|
|||
Тихонравов, Ю. В. 15 страницаВ самом же общем плане проблема правовых ограничений - проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобода не может существовать без ограничений, ибо "подлинная свобода осознает свои границы"91, более того, обретает себя лишь в рамках права. "Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, то есть гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместное жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе"92. В ст.4 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года сформулировано правило, ставшее уже аксиомой. "Свобода, - сказано в ней, - состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами". Разумеется, право ограничивать возможности, свободу, отнимать у людей часть их прав для того, чтобы добиться осуществления совместной деятельности, должно быть только у соответствующих государственных органов, как у легитимных представителей всего общества. Вместе с тем необходима целая система гарантий законного и обоснованного установления и действия правовых ограничений, ведь "возможность ограничений основных прав и свобод личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или нрав и свобод других лиц всегда таит в себе угрозу, если даже не злоупотреблений, то, во всяком случае, принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер"93. Среди таких гарантий можно выделить и запреты конкретных действий различных государственных структур и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан (в частности, согласно ст. 19 Конституции РФ "запрещаются 1 Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М,- 1991.- С. 168. 91 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение.- 1992.- N3.-C.96. 93 Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность.- М.- 1991.-С.86. любые формы ограничения прав граждан по признакам соци альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности"); и то, что отдельные права личности могут быть ограничены на основе Конституции и закона только (исключительно) специальным государственным органом -судом (например, в соответствии с ч.2 ст.22 "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению"; эта же гарантия закреплена и в ч.2 ст.25, и в ст.25). Все названные и неназванные гарантии нужны прежде всего для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого законного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные. Поэтому проблема ограничений - есть по сути дела проблема "лазеек" для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направлении. Гарантии же позволяют эти лазейки закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглашается. Основная функция правовых ограничений вытекает из их целей и заключается в создании условий для удовлетворения интересов контрсубъектов и общественных интересов в охране и защите (охрана и защита основ конституционного строя, общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства). Осуществляя функцию охраны и защиты, правовые ограничения призваны препятствовать активности противозаконной, антиобщественной. Они, в отличие от правовых стимулов, связаны с государственным принуждением и специализируются на противодействии противоправному поведению. Правовые ограничения в основном гасят всю ту социальную энергию, которая находится в противоречии с правовыми стимулами, принципами и нормами. Они оберегают те общественные отношения, которые оказываются либо могут оказаться под воздействием стимулов противозаконных. Тем самым правоограничивающие факторы стабилизируют социальные процессы, в чем заключается их позитивная роль. Функция охраны и защиты - вторичная функция информационно-психологического действия права, производная от функции развития общественных отношений. Среди всех правостимулирующих средств есть смысл выделить такие, которые относятся в большей мере к правовой охране, и средства, относящиеся к правовой защите. К охранительным инструментам принадлежат прежде всего такие правовые ограничения, как запреты и обязанности, представляющие в своей совокупности специфическую систему правового страхования. Именно функционирование обязанностей и запретов составляет главное в правоохранительном механизме, при несрабатывании которого вступают в действие другие ограничивающие инструменты - меры защиты и ответственности, относящиеся к правозащитному механизму. "Защите судебной, - отмечается в Юридическом энциклопедическом словаре, - подлежит только право, охраняемое законом"**. Если меры защиты - первичная реакция на сам факт отклонения от охранительных мер, заключающаяся в принуждении обязанного лица выполнить обязанности, налагаемые на него законом или договором, то задача юридической ответственности заключается в возложении новой обязанности претерпевать лишения, понести правовой урон. Таким образом, правовые ограничения специализируются на охране и защите, в которых их элементный состав и ориентация действия неодинаковы. Ведь если охранительно-ограничивающие элементы направлены на недопущение препятствий на пути реализации прав и интересов, действуют "до" нарушения, то защитно-ограничивающтде элементы направлены на своеобразное устранение препятствий, нарушенных мер охраны и того, что охраняется, действуют не только "до" (путем угрозы), но и "после" нарушения в виде реакции со стороны государства. Это подтверждается многочисленными статьями из законодательства, где говорится об охране труда, природы, общественного порядка, памятников истории и культуры и т.