Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Верховная Личность Бога 2 страница



Мой дорогой Господь! Меня не привлекают ни материальные богатства, ни освобождение. Смиренно молясь у Твоих лотосных стоп, я прошу дать мне возможность родиться кем угодно в лесу Вриндавана и быть благословленным пылью со стоп преданных, живущих там. Если я стану здесь маленькой травинкой, я сочту это чудесным рождением. Если же мне не посчастливится родиться в самом Вриндаване, позволь мне родиться где–нибудь в его окрестностях, чтобы Твои преданные, выходя из Вриндавана, наступали на меня. Даже это будет для меня великой удачей. Я мечтаю о рождении, которое позволило бы мне купаться в пыли со стоп Твоих преданных. Я вижу, что жители Вриндавана все полны сознания Кришны. Они не знают ничего, кроме лотосных стоп Кришны, или Мукунды, к которым устремляются сами Веды».

 В «Бхагавад-гите» подтверждается, что цель изучения Вед – найти Кришну. А в «Брахма-самхите» говорится, что найти Кришну, Верховную Личность Бога, систематически изучая Веды, очень трудно. Но Его легко достигает тот, кто удостоился милости чистого преданного. Чистым преданным во Вриндаване очень посчастливилось, ибо они всё время видят Мукунду (Господа Кришну). Слово мукунда имеет двоякое толкование. Мук значит «освобождение». Господь Кришна может даровать освобождение и вместе с ним трансцендентное блаженство. Это слово также относится к улыбающемуся лицу Господа, похожему на цветок кунда. Мукха значит «лицо». Цветок кунда очень красив и кажется, будто он улыбается. Отсюда и возникло это сравнение.

 Различие между чистыми преданными во Вриндаване и другими преданными состоит в том, что у жителей Вриндавана нет иных желаний, кроме желания общаться с Кришной. Кришна, будучи очень добр к Своим преданным, выполняет это их желание. Преданные всегда жаждут общаться с Кришной, и Господь всегда готов дать им такую возможность. Преданные во Вриндаване испытывают к Кришне спонтанную любовь. Им не нужно строго придерживаться правил и предписаний, так как в них уже естественным образом развито чувство трансцендентной любви к Кришне. Регулирующие правила необходимы тем, в ком ещё не проснулось чувство трансцендентной любви к Богу. Брахма тоже преданный Господа, но он – обычный преданный, который должен следовать регулирующим принципам. В своих молитвах он просит Кришну дать ему возможность родиться во Вриндаване, чтобы он мог возвыситься и обрести спонтанную любовь к Кришне.

Господь Брахма продолжал: «Мой Господь, иногда я недоумеваю, – как Ты сможешь отблагодарить жителей Вриндавана за их преданное служение? Я не в состоянии понять это, хотя знаю, что Ты – высший источник всех благословений. Я думаю о том, как Ты добр и великодушен; ведь даже Путана, которая хотела обмануть Тебя, притворившись любящей матерью, в награду получила освобождение и высокое положение матери. И другие демоны из того же семейства – Агхасура и Бакасура – тоже удостоились освобождения. Думая об этом, я прихожу в замешательство. Жители Вриндавана отдали Тебе все: своё тело, ум, любовь, свои жилища и все, чем они владеют. Всё это предназначено только для Тебя. Так как же Ты сможешь выплатить им Свой долг? Ведь Ты уже отдал Себя Путане! Мне думается, что Ты навсегда останешься должником жителей Вриндавана, так и не сумев отблагодарить их за полное любви служение Тебе. Мой Господь, я понимаю, что высочайшее качество их служения объясняется естественной для них потребностью служить Тебе, которая поглотила всё их существо. Известно, что привязанность к материальным благам и семейному очагу – результат иллюзии, которая делает живое существо обусловленным в материальном мире. Но это касается только людей, не обладающих сознанием Кришны. Для жителей Вриндавана не существует таких препятствий, как привязанность к дому и семье. Этих препятствий нет, потому что вся их любовь отдана Тебе; их дома стали храмами благодаря Твоему постоянному присутствию в них, и они забыли обо всем ради Тебя. Для человека, обладающего сознанием Кришны, не существует препятствий, вызванных привязанностью к семейному очагу. Не существует для него и иллюзии.

