|
|||
Верховная Личность Бога 4 страницаВерховный Господь услышал просьбы Своих друзей и бросил на них благосклонный взгляд. Этим взглядом Кришна дал понять, что нет причин для страха. Затем Кришна, верховный мистик, могущественная Личность Бога, в мгновение ока проглотил пламя пожара. Так пастушки и коровы были спасены от неминуемой гибели. От страха мальчики были почти без сознания, но теперь, придя в себя и открыв глаза, они обнаружили, что снова находятся в лесу вместе с Кришной, Баларамой и коровами. Они были изумлены, увидев, что пылающий огонь исчез без следа и коровы спасены. Про себя они подумали, что Кришна, должно быть, не обычный мальчик, а один из полубогов. Вечером Кришна и Баларама вместе с другими пастушками и коровами, играя на флейтах, вернулись во Вриндаван. Когда Они подошли к деревне, все гопи очень обрадовались. Целый день они думали о Кришне, который был в лесу, и без Него мгновение казалось им десятилетием.
Так заканчивается девятнадцатая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Как Кришна проглотил лесной пожар».
20/ Описание осени
Жители Вриндавана часто говорили между собой о том, как Баларама убил Праламбасуру, и как Кришна проглотил опустошающий лесной пожар. Пастухи рассказывали об этих чудесных деяниях своим жёнам и соседям, и все были изумлены. Жители Вриндавана решили, что Кришна и Баларама – полубоги, милостиво спустившиеся во Вриндаван, чтобы стать их детьми. Скоро наступил сезон дождей. В Индии после палящего летнего зноя пору дождей встречают с огромной радостью. Люди очень рады скопившимся в небе тучам, которые скрывают солнце и луну, и все с нетерпением ждут, когда же начнется дождь. После лета наступление сезона дождей является для всех живительным источником. Гром и вспыхивающие время от времени молнии тоже доставляют им много радости. Признаки сезона дождей можно сравнить с признаками живых существ, покрытых тремя гунами материальной природы. Безграничное небо подобно Верховному Брахману, а крошечные живые существа сравнимы с небом, полным туч или с Брахманом, покрытым тремя гунами материальной природы. Изначально все живые существа являются неотъемлемыми частицами Верховного Брахмана. Брахман, безграничное небо, никогда не бывает целиком покрыт тучами – они могут покрывать лишь часть его. В «Бхагавад-гите» сказано, что живые существа – неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога, но они только незначительная Его часть. Эта часть покрыта гунами материальной природы, и по этой причине живые существа находятся в материальном мире. Брахмаджйоти, духовное сияние, подобно солнечному свету. Как солнечный свет состоит из мельчайших светящихся частиц, так и брахмаджйоти состоит из мельчайших частиц Верховной Личности Бога. Таких частиц Всевышнего бесконечно много; некоторые из них подвластны гунам материальной природы, а другие свободны. Тучи образуются из воды, испаренной с земли солнечными лучами. В течение долгих восьми месяцев солнце испаряет влагу с поверхности земного шара. Она собирается в виде туч, которые льют воду на землю, когда она становится нужна. Подобным же образом правительство взимает с граждан налоги, которые те платят из доходов от своей материальной деятельности: занятий сельским хозяйством, торговлей или промышленным производством. Таким путем правительство собирает средства в виде подоходного налога и налога с продаж. Это сравнимо с тем, как солнце собирает воду с поверхности земли. Когда на земле снова возникает потребность в воде, то же самое солнце превращает воду в тучи и распределяет её по всему земному шару. Таким же образом собранные с граждан налоги должны снова распределяться среди людей в виде расходов правительства на образование, медицинскую помощь и другие социальные нужды. Это очень важно для хорошего управления государством. Правительство не должно собирать налоги, чтобы тратить их без всякой пользы. Собранные налоги необходимо использовать на благо живущих в государстве. В сезон дождей повсюду дуют сильные ветры, которые переносят тучи с одного места на другое, распределяя воду. Когда после летней жары возникает необходимость в воде, тучи действуют подобно богатому человеку, который в периоды нужды раздает деньги, пусть даже при этом он истощает свою казну. Так и тучи истощают себя, распределяя воду по всей поверхности земного шара. Когда Махарадж Дашаратха, отец Господа Рамачандры, сражался с врагами, говорили, что