![]()
|
|||
Маркетинг услуг учебное пособие 2 страницарегулирование, противоэпидемические программы и т.д. Например, индивида преимуществ, получаемых в результате обеспечения государства, проведения мероприятий по борьбе с массовыми преступностью. В мировой практике предпринимались попытки некоторых общественных благ с целью их последующей обеспечения возможностей для действия активных привели к ситуации, когда число пользователей услуг. Ярким примером данной проблемы музыкантами вне специальных организованных слушателей значительно превышает число лиц, их услуги. В этих условиях необходимо которое должно 3. Проявление «внешних выгоды или издержки, Рыночные отношения существование. сокращение уровня окружающей среды). не желают деятельностью, централизованных ситуацию и являющихся санкций). 4. в
решения социальной задачи – обеспечение нормальных условий жизнедеятельности
всех членов общества. В этих условиях рыночный принцип «затраты – прибыль»
уступает место основному принципу государственного регулирования – «затраты –
социальные приоритеты». Опираясь на этот принцип, государственное стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев независимо от их уровня доходов. Следует отметить, что ни одна из вмешательства. Государство запретительно-разрешительные рычаги государственного вмешательства В важнейших отраслях социального комплекса оно остро необходимо. значительная часть отраслей сферы услуг получает эффективное развитие в действия рыночного механизма, основанного на реализации платных 1.1.3. Особенности развития сферы услуг в России В мировой торговле страны (Франция, Япония),
информационные, образовательные и медицинские услуги. На долю этих стран
приходится 50% мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран в
мировой торговле услугами значительно меньше, при этом они предоставляют в
основном транспортные, туристические и финансовые (оффшорные) услуги. Россия
участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте услуг
составляла в 1997 г. 1%, а импорта – 1,4%. Для сравнения доля Франции – 8%, – 5,7% в мировой торговле услугами. До 1996 г. 50% экспорта России в области было представлено транспортными услугами. Но в последние годы транспортных услуг резко возрос, что привело к вытеснению российских
транспортных фирм из-за их низкой конкурентоспособности. Зато возрос удельный
вес туристических услуг, особенно их экспорта. В структуре российской маркетинговых, время Россия таких услуг,
гостиничной индустрии, рекламы и образования. Мировой бум в сфере услуг Одной из причин являлось производства. Только труд только в этой сфере, доход.
строительство, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля, снабжение и заготовки. Труд занятых в других отраслях образовывавших «непроизводственную сферу» бытовое обслуживание; наука и научное искусство, здравоохранение, социальное страхование; управление), считался предоставляемых ими услуг в национальный доход Тем не менее, в советский период в сфере материального существовала довольно мощная инфраструктура услуг (включая институты и конструкторские бюро, прежде всего потребности и учитывались в издержки производства. Трансформация «непроизводственной сферы» в современный практически одновременно с началом глубоких экономике, с изменениями в характере экономических централизованной экономики к рыночной объективно обособления (выделения) отдельных составляющих сферы структуры, способные профессионально удовлетворять отраслей народного хозяйства. Этому содействовал и счетов (СНС). Согласно деятельности страны собой стоимость накопления. участвуют в В реформационный период получили развитие самостоятельные рынки на коммерческой основе): аудиторских, бухгалтерских, компьютерных, по подбору персонала, по проведению спортивных, туристических, гостиничных, частной охранной деятельности.
Одновременно происходило преобразование ранее вспомогательных подразделений строительных, сельскохозяйственных и других предприятий, инженерные, консультативные, торговые, бухгалтерские субъектов развивающейся сферы услуг, функционирующей В результате в настоящее время более половины ВВП России услуг, а сама она оказывает все возрастающее влияние на характер и структуру потребления населения. Тема 1.2. 1.2.1. Понятие услуги Первоначально в теории блага, как зубная паста, развития современной что объясняет Отрасли сферы службы Частный церкви. агентства
компьютеров, бухгалтеры) в действительности заняты в сфере услуг, функционирование сферы производства. Таким образом, приведем Услуга – это совокупность неосязаемых действий, удовлетворения нужд и потребностей клиентов, не приводящих В некоторых случаях предоставление услуг связано с этой связи необходимо рассматривать категории категорий рыночного предложения: 1.
мыло, зубная паста, соль. Никаких дополнительных услуг не предусматривается.
