Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 18 страница



Уголовная ответственность - это, в первую очередь, от­ношение лица к уголовно-правовым запретам, которое реа­лизуется в форме определенного поведения. Причем, уголов­ную ответственность нельзя представить иначе, как единство трех частей - уголовно-правовое требование и отношение ли­ца к этому требованию, которое выражается в форме опреде­ленного поведения. До тех пор, пока лицо не проявило своего отношения к запрету вовне, нельзя говорить о правовой от­ветственности. Только единство трех элементов, каждый из которых имеет по отношению к двум другим равноценное значение, может позволить нам говорить о правовой ответст­венности. Учитывая то, что уголовная ответственность явля­ется одним из видов социальной ответственности, а потому у этого феномена существует две формы реализации, оче­видно, уголовная ответственность - это правовой институт, имеющий своим содержанием отношение уголовно-ответственного субъекта, выражаемое в форме нормопос-лушиого поведения, к требованиям, закрепленным в уго­ловном законе, и предусматривающий реальное принуди-

тельное воздействие со стороны общества и государства на субъекта, нарушившего эти требования.

Посмотрим на данную проблему с общетеоретических по­зиций, беря за основу информационно-психологический (мотивационный) аспект действия права. В его рамках ответ­ственность призвана сдерживать удовлетворение собственных интересов обязанного лица и одновременно негативно сти­мулировать (их дополнительный эффект) действия в интере­сах управомоченного. Отсюда не вызывает никакого сомне­ния тот факт, что юридическая ответственность играет сти­мулирующую роль. Поэтому мы не можем согласиться с теми авторами, кто эту роль отрицает. К тому же "каждое лицо, - как справедливо подчеркивает В.А.Тархов, - стиму­лируется к определенному поведению прежде всего и глав­ным образом тогда, когда еще не совершено правонаруше­ние, и потому нет речи и о том, виновно оно или невинов­но"174.

С другой же стороны, необходимо уточнить, а что же именно призвана стимулировать данная ответственность. Высказывается мнение о том, что невиновная ответствен­ность владельца источника повышенной опасности установ­лена в вышеназванной статье ГК (Основ) в целях стимулиро­вания "повышенной бдительности", "особой осторожности" лиц и организаций, осуществляющих эту деятельностью175, активного участия в дальнейшем развитии техники безопас­ности, для того чтобы свести на нет всякую возможность не­счастных случаев и т.п.176

Думается, что на мотивационном уровне такие цели для стимулирования ответственности не ставятся. Здесь главная цель - обеспечить интерес в охране и защите, интерес упра­вомоченного лица, не причинив ему вреда источником по­вышенной опасности. Все подчинено этому. Если же гово­рить о воспитательном (педагогическом) аспекте действия данного правового средства, то следует согласиться с Н.С.Малеиным, что "принцип причинения не может пре-

174 Тархов В.А. Указ, соч.- С.92.

175 См.: Гражданское право. Т.1.- М.- 1994.- С.337.

176 См.: Антиномов Б.С. Указ соч.- С.43; Флейшиц Е.А. Обязательства ииз причинения вреда и из неосновательного обогащения.- М.- 1961.- С.137,

тендовать на какую-либо воспитательную роль"177. Поэтому важно оговорить, в каком аспекте рассматривается проблема стимулирования, и не отождествлять различные формы пра­вого воздействия.

Однако правоограничивающий инструмент может быть "понят", но не "принят" как самое сильное сдерживающее средство, поскольку оно не превратилось во внутреннее ог­раничение на уровне собственных интересов, В этом случае субъект может отдать предпочтение другим внешним огра­ничениям и не обязательно, кстати, правомерным, высту­пающим уже в качестве препятствий.