 Я также понимаю, что Твое явление в облике маленького пастушка, сына пастуха, не материально. Любовь жителей Вриндавана так обязывает Тебя, что Ты приходишь сюда для того, чтобы Своим божественным присутствием побудить их с ещё большей любовью служить Тебе. Во Вриндаване нет различий между материальным и духовным, ибо всё здесь посвящено преданному служению Тебе. Мой дорогой Господь, Твои игры во Вриндаване предназначены единственно для того, чтобы вдохновить Твоих преданных. И тот, кто сочтет эти игры материальными, будет введен в заблуждение.

 Мой дорогой Господь Кришна, люди, которые насмехаются над Тобой, утверждая, что у Тебя, как у обычного человека, материальное тело, названы в «Бхагавад-гите» демоничными и лишенными разума. Ты всегда трансцендентен. Те, кто не предан Тебе, обманываются, считая Тебя творением материальной природы. На самом деле, Ты принял этот облик, в точности напоминающий облик маленького пастушка, лишь для того, чтобы умножить преданность и неземное блаженство Твоих преданных.

 Мой дорогой Господь, мне нечего сказать о тех, кто заявляет, что уже постиг Бога, и благодаря этому сам стал Богом. Я же откровенно признаю, что не в силах постичь Тебя ни телом, ни умом, ни речью. Что могу сказать о Тебе или как могу я постичь Тебя с помощью своих чувств? Я не способен даже совершенным образом сосредоточить на Тебе свой ум, который называют властелином чувств. Никто в пределах материального мира не в состоянии постичь Твои качества, Твои деяния и Твое тело. Только по Твоей милости можно в какой–то мере понять, что Ты собой представляешь. Мой дорогой Господь, Ты – Верховный Господин всего творения, хотя иногда я ошибочно думаю, что сам властвую над вселенной. Я властвую над одной вселенной, но существуют бесчисленные вселенные и бесчисленные Брахмы, которые правят ими. В действительности же властелином их всех являешься Ты один. Ты – Сверхдуша в сердце каждого, и Тебе ведомо все. Поэтому прошу, прими меня Своим верным слугой. Надеюсь, Ты простишь меня за то, что я потревожил Тебя в Твоих играх с друзьями и телятами. Теперь, с Твоего милостивого позволения, я немедленно удалюсь, чтобы не мешать Тебе наслаждаться обществом друзей и телят.

Мой дорогой Господь Кришна, само Твое имя говорит о том, что Ты всепривлекающ. Солнце и луна притягательны только благодаря Тебе. Притягательной силой солнца Ты украшаешь само существование династии Йаду. А притягательностью луны умножаешь силу земли, полубогов, брахманов, коров и океанов. Своей величайшей притягательной силой Ты несешь гибель демонам, подобным Камсе. Поэтому я заключаю, что Ты – единственное Божество в мироздании, достойное поклонения. Я смиренно склоняюсь к Твоим стопам и остаюсь простертым перед Тобой. Пока в этом мире светит солнце, милостиво разреши мне смиренно склоняться перед Тобой».

 Брахма, властелин вселенной, смиренно поклонился Верховной Личности Бога и, трижды обойдя вокруг Него, приготовился вернуться в свою обитель, именуемую Брахмалокой. Верховный Господь движением руки позволил ему удалиться. Как только Брахма скрылся, Господь Шри Кришна вернулся на берег Йамуны, как и в день исчезновения мальчиков–пастушков и телят.

