Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Верховная Личность Бога 8 страница



Кришна показал им вечное духовное небо, безграничное и полное знания. В этом материальном мире существуют различные категории форм, и в соответствии с ними, пропорционально проявляется знание. Например, знание живого существа в теле ребёнка не так совершенно, как знание живого существа в теле взрослого человека. Повсюду живые существа находятся в разных формах: обитателей вод, деревьев и растений, рептилий и насекомых, птиц и зверей; в цивилизованных и нецивилизованных формах жизни. Над человеческой формой жизни стоят полубоги, чараны и сиддхи, и так далее, до Брахмалоки, где живет Господь Брахма, и среди этих полубогов тоже существуют различные уровни знания. Но за пределами этого материального мира, в небе Вайкунтхи, каждый обладает полным знанием. Все живые существа там заняты преданным служением Господу – либо на планетах Вайкунтхи, либо на Кришналоке.

Как утверждается в «Бхагавад-гите», полное знание означает понимать, что Кришна является Верховной Личностью Бога. В Ведах и в «Бхагавад-гите» также говорится, что в брахмаджйоти, или в духовном небе, не нужны ни солнечный, ни лунный свет, ни электричество. Все эти планеты существуют вечно и освещают сами себя. Брахмаджйоти, духовное небо, никогда не создаётся и не разрушается. «Бхагавад-гита» также подтверждает, что за пределами материального неба существует вечное духовное небо, где всё существует неизменно. Только великие мудрецы и святые могут дать знание о духовном небе, ибо они уже вышли за пределы влияния материальных гун природы. До тех пор, пока человек не будет постоянно находиться на трансцендентном уровне, он не сможет понять духовную природу. Поэтому рекомендуется посвятить себя бхакти–йоге и двадцать четыре часа в сутки проводить в сознании Кришны, что сделает человека недосягаемым для гун материальной природы. Тот, кто обладает сознанием Кришны, может легко понять природу духовного неба и Вайкунтхалоки. Поэтому жители Вриндавана, всегда погружённые в сознание Кришны, очень легко смогли понять трансцендентную природу Вайкунтхалоки.

Итак, Кришна привел всех пастухов, во главе с Махараджем Нандой, к озеру, где позже Акруре была явлена планетная система Вайкунтх. Они немедленно совершили там омовение и увидели истинную природу Вайкунтхалок. Увидев духовное небо и Вайкунтхалоки, пастухи, возглавляемые Махараджем Нандой, ощутили удивительное блаженство. Выйдя из реки, они увидели Кришну, которому поклонялись и возносили прекрасные молитвы.

 

Так заканчивается двадцать восьмая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Освобождение Нанды Махараджа из плена Варуны».

29/ Танец раса. Вступление

 

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что танец раса происходил в ночь полнолуния, в сезон шарат. Из предыдущих глав видно, что праздник Говардхана-пуджи происходил сразу после безлунной ночи месяца Карттика, и после этого была проведена церемония Бхратридвитийа; затем Индра явил свой гнев в виде ливня и града, а Господь Кришна поднял холм Говардхан и так держал его семь дней, до девятого дня после новолуния. Затем, на десятый день, жители Вриндавана говорили между собой о необычайных деяниях Кришны, а на следующий день Нанда Махарадж соблюдал Экадаши. После этого, в Двадаши, Нанда Махарадж отправился совершить омовение в Ганге, был схвачен слугами Варуны и освобожден Господом Кришной. Затем Кришна явил духовное небо Нанде Махараджу и пастухам.

Так ночь полнолуния сезона шарат пришла к концу. Ночь полнолуния Ашвины называется шарат–пурнима. Из «Шримад-Бхагаватам» становится ясно, что Кришне пришлось ждать такого полнолуния ещё год, прежде чем насладиться танцем расой с гопи. В возрасте семи лет Он поднял холм Говардхан. Следовательно, танец раса происходил на восьмом году Его жизни.

Из ведической литературы мы узнаем, что когда театральный актер танцует вместе со множеством девушек, такой танец называется раса. Когда Кришна увидел, что настала ночь полнолуния сезона шарат, Он украсил Себя растущими в эту пору цветами, особенно цветами маллика, которые издают сильное благоухание. Он вспомнил молитвы гопи к богине Катйайани, в которых они просили, чтобы Кришна стал их мужем. Он подумал, что эта ночь полнолуния сезона шарат была как раз подходящей для приятного танца. Так что желание гопи иметь Кришну своим супругом будет исполнено.