Разумеется, борьба мотивов не сводится только к кон­фликту между правомерными и противозаконными сред­ствами за сферы влияния. На правовое поведение накла­дывают свой отпечаток и многие иные неюридические факторы: нравственные, социально-экономические, полити­ческие и т.д. "В какой-то степени мы, конечно, животные и реагируем на морковку и на хлыст. Но мы, - заметил Л.Фридман, - еще и моральные, и социальные существа. Моральные и социальные факторы - внутренние мотивы и сигналы, которые мы получаем от других людей, - очень важно учесть, объясняя, как мы воспринимаем правовые ак­ты. Фактически они могут оказаться более важными, чем по­ощрение и наказание"178. Примеров тому достаточно много дает история. Христианские мученики, исповедующие сво­его Бога, несмотря на пытки и казни, революционеры, про­должающие свою борьбу, несмотря на те же кары, всякий че­ловек, исполняющий свой долг в ущерб своим интересам и так или иначе караемый за это исполнение своего долга (так как за неисполнение его он мог бы быть награжден), - все это примеры победы "морально-должного" поведения над пове­дением, требуемым давлением правовых санкций (кары и на­грады)"9

Специфическим психологическим средством для разре­шения борьбы мотивов выступает воля, которая зачастую определяется как реакция на данный конфликт мотивов, как активность, обусловленная "потребностью преодоления

177 Малеин Н.С. Указ, соч.- С.158. "и Фридман Л. Указ, соч.- С.180.

Горокии Н.А. Указ, соч.- С.128-129.

препятствий - потребностью, относительно самостоятельной и дополнительной к мотиву, первично инициировавшему по­ведение"180.

Учитывая тот факт, что право способно регулировать лишь волевую деятельность человека, воля занимает особое место в механизме действия правовых стимулов и правовых ограничений. Ведь волевой процесс выступает как осозна­ние исходных позиций деятельности (потребностей, инте­ресов), ее мотивов, психической подготовки (борьба моти­вов, принятие решения), а также самого осуществления дея­тельности. Воля подключена ко всему процессу психической регуляции и проявляется в том, что из нескольких возмож­ных вариантов, образцов поведения индивид выбирает тот, который в результате познания и оценки объективной дейст­вительности, кажется ему наиболее предпочтительным. Та­кой выбор концентрирует в себе все предшествующие звенья психической регуляции и выражает мотивы и цели, предо­пределившие решение об определенном поведении и само это поведение (методы, способы достижения поставленной це­ли).

Воля, в конечном счете, тоже двухмодально разрешает ситуацию. Еще Р.Декарт подчеркивал, что воля может как обеспечивать побуждение к избранным действиям, так и вы­ступать против страстей и затормозить движения, к которым страсть располагает тело182. По мнению Т.Рибо, воля выра­жается не только в побуждении действий, но и в их сдержи­вании183. То есть воля может как содействовать правости-мулирующему процессу, так и противоречить ему. Точно та­кое же отношение и к правовым ограничениям.

Если на "входе" механизма своего действия правовые стимулы и правовые ограничения "встречаются" с потребно­стями и интересами, то на "выходе" они трансформируются в правовые установки, в них концентрируются все ука­занные выше компоненты психологической регуляции.

180 Симонов П.В. О филогенетических предпосылках воли // Вопросы пси­хологии.- 1971,- N4; Симонов П.В. Мотивированный мозг,- М.- 1987.

181 См.: Лукашева Е.А. Социально-психологический механизм...- СЛ64-165.

182 Декарт Р. Избранные произведения.- М.- J950.- С.619.

183 РибоТ. Воля в ее нормальном и болезненном состояниях.- Спб.-1894,

Сами по себе потребности, интересы, мотивы не порождают конкретного поступка, "они проходят через систему позитив­но-ценностных представлений (установок) субъекта, которые определяют направленность поведения, цели, пути и средства их достижения"'Правовая установка представляет собой определенный гармонический настрой всех структурных элементов правово­го сознания личности в момент, предшествующий действию или проявлению социально-правовой активности; природа правовой установки, уровень ее фиксированности, степень вероятности перехода в активность находятся в зависимости от соотношения ее компонентов: эмоций, чувств, мотивов, отношений, привычек, целей - словом, от всего того, что на­зывается внутренней пружиной действия, внутренним на­пряжением, потенциалом, раскрывающимся в действии. Самое существенное, что характеризует правовую установку, это готовности действовать в соответствии с правовыми тре­бованиями185.