Кришна оставил Своих друзей обедавшими на берегу Йамуны, и, хотя Он вернулся ровно через год, мальчики подумали, что Он возвратился через мгновение. Так действуют многообразные энергии Кришны. В «Бхагавад-гите» говорится, что Кришна Сам пребывает в наших сердцах, наделяя нас и памятью, и способностью забывать. Все живые существа находятся во власти высшей энергии Господа и поэтому иногда помнят, а иногда забывают о своём изначальном положении. Друзья Кришны под влиянием Его энергии не могли понять, что целый год отсутствовали на берегу Йамуны и находились во власти иллюзии, которую создал Брахма. Когда Кришна появился перед ними, они подумали: «Кришна вернулся через минуту». И стали смеяться, решив, что Кришна не захотел отказаться от обеда в их компании. Обрадовавшись, мальчики воскликнули: «Дорогой друг Кришна, Ты так быстро вернулся! Это хорошо, мы даже не начинали обедать и не съели ещё ни кусочка. Иди сюда и давай обедать вместе». Кришна улыбнулся, принял приглашение и начал с наслаждением обедать вместе со Своими друзьями. При этом Он думал: «Мальчики решили, что Я вернулся через одно мгновение – они не знают, что весь прошедший год Я противостоял мистической силе Господа Брахмы».

 Пообедав, Кришна и Его друзья вместе с телятами отправились домой во Враджабхуми. По дороге они обрадовались, увидев мертвую тушу Агхасуры в облике гигантского змея. Когда Кришна вернулся во Враджабхуми, Его увидели все жители Вриндавана. Его головной убор украшали павлинье перо и лесные цветы. Цветочные гирлянды вместе с узорами на теле, которые были сделаны из разноцветных минералов, собранных в пещерах холма Говардхана, дополняли нарядное убранство. Холм Говардхан всегда славился своими красными глинами, и Кришна с друзьями раскрасили ими свои тела. У каждого из пастушков был буйволовый рожок, посох и флейта, и мальчики созывали своих телят, выкликая их по именам. Пастушки так гордились замечательными подвигами Кришны, что, входя в деревню, прославляли Его в своих песнях. Все гопи наблюдали за тем, как прекрасный Кришна входит в деревню. Мальчики сложили чудесные песни о том, как Кришна спас их из пасти огромного змея и убил его. Одни славили Кришну как сына Йашоды, а другие – как сына Нанды Махараджа. «Кришна такой замечательный! Он сумел вырвать нас из пасти огромного змея и убил его!», – рассказывали мальчики. Они даже не подозревали о том, что после гибели Агхасуры прошёл целый год.

 В связи с этим, Махарадж Парикшит спросил Шукадеву Госвами: как случилось, что жители Вриндавана вдруг так сильно полюбили Кришну, хотя Он не был членом их семей. Махарадж Парикшит также спросил: «Почему, когда настоящие пастушки отсутствовали, и Кришна принял их облик, родители мальчиков полюбили Его больше, чем собственных детей? И почему коровы больше полюбили телят, которые были воплощениями Кришны, чем своих собственных?»

 Шукадева Госвами объяснил Махараджу Парикшиту, что каждое живое существо прежде всего привязано к своему «Я». Внешнее окружение: дом, семья, друзья, родина, общество, богатство и репутация – не столь важно для удовлетворения потребностей живого существа. Всё это привлекает его только потому, что радует его «Я». По этой причине человек эгоцентричен и привязан к своему телу и к себе больше, чем к своим близким: жене, детям и друзьям. Когда человеку угрожает опасность, он прежде всего заботится о себе, а потом о других. Это естественно. А значит, что больше всего на свете он любит самого себя. После своего «Я» следующий по важности объект любви для человека – его материальное тело. Тот, кто ничего не знает о духовной душе, очень сильно привязан к своему физическому телу; настолько сильно, что даже в старости стремится сохранить его искусственными способами, думая, что старое и больное тело можно спасти. Люди работают день и ночь, чтобы доставить удовольствие своему «Я», либо материальным, либо духовным способом. Мы привязаны к материальным вещам потому, что они доставляют удовольствие нашим чувствам или телу. Привязанность к телу существует только потому, что в Нём находится наше «Я», духовная душа. Более развитый в духовном отношении человек понимает, что душа приносит радость потому, что является неотъемлемой частицей Кришны. В конечном счете, именно Кришна приносит всем радость и привлекает всех. Он – Сверхдуша всего. Для того, чтобы дать нам это знание, Кришна нисходит и объясняет, что всепривлекающим центром является Он Сам. Ничто не может быть привлекательным, не будучи экспансией Кришны.