В «Шримад-Бхагаватам» в этой связи употреблены слова бхагаван апи. Это означает, что хотя Кришна и является Верховной Личностью Бога, для Него не существует таких желаний, в исполнении которых есть нужда, ибо Он всегда полон шести достояний. И всё же Он захотел насладиться обществом гопи. Бхагаван апи означает, что этот танец отличается от обычных танцев юношей и девушек. Точные слова, употребленные в «Шримад-Бхагаватам» – йогамайам упашритах, что означает, что этот танец с гопи находится на уровне йогамайи, а не махамайи. Танцы юношей и девушек в этом материальном мире – это царство махамайи, или внешней энергии. Танец раса Кришны с гопи находится на уровне йогамайи. В «Чаитанйа-чаритамрите» говорится, различие йогамайи и махамайи сравнимо с отличием золота от железа. С точки зрения металлургии и золото, и железо – металл, но качество их совершенно разное. Подобно этому, хотя танец раса и общение Господа Кришны с гопи кажутся обычным общением юношей и девушек, качество здесь совершенно другое. Великие вайшнавы видят это отличие, ибо они понимают разницу между любовью к Кришне и похотью.

На уровне махамайи танцы происходят на основе чувственного удовлетворения. Но когда Кришна созвал гопи, играя на Своей флейте, они поспешно бросились к месту танца раса, охваченные трансцендентным желанием удовлетворить Кришну. Автор «Чаитанйа-чаритамриты», Кришнадаса Кавирадж Госвами, объяснил, что похоть означает чувственное удовлетворение; любовь также означает чувственное удовлетворение, но – для Кришны. Другими словами, когда какая–либо деятельность выполняется на уровне личного чувственного удовлетворения, она называется материальной, но когда деятельность выполняется для удовлетворения Кришны, она духовна. На любом уровне деятельности принцип чувственного удовлетворения существует. На духовном уровне чувственные наслаждения существуют для Верховной Личности Бога, Кришны, тогда как на материальном уровне – это наслаждение того, кто действует. Например, на материальном уровне, когда слуга служит хозяину, он старается удовлетворить собственные чувства, а не чувства хозяина. Слуга не будет служить хозяину, если тот перестанет платить ему. Это означает, что слуга занимается служением своему хозяину лишь для удовлетворения собственных чувств. На духовном же уровне слуга Верховной Личности Бога служит Кришне бескорыстно и продолжает своё служение при любых условиях. Такова разница между сознанием Кришны и материальным сознанием.

Из всего следует, что Кришна наслаждался с гопи танцем раса, когда Ему было восемь лет. К тому времени многие из гопи уже были замужем, поскольку в Индии, особенно в те времена, девушки выходили замуж в очень раннем возрасте. Существует много примеров того, что девочки рожали детей в возрасте двенадцати лет. Поэтому все гопи, которые хотели получить Кришну в супруги, уже были замужем. В то же время они продолжали надеяться, что Кришна будет их супругом. Они относились к Нему как к возлюбленному. Поэтому любовные отношения Кришны с гопи называют паракийа–раса. Настроение женатого мужчины, который хочет другую жену, или замужней женщины, которая думает о другом муже, называется паракийа–раса.

На самом деле, Кришна – супруг каждого, потому что Он – верховный наслаждающийся. Гопи хотели, чтобы Кришна был их мужем, но фактически Он не мог жениться на всех гопи. А так как у них была эта естественная склонность принять Кришну как своего верховного супруга, отношения между гопи и Кришной называются паракийа–раса. Эта паракийа–раса вечно существует на Голоке Вриндаване, в духовном небе, где невозможно то опьянение, которое свойственно паракийа–расе в мире материальном. В материальном мире эта паракийа–раса отвратительна, тогда как в духовном мире она существует в непревзойденных отношениях Кришны и гопи. Есть множество других отношений с Кришной: господина и слуги, друга с другом, матери или отца – и сына, возлюбленного и возлюбленной. Из всех этих рас паракийа–раса считается наивысшей.

