Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихонравов, Ю. В. 14 страница



В-третьих, на информационно-психологическом уровне правовые стимулы подразделяются на негативные средства (запреты, обязанности, меры наказания и т.п.) и средства по­зитивные (дозволения, льготы, поощрения и т.д.).

Сдерживающий правовой стимул - это правовое ограниче­ние противозаконной активности, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве гра­ницы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц. Наиболее общие признаки реализации правовых ограни­чений заключаются в том, что они:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собст­венных интересов субъекта, поскольку направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, сво-Гюды, а значит, и прав личности, что осуществляется с по­мощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановление и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до оп­ределенного "предельного" состояния;

3) выражают собой отрицательную правовую мотивации;

4) направлены на защиту общественных отношений, вы­полняют охранительную функцию;

5) предполагают снижение негативной активности.

В таком понимании термин "правовое ограничение" весь­ма широк по объему. Это создает, с одной стороны, воз­можность включить в него все другие понятия, в определен­ной степени ограничивающие деятельность субъектов (физических и юридических лиц, государства в целом) - обя­занности, запреты, приостановления, сервитуты, лимиты, меры защиты, наказания, пресечения и т.п. Но, с другой сто­роны, придает ему известную расплывчатость, неопределен­ность, что в той или иной мере свойственно практически всем обобщающим категориям.

Правовые ограничения понимаются подчас в более узком варианте, в котором они сводятся к "ущемленным изъяти­ям". "Ограничения юридические, - отмечается в Русско-украинском словаре терминов по теории государства и права, - законом установленные изъятия из правового статуса граж­данина в силу определенных обстоятельств. Они ущемляют свободу и интересы личности, однако всегда носят превен­тивный характер, остерегают от возможных неблагоприят­ных последствий как субъектов, относительно которых дей­ствуют ограничения, так и иных лиц".

Такой подход к правовым ограничениям вызывает неод­нозначные оценки. Существует мнение, согласно которому правовые ограничения - установленные законом изъятия из правового статуса гражданина, носящие превентивный ха­рактер (имеется, вероятно, в виду вся полнота смысла этого понятия: общая и специальная превенция), остерегающие от возможных неблагоприятных последствий как субъектов, относительно которых действуют ограничения, так и иных лиц. Здесь выражено немало существенных признаков дан­ного понятия.

Вместе с тем говорить о том, что "они ущемляют свободу и интересы личности" - значит, подходить однобоко к этому явлению. Само предназначение правовых ограничений (коль скоро признается их превентивный характер) прежде всего не

73 Русско-украинский словарь терминов по теории государства и права / Под ред. Н.И.Панова.-Харьков,- 1993.-С.83.

ущемить, а сузить свободу и сдержать реализацию антиобще­ственных интересов личности. Термин "ущемить" не совсем здесь подходит. Во-первых, он не относится ко всем право-ограничивающим средствам (например, к обязанностям, за­претам, приостановлениям), так как содержит жесткие при­нудительные элементы и может в определенной мере характеризовать лишь меры пресечения и наказания. Во-вторых, понятие "ущемление" используется в законодатель­стве в качестве синонима правонарушения. Поэтому тут нужно более общее, нейтральное и одновременно менее "принудительное" понятие - сдерживание, сужение.

Иногда правовые ограничения рассматриваются лишь применительно к субъективным правам, их объему, грани­цам. Однако проблема правовых ограничений к этому не сводится. Ведь ограничение субъективного права - не само­цель. Главное - через этот механизм сдержать удовлетворе­ние интереса (который выходит в силу определенных обстоя-, тельств за рамки законности), поскольку само субъективное право призвано удовлетворять тот или иной интерес. Вместе с тем правовые ограничения действуют на интересы не толь­ко через ограничение субъективного права, но и непосредст­венно (например, через угрозу наказанием). То есть право­вые ограничения устанавливают границы не столько субъек­тивным правам (в данном случае лишь формальному момен­ту), сколько свободе личности, процессу удовлетворения ее интересов (как содержательному моменту). Отсюда правовые ограничения необходимо рассматривать прежде всего приме­нительно к проблеме конкретных интересов конкретных субъектов права, а уж затем (в качестве одной из разновидно­стей данной проблемы) применительно к самим субъектив­ным правам. Поэтому понятие "правовые ограничения" включает в себя и ограничения прав физических и юридиче­ских лиц, интересов личности и власти государства и т.п.