п. При нарушении же установленных запретов и обязанностей на уровне охраны должна действовать система правовых средств на уровне защиты. Например, в соответствии со ст.87 КоАП РФ "нарушение правил охраны и использование памятников ис- Юридический энциклопедический словарь.- М.-1987.- С. 137. тории и культуры" влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан, что уже выступает в форме правовой защиты. Разумеется, кроме такой основной и сугубо специфической функции, как охрана и защита общественных отношений, правовые ограничения выполняют и иные функции -функцию социального контроля, мотивационную, воспитательную, коммуникативную. Так, осуществляя функцию социального контроля, правовые ограничения выступают од-ним из средств этого контроля. С их помощью законодатель и правоприменитель координируют ту или иную деятельность физических и юридических лиц, например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах вредных действий, в которых общество и государство не заинтересованы, которые наказываются согласно закону. Правовые ограничения - достаточно жесткий способ коррекции пра-воотклоняющегося поведения и приведения его в правомерную форму (к норме). Функция социального контроля правовых ограничений тесно связана (переплетается) с их воспитательной функцией. Последняя отражает вклад правовых ограничений в формирование правосознания .и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности. Воспитательное воздействие правовых ограничений проявляется и в виде своеобразной профилактической, превентивной деятельности. Коммуникативная функция заключается в том, что правею граничивающие средства выражают собой определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщениям поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (физическим и юридическим лицам) и служат тем самым особого рода способом связи между ними. Следовательно, любая социальная активность ограничивается не только физиологическими, природными и техническими возможностями человека, но и его принадлежностью к обществу, моралью, правом. Правовые ограничения необходимы потому, что у общества и государства существует насущная потребность в сдерживании противозаконных действий в различных сферах жизнедеятельности. С помощью многообразных по своим свойствам правовых ограничений (запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и т.п.) обозначаются рамки удовлетворения интересов субъектов, границы их поступков. "Противоправное поведение как раз и состоит в нарушении этих правовых рамок, разумных и целесообразных границ. Требовать ликвидации всяких ограничений человеческого поведения - значит, по существу, оправдывать противоправное и преступное поведение, допускать ущемление прав и интересов других лиц и общества в целом"9'. Всякий правовой стимул, побуждая одни поступки, одновременно ограничивает другие. Среди информационного влияния психологических функций на личность следует выделять в процессе управления, по справедливому мнению В.Г.Алексеева "собственно стимулирование, воздействие с целью направить поведение в желательную сторону и "затормозить" нежелательные тенденции"96. В литературе часто вполне справедливо правовые ограничения вообще не выделяются, а практически все средства относят к правовым стимулам, разделяя их на два вида: положительные (льготы, поощрения) и отрицательные (правовые последствия неблагоприятного характера)97. Свидетельством единства активизирующих и сдерживающих стимулов может служить и тот факт, что они взаи-мообеспечивают в правовой регуляции друг друга. Так, фиксация в ст.8 Конституции РФ права частной собственности выступает мощным юридическим стимулом. Однако для того, чтобы подобный стимул состоялся и был к тому же справедливым, государство должно ставить собственников в определенные правовые рамки, устанавливать юридические ограничения, устраняя тем самым нежелательные для общества крайности в использовании собственности. Власть собственника по отношению к принадлежащей ему вещи не безгранична, ибо он: обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав; должен воздер- 95 Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность.- С.72. 96 Асеев ВТ. Мотивация поведения и формирование личности.- М.- 1976.-С.149. См.: Грибалев Н.П., Сухин В.А. Проблемы материального и морального стимулирования труда // Право и социальное планирование.- М.- 1981 -С. 136; Чубуков Г.В. Правовые формы поощрения работников сельского хозяйства.-М.- 1980.- С Л 4. живаться от поведения, приносящего беспокойство его соседям и другим лицам; -вынужден в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, допускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами и т.п. С другой стороны, в целях нормальной реализации права собственности государство через такие формы, как запреты, обязанности, меры наказания и т.