Этот материальный мир есть искаженное отражение духовного мира. Он подобен отражению в воде дерева, растущего на берегу водоема. Верхушка дерева кажется там нижней его частью. Так и паракийа–раса, когда она искаженно отражается в материальном мире, отвратительна. Поэтому, когда люди подражают танцу раса Кришны с гопи, они находят удовольствие в искаженном, отвратительном отражении трансцендентной паракийа–расы. Невозможно наслаждаться трансцендентной паракийа–расой в материальном мире. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что человеку не следует подражать паракийа–расе даже во сне или в воображении. Те же, кто это делают, пьют смертоносный яд.

Когда Кришна, верховный наслаждающийся, пожелал насладиться обществом гопи в эту ночь полнолуния сезона шарат, именно в тот момент луна, повелительница звезд, появилась в небе, являя свои самые прекрасные черты. Ночь полнолуния сезона шарат – это самая прекрасная ночь в году. В Индии, в городе Агре провинции Уттар Прадеш, находится огромная гробница, называемая Тадж Махал, которая сделана из самого лучшего мрамора. В ночь полнолуния сезона шарат многие иностранцы отправляются посмотреть на прекрасное отражение луны на мраморе гробницы. Так красоту ночи полнолуния воспевают и в наши дни.

Когда полная луна поднялась на востоке, она окрасила всё вокруг в красноватый цвет. С восходом луны всё небо казалось посыпанным красной кункумой. Когда муж, долго пробывший в разлуке со своей женой, возвращается домой, он украшает её лицо красной кункумой. Так и долгожданный восход луны в сезон шарат украсил восточную часть неба.

Появление луны усилило желание Кришны танцевать с гопи. Леса были полны благоухающих цветов. Атмосфера была прохладной и праздничной. Когда Господь Кришна заиграл на Своей флейте, гопи Вриндавана были очарованы. Привлекательность звуков флейты для них увеличилась в тысячу раз из–за восходящей полной луны, красного горизонта, спокойной и прохладной атмосферы и распускающихся цветов. Природа гопи была такова, что их очень сильно привлекала красота Кришны, и когда они услышали звуки Его флейты, они почувствовали страстное желание удовлетворить чувства Кришны.

Как только они заслышали звуки флейты, все они оставили свои занятия и побежали к месту, где стоял Кришна. От быстрого бега их сережки качались взад и вперед. Все они спешили к месту, которое называлось Вамшиват. Некоторые из них доили коров, но бросили дойку на середине и тут же поспешили к Кришне. Одна из гопи только что подоила корову и поставила кипятить молоко, но ей было всё равно, что молоко перекипит и убежит, – она тут же бросила всё и побежала к Кришне. Некоторые из них кормили грудью своих маленьких детей, а другие подавали еду членам своей семьи. Но все они оставили свои занятия и немедля бросились к месту, где Кришна играл на Своей флейте. Некоторые прислуживали своим мужьям, а некоторые ели сами, но, не заботясь больше о своих мужьях или еде, они тут же убежали. Кто-то из них захотели наложить на свои лица косметические притирания и красиво одеться, прежде чем отправиться к Кришне, но не смогли ни закончить наносить на лица косметику, ни как следует нарядиться из–за своего страстного желания тут же встретиться с Кришной. Лица их были накрашены наспех и кое–как; некоторые даже одели верхнюю часть своих нарядов на нижнюю часть тела, а нижнюю – на верхнюю.

Когда все гопи собирались в такой спешке оставить свои дома, их мужья, братья и отцы были поражены, узнав куда они направляются. Будучи юными девушками, они находились на попечении либо своих мужей, либо старших братьев, либо отцов. Все отвечающие за них родственники запретили им идти к Кришне, но они не обращали на это никакого внимания. Когда человека, погруженного в сознание Кришны, влечет к Кришне, его не заботят никакие мирские обязанности, пусть даже их выполнение нельзя откладывать. Сознание Кришны так могущественно, что освобождает каждого от всякой материальной деятельности. Шрила Рупа Госвами написал замечательный стих, где одна гопи советует другой: «Моя дорогая подруга, если ты хочешь наслаждаться жизнью в материальном обществе, дружбой, любовью, то, пожалуйста, не ходи к улыбающемуся юноше Говинде, который стоит на берегу Йамуны и играет на Своей флейте, а губы его сияют в лучах полной луны». Так Шрила Рупа Госвами косвенно дает понять, что тот, кто очарован прекрасным улыбающимся лицом Кришны, теряет всякое влечение к материальным наслаждениям. Это критерий развития осознания Кришны: человек, продвигающийся в сознании Кришны, должен потерять интерес к материальной деятельности и к собственным чувственным удовольствиям.

