|
||||||
e-mail: gnosis@pochta.ru 73 страница
Хронологический возраст
Рис. 2.Средние значения(и стандартная ошибка)количества слов,верноугаданных в кроссвордах из «Нью-Йорк Таймс» за 15 минут, в зависимости от возраста. В каждом исследовании участвовало от 195 до 218 взрослых ис-пытуемых. Кроссворды содержали от 76 до 78 слов.
Можно предположить, что успех в решении кроссвордов зависит ско-рее от накопленных знаний, чем от абстрактного мышления или способ-ности решать новые задачи. Я вполне допускаю такую возможность и полагаю, что то же самое можно сказать о многих других видах деятель-ности, распространенных в обыденной жизни. Иными словами, многое из того, что нам приходится делать в обыденной жизни, зависит скорее от того, что мы уже знаем, чем от того, насколько мы способны справляться с новыми задачами и рассуждать о незнакомом предмете. [...] Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Выводы
общем и целом последние исследования моей и других лабораторий
значительной степени прояснили вопросы «что?» и «когда?» в когни-тивном старении. Более того, мы приблизились к пониманию того, как этот феномен проявляется вне стен лабораторий. Однако, возможно, по причине расхождения взглядов в отношении выбора лучшего метода ис-следования, ответы на вопросы, «почему?», «где?» и «как?» в настоящий момент гораздо менее ясны.
Литература
Salthouse 2001a — Salthouse T. A. Attempted decomposition of age-related inflluences on two tests of reasoning // Psychology and Aging. 2001. 16. P. 251—263.
Salthouse 2001b — Salthouse T. A. Structural models of the relations be-tween age and measures of cognitive functioning // Intelligence. 2001. 29. P. 93—115.
Salthouse et al. 2003 — Salthouse T. A.., Atkinson T. M., Berish D. E. Execu-tive functioning as a potential mediator of age-related cognitive decline in normal adults // Journal of Experimental Psychology: General. 2003. 132. P. 566—594.
Salthouse, Ferrer-Caja 2003 — Salthouse T. A., Ferrer-Caja E. What needs to be explained to account for age-related effects on multiple cognitive vari-ables? // Psychology and Aging. 2003. 18. P. 91—110.
Salthouse et al. 1998 — Salthouse T. A., Hambrick D. Z., McGuthry K. E.. Shared age-related inflluences on cognitive and non-cognitive variables // Psychology and Aging. 1998. 13. P. 486—500.
Salthouse et al. 2000 — Salthouse T. A., Toth J., Daniels K., Parks C., Pak R., Wolbrette M., Hocking K. Effects of aging on the effiiciency of task switch-ing in a variant of the Trail Making Test // Neuropsychology. 2000. 14. P. 102—111.
Salthouse 2003 — Salthouse T. A. Interrelations of aging, knowledge, and cognitive performance // Understanding human development: Lifespan psychology in exchange with other disciplines / U. Staudinger, U. Linden-berger (Eds.). Berlin: Kluwer Academic, 2003. P. 265—287. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
202 Раздел III. Когнитивное развитие
Wechsler 1997 — Wechsler D. Wechsler Adult Intelligence Scale — third edi-tion. SanAntonio, TX: Psychological Corp, 1997.
Woodcock et al. 2001 — Woodcock R. W., McGrew K. S., Mather N. Wood-cock-Johnson III. Tests of Cognitive Abilities. Itasca (IL): Riverside, 2001.. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
РАЗДЕЛ IV
СОЦИАЛЬНОЕ
И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Джордж Баттеруорт, Маргарет Харрис
Социальный контекст
раннего речевого развития1
Баттеруорт (Butterworth) Джордж (1946—2000) —английский пси-холог, специалист в области раннего детского развития, создатель Британ-ской группы исследований раннего детства и журнала «Науки о развитии», один из первых исследователей совместного внимания.
Харрис (Harris) Маргарет —английский психолог,зав.отделением пси-хологии факультета медико-биологических наук университета Оксфорд Брукс. Специалист в области детского языкового развития.
Предпосылки речевого развития в раннем возрасте
[...] Имеются убедительные доказательства того, что именно ситуация социального взаимодействия, где ребенок может слышать разговор лю-дей, играет важнейшую роль в формировании механизмов первоначаль-ного понимания речи и активного проговаривания. Брунер подчеркивал, что родители рассказывают своим детям именно о тех событиях и пред-метах, с которыми они повседневно сталкиваются.
Исследование М. Харрис с соавт. (Harris et al. 1983; 1984/1985) по-казало, что в двух третях случаев матери меняют тему разговора в ре-зультате каких-то изменений в поведении своего ребенка. Этот тип рече-вого общения появляется уже в разговоре матери со своим 7-месячным младенцем и сохраняется до достижения ребенком 16-месячного возрас-та. Что же изменяется за этот период? Меняется характер активности,
Butterworth G., Harris M. Principles of Developmental Psychology. London:Psychology Press, 1994. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии раз-
вития. М.: Когито-Центр, 2000. C. 166—169. (Перевод А. Дозорцевой. © Psychol-ogy Press. © Когито-Центр, перевод, 2000.) Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Раздел IV. Социальное и эмоциональное познание
на которую ориентируется мать при перемене темы своего разговора с ребенком. Когда ребенку только 7 месяцев, мать меняет тему разговора
зависимости от направления взгляда ребенка. К 10 месяцам мать на-чинает говорить на новую тему чаще всего при выполнении ребенком каких-либо двигательных актов, а к 16 месяцам решающее значение приобретают два события: выполнение ребенком двигательных актов и действий, сопровождаемых вокализацией ребенка.
Еще одним доказательством тесной взаимосвязи между речью мате-ри, адресованной своему ребенку, и тем, что он делает в это время, явля-ется следующее наблюдение. В возрасте 16 месяцев 78 % материнских высказываний относится к тем предметам, на которых в данный момент сфокусировано внимание ребенка. Эта пропорция была значительно ниже (49 %) для той группы детей, у которых впоследствии, к 2-лет-нему возрасту, было обнаружено отставание речевого развития (Harris et al. 1986).
Этим результатам можно дать двоякое объяснение. Одно из них свя-зывает данные особенности материнской речи с разными языковыми способностями детей. Иначе говоря, две группы матерей были вынуж-дены говорить по-разному, поскольку и дети из этих групп говорили по-разному. Другое объяснение состоит в том, что именно тематические особенности материнской речи частично влияют на способность детей к речевому общению.
Из двух возможных объяснений предпочтение следует отдать по-следнему, поскольку речь матерей анализировали в тот период жизни их детей, когда всем им было только по 16 месяцев и они ничем явным об-разом не отличались друг от друга. Все дети находились на дословесной стадии развития и не могли произнести ни одного узнаваемого слова. Определенные различия между детьми появились позже, лишь спустя несколько месяцев. В двухлетнем возрасте группа детей с задержкой ре-чевого развития все еще оставалась на уровне произнесения отдельных слов, тогда как нормально развивающиеся дети были способны произ-носить фразы, состоящие из нескольких слов. Различались эти группы детей и по словарному запасу: у последних он был значительно больше. Результаты показывают, что речь ребенка не может повлиять на стилевые особенности речи матери, поскольку различия между двумя группами де-тей проявились не сразу, а возникли позже, через несколько месяцев по-сле регистрации образцов речевого поведения матерей. Таким образом, важным фактором раннего речевого развития ребенка является наличие тесной связи между речевыми высказываниями матери и их конкретным социальным контекстом.
|
||||||
|