Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Верховная Личность Бога 6 страница



Они принялись обнимать Кришну в полное своё удовольствие, и горечь разлуки тут же утихла. Они были совсем как великие мудрецы, которые, развивая знание, сливаются с существованием Всевышнего. Как Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого, Господь Кришна мог понять их умы; они пришли к Нему, несмотря на возражения своих родственников, отцов, мужей, братьев, и несмотря на все свои семейные обязанности. Они пришли только для того, чтобы увидеть Кришну, который был их жизнью и душой. Они действительно следовали наставлениям Кришны из «Бхагавад-гиты»: человек должен предаться Ему, отказавшись от всех видов профессиональных и религиозных обязанностей. Жёны брахманов в действительности целиком выполнили наставления «Бхагавад-гиты», поэтому Он начал говорить с ними, чарующе улыбаясь. В связи с этим следует отметить, что когда Кришна вошёл в их сердца, и когда они обнимали Его и чувствовали трансцендентное блаженство, сливаясь с Ним, Всевышний Господь Кришна не потерял Свою индивидуальность, как и жёны брахманов не потеряли своей. И Господь, и жёны брахманов оставались личностями, но чувствовали единство своего бытия. Когда один влюбленный подчиняется другому, совершенно не думая о себе, это называется единством. Господь Чаитанйа учил нас этому чувству единства в Своей «Шикшаштаке»: Кришна может поступать совершенно свободно, делая все, что Ему захочется; но преданный всегда должен находиться в единстве, или в согласии, с Его желаниями. Это единство проявили жёны брахманов в своей любви к Кришне.

Кришна приветствовал их следующими словами: «Дорогие жёны брахманов, все вы очень удачливы, и вам рады здесь. Прошу вас, скажите Мне, что Я могу сделать для вас. Вы совершенно правильно поступили, придя сюда, чтобы увидеть Меня, несмотря на все запреты и препятствия со стороны родственников, отцов, братьев и супругов. Тот, кто поступает так, в действительности знает, что есть благо для него, потому что трансцендентное любовное служение Мне, без мотивов и ограничений, в действительности благоприятно для всех живых существ».

Господь Кришна утверждает здесь, что преданность Ему – это высшая ступень совершенства для обусловленной души. Человек должен оставить все другие обязанности. Это полное предание Верховной Личности Бога – самый благоприятный путь для обусловленной души, потому что Всевышний Господь есть наивысший объект любви. Каждый, в конечном счете, любит Кришну, однако осознает это в соответствии с развитием своего знания. Человек приходит к пониманию, что его «я» есть духовная душа, и что она – не что иное, как неотъемлемая частица Верховного Господа; следовательно, Всевышний Господь есть конечная цель любви, и поэтому нужно предаться Ему. Такое предание считается благотворным для обусловленной души. Наша жизнь, собственность, дом, жена, семья, дети, родина, общество и все, что очень дорого для нас, есть экспансии Верховной Личности Бога. Он – центральный объект любви, потому что Он посылает всем нам блаженство, распространяя Себя столь многими способами в зависимости от нашего различного положения – телесного, умственного или духовного.

«Дорогие жёны брахманов, – сказал Кришна, – теперь вы можете вернуться домой. Займитесь проведением жертвоприношений, служением вашим мужьям и выполнением своих домашних обязанностей, чтобы ваши мужья были довольны вами, и жертвоприношения, которые они начали, были бы должным образом проведены. В конце концов, ваши мужья – семейные люди, и без вашей помощи как могут они выполнять предписанные им обязанности?»

Жёны брахманов ответили: «Дорогой Господь, такой совет не приличествует Тебе. Ты всегда обещал, что будешь защищать Своих преданных, и теперь должен исполнить это обещание. Любой, кто придет и предастся Тебе, никогда не вернется назад, к обусловленной жизни материального бытия. Мы ждём, что Ты теперь исполнишь Своё обещание. Мы предались Твоим лотосным стопам, покрытым листьями туласи, и больше не желаем возвращаться к своим так называемым родственникам, друзьям и обществу и покинуть убежище Твоих лотосных стоп. Да и что мы будем делать, вернувшись домой? Наши мужья, братья, отцы, сыновья, матери и друзья не примут нас, потому что мы уже оставили их всех. Нам некуда возвращаться. Пожалуйста, не проси нас вернуться домой, но устрой так, чтобы мы остались у Твоих лотосных стоп и жили вечно под Твоей защитой».

