|
||||
e-mail: gnosis@pochta.ru 65 страница
физической репрезентации события интерпретируется в соответствии с указанными базовыми принципами.
Литература
Baillargeon 1998 — Baillargeon R. Infants’ understanding of the physical world // Sabourin M. et al. (eds.). Advances in Psychological Science. Psy-chology Press, 1998. P. 503—529.
Baillargeon 2001 — Baillargeon R. Infants’ physical knowledge: of acquired expectations and core principles // Language, Brain, and Cognitive Devel-opment: Essays in Honor of Jacques Mehler / E. Dupoux (Ed.). MIT Press, 2001..
Baillargeon 2002 — Baillargeon R. (2002) The acquisition of physical knowl-edge in infancy: A summary in eight lessons // Handbook of Childhood Cognitive Development / U. Goswami (Ed.). Blackwell, 2002.
Hespos, Baillargeon 2001 — Hespos S. J., Baillargeon R. Infants’ knowledge about occlusion and containment events: a surprising discrepancy // Psy-chol. Sci. 2001. 12. P. 140—147.
Mandler 1992 — Mandler J. M. How to build a baby: II. Conceptual primitives // Psychol. Rev. 1992. 99. P. 587—604. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Дж. Л. Макклелланд
Взаимодействие природы и обучения
развитии с точки зрения модели параллельно-распределенной переработки информации1
Макклелланд (McСlelland) Джеймс (род. 1948) —американский психо-лог, проф. и зав. кафедрой психологии Стэнфордского университета, один из основоположников коннекционизма (моделей параллельной распреде-ленной переработки информации, или нейронных сетей) в психологии, ав-тор нейросетевых моделей памяти и зрительного опознания, а также про-цессов когнитивного развития.
Введение
Откуда берутся познавательные способности? Рождаются ли они вме-сте с нами как дары природы? Являются ли прямым продуктом опыта? Или складываются во взаимодействии особенностей организма с окру-жающей средой? Столетиями эти вопросы были центральными для изу-чения психики. Выдающиеся ученые нашего столетия Хомский, Скиннер
Пиаже заняли каждый одну из перечисленных позиций и приобрели большое число последователей как в психологии, так и в научном сооб-ществе в целом.
Какая точка зрения верна? Традиция чистого эмпиризма уже не так влиятельна; со всей очевидностью наблюдается чрезвычайно активное
McClelland J. L. The interaction of nature and nurture in development: A paralleldistributed processing perspective // International Perspectives on Psychological Sci-ence / P. Bertelson, P. Eelen, G. d’Ydewalle (Eds.). Vol. 1: Leading Themes. United Kingdom: Erlbaum, 1994. (Перевод А. Статникова. © J. L. McClelland, 1994.) Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
182 Раздел III. Когнитивное развитие
движение в сторону нативизма. Тем не менее, как мне кажется, во многих сферах остается ощущение, что роль опыта больше, чем просто установ-ление набора параметров для когнитивной системы, которая во всех иных отношениях предзадана природой.
Рассматривая здесь данный вопрос, я приведу аргументы в пользу по-зиции взаимодействия, местами близкие к аргументам Пиаже. Но основ-ная моя цель — не защита интеракционизма как такового. Скорее, я хочу показать, сколь важное значение для нашего понимания когнитивного развития имеет модель параллельно-распределенной переработки ин-формации (коннекционизм). Я попытаюсь доказать, что эта точка зре-ния предлагает механизмы и идеи, которые позволяют нам исследовать взаимодействие природы и обучения и наводят на мысль о том, как опыт может работать двигателем, направляющим развитие по каналам, сфор-мированным совместно ограничениями со стороны наследственности и структурой окружающей среды.
начну с того, что опишу основные аспекты моделей параллельно-распределенной переработки, имеющие значение для тех положений о когнитивном развитии, которые я надеюсь доказать, а затем проведу па-раллели между ребенком как субъектом опыта / обучения и механизмами обучения в коннекционистских системах.
ПРП-подход
Модель параллельно-распределенной переработки дает нам опреде-ленную схему для размышления о механизмах, которые отображают, при-обретают и используют знания. Подробно эта позиция описана в первых четырех главах труда Д. Румельхарта, Дж. Макклелланда и группы ис-следователей ПРП (1986). Здесь я коснусь только тех положений, которые имеют отношение к нашему обсуждению.
Прежде всего, ПРП предполагает, что познавательные процессы воз-никают как следствие взаимодействия большого числа простых элемен-тов, которые перерабатывают информацию и которые организованы в слои. Наиболее общий пример такой сети представлен на рис. 4.1. Вну-три каждого слоя каждый элемент рассчитывает простую функцию дан-ных, получаемых от других элементов. Ключевым для нас является тот факт, что это непрерывная, но нелинейная функция, как та, что показана на рис. 4.1. Во-вторых, подход ПРП предполагает также, что знание, ко-торое определяет протекание процесса обработки информации, хранится
виде весовых коэффициентов связей между элементами. Такое знание позволяет паттерну активации, существующему на одном наборе элемен-тов, вызвать другой паттерн на другом наборе элементов; или же паттер- Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
ну активации, существующему в один момент времени, вызвать к жизни его «преемника» в следующий момент. В-третьих, подход ПРП предпола-гает, что приобретение знания осуществляется через корректировку весо-вых коэффициентов связей. Корректировка, в свою очередь, направляется сигналами, поступающими на внешние входы сети. Этот аспект я более подробно рассмотрю ниже.
Рис. 4.1.Схема нейронной сети и её функция активации.
Роль врожденных способностей
Попробуем поразмыслить о том, как данный подход позволяет нам исследовать взаимодействие между врожденными способностями и опытом как факторами, определяющими направление и результат про-цесса приобретения знаний. Врожденные способности имеют несколько характеристик. Среди них — общая архитектура системы: слои, число перерабатывающих элементов в каждом, исходный набор связей между элементами (Rumelhart et al. 1986a).
|
||||
|