Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





e-mail: gnosis@pochta.ru 70 страница



 

Данные результаты представляют собой загадку для теоретической позиции, согласно которой способность отражать объекты, которые боль-ше не видны, рассматривается как изолированная способность, которой ребенок может либо обладать, либо не обладать (Spelke et al. 1992). Дети демонстрируют чувствительность к объектам, которых не могут видеть, в заданиях по типу заданий Байяржон, но не проявляют этой чувствитель-ности в задачах по типу заданий Мунакаты, где исключено объяснение результатов через цели и средства. То есть эти результаты, с одной сторо-ны, поддерживают, а с другой стороны — опровергают позицию Спелке

 

др. (Ibid.: 606) о том, что маленькие дети «могут представлять те со-стояния мира, которые они больше не воспринимают». Но результаты мо-гут быть объяснены в терминах, придающих идеям совершенно четкий вид, когда мы пытаемся взглянуть на проблему с точки зрения моделей параллельной распределенной переработки информации. Знание, обслу-живающее перцептивные предвосхищения, хранится в виде весов связей между элементами сети, и в таком виде может быть включено в систему, создающую репрезентации, не используемые изначально для управления действиями по доставанию объектов. Но даже если они используются для доставания объектов, силы этих связей может быть недостаточно для организации сложных форм поведения, таких как чтение, хотя их впол-не хватает для того, чтобы создать умеренную реакцию удивления, когда происходит перцептивно атипичная последовательность событий. Но это соответствует совершенно естественной, с позиций подхода параллель-ной распределенной переработки информации, идее о том, что возмож-ности, демонстрируемые в экспериментах на восприятие, совершенно не обязательно указывают на существование врожденных концептов, таких как сохранение объекта.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

 

Дж. Л. Макклелланд. Взаимодействие природы и обучения в развитии
   

 

 

Литература

 

Baillargeon 1987 — Baillargeon R. Object permanence in 3.5- and 4.5-month-old infants // Developmental Psychology. 1987. 23. P. 655—664.

 

Baillargeon 1993 — Baillargeon R. The object concept revisited: New direc-tions in the investigation of infants physical knowledge // Visual percep-tion and cognition in infancy, Carnegie Mellon Symposia on Cognition / C. Granrud (Ed.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates Inc., 1993.

 

Baillargeon et al. 1985 — Baillargeon R., Spelke E. S., Wasserman S. Object permanence in five-month-old infants // Cognition. 1985. 20. P. 191—208.

 

Baillargeon et al. 1990 — Baillargeon R., Graber M., DeVos J., Black J. Why do young infants fail to search for hidden objects? // Cognition. 1990. 36. P. 255—284.

 

Diamond 1991 — Diamond A. Neuropsychological insights into the meaning of object concept development // The epigenesis of mind: Essays on biol-ogy and cognition / S. Carey, R. Gelman (Eds.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates Inc., 1991. P. 67—110.

 

Elman 1990 — Elman J. L. Finding structure in time // Cognitive Science.

 

1990. 14. P. 179—211.

 

Flavell 1963 — Flavell J. H. The developmental psychology of Jean Piaget.

 

New York: Van Nostrand, 1963.

 

Karmiloff-Smith 1986 — Karmiloff-Smith A. From meta-processes to con-scious access: Evidence from children metalinguistic and repair data // Cog-nition. 1986. 23. P. 95—147.

 

Karmiloff-Smith 1991 — Karmiloff-Smith A. Beyond modularity: Innate con-straints and developmental change // The epigenesis of mind: Essays on bi-ology and cognition / S. Carey, R. Gelman (Eds.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates Inc., 1991. P. 171—197.

 

Karmiloff-Smith 1992 — Karmiloff-Smith A. Beyond modularity: develop-mental perspective on cognitive science. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1992..

 

Keil 1991a — Keil F. C. Invited address to the 13th Annual Meeting of the Cognitive Science Society. Chicago (IL), 1991. August.

 

Keil 1991b — Keil F. C. The emergence of theoretical beliefs as constraints on concepts // The epigenesis of mind: Essays on biology and cognition / S. Carey, R. Gelman (Eds.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates Inc., 1991. P. 237—256.

 

Knowlton et al. 1992 — Knowlton B. I., Ramus S. I., Squire L. R. Intact arti-ficial grammar learning in amnesia: Dissociation of classification learning


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

 

194                              Раздел III. Когнитивное развитие

 

and explicit memory for specific instances // Psychological Science. 1992.

 

3. P. 172—179.

 

McClelland 1989 — McClelland J. L. Parallel distributed processing: Impli-cations for cognition and development // Parallel distributed processing: implications for psychology and neurobiology / R. M. Morris (Ed.). New York: Oxford University Press, 1989. P. 9—45.

