Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 21 страница



них создаются культовые коллегии с вербовавшимися из их среды министрами и магистратами богов римского пантеона. Отсюда сформулированное впоследствии Варроном положе­ние о приоритете гражданских установлений над религиоз­ными, общин над почитаемыми ими культами.

Все это, наряду с выборностью и общедоступностью жре­ческих должностей, сделало высшим религиозным автори­тетом саму гражданскую общину, а четкость социальной структуры (полноправные граждане, с одной стороны, полно­стью бесправные, удерживаемые только силой рабы - с дру­гой) делала бесполезной божественную санкцию. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших как бы часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но могли о них ду­мать, говорить и писать что угодно, вплоть до полного их отрицания. Такие мотивы встречаются уже у поэта III-II вв. до н.э. Энния, они всесторонне развиты в трактатах Цицеро­на "О природе богов" и "О дивинации", в которых сам быв­ший авгуром Цицерон высмеивает все способы выяснить во­лю богов и решительно сомневается в их существовании, хо­тя в трактате "О законах", написанном с точки зрения поли­тика, а не философа, считает веру в богов и все религиозные установления предков обязательными. Нормы поведения оп­ределялись в большей степени не господствующей религи­ей, хотя римляне и обожествляли различные добродетели, необходимые гражданам для служения государству, а бла­гом гражданской общины, награждавшей достойных заслу­женным почетом, каравшей и клеймившей презрением за­бывших свой долг.

В Древнем Риме признавалось влияние "как божествен­ных, так и человеческих дел на власть законов", и отсюда выводилось естественное право, "которому природа научила все живое", и право народов19.

В период поздней Римской империи христианство стало государственной религией. Религиозная принадлежность ока­зывала прямое влияние на правоспособность и дееспособ­ность лица: нехристианам, язычникам запрещалось вступать в некоторые правоотношения.

См.: Дигесты Юстиниана.- М.-1984.- С.19.

Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в сакрализации многих правовых правил в различ­ных обществах, но и в появлении на рубеже XI-XII веков та­кого феномена, как каноническое право. Более того, в XIII веке в Европе вообще была предпринята кодификация кано­нического права - был создан Corpus Juris Canonica. Семей-но-брачные отношения", наследование, так называемая "десятина" (отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследст­венной массы), иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских со­боров, декретами пап регулировали вполне светские отноше­ния, а иные - получали даже государственную поддержку.

Христианская правовая традиция продолжала реализовы­вать языческую по своей сути идею справедливости. Именно эту основу европейского права Фома Аквинский, высоко це­нивший античное духовное наследие, называл естественным правом. Хотя следует отметить, что на Западе средневеко­вая идея справедливости восходила не только к античной, но и к варварской религиозности.

Дигесты римского императора Юстиниана начинаются с известного определения, которое Ульпиан приписывает дру­гому римскому юристу - Цельсу: "Право есть наука о добром и справедливом"20. Оно кажется нам более относимым к юриспруденции как теоретизированному знанию права, чем к самому праву, но нужно учитывать, что в Древнем Риме право и юриспруденция не были столь отдалены друг от дру­га, как в современном мире. Древние источники феодально­го права именовались правдами: Салическая правда франков (конец V - начало VI в. н.э.), Бургундская и Вестготская правды (VI - VII вв. н.э.), Польская правда (XIII в.). Даже один из жесточайших "кодексов" феодализма "Каролина" (1532 г.) назван его творцом, императором Карлом V, на­ставлением о том, "каким образом надлежит осуществлять судопроизводство по уголовным делам в наибольшем соот­ветствии с правом и справедливостью".

В XVIII веке учение о справедливости приобрело новое религиозное основание - деизм. Деизм (от латинского deus -Бог) - это учение, отвергающее идею повседневного вмеша­тельства Бога в жизнь людей и природы. Деизм рассматри-

20 Там же.- С.23.

вал Бога лишь как творца мира, сообщившего миру его зако­ны, которые со времени творения действуют самостоятельно. Родоначальником деизма считается британский мыслитель Эдуард Герберт Чербери (1581-1648), который в своем произ­ведении "Трактат об истине", вышедшем в свет в 1624 г., из­ложил содержание "новой религии".

