособно­сти, благодаря чему возникает кризис предельных основ че­ловеческой активности. Часть носителей идеи разочаровыва­ется в ней и приступает к поиску иных оснований активно­сти. Духовная общность, основанная на единстве смысла ак­тивности, превращается в более или менее рыхлое собрание индивидов, у которых ослабло чувство единения и вытекаю­щих из него взаимных обязанностей.

Таким образом, исходный импульс идеи, создающий но­вое общество, ослабевает и нуждается в подкреплении. Наи­более одержимые носители этой идеи стремятся навязать ее другим членам общества. Это навязывание последовательно выражается в трех формах.

Во-первых, в виду наступающего идейного разброда и со­мнения в истинности исходной идеи, в целях сохранения единства, требования религии отделяются от религии и пре­вращаются в мораль. Мораль - это совокупность ни на чем не основанных и ни чем не подкрепляемых требований к чело­веческой жизни. Мораль утверждает, что нечто хорошо, и требует поступать определенным образом, потому что это хорошо. При этом нечто хорошо не потому, что это нечто со­ответствует исходной религиозной идее, но хорошо само по-себе. Мораль обращается не к одержимости идеей, а к абст­рактному внутреннему чувству, общему для всех людей дан­ного общества, в том числе для сомневающихся. Наиболее распространенный и сильный фактор формирования морали -появление в данном обществе носителей конкурирующих ре­лигиозных идей. В этом случае мораль складывается как компромисс требований основных религиозных идей, пре­тендующих на господство в данном обществе.

Во-вторых, когда и мораль перестает быть действен­ным средством, регулирующим совместную активность людей в рамках одного общества, требования морали под­крепляются авторитетом обычая. Мораль теряет эффектив­ность, когда она перестает соответствовать требованиям ре­альной жизни, в результате чего появляются новые мораль­ные системы, составляющие конкуренцию исходной морали. Главное преимущество последней состоит в ее давности и опробированности. Моральные требования превращаются в. логическое и историческое в ПРАВЕ

требования обычая. Теперь некий поступок хорош уже не сам по себе, а в силу того, что так давно поступали и про­должают поступать многие люди. Если отступления от тре­бований религии и морали влекут только внутреннее наказа­ние в виде мук совести, то отступления от требований обычая ведут к общественному осуждению в той мере, в какой обще­ство признает авторитет того или иного обычая.

В-третьих, если и обычай теряет свою эффективность, последним средством подкрепления исходных требований является непосредственная сила. Система требований, под­крепленных силой, есть право. В праве разделение "хорошо - плохо" заменяется разделением "законно и незаконно". Главный принцип права: поступай так-то, потому что тебя за это поощрят, и не поступай так-то, потому что тебя за это на­кажут.

Таким образом, право есть система требований, исходя­щих от лежащей в основе общества религиозной идеи л навя­зываемых силой людьми, одержимыми этой идеей, тем лю­дям, которые уже не подчиняются этим требованиям добро­вольно.

Религия в право превращается наиболее насильственным путем, поскольку такой скачок наименее естественен - он происходит либо путем внутреннего переворота, либо путем внешнего завоевания В этом случае сила, стоящая за пра­вом, проявляется в наиболее очевидных и резких формах. Мораль в право превращается в итоге глубокого социаль­ного кризиса, раздоров и т.п. Обычай в право превращается естественно и почти незаметно. Классическими примерами превращения религии в право является мусульманское право, морали в право - римское право, обычая в право - англо­саксонское право.

Следует отметить, что право, будучи итогом эволюции общественного сознания от спонтанного действия исходной религиозной идеи к осознанию необходимости насилия, вби­рает в себя, помимо собственно религиозных требований, те требования, которые основывались на иных - природных ли­бо экономических - импульсах.

Право, таким образом, - это одновременно и плод про­гресса, и плод регресса цивилизации. С одной стороны, право возникает в результате последовательного освобождения человеческого духа, основанного осознании предельных основ

активности. С другой стороны, право возникает в резу ль тате падения нравов, утраты исконной одержимости и мо рольной чистоты.

