Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 15 страница



В самом же общем плане проблема правовых ограничений - проблема пределов свободы человека в обществе. Извест­но, что свобода не может существовать без ограничений, ибо "подлинная свобода осознает свои границы"91, более то­го, обретает себя лишь в рамках права. "Ограничивая свобо­ду каждого известными пределами, право обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, то есть гарантирует ему свободу внутри этих пре­делов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместное жизни людей воцарился порядок, осно­ванный на свободе"92. В ст.4 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года сформулировано правило, ставшее уже аксиомой. "Свобода, - сказано в ней, - состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким обра­зом, осуществление естественных прав каждого человека ог­раничено лишь теми границами, которые обеспечивают дру­гим членам общества пользование этими же правами".

Разумеется, право ограничивать возможности, свободу, отнимать у людей часть их прав для того, чтобы добиться осуществления совместной деятельности, должно быть только у соответствующих государственных органов, как у легитимных представителей всего общества. Вместе с тем необходима целая система гарантий законного и обоснован­ного установления и действия правовых ограничений, ведь "возможность ограничений основных прав и свобод личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или нрав и свобод других лиц всегда таит в себе угрозу, если даже не злоупотреблений, то, во всяком случае, принятия не­соразмерных охраняемому общественному интересу ограни­чительных мер"93.

Среди таких гарантий можно выделить и запреты кон­кретных действий различных государственных структур и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан (в частности, согласно ст. 19 Конституции РФ "запрещаются

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М,- 1991.- С. 168. 91 Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Право­ведение.- 1992.- N3.-C.96.

93 Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность.- М.- 1991.-С.86.

любые формы ограничения прав граждан по признакам соци альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности"); и то, что отдельные права личности мо­гут быть ограничены на основе Конституции и закона только (исключительно) специальным государственным органом -судом (например, в соответствии с ч.2 ст.22 "арест, заключе­ние под стражу и содержание под стражей допускаются толь­ко по судебному решению"; эта же гарантия закреплена и в ч.2 ст.25, и в ст.25).

Все названные и неназванные гарантии нужны прежде всего для того, чтобы правовые ограничения (на уровне норм) не превратились в препятствия прав и свобод личности (на уровне их реализации), чтобы из необходимого закон­ного средства они не трансформировались в социально вредные и противозаконные. Поэтому проблема ограничений - есть по сути дела проблема "лазеек" для государственной власти, через которые отдельные должностные лица могут влиять на правовой статус личности в выгодном им направ­лении. Гарантии же позволяют эти лазейки закрыть как можно плотнее, обеспечив то, что провозглашается.

Основная функция правовых ограничений вытекает из их целей и заключается в создании условий для удовлетворе­ния интересов контрсубъектов и общественных интересов в охране и защите (охрана и защита основ конституционного строя, общественного порядка, нравственности, здоровья на­селения, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства).

Осуществляя функцию охраны и защиты, правовые огра­ничения призваны препятствовать активности противозакон­ной, антиобщественной. Они, в отличие от правовых сти­мулов, связаны с государственным принуждением и специа­лизируются на противодействии противоправному поведе­нию. Правовые ограничения в основном гасят всю ту соци­альную энергию, которая находится в противоречии с право­выми стимулами, принципами и нормами. Они оберегают те общественные отношения, которые оказываются либо могут оказаться под воздействием стимулов противозакон­ных. Тем самым правоограничивающие факторы стабилизи­руют социальные процессы, в чем заключается их позитив­ная роль. Функция охраны и защиты - вторичная функция

информационно-психологического действия права, производ­ная от функции развития общественных отношений.

Среди всех правостимулирующих средств есть смысл вы­делить такие, которые относятся в большей мере к правовой охране, и средства, относящиеся к правовой защите. К охра­нительным инструментам принадлежат прежде всего такие правовые ограничения, как запреты и обязанности, представ­ляющие в своей совокупности специфическую систему право­вого страхования. Именно функционирование обязанностей и запретов составляет главное в правоохранительном механиз­ме, при несрабатывании которого вступают в действие другие ограничивающие инструменты - меры защиты и ответст­венности, относящиеся к правозащитному механизму. "Защите судебной, - отмечается в Юридическом энциклопе­дическом словаре, - подлежит только право, охраняемое за­коном"**.