В зависимости от того, в каком элементе нормы прав они содержатся, можно выделить: юридический факт-ограничение (гипотеза), запрет, приостановление, обязан­ность и т.п. (диспозиция), меры наказания (санкция).

Отдельные юридические факты, по мнению В.Б.Исакова "ограничивают пределы свободного усмотрения, служат пре­дотвращению правонарушений и преодолению их вредонос-

ных последствий"74. Фактами-ограничениями являются, в частности, в соответствии со ст.31 КоБС РФ факт беремен­ности жены, который лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению правоотношения, со­гласно ст. 16 КоБС факт состояния в одних правоотноше­ниях (родства) препятствует возникновению других (брачных) и т.д.

На уровне диспозиции классическим видом правовых ог­раничений выступают запреты. Устанавливая запрет на со­вершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от за­прещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной сторо­ны. По своей сущности запреты - такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой от­ветственности должны предотвращать возможные нежела­тельные, противоправные деяния, причиняющие вред как личным, так и общественным интересам. Запреты в основ­ном используются в уголовном законодательстве, которые основаны на нравственных нормах, таких как: "не убий", "не укради" и прочих.

Здесь нужно отметить, что применительно к запрету по­нятие "ограничение" рассматривается в литературе в несколь­ких плоскостях. Один подход характеризует ограничение как частичный запрет. "Ограничение,- пишет Ф.Н.Фаткуллин, -близко к запрету, однако оно рассчитано не на полное вытес­нение того или иного общественного отношения, а на удер­жание его в жестко ограничиваемых рамках и т.д."75.

Другая точка зрения исходит из того, что ограничение есть самостоятельный способ правового регулирования, су ществующий наряду с запретом. "Запреты и ограничения, -пишет А.Г.Братко, - два различных способа правового ре­гулирования. Основное различие их состоит в том, что за­преты по своему содержанию указывают на юридическую не­возможность определенного поведения, которое фактически возможно, в то время как правовое ограничение представля­ет собой не только юридически, но и фактически невозмож-

74 Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве.- М.- 1984.- С.61.

75 Фаткуллин Ф.Н. Указ, соч.- С. 157.

ный вариант поведения. В отличие от запрета правовое огра­ничение в принципе невозможно нарушить. Оно всегда есть ограничение какого-либо субъективного права, причем такое, которое обеспечивается обязанностями соответствующих должностных лиц.

Соотношение запрета и правового ограничения, по всей видимости, можно выразить иначе: всякий запрет - есть ог­раничение, но не всякое ограничение в сфере права - запрет. Это признается и законодателем. Так, в ст.20 КЗоТ РФ, ко­торая посвящена вопросам "ограничения совместной служ­бы родственников", сказано, что "запрещается совместная служба на одном и том же предприятии, в учреждении, ор­ганизации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве..." Иначе говоря, понятие "ограничение" явля­ется подовым, а понятие "запрет" - видовым. Запрет - есть лишь определенная форма правового ограничения. Следует в этой связь согласиться с Н.М. Корку новым, который отме­чал, что "запрещение ограничивает фактическую возмож­ность осуществления интереса, суживает ее"77.

Среди правовых ограничений< близких к запрету, выде­ляют приостановления. По сути дела приостановления -временный и конкретный запрет на использование кон­кретными должностными лицами, предприятиями, учре­ждениями, организациями своих функциональных обязан­ностей. Так, в соответствии с ч.2 ст.270 КоАП РФ "принесение прокурором протеста приостанавливает испол­нение постановления до рассмотрения протеста". Приоста­новление не выступает^ роли юридической ответственности, поскольку оно не содержит итоговой оценки и лишь предпо­лагает дальнейшее решение возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа, которое временно прекращает суще­ствующее правоотношение, сдерживая тем самым наступле­ние возможных общественно вредных последствий. В связи С тем, что они обладают известной гибкостью, детализиро-ванностью, действуют в определенный отрезок времени

"' Ьрутко А.Г. Запреты в советском праве.- Саратов.- 1979.- С.17; см. так­же: 1'ыбушкин Н.Н, Запрещающие нормы в советском праве.- Казань.-IWO. С. 10-11. " Коркушт Н.М. Указ, соч.- С.148.