Установка - это завершающая стадия психической регу­ляции, которая по своему содержанию "богаче", чем преды­дущие. Она не может формироваться помимо их, так как строится на уже созданном фундаменте психологических компонентов; развивает их, доводит саморегуляцию до чер­ты, за которой наступает уже действие, социально-правовая активность.

Мера и характер социально-правовой активности - это уже конечная "продукция" механизма правового стимулирования и правового ограничения, логическое продолжение установки и всего процесса психологической регуляции.

Проблема социально-правовой активности привлекла к се­бе значительное внимание ученых-юристов186. Мнения их по поводу определения данного феномена разделились. Одни видят в правовой активности любое проявление права в об­щественной жизни, как позитивные, так и негативные

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность,- С. 176.

См.: Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности.- Яро­славль.- 1993.- С.7, И.

1 6 См., например: Казимирчук В.П. Социально-правовая активность лич­ности // Социализм и личность.- М.- 1979; Шафиров В.М. Правовая актив­ность советских граждан.- Красноярск.- 1982; Гойман В.И. Указ. соч. и др.

 (противоправные) действия187. Другие оценивают се как только позитивную, правомерную, социально полезную деятельность субъекта в правовой сфере188.

Проблема поощрения и наказания в контексте смысла права плавно перетекает в проблему преступления и наказа­ния. Ведь право создается для того, чтобы люди следовали определенным нормам независимо от их собственных стрем­лений. В связи с этим эффективность права во всех формах его действия зависит от того, насколько оно способно на­правлять человеческую активность в заданное русло. Если правовая система неспособна выполнить такую задачу, право теряет смысл. Это само по себе является огромной про­блемой права, однако в более широком контексте возникает и проблема нравственности: есть ли смысл в предусмотрен­ных правом наказаниях, если все равно право не может вы­полнить свою задачу. Эту проблему можно выразить из­вестной фразой, брошенной индийской женщиной одному из многочисленных покорителей Индии: если ты не можешь нас защитить, то зачем же ты нас завоевываешь?

Проблема преступления и наказания является предметом пенологии (от лат. роепа - наказание) - науки, находящейся на стыке юриспруденции, философии, социологии и психо­логии. Сам термин "пенология" введен американским юри­стом Ф. Л ибером в 1838 г. Вопросы о целях, средствах, осно­ваниях и результатах карательной деятельности, составляю­щие содержание пенологии, обсуждались и в глубокой древ­ности, но их систематическая разработка начинается в эпоху Просвещения (Монтескье, 1748; Ч.Беккариа, 1764; Бентам, 1775; Дж.Говард, 1777) и получает наиболее яркое выраже­ние в книге Беккариа "О преступлениях и наказаниях", на­правленной против жесткости и произвола средневековой юс­тиции, щедрой на колесование, четвертование, сожжение и

другие жестокие наказания .

187 См., например: Орзих М.Ф. Личность и право.-М.-1975; Орзих М.Ф. Право и личность.- Киев; Одесса.- 1978.

188 См.: Матузов Н.И.  Правовая система и личность.- Саратов.- 1987.-С.239-241; Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности.- М.- 1986.- С.50; Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы.- Саратов.- 1989.

189 См.: Монтескье Ш.Л. де. Избранные произведения.- М.- 1955; Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.- М.- 1939.

Согласно Беккариа, цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же, а пре­пятствия, сдерживающие людей от совершения преступле­ний, должны быть тем сильнее, чем важнее нарушаемое благо и чем сильнее побуждения к совершению преступле­ний. Следовательно, должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями, которые при этом произво­дили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатле­ние на души людей и были бы наименее мучительными для тела преступника.