Если меры защиты - первичная реакция на сам факт от­клонения от охранительных мер, заключающаяся в принуж­дении обязанного лица выполнить обязанности, налагаемые на него законом или договором, то задача юридической от­ветственности заключается в возложении новой обязанности претерпевать лишения, понести правовой урон.

Таким образом, правовые ограничения специализируются на охране и защите, в которых их элементный состав и ори­ентация действия неодинаковы. Ведь если охранительно-ограничивающие элементы направлены на недопущение пре­пятствий на пути реализации прав и интересов, действуют "до" нарушения, то защитно-ограничивающтде элементы на­правлены на своеобразное устранение препятствий, нару­шенных мер охраны и того, что охраняется, действуют не только "до" (путем угрозы), но и "после" нарушения в виде реакции со стороны государства. Это подтверждается многочисленными статьями из законодательства, где гово­рится об охране труда, природы, общественного порядка, памятников истории и культуры и т.п. При нарушении же установленных запретов и обязанностей на уровне охраны должна действовать система правовых средств на уровне за­щиты. Например, в соответствии со ст.87 КоАП РФ "нарушение правил охраны и использование памятников ис-

Юридический энциклопедический словарь.- М.-1987.- С. 137.

тории и культуры" влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан, что уже выступает в форме правовой защиты.

Разумеется, кроме такой основной и сугубо специфиче­ской функции, как охрана и защита общественных отноше­ний, правовые ограничения выполняют и иные функции -функцию социального контроля, мотивационную, воспита­тельную, коммуникативную. Так, осуществляя функцию социального контроля, правовые ограничения выступают од-ним из средств этого контроля. С их помощью законодатель и правоприменитель координируют ту или иную деятель­ность физических и юридических лиц, например, путем обо­значения в нормативных и правоприменительных актах вред­ных действий, в которых общество и государство не заинте­ресованы, которые наказываются согласно закону. Право­вые ограничения - достаточно жесткий способ коррекции пра-воотклоняющегося поведения и приведения его в правомер­ную форму (к норме).

Функция социального контроля правовых ограничений тесно связана (переплетается) с их воспитательной функцией. Последняя отражает вклад правовых ограничений в формиро­вание правосознания .и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности. Воспитательное воздейст­вие правовых ограничений проявляется и в виде своеобразной профилактической, превентивной деятельности.

Коммуникативная функция заключается в том, что пра­вею граничивающие средства выражают собой определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщени­ям поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (физическим и юридическим лицам) и служат тем самым особого рода способом связи между ними.

Следовательно, любая социальная активность ограничива­ется не только физиологическими, природными и техниче­скими возможностями человека, но и его принадлежностью к обществу, моралью, правом. Правовые ограничения необхо­димы потому, что у общества и государства существует на­сущная потребность в сдерживании противозаконных дейст­вий в различных сферах жизнедеятельности. С помощью многообразных по своим свойствам правовых ограничений (запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и

т.п.) обозначаются рамки удовлетворения интересов субъек­тов, границы их поступков. "Противоправное поведение как раз и состоит в нарушении этих правовых рамок, разумных и целесообразных границ. Требовать ликвидации всяких ог­раничений человеческого поведения - значит, по существу, оправдывать противоправное и преступное поведение, допус­кать ущемление прав и интересов других лиц и общества в целом"9'.

Всякий правовой стимул, побуждая одни поступки, од­новременно ограничивает другие. Среди информационного влияния психологических функций на личность следует вы­делять в процессе управления, по справедливому мнению В.Г.Алексеева "собственно стимулирование, воздействие с целью направить поведение в желательную сторону и "затормозить" нежелательные тенденции"96.

В литературе часто вполне справедливо правовые ограни­чения вообще не выделяются, а практически все средства от­носят к правовым стимулам, разделяя их на два вида: по­ложительные (льготы, поощрения) и отрицательные (правовые последствия неблагоприятного характера)97.

