Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 20 страница



А.Дж.Тойнби, К.Г.Юнг, Э.Фромм, Т.Парсонс, Р.Белла, Б.Г.Ир-)харт и др. Не чужд этот подход и правоведам: "Назначением религии является выработка "смыслов", по­зволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет"2.

В соответствии с указанным подходом, всякое право есть, в конечном счете, итог эволюции экзистенциальных, или, что то же самое, религиозных, оснований человеческой ак­тивности. В религии кроется предельная основа, конечный источник всякого права. Однако право как система требова­ний является наиболее отдаленной и независимой от религии системой. Как уже отмечалось, самый естественный и ло­гичный путь духа в право лежит через последовательность религия - мораль - обычай. Однако бывают ситуации, когда религиозные требования непосредственно превращаются в правовые.

Право возникает непосредственно из требований религи­озной идеи лишь тогда, когда группа людей, одержимых этой идеей, силой подчиняет себе группу других людей, не разделяющих данных религиозных убеждений. Чаще всего такое превращение происходит в тех случаях, когда данная религиозная идея предполагает смысл такого навязывания. Например, носители исламской идеи в соответствии со своими убеждениями видят смысл в том, чтобы обратить неверных в правоверие силой (так называемый "джихад ме­ча"), если исчерпаны все иные пути обращения.

Идея, согласно которой в основе всякого правопорядка, в конечном счете, лежит религия, не нова и неоднократно вы­сказывалась крупнейшими мыслителями в сфере философии и права. Особенно характерна эта идея для тех мыслителей, которые главную основу всякого права видели в государст­венной власти.

Так, Гегель определял государство как духовно-нравственную идею, проявляющуюся в форме человеческой воли и ее свободы, вследствие чего исторический процесс по существу дела совершается при посредстве государства3.

2 Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристь, 1996.- С. 113.

См.: Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения.-

Т.VIII.- М.-Л.- 1935.-С.45.

Близкой точки зрения придерживался на этот счет и не­мецкий историк XIX в. Леопольд фон Ранке, смотревший на государства как на духовные субстанции, живущие и раз­вивающиеся в соответствии с собственной идеей и идеалом. "Все государства, - писал он, - которые имеют авторитет в мире и заставляют его считаться с собой, побуждаются к деятельности особыми тенденциями, порождаемыми их соб­ственной природой. ...Эти тенденции имеют духовное проис­хождение, и все жители государства детерминируются, более того, формируются ими. Они, в свою очередь, повсемест­но разнообразят формы конституций, порожденные общей потребностью. Все в государстве зависит от верховной идеи. Именно она имеется в виду, когда мы говорим, что государ­ства ведут свое происхождение от Бога, ибо идея имеет высшее происхождение. Каждое государство живет своей собственной, присущей только ему жизнью. Она имеет раз­личные стадии своего развития и может погибнуть подобно всякой живой материи. Но пока государство живет, его идея пронизывает собой всю свою среду, которая идентична ей"4.

Согласно русскому философу Константину Леонтьеву, "государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, по­винуясь некому таинственному... деспотическому повелению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и со­держащая людей как части, как колеса, рычаги, винты, ато­мы, и, наконец, маши-на, вырабатывающая, образующая лю­дей. Человек в государстве есть в одно и то же время и меха­ник, и колеса или винт, и продукт общественного организ­ма". Государственная форма у каждой нации, у каждого об­щества своя; она в главной своей основе неизменна "до гроба исторического"; вот почему разрушение органически возник­шей государственной формы есть гибель нации. Попытки же примерить, перенять для себя чужую государственную форму (как бы она ни была хороша на своей почве) ведут к тяже­лейшей мутации, вырождению национальной общности5.

4 Ranke L. von. The Theory and Practice of History / Ed. by Gorg Iggers and Konrad von Moltke.- New York.- 1983.- P. 118-119.

5 Леонтьев К. Цветущая сложность (Избр. статьи).- М.- 1992.- С. 77, 81.

