|
|||
СОДЕРЖАНИЕ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Предисловие …………………………………………………………………………. РАЗДЕЛ 1. Сфера услуг в рыночной Тема 1.1. Роль и значение сферы услуг в современной 1.1.1. Развитие сферы услуг……………………………………………… 1.1.2. Рынок 1.1.3. Особенности развития сферы услуг Тема 1.2. Природа и характеристика 1.2.1. Понятие услуги……………………………………………………... 1.2.2. 1.2.3. Виды услуг, их РАЗДЕЛ 2. Основы маркетинга Тема 2.1. Развитие маркетинга 2.1.1. Этапы эволюции маркетинга услуг 2.1.2. Модель Д. Ратмела………………………………………………….. 2.1.3. Модель П. 2.1.4. Модель К. 2.1.5. Модель М. 2.1.6. Модель Ф. Котлера…………………………………………………. Тема 2.2.1. Сущность маркетинга 2.2.2. Концепции маркетинга в сфере 2.2.3. Элементы комплекса маркетинга Тема 2.3. Качество услуг………………………………………………………... 2.3.1. 2.3.2. Ожидания 2.3.3. Контроль удовлетворенности 2.3.4. Стандарты обслуживания………………………………………….. 2.3.5. Тема 2.4. Поведение 2.4.1.Изучение потребителей 2.4.2. Специфические аспекты покупки 2.4.3. Покупательские риски и пути их Тема 2.5. Сегментация рынка услуг……………………………………………. 2.5.1. 2.5.2. Выбор целевого 2.5.3. Позиционирование услуги на РАЗДЕЛ 3. Комплекс маркетинга в сфере Тема 3.1. Создание новой 3.1.1. Услуга как товар, понятие новой 3.1.2. Предпосылки разработки и создания новых 3.1.3.Разработка и создание новых услуг………………………………... 3.1.4. Тема 3.2. Ценообразование в 3.2.1. Особенности ценообразования в сфере услуг, 3.2.2. Ценовая политика предприятия сферы 3.2.3. Установление цены на услугу……………………………………... Тема 3.3. 3.3.1. Канал распределения, 3.3.2. Характеристика методов распределения Тема 3.4. Коммуникативная политика в сфере 3.4.1. Особенности коммуникативной политики в сфере 3.4.2. Способы продвижения услуг………………………………………. Тема 3.5. Роль 3.5.1. Сущность 3.5.2. Профессиональное 3.5.3. Стиль обслуживания и культура Тема 3.6. Физическое 3.6.1. Эстетические особенности внешнего
3.6.2. Внешний облик работника сферы услуг………………………….. Тема 3.7. Процесс как 3.7.1. Сущность процесса как 3.7.2. Подходы к процессу оказания 3.7.3. Элементы процесса оказания Контрольный Библиографический Таблица ответов……………………………………………………………………….
ПРЕДИСЛОВИЕ Одним из основных направлений
стремительно расширяющаяся сфера услуг. непроизводственной внедрения современных методов и приемов, удовлетворение учетом рационального использования максимально услуг. Маркетинг, использующий принципы комплексности, способный субъектами рынка, создает условия для определения услуг и прогнозирование его
стимулирование их распределения. Маркетинг агрегировал в себе достижения
решения многих проблем. Вместе с тем маркетинг позволяющих Данное учебное пособие Курс предусматривает основная цель – ознакомить студентов со дать основы дисциплины. Важнейшими задачами - определение роли сферы - изучение причин - выявление
- рассмотрение понятия «качество услуги», - изучение
- анализ семи элементов комплекса маркетинга Методологическую основу дисциплины
ученых и практиков в области маркетинга: Ф. Рендера, Майдебура и др.