Свидетельством единства активизирующих и сдержи­вающих стимулов может служить и тот факт, что они взаи-мообеспечивают в правовой регуляции друг друга. Так, фиксация в ст.8 Конституции РФ права частной собственно­сти выступает мощным юридическим стимулом. Однако для того, чтобы подобный стимул состоялся и был к тому же справедливым, государство должно ставить собственников в определенные правовые рамки, устанавливать юридические ограничения, устраняя тем самым нежелательные для обще­ства крайности в использовании собственности. Власть соб­ственника по отношению к принадлежащей ему вещи не без­гранична, ибо он: обязан принимать меры, предотвращаю­щие ущерб здоровью и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав; должен воздер-

95 Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность.- С.72.

96 Асеев ВТ. Мотивация поведения и формирование личности.- М.- 1976.-С.149.

См.: Грибалев Н.П., Сухин В.А. Проблемы материального и морально­го стимулирования труда // Право и социальное планирование.- М.- 1981 -С. 136; Чубуков Г.В. Правовые формы поощрения работников сельского хо­зяйства.-М.- 1980.- С Л 4.

живаться от поведения, приносящего беспокойство его сосе­дям и другим лицам; -вынужден в случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, до­пускать ограниченное пользование его имуществом другими лицами и т.п.

С другой стороны, в целях нормальной реализации права собственности государство через такие формы, как запреты, обязанности, меры наказания и т.д., должно ставить право­вые ограничения и в отношении всех тех, кто посягает на эту собственность. В ч.1 ст.35 Конституции РФ прямо закрепле­но, что "право собственности охраняется законом".

Следовательно, в целях успешной реализации субъектив­ного права одних лиц устанавливают юридические обязанно­сти и запреты для других, а также юридическую лиц, ответ­ственность (ограничение) в отношении самого управомочен-ного за злоупотребление этим правом.

Если же говорить о юридической обязанности, то это, ве­роятно, самое трудновыполнимое правовое средство, по­скольку здесь субъект (в отличие от осуществления дозволе­ния и запрета) затрачивает "личную энергию".

Учитывая, что юридическая обязанность - есть правовое ограничение в отношении собственных интересов обязанного лица, содержащее одновременно дополнительные негатив­ные стимулирующие моменты, побуждающие действовать в интересах управомоченного, для обеспечения ее успешной реализации используются как многообразные ограничиваю­щие (меры приостановления, защиты, наказания и т.п.), так и различные стимулирующие средства (поощрения, льготы, компенсации, выплаты и т.д.). Разумеется, ис­полнение обязанности под влиянием только ограничиваю­щих обеспечительных факторов возможно. Но это далеко не всегда выступает достаточной гарантией ее качественной реа­лизации, и государство вовсе не заинтересовано в том, что­бы все обязанности исполнялись исключительно под воздей­ствием принуждения, под давлением силы. Вот почему для наиболее эффективного выполнения отдельных обязанностей устанавливаются меры поощрения (как самые сильные сти­мулы), которые необходимы для того, чтобы стимулиро­вать постоянные социально полезные действия обязанного

лица (для него, кстати, "объективно невыгодные") обещани­ем и предоставлением соответствующих благ, ценностей.

Тем самым поощрение (в случае заслуженного поводе обязанного лица) компенсирует затраты, определенную ущемленность одних интересов за счет удовлетворения дру­гих ("юридический альтруизм" возмещается "юридическим эгоизмом"). Поэтому юридические обязанности требуют к себе "повышенного гарантирующего внимания" и зачастую, даже при самой совершенной системе правовых гарантий, выступают наиболее слабым звеном в механизме правового воздействия, его "ахиллесовой пятой";

Вместе с тем далеко не всякие правовые ограничения обеспечиваются такими мощными правостимулирующими средствами, как поощрения. Например, соблюдение запре­тов (пассивных обязанностей) нет необходимости поддержи­вать подобными мерами, так как они не сопровождаются ак­тивным общественно значимым поведением.

Есть и другие взаимообеспечивающие связи между сдер­живающими и активизирующими правовыми стимулами: в целях законного и справедливого осуществления самих мер поощрения и наказания устанавливаются свои субъективные права и юридические обязанности для лиц, применяющих право. За "спиной" же этих прав и обязанностей опять же располагается соответствующая система юридических средств. Таким образом, мы наблюдаем "широкое сотруд­ничество" правовых стимулов разных видов в сфере взаимно­го гарантирования и "взаимопомощи".