"Но что же лежит в самой глубинной основе индивиду­альное г и и уникальности каждого государства?", - вопроша­ет один из современных отечественных философов права. "Среди ряда наиболее фундаментальных причин первенство, бе:» сомнения, принадлежит культуре и соответствующей ей религии, поскольку эти два понятия по сути своей неразде­лимы и содержательно и генетически. Поэтому, когда мы го­ворим религия, мы подразумеваем определенную культуру, и наоборот"6. В этой позиции Поздняков, проявляющий себя, кстати говоря, как ярко выраженный этатический позитивист, опирается на упомянутого выше Тойнбни, который класси­фицирует цивилизации на основании двух критериев:

1) религии;

2) первоначальной среды географического обитания7.

Оба эти критерия, по мнению Позднякова, относятся и к государствам, поскольку "всякая цивилизация предстает в своем законченном выражении только в форме политическо­го, то есть государственного, образования"8.

Если считать, что государство основано на религии, от­мечает и Гегель, то по существу дела это означает, что "государство произошло из религии и теперь и всегда проис­ходит из нее, то есть принципы государства должны быть рассматриваемы как имеющие силу в себе и для себя, а это возможно лишь, поскольку они признаются определениями самой божественной природы. Поэтому природа государства и его конституции таковы же, как и природа религий; госу­дарство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было возможно лишь при специфической форме языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому"9.

Прямую связь права и духовного начала усмотрел и один из представителей исторической школы права Ф.Савиньи, который в своей "Системе современного римского права" дал следующее определение сущности и генезиса права: "Если

6 Поздняков Э.А. Философия государства и права.- М.- 1995.- С.127.

7 См.: Toynbee Arnold J. A Study of History. - Vol. I.- London: Oxford University Press, 1934.- P. 183.

я Подняков Э.А. Указ, соч.- С. 128.

4 1'eiun. Г.В.Ф. Философия истории.- С. 49.

мы отвлечем право от всякого особенного содержания, то получим как общее существо всякого права нормирование оп­ределенным образом совместной жизни многих. Но случай­ный агрегат неопределенного множества людей есть пред­ставление произвольное, лишенное всякой реальности. А ес­ли бы и действительно имелся такой агрегат, то он был бы не способен, конечно, произвести право. В действительно­сти же везде, где люди живут вместе, мы видим, что они образуют одно духовное целое, и это единство их проявляется и укрепляется в употреблении одного общего языка. В этом единстве духовном и коренится право, так как в общем всех проникающем народном духе представляется сила, способ­ная удовлетворить потребности в урегулировании совместной жизни людей. Но говоря о народе как о целом, мы должны иметь в виду не одних лишь наличных членов его: духовное единство соединяет также и сменяющие друг друга поколе­ния, настоящее с прошлым. Право сохраняется в народе си­лой предания, обусловленной не внезапной, а совершенно постепенной, незаметной сменой поколений"10. Однако Са-виньи, вполне в духе концепции исторической школы, видит главный момент духовного единства в языковой традиции. Ярчайшим опровержением этой позиции и подтверждением положения о примате религии является ситуация в распав­шейся Югославской федерации, где сербы, хорваты и бос-няки говорят на одном и том же языке, однако оказываются не только различными, но и смертельно враждующими народами именно в силу доминирующей принадлежности к разным религиям (соответственно - православию, католи­цизму и исламу).

Носители религиозной идеи, которые устанавливают пра­вовую систему, естественно, вкладывают в нее, прежде всего, свои религиозные ценности, а эти ценности, в свою очередь, для них самих носят сакральный характер, то есть имеют свой конечный источник, согласно их представлени­ям, в божественной воле, в космическом законе и т.п. Именно эти представления порождают так называемые тео­логические школы права, возводящие правовые установления непосредственно к высшим основам мироздания. Таким об-

10 Цит. по: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.- Спб.- 1908.-С.109.