 Всё привлекательное в космическом проявлении является таковым благодаря Кришне. Поэтому Кришна – источник всех наслаждений. Действительной причиной всего является Кришна, поэтому возвышенные трансценденталисты видят всё в связи с Ним. В «Чаитанйа-чаритамрите» говорится, что для маха-бхагаваты, преданного, достигшего высшей ступени совершенства, Кришна – живая первопричина всех движущихся и неподвижных существ. Поэтому такой преданный видит, что всё в этом космическом проявлении связано с Кришной. Для удачливого человека, который принял прибежище у Кришны как у причины всего, освобождение уже наступило. Он больше не находится в материальном мире. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»: «Тот, кто занят преданным служением Кришне, уже достиг брахма-бхуты, духовного уровня». Само имя «Кришна» несет в себе благочестие и освобождение. Каждый, кто нашёл приют у лотосных стоп Кришны, восходит на корабль, чтобы пересечь океан неведения. Для него безбрежный океан материального мира становится так же мал, как лужица воды в следе от копытца телёнка. Кришна – приют всех великих душ и всех материальных миров. Для того, кто обладает сознанием Кришны, Вайкунтха, духовный мир, оказывается совсем близко. Он больше не живет в материальном мире, где на каждом шагу присутствует опасность.

 Таким образом, Шукадева Госвами подробно объяснил Махараджу Парикшиту, что такое сознание Кришны, и даже пересказал царю слова и молитвы Господа Брахмы. Описания игр Господа Кришны с мальчиками–пастушками, Его трапезы с ними на берегу Йамуны и обращенные к Нему молитвы Господа Брахмы являются трансцендентными. Всякий, кто слушает, читает или пересказывает другим эти повествования, несомненно, исполняет все свои духовные желания. Так Кришна вместе с Баларамой являл Свои детские забавы во Вриндаване.

 

 Так заканчивается четырнадцатая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Молитвы Господа Брахмы Господу Кришне».

 

 15/ Расправа над Дхенукасурой

 

 Так Шри Кришна и Его старший брат Баларама провели Свои детские годы, называемые каумара, и достигли возраста пауганда, который длится от шести до десяти лет. В это время старшие пастухи, посоветовавшись, решили поручить мальчикам, которые обучались пять лет, пасти коров. Когда Кришна и Баларама выгоняли коров на пастбище, Они проходили по земле Вриндавана, очищая её следами Своих стоп.

 Однажды Кришна в сопровождении мальчиков–пастушков и Баларамы, погоняя коров и играя на флейте, вошёл в лес Вриндавана, где было много цветов и сочной травы. Лес Вриндавана так же свят, как чистый ум преданного; он всегда полон пчел, цветов и плодов. В лесу пели птицы, прозрачная вода озер прогоняла усталость, лёгкие ветерки, напоенные сладким ароматом цветов, освежали ум и тело. Войдя в лес, Кришна, Его друзья и Баларама увидели, как там чудесно, и захотели в полной мере насладиться благоприятной атмосферой. Кришна увидел деревья, украшенные молодыми побегами и гнущиеся к земле под тяжестью плодов, – они как будто приветствовали Его, касаясь лотосных стоп. Довольный поведением деревьев, плодов и цветов, Кришна улыбнулся, понимая, каково их желание.