Здесь следует подчеркнуть особую культурную цен­ность права. Как указывает С.С.Алексеев, "юриспруденция всегда была тесно связана с искусством, с литературой, с театром. В Древней Греции юридические проблемы, кон­фликты между свободой и деспотизмом прямо воплощались в трагедиях Эсхила и Софокла и выносились на сцену древ­негреческого театра, столь авторитетного и широко посе­щаемого в то время. Весьма показательно, что история права и искусства на первых порах как бы сливаются. Исто­рические факты свидетельствуют, что в таких очагах древних цивилизаций, как Древняя Греция и Древний Рим, судебное красноречие было одной из главных разновидностей ритори­ки, которая в свою очередь являлась важнейшей областью духовной жизни - источником и фактором развития литера­турной речи. Цицерон в своих трактатах об ораторском ис­кусстве, которые ныне признаются одним из первых опытов теории словесности, указывает на право и на судебную речь как на основу риторики. Устами одного из персонажей "Трактатов", утверждавшего, что ораторское искусство - в общем детская игра, он говорит: "И только в судебных пре­ниях это поистине великая и едва ли не величайшая из всех человеческих работ" (С. 114). Право можно рассматривать в качестве института цивилизации, который призван фиксиро­вать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством,- духовное совершенство, мо­ральную чистоту и требовательность, житейскую мудрость, милосердие и т.д. - все компоненты, которые выражают качественное состояние общества, и быть их стабилизирую­щим "передаточным механизмом". Все это богатство накап­ливаемых человечеством духовных ценностей через право, через юридические нормы, через весь механизм правового регулирования получает нормативную жизнь в мире объекти­вированных явлений, фиксируется, распространяет свою си­лу на будущее, реализуется в жизненных отношениях, в по­ведении людей209. Быть может, именно через право воплоща-

 Алексеев С.С. Теория права.- С.58. Там же. - С.58.

ется главное, что заложено в предназначении культуры, - по­тенциал накопленных духовных богатств, призванных и спо­собных оградить и защитить человека от непреклонных де­монических сил природы и общества210. И опять-таки, как и применительно к феномену цивилизации в целом, культур­ный потенциал права коренится в особенностях правовой ма­терии. В частности, в том, что правовая материя воплощена в письменных текстах211 (это имеет решающее значение для конституирования права как особого объективированного институционного феномена), а также в том, что норматив­ность права углубляется путем развития в правовой материи нормативных обобщений и, следовательно, путем повыше­ния в ней интеллектуальных элементов, сторон. А это при­водит к тому, что в самую ткань права проникают иные про­явления культуры, прежде всего духовной212.

Итак, если право возникает непосредственно из рели­гии, оно устанавливается исключительно посредством си­лы и приобретает только форму позитивного права. Если же религиозные нормы успевают в соответствии с логикой преобразования духа конденсироваться в мораль, а из мора­ли возникает право, то оно, перед тем как оформиться в по­зитивное право, проявляется в форме естественного права, то есть в виде некоего минимума требований морали, всеобщая обязательность которого подтверждается общественным со­гласием (договором). Если же мораль естественным образом превращается в обычай, то право возникает из обычая при совпадении логики и истории развертывания духа, приобре­тая форму живого права, рождающегося непосредственно из разрешения спорных ситуаций в суде.

 

С правом, с юриспруденцией сопряжено и развитие культуры письмен­ного слова. Древнейшие памятники письменности - это законодательные, правовые документы. Притом для своего времени документы с хорошо от­работанным стилем, с наиболее совершенной формой изложения. Неда­ром в Древнем Риме детей учили читать по законодательным документам, в частности по Законам XII таблиц.

212 Алексеев С.С. Указ. соч. - С.58.

Позитивное право есть конечная форма всякого права, представляющая собой данную в опыте объективную реаль­ность. Как уже отмечалось, чтобы стать таковой, содержание права должно проделать определенный путь становления. Однако существуют ситуации, когда те основания активно­сти, которые присутствуют в праве, не проходят никаких ста­дий преобразования, но сразу же объективируются в виде по­зитивного права.

Речь идет о ситуациях, когда люди, видящие смысл в определенном образе жизни, навязывают этот образ жизни другим людям. В этих случаях религиозные основания ак­тивности непосредственно превращаются в право на' основе чистой силы. Обобщение подобных случаев дает повод мно­гим исследователям, во-первых, отрицать какие-либо формы права кроме права позитивного, а во-вторых, отождествлять право с властью как с проявлением чистой силы.

 

 

1. РЕЛИГИЯ И ПРАВО

Понимание сущности религии является весьма сложной проблемой, к решению которой религиоведение сегодня по­дошло так же близко, как правоведение подошло к решению проблемы сущности права. Вместе с тем, для моделирования отношений между религией и правом необходим такой под­ход, который усматривал бы в них общие начала и при этом устраивал бы в целом и религиоведов, и юристов. В рели­гиоведении такой подход существует и набирает силу как так называемый "экзистенциальный подход", согласно кото­рому ядром всякой религии является вероучение, содержа­щее предельные ответы на вопрос о смысле человеческой ак­тивности1. Среди крупных философов, социологов и рели­гиоведов данный подход так или иначе разделяют такие мыслители и исследователи, как И.Кант, М.Вебер,

' Подробнее об этом см.: Тихонравов Ю.В. Религии мира.- М.- 19%.- С.13-16.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.