он подобен земледельцу, выпалывающему сорняки и выкорчевывающему ненужные деревья. А когда нужно было раздавать пожертвования, он раздавал деньги точно так же, как туча льет дождь. Тучи изливают так много дождя, что становятся подобны благородному щедрому человеку. Тучи столь щедры, что проливают дожди даже над скалами и горами, над океанами и морями, где вода вовсе не нужна. Тучи напоминают щедрого человека, который открывает свою казну для всех и не делает различия между теми, кому нужна помощь и теми, кто в ней не нуждается. Он великодушно раздает свои богатства людям. Перед наступлением сезона дождей поверхность земного шара сильно истощается и кажется очень скудной. После дождей она покрывается зеленым покровом растительности и выглядит здоровой и полной жизненных сил. Поверхность земли сравнивается с человеком, который подвергается аскезе ради исполнения материального желания. Цветущее состояние земли после сезона дождей сравнивают с исполнением материальных желаний. Когда у власти в стране оказывается нежелательное правительство, отдельные люди и целые партии проходят через суровые испытания для того, чтобы взять власть в свои руки, и, добившись этого, они процветают, назначая себе высокие оклады. Их недолгое процветание подобно цветению земли после обильных дождей. В действительности, совершать аскезу и терпеть лишения нужно только для того, чтобы обрести духовное счастье. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что тапасйу, или аскезу, необходимо совершать ради постижения Всевышнего. Совершая аскезу в преданном служении, человек возвращается к духовной жизни и поэтому испытывает безграничное духовное блаженство. Но, как сказано в «Бхагавад-гите», если аскезе предаются ради материальных благ, она приносит временные результаты; и стремятся к таким благам только неразумные люди. В пору дождей по вечерам над верхушками деревьев можно увидеть множество светлячков, мерцающих, как огоньки. Однако небесные светила: звезды и луна – в это время не видны. Точно так же в Кали-югу атеисты и негодяи становятся очень известными, а люди, которые на самом деле следуют ведическим принципам духовного освобождения, находятся в тени. Нынешняя эпоха, Кали-йуга, для живых существ подобна сезону дождей, когда небо затянуто тучами. В это время подлинное знание покрывается влиянием прогресса материальной цивилизации. Дешевые спекулянты-мыслители, атеисты и изобретатели псевдорелигиозных правил становятся известны и видны всем, как огоньки светлячков; а те, кто строго следует предписаниям Вед и указаниям священных писаний, скрыты за тучами Кали-йуги. Люди должны научиться пользоваться светом настоящих небесных светил: солнца, луны и звезд; они не должны довольствоваться огоньками светлячков. Ведь светлячки не способны рассеять ночную тьму. Но даже в сезон дождей небо иногда очищается от туч, и становятся видны звезды, луна и солнце. Подобно этому, у Кали-йуги тоже есть свои преимущества. Порой в Кали-йугу можно услышать, как участники движения Господа Чаитанйи, основанного на учении Вед, распространяют воспевание мантры Харе Кришна. Люди, серьезно стремящиеся найти реальную жизнь, должны воспользоваться преимуществами этого движения, вместо того, чтобы обращать взоры в сторону спекулянтов-мыслителей и атеистов. После первого дождя, когда в небе гремит гром, начинают квакать лягушки, как будто ученики принимаются вдруг вслух повторять заданный им урок. Ученики, как правило, должны вставать рано утром, но они спят, пока не услышат звон колокола в храме или школе. По указанию духовного учителя они немедленно встают и, исполнив свои утренние обязанности, садятся изучать Веды или повторять ведические мантры. Все живые существа спят во тьме Кали-йуги, но когда появляется великий ачарйа, люди, по его призыву, начинают изучать Веды, чтобы обрести истинное знание. В сезон дождей множество маленьких прудов, озер и ручьев наполняются водой, но потом они пересыхают. Вот так же сухи и материалисты. Иногда, достигнув так называемого благополучия, – обзаведясь домом, детьми и небольшим счетом в банке, – они кажутся процветающими, но очень скоро для них снова наступает засуха, как для маленьких прудов и ручейков. Поэт Видйапати писал, что друзья, дети, жена, и т.