влияние религия оказала на законодательство государстн древнего Востока (Законы Моисея, древнее право персов, За коны Хаммурапи и др.). Ярко выраженное обожествление власти и закона существовало в Египте и Вавилоне. "Религия здесь непосредственно опирается на пользу, небес­ный закон воспринимает в себя юридические статьи и поли­тические правила... Таким образом, общественная этика со своими правилами морали, обширное законодательство по гражданскому праву, не менее многочисленные положения по праву уголовному и, наконец, самая настоящая политика и наука об управлении - все это становится неизменным со­держанием религиозной догмы, объединяющей нормировку жизни с космическим законом и общим мировым поряд­ком"12.

История предоставляет массу свидетельств непосредст­венного либо опосредованного происхождения права из рели­гии как на Западе, так и на Востоке. Так, именно языче­ским религиям народов древнего Востока и древнего Среди­земноморья право обязано такой категорией, как справедли­вость.

На экзистенциальном уровне, то есть на уровне религи­озных представлений, справедливость есть соответствие судьбы человека характеру его усилий. -Представления о справедливости целиком вытекают из язычества. В ре­зультате кризиса языческой религиозности справедливость из мирового принципа превращается сначала в долг, а затем в формальное (внешнее) предписание, то есть в право.

Язычество - это класс религий, признающих верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости, согласно которому все награды и наказания, постигающие человека, так или иначе заслужены им. Поэтому, чтобы не­что получить, человек должен стать достойным награды, в противном случае он своего никак не добьется. Справедли­вость может осуществляться самыми разными способами. Во-первых, она может осуществляться благодаря всемирному закону справедливости, или закону этической причинности. Во-вторых, справедливость может осуществляться волей властвующих в мире богов, которые могут быть организова­ны по-разному - иерархически и беспорядочно, с верховным

Рейснер М. Указ, соч.- С. 18.

разом, если признавать истинность тех религий, нормы кото­рых непосредственно становятся правовыми, необходимо признавать и правоту соответствующих богословских концеп­ций права.

Влияние религии на содержание европейского права в средние века привело здесь к почти тысячелетнему господ­ству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последователь­ным их выражением является учение Ф.Аквинского. Фома Аквинский различал законы вечные, естественные, челове­ческие и божественные. Последние, по его мнению, основа­ны на предписаниях, содержащихся в Новом и Ветхом Заве­те, и дают божественное обоснование "человеческим" зако­нам, позитивному праву.

Религиозное понимание сущности права как творения Бо­га до сих пор остается одним из направлений его теоретиче­ского осмысления. Первоначально естественное и божест­венное начала присутствовали и в теории естественного пра­ва. И сегодня неотомизм обращается к ним, объясняя сущ­ность права (Ж.Маритен). Однако уже с XVII в. теологиче­ское направление начинает уступать первенство светским теориям.

В языческой древности, когда господствующей формой объяснения мира, был политеизм, источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались священнослужители (например, брахманы в Индии) и обоже­ствляемые правители (ван - в Китае, фараон - в Египте и т.п.). В представлении древних право обусловливалось волей богов и их "помазанников" - правителей государства. Все древние народы (египтяне, вавилоняне, евреи, индусы, персы и др.) дают божественное объяснение и обоснование своим законам1'. По сути дела, не было ни одной системы древнего писаного права, не включавшей религиозных предписаний. Например, Законы XII таблиц содержат, немало норм, кото­рые могут быть отнесены к религиозным. Особенно сильное

11 См.: Даррест Р. Исследования по истории права,- Спб.- 1894; Мэн ГС. Древний закон и обычай.- М.- 1884; Еллинек Г. Социально-этическое зна­чение права, неправды, наказания.- М.- 1910; Рейснер М. Идеологии Вос­тока. Очерки восточной теократии.- М,- 1927; Давид Р. Основные правовые системы современности.- М.- 1967.

правильное распределение сил обязательно позволит чело веку достичь поставленной им цели; если оно действительно будет правильным, этого будет достаточно и ничто не смо жет помешать человеку достичь предмета своих стремлений. Соответственно, если распределение сил будет неправиль­ным, достижение цели окажется невозможным. Таким обра­зом, связь между характером распределения сил и достиже­нием поставленной цели носит характер абсолютной неотвра­тимости. Эта неотвратимая связь есть принцип мировой справедливости, согласно которому каждое человеческое усилие находит соответствующее его характеру воздаяние в виде достижения или недостижения поставленной цели.