Курс «Маркетинг услуг» базируется на знаниях маркетинга, основ Учебное получить комплексное маркетинг услуг. Каждый раздел
содержащийся в нескольких логически В первый раздел «Сфера роль и значение сферы услуг в
роста, сущность и содержание услуги как Второй раздел вопросы эволюции развития формирующие качество услуг и
природа потребления услуги и способы оценки следствие, Элементы комплекса маркетинга
уделяется внимание всем семи компонентам: коммуникативной как дополнительным Для оценки тест, охватывающий все темы
правильные ответы и внести их в таблицу
Заполненную таблицу ответов на контрольный тест электронном вариантах оценка уровня знаний по дисциплине
результатов проверки ответов на все вопросы выполнения Положительная оценка по получения среднего процента правильных равного Для студентов специальности
методика определения оценки по теоретическому «отлично» всем темам – от 90% и 79%. Оценка «неудовлетворительно»
контрольного теста менее 70%. Кроме того, услуг» предполагается из трех заданий. Первые два задания
(практическая часть контрольной работы) организации.
В теоретической части работы студенту необходимо заданной теме, делать выводы по освещаемым Практическая часть работы основывается Студент своему усмотрению) сферы услуг или любое предприятие,
этом разделе контрольной работы необходимо теории с Объем контрольной работы должен
контрольной работы является необходимым условием или экзамену. фамилии студента: № варианта
Начальная буква фамилии студента 2008-2009
учебный год 2009-2010 учебный год
2010-2011 учебный год 2011-2012 учебный 2012-2013 учебный год 1 А, Б, В
Ш, Щ, Э Т, У, Ф М, Н, О Е, Ё, З
Г, Д, Ж Ю, А Х, Ц, Ч П, Р, С И, К, Л 3 Е, Ё, З А, Б, В Ш, Щ, Э Т, У, Ф
М, Н, О 4 И, К, Л Г, Д, Ж Ю, А Х, П, Р, С 5 М, Н, О Е, Ё, З А, Ш, Щ, Э Т, У, Ф 6 П, Р, С И, Г, Д, Ж Ю, А Х, Ц, Ч 7 Т, У, Ф М, Н, О Е, Ё, З А, Б, В Ш, Щ, Э
Х, Ц, Ч П, Р, С И, К, Л Г, Д, Ж Ю, А 9 Ш, Щ, Э Т, У, Ф М, Н, О Е, Ё, З
А, Б, В 10 Ю, А Х, Ц, Ч П, Р, С
И, К, Л Г, Д, Ж Вариант 1 1. Сущность и значение, характерные 2. Роль и значение сферы услуг на 3. Опишите проявление и т.д.) на примере услуг
компенсирует негативные последствия проявления Вариант 2 1. Факторы, 2. Основные этапы совершения покупки.
3. Какие факторы оказывают влияние на покупателя выбранной Вами Вариант 3 1. Показатели оценки 2. Пути жалобами). 3. Опишите организации. Каким образом Вариант 4
1. Виды услуг. 2. Сущность и содержание
особенности). 3. Рассмотрите комплекс услуг
классификационных признаков, определите длину, предоставляемых продаж. Вариант 5 1. 2. Предпосылки товаров и услуг. 3. Выберите продавца в магазине), с которым
инструментов он может позитивно влиять на Вас в выбранной Вариант 6 1. персонала сферы услуг. 2.
3. Опишите поведение обслуживающего персонала в Отвечает ли оно к персоналу какие-то особенные Вариант 7 1. Сущность и содержание
анализа. 2. Факторы, обусловливающие риски для
рисков. Мероприятия поставщика услуг по снижению 3. Опишите комплекс Вариант 8
1. Сущность и содержание сервисных услуг Способы 2. Международные 3. Разработайте процесс используя различные методы. Вариант 9 1. Структура стоимости потребления услуги (финансовые и нефинансовые Понятие чистой ценности услуги. 2. Основные варианты каналов товаров и услуг. 3. На
продажи) и послепродажные услуги могут оказывать продовольственный магазин,
магазин сложной бытовой техники, мебельный магазин, парфюмерный магазин.
Вариант 10 1. Требования, предъявляемые к качеству услуг. Факторы его 2. Продвижение в сфере услуг: отличительные особенности, комплекс коммуникаций. 3. Разработайте текст письма-реакции на жалобу агрессивного, деликатного, обиженного.
Успешное выполнение заданий по дисциплине (ответы на тесты и выполнение
контрольной работы) предполагает получение зачета по данной дисциплине.