В соответствии с вероучением деизма Богу, безраздельно владеющему бесконечностью миров и пребывающему в абсо­лютном совершенстве, совершенно безразлично, что делает человек на Земле. В масштабах мира усилия человека почти незаметны и уж во всяком случае не имеют того значения, ради которого Бог должен был бы обратить на них внимание и осуществить за них воздаяние согласно договору. Сам же факт договора можно расценивать как одно из всемирных естественных установлений, подобных закону тяготения и т.п., которые предназначены для функционирования ми­ропорядка без божественного вмешательства. Поэтому Бог вообще может не обращать внимания на людей. Соблюдать же божественно-человеческий договор, являющийся естест­венным законом мироздания,- в интересах самого человека независимо от наличия или отсутствия божественного воз­даяния за такое соблюдение. Поэтому человек должен стре­миться соблюдать договор с Богом независимо от воздаяния и отношения самого Бога к этому договору.

Между тем, тот факт, что соблюдение договора с Богом (т.е. исполнение моральных норм), теперь всецело возло­жено на человека, заставляет последнего ревниво следить за тем, чтобы каждый прилагал необходимые усилия к сохра­нению естественного нравственного и социального порядка, в результате чего договор с Богом становится общественным договором и требует жесткой охраны силами государства, что было обосновано французским просветителем Ж.­Ж.Руссо (1712-1778) и что попытались осуществить якобин­цы в период Великой французской революции во главе с Ро­беспьером, учредившим государственный "культ Верховного Существа".

В связи с выдвинутой деистами концепцией общественно­го договора в эпоху Просвещения широко распространяется так называемое общественно-конвенциональное понимание справедливости. По Гельвецию, человек в первобытном состоянии не мог иметь представления о справедливости:

несправедливость - "это нарушение некоторого соглашения или закона... Значит, до закона не существует несправедли­вости"21. Договорная трактовка справедливости означала све­дение ее к правовому феномену, имеющему государственно-законодательное происхождение: "Справедливость предпола­гает установленные законы"22; люди могут следовать спра­ведливости только из надежды на вознаграждение. И лишь в случае несовершенства законов вступают в силу нравст­венные критерии справедливости, в этом случае она стано­вится "...достойной награды добродетелью..."23. Правовой точки зрения в понимании справедливости придерживался и Гегель, считавший, что конституция, в которой "...разумная воля... доходит до сознания и понимания самой себя...", и есть "...существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений"24.

Многие мыслители (в частности, В.И.Ленин) заметили, что все развитие европейской цивилизации в течение XIX столетия прошло под знаком Великой французской револю­ции, религиозной основой которой был деизм. Именно деиз­му современное право во многом обязано своим представле­нием об универсальной справедливости.

Так, в современной Конституции Испании (1978 г.) же­лание "установить справедливость" названо в числе главных стремлений народа, утверждающего Конституцию. Консти­туция Индии 1949 г. среди целей народа на первое место также ставит обеспечение социальной, экономической и по­литической справедливости. Подобные утверждения можно найти в конституциях и законах многих современных госу­дарств. Не являлось исключением и социалистическое право, которое, однако, черпало свои ценности уже из другой рели­гиозной идеи - коммунистической.

Таким образом, стремление воплотить в законах и других юридических источниках права справедливость свойственно позитивному праву, созданному многими государствами прошлого и современности. И, невзирая на все различия в понимании справедливости царем Хаммурапи и законода-

Гельвеции К.А. О человеке.- М.- 1938.- С.154.

Там же.-С. 155.

Там же.

Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.З-- М.- 1956.- С.317.

телями наших дней, отождествление права со справедливо­стью никогда не было ни абсолютной истиной, ни абсолют­ной ложью. Позитивное право должно было восприниматься как нечто справедливое, как некий официальный эталон справедливости, признанный в данном обществе. Само по­нятие справедливости всегда предполагало защиту интересов всех членов данного общества. Таким оно выступало при первобытнообщинном строе, таким прошло через тысячеле­тия истории цивилизации, таким остается и сегодня. Это наиболее устойчивая категория, выражающая общечеловече­ские интересы, "правду" и "право" для каждого из людей.

Однако справедливость понималась в истории человечест­ва по-разному. Ее корни уходили в более глубокие основы существования общества. Поэтому с изменением представ­лений об этих основах менялось и представление о сущности права.

Тот факт, что позитивное право декларировало свою справедливость в столь различных ситуациях и независимо от своего реального содержания, и дало повод юридическому позитивизму, с одной стороны, отождествлять с правом лю­бой произвол властей, а с другой, считать справедливость не более чем выгодной властям профанацией (см. утверждение древнегреческих софистов о том, что справедливость есть то, что выгодно властям).