В египетской религии мировая справедливость носила имя богини Маат, в китайских религиях она называлась Дао, в индийских - Карма, в древнегреческих религиозных пред­ставлениях она имела несколько имен - Дике, Немесида, Ад-растея, Ананке.

Одним из древнейших и существующих до сего дня примеров правовой реализации языческой идеи справедли­вости является индусское право. Индусская религия, вклю­чавшая в себя систему правил, детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывала определенный об­раз поведения. "Поведение древнего индийца тысячелетиями регулировалось религиозно-нравственными установками, ко­торые по мере развития классовых отношений медленно ус­тупали место нормам права, а в большинстве случаев сра­стались с ними"13. Важным этапом в формальном закрепле­нии правовых норм стало создание дхармашастр, где тесно переплелись нормы морали, обычного права и религии. Формирующиеся религиозные правила выражались в них так: "То есть добродетель, - записано в Апастамбе, - что лю­ди умные из дважды рожденных каст хвалят, а то, что они порицают, есть грех".

Религиозно-правовая система стала основой культурного единства народов, населявших древнюю Индию, оказавше­гося удивительно устойчивым14. Это объясняется тем, что ни

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность.- М.-1982.- С.43.

Там же.- С.9.

богом и без него, дуалистически (то есть двумя лагерями -добрых богов и злых) и монистически (без такого разделе­ния). В язычестве чаще всего говорится о власти множества богов (политеизм), но может признаваться и единоличный бог (монотеизм), однако в этом случае его власть не может быть безраздельной и она ограничивается, во-первых, вла­стью принципа справедливости, во-вторых, какими-либо иными мировыми силами (например, непреодолимым пас­сивным сопротивлением инертной материи). В-третьих, справедливость может осуществляться не непосредственно ("заслужил - получил"). Она может осуществляться в группе людей, когда каждый отвечает за всю группу, в перерожде­ниях, когда в каждой последующей жизни человек отвечает за предыдущую, в загробной жизни, когда человек отвечает по итогу всей своей жизни и т.д. Существует еще много ва­риантов мировой справедливости, и все они, составляя веро­учения по отдельности и комбинируясь друг с другом, обра­зуют богатейшее разнообразие язычества.

Язычество возникло среди народов, которые первыми по-чувствовали, что в борьбе с мощными и грозными природ­ными стихиями можно достичь успеха, если прилагать по­следовательные и правильно организованные усилия. Данное обстоятельство спровоцировало веру в принцип мировой справедливости, согласно которому правильные усилия все­гда приводят к желаемому результату. Мир как бы возна­граждает человека за правильные усилия и наказывает его за неправильные. Поскольку же древние сталкивались в пер­вую очередь с конкретными природными стихиями, кото­рые почти безраздельно властвовали над их жизнью, именно эти стихии должны были взять на себя миссию на­грады и наказания. Следовательно, эти стихии должны бы­ли ожить и превратиться в богов, осуществляющих справед­ливость.

Практически все традиционные религии древнего мира представляли собой политеистическое язычество, то есть учения о мировой справедливости осуществляемой совокуп­ной волей властвующих в мире богов.

Если существует влияние усилий человека на его жизнь, значит, если это влияние будет достаточно сильным и по­следовательным, человеческая жизнь будет полностью опре­деляться характером человеческих усилий. Следовательно,

личных мазхабов - религиозно-правовых направлений ислама (на сегодняшний день их существует всего пять). Даже в рамках одного толка существуют противоречивые правила, закрепленные различными авторитетными решениями той или иной юридической проблемы.

В средние века мусульманские факихи на основе индиви­дуальных судебных предписаний мусульманского права су­мели сформулировать его общие принципы (ал-кава'ид ая-куллийа). Среди работ такого рода особо известен трактат Ибн Нудажйма (ум. в 1562 г.). В XVI-XVII вв. мусульман­ское право окончательно сформировалось в целостную систе­му.