Дальнейшее развитие пенологии происходит под знаком укрепления законности, основанной на морали и разуме. Ж.Бриссо де Варвиль (1781), Л.Лепетелье де Сан-Фаржо (1791), А.Фейербах (1799), К.Цехарие (1801) доказывают, что наказание должно предусматривать и назначаться за строго определенные преступления в' строгом соответствии с причиняемым преступлением вредом и виной совершившего его лица и служить щитом, прикрывающим гражданина от произвола государства. Такое наказание рассчитано на рацио­нального индивида, у которого предполагается свобода воли. На первый план, соответственно, выдвигается задача удер­жания неустойчивых лиц от совершения преступления - так называемое общее предупреждение (Г.Филанджери, 1788; Дж.Романьози, 1791; А.Фейербах, 1799).

В эти же годы движение американских квакеров реформи­рует тюрьму, стремясь превратить ее в исправительное уч­реждение: в 1786 г. возникает филадельфийская (пенсильванская) система одиночного заключения, где пре­ступник наедине с собой и Богом должен осознать свою ви­ну и раскаяться; затем оборнская и другие системы.

Спустя примерно сто лет рост преступности, особенно рецидивной, перемещает акценты в пенологии: наказание теперь должно соответствовать не преступлению, а преступ­нику, поведение которого, считается детерминированным природными дефектами и неблагоприятными условиями его жизни. Идея преступной воли (К.Грольман, 1799) получает вторую жизнь в понятиях опасности преступника (Р.Гарофало, 1885) и опасного состояния (А.Принс, 1898). Наказание, содержащее моральное Осуждение, уступает ме­сто санкциям (Э.Ферри, 1881) и мерам социальной защиты

 (А.Принс, 1905), означающим торжество целесообразности над справедливостью: преступник подобен больному, на него надо воздействовать, как лечат, до выздоровления, то есть исправления190. Соответственно пенология интересуется не столько общим, сколько специальным предупреждением, осуществляемым посредством некарательного воздействия на преступника.

Довольно быстро некарательное воздействие обнаружива­ет свою несостоятельность. Изучение скрытой преступности показало, что между преступниками и непреступниками нет личностных различий (И.Антилла, 1971), а изучение реци­дива показало, что его уровень не снижается под воздействи­ем различных сроков тюремного заключения, повышения об­разования, профессиональной подготовки, психологического, психиатрического, медицинского или любого иного известно­го нам некарательного воздействия (Р.Мартинсон, 1974). Этот печальный результат, подчеркиваемый правовой не­обеспеченностью приговоренных к некарательному воздейст­вию "в их же интересах", вызвал переоценку исправления-лечения: мы можем использовать наше умение исправлять, чтобы помочь заключенному приспособиться к жизни в об­ществе, но мы не должны искать оправдания расширению своей власти над ними по тем основаниям, что это может по­высить вероятность его исправления (Н.Моррис, 1974).

Воздаяние по заслугам рассматривается как единственно обоснованная реакция на преступление с учетом его тяжести, а также смягчающих вину обстоятельств (Э.Хирш, 1976). Со­ответственно, специальное предупреждение уступает свою ведущую роль общему (И.Анденес, 1974).

Параллельно этим исследованиям, ориентированным на борьбу с преступностью изучалась связь преступления и на­казания с обществом.

ДюркгеЙм социологически обосновал нормальность пре­ступления как социального факта. Выступая против ставшей традиционной в социологической литературе оценки преступ­ления как явления ненормального, нездорового, патоло­гического, он обращает внимание на тот очевидный и неос-

190 См.: Ферри Э. Уголовная социология,- Спб.- 1910; Принс А. Защита общества и преобразование уголовного права.- М.- 1912 и др.

См.: Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений.- М.- 1979.

поримый факт, что преступление характерно не просто для большинства обществ того или иного вида, но для всех об­ществ всех типов без всяких исключений. Обществ, свобод­ных от преступлений, не было, нет и, надо думать, не будет. Разумеется, в зависимости от места и времени преступления меняли свою форму, характер, тип, направленность, масшта­бы, но само преступление как социальный феномен не исче­зало никогда. Более того, по мере развития цивилизации преступность имеет очевидную тенденцию не к сокращению, а, наоборот, к увеличению. Американский юрист Холл при­знает, что в "Соединенных Штатах - этой стране наиболее высоко развитой, самой прогрессивной, самой образованной, наиболее нравственной, существует и самый высокий мас­штаб преступности..."|92.