д., должно ставить правовые ограничения и в отношении всех тех, кто посягает на эту собственность. В ч.1 ст.35 Конституции РФ прямо закреплено, что "право собственности охраняется законом". Следовательно, в целях успешной реализации субъективного права одних лиц устанавливают юридические обязанности и запреты для других, а также юридическую лиц, ответственность (ограничение) в отношении самого управомочен-ного за злоупотребление этим правом. Если же говорить о юридической обязанности, то это, вероятно, самое трудновыполнимое правовое средство, поскольку здесь субъект (в отличие от осуществления дозволения и запрета) затрачивает "личную энергию". Учитывая, что юридическая обязанность - есть правовое ограничение в отношении собственных интересов обязанного лица, содержащее одновременно дополнительные негативные стимулирующие моменты, побуждающие действовать в интересах управомоченного, для обеспечения ее успешной реализации используются как многообразные ограничивающие (меры приостановления, защиты, наказания и т.п.), так и различные стимулирующие средства (поощрения, льготы, компенсации, выплаты и т.д.). Разумеется, исполнение обязанности под влиянием только ограничивающих обеспечительных факторов возможно. Но это далеко не всегда выступает достаточной гарантией ее качественной реализации, и государство вовсе не заинтересовано в том, чтобы все обязанности исполнялись исключительно под воздействием принуждения, под давлением силы. Вот почему для наиболее эффективного выполнения отдельных обязанностей устанавливаются меры поощрения (как самые сильные стимулы), которые необходимы для того, чтобы стимулировать постоянные социально полезные действия обязанного лица (для него, кстати, "объективно невыгодные") обещанием и предоставлением соответствующих благ, ценностей. Тем самым поощрение (в случае заслуженного поводе обязанного лица) компенсирует затраты, определенную ущемленность одних интересов за счет удовлетворения других ("юридический альтруизм" возмещается "юридическим эгоизмом"). Поэтому юридические обязанности требуют к себе "повышенного гарантирующего внимания" и зачастую, даже при самой совершенной системе правовых гарантий, выступают наиболее слабым звеном в механизме правового воздействия, его "ахиллесовой пятой"; Вместе с тем далеко не всякие правовые ограничения обеспечиваются такими мощными правостимулирующими средствами, как поощрения. Например, соблюдение запретов (пассивных обязанностей) нет необходимости поддерживать подобными мерами, так как они не сопровождаются активным общественно значимым поведением. Есть и другие взаимообеспечивающие связи между сдерживающими и активизирующими правовыми стимулами: в целях законного и справедливого осуществления самих мер поощрения и наказания устанавливаются свои субъективные права и юридические обязанности для лиц, применяющих право. За "спиной" же этих прав и обязанностей опять же располагается соответствующая система юридических средств. Таким образом, мы наблюдаем "широкое сотрудничество" правовых стимулов разных видов в сфере взаимного гарантирования и "взаимопомощи". Наиболее универсальными методами социального управления в целом выступают убеждение и принуждение. Убеждать г значит склонять людей к определенной деятельности соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Эти методы присущи различным социальным нормам, регуляторам: морали, нормам общественных организаций, обычаям, в том числе и праву. В информационно-психологической же плоскости действия права убеждение и принуждение во многом проявляются Лазарев В,В. Применение советского права.- Казань.- 1972.- С.24. в виде двух других обобщающих методов - правовом стимулировании и правовом ограничении. Само правовое схиму-лирование есть одновременно и процесс убеждения в выгодности той или иной юридической ситуации, определении правового средства, процесс добровольности выбора наиболее приемлемой формы поведения. Убеждение, как универсальный метод социального управления, лежит в основе правового стимулирования, укрепляет его, пронизывает своей (присущей для него) специфической силой. Собственно правовое стимулирование "замешано" на убеждении, на таком психологическом воздействии, когда субъект выбирает, отдает предпочтение более убедительным (более заинтересованным) в этом смысле правовым инструментам и характеру поведения. Другое дело, что степень убеждения в ранних правовых стимулах различна и ее отсутствие говорит скорее о слабости процесса стимулирования, чем о его силе". Здесь, разумеется, следует учитывать и тот факт, что эффективность убеждения посредством стимулов во многом зависит и от сознания субъекта, от уровня его правовой культуры и т.п. Вместе с тем сфера убеждения в праве не совпадает полностью со сферой правового стимулирования. С одной стороны, первая шире, чем вторая. Ведь убеждение применяется больше в сфере воспитательного (педагогического) действия права, где акцент переносится на сознательное отношение личности к своему поведению, нежели в информационно-психологической сфере, где основным объектом является интерес. "В отличие от стимулирования,- заметил В.М.Лебедев, - убеждение адресуется не к интересу работника, а к его сознанию. Оно способствует воспитанию самодисциплины рабочих и служащих посредством существенного повышения уровня их сознательного отношения к труду, к своим обязанностям в процессе производства"100. Поэтому к формам реализации метода убеждения относят, в частности, пропаганду правовых норм, содержащих цели и образцы поведения в различных ситуациях, формирование у гра- 99 Малько А.В. Указ, соч.- С.88-89. 100 Лебедев В.