Роль мусульманского права не оставалась неизменной. Так, применение его положений в правовой практике Осман­ской империи в XVI в. и Могольской империи в XVII в. от­личалось особой широтой и последовательностью. Позднее мусульманские государства начинают отграничивать нормы, определяющие основы веры и порядок отправления религи­озных культов, от светских правил поведения. "Такие пра­вила, не потеряв полностью связи с религиозным сознанием, приобрели, в первую очередь, характер правовых норм, по­скольку в той или иной форме они поддерживались государ­ством"18. Вместе с тем, и в наши дни во многих государ­ствах, где господствует ислам, религиозные нормы апел­лируют не только к внутреннему смыслу, но и к при­нуждению. В настоящее время конституции многих ислам­ских стран признают основополагающие и считающиеся не­изменными нормы фикха главным источником законода­тельства, а конституция Сирии 1973 г. прямо закрепляет та­кую роль за мусульманским правом. Еще в 80-х годах в Сау­довской Аравии был казнен отсечением головы человек, от­крыто заявивший о своих атеистических убеждениях.

С точки зрения современного европейского правосознания этот факт может показаться свидетельством излишней жес­токости и тоталитарности мусульманского права, однако ев­ропейская правовая традиция, как уже отмечено, на протяже­нии не одной тысячи лет сама была прямо связана с религией о чем говорят материалы и античности, и средневековья; и в

18 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право как объект общей теории права //' Советское государство и право.-1979.- N 1.- С.29.

одна религия не была так тесно связана со всеми областями духовной и материальной культуры народа, как индуизм15.

Свое место занимала религия и в истории правовой сис­темы Китая. Много внимания небесному происхождению этических и правовых правил поведения уделено в священной книге "Шу Цзин" - "Книге истории", посвященной событиям XIV - VIII вв. до н.э.16 При этом ступенчатая эволюция духа в Древнем Китае проявила в себя в трех учениях - даосизме, конфуцианстве и легизме. Если основатель даосизма Лао-цзы призывал следовать исключительно внутреннему смыс­лу (дао) и отрицал значение моральных и правовых норм, усматривая в этом признак деградации духа, то Конфуций главную роль отводил отвлеченным требованиям морали, главным из которых считалось требование гуманности (жэнь), а уже легисты, констатируя утрату общего смысла и бессилие морали, единственным реальным рычагом регуля­ции поведения людей считали позитивный закон (фа).

Одним из наиболее ярких примеров непосредственного превращения религиозных норм в правовые является му­сульманское право фикх. Ислам изначально распространял­ся в основном путем завоеваний, поэтому религиозные нор­мы ислама почти сразу выразились в форме права. Причем в исламских государствах другим конфессиям всегда разреша­лось иметь собственные полномочные суды.

Главными источниками мусульманского права и не­юридических норм ислама признаются Коран и Сунна, осно­вой которых признается божественное откровение. Они за­крепляют прежде всего догматы веры, правила религиозного культа и морали, которые и определяют содержание му­сульманского права в юридическом смысле17.

Поначалу мусульманское право существовало на уровне религиозного сознания, и его отдельные нормы зависели от толкования священных текстов, данного тем или иным фа-кихом (авторитетным богословом). При решении сходных вопросов могли применяться несовпадающие выводы раз-

15 См.: Гусева Н. Р. Индуизм. История формирования, культовая практика.-М.- 1977.

16 См.: Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилнзму.-М.- 1992.- С. 18-22; 47-53 и др.

17 См.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практи ки.-М.- 1986.-С.9.

эти периоды не приходится говорить об особой мягкости и демократичности правовых установлениях Запада.