Вся совокупность фактов подводит Дюркгейма к выводу, что нет "явления с более несомненными симптомами нор­мальности, поскольку оно тесно связано с условиями всякой коллективной жизни193. Иными словами, преступность есть имманентная, органическая часть жизнедеятельности соци­ального организма, она встроена в него, является необходи­мым спутником этой жизнедеятельности. И если даже счи­тать ее болезнью, то это болезнь врожденная и неизлечимая. Но с преступлением неразрывно связано и наказание, яв­ляющееся прямым воплощением и выражением всякой санк­ции, неважно, исходит ли она от положительного права или от каких-то нравственных норм. Как уже говорилось, разница между ними количественная и формальная, но не сущност­ная, ибо принуждение и связанная с ним санкция есть харак­терная черта любого социального факта как, по сути своей, факта этического. Нравственность же и принуждение, как это было показано выше, неотделимы, что бы при этом ни ут­верждали моральные философы и проповедники (епитимья, кстати, одна из старейших форм религиозной санкции, даже если она налагается на себя самим индивидом, а не исходит от церковного органа). Ведь существенные условия всякой совместной жизни лежат отнюдь не только и не столько в ра­зуме и понимании истины (что дается лишь немногим),

192 Readings in Jurisprudence and Legal Philosophy / Selected by Cohen M.R. and Cohen F.S.- Boston-Toronto.- 1951.- P.308.

193 ". ДюркгеймЭ. Метод социологии.-М.-1991.- С.463.

главным образом они основываются на духе дисциплины и порядка, чувстве долга и ответственности, поддерживаемы­ми издревле разветвленной системой разнообразных санк­ций, начиная от наказания детей за их проступки в семье и школе и кончая санкциями законов и норм нравственности. Подчинение существующим в обществе порядкам, обычаям, нравственным нормам, профессиональной этике и законам для большинства людей вследствие соответствующего воспи­тания входит в привычку и потому не оценивается как что-то особое, как нравственный или социальный "подвиг", и чаще всего просто не замечается, как не замечается работа здоро­вых органов тела. То и другое делается заметным и ведет к соответствующим последствиям только при отклонениях от нормы, ее нарушениях. В том и другом случае вступает в действие принуждение в виде социальной санкции в первом случае и медицинской во втором.

Социальная санкция имеет форму наказания за совершен­ный проступок или преступление. Нас в данном случае ин­тересует наказание за нарушение норм положительного пра­ва, то есть наказание, налагаемое в государствах судебным порядком путем вынесения приговора.

Дюркгейм сформулировал законы эволюции наказания -количественный и качественный: интенсивность наказания тем выше, чем менее развито общество и чем ближе к абсо­лютному характер государственной власти; по мере развития и либерализации общества лишение свободы становится нормальным средством социального контроля (1901). Иссле­дование С.Спитцера, охватившее 48 обществ, не подтвердило существование этих законов (1975). Тенденцию гуманизации наказания, хотя и с сильными флуктуациями, усматривал П.Сорокин: от неограниченной мести к талиону (возмездие по принципу "око за око, зуб за зуб"), от обязательного та­лиона к факультативному, от обязательной мести к допус­каемой, от разрешаемой мести к системе композиций и про­щения; аналогичным образом прослеживается смягчение мо­тивов наказания - от устрашения и возмездия к исправлению и лечению (1914). Однако проведенное Сорокиным совместно с Тимашевым изучение почти тысячелетней истории уголов­ного права Франции, Германии, Австрии, Италии и России привело их к выводу, что тенденции гуманизации наказания не существует - есть лишь флуктуации суровости в довольно

узких пределах (1962). Подтверждением тому частично могут служить результаты сравнительного исследования Л.Ленке, охватившего 19 стран, включая США, Великобританию, Францию, ФРГ, Канаду, Швецию, Японию. Оказалось, что существует положительная корреляция между коэффициен­том заключенных и коэффициентом рабочих дней, потерян­ных вследствие забастовок (1980).