п. приносят нам некоторую радость, но эта радость подобна капле воды в пустыне. Все люди жаждут счастья, подобно тому, как в пустыне все жаждут воды. Но если в пустыне мы найдем каплю воды, хоть это и вода, пользы от нее очень мало. В материальной жизни, которую можно сравнить с пустыней, мы мечтаем о счастье, большом, как океан; но то счастье, которое приносят нам общество, друзья и земная любовь – всего лишь капля воды. Так мы никогда не найдем счастья, подобно тому, как ручейки, озера и пруды никогда не наполнятся водой во время засухи. Из–за дождя начинает зеленеть трава, деревья и другие растения. Иногда трава покрывается маленькими красными жучками; тогда зеленые и красные тона смешиваются с похожими на зонтики грибами. И вся картина меняется, подобно тому, как меняется внезапно разбогатевший человек. Земледелец радуется обильному урожаю зерна на своём поле, но богатые предприниматели, не знающие о существовании высших сил, огорчаются, так как боятся падения цен. В некоторых странах предприниматели, вошедшие в правительство, налагают ограничения на количество зерна, производимого фермерами, не зная, что всё зерно дает людям Верховная Личность Бога. В Ведах говорится: эко бахунам йо видадхати каман – Верховная Личность Бога поддерживает это творение; поэтому Он обеспечивает все живые существа всем, что им необходимо. Кормить растущее население – дело Верховного Господа. Однако безбожникам и негодяям не нравится, когда увеличивается производство зерна, особенно, если от этого они несут убытки. В сезон дождей все живые существа – на земле, в небе и в воде – оживляются, как оживляется человек, посвятивший себя полному любви трансцендентному служению Господу. Практический пример тому – наши ученики в Международном обществе сознания Кришны. До того, как они стали нашими учениками, у них был очень неопрятный вид, хотя природа наделила их красивой внешностью. Они ничего не знали о сознании Кришны и потому выглядели неопрятными и несчастными. Приняв сознание Кришны, молодые люди поздоровели и преобразились, благодаря соблюдению правил и предписаний. В одеждах шафранового цвета, со знаком тилака на лбу, с четками в руках и бусами на шее, они выглядят, как посланцы с Вайкунтхи. В сезон дождей, когда реки вздуваются и мчатся в океаны и моря, может показаться, что в океане возникает волнение. Подобно этому, если человек, который занимается мистической йогой, не достиг высокого духовного уровня, возникшее у него половое желание может взволновать его. На высокие горы обрушиваются потоки дождя, но горы остаются незыблемы. Точно так же человек, развивший в себе сознание Кришны, не теряется даже при появлении трудностей. Человек духовно зрелый принимает любые жизненные трудности как милость Господа, поэтому он имеет полное право вступить в духовное царство. В сезон дождей многими дорогами перестают пользоваться, и они зарастают высокой травой. Эти дороги в точности похожи на тех брахманов, которые не привыкли изучать и применять на практике методы очищения, рекомендованными в Ведах. Такие брахманы зарастают высокой травой майи. Забыв о своей изначальной природе, они забывают и о своём предназначении – вечно служить Верховной Личности Бога. Человек, заросший травой майи, отождествляет себя с её творениями и впадает в иллюзию, забывая о своей духовной жизни. В сезон дождей молния, вспыхнув в одной туче, сразу же перебрасывается в другую. Так же ведет себя похотливая женщина, которая не может довольствоваться одним мужчиной. Туча подобна добродетельному человеку, поскольку она изливает дождь и тем самым дает многим людям средства к существованию. Точно так же добродетельный человек содержит многих людей: членов своей семьи и своих работников. К сожалению, всю его жизнь может погубить жена, которая разводится с ним. Тогда муж лишается покоя: рушится семья, он теряет детей, расстраиваются его дела. Поэтому женщине, которая хочет обрести сознание Кришны, рекомендуется мирно жить с мужем: супруги не должны разводиться ни при каких обстоятельствах. Муж и жена должны ограничить половые отношения и сосредоточить ум на сознании Кришны, чтобы их жизнь могла стать успешной. В конце концов, в материальном мире мужчине нужна женщина, а женщине – мужчина. Когда они соединяются, им следует жить мирно в сознании Кришны, они не должны быть похожими на молнию, которая сверкает то в одной туче, то в другой. Иногда на небе появляется радуга, похожая на лук без тетивы. И действительно, лук остается в изогнутом положении, если к двум его концам привязана тетива; однако на радуге нет такой тетивы, и