|
|||
Верховная Личность Бога 7 страница
25/ Разрушительный дождь во Вриндаване
Когда Индра понял, что Кришна остановил жертвоприношение, подготавливаемое пастухами Вриндавана, он разозлился и обрушил свой гнев на жителей Вриндавана, которых возглавлял Махарадж Нанда, хотя Индра прекрасно знал, что Сам Кришна защищал их. Будучи владыкой всех облаков, Индра призвал к себе самвартаку. Это облако он призывает, когда нужно разрушить всё космическое проявление. Индра приказал самвартаке отправиться во Вриндаван и затопить всю местность. Подобно демонам, Индра считал себя всемогущей верховной личностью. Когда демоны обретают большое могущество, они бросают вызов верховному повелителю, Личности Бога. Индра, хотя и не был демоном, слишком возгордился своим материальным положением и хотел бросить вызов верховному повелителю. На какое–то время Он вообразил себя таким же могущественным, как Кришна. Он сказал: «Только посмотрите на дерзость этих обитателей Вриндавана! Они всего лишь лесные жители, но будучи очарованными своим другом Кришной, который является ни кем иным, как обычным человеческим существом, они осмелились бросить вызов полубогам!» Кришна объявил в «Бхагавад-гите», что те, кто поклоняются полубогам, не слишком разумны. Он также заявил, что человек должен отказаться от всех видов поклонения и просто сосредоточиться на сознании Кришны. То, как Кришна вызвал гнев Индры, а затем наказал его, ясно показывает Его преданному, что поглощенный сознанием Кришны, человек не нуждается в поклонении какому–либо полубогу, даже если случится так, что полубог разгневается. Кришна полностью защищает Своих преданных, и они должны целиком зависеть от Его милости. Индра проклял обитателей Вриндавана за этот проступок и сказал: «Пренебрегая авторитетом полубогов, обитатели Вриндавана будут страдать в своей материальной жизни. Из–за того, что они пренебрегли жертвоприношением полубогам, они не смогут преодолеть преграды океана материальных страданий». Затем Индра заявил: «Эти пастухи Вриндавана пренебрегли моим влиянием по совету этого болтливого мальчишки, которого зовут Кришна. Он всего лишь ребёнок, и то, что они поверили этому ребёнку, приводит меня в ярость». Тогда он приказал облаку самвартаке отправиться туда и разрушить процветающий Вриндаван. «Жители Вриндавана, – сказал Индра, – слишком возгордились своим материальным богатством и слишком доверились своему маленькому другу Кришне. Он просто болтливый ребёнок, не знающий всего космического положения, хотя Он и думает, что является большим знатоком. Раз они принимают Кришну настолько серьезно, они должны быть наказаны, и поэтому я приказал облаку самвартаке отправиться туда и затопить всю эту местность. Их нужно уничтожить вместе с их коровами». Здесь указывается, что в деревнях и в сельской местности процветание жителей зависит от коров. Когда уничтожаются коровы, люди лишаются всех своих богатств. Когда царь Индра приказал самвартаке и другим облакам отправиться во Вриндаван, облака были напуганы таким заданием. Но царь Индра заверил их: «Вы идите вперед, я же тоже отправлюсь туда на своём слоне, сопровождаемый страшными бурями. Я использую всю свою силу, чтобы наказать жителей Вриндавана». По приказанию Индры все эти грозные тучи появились над Вриндаваном и стали непрестанно проливать потоки воды со всей своей силой и мощью. Постоянно вспыхивали молнии, гремел гром, дул сильный ветер и лил непрерывный дождь. Дождь, казалось, падал, как пронзающие острые стрелы. Постоянно льющиеся потоки воды, толстые как колонны, постепенно затопили все земли Вриндавана водой, и не было видно разницы между возвышенностями и низинами. Положение складывалось очень опасное, особенно для животных. Дождь сопровождался сильными ветрами, и всё живое во Вриндаване начало дрожать от сильного холода. Не зная другого источника избавления, все они обратились к Говинде, чтобы найти убежище у Его лотосных стоп. Особенно коровы, удручённые проливным дождём, склонили головы и, укрыв телят своими телами, приблизились к Верховной Личности Бога, чтобы укрыться у Его лотосных стоп. В это время жители Вриндавана стали молить Господа Кришну: «Дорогой Кришна, – умоляли они, – Ты всемогущ, и Ты очень любишь Своих преданных. Просим Тебя, защити нас, измученных гневом Индры». Услышав их мольбы, Кришна понял, что Индра, которому не выразили почтения жертвоприношением, проливал дожди, сопровождаемые тяжелым градом и сильными ветрами, хотя это не соответствовало времени года. Кришна понял, что это преднамеренная демонстрация Индрой своего гнева. Поэтому Он заключил: «Этот полубог, считая себя верховным, показывает свою огромную силу, но Я отвечу в соответствии со Своим положением и покажу ему, что он не независим в своём управлении делами вселенной. Я – Верховный Господь, Владыка всего, и Я лишу его ложной гордости, возникшей из-за его могущества. Полубоги – Мои преданные, и поэтому они не могут забывать о Моей верховной власти, но, так или иначе, Индра возгордился своим материальным могуществом и теперь обезумел. Я освобожу его от ложного престижа. Я защищу Моих чистых преданных во Вриндаване, которые теперь целиком находятся в Моей власти, и которых Я взял под Своё полное покровительство. Я спасу их Своей мистической силой». Подумав так, Господь Кришна тут же поднял холм Говардхан одной