 

Munakata 1992 — Munakata Y. Little by little: Toward a gradualistic account of object permanence. Poster presentation at the 1992 McDonnell Summer institute of Cognitive Neuroscience. Dartmouth (Mass.), 1992.

 

O’Reilly 1992 — O’Reilly R. C. The self-organization of translation invariant representations // Tech. Report PDP.CNS. 92.5. Department of Psychology. Carnegie Mellon University. Pittsburgh (PA), 1992.

 

Reber 1976 — Reber A. S. Implicit learning of synthetic languages: The role of the instructional set // Journal of Experimental Psychology: Human Learn-ing and Memory. 1976. 2. P. 88—94.

 

Reber 1989 — Reber A. S. Implicit learning and tacit knowledge // Journal of Experimental Psychology: General. 1989. 118. P. 219—235.

 

Rumelhart et al. 1986a — Rumelhart D. E., Hinton G.. E., McClelland J. L.. A general framework for parallel distributed processing // D. E. Rumel-hart, J. L. McClelland, the PDP Research Group (eds.). Parallel distributedprocessing: Explorations in the microstructure of cognition. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1986. Vol. I. P. 45—76.

 

Rumelhart et al. 1986b — Rumelhart D. E., Hinton G., Williams R. I. Learn-ing internal representations by error propagation // Parallel distributed processing: Explorations in the microstructure of cognition / D. E. Rumel-hart, J. L. McClelland, the PDP Research Group (Eds.). Vol. I. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1986. P. 318—364.

 

Rumelhart et al. 1986c — Rumelhart D. E., McClelland J. L., the PDP Re-search Group (eds.). Parallel distributed processing: Explorations in the mi-crostructure of cognition. Vol. I. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1986.

 

Schacter 1987 — Schacter D. L. Implicit memory: History and current status // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1987. 13. P. 501—518.

 

Spelke 1991 — Spelke E. S. Physical knowledge in infancy: Reflections on Piaget’s theory // The epigenesis of mind: STudies on biology and cogni-tion / S. Carey, R. Gelman (Eds.). Hilisdale (NJ): Lawrence Erlbaum As-sociates Inc., 1991. P. 133—170.

 

Spelke et al. 1992 — Spelke E. S., Breinlinger K., Macomber J., Jacobson K..

 

Origins of knowledge // Psychological Review. 1992. 4. P. 605—632.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

Тимоти А. Солтхауз

 

 

Когнитивное старение: что и когда?1

 

 

Солтхауз (Salthouse) Тимоти — американский психолог,один из ве-дущих специалистов в области когнитивного старения, зав. лабораторией когнитивного старения университета Виргинии.

 

Известно, что возрастные изменения когнитивной системы фиксиру-ются по множеству параметров, но причины этих изменений мы до сих пор понимаем очень слабо. В этой статье я опишу несколько исследований, результаты которых необходимо учитывать при выдвижении возможных объяснений феномена когнитивного старения. Вопреки общепринятому представлению, снижение параметров когнитивного функционирования

 

возрастом (а) является довольно значительным, (б) начинается в раннем взрослом возрасте и (в) не всегда сопровождается нарастанием индиви-дуальных различий.

 

Феномен когнитивного старения был замечен немногим позже фено-мена старения физического, но до сих пор остается практически не по-нятым. Это весьма неприятный факт, поскольку умственные способности человека могут оказывать существенное влияние на качество его жизни и даже на самую способность жить самостоятельно. Более того, состояние когнитивных функций в раннем взрослом возрасте может быть связано с развитием таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера в более позднем возрасте.

 

Понимание какого-либо феномена можно представить себе как зна-ние ответов на вопросы: «что?», «когда?», «почему?», «где?» и «как?». В этой статье я резюмирую некоторые достижения в изучении феномена

 

Salthouse T. A. What and When of Cognitive Aging // Current Directions inPsychological Science. Vol. 13. 2004. P. 140—144. (Перевод В. Дударевой. © by As-sociation for Psychological Science. Reprinted by Permission of SAGE Publications, 2004.)


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

 

 

196                              Раздел III. Когнитивное развитие

 

когнитивного старения в форме ответов на вопросы «что?» и «когда?». На данный момент нам не очень ясно, как ответить на вопросы «поче-му?» (то есть, что в конечном итоге отвечает за возрастные изменения в познавательных процессах), «где?» (где именно в нервной системе они разворачиваются) и «как?» (каков их механизм). Несмотря на это, ключе-вое предположение, лежащее в основе моих исследований, заключается



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.