Наиболее универсальными методами социального управ­ления в целом выступают убеждение и принуждение. Убеж­дать г значит склонять людей к определенной деятельности соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Принуждать - значит склонять людей к оп­ределенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбо­ра. Эти методы присущи различным социальным нормам, регуляторам: морали, нормам общественных организаций, обычаям, в том числе и праву.

В информационно-психологической же плоскости дейст­вия права убеждение и принуждение во многом проявляются

Лазарев В,В. Применение советского права.- Казань.- 1972.- С.24.

в виде двух других обобщающих методов - правовом стиму­лировании и правовом ограничении. Само правовое схиму-лирование есть одновременно и процесс убеждения в вы­годности той или иной юридической ситуации, определении правового средства, процесс добровольности выбора наибо­лее приемлемой формы поведения. Убеждение, как универ­сальный метод социального управления, лежит в основе пра­вового стимулирования, укрепляет его, пронизывает своей (присущей для него) специфической силой. Собственно пра­вовое стимулирование "замешано" на убеждении, на таком психологическом воздействии, когда субъект выбирает, от­дает предпочтение более убедительным (более заинтересо­ванным) в этом смысле правовым инструментам и характеру поведения. Другое дело, что степень убеждения в ранних правовых стимулах различна и ее отсутствие говорит скорее о слабости процесса стимулирования, чем о его силе".

Здесь, разумеется, следует учитывать и тот факт, что эф­фективность убеждения посредством стимулов во многом за­висит и от сознания субъекта, от уровня его правовой культу­ры и т.п.

Вместе с тем сфера убеждения в праве не совпадает пол­ностью со сферой правового стимулирования. С одной сто­роны, первая шире, чем вторая. Ведь убеждение применя­ется больше в сфере воспитательного (педагогического) дей­ствия права, где акцент переносится на сознательное отно­шение личности к своему поведению, нежели в информаци­онно-психологической сфере, где основным объектом являет­ся интерес. "В отличие от стимулирования,- заметил В.М.Лебедев, - убеждение адресуется не к интересу работни­ка, а к его сознанию. Оно способствует воспитанию само­дисциплины рабочих и служащих посредством существенно­го повышения уровня их сознательного отношения к труду, к своим обязанностям в процессе производства"100. Поэтому к формам реализации метода убеждения относят, в частно­сти, пропаганду правовых норм, содержащих цели и образ­цы поведения в различных ситуациях, формирование у гра-

99 Малько А.В. Указ, соч.- С.88-89.

100 Лебедев В.М. Стимулирование дисциплины труда в производственном коллективе // Сов. государство и право.- 1971.- N7.- С. 133; см. также: Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права.- Сара­тов.- 1983,- С.20.

ждан внутреннего убеждения в необходимости соблюдения этих норм'01.

С другой же стороны, надо учитывать и тот факт, что кроме позитивного стимулирования есть еще и стимулиро­вание негативное, которое оказывают в процессе своего действия правовые ограничения. Поэтому, если брать и данный аспект (информационно-психологический) во вни­мание, тогда сфера обшестимулирующего действия права бу­дет шире, чем сфера убеждения.

Соотношение принуждения и правового ограничения в принципе такое же. С одной стороны, область принуждения з праве шире, чем область правового ограничения. Послед­нее невозможно и бессмысленно без правового. Правовое ог­раничение - есть процесс правового принуждения на ин­формационно-психологическом уровне в потенциальном или реальном выражении, в выполнении действий в обществен­ных интересах либо в интересах управомоченного. Вместе с тем, учитывая диалектику правовых стимулов и правое ог­раничений и тот факт, что сами правовые стимулы тоже иг­рают позитивно сдерживающую (ограничивающую) роль, следует заметить, что в этой плоскости сфера общеограничи вающего действия права будет шире, чем сфера принужде­ния.

Между поощрением и наказанием существует целый ряд общих моментов:

1 они являются формами социального контроля, состав­ными частями правового регулирования, юридическими средствами воздействия на поведение субъектов, на их инте­ресы. На поведение человека, - отмечал П.А.Сорокин, -влияют представления тех выгод или невыгод (каковы бы они конкретно ни были), которые он связывает с теми или иными поступками в качестве последствий этих поступков... Награды и наказания являются частным случаем этих жела­тельных и нежелательных последствий";

2) реализуются в форме правоприменения;

3) для них установлены определенные процедуры приме­нения - формы поощрения и наказания заранее известны и

Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И.. Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм.-М.- 1980.- С. 102.