Некоторых гопи мужья не пустили к Кришне и силой заперли в их комнатах. Не имея возможности отправиться к Кришне, они стали, закрыв глаза, медитировать на Его трансцендентную форму. Они уже хранили образ Кришны в своих умах. Как говорится в «Бхагавад-гите», тот, кто постоянно думает о Кришне в своём сердце, с верой и любовью, считается величайшим из всех йогов. Действительно, йог сосредоточивает свой ум на форме Господа Вишну. Это истинная йога. Кришна есть изначальная форма всех вишну–таттв. Гопи не могли отправиться к Кришне сами, поэтому они начали размышлять о Нём как совершенные йоги.

Для живых существ в обусловленном состоянии существует два типа плодов кармической деятельности: обусловленное живое существо, постоянно занятое греховной деятельностью получает страдания, плодами же благочестивой деятельности являются материальные наслаждения. Как в случае материальных наслаждений, так и в случае материальных страданий тот, кто наслаждается или страдает, обусловлен материальной природой.

Спутницы Кришны, гопи, которые собираются там, где является Кришна, принадлежат к различным группам. Большинство гопи – Его вечные спутницы. В «Брахма-самхите» говорится: ананда–чин–майа–раса–пратибхавитабхих – в духовном мире спутники Кришны, особенно гопи, есть проявление энергии наслаждения Господа Кришны. Они – экспансии Шримати Радхарани. Однако, когда Кришна являет Свои трансцендентные игры в какой–то из вселенных материального мира, то приходят не только Его вечные спутники, но и те, кто поднимается до этого положения из материального мира. Гопи, присоединившиеся к играм Кришны в этом материальном мире, начинали с положения обычных людей. Даже связанные кармической деятельностью, они были полностью освобождены от последствий кармы, благодаря своей постоянной медитации, направленной на Кришну. Их глубокое, мучительное чувство разлуки, вызванное тем, что они не могли увидеть Кришну, освободило их от всех последствий греховных поступков, и их экстатическая любовь к Кришне в Его отсутствие была трансцендентной ко всем последствиям их материальных благочестивых поступков. Обусловленная душа подвержена рождению и смерти в результате либо благочестивой, либо греховной деятельности. Однако гопи, которые начали размышлять о Кришне, вышли за пределы любого из этих положений, очистились и так поднялись до положения тех гопи, которые являлись экспансиями Его энергии наслаждения. Все гопи, сосредоточившие свои умы на Кришне как на своём возлюбленном, полностью освободились от всех последствий кармической деятельности материального мира, и некоторые из них тут же оставили свои материальные тела, созданные тремя гунами материальной природы.

Махарадж Парикшит слушал объяснения Шукадевы Госвами о положении гопи, встретившихся с Кришной для танца раса. Когда он услышал, что некоторые из гопи, просто сосредоточившись на Кришне как на своём возлюбленном, освободились от всей скверны материального рождения и смерти, то сказал: «Гопи не знали, что Кришна – Верховная Личность Бога. Они принимали Его за прекрасного юношу и считали Его своим возлюбленным. Тогда как же они смогли освободиться от материального состояния, просто думая о своём возлюбленном?» Следует отметить, что Кришна и обычные живые существа качественно неотличны друг от друга. Обычные живые существа, будучи неотъемлемыми частицами Кришны, тоже представляют собой Брахман, но Кришна – Верховный Парабрахман. Так что, если возможно для преданного освободиться от материального оскверненного состояния, просто думая о Кришне, тогда почему же для других, которые просто думают о ком–то, это невозможно? Если кто–то думает о своём муже или сыне, или думает вообще о каком–то другом существе, тогда почему же он не освобождается от состояния, оскверненного материальной природой, если все живые существа тоже Брахман? Это очень разумный вопрос, потому что атеисты всегда подражают Кришне. В эту эпоху, Кали-йугу, существует множество мошенников, которые считают себя такими же великими, как Кришна, и которые обманывают людей, говоря, что думать о них – это всё равно, что думать о Господе Кришне. Поэтому, Махарадж Парикшит, понимая опасное положение слепых последователей демонов, подражающих Кришне, задал этот вопрос, и, к счастью, он записан в «Шримад-Бхагаватам», чтобы предупредить невинных людей о том, что думать об обычном человеке и думать о Кришне – не одно и то же.

