|
|||
РУССКИЙ ЯЗЫК. I - II классы. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтр 1 из 14Следующая ⇒
УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.08.2018 N 91
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" ДЛЯ I - V КЛАССОВ ПЕРВОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА) С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
I - II классы ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Этап "Обучение грамоте" (I - II классы) является неотъемлемой частью программы "Русский язык" для I - V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения, разработанной на основе антропоцентрической концепции обучения языку. Содержание программы ориентировано на формирование языковой личности, т. е. человека, который способен полноценно воспринимать и порождать речевые высказывания. Ведущей идеей выступает взаимосвязанное комплексное обучение основным видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. При этом уроки русского языка в младших классах вспомогательной школы строятся так, чтобы усвоение знаний, формирование умений и навыков органически сочетались с развитием у каждого ребенка положительных качеств личности и способствовали комплексному решению задач обучения и воспитания. Деятельность по развитию речи является неотъемлемой составляющей каждого урока. Обучение грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью является начальным этапом систематического изучения языка, закладывающим эффективную базу для их интеллектуального и языкового развития, а также эстетического и нравственного воспитания. Цель обучения грамоте - формирование базовых умений и навыков чтения и письма, сопряженное с развитием речи и познавательного интереса и содействующее воспитанию положенных качеств личности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности. Задачи обучения грамоте: - развитие фонематического слуха (умение распознавать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, определять их последовательность); - формирование правильного звукопроизношения и усвоение русского алфавита; - формирование навыков первоначального чтения и письма (соотнесение звуков и букв и овладение графикой русского языка); - развитие связной устной речи и формирование культуры общения; - коррекция и развитие познавательных процессов и речи учащихся; - формирование общеучебных умений и навыков. На данном этапе чтение и письмо первоначально выступают в качестве предмета обучения, а затем становятся средством обучения и развития учащихся. Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода с учетом специальной методики обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, опирающейся на знание уровня речевого развития учащихся, уровня сформированности речевого поведения и усвоения коммуникативных умений. Принимается во внимание недоразвитие всех условий, определяющих содержание, методы, средства языкового образования и развития речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью (специфика функционирования когнитивных процессов, весьма ограниченный словарный запас, представленный в основном именами существительными и глаголами, аграмматичная и в большинстве случаев с дефектами звукопроизношения речь). Процесс овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью первоначальным чтением и письмом сопровождается существенными трудностями, в том числе в осмыслении вербальной информации и использовании речи для решения различных социальных задач. Поэтому в процессе обучения грамоте выделяется пролонгированный пропедевтический период, в ходе которого благодаря организации активного взаимодействия с предметным и социальным окружением учащиеся включаются в речевую деятельность, предполагающую наблюдение за основными понятиями (предложение, слово, звук, связное высказывание). Определяющим принципом обучения грамоте является слоговой (позиционный) принцип. Этот принцип находит свое воплощение на письме в обозначении мягкости согласных и звука [й']. Буквы русского алфавита, обозначающие согласные звуки, не указывают напрямую на твердость или мягкость согласного. Эту функцию выполняют гласные (на твердость предшествующего согласного указывают буквы а, о, у, ы, э, а на мягкость - е, ё, ю, я, и). Очевидно, что только в контексте слога можно определить твердость или мягкость согласного и правильно прочитать слог. В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся со звуковой системой русского языка, учатся осуществлять звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки. Осуществление звукового анализа учащимися с интеллектуальной недостаточностью осложняется неполноценным звукопроизношением и звуковосприятием, свойственным многим детям. Поэтому первоначальное представление о звуковом анализе формируется на основе слов, в состав которых входят звуки, произношение и слуховое восприятие которых не вызывает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью особенных сложностей. Данное условие, а также частотность употребления в речи определенных звуков определяют порядок знакомства с буквами русского алфавита как знаками для обозначения звуков на письме. Другим фактором, влияющим на последовательность этапов обучения грамоте, является сложность в начертании букв. Таким образом, содержание обучения грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью строится так, что большинство гласных звуков и соответствующих букв, произношение и начертание которых не вызывает серьезных проблем, изучается раньше согласных. Отсюда рациональный порядок ознакомления со звуками и соответствующими буквами может быть следующим: а, у, о, м, с, х, ш, л, н, ы, р, к, п, и, т, з, в, ж, б, г, д, й, ь, е, я, ю, ё, э, ч, щ, ц, ф, ъ. Учащиеся получают представление о слоговой структуре слова, об ударении. Постепенное усвоение согласных звуков и соединение их с уже изученными гласными помогает осмыслить слогообразующую роль гласных. При этом дети с интеллектуальной недостаточностью сначала читают слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му). Такой подход позволяет уменьшить количество артикуляционных ошибок. Потом учащиеся приобретают навык чтения слогов других видов: закрытые слоги, часто равные слову (мох, дом, сом), слоги со стечением согласных в начале и в конце слога или слова (пла, борт). После овладения чтением слогов и слова по слогам учащиеся осваивают