Верховная Личность Бога, Кришна, ответил: «Дорогие Мне жёны брахманов, будьте уверены, что ваши мужья не пренебрегут вами по возвращении, и ваши братья, сыновья и отцы не откажутся принять вас. Поскольку вы – Мои чистые преданные, не только ваши родственники, но и все люди, а также и полубоги будут довольны вами». Кришна пребывает в сердце каждого как Сверхдуша. Так что, если кто–то становится чистым преданным Господа Кришны, он тут же начинает нравиться каждому. Чистый преданный Господа никогда и никому не причиняет вреда. Здравомыслящий человек не может быть врагом чистого преданного. «Трансцендентная любовь ко Мне не зависит от телесных связей, – говорил Кришна дальше, – но тот, чей ум всегда поглощен Мной, непременно очень скоро придет ко Мне, чтобы общаться со Мной вечно».

Выслушав наставления Верховной Личности Бога, все жёны вновь возвратились домой, к своим супругам. Обрадованные возвращением своих жен, брахманы совершили жертвоприношения, сев все вместе, как это предписывается шастрами. Согласно ведическим правилам религиозные обряды должны совершаться мужем и женой вместе. Когда жёны брахманов вернулись, жертвоприношение было должным образом завершено. Одна из жён брахманов, которую силой задержали, когда она хотела пойти повидаться с Кришной, услышав описание Его внешности, стала думать о Нем. Совершенно поглощенная мыслями о Нем, она оставила своё материальное тело, обусловленное законами природы.

Шри Говинда, вечно радостная Личность Бога, явил Свои трансцендентные игры, явившись в образе обычного человека, и насладился пищей, которую предложили Ему жёны брахманов. Так Он привлекал обычных людей к сознанию Кришны. Своими речами и красотой Он привлекал всех: коров, пастушков и девушек Вриндавана.

После того, как их жёны вернулись со свидания с Кришной, брахманы, занятые совершением жертвоприношений, стали сожалеть о своём греховном поведении, состоявшем в том, что они отказали в пище Верховной Личности Бога. В конце концов они поняли свою ошибку: занятые совершением ведических ритуалов, они пренебрегли Верховной Личностью Бога, Кришной, который явился в образе обычного человека и попросил немного еды. Брахманы стали осуждать себя, увидев веру и преданность своих жен. Они глубоко сожалели о том, что, хотя их жёны поднялись на уровень чистого преданного служения, сами они не смогли понять, как любить Верховную Душу и предлагать Ей служение с трансцендентной любовью. Они стали говорить между собой: «Будь оно проклято, что мы родились брахманами! Пропади пропадом всё наше изучение ведических писаний! Будь проклято совершение великих жертвоприношений и соблюдение всех правил и предписаний! Пропади пропадом наша семья! Пропади пропадом наш опыт в исполнении ритуалов в точности, как они описываются в шастрах! Будь проклято это все, раз мы не развили трансцендентного любовного служения Верховной Личности Бога, находящейся за пределами измышлений ума, тела и чувств».

Учёные брахманы, знатоки в исполнении ведических ритуалов, искренне сожалели об этом, потому что без развития сознания Кришны всякое исполнение религиозных обязанностей – просто пустая трата времени и энергии. Они продолжали говорить между собой: «Внешняя энергия Кришны так сильна, что может создавать иллюзию, способную победить даже величайшего йога–мистика. Хотя мы, опытные брахманы, считаемся учителями всех других сословий человеческого общества, внешняя энергия обманула и нас. Посмотрите только, как счастливы эти женщины, с такой преданностью посвятившие свои жизни Верховной Личности Бога, Кришне. Они могут с легкостью отказаться от своих семейных связей, что так трудно сделать. Семейная жизнь подобна тёмному колодцу и лишь продолжает материальные страдания».