В действительности, даже мысли о полубогах нельзя сравнить с мыслями о Кришне. В «Вайшнава Тантре» говорится, что тот, кто ставит Вишну, Нарайану, или Кришну, на один уровень с полубогами, называется пашанди, или негодяем. Услышав этот вопрос Махараджа Парикшита, Шукадева Госвами ответил: «Мой дорогой царь, на твой вопрос уже был дан ответ раньше».

Так как Махарадж Парикшит хотел прояснить положение, его духовный учитель дал ему очень умный ответ: «Почему ты снова спрашиваешь то, что тебе уже объяснили? Почему ты так забывчив?» Духовный учитель всегда находится в высшем положении, поэтому у него есть право так ругать своего ученика. Шукадева Госвами знал, что Махарадж Парикшит задал этот вопрос не для собственного понимания, а как предупреждение невинным людям в будущем, которые могут подумать, что кто–то другой равен Кришне.

Затем Шукадева Госвами напомнил Махараджу Парикшиту об освобождении Шишупалы. Шишупала всегда завидовал Кришне, и из–за этой зависти Кришна убил его. Поскольку Кришна есть Верховная Личность Бога, Шишупала достиг освобождения лишь благодаря тому, что увидел Его. Если завистливый человек может достичь освобождения, просто сосредоточив свой ум на Кришне, тогда что же говорить о гопи, которые так дороги Кришне, и которые всегда думают о Нём с любовью? Должна же быть какая–то разница между врагами и друзьями. Если враги Кришны могут достичь освобождения от материальной скверны и слиться со Всевышним, то конечно же, Его дорогие друзья, такие как гопи, достигли освобождения и пребывают с Ним.

Кроме того, в «Бхагавад-гите» Кришну называют Хришикешей. Шукадева Госвами также сказал, что Кришна есть Хришикеша, Сверхдуша, тогда как обычный человек есть обусловленная душа, покрытая материальным телом. Кришна и Его тело есть одно, потому что Он – Хришикеша. Любой человек, делающий различие между Кришной и телом Кришны – первейший глупец. Кришна – это Хришикеша и Адхокшаджа. Именно эти два слова употребил Махарадж Парикшит в этом примере. Хришикеша – это Сверхдуша, а Адхокшаджа – Верховная Личность Бога, трансцендентная к материальной природе. Лишь для того, чтобы явить свою милость обычным живым существам, в беспричинном Своём милосердии, Он является таким, какой Он есть. К несчастью, глупые люди ошибочно принимают Его за обычного человека и так становятся достойны отправиться в ад. Шукадева Госвами подтвердил, что Кришна есть Верховная Личность Бога, неувядаемый, неизмеримый и свободный от любой материальной скверны.

Шукадева Госвами продолжал дальше объяснять Махараджу Парикшиту, что Кришна – не обычный человек. Он – Верховная Личность Бога и полон всех духовных качеств. Он является в этом материальном мире по Своей беспричинной милости, и всякий раз Он приходит как Он есть, без изменений. Это также подтверждается в «Бхагавад-гите». Там Господь говорит, что Он является в Своей духовной энергии. Он приходит не под влиянием материальной энергии. Материальная энергия находится под Его управлением. В «Бхагавад-гите» говорится, что материальная энергия действует под Его надзором. Также в «Брахма-самхите» подтверждается, что материальная энергия, известная как Дурга, действует подобно тени, которая движется, когда движется объект. Из этого можно заключить, что если человек так или иначе испытывает привязанность или влечение к Кришне, будь то из–за Его красоты, качеств, богатства, славы, силы, отрешенности или знания, или даже через вожделение, гнев или страх, любовь или дружбу, то он, несомненно, обретает спасение и свободу от материальной скверны.

В восемнадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь также говорит, что тот, кто занят проповедью сознания Кришны, очень дорог Ему. Проповедник сталкивается со многими трудностями, борясь за распространение чистого сознания Кришны. Иногда ему приходится страдать от телесных ран, а иногда он встречает и смерть. Всё это считается величайшими испытаниями ради Кришны. Поэтому Кришна сказал, что такой проповедник очень, очень дорог Ему. Если враги Кришны могут надеяться на спасение, просто сосредоточив свой ум на Нем, то что же говорить о тех, кто так дорог Кришне? Из этого следует заключить, что освобождение людей, занятых проповедью сознания Кришны по миру, обеспечено при любых обстоятельствах. Такие проповедники, однако, никогда не стремятся к освобождению, потому что на самом деле тот, кто занят в сознании Кришны преданным служением, уже достиг освобождения. Поэтому Шукадева Госвами велел Махараджу Парикшиту всегда твердо верить в то, что тот, кого привлекает Кришна, достигает освобождения из материального рабства, ибо Кришна есть трансцендентный властелин всех мистических сил.