 (приостановление уголовного дел "впредь до розыска обви­няемого" или "впредь до выздоровления обвиняемого", как сказано в ст. 231 УПК РФ) приостановления имеют немалый регулятивный потенциал.

Наиболее сложным является вопрос об отнесении обязан­ностей к правовым ограничениям, находящимся в диспози­ции юридической нормы. Остановимся подробнее на указан­но тезисе, тем более что в литературе высказана прямо про­тивоположная точка зрения, согласно которой обязанность -стимулирующий фактор78.

Однако данный взгляд исходит не из информационно-психологического аспекта действия права, а из социального механизма, социологического подхода к правовому стимули­рованию, в котором главным является не проблема удовле­творения конкретных интересов конкретных субъектов права (материальная сторона), а проблема их правомерного дейст­вия (формальная сторона). "Как показывает общий анализ психологического механизма правового регулирования, пишет С.С.Алексеев, - позитивные связывания... все же в большей мере связаны с принуждением, а не со стимулиро­ванием поведения людей"79.

Действительно, не понятно, почему, говоря о субъектив­ных правах даже на информационно-психологическом уровне обычно "доходят" до их предназначения и содержательной стороны - удовлетворять собственные интересы субъекта при      рассмотрении      же обязанностей обычно

"останавливаются" лишь на формальных моментах - на дей­ствиях (а не интересах) обязанного. Думается, что и он дей­ствует не ради самих действий, а ради прежде всего удовле­творения "чужих" интересов - интересов управомоченного. Свои же собственные интересы (которые могут совпадать с этим, а могут и не совпадать - значения не имеет) в данной ситуации конкретного правоотношения сдерживаются, огра­ничиваются.

Юридическая обязанность, в отличие, например, от та­ких классических правовых ограничений, как запрет и при-

'8 См.: Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. -М.- 1987.

Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.-М. 1989.-С.269.

остановление, требует не воздержания, а действия, она вы­ступает все же правосдерживающим фактором, правда, весь­ма специфическим. Как активизирующий правовой стимул (например, льгота) направлен не только на побуждение к од­ним (желаемым) действиям, но и на одновременное пози­тивное ограничение других (нежелательных для общества), так и ограничивающий стимул направлен не только на сдер­живание одних действий (нежелательных), но и на негатив­ное стимулирование других (желаемых). У юридической обя­занности, - как у самого "динамичного" правового ограниче­ния, просто сильно развита сторона, отвечающая за отрица­тельное стимулирование (вероятно, нужны разные право-сдерживающие факторы с различными дополнительными стимулирующими эффектами), что, в общем-то, и обеспечи­вает процесс удовлетворения интересов управомоченного.

Именно эти интересы, которые выступают, в конечном счете, решающим критерием (на информационно-психологическом уровне) отнесения того или иного средства к правовым ограничениям, не всегда учитываются. От них отвлекаются, не замечают. А между тем через соотношение различных интересов только и возможна правовая регуляция. "Разграничивая сталкивающиеся интересы, - отмечал Н.М.Коркунов, - юридическая норма, во-первых, устанавли­вает пределы, в которых данный интерес может быть осуще­ствляем - это право, во-вторых, устанавливает в отношении к другому сталкивающемуся с ним интересу соответственные ограничения - это обязанность.

"Что такое обязанность? - писал Г.Ф.Шершеневич. - Это, прежде всего сознание связанности своей воли... Человек действует не так, как побуждают его собственные интересы, он считает необходимым ограничить себя в возможная фак­тически осуществлении интересов из-за интересов других"81. В противном случае интересы управомоченного не будут удовлетворены. Обязанности позволяют действовать только жестко указанным в законе способом и тем самых ограничи­вают действия обязанного субъекта, сдерживают его от всех иных поступков, противоречащих обслуживаемому субъек­тивному праву. Обязанность - есть долг, необходимость, за

Коркунов Н.М. Указ, соч.- С. 118-119.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.- М.- 1912.- С,619-620.