всё же она так чудесно выгибается в небе. Так и Верховная Личность Бога, нисходя в этот материальный мир, кажется подобным обычному человеку, но Он не зависит от какого–либо материального условия. В «Бхагавад-гите» Господь говорит, что Он является посредством Своей внутренней энергии, свободной от оков внешней энергии. То, что является рабством для обычного существа, – свобода для Личности Бога. В сезон дождей луна закрыта облаками, но временами можно видеть её свет. Иногда кажется, что луна движется вместе с облаками, но на самом деле луна неподвижна, и только из–за движения облаков кажется, что и она движется. Так и для человека, который отождествляет себя с движущимся материальным миром, его истинный духовный блеск скрывается иллюзией, и по мере течения материальной деятельности он думает, что продвигается в различных сферах жизни. Это происходит из–за ложного эго, которое разграничивает духовное и материальное существование, подобно тому, как движущееся облако разграничивает лунный свет и тьму. В сезон дождей, когда облака появляются в первый раз, павлины, увидев их, начинают радостно танцевать. Это явление можно сравнить с людьми, удручёнными материалистическим образом жизни. Если они смогут встретить человека, занятого любовным преданным служением Господу, то станут просветленными, как танцующие павлины. У нас есть практический опыт того, когда многие из наших учеников, скучающие и угрюмые до того, как прийти в сознание Кришны, после встречи с преданными танцуют, совсем как ликующие павлины. Растения живут благодаря тому, что пьют воду из земли. Так и человек, практикующий аскезу, высыхает, но, пройдя через суровые испытания, он получает определенные плоды и начинает наслаждаться жизнью в чувственных удовольствиях – семьей, обществом, любовью, домом и прочими атрибутами. Иногда можно увидеть, как журавли и утки непрерывно бродят по берегам озер и рек, хотя те забиты грязным мусором и полны колючих растений. Так же и те семейные люди, которые не обладают сознанием Кришны, продолжают жить материальной жизнью, несмотря на самые разные неудобства. В семейной жизни, как и в жизни вообще, человек не может обрести полного счастья, не обладая сознанием Кришны. Шрила Нароттама даса Тхакур молится о том, чтобы общаться с человеком, женатым или давшим обет отречения, который занят трансцендентным любовным служением Господу и всегда воспевает святое имя Господа Чаитанйи. Материалистов со всех сторон осаждают мирские заботы, тогда как человеку в сознании Кришны всё приносит счастье. Ограждения вокруг полей иногда рушатся под тяжелыми потоками дождя. Подобно этому в эпоху Кали границы ведических предписаний нарушаются непозволительной атеистической пропагандой. Поэтому люди постепенно деградируют, становясь безбожниками. В сезон дождей облака, гонимые ветром, разносят воду, которой все радуются, как нектару. Когда брахманы, следующие Ведам, вдохновляют богатых людей – правителей и зажиточных торговцев – на то, чтобы они давали милостыню, совершая большие жертвоприношения, раздача таких богатств также является нектаром. Четыре сословия человеческого общества – брахманы, кшатрийи, ваишйи и шудры – предназначены для того, чтобы жить мирно, сотрудничая друг с другом. Это возможно, когда их направляют опытные ведические брахманы, которые совершают жертвоприношения и поровну распределяют богатства. Лес Вриндавана стал краше после дождей и наполнился спелыми финиками, манго, чёрной смородиной и другими фруктами и ягодами. Господь Кришна, Верховная Личность Бога, Его друзья и Господь Баларама вошли в лес, чтобы насладиться им в новую пору года. Коровы, откормившись на свежей траве, поздоровели, и вымя их были полно молока. Когда Господь Кришна звал их по именам, они тут же, полные любви, подходили к Нему, и от радости, переполнявшей их, молоко текло из их вымени. Господь Кришна очень радовался, когда они проходили через лес Вриндаван рядом с холмом Говардхан. На берегу Йамуны Он увидел деревья, на которых висели пчелиные ульи с сочившимся из них мёдом. С Говардхана с приятным шумом стекало множество водопадов. Кришна слышал этот шум, когда заглядывал в пещеры холма. Когда сезон дождей ещё не подошёл к концу, но постепенно переходил в осень, иногда, особенно если в лесу шёл дождь, Кришна и Его приятели садились под деревом или в одной из пещер холма Говардхана и наслаждались, поедая спелые плоды и общаясь друг с другом. Когда