Один из центральных образов древнегреческой религии Дике (Дика) - божество справедливости, дочь Зевса и Феми­ды (Гесиод "Теогония" 901 след.). "Неумолимая" Дике хра­нит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и но­чи (Парменид). Она - вершительница справедливости в кру­говороте душ (Платон "Федр" 249 Ь). Она следует с мечом в руках за преступником и пронзает нечестивца. В Дике боль­ше отвлеченной персонифицированное™, чем мифологиче­ской образности. По сообщению Павсания, Дике была изо­бражена душащей и избивающей несправедливость на знаме­нитом ларце Кштсела, тирана Коринфа (7 в. до н.э.). Про­явлением мировой справедливости в жизни людей является справедливое воздаяние. Вообще воздаяние - это связь между усилиями человека и их результатом. Именно по характеру этой связи можно определять тип вероучения. Все секуляр-ные вероучения признают стихийное воздаяние, то есть та­кую связь усилий и результата, когда результат может и не зависеть от характера усилий. Все собственно религиозные вероучения признают закономерный характер воздаяния, однако различаются между собой по интерпретации его ме­ханизма. Языческие религии признают, что воздаяние явля­ется справедливым, то есть определенные усилия автомати­чески влекут определенный результат. Результат этот может проявиться непосредственно после совершения конкретного усилия либо через некоторое время либо в конце жизни по итогу всех усилий человека либо в конце мировой истории по итогу жизни всех людей. Кроме того, результат может корректироваться усилиями других людей либо предшест­вующей жизнью либо вмешательством богов. Теистические религии также признают закономерность воздаяния, однако отрицают его непосредственный автоматизм. Согласно теи­стическим вероучениям, связь между человеческими уси­лиями и их результатом целиком находится во власти едино­го и всемогущего Бога, который может определять эту связь либо в соответствии исключительно со своим произволом, либо в соответствии с договором, который он в той или иной форме заключает с человеком.

В древнегреческой религии воплощением негативной справедливости, - то есть справедливости как возмездия за

грехи, является Немесида (Немезида) - богиня, дочь ночи, именуемая также Адрастеей ("неотвратимой") и близкая по своим функциям богине Дике. Немесида наблюдает за спра­ведливым распределением благ среди людей (греч. nemo -"разделяю") и обрушивает свой гнев (греч. nemesao -"справедливо негодую") на тех, кто преступает закон; Неме­сида - богиня мести. Любимые богами гипербореи никогда не испытывают гнев Немесиды. Она немедленно запоминает любую человеческую несправедливость. По одному из ми­фов, Елена - воплощение мести богов человеческому роду, спровоцировавшая Троянскую войну, была дочерью Немеси­ды от Зевса.

Символом неотвратимости справедливого воздаяния явля­ется Адрастея ("неизбежная", "неотвратимая") - божество фригийского происхождения, отождествлявшееся сначала с великой матерью богов Кибелой, впоследствии - особенно у орфиков и неоплатоников - с Немесидой. По Эсхилу, "мудрые поклоняются Адрастее" ("Прикованный Прометей" 936), являющийся, как толкует словарь Гесихия (5 в. до н.э.), богиней возмездия, то есть Немесидой. Орфическая традиция видит в Адрастее воплощение "законов Зевса, Кроноса, бо­жественных надкосмических и внутрикосмических", указы­вая на связь Адрастеи с платоновским законом о судьбе душ. Платон признает "установление" или "закон" Адрастеи, по­нимая ее как эпитет Немесиды и уподобляя ее Дике ("Федр" 248c-249d).. Адрастея устанавливает круговорот душ и таким образом смыкается у Платона не только с Немесидой, но и с Ананке и Дике.

Практически во всех формах древнегреческой религии го­ворится о справедливом воздаянии, осуществляемом после смерти человека по итогу всей его жизни. В традиционных представлениях такое воздаяние было окончательным актом мировой справедливости, происходившим в загробном мире ("царстве мертвых"), и служило своеобразным дополнением к воздаянию земному, реализующемуся на основе коллек­тивной ответственности, тогда как в реформированных пред­ставлениях (учения Орфея, Пифагора, Платона и их после­дователей) посмертное воздаяние превращалось в цепь пере­рождений и считалось единственной формой мировой спра­ведливости.