Расхождение позитивного права с религиозными идеала­ми, как уже отмечалось, связано с неуклонным угасанием одержимости господствующей религиозной идеей. Благода­ря этому исконный смысл правовых установлений теряется; теперь люди видят смысл в одном способе поведения, а закон, основываясь на силовом принуждении, предписы­вает им совсем другое. Соответственно, право приспосаб­ливается к более насущным проблемам и к существующему образу жизни, благодаря чему происходит возвращение ре­лигиозно-правовым нормам чисто религиозного характера. Обособление правовых и религиозных норм предполагает различение "преступления" и "греха". Такое разграничение, в частности, выработалось в римском праве25.

Вместе с тем, процесс секуляризации права не является необратимым. Возвращение права в лоно религии может

См.: Вундт В. О развитии этических воззрений.- М.-1886.- С.20.

быть связано не только с импульсом новой религии, но и с попытками возродить старую религиозность. Такие попытки связаны, как правило, с усилением влияния символических процедур и суеверия в праве. Символизм и суеверие являют­ся двумя сторонами вырождения религиозной идеи, замут-нения ее чистоты потоком реальности, угасания одержимо­сти этой идеей. Пытаясь реанимировать одержимость ис­конной религией, фанатики концентрируются на случайных деталях, ассоциирующихся с древней чистотой идеи. Ритуал перестает быть прямым требованием идеи, но становится символом, смутно выражающим полузабытую загадочную суть, либо чистым суеверием, которому следуют исключи­тельно ради суеты, то есть ради беспорядочных требований реальности. Ритуал теперь выражает пленение идеи реально­стью, идеала случайностью. Чистые ритуальные требования иррациональны, их смысл уже почти утерян, его надо вос­станавливать посредством специальных сложных исследова­ний. Поскольку мало кто уже может увидеть смысл в следо­вании ритуалу, внутренних побуждений к этому нет, и по­этому необходимы чисто внешние стимулы. Вместе с тем, власть имущие часто усматривают смысл удержания подвластных в рамках ритуала, чтобы реанимировать или хотя бы сохранить на наличном уровне верность исходной единящей и мобилизующей идее. Поэтому ритуальные (культовые) требования очень часто становятся весьма суще­ственной частью права. Вообще трудно найти систему права, в которой отсутствуют те или иные нормы церемониала, об­рядности и т.п. Однако в ряде случаев эти нормы отделяют­ся от норм государственного права и поддерживаются лишь реальной властью соответствующих религиозных общин.

Так в Европе развитие канонического права пошло в двух направлениях: светское начало все более становилось преро­гативой государства, а церковное право сосредоточивалось на регулирование тонких внутрицерковных отношений. Закреп­ление светского характера государства во многих конститу­циях, отделение церкви от государства, школы от церкви, иные положения - все в большей степени превращают обще­ственные церковно-государственные отношения в объект ре­гулирования светским правом, хотя, например, в Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. Сложившееся в Константиновскую эпо-

ху, то есть в эпоху признания христианства государственной религией большинством европейских стран, "представляет собой лишь исторический феномен, который имеет свое на­чало, не совпадающее с рождением Церкви, свой теперь уже очевидный конец"26. Это касается и России, где со времен Петра Великого до 1917 г. (так называемый синодальный пе­риод) источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св.Синода, Кормчая Книга и

Иные тенденции, например, предложение некоторых ре­лигиозных деятелей в России превратить православие в еди­ную государственную идеологию и на этой основе строить го­сударственно-правовую систему, а в ряде других мусульман­ских стран - усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора и т.п.), заслуживают, разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от про­цесса, который в XX веке может быть обозначен как секуля­ризация права.

С разделением религиозных и правовых норм возникают коллизии религии и права. Верующий человек может оцени­вать право с точки зрения норм своей религии, а законопос­лушный гражданин может оценивать нормы той или иной религии с точки зрения господствующего права. И не все­гда эти оценки позитивны. Между религией правом в свет­ском государстве складываются сложные взаимоотношения.

Влияние права на религию в известной мере специфично. Так, Конституция Российской Федерации (ст. 14), федераль­ный закон "О свободе совести" гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время, сегодня становится очевидным, что право не должно быть безучастно к "причудливым" формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращаю­щим ее в слепого исполнителя воли "гуру", "мастера", "учителя" и стоящих за ними темных сил. Право в этой си-

Цыпин В.А. Церковное право.- М.-1994.- С.12.