Кришна и Баларама оставались в лесу целый день, мама Йашода присылала Им рис, смешанный с йогуртом, фруктами и сладостями. Кришна брал лакомство и садился на камень на берегу Йамуны. Пока Кришна, Баларама и Их друзья ели, Они присматривали за коровами, телятами и быками. Коровы казались усталыми, потому что стояли с выменем, полным молока. Теперь же, отдохнув и пощипав траву, они были довольны, и Кришна радовался, глядя на них. Он был горд красотой леса, который был не чем иным, как проявлением Его собственной энергии. В такие моменты Кришна восхвалял особую деятельность природы во время сезона дождей. В «Бхагавад-гите» утверждается, что материальная энергия, или природа, не независима в своих действиях. Природа действует под управлением Кришны. В «Брахма-самхите» также говорится, что материальная природа, известная как Дурга, действует, как тень Кришны. Какой бы приказ ни отдал Кришна, материальная природа повинуется. То есть, красота природы во время сезона дождей проявлялась по указанию Кришны. Вскоре все водоемы очистились и стали очень приятными. Благодаря приближению осени, повсюду дул освежающий ветер. Небо полностью очистилось от облаков и вновь приобрело свой естественный голубой цвет. Цветущий в лесу на чистой воде лотос казался подобным человеку, который практикуя йогу пал, но потом вернул свою красоту, возобновив духовную жизнь. Все становится естественно прекрасным с приходом осени. Так и материалист, принимающий сознание Кришны и духовную жизнь, становится так же чист, как небо и вода осенью. Осень уносит клубящиеся темные облака в небе, а также грязную воду. Грязная земля также очищается. Так и человек, который принимает сознание Кришны, сразу же очищается от всей скверны внутри и снаружи. Поэтому Кришну называют Хари. Хари означает «тот, кто уносит». Кришна сразу же забирает все нечистые привычки у любого, кто принимает сознание Кришны. Осенние облака белого цвета, потому что не несут в себе воды. Так и человек, ушедший на покой, освободившись от всех обязанностей, связанных с семьей (поддержанием дома, жены и детей) и полностью обретя сознание Кришны, освобождается от всех тревог и становится похож на белое осеннее облако. Иногда осенью с вершин гор сбегают потоки, неся чистую воду, а иногда их нет. Вот так же иногда великие святые распространяют чистое знание, а иногда молчат. Небольшие озерца, наполняющиеся водой во время сезона дождей, постепенно высыхают осенью. Что же касается крошечных существ, обитающих в водоемах, они не могут понять, что их число уменьшается день ото дня, как и поглощенные материальными делами люди не могут понять, что время их жизни сокращается день ото дня. Такие люди посвящают себя заботам о коровах, своих владениях, детях, жене, обществе и дружбе. Из–за того, что воды осенью меньше, а солнце испепеляет своим жаром, крошечные живые существа, обитающие в больших водоемах, приходят в большое беспокойство, как не управляющие собой люди всегда недовольны тем, что не могут наслаждаться жизнью или содержать членов своей семьи. Илистая земля постепенно высыхает, и только что выросшие свежие овощи начинают увядать. Так и у того, кто обратился к сознанию Кришны, постепенно иссякает желание наслаждаться семьей. С приходом осени воды океана успокаиваются, подобно тому, как человека, достигшего самоосознания, больше не беспокоят три гуны материальной природы. Осенью земледельцы запасаются водой на полях, выстраивая крепкие стены, чтобы вода, собравшаяся на поле, не могла уйти с него. Едва ли можно надеяться на новый дождь, поэтому они хотят сохранить то, что есть в поле. Так и человек, действительно достигший самоосознания, сохраняет свою энергию, управляя своими чувствами. Людям, достигшим пятидесяти лет, рекомендуется отказаться от семейной жизни и беречь энергию тела для её использования в осознании Кришны. Если человек не способен управлять своими чувствами и занимать их трансцендентным любовным служением Мукунде, для него нет надежды на спасение. В осенние дни солнце палит невыносимо, но ночью чистый лунный свет избавляет людей от дневной усталости. Если человек принимает прибежище у Мукунды, или Кришны, он может избавиться от усталости, которую влечет за собой ложное отождествление себя с телом. Мукунда, или Кришна, также является источником утешения для девушек Вриндавана. Девушки Враджабхуми всегда страдают в разлуке с Кришной. Когда они встречаются с Кришной в