|
|||
й этап. Звуки и буквы е, ё, я, ю, э, ч, щ, ц, ф, ъ3-й этап. Звуки и буквы е, ё, я, ю, э, ч, щ, ц, ф, ъ Точное произношение изучаемых звуков. Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Подбор слов с заданным звуком. Различение согласных и гласных, согласных твердых и мягких при чтении в слогах и словах (сопоставление пы - пи, мы - ми и т. п.). Общее представление о звонких и глухих согласных (различение в сильной позиции). Составление и чтение обратных и прямых, открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечением согласных в начале (например, кла, бли) и конце слова (лист, куст, корм, ерш, месть и т. п.). Орфографически правильное осмысленное послоговое чтение слов из слогов различной степени сложности. Чтение предложений из 2 - 5 слов с соответствующей интонацией конца предложения. Чтение текстов из 2 - 5 предложений. Составление предложения (2 - 5 слов), текста (3 - 5 предложений) по сюжетному рисунку. Соотнесение рисунка и слова, предложения, текста. Выбор иллюстрации к тексту из нескольких, отражающих близкий по содержанию сюжет. Определение, о ком или о чем говорится в тексте. Нахождение в тексте слова или предложения к иллюстрации. Придумывание конца текста по сюжетному рисунку, серии рисунков, опорным словам, вопросам. Заучивание загадок, скороговорок, потешек и пр. на слух или после прочтения в "Букваре". Чтение-рассматривание детских книжек.
Послебукварный период (20 часов)
Совершенствование навыков произношения сложных для артикуляции звуков и слогов со стечением согласных. Орфографически правильное и осознанное чтение по слогам слов со звуками, которые смешиваются ([с] - [з] - [ш], [ш] - [щ], [р] - [л], [з] - [ж]). Чтение небольших по объему текстов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Формирование навыка связного высказывания с помощью ответов на 2 - 3 вопроса. Нахождение в тексте по заданию учителя определенных слов и выражений и чтение их вслух. Заучивание наизусть коротких стихотворений и т. п.
Обучение письму
Отработка навыка написания печатных и рукописных прописных и строчных букв в пособии "Прописи" (повторение и закрепление начертания изученных букв, усвоение начертания новых букв). Составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех - четырех букв с последующей записью. Списывание с классной доски и из "Букваря" (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур и предложений из 3 - 4 слов. Письмо под диктовку слогов, слов после предварительного звуко-буквенного анализа. Письмо под диктовку слов, написание и произношение которых не отличается. Письмо под диктовку знакомых слов после анализа их звукового состава. Большая буква в начале предложения, в именах людей (практическое ознакомление). Точка в конце предложения. Дописывание после предварительного анализа пропущенной буквы в словах.
Развитие речи
Звуковая культура речи. Совершенствование просодики (темп и ритм речи, речевое дыхание, интонация, логическое ударение, паузы), слуховой памяти учащихся. Формирование устойчивого внимания к звуковой стороне речи (своей и чужой). Совершенствование навыка дифференциации звуков, которые смешиваются при восприятии на слух, и артикуляции. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся, использование правильных грамматических форм и конструкций. Правильное обозначение словом предметов, действий и признаков предметов, изображенных на картинке (предметной, сюжетной). Группировка слов по родо-видовым отношениям. Работа над предложением и связным высказыванием. Формирование умения задавать вопросы учителю и другим детям и отвечать на их вопросы. Составление простых предложений по производимым практическим действиям, по картинкам и вопросам. Составление предложений по рисунку или серии рисунков с помощью вопросов (2 - 5 предложений). Пересказ знакомого текста (небольшой сказки, рассказа) по вопросам или с помощью иллюстраций. Заучивание детских стишков, считалок, потешек, смешинок наизусть и воспроизведение их с соответствующей интонацией. Формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания.
Внеклассное чтение
Пропедевтическая работа по внеклассному чтению начинается в послебукварный период обучения грамоте. Первоначально ученики рассматривают обильно иллюстрированные детские книжки-малышки после прочтения их с соответствующей интонацией, правильным темпом и подходящей силой голоса учителем (10 - 15 минут в неделю). Далее, во второй половине четвертой четверти, может организовываться самостоятельное (или с помощью учителя) чтение учащимися небольших детских произведений (мини-стихи, небольшие сказки, занимательные рассказы об игрушках, животных и растениях, хороших и плохих поступках детей, о дружбе и взаимопомощи) в красочно оформленных, адресованных детям дошкольного возраста книжечках (15 - 20 минут в неделю). Указанные сроки могут корректироваться.
ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Знать: - буквы русского алфавита; - основные группы звуков (гласные, согласные, твердые, мягкие); - наизусть 3 - 5 загадок (стихотворений, считалок, потешек и т. п.). Уметь: - распознавать звуки речи на слух и в произношении; - определять место звука в слове (в начале, середине, конце) - подбирать слова с заданным звуком; - составлять и читать слоги разных видов; - анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов; - орфографически правильно и плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; - отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного (рассказ, сказка, стихотворение) и по иллюстрациям к тексту; - составлять связное высказывание (3 - 5 предложений) по вопросам учителя или иллюстрации; - вести диалог с одноклассником или учителем на знакомую тему; - находить и читать название и автора рассматриваемой детской книги (детского журнала); - писать строчные и прописные буквы; - списывать с печатного и рукописного текстов слова и короткие предложения; - писать под диктовку отдельные буквы, слоги и слова (после предварительного анализа). Владеть: - навыками гигиены учебной деятельности; - навыками осознанного чтения по слогам печатных и рукописных текстов (3 - 5 коротких предложений); - навыками каллиграфического письма в доступной степени.
|
|||
|