|
|||
Маркетинг услуг учебное пособие 7 страницаконкуренции получила на рынке широкие слои потребителей и условиях достаточно потребителя Исключение потребления и услугам
дифференциации продукции на основе качественных характеристик. Кроме того, политика не исключает опасность потери стремления к совершенствованию внедрению новых технических и технологических решений. 4.
предпринимателями как основная цель формирования цен. Но ее реализация лишь в краткосрочном периоде (при предоставлении единичных услуг или выполнении уникального заказа). При развитии предложения производитель
столкнется с неизбежным обострением конкуренции и будет вынужден снизить цену приемлемого уровня. Только особый имидж и статус предприятия позволяют
долговременно использовать повышенную цену. Например, предприятие образования,
имеющее высший рейтинг, обладает возможностью максимизировать прибыль за счет
увеличения цены, а обычный спортивный комплекс, выводящий на рынок новую по высокой цене, в состоянии удержать эту цену непродолжительное время, конкуренты могут быстро организовать производство такой же услуги и нее более низкую цену. В маркетинговой деятельности предприятие услугу, может использовать несколько Рис. 14. Ценовые системы Ценовая цен, Система единых вертикальных услуг, где цена подразумевающимся услуги салонов мод).
Система скалькулированных цен получила широкое развитие в производственной В непроизводственной сфере она применима для услуг, оказываемых с машин, механизмов, комплектующих материалов, узлов, деталей ремонте автомобилей и другой техники). Такая система цен продаже как полностью соответствующей калькуляции, не рынке. В этом случае даже высокие цены указываются с единицы. Система единых цен широко распространена связи, в коммунально-бытовых услугах. устанавливаются государством, образуя систему Государственные цены могут устанавливаться на услуги образования, спорта или иные услуги, связанные с установкой стратегических
социальных приоритетов (например, фиксированная квартирная плата). При
использовании единых цен иногда допускаются небольшие отклонения в ту или иную
сторону, однако настоящая ценовая конкуренция невозможна. Система нарушенных визуально кажущихся Такой подход При сохраняется.
При разработке ценовой политики важно обеспечить соответствие цены и качества
услуги. Разрыв цены и качества чреват многими последствиями. В частности,
снижаются возможности предприятия в сфере неценовой конкуренции; формируются
крайне неблагоприятные представления о предприятии; изменяется воздействие,
оказываемое рекламной кампанией; теряется сбыт. Потребитель всегда оценивает что проявляется в процессе обращает внимание на Это особенно оцениваемым оцениваемым с точки определенного состава может Более сложно соотнести цену и качество услуг, не отличающихся компонентов. В этом случае необходимо исследовать восприятие качества услуги, например с помощью постоянно действующего опроса непосредственно на предприятии услуг или специального обследования. Косвенные оценки качества услуг можно получить объема спроса, но при этом необходимы непрерывные спроса). Проблема оценки качества связана обстоятельствами ее приобретения. Например, зависит не только от качества блюд, но и обслуживания и т.п. В этом случае требуется процесса приобретения услуги. Обобщая не
качество», где основополагающим звеном является качество продукта. 3.2.3. При установлении конкретной цены на услуги важно методический инструментарий, позволяющий элементам рыночного механизма. Процесс последовательных этапов: 1.
целевых установок фирмы, в которых цели маркетинга совпадают с целями фирмы.
Цели маркетинга и цели фирмы включают в себя совокупность целей, ставящихся в
рамках каждого из элементов комплекса маркетинга. Последние, в свою очередь,
определяют совокупность задач, конкретизирующих целевые установки. Задачи
практического установления цены, входящие в состав целевого блока, в рамках ценовой политики, подчиняются воздействию со стороны предприятия сферы услуг и развивают их до конкретного, пригодного выражения. Маркетингу присуща множественность целей, и каждой из соответствуют различные задачи, в том числе и в области ценообразования. К
наиболее часто встречающимся целям относятся: ? обеспечение «выживаемости» ? максимизация текущей прибыли; ? завоевание лидерства по показателям ? завоевание лидерства по показателям качества услуг.