лунную осеннюю ночь, их усталость от разлуки с Ним уходит. Когда небо чисто от облаков, звезды в ночи сияют очень красиво; так и человек, который действительно обладает сознанием Кришны, очищается от всех осквернений и становится прекрасным, как звезды в осеннем небе. Хотя Веды предписывают карму в форме принесения жертв, их конечная цель объясняется в «Бхагавад-гите»: человек в полной мере осознавший цель Beд, должен обратиться к сознанию Кришны. Поэтому чистое сердце преданного, обладающего сознанием Кришны, можно сравнить с чистым осенним небом. Осенью луна и звезды кажутся очень яркими в чистом небе. Господь Кришна явился в династии Йаду и был подобен луне на небе, окружённой звёздами, то есть членами династии Йаду. Когда в лесных садах в изобилии всё цветёт, свежий, ароматный ветерок приносит большое облегчение человеку, страдающему в летнюю пору и во время сезона дождей. К несчастью, такой ветерок не может принести никакого облегчения гопи, потому что их сердца отданы Кришне. Возможно, такой приятный осенний ветерок и доставит удовольствие обычным людям, однако гопи не находят удовлетворения без объятий Кришны. С приходом осени все коровы, олени, птицы и все остальные существа женского пола беременеют, потому что в это время у всех супругов половое желание становится особенно сильным. Это в точности напоминает трансценденталистов, которым Всевышний Господь в Своей милости даровал достижение их цели в жизни. Шрила Рупа Госвами учит в своей «Упадешамрите», что человек должен следовать преданному служению Господу с большим воодушевлением, терпением и убежденностью, должен выполнять правила и предписания, содержать себя в чистоте от материальной скверны и оставаться в обществе преданных. Следуя этим принципам, он, несомненно, достигнет желаемого результата преданного служения. Для того, кто терпеливо следует регулирующим принципам преданного служения Господу, настанет время, когда он достигнет результата, подобно тому, как жена пожинает плоды, когда забеременеет. Осенью, когда на озерах нет лилий, расцветает множество лотосов. И лилии, и лотосы растут при солнечном свете, но в осеннюю пору палящие солнечные лучи благотворны только для лотоса. Этот пример можно привести для страны с сильным царем или правительством, где нежелательные элементы – воры и разбойники – не могут процветать. Когда граждане обретают уверенность в том, что на них не нападут разбойники, они развиваются самым удовлетворительным образом. Сильное правительство сравнивается с палящим солнцем в осеннюю пору; лилии сравниваются с преступниками; а цветы лотоса – с гражданами, довольными правительством. В осеннюю пору поля покрыты созревшими злаками. Тогда люди радуются урожаю и совершают различные церемонии, такие, как Наванна – подношение Верховной Личности Бога только что собранных злаков. Эти злаки сначала предлагаются Божествам в различных храмах, и всех приглашают попробовать сладкого риса из зерен нового урожая. Существуют и другие религиозные церемонии и способы поклонения, особенно в Бенгалии, где проводится самая большая из таких церемоний, известная под названием Дурга–пуджа. Осенняя пора была тогда во Вриндаване необычайно прекрасна оттого, что там были Кришна и Баларама, Верховная Личность Бога. Торговцы, члены царской семьи и великие мудрецы могли свободно передвигаться, чтобы достичь желанных благословений. Также и трансценденталисты, освободившись от оков материального тела, достигли желаемой цели. Во время сезона дождей люди, принадлежащие к торговому сословию, не могут передвигаться с места на место, и потому не получают желаемой прибыли. Также и члены царской семьи не могут переезжать с места на место, собирая с людей налоги. И святых, которые должны путешествовать и проповедовать трансцендентное знание, также сдерживает сезон дождей. Однако же осенью все они словно выходят из заточения. Трансценденталисты, будь они гйани, йоги или преданные, не могут воистину наслаждаться духовными достижениями, пока находятся в материальном теле. Но как только они оставляют своё тело; после смерти гйани растворяются в духовном сиянии Всевышнего Господа; йоги переносятся на одну из высших материальных планет, а преданные отправляются на планету Верховного Господа, Голоку Вриндавана, или на Вайкунтхи, и там наслаждаются вечной духовной жизнью. Так заканчивается двадцатая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Описание осени».