Обычно женщины просты сердцем и могут очень легко принять сознание Кришны, а когда они разовьют любовь к Кришне, они легко могут освободиться из оков майи, что трудно даже для так называемых умных и образованных мужей. В соответствии с ведическими предписаниями, женщинам не разрешается проходить через очистительный процесс посвящения священным шнуром, как не разрешается им и жить в качестве брахмачарини в ашраме духовного учителя. Для них также не рекомендуются строгие воспитательные приемы, и они не слишком искусны в обсуждении философии или самоосознания. Также по природе своей они не слишком чисты и не слишком привязаны к благоприятной деятельности. «Но как чудесно то, что они развили трансцендентную любовь к Кришне, Господину всех йогов–мистиков!» – восклицали брахманы. «Они превзошли всех нас своей твердой верой и преданностью Кришне. Хотя нас и считают опытными во всех очистительных обрядах, из–за нашей привязанности к материалистическому образу жизни мы в действительности не знали какова цель. Даже несмотря на то, что мальчики-пастушки напомнили нам о Кришне и Балараме, мы пренебрегли Ими. Теперь мы думаем, что Верховная Личность Бога послал к нам Своих друзей попросить какой–нибудь еды для того, чтобы проявить Свою милость к нам. Иначе у Него не было нужды посылать их. Он мог удовлетворить их голод там же, на месте, просто пожелав этого».

Если кто–то отрицает самодостаточность Кришны, услышав, что Он пас коров, чтобы добыть средства к существованию, или если кто–то сомневается в том, что Ему не нужна пища, думая, что Он был действительно голоден, то ему следует понять, что богиня процветания всегда занята служением Ему. Так богиня может избавиться от своей несовершенной привычки беспокоиться. В ведических произведениях, таких, как «Брахма-самхита», говорится, что Кришне в Его обители с великим почтением служат не одна богиня процветания, а многие тысячи. Поэтому это просто иллюзия, если человек думает, что Кришна выпрашивал еду у брахманов. Это было лишь хитростью с Его стороны для того, чтобы они могли по милости Кришны принять Его и служить Ему с чистой преданностью. Атрибуты ведических обрядов, подходящее место и время, различные предметы для их совершения, ведические гимны, жрец, способный совершить такое жертвоприношение, огонь и полубоги, тот, кто выполняет жертвоприношение и религиозные принципы – всё это предназначено для осознания Кришны, ибо Кришна есть Верховная Личность Бога. Он – Верховный Господь Вишну и Повелитель всех йогов–мистиков.

«Поскольку Он явился в образе ребёнка в династии Йаду, мы были так глупы и не поняли, что Он – Верховная Личность Бога, – говорили брахманы. – Но, с другой стороны, мы очень гордимся тем, что у нас такие возвышенные жёны, которые поднялись до чистого трансцендентного служения Господу, несмотря на наше стойкое сопротивление. Так давайте же склонимся в почтении к лотосным стопам Господа Кришны, чья иллюзорная энергия, называемая майей, погрузила нас в кармическую деятельность. Поэтому мы молим Господа простить нас, ибо мы были порабощены Его внешней энергией. Мы ослушались Его приказания, не зная Его трансцендентной славы».

Так брахманы раскаялись в своих прегрешениях. Они хотели сами пойти и выразить Кришне своё почтение, но, боясь Камсы, не могли сделать этого. Другими словами, человеку очень трудно всецело предаться Личности Бога, не пройдя очищения через преданное служение. Яркий пример тому – учёные брахманы и их жёны. Жёны брахманов, переполненные чистой преданной любовью, не обращали внимания ни на какие препятствия. Они сразу же отправились к Кришне. Брахманы же, хотя и осознали верховную власть Господа и раскаялись, всё же боялись царя Камсы, ибо были слишком привязаны к кармической деятельности.

Так заканчивается двадцать третья глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Освобождение жён брахманов, совершавших жертвоприношения».

24/ Поклонение холму Говардхану

 

Во время всех этих событий с брахманами, слишком увлеченными совершением ведических жертвоприношений, Кришна и Баларама увидели, что и пастухи готовили подобное жертвоприношение, чтобы удовлетворить Индру, царя небес, отвечающего за снабжение водой. Как говорится в «Чаитанйа-чаритамрите», преданный Кришны обладает твердой и сильной верой в то, что если он просто посвящает себя сознанию Кришны и трансцендентному любовному служению Кришне, то он освобождается от всех других обязанностей. Чистый преданный Господа Кришны не должен выполнять никакие обряды, предписываемые Ведами, и не обязан поклоняться каким–либо полубогам. Считается, что тот, кто преданно служит Господу Кришне, уже совершил все ведические обряды и почтил всех полубогов. Просто совершая ведические ритуальные церемонии или поклоняясь полубогам, человек не развивает преданное служение Кришне. Но тот, кто целиком отдает себя служению Господу, уже выполнил все ведические предписания.