2. Дополнение осязаемого товара услугами. Предлагается материальное благо,
дополняемое одной или несколькими услугами. Например, покупка автомобиля
компании General Motors сопровождается большим набором дополнительного 3. Гибрид. Предложение в равной степени состоит из товара и Например, посетители ресторана одновременно потребляют 4. Основной сервис сопровождается получением сопутствующих Например, авиапассажиры приобретают услугу по перемещению из другой, которая сопряжена с получением и потреблением напитки, журнал). Для предоставления такой услуги материальный продукт – самолет. Но в основе сервис по перемещению. 5. Чистая услуга. Подобное смешение производству или предоставляющую товар или товаром и услугой услуга» с множеством заканчивая присущим следующем Основные характеристики услуги При всем разнообразии услуг характеристик. К ним относятся: непостоянство качества, Рис. 1. Характеристики Рассмотрим эти характеристики более подробно. 1. Неосязаемость. товаров их нельзя запах до тех пор, не может всего Таким образом, использовать или обеспечение состоит услуга, предоставленная материальный объект и не материального объекта (компьютера).
Большинство услуг являются действиями. Например, юридическая консультация
подразумевает предоставление юридической информации и представление клиента в
суде. У таких услуг обычно нет осязаемого выходного продукта. Осязаемым
продуктом может являться, например, отчет, в котором предлагается решение
проблемы клиента. Однако реальным конечным продуктом данной услуги будет идея,
описанная в этом отчете. В связи с отсутствием осязаемых характеристик неопределенности приобретения увеличивается. Для анализируют внешние признаки или очевидность качества интерьер, оборудование, персонал, цены и т.д.).
Таким образом, задача производителя услуги состоит в повышении степени
осязаемости услуги, т.е. приведение каких-либо материальных доказательств.
Например, банк, предоставляющий быстрые и качественные услуги, имеет представить свою стратегию позиционирования «видимой» с помощью материальных приемов: ? месторасположение, способствующее быстрому интерьер банка должен быть наполнен прямыми, планировка должна быть тщательно продумана, ? персонал банка должен быть деятелен, штат ? оборудование – компьютеры, другая ? предоставляемая информация – буклеты, подтверждать ориентацию банка на ? цена, расчет которой должен быть Таким образом, повысить материальность услуги, сделать ее присутствие элемента товара в услуге в самой моделирование будущей внешности в салоне клиентам информации о сотрудниках, их другие материальные символы, 2. Непостоянство качества. что их качество может очень где и как их покупатель и Полученный результат Салон красоты, фирма которые будут В одном случае это означает, что даже услугу нескольким покупателям абсолютно покупателей может быть разное восприятие чувства удовлетворения своей потребности. одну и ту же услугу, может варьировать свои исполнении. Важную роль в этом играет его которое не может быть одинаковым Непостоянство качества в исполнении, а также различие в создают проблемы в управлении сферой обслуживания. Это большая часть услуг не поддается стандартизации, так как различны. Во многих случаях порядок предоставления услуг услугу выполняет (консультант, агент по недвижимости, оказывающий индивидуальные услуги, должен ориентироваться на желания клиента. Также непостоянство качества результатов осложняет осуществление контроля и гарантии качества. 3.
Первая специфическая форма проявляется в том, что производство и потребление
большинства услуг неразделимы: они могут потребляться только в ходе
использования. Для большинства товаров эти два процесса независимы. Например,
телевизор может быть изготовлен на заводе, расположенном на определенной
географической широте, и далее транспортироваться по всему миру для продажи
оптом и в розницу. Тот, кто покупает телевизор, не обязан сразу же его
подключать; телевизор может оставаться в своей коробке неопределенное время.
Однако совет, который дается, воспринимается одновременно.Различие между
товарами и услугами, с точки зрения взаимодействий производства и потребления,
представлено на рис. 2. Второй формой неотделимости от источника является предоставления услуги. Другими словами, большая для будущего использования; покупатель должен Присутствие покупателя не требуется в физический осмотр в кабинете врача не может пациента. Таким образом, исполнение и концерт) является одновременным и присутствовать, чтобы наслаждаться их Рис. 2. Взаимосвязи производства и потребления товаров и услуг
Совместное потребление некоторых услуг является третьей формой неотделимости источника. Некоторые услуги предоставляются для большой группы покупателей.