Пытаясь объяснить изменения в содержании наказания, Г.Руше и О.Киркхаймер нашли, что эти изменения тесно связаны с экономикой. Наказание рабством невозможно вне экономики, основанной на рабстве; тюремный труд невозмо­жен без мануфактуры. Переход к феодализму знаменуется использованием казней и телесных наказаний, так как рабст­ва уже нет, но еще нельзя штрафовать. Переход к индустри­альному обществу, нуждающемуся в свободном труде', сво­дит экономическую роль труда заключенных к минимуму; фискальные интересы получают простор, и формируется со­временное наказание - штраф (1939). Что же касается суро­вости наказания, то она определяется не его содержанием, а его восприятием (Б.Врублевский, 1926). В пенологии, как и в экономике, ценности представляют собой переменные эм­пирического характера. Реформы уголовного права пыта­ются привести наказание в соответствие с господствующими ценностями данного общества, включая ценность охраняе­мых благ и тех благ, которых лишает осужденного наказа­ние (Н.Кристи, 1968)w.

В чем состоит социальная суть самого наказания и в чем его функция? Этот вопрос оказывается не таким уж простым, как это может показаться на первый взгляд. По крайней ме­ре, над ним ломали голову многие выдающиеся философы, социологи и правоведы, так и не выработав единого на этот счет мнения или единого подхода к оценке данного явления. В прежние времена социальная значимость наказания и его польза для общества не вызывали сомнения, а его мера оп­ределялась принципами, близкими к законам талиона "око за око, зуб за зуб". Отношение более ранних обществ к нака­занию с исчерпывающей полнотой выражено в законах Мацу, в которых говорится: "Именно боязнь наказания позволяет всем движущимся, и недвижущимся созданиям наслаждать-

См.: Кристи Н. Пределы наказания.- М.- 1985.

ся тем, что им принадлежит, и она же мешает им уйти от своих обязанностей. Наказание управляет человеческим ро­дом, наказание его охраняет; наказание бодрствует, когда все спит; наказание есть справедливость, говорят мудрецы. Все классы развратились бы, все преграды были бы опрокинуты, мир представлял бы хаос, если бы наказание не исполняло свои обязанности".

Американский юрист М.Коэн полагает, что если мы смотрим на преступника как на лицо, создающее угрозу об­ществу и его нормальной жизни, то не только наше право, но и наш долг защитить если и не себя, то, по меньшей мере, тех, кто от нас зависит. Против права общества защищать се­бя и принимать меры для предотвращения преступлений пу­тем изоляции преступника мало кто возражает. Оспаривает­ся эффективность наказания на основании убеждения, что наказание на деле не оказывает сдерживающего влияния ни на самого преступника, ни на других. Не помогает и ссылка на риск и опасность совершения преступлений, поскольку всегда есть надежда на удачу и, кроме того, в обществе суще­ствуют гораздо более опасные увлечения и профессии, неже­ли преступления, и, тем не менее, люди не удерживаются от повторных рискованных действий196. К этому надо добавить, что преступный мир окружен своим ореолом романтики и таинственности, особого мужества и ловкости; тут и надеж­ды на быстрое и легкое обогащение и беззаботную жизнь все это к тому же всячески афишируется и рекламируется через литературу, телевидение и другие средства массовой инфор­мации.

Получается парадоксальная ситуация: общество стремит­ся оградить и защитить себя от преступлений средствами, неэффективность которых оно сознает уже наперед. Коэн, тем не менее, успокаивает себя и читателей банальным, в общем-то, выводом, что преступлений было бы значи­тельно больше, если бы наказания были отменены во­все, присовокупляя известное со времен Беккариа положе­ние, что более эффективно предотвращает преступление не

195 Законы Ману, VII, 14-24.

196 См.: Cohen M.R. Moral Aspects of the Criminal Law // Readings in Jurisprudence and Legal Philosophy / Selected by Cohen M.R. and Cohen F.S.­Boston-Toronto. - 1951.-P.339-340.

только и не столько суровость наказания, сколько его неот­вратимость197,- положение, в общем и целом, тоже далеко не бесспорное.