"спиной" которой (в случае ее нарушения) стоят меры пака зания. "Существо юридической обязанности, отмечаю! Н.И.Матузов и Б.М.Семенеко, - заключается; в требовании необходимого, нужного, должного, полезного, целесооб­разного, с точки зрения государства, власти, закона, пове­дения субъекта. Это поведение обязательно, непререкаемо, обеспечивается на случай "непослушания" мерами государст­венного принуждения"82.

Именно в этом смысле юридическая обязанность - нега­тивный, отрицательный фактор. "Для субъекта обязанности отдельная норма права имеет только отрицательное значение, создает для него только минус", - пишет Л.И.Петражицкий. Он аргументирует этот тезис следующим образом. "Например, норма права, предписывающая должнику пла­тить свой долг, напр., 100 р., кредитору, не устанавливает между ними какой-либо мыслимой границы, до которой ка­ждый мог бы на основании ее осуществлять свой интерес. Вместо разграничения она производит тот эффект, что инте­рес кредитора получить 100 должен- быть удовлетворен впол­не, до полного насыщения, должник же только обременяет­ся, только подчиняется, не получая на основании этой нормы никакой арены для осуществления своих интересов. Если в случае долга видеть "столкновение интересов", то есть пред­полагать, что должник не хочет платить своего долга, то этот интерес должен быть вполне подавлен"83. "Обязанность,- писал Гегель, - есть ограничение....

Нужно также заметить, что правовые ограничения в ли­тературе справедливо связываются с сужением дозволений, установлением запрещений и дополнительных позитивных обязываний. "Ограничение,- пишет С.С.Алексеев, - это во­прос не о способах, а об объеме регулирования, о границах имеющихся у лиц прав, которые характеризуют результат юридического регулирования. Достигается же такой резуль-

82 Матузов Н.И., Семенко Б.М. О сущности, содержании и стуктуре юри­дической обязанности // Вопросы теории государства и права.- Саратов.-1983.- С.68.

83 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравст­венности.- Спб.- 1909.- Т.1.- С.314. Кроме того об обязанностях как об ог­раничениях Л.И.Петражицкий пишет и на других страницах. См., напри­мер: С.42, 43, 355, 356.

84 Гегель Г.В.Ф. Философия права.- М.: Мысль, 1990.

тат при помощи указанных ранее способов правового регули­рования - путем сужения дозволений, новых запрещений, дополнительных позитивных обязываний"85. Если дополни­тельные обязанности и новые запреты входят в понятие пра­вового ограничения, то почему в него не могут входить "основные" обязанности и "старые" запреты. Думается, что так оно и есть на самом деле.

Кроме того, логики доказывают весьма тесную взаимо­связь между связываниями и запрещениями, которые допус­кают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выпол­нять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобрете­ния этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение опреде­ленного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Например, запрещение для судьи вести де­ле, если он является родственником обвиняемого, эквива­лентно обязанности судьи не принимать участие в судопроиз­водстве по этому делу. Учитывая, что запреты - наиболее яркие, последовательные, классические правовые ограниче­ния, такие взаимообратимости лишний раз свидетельствуют и об ограничивающей сути самих юридических обязанностей.

Кстати, законодатель тоже понимает под обязанностями определенный вид ограничения. Так, в ст.6 ("Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными ус­ловиями труда") Основ законодательства Российской Феде­рации об охране труда86 установлено следующее: "На тя­желых работах и работах с вредными или опасными усло­виями труда запрещается применение труда женщин дето­родного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоро­вья.

При обнаружении у работника признаков профессио­нального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производст­венных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в уста-

85 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты...- С.67.

S6 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.-

1993.-N35.-Ст. 1412.

новленном порядке". Здесь наряду с запретом (оператор "запрещается применение") закреплена и обязанность (оператор "должен перевести") в отношении одного лица -работодателя.

Поэтому, устанавливая обязанности, следует помнить об их первоприроде. Они призваны быть обратной стороной субъективного права (как правового стимула), ограничения­ми, а не стимулами.