Традиционную древнегреческую религию можно характе­ризовать как героизм, то есть языческое учение о коллектив­ном справедливом воздаянии. Согласно этому учению, каж­дый член коллектива (всего народа эллинов, городской или сельской общины) отвечает за сумму усилий всего коллекти­ва. Таким образом, отдельный грек не мог рассчитывать, что его индивидуальная добродетель принесет ему заслужен­ную награду, так как награда может быть обретена только всей общиной, если добродетельных людей в ней будет больше, чем порочных. Однако, как правило, либо пороч­ных людей больше, либо пороки общины значительнее, чем ее добродетели, поэтому добродетель остается невознаграж­денной. Исправить положение мог только человек, достоин­ства которого превышают недостатки всей общины. Обыкно­венный человек не может обладать такими достоинствами; они - удел богов. Однако боги не входят в человеческую об­щину, поэтому их достоинства не могут быть суммированы с пороками и добродетелями людей. Следовательно, община нуждается в таком человеке, который в то же время обладал бы свойствами богов, то есть в человекобоге. Человекобог, сын божества и смертного человека, призванный своими подвигами и добродетелями искупить пороки и грехи целой общины, и есть герой. Следовательно, единственной надеж­дой правоверного грека является приход героя, а его долг -сделать все, чтобы исполнение миссии героя было ускорено.

Вера в то, что единственным существом, достойным са­на монарха, может быть только герой типа Кодра, стала ос­новой республиканского строя многих древнегреческих поли­сов, и в целом понятие "Дике" занимало важное место в пра­ве Древней Греции. Его аналога в римском праве - egitas r (справедливость) и "естественный разум" (naturalis ratio).

Система римского права своим непосредственным источ­ником имело не религию, а мораль. Однако сама эта мораль явилась системой норм, сконденсировавшихся в результате компромисса господствующих религиозных учений древнего Средиземноморья. Одним из таких учений, в частности, была римская религия, оказавшая не последнюю роль в формировании римского права. В соответствии с религиоз­ными представлениями древних римлян мир людей строится по образцу мира богов. Боги имеют своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именуются, как и римские се-

наторы, отцами (patres) и имеют своих божественных слуг (famuli tivi). Боги подразделяются на богов небесных, зем­ных, и подземных, однако одни и те же боги могут действо­вать во всех трех мирах (например, Юпитер, Диана, Мерку­рий). Миры богов, людей и мертвых разграничены (так, пра­во богов (fas) не смешивается с правом человеческим (ius), из действия которого изымается все посвященное богам) и, вме­сте с тем, взаимосвязаны. Люди не начинают ни одного важ­ного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наука авгуров и гаруспиков, читающих волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, удару молнии. Большую роль при всевозможных гаданиях играют связанные с почитанием Аполлона так называемые Сивиллины книги, якобы купленные за большую цену Тарквинием Гордым у пророчицы и содержа­щие туманные стихотворные изречения. Порученные специ­альной жреческой коллегии, они хранились в тайне от непо­священных. В случае угрожающих знамений жрецы по спе­циальному постановлению сената ищут в них указаний, как поступить. Боги постоянно присутствуют среди людей, ино­гда подают голос. Богов врага с помощью определенной формулы (evocatio) можно было переманить на сторону Ри­ма, где им в этом случае учреждается культ. Считалось, что мертвые влияют на дела живых, мстят за пренебрежение к установленным в их честь обрядами. Умерший отец стано­вится богом для своих сыновей (сын поднимал кость отца с погребального костра и объявлял, что покойный стал богом). Существовали культы отдельных сословий (конный нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер и Либера у плебеев), отдельных профессий (Меркурий у торговцев, Минерва у ремесленников, художников, писателей, учителей). Каждая локальная община или любой другой компактный коллектив неразрывно связаны со своими богами. Каждый член фами­лии обязан участвовать в ее культе, а, переходя в другую фа­милию по усыновлению или браку, принимал ее культ. Гра­жданин обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Позд­нее, когда появляется много людей, не связанных с ка­ким-нибудь исконно существовавшим коллективом: пересе­ленцы, оторвавшиеся от фамилий рабы и отпущенники,- для



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.