туации должно быть настороже, иначе неизбежен синдром "Аум Синрикё".

XX век возродил религиозные движения, содержащие в себе основания для своеобразного понимания справедливо­сти. Речь, прежде всего, идет о различных формах оккуль­тизма.

Оккультизм - общее название учений, признающих суще­ствование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную трени­ровку. Оккультизм - это преимущественно западная тради­ция, которая с большой охотой, однако, пользуется дости­жениями восточной религиозно-философской мысли, К ок­культизму относится целая группа учений, практически каж­дое из которых, с древности до XX века, формировалось либо непосредственно на Западе, либо представителями Западной культуры (например, учение Рериха). Название этой группы учений происходит от латинского occultus - тайный.

Суть всех разнообразных строго оккультных теорий сво­дится к следующему: в мире властвует принцип справедли­вого воздаяния, осуществляемый таинственными силами. Тот факт, что в нашей жизни справедливость осуществляется далеко не всегда и достойный человек, часто, не получает по заслугам, находит в оккультизме следующее оправдание: воздаяние осуществляется за самые незначительные и даже незаметные для человека черты, согласно таинственной взаимосвязи всех вещей в мире, поэтому всегда найдется что-либо, что человеком не учитывается, но может быть вмене­но ему в вину и является причиной его бедствий. Знать же и учитывать все тайные моменты, определяющие человече­скую судьбу, могут только избранные, так называемые "посвященные". Именно они могут растолковать человеку движущие силы, тайные "пружины" его жизни и направить его на "правильный путь".

Оккультизм представляет собой достаточно широкое общественное движение, распространенное в разных стра­нах. В недрах этого движения сформировались определен­ные взгляды относительно государственного устройства. Ок­культная теория государства предполагает придание этой идеологии официального статуса. Все граждане оккультист-скрго государства должны будут неуклонно соблюдать пред-

писанные им ритуалы, регламентирующие абсолютно все стороны их жизни. Если кто-либо откажется подчиняться та­кой регламентации, ему будет угрожать смерть, поскольку, согласно концепции таинственного воздаяния, все люди свя­заны и за свойства и поступки одних могут отвечать другие, например их родные, близкие и даже соотечественники. Та­ким образом, каждый человек будет отвечать за благосостоя­ние всей нации. А поскольку всеобщего благосостояния в ближайшее время не ожидается, у оккультистского правле­ния будет прекрасный повод свалить вину, например, на всех рыжих, так как рыжий цвет несовместим с "благой кармой" и все, кто мирится с ним, наказываются богами и т.п. Таким образом, оккультное право - право, регламенти­рующее не только поведение, но вообще всякую активность человека, в том числе ту, которая не может быть наблюдае­ма; следовательно, по степени охвата различных сторон че­ловеческой жизни оккультное право есть предел тоталитар­ного права, а это не может не настораживать народы тех стран, которые так или иначе познакомились с проявлениями тоталитаризма.

Одним из средств социального контроля над антиоб­щественными проявлениями религиозности может послу­жить религиоведческая экспертиза, направленная анализ следствий, вытекающих из того или иного вероучения, на предмет возможных мотивов преступления.

Вероисповедание, даже .если оно продемонстрировало свою опасность для общества, нельзя запретить, так как для осуществления этого запрета надо было бы ввести контроль над мыслью и цензуру информации. Это недемократично, сложно, дорого и чревато далеко идущими и, трудно пред­сказуемыми побочными следствиями. Можно лишь за­прещать те религиозные организации, в которых утвер­ждаются вероучения, содержащие в себе в свернутом ви­де преступные мотивы. Опыт такого запрещения в либе­рально-демократических странах существует в отношении тех организаций, которые были не только религиозными (а их религиозный характер можно теперь доказать), но и полити­ческими, - прежде всего нацистских, а также отдельных ок­культных сект. Если ранее религиозную организацию можно было закрыть только на основании прямого обнаружения со­става преступной деятельности, то благодаря специальной

экспертизе их можно идентифицировать как преступные по характеру заявленного или даже скрываемого фактическо­го вероучения. Недостаточно объявить себя нацистом, что­бы оказаться вне закона, но любая деятельность нацистской организации незаконна. Так же следует поступать с религи­озными организациями, программные (вероучительные) ус­тановки которых столь же опасны для общества, хотя еще и не реализовались на практике. Поэтому нельзя арестовывать сектанта за его принадлежность к секте, но следует запретить деятельность секты, закрыть ее информационные органы, вывести ее из легальных отношений и организовать надзор за лидерами и активистами как за неблагонадежными.