21/ Гопи, привлечённые звуками флейты
Кришне очень нравилось в лесу, где цвели цветы, а пчелы и шмели радостно жужжали. Птицы, деревья и ветви деревьев – все выглядели очень счастливыми, и Кришна, сопровождаемый Шри Баларамой и мальчиками–пастушками, пас коров и играл на Своей трансцендентной флейте. Услышав звуки флейты Кришны, гопи Вриндавана вспомнили о Нём и начали говорить между собой о том, как прекрасно Кришна играет на флейте. Когда гопи описывали сладкие звуки флейты Кришны, они также вспоминали о своих развлечениях с Ним. Таким образом, их умы приходили в волнение, и они были неспособны в полной мере описать прекрасные вибрации флейты. Говоря об этих трансцендентных звуках, они также вспоминали, как Кришна одет; вспоминали, что словно танцор, на голове Он носит павлинье перо; а за ушами – голубые цветы. Его одежда отливала жёлтым золотом, а Он был украшен гирляндой ваиджайанти. Одетый так привлекательно, Кришна наполнял дырочки на Своей флейте нектаром, который источали Его уста. Так гопи вспоминали Его, входящего в лес Вриндаван, вечно славный тем, что Кришна и Его друзья оставили в нём свои следы. Кришна очень искусен в игре на флейте, и все гопи были очарованы этими звуками, которые привлекали не только их, но и всех живых существ, слышавших их. Одна из гопи сказала своим подругам: «Высочайшее совершенство глаз – видеть Кришну и Балараму, когда Они входят в лес, играя на Своих флейтах, и пасут коров вместе со Своими друзьями». Люди, которые постоянно погружены в трансцендентное созерцание Кришны, как внутренне, так и внешне, думающие о Нём – как Он играет на флейте, как входит в лес Вриндаван, как пасет коров вместе с пастушками, – действительно достигли совершенства самадхи. Самадхи (транс), – это сосредоточение всей деятельности чувств на определенном объекте, и гопи говорят, что игры Кришны являются высшим совершенством всякой медитации и самадхи. В «Бхагавад-гите» также подтверждается, что тот, кто всегда поглощен мыслями о Кришне, есть наивысший из всех йогов. По мнению другой гопи, Кришна и Баларама, пася коров, выглядели как актеры, собирающиеся выступать в драматическом представлении. На Кришне были переливающиеся жёлтые одежды, а на Балараме – голубые, и Они держали в руках молодые ветви мангового дерева, павлиньи перья и букеты цветов. Украшенные гирляндами из лотоса, Они, окружённые друзьями, иногда очень сладко пели. Одна гопи спросила свою подругу: «Почему Кришна и Баларама так прекрасны?» Другая гопи сказала: «Моя дорогая подруга, нам и подумать нельзя о Его бамбуковой флейте – какие же благочестивые поступки она должна была совершить, чтобы сейчас наслаждаться нектаром уст Кришны?» Кришна иногда целует гопи; только для них доступен трансцендентный нектар Его губ, которые считаются их собственностью. Поэтому гопи спрашивали: «Как же возможно, что Его флейта, простая бамбуковая палка, постоянно наслаждается нектаром с губ Кришны? Поскольку флейта занята служением Верховному Господу, её мать и отец должны быть счастливы».
|
|||
|