Например, театральная продукция, концерт и круиз на теплоходе являются теми
услугами, которые производятся для большой группы людей. 4. Несохраняемость. одновременно самолете, представлены для Однако само понятие «несохраняемый» может быть разным с Услугу нельзя унести домой, но тот, кому ее оказали, удовольствие в течение долгого времени после ее хирург, который осуществляет трансплантацию отдельное действие (операцию), но и дополнительных лет жизни, которой тот будет Невозможность хранения услуг не имеет значение в условиях когда определение численности обслуживаемых клиентов не Сложности возникают при существенных колебаниях рыночных предлагаемом сервисе (например, час пик, сезон). Следовательно, сферы услуг необходимо контролировать ситуацию и применять ряд обеспечивающих оптимальное соотношение между спросом и предложением услуг. 5. Отсутствие собственности. Следствием указанных выше что для большей части услуг результат приобретения собственности на нее. Если человек, купивший владельцем и может делать с ней все, что захочет продать и т.д.), то у покупателей услуг приобретает билет на шоу, то он получает определенный день, время и месте. Исключением из тот случай, когда сама услуга вложена в человек покупает видеозапись данного шоу, которые предоставляет товар. Принимая во собственности, укрепления имиджа и ? поощрение специальные схемы ? создание членских клубов или ассоциаций с целью усиления ? превращение недостатка отсутствия владения в специалист по дизайну с полной уверенностью может услугами, заказчик сможет сократить расходы, является прием на постоянную работу дизайнера 1.2.3. Виды услуг, их классификация
Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно как особая сфера
деятельности с присущими ей особенностями. А вся сфера услуг представлялась совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их
перечислению. Традиционно в мировой практике (а именно, в международной учитываются следующие группы услуг: ? фрахт, включая ? другие транспортные услуги; ? ? банковские и другие финансовые услуги; ? прочие услуги. Простое
специфику и экономическую сущность услуг, а следовательно, и специфику методов
управления в маркетинге услуг. В мире наблюдается тенденция к выделению отличаются друг от друга, а услуги внутри возможности. При всем разнообразии услуг 1. По типам существуют следующие группы услуг: 1.1. Производственные: 1.2. Распределительные: 1.3. Профессиональные: банковские, страховые, 1.4. Потребительские (массовые): услуги, проведением досуга. 1.5. Общественные: 2. В зависимости от 2.1. Услуги материального материалов (пошив одежды, 2.2. Нематериальные услуги, которым присущи качества, неотделимость, несохраняемость 3. По специфике содержания: 3.1. Создающие 3.2. Восстанавливающие 3.3. Обслуживающие 4. По степени осязаемости 4.1. Осязаемые услуги, направленные на тело человека (как объект):
здравоохранение, рестораны, кафе, пассажирский транспорт. 4.2. Осязаемые грузовой 4.3. Неосязаемые радиовещание, театры, 4.4. Неосязаемые услуги с неосязаемыми активами: юридические, страхование. 5. В зависимости от характера производителя 5.1. Услуги, предоставляемые людьми: образование, бытовые. 5.2. 6. 6.1. 6.2. Услуги, приборов.
7. В зависимости от мотивов потребителя услуг выделяют: 7.1. Услуги, образование, 7.2. Услуги, предназначенные для удовлетворения коллективных организаций (услуги делового характера, необходимые для функционирования предприятия: транспорт, связь). 7.3. Услуги, услуги в области 8. В зависимости от мотивов производителя услуг 8.1. Коммерческие услуги, целью которых является получение прибыли.
8.2. Благотворительные услуги, направленные на получение определенного
социального эффекта. 9. По формам обслуживания: 9.1. Абонементные, на соответствие с 9.2. По месту работы, жительства, 9.3. Срочные – осуществляемые в короткий промежуток времени. 9.4.
прачечной). 10. По принадлежности к той или иной отрасли различают: 10.1. 10.2. Услуги образования. 10.3. Коммунальные услуги.
10.4. Бытовые услуги. 10.5. Услуги в области недвижимости. 10.6. Туризм.
10.7. Информационные услуги. 10.8. Банковские и другие финансовые услуги и В основе классификации услуг может лежать не один признак, а комбинация. Например, в зависимости от степени осязаемости и можно выделить следующие услуги (см. рис. 3). Услуги
Потребители Деловые услуги Личные услуги 1. Только услуга
Франчайзинг, аудит, безопасность Образование, развлечения, трудоустройство
2. Услуга, увеличивающая ценность чего-либо материального Страхование, Ремонт, страхование 3. Услуга, дающая что-то Перевозки, торговля, наем персонала Перевозки, торговля
Рис. 3. Виды услуг в зависимости от степени их осязаемости и типа покупателя
Для классификации политики, проводимой компаниями в сфере услуг, могут
использоваться аналитические матрицы типа известной матрицы Бостонской
консультационной группы, но со специфическими параметрами. Такими параметры
могут быть: степень участия персонала сферы услуг в установлении контактов с
клиентами и степень участия клиента в обслуживании (см. рис. 4). Степень низкая высокая Степень участия клиентов высокая Самообслуживание Ремонт оборудования, содержание жилья низкая
Химчистка, телевидение Ремонт бытовой техники Рис. 4. Матрица разделения клиентов персонала фирмы
Таким образом, классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого
явления, выделив отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику
|
|||
|