Кришна приказал Своим преданным прекратить подобную деятельность, поскольку Он хотел во время Своего пребывания во Вриндаване твердо установить исключительность преданного служения. Будучи всеведущей Личностью Бога, Кришна знал, что пастухи готовились к жертвоприношению Индре, но следуя этикету, Он стал смиренно и почтительно расспрашивать старших – Махараджа Нанду и других.

Кришна спросил Своего отца: «Мой дорогой отец, что это за большое жертвоприношение? Каковы будут результаты такого жертвоприношения и для кого оно предназначено? Как оно совершается? Будь милостив, объясни Мне. Я очень хочу узнать, что это за обряд, и прошу тебя объяснить Мне цель этого жертвоприношения». В ответ Его отец, Нанда Махараджа, промолчал, думая, что его маленький сын не сможет понять всех тонкостей совершения йагйи. Кришна, однако, настаивал: «Мой дорогой отец, у того, кто свободен и безгрешен, нет секретов ни от кого. Он никого не считает своим другом или врагом, ибо всегда открыт для каждого. Но даже тот, кто не столь свободен, должен хранить что–либо в секрете только лишь от врагов, а не от членов семьи и друзей. Поэтому ты не должен держать что–либо в секрете от Меня. Все люди заняты кармической деятельностью. Некоторые знают, что она собой представляет и каков её результат, а некоторые выполняют такую деятельность, не зная ни цели её, ни результата. Человек, действующий со знанием дела, добивается полного результата; тот, кто действует, не обладая знанием, не получает совершенного результата. Поэтому, прошу, объясни Мне, какова цель жертвоприношения, которое вы собираетесь совершить. Соответствует ли оно предписаниям Вед, или это просто популярная церемония? Пожалуйста, объясни Мне подробно, что это за жертвоприношение».

Услышав вопросы Кришны, Махарадж Нанда ответил: «Мой дорогой мальчик, эта церемония более или менее традиционна. Поскольку дожди выпадают по милости царя Индры, а облака – его представители, и поскольку вода так важна для нашей жизни, мы должны выразить некоторую благодарность тому, кто управляет дождём – Махараджу Индре. Поэтому мы собираемся удовлетворить царя Индру, поскольку он милостиво послал нам облака, которые прольют достаточно дождя для успешного возделывания земли. Вода очень важна; без дождя мы не можем обрабатывать землю и выращивать зерно. Мы не можем жить без дождя. Это необходимо для успешного выполнения религиозных церемоний, экономического развития и, в конечном счете, освобождения. Поэтому мы не должны отказываться от традиционных церемоний; если человек отказывается от них под влиянием похоти, жадности или страха, то для него это не очень хорошо”.

Услышав это, Кришна, Верховная Личность Бога, в присутствии Своего отца и всех пастухов Вриндавана, заговорил так, чтобы привести в ярость царя небес Индру. Он предложил им отказаться от жертвоприношения. Он указал две причины, по которым следовало отменить жертвоприношение, совершаемое для ублаготворения Индры. Во–первых, как говорится в «Бхагавад-гите», нет нужды поклоняться полубогам ради достижения материального прогресса; все результаты поклонения полубогам временны, а только глупых людей привлекает преходящее. Во–вторых, ту временную выгоду, которую человек получает, поклоняясь полубогам, он получает с разрешения Верховной Личности Бога. Об этом ясно говорится в «Бхагавад-гите»: майаива вихитан хи тан. Те блага, которые человек предположительно получает от полубогов, на самом деле ниспосылаются Верховной Личностью Бога. Без дозволения Верховной Личности Бога никто не может даровать другому какие–либо блага. Но иногда под влиянием материальной природы полубогов обуревает гордыня; думая, что являются всемогущими, они пытаются забыть о верховной власти Верховной Личности Бога. В «Шримад-Бхагаватам» ясно говорится, что в этом случае Господь хотел разозлить царя Индру. Кришна явился на землю для того, чтобы уничтожить демонов и защитить преданных. Царь Индра, безусловно, был преданным, а не демоном; но поскольку он возгордился, Кришна хотел преподать ему урок. Сначала Он попробовал рассердить Индру, остановив Индра–пуджу, которую готовили пастухи Вриндавана.