Следующим элементом в структуре правовой нормы вы ступают санкции, в которых могут устанавливаться различ­ные виды наказаний, как наиболее значимые правостимули-руюшие средства.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые ограничения подразделяют на конституционные (а в рамках их избирательные)87, административные, уголовные, зе­мельные, финансовые и т.д., которые в свою очередь мож­но отнести к материальным либо к процессуальным; в зави­симости от сферы использования - на межгосударственные (квоты, пошлины), внутригосударственные (федеральные), муниципальные; в зависимости от того, на кого они распро­страняются - на общие (распространяющиеся на все население ограничения прав и свобод человека и гражданина, закреп­ленные в Конституции РФ) и индивидуальные (лишение прав, как санкция в отношении конкретного лица); в зави­симости от того, в каком правовом акте они содержатся -на нормативные и правоприменительные: в зависимости от содержания - на материально-правовые (штраф), мо­рально-правовые     (выговор), организационно-правовые (увольнение, понижение в должности).

В зависимости от прав и свобод, которые ограничивают­ся, ограничения подразделяются на два основных вида: ог­раничения гражданских и политических прав и ограничении экономических, социальных и культурных прав. Примеров первых является, в частности, ограничение свободы; приме­ром вторых - ограничение в использование права собственно­сти.

Следует, однако, помнить, что среди всех видов прав есть права, которые вообще не должны ограничиваться. Это

87 Об избирательных ограничениях и их видах см.: Белкин А.А. Избира­тельные ограничения // Правоведение,- 1992,- N 1,- С.3-15.

так называемые абсолютные или основные права. "Основные права, - отмечает Т.Маунц, - не создаются госу­дарством, не нуждаются в его признании, не могут быть ог­раничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи инди­видууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и законного государственного принужде­ния"88. Обычно, говоря о правах, не подлежащих ограниче­нию, комментируют ст.4 Международного пакта о граждан­ских и политических правах, где предусмотрено, что ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены такие пра­ва, как право на жизнь, право не подвергаться жесткому, бесчеловечному обращению, право не подвергаться без сво­бодного согласия медицинским или научным опытам, право не содержаться в рабстве или, подневольном состоянии, право не подвергаться лишению свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства, право не привлекать­ся к ответственности за деяние, которое в момент его совер­шения не являлось уголовным преступлением, право на при­знание правосубъектности, свобода мысли, совести и рели­гии.

Вместе с тем, можно согласиться с мнением С.В.Бахина о том, что "едва ли можно признать исчерпывающим перечень абсолютных прав, содержащийся в Пакте о гражданских и политических правах, поскольку те или иные права человека могут быть признаны не подлежащими ограничению в иных международных соглашениях"89. Если говорить о Конститу­ции РФ 1993 года, то она в ч.3 ст.56 идет дальше в развитии абсолютных нрав, чем Международный пакт о гражданских и политических правах, устанавливая более широкий круг прав, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвы­чайного положения. "Не подлежат ограничению,- сказано в ней, - права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Консти­туции Российской Федерации". Речь, в частности, идет о та­ких правах, как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на ознакомление с документами и материалами, не-

88 Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР).- М.- 1959.-СЛ50.

89 Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в между­народных соглашениях // Правоведение.-1991.- N 2.- С.46.

посредственно затрагивающими права и свобод" гражданина и др.

В зависимости от времени действия ограничения можно подразделить на постоянные, которые установлены Консти­туцией РФ и законами, и временные, которые должны бы прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении. Так, в

4. 1 ст.56 Конституции РФ сказано, что "в условиях чрезвы­чайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федераль­ным конституционным законом могут устанавливаться от дельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". Введение режима чрезвычайного поло­жения связано, как правило, с запрещением митингов, шест­вий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфе­ре свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых   политических партий жестким лимитированием передвижения транспорт­ных средств, установлением комендантского часа и другими ограничениями прав и свобод граждан.