Обеспечение «выживаемости» фирмы становится основной целью предприятия сферы
услуг в тех случаях, когда на рынке услуг развернута острая конкурирующая или интересы потребителей подвержены резким колебаниям (например, в
развлекательной сфере, в шоу-бизнесе). В этих условиях предприятие вынуждено
устанавливать заведомо низкие цены на свои услуги, стремясь удержаться на рынке. При этом неизбежно снижение прибыли, и до тех пор, пока удается издержки, предприятие может продолжать свою деятельность в выбранном Такая стратегия часто бывает оправданной, так как низкая цена и увеличение колеблющегося спроса могут обеспечить приток новых увеличить объем реализации услуг. Задачи максимизации текущей расширением производства и высококвалифицированных современных технологий средств, источником условиях применительно к обеспечивает максимальный финансовые показатели становятся Завоевание лидерства по показателям доли распространенной точке зрения, согласно которой обеспечивает наиболее низкие издержки и достаточно прибыль. Добиваясь лидерства в этой сфере, предприятие низких цен, стремясь добиться предпочтения своих услуг потребителей. Один из вариантов этой цели – добиться рынка. Если фирма ориентируется на установление задачу повышения качества услуг, так как качества и цены. В этом случае фирма ставит показателям качества и покрывает издержки счет увеличения цены. Примером такой школ, курсов обучения, кружков, обучения, приобретение Этому виду услуг можно высококвалифицированных программ обучения, новейших методик и 2. Определение спроса на услуги. Рыночный механизм функционирует что цена на услуги всегда оказывается на уровне, спросу. Поэтому предприятию сферы услуг всегда важно чувствителен спрос на услуги, т.е. насколько он эластичен. назвать эластичным, целесообразно ставить вопрос о снижении позволит стабилизировать спрос. Если спрос менее эластичен, располагает возможностями для повышения цены. Уровень эластичности достаточным для установления высокой цены при следующих условиях:
? существует дефицит услуг и отсутствует конкуренция; ? ограничена потребность; ? ? потребители не склонны к ? потребители считают роста инфляции и 3. Оценка издержек. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, по может быть реализована услуга. Минимальная цена определяется производству и сбыту и нормой прибыли предприятия сферы услуг за усилия и риск. Издержки предприятия сферы услуг, как любого слагаются из постоянных и переменных издержек. Постоянные которые остаются неизменными и не зависят от объема платежи, жалование специалистам, заработная Переменные издержки связаны с аренда специализированных Сумма переменных 4. Анализ цен и а минимальная конкурентов.
основополагающего фактора формирования цены. При этом важно учитывать не цену, но и качество услуг конкурентов. Если качество услуг аналогично конкурентов, предприятие вынуждено устанавливать цену, близкую к цене
конкурентов, так как в противном случае оно столкнется с проблемой сбыта. Если
предприятие сферы услуг предоставляет услуги более низкого качества, оно не
может устанавливать такую же, а тем более большую, цену, чем конкуренты. нежели у конкурентов, цена может быть использована лишь в случае качества услуг. По существу, предприятие пользуется ценой для своей услуги по отношению к конкурентам. Наиболее точный учет необходим в случае реализации дорогостоящих и уникальных них, которые достаточно редко потребляются одним незначительное увеличение цены на объект качественным параметрам продукту конкурента, может на этот объект. В этих условиях предприятие время снизить цену до нормального уровня, но времени. 5. Выбор метода процесс поиска промежуточная но не
практике получил метод усреднения цены услуг. В рамках этого метода
устанавливается средний уровень между ценами конкурентов и ценами которые являются отправной точкой для определения цены предприятия сферы услуг. Наряду с этим методом ? Расчет цены по методу «средние издержки + прибыль». всех применяемых методов, суть которого заключается в себестоимость услуги. Наценки колеблются в широких себестоимости (для уникальных, единичных услуг).
? Расчет цены с обеспечением целевой прибыли. В сфере услуг уровень прибыли на
вложенный капитал обычно составляет 15-20%. В случае производства наиболее
капиталоемких услуг (например, создание недвижимости) он может иметь более
высокие значения. ? Расчет цены на основе уровня текущих цен. Этот метод на цены конкурентов. В сфере услуг он получил так как уровень эластичности спроса на а цены конкурентов всегда можно этого метода является так рамках которого оказываются жилья. Спрос на эти услуги факторов, и измерить данном случае цены – рынке жилья обычно придерживаться равновесие. ?
предварительным заказам. В этом случае используется конкурентное с помощью которого предприятие стремиться получить престижные укрепляющие его имидж и формирующие благоприятные рыночные предприятие устанавливает цену в зависимости от ценовых и на более низком уровне. Такой метод относительно между ценой и издержками и между ценой и спросом.
6. Установление окончательной цены (приспособление цен). На установление
окончательной цены влияют следующие дополнительные факторы: ? Психология приобрести удовлетворяя качестве одного условиях оно рискует вмешательству, уровня, можно
запретительно-разрешительными рычагами, или просто создать неблагоприятный
общественный фон. Предприятие вынуждено ограничивать цену своих услуг (даже условия рыночной конъюнктуры позволяют повысить цену), чтобы обеспечивать
устойчивость своих позиций. Наиболее существенное влияние психологии цен наблюдается в отраслях, включающих и коммерческий, и (здравоохранение, образование). ? Стадия жизненного роста можно при
снижения этого объема (стадия насыщения) необходимо незамедлительно снизить чтобы привлечь новые группы потребителей. При этом можно упростить и снизить издержки. Использование стратегии «снятия сливок» следующих условиях: · уровень текущего спроса достаточно высок;
· издержки мелкосерийного производства не настолько высоки, чтобы свести на финансовые выгоды предприятия; · высокая цена ассоциируется у · высокая цена не будет привлекать ? Необходимость прочного внедрения на рынок. Подчиняясь этой предприятие использует сравнительно низкую цену с целью числа потребителей и овладения большей долей рынка. целесообразно в следующих случаях: · если случае,
внедряемая услуга не является основной; · если рынок отличается повышенной его расширению; · если с · если ?