 Он обратился к Своему старшему брату Балараме с такими словами: «Дорогой брат, Ты старший среди нас, и Твоим лотосным стопам поклоняются полубоги. Посмотри, как эти деревья, отягощенные плодами, тоже склонились к Твоим лотосным стопам. Кажется, будто они пытаются вырваться из тьмы, обрекшей их на существование в телах деревьев. На самом деле, деревья, выросшие на земле Вриндавана, – это необычные живые существа. В своей прошлой жизни они придерживались философии имперсонализма и потому были обречены на неподвижное существование. И вот теперь они получили возможность увидеть Тебя во Вриндаване и молятся о дальнейшем продвижении в духовной жизни, благодаря личному общению с Тобой. Обычно тела деревьев получают те живые существа, которые находятся в гуне тьмы. Философы–имперсоналисты тоже находятся во тьме, но могут избежать её, в полной мере воспользовавшись Твоим присутствием. Я думаю, что шмели, жужжащие вокруг Тебя, в прошлой жизни были Твоими преданными. Они не могут расстаться с Тобой, потому что на свете не найти лучшего, более любящего господина, чем Ты. Ты – верховная и изначальная Личность Бога, и шмели своим жужжанием неустанно поют Тебе хвалу. Я думаю, некоторые из них в прошлом были великими мудрецами, Твоими преданными, и сейчас скрываются в облике шмелей, ибо не могут покинуть Тебя ни на мгновение. Мой дорогой брат, Ты – верховный почитаемый Господь. Посмотри, в каком экстазе танцуют перед Тобой павлины! Лани ведут себя в точности как гопи и приветствуют Тебя с такой же любовью. А кукушки, живущие в этом лесу, приветствуют Тебя радостным пением, ибо считают благоприятным Твое появление в их обители. Даже находясь в облике деревьев и животных, эти обитатели Вриндавана прославляют Тебя. Они готовы от всего сердца приветствовать Тебя, как одна великая душа приветствует другую. А земля настолько благочестива и удачлива, что Твои лотосные стопы оставляют следы на её теле.

 Для обитателей Вриндавана вполне естественно оказывать подобный прием такой великой душе, как Ты. Травам, лианам и другим растениям тоже посчастливилось коснуться Твоих лотосных стоп. Когда Ты трогаешь молодые веточки руками, они становятся благословенны. Холмы и реки тоже благословенны, потому что удостоились Твоего взгляда. Но более всех благословенны девушки Враджа, гопи: они привлечены Твоей красотой, а Ты обнимаешь их Своими сильными руками».

 Так Господь Кришна и Баларама с большим удовлетворением общались с обитателями Вриндавана, когда пасли коров и телят на берегу Йамуны. Порой Их сопровождали другие пастушки, Их друзья. Они пели, жужжали, как шмели, и шли рядом с Кришной и Баларамой, украшенными гирляндами из лесных цветов. По дороге пастушки иногда подражали крикам лебедей на озерах и, когда видели танцующих павлинов, передразнивали их, чтобы позабавить Кришну. Кришна тоже двигал шеей, как павлин, и вызывал смех Своих товарищей.

 У каждой из коров, которых пас Кришна, было своё имя, и Он с любовью окликал их. Услышав зов Кришны, коровы немедленно отвечали Ему мычанием, и пастушки всем сердцем радовались этой перекличке. Они подражали голосам птиц, особенно чакор, павлинов, кукушек и бхарадваджей. Когда Кришна, Баларама и другие пастушки видели какого–нибудь убегающего зверька, напуганного рычанием льва или тигра, они бежали вместе с ним. Почувствовав усталость, они садились, и Баларама клал голову на колени одного из мальчиков, чтобы отдохнуть, а Кришна подходил и начинал растирать Ему ноги, или делал веер из пальмовых листьев и обмахивал Балараму, чтобы приятным дуновением прогнать Его усталость. Пока Баларама отдыхал, пастушки порой пели и танцевали, а порой боролись между собой или прыгали. Когда мальчики так забавлялись, Кришна присоединялся к ним и брал их за руки. Он с удовольствием играл с ними, смеялся и хвалил их. Устав, Он ложился под раскидистым деревом и клал голову на его корни или на колени кому–нибудь из пастушков. Когда Он так лежал, используя корни дерева или колени друга вместо подушки, кто–нибудь из мальчиков принимался растирать Ему ноги, а кто–нибудь обмахивал Его веером из листьев. Наиболее одаренные пастушки пели нежными голосами, чтобы порадовать Кришну. Так Его усталость быстро проходила. Верховная Личность Бога, Кришна, чьи стопы лелеет богиня процветания, играл с маленькими пастушками как равный, используя Свою внутреннюю энергию для того, чтобы в точности походить на деревенского пастушка. Но хотя Он и выглядел простым деревенским мальчиком, были случаи, когда Он действовал как Верховная Личность Бога. Случается, что какой–нибудь человек выдает себя за Бога и обманывает невинных людей, но такой человек может только мошенничать; он не в состоянии проявить могущество Бога.