Когда все гопи собрались, как описано выше, перед Кришной, Он обратился к ним, приветствуя их, но вместе с тем и обескураживая их Своим словесным жонглерством. Кришна – верховный оратор. Он – Тот, кто рассказал «Бхагавад-гиту». Он может говорить о самых возвышенных предметах философии, политики и экономики – обо всем. Так Он обращался и к гопи, которые были очень Ему дороги. Он хотел очаровать их Своими запутанными речами и начал говорить так: «О дамы Вриндавана, велико ваше счастье, и вы очень дороги Мне. Я очень рад, что вы пришли сюда, и надеюсь, что во Вриндаване всё благополучно. Теперь приказывайте Мне. Что Я могу сделать для вас? Какова цель вашего прихода сюда в такую глухую ночь? Садитесь, пожалуйста, и объясните Мне, что Я могу сделать для вас».

Гопи пришли к Кришне, чтобы насладиться Его обществом, танцевать с Ним, обнимать и целовать Его, и когда Кришна принял их так холодно, демонстрируя правила приличия, они были удивлены. Он обращался с ними как с обычными мирскими женщинами. Они стали улыбаться друг другу и с большим вниманием выслушали Кришну, говорящего такие слова. Когда Он увидел, что они улыбались Ему, Он сказал: «Мои дорогие подруги, вы должны знать, что сейчас глубокая ночь и в лесу очень опасно. В это время все свирепые звери джунглей – тигры, медведи, шакалы и волки – рыщут по лесу. Поэтому находиться здесь очень опасно для вас. Вы не можете найти здесь надежно защищенного места. Куда бы вы ни пошли, вы увидите всех этих зверей, бродящих в поисках добычи. Мне кажется, вы очень рисковали, придя сюда глубокой ночью. Пожалуйста, без промедления возвращайтесь назад».

Когда Он увидел, что они продолжали улыбаться, Он сказал: «Ваша красота восхищает Меня. У всех вас прекрасный тонкий стан». Все гопи были необычайно красивы. Их описывают словом сумадхйама. Эталоном красоты женщины считается сумадхйама – та, у которой стройная талия.

Кришна хотел убедить их, что они ещё недостаточно взрослые, чтобы позаботиться о себе. На самом деле они нуждались в защите. Прийти глубокой ночью к Кришне было не слишком мудро с их стороны. Кришна также дал понять, что Он юн, и что они также – юные девушки. «Неприлично молодым девушкам и юношам быть вместе глубокой ночью». Услышав этот совет, гопи, казалось, не были слишком счастливы; поэтому Кришна начал отговаривать их по–другому.

«Мои дорогие подруги, Я понимаю, что вы оставили ваши дома без разрешения опекающих вас родственников; поэтому Я думаю, что ваши матери, отцы, старшие братья или даже ваши сыновья, что уж говорить о ваших мужьях, должно быть с тревогой ищут вас. Пока вы здесь, они, вероятно, повсюду пытаются найти вас и, наверное, очень взволнованы. Так что не мешкайте. Пожалуйста, отправляйтесь назад и успокойте их».