102 Сорокин П.А. Мотивационное действие наград и наказаний // Человек. Цивилизация. Общество.- М- 1992.- СЛ15.

закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания,

4) обеспечиваются мерами государственной защиты, га­рантируются законом,

5) выступают одновременно в качестве наиболее сильных гарантирующих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т.п.);

6) связь с благом, ценностями, хотя последствия этой свя­зи будут различными в зависимости оттого, что применяется - поощрение или наказание;

7) для их наступления необходимо кроме объективной стороны еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, ли­бо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию. В этой черте проявляется основное положение права - воздаяние по заслугам.

Заслуга - это поступок, превосходящий обычные требова­ния, выражающий ответственное отношение к своему долгу. Заслуга включает не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному де­лу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта. Заслуга и соответствующее поощрение - естествен­ный итог реализации позитивной ответственности. Как объ­ективные, так и субъективные элементы заслуги перед об­ществом требуют дальнейшего изучения. Ясно, во всяком случае, что как ретроспективная ответственность не должна применяться к лицу за действия, в которых не было вины, так и мера поощрения не должна предоставляться, если в достижении общественно полезных результатов не было никакой заслуги конкретного субъекта. В обоих случае "объективное вменение", то есть поощрение или наказанием без субъективной стороны поведения, может принести не пользу, а вред прогрессу правового регулирования общест­венных отношений103. Иногда в самом правоприменитель­ном поощрительном акте говорится о заслуге, что еще раз подчеркивает их далеко не случайную связь. Например, установлены почетные звания: "заслуженный юрист рес-

103 См.: Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология.- М,-1982,- С.238.

публики", "заслуженный деятель науки республики" и т.п., медаль "За боевые заслуги" и другие.

Вместе с тем, не следует упускать и различия между по­ощрением и наказанием, заключающиеся в следующем:

1) если поощрение, как заслуженная мера, призвано, говоря языком академика И.Л.Павлова, подкреплять поло­жительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требова­ния, то наказание - тоже своеобразная "заслуженная мера", выступающая как "средство самозащиты общества против нарушений условий его существования", "как восстановле­ние права"104. Двухмодально толкуют слово "заслуга" и сло­варе русского языка: "заслуживать" - становиться достой­ным чего-либо, стоить награды или кары, получать право на что-либо, по делам или поступкам своим; по заслугам - со­ответственно заслугам: наградить по заслугам, наказать по заслугам;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимопо­лезности с точки зрения общества и субъекта, то меры нака­зания - с элементами взаимовредности;

3) если поощрение - мера одобрения, то наказание - мера осуждения;

4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценно­стями;

5) если поощрение предполагает активную позицию, свя­зано с повышением положительной активности, то наказание со снижением ее;

6} если в наказании заложены силы, доводящие поведение субъекта до нормы, то в поощрении - силы, поднимающие такое поведение выше нормы;

7) поощрения как положительные воздействия, как стиму­лы, бесспорно, создают больше условий для свободы челове­ка. В них непременно присутствует больше вариантов выбора поведения, чем при воздействии наказания (поэтому веду­щую роль при соотношении поощрений и наказаний отводят поощрениям, которые, предоставляя больше альтернатив по­ведения, представляют собой более творческое, гибкое воз­действие, чем наказание).

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.8.- С.531; ГЛ.- С.148.

Учитывая, что правовое регулирование осуществляется преимущественно на информационном уровне, то есть путем передачи правовой информации языковыми средствами103, следует иметь в виду, что использование категорий "стимулирование" и "ограничение" будет весьма полезным прежде всего в правотворческом процессе. Говоря о право­творчестве, где, собственно, стимулы воплощаются в спе­циальную юридическую форму важно обращать внимание на их языковые способы формулирования в законодательстве106.