 Когда Кришна предавался этим трансцендентным играм, являя Свою внутреннюю энергию в обществе самых удачливых мальчиков–пастушков, Ему представилась ещё одна возможность показать Своё сверхчеловеческое, божественное могущество. Однажды самые близкие друзья Кришны – Шридама, Субала и Стока–Кришна – обратились к Нему и Балараме с просьбой. Глядя на Них с большой любовью и привязанностью, пастушки сказали: «Дорогой Баларама, Ты очень могуч, Твои руки так сильны. Дорогой Кришна, Ты так ловко убиваешь зловредных демонов. Знаете ли Вы, что здесь неподалёку есть большой лес Талаван? В этом лесу очень много пальм, усыпанных плодами. Некоторые из плодов уже упали, а другие, совсем зрелые, ещё висят на деревьях. Этот лес – прекрасное место, но туда очень трудно попасть из–за огромного демона Дхенукасуры. Никто не может подойти к этим пальмам и собрать плоды. Дорогие Баларама и Кришна, демон Дхенукасура живет там в облике осла вместе с другими демонами в таком же обличье. Все они очень сильны, так что к этому лесу невозможно даже приблизиться. Любезные братья, только Вы в состоянии уничтожить этих демонов. Кроме Вас, никто не может войти в лес Талаван из страха быть убитым. Даже звери туда не ходят, и птицы там не живут. Все они покинули этот лес. Можно только издали наслаждаться доносящимися оттуда чудесными ароматами. Кажется, до сих пор никто и не пробовал растущих там сладких плодов – ни тех, что ещё висят на деревьях, ни тех, что уже упали на землю. Дорогой Кришна, честно говоря, нас очень привлекают ароматы этого леса. Дорогой Баларама, давайте мы все пойдем туда и отведаем этих плодов. Их благоухание теперь разносится повсюду. Разве Вы не чувствуете его здесь?»

 Услышав просьбы друзей, Баларама и Кришна захотели порадовать их и, улыбаясь, направились вместе с ними к лесу Талаван. Как только Баларама вошёл в лес, Он стал трясти растущие там деревья с силой, равной силе слона. Все спелые плоды тут же посыпались на землю. Услышав стук падающих плодов, демон Дхенукасура, живший в этом лесу в облике осла, бросился к пришельцам, сотрясая всё вокруг с такой силой, что деревья закачались и показалось, будто началось землетрясение. Демон подбежал к Балараме и лягнул Его в грудь задними ногами. Баларама молча принял удар, но демон в ярости ударил Его ещё сильнее. Тогда Баларама одной рукой поймал его за задние ноги, раскрутил и закинул на дерево. Демон испустил дух, ещё когда Баларама раскручивал его, и теперь повис на самой высокой пальме. Но тело демона было таким тяжелым, что пальма сломалась и упала на другие деревья, повалив некоторые из них. Казалось, будто по лесу проносится сильный ураган, и деревья валились одно за другим. В этом проявлении невероятной силы нет ничего удивительного, поскольку Баларама – Личность Бога, известный как Ананта Шешанага, который на миллионах Своих голов держит все планеты вселенной. Он образует опору всего мироздания, как поперечная и продольная нити образуют ткань.

