Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





e-mail: gnosis@pochta.ru 75 страница




Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

 

Д. Баттеруорт, М. Харрис. Социальный контекст раннего речевого развития209

 

Franco 1990) обнаружили, что указательный жест и проверка его эффек-тивности неизменно сопровождаются вокализацией. Эти наблюдения подтвердили гипотезу об указательном жесте как механизме общения. Было также обнаружено, что в возрасте 15 месяцев дети сначала убежда-ются, что мать смотрит именно на них, и только затем указывают на что-либо, чтобы переключить внимание матери на интересующий их объект.

 

Установлено, что существует взаимосвязь между способностью ребен-ка пользоваться указательным жестом и уровнем его речевого развития. Э. Бейтс с соавт. (Bates et al. 1979) пришли к выводу, что умение пред-лагать предмет и указывать на что-то с коммуникативными намерениями, т. е. с проверкой эффективности данного жеста, хорошо прогнозируют развитие словарного запаса в раннем возрасте. Кроме того, было показа-но (Folven et al. 1984/1985), что частота использования коммуникативных указывающих жестов детьми в возрасте 9—12,5 месяцев положительно коррелирует с объемом жестового и вербального лексикона, используе-мого ими в течение второго года жизни.

 

Указательный жест ребенка обычно вызывает достаточно специфи-ческие реакции взрослого человека. Так, в исследовании Э. Мазур (Ma-sur 1982) была зарегистрирована очень высокая частота материнских реакций в ответ на самые первые указательные жесты их детей. Особо

 

вое смещение головы матери и направления ее взора. При этом скорость верной локализации целевого объекта после завершения поворота головы матери в его направлении составляет около 1 секунды. Этот механизм Дж. Баттеруорт называ-ет «геометрическим»: ребенок как будто достраивает невидимую линию между местоположением матери и объектом ее внимания и «высчитывает» угол, на кото-рый должно измениться направление его взора. Иными словами, на данном этапе взгляд матери задает уже не только направление, в котором располагается объ-ект, но и его точное местоположение. Однако и на этом этапе ребенок, используя информацию о направлении взора матери, не может обнаружить целевой объект, находящийся у него за спиной, даже если перед ним нет ни одного объекта, т. е. «геометрический» механизм совместного внимания тоже ограничен восприни-маемым пространством. Полученные в работах Дж. Баттеруорта и его коллег дан-ные о функционировании «геометрического» механизма активно используются в современной робототехнике при разработке обучаемых роботов. Наконец, в 18 месяцев дети способны точно локализовать объект на основании направлениявзгляда матери, демонстрируя сформированность геометрического механизма, и, следуя направлению взора матери, успешно локализуют объект, находящийся у них за спиной, если перед ними нет других объектов. Этот механизм, обеспечи-вающий функционирование совместного внимания на третьем этапе его станов-ления, можно обозначить как «топологический», поскольку предполагается, что ребенок способен управлять своим вниманием на основе топологии целостного пространства, в котором он находится, а не только на основе зрительно воспри-нимаемой части этого пространства: иными словами, совместное внимание охва-тывает уже не только поле зрения, но и те части окружающей среды, которые находятся за его пределами. — Прим. ред..


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

 

Раздел IV. Социальное и эмоциональное познание

 

важно то, что бульшая часть материнских реакций заключалась в сло-весном обозначении предмета, на который показывал ребенок. Д. Болду-ин и Э. Маркман (Baldwin, Markman 1989) изучали роль указательного жеста в овладении новыми словами. Они выяснили, что дети в возрасте 10 месяцев разглядывают новые предметы гораздо дольше, если они сами указали на них, чем если эти предметы предъявлены ребенку без пред-варительного указывания. Длительность фиксации возрастает также при назывании рассматриваемого предмета. Это позволяет предположить, что маленькие дети предпочитают смотреть именно на те предметы, которые выделены ими посредством либо указательного жеста, либо словесного обозначения.

 

Литература

 

Baldwin, Markman 1989 — Baldwin D. A., Markman E. M. Establishing word-object relations: A first step // Child Development. 1989. 60. P. 381—398.

 

Bates et al. 1979 — Bates E., Benigni L., Bretherton I., Camaioni L., Volterra V.. The emergence of symbols: Cognition and Communication in infancy. New York: Academic Press, 1979.

 

Butterworth 1994 — Butterworth G. E. Infant perception and the explanation of intelligence // F. Khalfa (ed.). Intelligence. Cambridge: CUP, 1994.

 

Butterworth, Cochran 1980 — Butterworth G., Cochran E. Towards a mechanism of joint visual attention in human infancy // International Journal of Behavioral Development. 1980. 3. P. 253—272.

 

Butterworth, Franco 1990 — Butterworth G. E., Franco F. Motor development: Communication and cognition // A longitudinal approach to the study of motor development in early and later childhood / L. Kalverboer, B. Hopkins, R. H. Gueze (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

 

Butterworth, Grover 1989 — Butterworth G. E., Grover L. Joint visual attention, manual pointing, and preverbal communication in human infancy // Attention and performance XIII / M. Jeannerod (Ed.). London: Erlbaum, 1989.

 

Butterworth, Jarrett 1991 — Butterworth G. E., Jarrett N. What minds have in common is space: Spatial mechanisms serving joint attention in infancy // British Journal of Developmental Psychology. 1991. 9. P. 5.5—72.

 

Collis 1977 — Collis С. М. Visual coorientation and maternal speech // Studies of mother-infant interaction / H. R. Schaffer (Ed.). London: Academic Press, 1977.

 

Collis, Schaffer 1975 — Collis C. M., Schaffer H. R. Synchronization of visual attention in mother-infant pairs // Journal of Child Psychology and Child Psychiatry. 1975. 16. P. 315—320.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

 

Д. Баттеруорт, М. Харрис. Социальный контекст раннего речевого развития211

 

Folven et al. 1984/1985 — Folven R. J., Bonvillian J. D., Orlansky M. D. Communicative gestures and early sign language acquisition // First Language. 1984/1985. 5. P. 129—144.

 

Harris 1992 — Harris M. Language experience and early language development:

 

From input to uptake. Hove: Lawrence Erlbaum Associates Ltd., 1992.

 

Harris et al. 1983 — Harris M., Jones D., Grant J. The nonverbal context of mothers’ speech to children // First Language. 1983. 4. P. 21—30.

 

Harris et al. 1984/1985 — Harris M., Jones D., Grant J. The social-interactional context of maternal speech to children: An explanation for the event-bound nature of early word use? // First Language. 1984/1985. 5. P. 89—100.

 

Harris et al. 1986 — Harris M., Jones D., Brookes S., Grant J. Relations between the non-verbal context of maternal speech and rate of language development // British Journal of Developmental Psychology. 1986. 4. P. 261—268.

 

Leung, Rheingold 1981 — Leung E. H. L., Rheingold H. Development of pointing as a social gesture // Developmental Psychology. 1981. 27. P. 215—220.

 

Masur 1982 — Masur E. F. Mother’s responses to infants’ object-related gestures: Influences on lexical development // Journal of Child Language. 1982. 9. P. 23—30.

 

Schaffer 1984 — Schaffer R. The child’s entry into the social world. London:

 

Academic Press, 1984.


 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

А. Кармилофф-Смит, Э. Клима, У. Беллуджи,

 

Дж. Грант, С. Бэрон-Коэн

 

 

Существует ли языковой модуль?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.