Итак, большинство рассуждений по вопросу цели и функ­ций наказания вращается в неком подобии порочного круга: цель наказания состоит в том, чтобы по возможности огра­дить общество от преступлений, чтобы удерживать преступ­ления в каких-то рамках (каких? никто сказать не может) и, говоря словами того же Беккариа, "помешать преступнику в нанесении дальнейшего ущерба обществу и предотвратить совершение подобного же преступления другими лицами". Поэтому, считает он, "должен быть выбран такой род нака­зания, который произвел бы наиболее сильное и наиболее длительное воздействие на сознание других и в то же время причинил бы минимальное физическое страдание для пре­ступника"198 - задача, в общем-то, непосильная, по крайней мере, до сей поры ее никому не удалось решить.

Положения Беккариа долгое время оставались руководя­щими для большинства юристов, многие разделяют их и по­ныне, поскольку они вполне соответствуют здравому смыслу и нынешней либеральной тенденции. Но беда в том, что, как показал долгий опыт всех народов, никакие наказания не мешают преступнику наносить дальнейший вред обществу и не предотвращают подобные же преступления со стороны других. Преступления множатся, делаются более изощрен­ными по мере развития средств борьбы с ними, тюрьмы рас­тут и полнятся, и, естественно, вновь и вновь встает вопрос о цели, функциях, назначении и эффективности наказаний.

"Лишь там, где национальное правосознание достигло непреоборимой силы, право гарантировано от всякого поку­шения на него, и на такой гарантии основана в последней инстанции полная прочность, обеспеченность права. Такой гарантии не представляет конституция: сколь искусно ни со­ставляй ее, нельзя даже представить себе такую конститу­цию, которая бы фактически лишала государственную власть права попирать закон. Такой гарантией не могут служить и клятвы: опыт показывает, как часто они нарушаются. Не по-

См.: Readings in Jurisprudence...- P.340. Мнение на этот счет маркиза Беккариа - известного австрийского политического деятеля и юриста XVIII в.- см.: Readings in Jurisprudence...- P.348-350.

Ibid.- P.348-350.

могает и ореол святости и неприкосновенности, которым наука окружает закон это неприкосновенность академическая, не импонирующая произволу. Ему импонирует единственная реальная сила, стоящая за закон, народ, смотрящий на право, как на условие своего существования, и на оскорбление этого права, как на смертельную обиду, наносимую ему самому...

Таким образом, прочность, обеспеченность права зави­сит исключительно от энергии народного правосознания. Сила и значение законов всегда стоят на одном уровне с мо­ральной силой правосознания. Вялое правосознание обуслов­ливает собой непрочность права; здоровое, сильное нацио­нальное правосознание служит указанием прочности права; прочность, обеспеченность права есть дело рук самого наро­да, она есть благо, которое не дается историей даром, не по­дарено ею ни одному народу, а приобретается путем трудной борьбы...".

Как бы ни была изменчива сфера преступлений, ее мас­штабы и виды, понятие преступления повсюду в принципе одно и то же: со стороны преступника - представление о по­сягательстве на "жизненные условия общества" (Йеринг), со стороны же общества представление о том, что оно должно и имеет право защитить себя от такого рода посягательств посредством наказания. "Преступление, подчеркивает Йе­ринг, есть констатированное законодательством вредоносное посягательство на жизненные условия общества". Масшта­бом же, по которому определяется именно такой, общест­венный характер преступления служит не конкретная опас­ность отдельного случая, а абстрактная опасность целой ка­тегории деяний"200. Важность данного положения состоит в том, что оно переключает акцент значимости преступления и наказания за него с индивидуального уровня, с уровня пре­ступника, его личности, уровня, которого придерживаются многие концепции преступления и наказания, - на уровень общественный. Оно подчеркивает как общественную опас­ность преступления, так и общественный характер наказания и его общественную значимость. Иными словами, подлин­ный смысл наказания не столько в том, чтобы наказать данного конкретного преступника, и не в том, чтобы отвра-

Йеринг Р. Цель в праве.- Спб.- 1881.- С.277.

Там же.- С.357. 9 Зак. 56



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.