 Когда демон был закинут на дерево, все его друзья и приятели объединились и яростно напали на Балараму и Кришну, исполненные решимости отомстить за смерть друга. Но Кришна и Баларама хватали ослов и раскручивали их, держа за задние ноги. Так Они убили их всех и забросили на верхушки пальм. Мертвые тела ослов являли чудесную картину: казалось, будто на деревья опустились разноцветные облака. Услышав об этом удивительном происшествии, полубоги с высших планет принялись осыпать Кришну и Балараму цветами. Ликуя, они били в барабаны и возносили молитвы, проникнутые любовью и преданностью.

 Через несколько дней после гибели Дхенукасуры люди стали приходить в лес Талаван, чтобы собирать там плоды. Туда возвратились и животные: теперь они не боялись пастись там на лужайках с сочной травой. Просто слушая или рассказывая другим об этих божественных деяниях братьев Кришны и Баларамы, можно приумножить запас благочестивых поступков.

 Вступая вместе со Своими товарищами во Вриндаван, Кришна и Баларама играли на флейтах, а пастушки восхваляли Их подвиги в лесу. Лица детей были украшены священными знаками тилака и покрыты пылью, поднятой коровами. В волосах у Кришны красовалось павлинье перо. Кришна и Баларама играли на флейтах, и юные гопи были рады видеть Кришну, возвращающегося домой. Из–за отсутствия Кришны гопи, оставшиеся во Вриндаване, пребывали в глубокой печали. Весь день они думали о том, как Кришна гуляет в лесу или пасет коров. Когда же они видели, что Он возвращается, все их тревоги тотчас исчезали, и гопи не отводили взгляд от Его лица, подобно тому, как пчелы не хотят улетать от медоносного цветка лотоса. Когда Кришна входил в деревню, они радостно смеялись. И Кришна, играя на флейте, любовался прекрасными, веселыми лицами гопи.

 Затем навстречу Кришне и Балараме выходили Их любящие матери, Йашода и Рохини, и в соответствии со временем суток, начинали исполнять желания своих любимых сыновей. Матери прислуживали своим божественным сыновьям и одновременно благословляли Их. Они купали и наряжали мальчиков; Кришну одевали в жёлтоватые одежды, а Балараму – в синеватые. Их украшали драгоценностями и гирляндами, сплетенными из цветов. Позабыв усталость от дневных трудов на пастбищах, Кришна и Баларама выглядели посвежевшими и очень красивыми.

 Матери подавали Им разные яства, и Они с удовольствием съедали все. После еды матери укладывали Их в чистые постели и начинали петь об Их подвигах. Как только мальчики ложились, Они тут же засыпали. Так Кришна и Баларама в облике пастушков наслаждались жизнью во Вриндаване.

 Иногда Кришна выходил на пастбище вместе со Своими товарищами и Баларамой, а иногда без брата с другими мальчиками пас коров на берегу Йамуны. Так наступило лето, и однажды, находясь на пастбище, мальчики и коровы почувствовали сильную жажду и стали пить воду из Йамуны. Однако воды реки были отравлены ядом огромного змея Калийи.

 Дети и коровы тут же почувствовали действие яда. Внезапно они попадали на землю, словно мертвые. Тогда Кришна, жизнь всего живого, бросил на них Свой милостивый взгляд, и все мальчики и коровы пришли в сознание и стали с недоумением смотреть друг на друга. Пастушки поняли, что, выпив воды из Йамуны, они умерли, и что милостивый взгляд Кришны вернул им жизнь. Так они увидели мистическую силу Кришны, которого называют Йогешварой, повелителем всех йогов –мистиков.

 

 Так заканчивается пятнадцатая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Расправа над Дхенукасурой».

16/ Покорение Калийи

 

 Когда Господь Кришна понял, что воды Йамуны отравил чёрный змей Калийа, Он сразился с ним и заставил его уйти из Йамуны в другое место. Тогда воды реки вновь стали чистыми.