Но гопи, казалось, были слегка встревожены и рассержены непрошенным советом Кришны и перенесли своё внимание на красоту леса. В тот момент весь лес освещался ярким светом луны. Воздух тихо плыл над распустившимися цветами, а зеленые листья на деревьях шевелились от ветра. Кришна воспользовался тем, что они смотрели на лес, чтобы посоветовать им: «Мне кажется, вы пришли сюда ночью, чтобы посмотреть на прекрасный лес Вриндаван, но теперь вы, должно быть, уже удовлетворены. Так что без промедления возвращайтесь к себе домой. Я понимаю, что все вы – целомудренные женщины, поэтому теперь, насладившись прекрасной сенью лесов Вриндавана, возвращайтесь домой, и преданно служите своим мужьям. У некоторых из вас, должно быть, есть дети, хотя вы так юны. Вы, наверное, оставили ваших маленьких детей дома, и, должно быть, они плачут. Пожалуйста, немедленно возвращайтесь домой и накормите их молоком. Я понимаю тоже, что вы испытываете большую любовь ко Мне, и что из–за этой трансцендентной любви вы пришли сюда, услышав, как Я играю на флейте. Ваши чувства любви и привязанности ко Мне понятны, ибо Я – Верховная Личность Бога. Все живые существа – Мои неотъемлемые частички, и они естественным образом привязаны ко Мне. Так что эта привязанность ко Мне заслуживает одобрения, и Я поздравляю вас с ней. Теперь же возвращайтесь по домам. Ещё Я должен вам объяснить, что для целомудренной женщины честно служить своему мужу – наилучшее правило религии. Женщина должна быть не только целомудренной и верной своему мужу, но должна быть приветливой с его друзьями, послушной его отцу и матери и быть ласковой с его младшими братьями. И, что самое важное, женщина должна заботиться о детях».

Так Кришна объяснил, в чем состоит долг женщины. Ещё Он подчеркнул важность служения мужу: «Даже если у него не слишком хороший характер, он не слишком богат и удачлив, или же он стар и немощен из–за каких–то продолжительных болезней, женщина, несмотря на состояние своего мужа, никогда не должна разводиться с ним, если она действительно хочет подняться до высших планетных систем, оставив это тело. Кроме того, в обществе считается отвратительным, если женщина неверна мужу и ищет других мужчин. Такие привычки не позволят женщине подняться на небесные планеты и считаются унизительными. Замужняя женщина не должна искать любовника, ибо это не дозволяется ведическими правилами жизни. Если вы думаете, что очень привязаны ко Мне, и желаете общения со Мной, Я советую вам не пытаться лично насладиться Мной. Вам лучше отправиться домой и просто говорить, и думать обо Мне, и благодаря тому, что вы будете постоянно думать обо Мне и воспевать Мои имена, вы непременно поднимитесь на духовный уровень. Нет нужды в том, чтобы находиться рядом со Мной. Прошу вас, возвращайтесь домой».

Наставления, с которыми Верховная Личность Бога обращается здесь к гопи, вовсе не таили в себе насмешки. Все честные женщины должны серьезно относиться к таким наставлениям. Здесь Верховная Личность Бога особо подчеркивает, что женщина должна быть целомудренной. Поэтому любая серьезная женщина, которая хочет подняться на высокую ступень жизни, должна следовать этому принципу. Кришна – это центр, на который направлена любовь всех живых существ. Когда эта любовь к Кришне развивается, человек поднимается над всеми ведическими предписаниями. Это было возможно для гопи, потому что они видели Кришну лицом к лицу. Это не возможно ни для одной женщины в обусловленном состоянии. К несчастью, иногда какой–нибудь мошенник, подражая поведению Кришны с гопи, выдает себя за Кришну, следуя философии монизма, или единства; он безответственно пользуется этой раса–лилой для соблазнения множества простодушных женщин и обманывает их, якобы во имя духовного осознания. В качестве предупреждения Господь Кришна дает здесь понять, что то, что было возможно для гопи, невозможно для обычных женщин. Хотя женщина, действительно, может возвыситься, благодаря развитому сознанию Кришны, ей не следует давать себя увлечь любому самозванцу, который называет себя Кришной. Она должна сосредоточить свою деятельность в преданном служении Господу на воспевании имен Кришны и размышлениях о Нем, следуя совету, данному здесь. Не следует верить сахаджийам, так называемым преданным, которые ко всему относятся легковесно.

Услышав от Кришны такие обескураживающие слова, гопи очень опечалились, ибо думали, что их желание насладиться танцем раса с Кришной не будет удовлетворено. Их переполняла тревога. В великой печали гопи тяжело задышали. Вместо того, чтобы смотреть Кришне прямо в лицо, они склонили головы и смотрели на землю, а затем стали пальцами ног рисовать на земле какие–то извилистые линии. Слёзы обильно текли из их глаз, смывая с лиц всю косметику. Влага из глаз смешивалась с кункумой на их груди и капала на землю. Они ничего не могли сказать Кришне и только молча стояли. Своим молчанием они показывали, что их сердца тяжко ранены.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.