С этой целью Кришна заговорил, как если бы Он был атеистом, поддерживающим философию карма–мимамсы. Сторонники философии такого типа не признают верховную власть Личности Бога. Они выдвигают тот довод, что если кто–то хорошо работает, он результат непременно придет. По их мнению, даже если существует Бог, который дает человеку плоды его кармической деятельности, всё равно нет нужды поклоняться Ему, потому что, если человек не работает, Господь не может ниспослать ему хорошего результата. Они говорят, что, вместо того, чтобы поклоняться полубогу или Богу, люди должны уделять внимание своим обязанностям, и тогда обязательно будет хороший результат. Господь Кришна заговорил со Своим отцом в соответствии с этими принципами философии карма–мимамсы. «Мой дорогой отец, – сказал Он, – Я не думаю, что тебе нужно поклоняться какому–либо полубогу для того, чтобы успешно продолжать возделывать землю. Каждое живое существо рождается в соответствии со своей прошлой кармой и оставляет эту жизнь, принимая результаты настоящей кармы. Каждый рождается в различных видах или формах жизни в соответствии со своей прошлой деятельностью, и следующее его рождение зависит от поступков в этой жизни. Различные степени материального счастья и страданий, удобств и неудобств в жизни – всё это разные плоды разной деятельности, как из прошлой, так из настоящей жизни».

Махарадж Нанда и другие старшие члены общины заспорили о том, что, не удовлетворяя господствующее божество, человек не может добиться никаких хороших результатов только посредством материальной деятельности. Это действительно так. Например, бывает, что несмотря на самую лучшую медицинскую помощь и лечение у первоклассного врача, больной человек умирает. Из этого можно заключить, что самое лучшее медицинское обслуживание или попытки превосходного врача сами по себе не являются причиной излечения больного, в это должна вмешаться Верховная Личность Бога. Так и забота отца и матери о ребёнке не является причиной его благополучия. Иногда случается, что несмотря на всю заботу своих родителей, дети вырастают испорченными или умирают. Поэтому для получения результата недостаточно материальных причин. Верховная Личность Бога должна дать Своё позволение. Махарадж Нанда утверждал, что для того, чтобы условия для земледелия были благоприятны, необходимо удовлетворить Индру, божество, ниспосылающее дождь. Господь Кришна опроверг его доводы, говоря, что полубоги посылают плоды только тем людям, которые выполняют предписанные им обязанности. Полубоги не могут послать никаких хороших плодов человеку, который не выполнял своих обязанностей. Поэтому полубоги зависят от выполнения обязанностей живыми существами и не могут по собственной воле раздавать награды.

«Мой дорогой отец, нет никакой необходимости поклоняться полубогу Индре, – сказал Господь Кришна. – Каждый должен получить плоды своей собственной деятельности. В действительности, мы можем видеть, что человек занят в соответствии со своей естественной склонностью к какой–либо деятельности, и в зависимости от этой склонности все живые существа, как люди, так и полубоги, получают соответствующие плоды. Все живые существа получают высшие или низшие типы тела и создают врагов, друзей или безразличных лишь в связи с различными видами своей деятельности. Каждому следует стараться выполнять обязанности, соответствующие его природным склонностям, и не отвлекать своё внимание на поклонение различным полубогам. Полубоги будут удовлетворены правильным выполнением всех обязанностей, так что нет необходимости поклоняться им. Давайте лучше добросовестно исполнять предписанные нам обязанности. В действительности, невозможно достичь счастья, не исполняя своего истинного долга. Поэтому, тот, кто не исполняет добросовестно предписанные ему обязанности, сравнивается с падшей женщиной. Истинной обязанностью брахмана является изучение Вед; истинной обязанностью тех, кто принадлежит к царскому роду, кшатриев, является забота о подданных; в обязанности сословия вайшйев входят земледелие, торговля и защита коров; шудры же обязаны служить высшим классам, а именно: брахманам, кшатрийам и вайшйам. Мы относимся к сословию вайшйев, и наши истинные обязанности состоят в том, чтобы возделывать землю, торговать продуктами земледелия, защищать коров или заниматься банковским делом».