 Когда Шукадева Госвами рассказывал об этом, Махараджа Парикшит захотел узнать больше о детских играх Кришны. Он спросил Шукадеву Госвами, как Кришна наказал Калийу, который многие годы жил в водах Йамуны. Желание Махараджа Парикшита слушать о трансцендентых играх Кришны всё возрастало, и он расспрашивал о них с большим интересом.

 Шукадева Госвами рассказал царю эту историю следующим образом. В огромной заводи Йамуны жил чёрный змей Калийа. Вода в этой заводи была настолько отравлена его ядом, что днем и ночью испускала ядовитые пары. Если над этим местом пролетала птица, она тут же погибала и падала в воду. Из-за ядовитых испарений деревья и трава на берегу Йамуны высохли. Господь Кришна увидел, каких бед наделал Калийа своим ядом: воды реки выше Вриндавана были теперь смертоносными.

 Кришна, который пришёл в этот мир, чтобы уничтожить все силы зла, тут же взобрался на верхушку большого дерева кадамба, стоявшего на берегу Йамуны. Кадамба, дерево с круглыми жёлтыми цветами, растёт только близ Вриндавана. Кришна затянул пояс и, хлопнув в ладоши, как хлопает борец, готовый к схватке, прыгнул в самую середину ядовитой заводи. Дерево кадамба, с которого спрыгнул Кришна, было единственным не засохшим деревом на берегу Йамуны. Некоторые комментаторы «Шримад-Бхагаватам» утверждают, что от прикосновения лотосных стоп Кришны дерево сразу ожило. В других Пуранах говорится, что Гаруда, который носит на себе Господа Вишну, знал о том, что Кришна совершит в будущем этот подвиг, и заранее окропил дерево нектаром, чтобы сохранить его. Когда Господь Кришна прыгнул в воду, река вышла из берегов, как будто в нее упало что–то огромное. В этом проявлении силы Кришны нет ничего необычного, ибо Он – вместилище всей силы.

 Плывя в реке, как могучий слон, Кришна поднял большой шум, который услышал огромный чёрный змей Калийа. Шум этот был нестерпим для змея, и он понял, что кто–то пытается напасть на его жилище. Поэтому он сразу предстал перед Кришной. Калийа не мог не восхититься Кришной: тело Его было прекрасным и нежным и цветом своим напоминало тучу, а стопы были похожи на лотосы. Он был украшен знаком Шриватсы и драгоценностями и одет в жёлтые одежды. Его прекрасное лицо озаряла улыбка, и Он плескался в водах Йамуны, выказывая огромную силу. Но, хотя Кришна был так прекрасен, Калийа закипел гневом и обвился вокруг Него своими могучими кольцами. Увидев, как змей сжал своими кольцами их любимого Кришну, мальчики-пастушки и другие обитатели Вриндавана испугались. Они отдали Кришне все: свою жизнь, богатство, любовь и свою деятельность, поэтому, когда они увидели, что произошло, их охватил ужас, и они упали на землю. Коровы, быки и телята, пораженные горем, в тревоге смотрели на Кришну. От страха они могли только безутешно плакать и неподвижно стояли на берегу, не в силах помочь Своему любимому Кришне.

 Когда всё это происходило на берегу Йамуны, во Вриндаване появились зловещие знамения: земля затряслась, с неба стали падать метеоры, а тела людей задрожали. Всё это указывало на приближение большой опасности. При виде неблагоприятных знамений Махараджа Нанду и других пастухов охватили страх и тревога. К тому же им сказали, что Кришна отправился на пастбище без Своего старшего брата Баларамы. Как только Нанда, Йашода и пастухи услышали об этом, они ещё сильнее встревожились. Поскольку они очень любили Кришну и не знали о степени Его могущества, они испытывали печаль и тревогу. У них не было никого дороже Кришны, которому они посвятили все: свою жизнь, богатство, любовь, деятельность и помыслы. Испытывая к Кришне огромную любовь, они подумали: «Сегодня Кришна наверняка будет побежден!»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.