Главное в судебно-религиоведческой экспертизе - опреде­лить характер вероучения. Основная проблема при этом - со­крытие верующими, привлекающими внимание властей, своей веры. Прямой путь анализа вероучений - анализ веро-учительных документов и опрос самих верующих в соответ­ствии со специальной методикой. За невозможностью идти этими путями можно использовать косвенные - анализ структуры общины, характера ее истории, культовой практи­ки, социального состава, общественной деятельности.

Привлечение религиоведческой экспертизы может быть необходимо в следующих случаях:

 в уголовных делах для установления мотива преступ­ления;

 в гражданских делах для установления право- и дееспо­собности;

 в экономической политике для определения надежно­сти партнеров;

 в государственной политике для определения отноше­ния к той или иной конфессии.

Религиоведческая экспертиза позволяет проводить профи­лактику преступности на религиозной почве. Сегодня почти во всех странах мира (включая Россию) эта проблема весьма актуальна. Кроме того, она может существенно помогать в расследовании преступлений, поскольку позволяет раскрыть мотив преступления и весьма существенные характеристики личности преступника, свидетеля, потерпевшего и т.п.

Общественная опасность той или иной группы зависит прежде всего от его вероучения, а затем уже от характера ее организации. Так, наибольшую вероятность общественной

опасности несут апокалиптические учения, согласно которым мы живем в последние дни мира, и все вот-вот рухнет, по­этому пришла пора действовать, оккультные учения, уде­ляющие огромное внимание деталям, мистические учения, согласно которым граница между реальным и потусторонним миром условна и зыбка. Практически все дуалистические учения (как языческие, так и теистические), то есть учения, признающие реальность активной силы мирового зла, пред­полагают риск экзистенциальной перверсии в виде поклоне­ния злу и стремления деятельно встать на его сторону. По­тенциально опасны также нигилистические исповедания, от­рицающие необходимость следовать каким бы то ни было правилам, индивидуалистические и империалистические, призывающие не считаться ни с чем, кроме собственных ин­тересов или интересов своей группы. Потенциально опасны­ми можно признать также вероучения, зовущие к гиперак­тивности. Следует также выделить жизнеотрицающие уче­ния, то есть все учения, в которых выражается негативная оценка телесной и природной жизни. Такая позиция чревата изуверской практикой истязания живых существ и самоистя­зания, а также экофобией и экофобской деятельностью.

Что касается структуры, то здесь следует отметить та­кие моменты, как использование приемов конспирации, во­енная дисциплина и мелочная регламентация жизни верую­щих. Знакомство с конспирацией может быть использовано для сокрытия истинного вероучения (для властей и профан-ной публики представляется другое, более "гладкое" и "мягкое" учение), а также для создания подпольных струк­тур, занимающихся деятельностью, которая может при­влечь нежелательное внимание общественности и власти. Жесткая дисциплина, которая часто бывает сопряжена со слепым подчинением и поклонением лидерам общины, а также с полной самоотдачей верующего (человек отдает в распоряжение лидеров общины не только свое имущество, но и всего себя), также является настораживающим факто­ром. Дисциплина военной (и даже большей) строгости нуж­на прежде всего для проведения военных операций; для группы людей, преследующих чисто духовные цели, она, ка­залось бы, вовсе не нужна. Следовательно, такого рода орга­низации могут преследовать цели, которые достигаются во­енным путем, или готовятся в случае необходимости

(предусмотренной вероучением) приступить к военным опе­рациям. Мелочность регламентации жизни верующих может свидетельствовать о стремлении лидеров общины контроли­ровать каждый шаг общинников; в политическом плане такая мелочность чревата тоталитаризмом в случае повышения влияния секты или прихода ее представителей к власти.