приемы целостного чтения, получают первоначальное представление о слове, предложении, тексте. Начинается период, когда русский язык становится средством обучения иным учебным предметам. Приоритетными направлениями коррекционной работы является предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма, работа над правильным восприятием и произношением звуков, развитием фонематического слуха (в частности над различением часто смешиваемых звуков [б] - [п], [з] - [с], [ш] - [с], [л] - [р], [ш] - [ж], [з] - [ж], [д] - [т]), над дифференциацией букв (графический образ), имеющих сходные элементы (б - п, з - с, ш - с, л - р, ш - ж, з - ж, е - э, д - т, б - д, е - з и др.). Не менее значима работа по коррекции и развитию познавательных процессов, формированию познавательного интереса и речевого поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В течение пропедевтического этапа осуществляется подготовка руки к письму: учащиеся прописывают различные виды линий, овалы, полуовалы, петельки (элементы букв). На основном этапе отрабатывается техника правильного написания букв и их соединений и собственно письму. Освоив написание букв, учащиеся начинают списывать слоги и слова, написание которых не расходится с произношением. Требование безотрывного письма не является обязательным. В то же время отработка навыка письма должна сопровождаться обязательными перерывами на пальчиковую гимнастику, минутку здоровья, с целью предупреждения переутомления мышц кисти и туловища. Работа над каллиграфией не является самоцелью. Она осуществляется в рамках моторных возможностей учащихся. Уроки обучения грамоте предполагают комплексную работу по обучению чтению, письму и развитию речи. Отдельных уроков развития речи не предусматривается. Внимание обращается на звуковую культуру речи, развитие слуховой памяти и восприятие звуковой стороны речи. Вырабатывается правильный темп речи с сохранением основных норм произношения звукосочетаний и правильного ударения. Идет работа по обогащению словаря учащихся. Формируются умения группировать слова по тематике (одежда, мебель и т. п.), отличать их по оттенкам значения (дом - домик, рука - ручища и т. п.). Предлагаются задания на построение предложений по рисунку, по вопросу учителя, на создание коротких связных высказываний (текстов) по рисунку или серии рисунков. Учащиеся привлекаются к оречевлению собственных действий и действий другого человека, устным ответам на вопросы полными и неполными предложениями, воспроизведению услышанного или увиденного, рассказыванию по памяти с соответствующей интонацией коротких стишков, загадок и т. п. Ученики знакомятся с речевой этикой и культурой общения (вежливые слова). На уроках обучения грамоте осуществляется воспитание внимательного, отзывчивого отношения к одноклассникам, другим детям и взрослым. Обучение грамоте включает три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Продолжительность добукварного периода - первая четверть I класса, но в зависимости от уровня подготовленности детей она может быть увеличена (или сокращена). Букварный период начинается в I классе и заканчивается в третьей четверти II класса. Временные рамки данного этапа также могут регулироваться учителем в зависимости от уровня подготовленности детей. Послебукварный период - четвертая четверть II класса. В течение добукварного периода выявляются особенности общего и речевого развития каждого ребенка, осуществляется пропедевтика чтения и письма, прививается интерес к учебе и книге, обогащается жизненный опыт, корригируется и совершенствуется слуховое и зрительное восприятие, звукопроизношение, пространственная ориентация. Формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха осуществляется на полисенсорной основе. Работа над зрительным восприятием и пространственной ориентировкой готовит к восприятию графического образа букв, пространственного расположения их элементов и мест соединения с другими буквами. Дети учатся понимать обращенную к ним речь, правильно строить ответы на вопросы, выполнять словесные инструкции, воспроизводить услышанную информацию, заучивать наизусть загадки, считалки и скороговорки, рассматривать детские книжки-малышки, пользоваться карандашом и ручкой. Букварный период предполагает параллельное обучение чтению и письму. Буквы изучаются в последовательности: целостное восприятие формы, анализ элементов и их пространственного расположения, сравнение буквы с ранее изученными буквами. Слияние звуков в слог и чтение слоговых структур осуществляются постепенно. При обучении письму учащиеся учатся правильному начертанию букв и соединению их друг с другом в слогах, словах. Упражнения в написании слогов, слов и предложений основываются на звуко-буквенном анализе, предварительной условно-графической записи и составлении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Уделяется внимание лексико-грамматической стороне речи. Расширение словаря учащихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется за счет слов, называющих предметы, действия и признаки предметов. Восприятие предмета учениками сопровождается связным высказыванием учителя об этом предмете и опорой на наглядность. Новое слово многократно употребляется в сочетании с другими словами, тем самым демонстрируется связь слов в предложении и предупреждается аграмматизм. Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию коммуникативной функции речи. Учащиеся побуждаются к различным формам устных высказываний (просьба, сообщение, вопрос, воспроизведение услышанного). Продолжается работа по ориентировке в окружающем мире, выделению существенных и несущественных признаков и связей, установлению причинно-следственных отношений, пониманию обращенной речи, рассматриванию детских книжечек, книг-раскладушек, содержание которых заранее озвучено учителем. Задачи послебукварного периода - закреплять умение читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; совершенствовать навыки списывания печатного и рукописного текстов; контролировать свое письмо сопоставлением; писать самостоятельно слова и короткие предложения после звуко-буквенного анализа; развивать связную диалогическую и монологическую речь; приобщать детей к чтению книжек-малышек. Учитель имеет право индивидуализировать программные требования в случае наличия у отдельных учащихся специфических ограничений.
|
|||
|