|
|||
РУССКИЙ ЯЗЫК. III - V классы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРУССКИЙ ЯЗЫК III - V классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык является основным средством познания человеком окружающего мира и установления связей в системе социальных отношений. Он выступает незаменимым компонентом процесса развития словесно-логического мышления и эффективным средством формирования личности. Поэтому характер речевой деятельности в большой степени определяет качество жизни человека, а умение правильно высказывать свои мысли и чувства в устной и письменной форме влияет на процесс вербального общения между людьми. Во вспомогательной школе с русским языком обучения русский язык выступает не только предметом изучения, но и средством обучения учащихся другим учебным предметам. Кроме того, он обслуживает процесс воспитания детей на уроках и во внеурочное время, обеспечивая формирование положительных личностных качеств учащихся. Не менее важна коррекционная роль языка в развитии познавательных процессов и коммуникативных умений. Обучение языку детей с интеллектуальной недостаточностью строится на личностно ориентированном и компетентностном подходах. Личностная ориентированность выражается в учете возможностей и способностей каждого учащегося при формировании готовности к речевому общению в различных жизненных ситуациях. Благодаря компетентностному подходу в результате обучения происходит формирование коммуникативно-речевой, языковой и социальной компетенций. Социальная компетенция предполагает усвоение жизненно значимого опыта, важного для максимально успешного функционирования человека в условиях конкретного социального окружения, характеризующегося определенным уровнем морально-нравственного развития и речевой культуры. Такой опыт оптимизирует процесс социализации и социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Коммуникативно-речевая компетенция определяет формирование коммуникативно-речевых умений, обеспечивающих вербальное и невербальное общение учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях социального взаимодействия, в разнообразной эмоционально привлекательной совместной деятельности. Языковая компетенция выражается в практико-ориентированных знаниях учащихся о языке и в умении адекватно их использовать в процессе общения. Это витагенные знания, отвечающие требованиям действенности, экологической коммуникации, личностного развития и коррекционной направленности. Обучение языку во вспомогательной школе призвано обеспечивать практику устного и письменного общения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в различных ситуациях. Оно организуется на основе учета особенностей функционирования психических процессов учащихся и специального отбора фонетического и лексического материала, использования продуктивных методик формирования грамматического строя речи, специфических средств и приемов, помогающих формировать языковые представления и развивать речь. Данный подход вытекает из сути антропоцентрической концепции языкового образования, реализовать которую помогает коммуникативная технология. Она отражена в программе через подачу речевого материала в следующей последовательности: текст, предложение, слово, звук. Важно не то, что ученик знает о языке, а как он может пользоваться языком в повседневной жизни для удовлетворения своих нужд и потребностей. Грамматика перестает рассматриваться как предмет изучения, а становится средством овладения речью во всех ее функциях. Усвоение первичных знаний по лексике, грамматике и правописанию осуществляется одновременно с умственным и речевым развитием школьников. Продолжается работа по формированию фонематического восприятия на полисенсорной основе, развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словарного запаса, развитию связной устной и письменной речи. Содержательные линии изучения предмета "Русский язык" следующие: - формирование элементарных языковых знаний, умений и навыков; - развитие связной устной речи; - воспитание и коррекция личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Цель обучения русскому языку во вспомогательной школе с русским языком обучения (III - V классы) - формирование у учащихся коммуникативно-речевых и языковых умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование русского языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуациях общения. Задачи обучения: в рамках языковой компетенции: - осмысление текста, предложения, слова и звука с точки зрения их использования в речи и формирование первоначальных лексических и грамматических обобщений; - усвоение орфографических, лексических и грамматических знаний (в пределах программного содержания) для применения их на практике; - предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма. в рамках коммуникативно-речевой компетенции: - формирование практических коммуникативно-речевых умений и навыков использования русского языка во всех видах речевой деятельности; - развитие связной устной и письменной речи учащихся и обогащение словарного запаса учащихся; - формирование умения адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (определять тему, основную мысль); - формирование умения отбирать языковые средства для создания собственных высказываний в соответствии с темой и основной мыслью; - формирование культуры речевого общения и поведения. в рамках социальной компетенции: - активизация познавательного интереса и коррекция психических процессов учащихся средствами языка; - обеспечение морально-нравственного, эстетического и интеллектуального развития и положительных качеств личности учащихся; - содействие социальной адаптации учащихся путем ориентации содержания обучения на социальную адаптацию и социализацию учащихся. Цель и задачи обучения русскому языку в III - V классах вспомогательной школы с русским языком обучения обусловили принципы построения курса русского языка, определили содержание программы и характер его предъявления. В системообразовательном единстве принципов языкового образования первое место при обучении детей с легкой интеллектуальной недостаточностью занимает коммуникативно-деятельностный принцип, так как эффективность обучения этих учащихся языку определяется практической ориентированностью языкового образования и учетом специфики протекания психических процессов и речевой деятельности в частности. Содержание программы определили основные единицы языка: текст, предложение, слово, звук и буква. Программа для III - V классов построена по линейно-концентрическому принципу: текст, предложение, слово, звуки и буквы изучаются в каждом классе с постепенным приращением объема информации об изучаемых единицах и совершенствованием умений и навыков речевой деятельности. Языковой материал от класса к классу постепенно усложняется. Например, в III классе школьники учатся группировать слова по тематике, принадлежности к обобщающему слову, действиям, которые можно с указанными словами выполнять, а также различают слова, называющие один и несколько предметов. В IV классе формируется навык правильного употребления в речи слов в различных грамматических формах. В V классе совершенствуется навык правильного управления и согласования слов в предложении. Учащиеся знакомятся с корнем слова и однокоренными словами, с правописанием безударных гласных, глухих и звонких согласных в корнях слов. Изучение каждого раздела ориентировано на формирование общих представлений о языковых фактах, развитие практических умений использования их в речевой деятельности.
|
|||
|