Кришна отнес Себя к сословию вайшйев, так как Махарадж Нанда защищал множество коров, а Кришна заботился о них. Он перечислил четыре вида занятий, которым посвящает себя сословие вайшйев – земледелие, торговля, защита коров и банковское дело. Хотя вайшйи могут заниматься любым из этих дел, жители Вриндавана в основном защищали коров.

Далее Кришна объяснил Своему отцу: «Это космическое проявление создается под влиянием трёх гун материальной природы – благости, страсти и невежества. Эти три гуны являются причиной творения, поддержания и разрушения. Облако создается действием гуны страсти, поэтому эта гуна является причиной дождя. После дождя живые существа получают результат – процветающее земледелие. Какое же отношение к этому процессу имеет Индра? Если даже вы не угодите Индре, что может он сделать? Мы не получаем никакой особой пользы от Индры. Он приходит и проливает дожди даже над океаном, где нет нужды в воде. Итак, он проливает дожди и над океаном, и над землёй; это не зависит от того, поклоняемся мы ему или нет. Что касается нас, нет нужды переезжать в другой город, деревню или страну. Пусть в городах есть дворцы, мы же вполне удовлетворены, живя в этом лесу Вриндаване. Мы в особенности связаны с холмом Говардханом и лесом Вриндаваном, и больше ни с чем. Поэтому Я прошу тебя, Мой дорогой отец, совершить жертвоприношение, которое удовлетворит местных брахманов и холм Говардхан, и пусть у нас не будет ничего общего с Индрой».

Услышав эти слова Кришны, Махарадж Нанда ответил: «Мой дорогой мальчик, раз уж Ты просишь, я подготовлю отдельное жертвоприношение для местных брахманов и холма Говардхан. Но сейчас позволь мне совершить это жертвоприношение, которое называют Индра–йагйа».

Но Кришна возразил: «Мой дорогой отец, не откладывай. Жертвоприношение, которое ты предлагаешь совершить для Говардхана и местных брахманов, займет много времени. Лучше взять все принадлежности и все, что было приготовлено для Индра–йагии, и немедленно удовлетворить холм Говардхан и местных брахманов»,

В конце концов Нанда Махараджа смягчился. Тогда пастухи спросили у Кришны, как Он хотел бы провести йагйу, и Кришна дал им следующие указания. «Приготовьте всевозможные вкусные яства из злаков и топленого масла, собранных для йагйи. Приготовьте рис, дал, халаву, пакоры, пури и молочные блюда, такие, как сладкий рис, сладкие шарики, сандеши, расагуллы и ладду, и пригласите учёных брахманов, которые могут петь ведические гимны и приносить жертвы огню. Брахманам в качестве милостыни раздайте злаки. Потом украсьте всех коров и хорошо накормите их. Выполнив это, раздайте денежные пожертвования брахманам. Что же касается низших животных, таких, как собаки, и людей низшего класса, таких, как чандалы, или людей пятого класса, считающихся неприкасаемыми, то им тоже можно поднести великолепный прасадам. После того, как коровам дадут сочной травы, можно сразу же начинать жертвоприношение, которое называется Говардхана–пуджа. Это жертвоприношение принесет Мне большое удовлетворение».

Здесь Господь Кришна практически описал хозяйственное устройство общины вайшйев. В любом человеческом обществе и в царстве животных, среди коров, собак, коз и так далее, каждый должен играть свою роль. Каждый должен работать в сотрудничестве с другими для общего блага всего общества, в которое входят не только одушевленные, но также и неодушевленные предметы, такие, как горы и земля. Сословие вайшйев несет особую ответственность за материальное процветание общества, снабжая его зерном, защищая коров, перевозя продовольствие, когда в том есть необходимость, и занимаясь финансовыми операциями и банковским делом.