Что же касается постоянных ограничений, то это назва­ние (как и всякое иное) весьма условно, так как по мере про­движения человечества по пути научно-технического прогрес­са с расширением возможностей человека все чаще склады­ваются ситуации, при которых права и интересы отдель­ных людей (или групп) приходят в противоречие с интереса­ми других людей, определенных групп населения или обще­ства в целом. Достижения во многих областях науки и тех­ники (прежде всего в области медицины) приводят к необхо­димости пересмотра некоторых устоявшихся представлений, систем ценностей и приоритетов, заставляют по-новому под­ходить к вопросу об ограничении прав человека в интересах общественной безопасности, здоровья населения, защиты прав и свобод других лиц. Влияют на подобные процессы и демократизация, и изменение политических режимов и т.д. Не так давно считались, например, постоянными такие огра­ничения, как лишение гражданства, обязанность свидетель­ствовать против себя самого, своего супруга и близких родст­венников. Но изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы лич­ности, укрепление нравственных основ правового регулиро­вания.

Каковы же цели установления правовых ограничений и в чем заключаются их основные функции?

Нужно выделить несколько уровней таких целей. Во-первых, цели ограничений для всех субъектов права (физических и юридических лиц, государства), которые за­ключаются в обеспечении общего блага, нормального разви­тия и функционирования социальной системы и ее структур­ных подразделений. Правовые ограничения - общепризнан­ные установления, необходимые для организации жизни в любом цивилизованном обществе, для упорядочения отно­шений между всеми субъектами права.

Во-вторых, цели ограничений для государства (его орга­нов и должностных лиц), которые заключаются в уменьше­нии произвола и других злоупотреблений со стороны чинов­ников, что достигается при помощи связывания государст­венной власти правом и что является обязательным призна­ком правового государства.

В-третьих, цели ограничений прав и свобод человека и гражданина, которые, как правило, вызывают особое беспо­койство в обществе. Ввиду того, что права и свободы челове­ка и гражданина выступают высшей ценностью, остановимся на рассмотрении целей их ограничения подробнее.

Применительно к правам и свободам человека в наиболее концентрированном виде цели ограничений зафиксированы в ч.2 ст.29 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года90, где, в частности, сказано, что "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключи­тельно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требо­ваний морали, общественного порядка и общего благосос­тояния в демократическом обществе. Разумеется, кроме та­кой общей постановки вопроса о целях ограничений могут существовать и более детальные условия их применения, что нашло свое отражение в Международном пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, открытых для подписания 16 декабря 1966 года. Ограничения должны осу-

ад

См.: Права человека. Основные международные документы.- М.- 1989.- С.141,

ществляться, согласно ст.4 первого пакта, исключительно с целью способствования общему благосостоянию, опреде­ляться законом и не могут противоречить природе ограничи­ваемых прав, согласно же целому ряду статей (12, 18, 19 и др.) второго пакта, если они необходимы для охраны госу­дарственной безопасности, общественного порядка, здоровье или нравственности населения, а также прав и свобод друга лиц.

Перечисленные ограничения должны стать ориентиром для нашего общества. Точно так же, как существуют между­народные стандарты всеобщих прав, должны существовать и стандарты их ограничений с комментариями к целям и усло­виям их применения с тем, чтобы, с одной стороны, унич­тожить основу для произвола и злоупотребления властью, творимых "национальными" чиновниками, а с другой сторо­ны, учитывая тенденцию Российской правовой системы к ин­теграции с правовыми системами развитых стран, создавать общие "наднациональные" механизмы реализации прав чело века и их ограничений. Это означает, что Российское госу­дарство должно как при законодательном определении воз­можных ограничений, так и при их применении на прак­тике руководствоваться опытом соответствующих междуна­родных органов.

Цели ограничений прав человека и гражданина Конститу­ция РФ установила в ч.З статьи 55, где закреплено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограни­чены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государст­ва". В целом данное положение соответствует международ­ным стандартам.

Наряду с целями, установленными в международно-правовых документах и Конституции РФ, можно выделить и цели более "частные". Например, при ограничении дееспо­собности лица в случае злоупотребления им наркотическими веществами или алкоголем, ставится цель защитить не только интересы членов семьи, но и здоровье и имуществен­ные интересы самого гражданина; при применении мер пре­сечения в отношении обвиняемого преследуется цель обеспе­чить реализацию юридической ответственности и т.п.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.