М. Стимулирование дисциплины труда в производственном коллективе // Сов. государство и право.- 1971.- N7.- С. 133; см. также: Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права.- Саратов.- 1983,- С.20. ждан внутреннего убеждения в необходимости соблюдения этих норм'01. С другой же стороны, надо учитывать и тот факт, что кроме позитивного стимулирования есть еще и стимулирование негативное, которое оказывают в процессе своего действия правовые ограничения. Поэтому, если брать и данный аспект (информационно-психологический) во внимание, тогда сфера обшестимулирующего действия права будет шире, чем сфера убеждения. Соотношение принуждения и правового ограничения в принципе такое же. С одной стороны, область принуждения з праве шире, чем область правового ограничения. Последнее невозможно и бессмысленно без правового. Правовое ограничение - есть процесс правового принуждения на информационно-психологическом уровне в потенциальном или реальном выражении, в выполнении действий в общественных интересах либо в интересах управомоченного. Вместе с тем, учитывая диалектику правовых стимулов и правое ограничений и тот факт, что сами правовые стимулы тоже играют позитивно сдерживающую (ограничивающую) роль, следует заметить, что в этой плоскости сфера общеограничи вающего действия права будет шире, чем сфера принуждения. Между поощрением и наказанием существует целый ряд общих моментов: 1 они являются формами социального контроля, составными частями правового регулирования, юридическими средствами воздействия на поведение субъектов, на их интересы. На поведение человека, - отмечал П.А.Сорокин, -влияют представления тех выгод или невыгод (каковы бы они конкретно ни были), которые он связывает с теми или иными поступками в качестве последствий этих поступков... Награды и наказания являются частным случаем этих желательных и нежелательных последствий"; 2) реализуются в форме правоприменения; 3) для них установлены определенные процедуры применения - формы поощрения и наказания заранее известны и Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И.. Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм.-М.- 1980.- С. 102. 102 Сорокин П.А. Мотивационное действие наград и наказаний // Человек. Цивилизация. Общество.- М- 1992.- СЛ15. закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания, 4) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом, 5) выступают одновременно в качестве наиболее сильных гарантирующих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т.п.); 6) связь с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут различными в зависимости оттого, что применяется - поощрение или наказание; 7) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию. В этой черте проявляется основное положение права - воздаяние по заслугам. Заслуга - это поступок, превосходящий обычные требования, выражающий ответственное отношение к своему долгу. Заслуга включает не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта. Заслуга и соответствующее поощрение - естественный итог реализации позитивной ответственности. Как объективные, так и субъективные элементы заслуги перед обществом требуют дальнейшего изучения. Ясно, во всяком случае, что как ретроспективная ответственность не должна применяться к лицу за действия, в которых не было вины, так и мера поощрения не должна предоставляться, если в достижении общественно полезных результатов не было никакой заслуги конкретного субъекта. В обоих случае "объективное вменение", то есть поощрение или наказанием без субъективной стороны поведения, может принести не пользу, а вред прогрессу правового регулирования общественных отношений103. Иногда в самом правоприменительном поощрительном акте говорится о заслуге, что еще раз подчеркивает их далеко не случайную связь. Например, установлены почетные звания: "заслуженный юрист рес- 103 См.: Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.- М,-1982,- С.238. публики", "заслуженный деятель науки республики" и т.п., медаль "За боевые заслуги" и другие. Вместе с тем, не следует упускать и различия между поощрением и наказанием, заключающиеся в следующем: 1) если поощрение, как заслуженная мера, призвано, говоря языком академика И.Л.Павлова, подкреплять положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная "заслуженная мера", выступающая как "средство самозащиты общества против нарушений условий его существования", "как восстановление права"104. Двухмодально толкуют слово "заслуга" и словаре русского языка: "заслуживать" - становиться достойным чего-либо, стоить награды или кары, получать право на что-либо, по делам или поступкам своим; по заслугам - соответственно заслугам: наградить по заслугам, наказать по заслугам; 2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания - с элементами взаимовредности; 3) если поощрение - мера одобрения, то наказание - мера осуждения; 4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями; 5) если поощрение предполагает активную позицию, связано с повышением положительной активности, то наказание со снижением ее; 6} если в наказании заложены силы, доводящие поведение субъекта до нормы, то в поощрении - силы, поднимающие такое поведение выше нормы; 7) поощрения как положительные воздействия, как стимулы, бесспорно, создают больше условий для свободы человека. В них непременно присутствует больше вариантов выбора поведения, чем при воздействии наказания (поэтому ведущую роль при соотношении поощрений и наказаний отводят поощрениям, которые, предоставляя больше альтернатив поведения, представляют собой более творческое, гибкое воздействие, чем наказание). Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.8.- С.531; ГЛ.- С.148. Учитывая, что правовое регулирование осуществляется преимущественно на информационном уровне, то есть путем передачи правовой информации языковыми средствами103, следует иметь в виду, что использование категорий "стимулирование" и "ограничение" будет весьма полезным прежде всего в правотворческом процессе. Говоря о правотворчестве, где, собственно, стимулы воплощаются в специальную юридическую форму важно обращать внимание на их языковые способы формулирования в законодательстве106. Они "участвуют" непосредственно в той или иной статье нормативного акта. Можно в качестве примера использования термина "стимулирование" привести положение из ст.27 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года107, где закреплено, что Российская Федерация "стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры", В этом же нормативном акте в ст. 12 говорится и об ограничениях: "Ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации". Здесь законодатель употребляет данные термины с вполне определенными целями. В первом случае речь идет о позитивном побуждении к творческой деятельности, в последнем - о сдерживании таких видов поведения, которые могут причинить урон общественным и государственным интересам. Стимулирование, безусловно, выражается в нормах и через свои различные формы: права, льготы, поощрения, рекомендации, а также обязанности, запреты, приостановления, наказания и т.п. При этом ясно, что речь идет об определенных разновидностях правовых стимулов, хотя само слово "стимул" тут отсутствует. Использование разнообраз- 105 См. подробнее: Карбонье Ж. Юридическая социология.- М,- 1986.- С.47-48; Язык закона / Под ред. А.С.Пигодкина.- М.- 1990; Черданцев А.Ф. Указ, соч.- С.9. 106 См. об этом: Малысо А.В. Двоичность юридической информации и язык законодательства // Правоведение.-1993.- N 1. 107 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и верховного Совета РФ,-1992.-N46.-CT.2615. ных стимулирующих форм есть отражение разнообразия управляемой системы в управляющей, предполагающей соответствующее "отношение" к ней. Ведь в процессе правового регулирования нужны различные правостимулирующие средства. Причем, термины "ограничение", "наказание", "запрет", "обязанность" и т.п. (как и употребление терминов "стимулирование", "поощрение", "льгота", "права" и других) не являются синонимами. Кроме того, законодатель иногда может воплотить правовой стимул в нормативном акте не прямо, а косвенно. Это в основном характерно для управомочивающих норм, где ограничивающие правовые стимулы как бы дополняют их, создают условия для более законного и справедливого воплощения в жизнь. В данном случае правовое ограничение выражается не прямыми, так сказать, операторами типа "запрещено", "обязан", "усилить ответственность", операторами своего рода "договорного плана": "после", "только", "кроме", "но", "за исключением", "с условием" и т.п. Так, в ст.6 Федерального Закона РФ "О статусе, депутата Совета федерации и статусе, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 года108 закреплено, что "депутат Государственной Думы не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности". Здесь из ограничивающего правила делается с помощью оператора "кроме" определенное исключение, что выступает в качестве косвенной формы правового стимулирования. По сути дела тут одно ограничение (запрет - "не может") ограничивается другим ограничением. В ст.28 этого же Закона можно встретить и пример изложения косвенной формы правового ограничения, когда с помощью оператора "но" делается исключение из стимулирующего правила. В ней, в частности, сказано, что "ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы"... Следовательно, в данном случае материально-правовой стимул косвенно огра- Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994.- N 2.- Ст.74. ничивается определенными факторами, условиями, обстоятельствами. Однако в большинстве случаев - и это весьма симптоматично - термин "стимулирование" употребляется на более обобщенном уровне: в названиях статей, глав, разделов нормативных актов, в преамбулах, а также в названиях самих нормативных актов. Например, в ст,24 ("Стимулирование государством создания и использования селекционных достижений") Закона РФ "О селекционных достижениях" от 6 августа 1993 года109 говорится о предоставлении льготных условий налогообложения и кредитования, о создании благоприятного режима для создания и использования селекционных достижений. Учитывая тот факт, что "...всякая информация должна кодироваться..."110, понятие "стимулирование" как раз отражает собой специфическое кодирование правовой информации, более высокую степень ее формализации. "Какое-либо сообщение содержательно,- пишет Ю.В.Кудрявцев,- когда максимум важных сведений умещен в минимум текста... Чем меньше сигналов (символов, букв, слов, фраз) затрачено на передачу некоторого данного смысла, тем сообщение более полезно, легче понимается"111.
|
|||
|