часть предприятий сферы услуг использует так называемые обязательные
принадлежности. К ним относятся, например, учебная литература, предлагаемая
обучающимся на различных курсах или в специализированных учебных заведениях;
тренажеры и спортивные снаряды в физкультурно-спортивных комплексах; инструменты в школах и училищах и т.п. С помощью варьирования цен обязательные принадлежности можно добиться скрытого повышения цены на Можно установить высокую цену на обязательные принадлежности, совмещая низкой ценой на основные услуги. И наоборот, низкую цену на даже их предоставление на бесплатной основе можно сочетать высоких цен. ? Возможность принятия на себя расходов по целесообразно использовать на рынке с высоким заинтересованное в укреплении деловых предпочитает нести дополнительные благоприятные перспективы в расширении Такой метод широко используется приборов, аудио- и видеотехники ? Возможность использования скидок. В сфере услуг обычно используются виды скидок: · скидка за платеж наличными; · скидка за качество · предпраздничные скидки; · зачеты. Примером, течение 30
покупатель пользуется 2% скидкой (так называемое условие «2/10, нетто 30»).
Скидка за количество предоставляется покупателям серийных услуг, например,
коллективам предприятий для удовлетворения личных нужд работников путевок в санатории и дома отдыха, организация медицинского коллектива и т.п.). Возможность предоставления таких экономией издержек по их оказанию. Предпраздничные поддерживать Зачеты представляют собой особую не расплачивается деньгами, а расчета распространена, например, творческих коллективов часто аппаратуры и т.п. оформительскими спросом и часто Тема 3.3. Система распространения в 3.3.1. Канал распределения, его особенности в сфере услуг Канал
совокупность независимых организаций, вовлеченных в процесс удовлетворения
спроса на услуги и делающие их доступными для потребителей. Особенности 1. Высокая 2. Совместимость процессов производства и 3. Сложность выбора поставщика услуг. 4. Сложность оценки 5. Инерционность в потреблении услуг (достаточно часты 6. Сложность гарантии цены и гарантии уровня сервиса.
7. Сложность поддержания постоянного контакта с лицами, принимающими решение закупкам услуг. 8. Сложность контроля качества услуг. 9. Тесная связь Функции канала распределения в сфере распределения на товарном рынке: ?
услуг; ? продвижение – создание и распространение в рекламных целях информации относительно предложения услуг; ? контакт – соответствующих ? адаптация – формирование и приспособление предложения услуг покупателям; ? переговоры – согласование предложения и спроса ? физическое распределение – фактическое предоставление услуг ? финансирование – использование ресурсов для покрытия расходов работы канала распределения; ? принятие риска – принятие неполной загрузки 3.3.2. Характеристика методов распространения услуг
Систему распространения услуг как элемент комплекса маркетинга следует
рассматривать с точки зрения месторасположения и распределения услуг.
Распределение услуг может осуществляться в следующих формах: 1. Поставка например, 2. Привлечение ресторана). 3.
Интернет может использоваться в любом месте, где есть телефонная линия). 4.
требует наличия местных представителей, но основная часть услуги может быть
оказана в любом месте). 5. Франчайзинг (например, сеть ресторанов, которая привязке услуги к определенному месторасположению).
Вторым важным моментом в системе распространения услуги является принятие
решения о месторасположении сервисных фирм, поскольку доступность услуги на успешность компании. При принятии решения о месторасположении перед сферы услуг существуют три основные альтернативы: 1. Расширить 2. Закрыть существующие мощности и 3. Открыть новый участок или участки. Выбор пределах для касающееся
хозяйств), на которой нужно расположить обслуживающую единицу. Поскольку фирм
присутствия потребителя, поэтому компании, предоставляющие услуги, должны
сделать свое месторасположение максимально доступным большей группе На выбор месторасположения влияют следующие моменты: 1. Бизнес услуг, 2. Факторы процессе К ним - Расположение, основанное на потребительском факторе. Если расположения определяет места, где потребители совершают покупки, банковскими услугами или обедают, то говорят, что услуга основана потребительском факторе. Следовательно, услуга должна быть размещена как ближе к потребителю. Магазины розничной торговли, организации
|
|||
|