Из этих слов Кришны мы узнаем, что кошками и собаками, хотя они не так важны, не следует пренебрегать. Защита коров имеет большее значение, чем защита кошек и собак. Также эти слова указывают на то, что высшие классы не должны пренебрегать чандалами, или «неприкасаемыми». Каждый важен, но некоторые непосредственно отвечают за развитие человеческого общества, а некоторые – лишь косвенным образом. Однако, если присутствует сознание Кришны, то заботятся о всеобщем благе.

В Движении сознания Кришны соблюдается традиция жертвоприношения, которая называется Говардхана–пуджа. Господь Чаитанйа говорил, что поскольку следует поклоняться Кришне, то и Его земле, Вриндавану, и холму Говардхану также следует поклоняться. Чтобы подтвердить эти слова, Господь Кришна говорит, что Говардхана–пуджа так же хороша, как и поклонение Ему. С того дня и до сих пор совершается Говардхана–пуджа, и называют её Аннакута. Во всех храмах Вриндавана или за его пределами готовится огромное количество еды для этой церемонии и щедро раздается населению. Иногда эту еду бросают в толпу, и люди с удовольствием подбирают её с земли. Из этого примера мы можем понять, что прасадам (пища, предложенная Кришне) никогда не загрязняется и не оскверняется, даже если падает на землю. Поэтому люди подбирают его и едят с большим удовольствием.

Верховная Личность Бога, Кришна, посоветовал пастухам остановить Индра–йагйу и начать Говардхана–пуджу, чтобы наказать Индру, который слишком возгордился тем, что являлся верховным правителем небесных планет. Честные и простые пастухи во главе с Махараджем Нандой приняли предложение Кришны и в точности выполнили все, что Он посоветовал. Они совершили поклонение Говардхану и обошли вокруг холма (в день Говардхана–пуджи жители Вриндавана по–прежнему нарядно одеваются, собираются около холма, поклоняются ему и обходят вокруг него, ведя с собой своих коров). В соответствии с наставлениями Господа Кришны, Махарадж Нанда и пастухи созвали учёных брахманов и начали поклоняться холму Говардхану, воспевая ведические гимны и предлагая прасадам. Жители Вриндавана собрались вместе, украсили своих коров и дали им травы. Гоня коров перед собой, они начали обходить холм. Гопи также пышно разоделись и сели на запряженные быками повозки, воспевая славу игр Кришны. Брахманы, собравшиеся там в роли жрецов для Говардхана–пуджи, благословили пастухов и их жён, гопи. Когда всё было завершено, Кришна принял огромную трансцендентную форму и объявил обитателям Вриндавана, что Он Сам является холмом Говардханом, для того, чтобы убедить Своих преданных, в том, что холм Говардхан и Сам Кришна тождественны. Затем Кришна стал есть все принесенные в жертву яства. Тождество Кришны и холма Говардхана по–прежнему почитается, и великие преданные берут камни с холма Говардхана и поклоняются им, в точности, как они поклоняются божеству Кришны в храмах. Поэтому преданные собирают камешки или гальку с холма Говардхана и поклоняются им дома, так как это равноценно поклонению божеству. Форма Кришны, которая начала пробовать все подношения, существовала отдельно, а Сам Кришна, вместе с другими обитателями Вриндавана, стал предлагать поклоны божеству и холму Говардхану. Предлагая поклоны огромной форме Самого Кришны и холму Говардхану, Кришна объявил: «Только посмотрите, как холм Говардхан принял эту огромную форму и благоволит нам, принимая все подношения». Кришна также заявил собравшимся: «Тот, кто пренебрегает поклонением Говардхану так, как Я Сам провожу его, не будет счастлив. На холме Говардхан много змей, и эти змеи будут кусать и убивать тех, кто пренебрегает предписанным долгом поклонения Говардхану. Для того, чтобы обеспечить благополучие коров и своё собственное, все люди, живущие во Вриндаване по соседству с Говардханом, должны поклоняться холму, как предписано Мной».

Так, все жители Вриндавана, последовав наставлениям Кришны, сына Васудевы, совершили жертвоприношение Говардхана–пуджу, после чего вернулись в свои дома.

Так заканчивается двадцать четвёртая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Поклонение холму Говардхану».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.