|
|||
й этап. Звуки и буквы а, у, о, м, с, хI КЛАСС 170 часов (5 часов в неделю)
Подготовительный (добуквенный) период (54 часа) Формирование готовности первоклассников к обучению грамоте: коррекция интеллектуального развития, подготовка к овладению основными учебными умениями, стимулирование интеллектуальной активности. Знакомство детей с классом, школой и режимом дня. Беседы на темы: "Что есть в нашем в классе?", "Порядок в классе", "Учитель и ученики", "Наши имена и фамилии", "Кого ты знаешь в школе?", "Для чего нужна перемена?", "Правила поведения в столовой" и др. Обучение элементарным формулам этикета с использованием вербальных и невербальных средств (приветствие, извинение, просьба, благодарность и др.). Формирование навыков учебной деятельности. Правила поведения на уроке, за партой (правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, при необходимости попросить разрешения выйти из класса и т. п.). Уточнение и развитие слухового восприятия. Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, скрип, писк, жужжание и др.). Различение неречевых и речевых звуков. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия на полисенсорной основе (слух, зрение и тактильная чувствительность). Выработка умения различать слова, сходные по звуковому составу (например, утка - будка, дочка - ночка), и соотносить их с предметным изображением. Уточнение и развитие зрительного восприятия. Различение основных цветов (черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый) и геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур на наборном полотне путем подбора палочек и бумажных полосок разных цветов (зрительный диктант). Конструирование из палочек, полосок бумаги различных фигур. Коррекция временных и пространственных представлений. Узнавание, называние и расположение предметов в определенной временной последовательности (сначала, потом, наконец) и в заданном пространственном порядке (слева направо и сверху вниз). Развитие мелкой моторики. Рисование хорошо знакомых детям несложных предметов (домик, елочка, стол, стул, забор, лесенка, человечек и др.). Общее представление об устной и письменной речи Предложение. Практическое знакомство с предложением и словом. Деление устного высказывания на предложения. Представление о функции предложения (в предложении о ком-то или чем-то говорится). Составление предложений с заданным словом по образцу, по предметным или сюжетным картинкам, демонстрируемым действиям, опорной схеме. Составление предложений с заданным количеством слов. Определение количества слов в предложении (из двух-трех слов). Условно-графическое изображение предложения (линейная схема). "Чтение" закодированных предложений. Работа над интонацией предложения. Слово. Знакомство со словом и тем, что оно может обозначать предмет, действие, признак. Называние одного и того же предмета разными словами (например, заяц, зайка, зайчик). Слова вежливости, "нежные" слова, "дорогие" слова и т. п. Слог. Деление простых по структуре слов на слоги (му-ха, во-да, па-па и т. п.), определение количества слогов в слове. Условно-графическое обозначение количества слогов в слове. Определение слова по первому, по второму слогу с использованием рисунка или без зрительной опоры (на слух). Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха. Формирование умения выделять в слове некоторые звуки ([а], [о], [у], [м]). Выделение первого (последнего) звука в слове. Подбор слова на заданный звук (с опорой на наглядность и без нее). Коррекция звукопроизношения. Знакомство с художественной книгой. Слушание и рассматривание детских книг. Подготовка руки к письму. Выполнение заданий на развитие общей моторики, активизация мелких мышц пальцев рук, координацию (рука - глаз). Рисование, раскрашивание, обведение по контуру, трафарету несложных предметных изображений, узоров, геометрических фигур. Штриховка на листе бумаги, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям в различных направлениях (горизонтальном, вертикальном, под определенным углом). Лепка из пластилина или составление из мозаики, палочек, полосок бумаги, ленточек различных фигурок по образцу. Прописывание разнообразных графических элементов. В процессе вырабатываются следующие навыки: - гигиенические (правильная посадка за столом, правильное расположение на рабочем столе школьных принадлежностей, правильное положение в руке ручки, карандаша, фломастера при письме и рисовании); - технические (правильное использование письменных принадлежностей); - графические (правильные движения рукой при рисовании несложных предметов (скамейка, лесенка, флажок, конверт, домик и т. д.), при прописывании элементов букв). Выработка навыков написания элементов букв осуществляется в следующей последовательности: длинная прямая вертикальная палочка, короткая прямая вертикальная палочка, длинная и короткая палочки с наклоном вправо, с наклоном влево, прямая палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, длинная и короткая вертикальные палочки с петельками внизу, вверху, волнистая линия, полуовал, овал, восьмерки и т. д.
Букварный (основной) период (116 часов)
Обучение чтению
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. Осмысленное усвоение артикуляции и развитие слухового восприятия. Развитие внимания к звуковой стороне речи. Произношение отдельных звуков, сочетаний этих звуков с другими в слоге, слове. Различение (дифференциация) звуков. Соотнесение звуков и букв. Распознавание букв (изолированно и в слове). Работа по предупреждению нарушений письма (оптической дисграфии). Деление слова на слоги, определение их количества и последовательности. Обозначение слоговой структуры слова схемой. Придумывание слов на заданное количество слогов (1 - 2). Добавление недостающего слога (с опорой на рисунок). Ударный слог (на уровне ознакомления). Чтение слогов определенного типа. Различение на слух согласных и гласных звуков, твердых и мягких согласных. Звуковой анализ слова, предполагающий определение последовательности звуков с соответствующей характеристикой (гласный - согласный, согласный твердый - мягкий). Слоговое чтение трех- и четырехбуквенных слов. Практическое знакомство с знаком препинания в конце предложения (".", "!", "?". Чтение предложений с соответствующей интонацией по образцу (подражая учителю). Знакомство с правилами гигиены чтения. 1-й этап. Звуки и буквы а, у, о, м, с, х Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (слога). Практическое различение гласных и согласных звуков. Знакомство с буквами Аа, Уу, Оо. Узнавание букв изолированно и в составе слова. Образование слогов-слов (ау, уа), обратных и прямых слогов, чтение этих слов и слогов с протяжным произношением. Образование и чтение закрытых и открытых двузвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Звуко-буквенный анализ этих слов.
|
|||
|