Они "участвуют" непосредственно в той или иной статье нормативного акта. Можно в качестве примера использова­ния термина "стимулирование" привести положение из ст.27 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года107, где закреплено, что Российская Федерация "стимулирует деятельность творческих работни­ков, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры",

В этом же нормативном акте в ст. 12 говорится и об огра­ничениях: "Ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользова­ния устанавливаются законодательством Российской Федера­ции".

Здесь законодатель употребляет данные термины с вполне определенными целями. В первом случае речь идет о пози­тивном побуждении к творческой деятельности, в последнем - о сдерживании таких видов поведения, которые могут причинить урон общественным и государственным интере­сам.

Стимулирование, безусловно, выражается в нормах и че­рез свои различные формы: права, льготы, поощрения, ре­комендации, а также обязанности, запреты, приостановле­ния, наказания и т.п. При этом ясно, что речь идет об опре­деленных разновидностях правовых стимулов, хотя само слово "стимул" тут отсутствует. Использование разнообраз-

105 См. подробнее: Карбонье Ж. Юридическая социология.- М,- 1986.- С.47-48; Язык закона / Под ред. А.С.Пигодкина.- М.- 1990; Черданцев А.Ф. Указ, соч.- С.9.

106 См. об этом: Малысо А.В. Двоичность юридической информации и язык законодательства // Правоведение.-1993.- N 1.

107 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и верховного Совета РФ,-1992.-N46.-CT.2615.

ных стимулирующих форм есть отражение разнообразия управляемой системы в управляющей, предполагающей со­ответствующее "отношение" к ней. Ведь в процессе правово­го регулирования нужны различные правостимулирующие средства. Причем, термины "ограничение", "наказание", "запрет", "обязанность" и т.п. (как и употребление терминов "стимулирование", "поощрение", "льгота", "права" и других) не являются синонимами.

Кроме того, законодатель иногда может воплотить пра­вовой стимул в нормативном акте не прямо, а косвенно. Это в основном характерно для управомочивающих норм, где ог­раничивающие правовые стимулы как бы дополняют их, создают условия для более законного и справедливого во­площения в жизнь. В данном случае правовое ограничение выражается не прямыми, так сказать, операторами типа "запрещено", "обязан", "усилить ответственность", операто­рами своего рода "договорного плана": "после", "только", "кроме", "но", "за исключением", "с условием" и т.п.

Так, в ст.6 Федерального Закона РФ "О статусе, депутата Совета федерации и статусе, депутата Государственной Ду­мы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 года108 закреплено, что "депутат Государственной Думы не может находиться на государственной службе, занимать­ся другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподава­тельской, научной и иной творческой деятельности". Здесь из ограничивающего правила делается с помощью оператора "кроме" определенное исключение, что выступает в качестве косвенной формы правового стимулирования. По сути дела тут одно ограничение (запрет - "не может") ограничивается другим ограничением.

В ст.28 этого же Закона можно встретить и пример изло­жения косвенной формы правового ограничения, когда с по­мощью оператора "но" делается исключение из стимули­рующего правила. В ней, в частности, сказано, что "ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государст­венной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ра­нее даты увольнения с предыдущего места работы или вре­менного приостановления его службы"... Следовательно, в данном случае материально-правовой стимул косвенно огра-

Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994.- N 2.- Ст.74.

ничивается определенными факторами, условиями, обстоя­тельствами.

Однако в большинстве случаев - и это весьма симптома­тично - термин "стимулирование" употребляется на более обобщенном уровне: в названиях статей, глав, разделов нормативных актов, в преамбулах, а также в названиях са­мих нормативных актов. Например, в ст,24 ("Стимулирование государством создания и использования селекционных достижений") Закона РФ "О селекционных достижениях" от 6 августа 1993 года109 говорится о предос­тавлении льготных условий налогообложения и кредитова­ния, о создании благоприятного режима для создания и ис­пользования селекционных достижений.

Учитывая тот факт, что "...всякая информация должна кодироваться..."110, понятие "стимулирование" как раз отра­жает собой специфическое кодирование правовой информа­ции, более высокую степень ее формализации. "Какое-либо сообщение содержательно,- пишет Ю.В.Кудрявцев,- когда максимум важных сведений умещен в минимум текста... Чем меньше сигналов (символов, букв, слов, фраз) затра­чено на передачу некоторого данного смысла, тем сообщение более полезно, легче понимается"111.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.