РАЗДЕЛ 1. СФЕРА УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Тема 1.1. Роль и значение сферы 1.1.1. Развитие сферы услуг Одним из основных стремительно расширяющаяся количество сотрудников, всех других отраслях Сектор общественных и частных услуг в этих странах составляет объема национального производства. В международной торговле около четверти суммы общего мирового экспорта. Рабочие предоставлением услуг, имеются не только в традиционных непроизводственной сферы, таких как гостиницы, авиакомпании, банки,
телекоммуникации, но и во многих производственных отраслях. Среди них – юристы
корпораций, медики, инструкторы по обучению торгового персонала. Увеличение факторов.
Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание потребителей
облегчить такую рутинную работу как уборка, приготовление пищи, что привело к
процветанию индустрии комфорта. Во-вторых, рост доходов и появление спрос на ряд услуг, связанных с В-третьих, рост использования (компьютеры, потребности в Что касается деловых услуг, потребность компаний в рынка, маркетинговыми Необходимость сокращать услугу, а не брать на выполнением это
самостоятельного производства и, тем самым, сохранять гибкость. Все больше
компаний стремится сконцентрировать свою деятельность в узкоспециализированных
областях, отказываясь от вспомогательных видов деятельности, таких как
складирование, перевозки, что приводит к расширению сферы услуг. Развитие информационных, реализуемых торговлю
развитой сети товаропроизводителей, состоящей преимущественно, из услуг. поэтому более 40% размещенных в мире прямых инвестиций вложено в сферу основном, в торговлю, банковские услуги, страхование, Доля услуг в валовом внутреннем продукте развитых около70%, при одновременном увеличении услуг. Таким образом, сфера услуг быстроразвивающихся отраслей экономики. от торговли и транспорта до различного рода. Гостиницы и спортивные заведения, консультационные фирмы, медицинские сфере услуг. Практически все 1.1.2. Рынок услуг и его Развитый рынок предполагает не только наличие рынка товаров, но и разнообразных услуг. При этом рынок услуг следует рассматривать как услугами, являющимися результатом труда предприятий Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком разновидностей, развивающейся в рамках общих законов подчиняющейся этим законам. Вместе с тем рынок услуг особенностей, которые обуславливают иной подход к маркетинговой деятельности, направленных на К основным особенностям рынка услуг можно 1) высокую динамичность рыночных процессов, которая связана, с одной динамичным характером спроса на услуги (подверженного значительному временного фактора), с другой стороны, динамикой предложения на данном гибкостью отраслевой структуры услуг); 2)
является определяющим, поскольку формы предоставления услуг, спрос и условия
функционирования предприятий сферы услуг зависят от особенностей территории,
охваченной конкретным рынком; 3) локальный характер. Испытывая влияние приобретает четкую пространственную отличия от других, но сходные между Таким образом, рынок услуг хотя масштабы этих 4) высокую скорость оборота капитала. коротким производственным циклом услуг и сфере услуг; 5) высокую связана с также с Эти
предпринимательской деятельности, поскольку обуславливают повышенные к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов а также увеличивают степень риска от их непредсказуемых 6) специфику организации производства услуг. Как правило, являются малые и средние предприятия различного профиля, эффективны в условиях локального рынка. Данные предприятия имеют возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной обладают большей мобильностью; 7) специфику процесса контактом производителя коммуникативных связей и квалификационным 8) высокую степень диверсификацией, появления новых инновационную 9) неопределенность результата деятельности по оказанию услуги как во многих случаях на производителя. определения изменению Рынок В системе
рекреационной сфере (в том числе туризме) рыночные отношения получили развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения В таких отраслях, как культура, здравоохранение, имеют свою специфику, а также ограниченные присутствует значительный нерыночный сектор, в учреждения, занимающие, как правило, доминирующее государственное вмешательство в процесс производства и услуг объективно. Выделяют следующие причины деятельность отраслей непроизводственной сферы:
1. Недееспособность рынка в ряде отраслей услуг. Мировой опыт показывает, что
попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения в рамках активных рыночных отношений создавали ситуацию так рынка» (когда даже высокие средние показатели по потребностей в этих услугах сопровождаются полным большей части населения). Например, основе свободного рынка при высоких пользоваться медицинской помощью около решена только в начале 90-х гг. медицинского страхования. 2. Природа включает в себя общественным но и
невозможность предоставления отдельным лицам); невозможность действия принципа
исключения (т.е. невозможность исключить индивида из процесса пользования благами). К чистым общественным благам в реальной действительности государственное управление, национальная безопасность, регулирование, противоэпидемические программы и т.д. Например, индивида преимуществ, получаемых в результате обеспечения государства, проведения мероприятий по борьбе с массовыми преступностью. В мировой практике предпринимались попытки некоторых общественных благ с целью их последующей обеспечения возможностей для действия активных привели к ситуации, когда число пользователей услуг. Ярким примером данной проблемы музыкантами вне специальных организованных слушателей значительно превышает число лиц, их услуги. В этих условиях необходимо которое должно 3. Проявление «внешних выгоды или издержки, Рыночные отношения существование. сокращение уровня окружающей среды). не желают деятельностью, централизованных ситуацию и являющихся санкций). 4. в
решения социальной задачи – обеспечение нормальных условий жизнедеятельности
всех членов общества. В этих условиях рыночный принцип «затраты – прибыль»
уступает место основному принципу государственного регулирования – «затраты –
социальные приоритеты». Опираясь на этот принцип, государственное стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев независимо от их уровня доходов. Следует отметить, что ни одна из вмешательства. Государство запретительно-разрешительные рычаги государственного вмешательства В важнейших отраслях социального комплекса оно остро необходимо. значительная часть отраслей сферы услуг получает эффективное развитие в действия рыночного механизма, основанного на реализации платных 1.1.3. Особенности развития сферы услуг в России В мировой торговле страны (Франция, Япония),
информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран
приходится 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в
мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в
основном транспортные, туристические и финансовые (оффшорные) услуги. Россия
участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте услуг
составляла в 1997 г. 1%, а импорта – 1,4%. Для сравнения доля Франции – 8%, – 5,7% в мировой торговле услугами. До 1996 г. 50% экспорта России в области было представлено транспортными услугами. Но в последние годы транспортных услуг резко возрос, что привело к вытеснению российских
транспортных фирм из-за их низкой конкурентоспособности. Зато возрос удельный
вес туристических услуг, особенно их экспорта. В структуре российской маркетинговых, время Россия таких услуг,
гостиничной индустрии, рекламы и образования. Мировой бум в сфере услуг Одной из причин являлось производства. Только труд только в этой сфере, доход.
строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля, снабжение и заготовки. Труд занятых в других отраслях образовывавших «непроизводственную сферу» бытовое обслуживание; наука и научное искусство, здравоохранение, социальное страхование; управление), считался предоставляемых ими услуг в национальный доход Тем не менее, в советский период в сфере материального существовала довольно мощная инфраструктура услуг (включая институты и конструкторские бюро, прежде всего потребности и учитывались в издержки производства. Трансформация «непроизводственной сферы» в современный практически одновременно с началом глубоких экономике, с изменениями в характере экономических централизованной экономики к рыночной объективно обособления (выделения) отдельных составляющих сферы структуры, способные профессионально удовлетворять отраслей народного хозяйства. Этому содействовал и счетов (СНС). Согласно деятельности страны собой стоимость накопления. участвуют в В реформационный период получили развитие самостоятельные рынки на коммерческой основе): аудиторских, бухгалтерских, компьютерных, по подбору персонала, по проведению спортивных, туристических, гостиничных, частной охранной деятельности.
Одновременно происходило преобразование ранее вспомогательных подразделений строительных, сельскохозяйственных и других предприятий, инженерные, консультативные, торговые, бухгалтерские субъектов развивающейся сферы услуг, функционирующей В результате в настоящее время более половины ВВП России услуг, а сама она оказывает все возрастающее влияние на характер и структуру потре
|
|||
|