Религиоведческая экспертиза не должна давать рекомен­даций властям по поводу того, как поступать с той или иной религиозной организацией (хотя это можно делать по отно­шению к финансовым и иным негосударственным организа­циям, решающим, иметь дело с той или конфессией, или нет), но она призвана оценивать криминогенную ситуацию, вызываемую организованным исповеданием того или иного вероучения. Например, само по себе исповедание чистого апокалиптического учения, то есть учения о скором конце света, еще не есть условие роста преступности. Однако если в нем появляются мотивы типа: "скоро все рухнет, Поэтому исполняй все свои желания, пока не поздно"; или - "в этой стране надо свергнуть власть дьявола и установить апокалип­тическое царство праведников" и т.п., то уже надо смотреть, как организована община данного вероисповедания (используются ли в ней приемы конспирации, дисциплина военного характера и т.д.) и какие люди в нее приходят (бывшие военные или работники спецслужб, неудавшиеся политики, авантюристы, уголовники, психически неурав­новешенные люди и др.). Здесь уже налицо высокая степень криминогенное™, связанная именно с исповеданием данной конкретной веры, поэтому власти, по крайней мере, должны быть в курсе дела. Кроме того, религиоведческая экспертиза может оказывать существенную помощь следствию в уста­новлении мотива преступления, если оно совершено на рели­гиозной почве или если подозреваемый принадлежит к ка­кой-либо религиозной группе.

Конечно, каждый волен исповедовать любой способ распоряжения своей жизнью, но реально распоряжаться ею он свободен лишь в пределах аналогичной свободы других людей. Не все вероисповедания разделяют это положение. Такие вероисповедания сами ставят себя вне свободы совес­ти, и поэтому они должны быть ограничены в своих прояв­лениях. Общество обязано держать их под контролем и пря­мо запрещать широкую пропаганду и организованное испове-

дание тех религиозных учений, которые даже косвенно толкают своих последователей на преступления. Не следует запрещать человеку верить во что-то, но нельзя допускать, чтобы вера, которая может привести к преступлениям, спло­тила вокруг себя организованную силу, направленную против общества.

Универсальной формой превращения религии в право яв­ляется чистое принуждение, или власть. И хотя власть явля­ется непременным условием существования всякого права, если последнее происходит из религии, власть является единственным таким условием. Именно этот неоспоримый факт, особенно когда реальное содержание права отходит от исконных религиозных идеалов, служит основанием для отождествления права и власти.

Существует целый ряд теорий, к которым относится и позитивизм, согласно которым право есть фактически то же, что власть. В самом деле, если отождествлять всякое пози­тивное право с правом вообще, то право есть власть. В не­которых случаях приводится софистическое доказательство такого отождествления: с одной стороны, "право есть при­каз суверена", а с другой - всякая власть реализует себя в форме определенных требований (устных или письменных), подкрепляемых реальной силой (в этом смысле можно, на­пример, говорить о так называемом "телефонном праве"). Таким образом, всякая власть есть право, а всякое право есть власть. Чтобы вообще не смешивать эти понятия, иногда вводятся оттеночные различия: власть есть возможность влиять на поведение других, а право есть осуществление этой возможности; иными словами, право есть не что иное, как осуществленная (опредмеченная) власть. И на этом осно­вании говорят, что всякая власть носит правовой характер и что не может быть неправовой власти.

Обычно эта формула связывается с теорией известного английского правоведа XIX столетия Дж.Остина, хотя она в различных вариациях встречается у Цицерона, Гоббса, Бен-тама, Йеринга, Кельзена и многих других. Остин опреде­ляет закон как "норму, установленную в качестве руково­дства для одного разумного существа со стороны другого ра­зумного существа, имеющего над ним власть"1. Законы, по Остину, делятся на законы в истинном значении слова

Readings in Jurisprudence and Legal Philosophy / Selected by Cohen M.R. and Cohen F.S.- Boston-Toronto.-

п. позитивное

(положительные законы) и законы в не истинном значении. Последние суть те, которые не установлены политической властью, а являются правилами, установленными простым мнением. К ним относятся "законы чести", "законы моды" и т.д., включая нормы, относящиеся к международному пра­ву. Эти нормы Остин называет, в отличие от положительно­го права, "положительной нравственностью". Каждый поло­жительный закон или норма есть приказ. "Наука юриспру­денции, отмечает он, имеет дело с положительными закона-ми или с законами в строгом смысле этого слова, которые должны рассматриваться безотносительно к тому, хороши они или плохи"2. Почти дословно эта же идея воспроизводит­ся и у Кельзена, утверждавшего, что закон в сути своей есть "внешний принудительный приказ"3. Хёбель, отталкиваясь от антропологического понимания закона, также утверждает, что законы или "нормы это то, что люди регулярно делают, и то, что они будут продолжать делать и в будущем. Юриди­ческие нормы отличает регулярность, властная императив­ность и вдобавок определенный элемент официальности. Норма, если она юридическая, есть требование, императив, подкрепленный в случае необходимости принудительной си­лой"4. При этом Хёбель делает особый акцент на абсолютной императивности закона.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.