рукой, подобно тому, как ребёнок поднимает с земли гриб. Так Он поднял холм Говардхан, явив ещё одно из Своих трансцендентных развлечений. Затем Господь Кришна обратился к Своим преданным: «Мои дорогие братья, Мой дорогой отец, дорогие жители Вриндавана, теперь вы можете безбоязненно войти под зонтик холма Говардхан, который Я только что поднял. Не бойтесь этого холма и не думайте, что он выпадет у Меня из рук. Вы сильно страдали от проливного дождя и сильного ветра, поэтому Я поднял этот холм, который защитит вас, словно огромный зонтик. Я думаю, что это как раз то, что нужно, чтобы избавить вас от ваших теперешних страданий. Будьте счастливы вместе с вашими животными под этим огромным зонтом». Ободряемые Господом Кришной, все обитатели Вриндавана вошли под огромный холм и оказались в безопасности вместе со всем своим имуществом и животными. Обитатели Вриндавана и их животные оставались там целую неделю, не испытывая ни голода, ни жажды, ни каких–либо других неудобств. Они были изумлены, увидев как Кришна держал эту гору на мизинчике левой руки. Видя необычайную мистическую силу Кришны, Индра – царь небес – был поражен и потерял уверенность. Он тут же созвал все облака и приказал им остановиться. Когда небо полностью очистилось от облаков, вновь показалось солнце, а ветер прекратился. В это время Кришна, Верховная Личность Бога, известный теперь как Тот, кто поднял холм Говардхан, сказал: «Мои дорогие пастухи, теперь вы можете отправиться по домам, забрав своих жён, детей, коров и имущество, потому что всё позади. Наводнение прекратилось, и вода в переполненных реках спала». Все мужчины погрузили свой скарб на телеги и не торопясь пошли, забрав своих коров и прочее имущество. После того, как они всё унесли, Господь Кришна очень осторожно опустил холм Говардхан точно на то же самое место, на котором он был прежде. Когда всё это было проделано, обитатели Вриндавана подошли к Кришне и обняли Его в величайшем экстазе. Гопи, всегда полные любви к Кришне, стали предлагать Ему творог, смешанный со слезами, изливая на Него потоки благословений. Мама Йашода, мама Рохини, Нанда и Баларама – сильнейший из сильных – по очереди обнимали Кришну и, чувствуя спонтанную любовь к Нему, благословляли Его снова и снова. В небесах полубоги с различных планетных систем, таких, как Сиддхалока, Гандхарвалока и Чараналока, также стали выражать своё полное удовлетворение. Они сыпали на землю дожди цветов и трубили в раковины. Раздался бой барабанов, и жители Гандхарвалоки, вдохновленные благочестивыми чувствами, стали играть на своих тампурах, чтобы удовлетворить Господа. После этого происшествия Верховная Личность Бога, Кришна, окружённый Своими дорогими друзьями и животными, вернулся к Себе домой. Как обычно, гопи начали воспевать славные развлечения Господа Кришны с большим чувством, ибо пели они от всего сердца. Так заканчивается двадцать пятая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Разрушительный дождь во Вриндаване».
26/ Удивительный Кришна
Не понимая особенностей Кришны, Верховной Личности Бога, и не зная о Его необычайных духовных совершенствах, простодушные пастухи и пастушки Вриндавана начали обсуждать удивительные деяния Кришны, на какие люди не способны. Один из них сказал: «Мои дорогие друзья, как это возможно, что такой необыкновенный мальчик, совершающий такие удивительные поступки, пришёл к нам во Вриндаван и живет с нами? Воистину, это невозможно. Представьте только! Ему сейчас всего семь лет! Как же Он мог поднять холм Говардхан одной рукой и держать его, подобно тому, как царь слонов держит цветок лотоса? Для слона поднять цветок лотоса не составляет ни малейшего труда, и так же Кришна без всяких усилий поднял холм Говардхан. Когда Он был ещё младенцем и не мог даже толком видеть, Он убил страшную демоницу Путану. Вместе с молоком, которое Он пил из её груди, Он также выпил и её жизненный воздух. Кришна убил демоницу Путану, в точности, как вечное время в должный срок убивает живое существо. Когда Ему было лишь три месяца, Он спал под ручной повозкой. Ему, голодному, захотелось материнского молока, и Он стал плакать, вскидывая кверху Свои ножки. От толчка Его маленькой ножки повозка тут же развалилась на куски. Когда Ему был всего один год, Его унес демон–смерч Тринаварта, и хотя он утащил Кришну высоко в небо, Кришна просто повис на шее демона и принудил его упасть вниз и тут же испустить дух. Однажды Его мать, рассерженная тем, что Он воровал её масло, привязала Его к деревянной ступе, а ребёнок потащил её за собой к двум деревьям, которые назывались йамала–арджуна, и так свалил их. В другой раз, когда Он пас телят в лесу вместе со Своим старшим братом Баларамой, демон по имени Бакасура появился там, и Кришна расщепил надвое его клюв. Когда демон по имени Ватсасура смешался с телятами, которых пас Кришна, с намерением убить Его, Кришна сразу же заметил демона, убил его и забросил на дерево. Когда Кришна вместе со Своим братом Баларамой вошёл в лес Талаван, демон по имени Дхенукасура, в облике осла, набросился на Них и был тут же убит Баларамой, который поймал его за задние ноги и забросил на пальму. Демону Дхенукасуре помогали соратники в облике ослов, и все они были убиты, а лес Талаван стал доступен для животных и жителей Вриндавана. Когда Праламбасура смешался с пастушками, друзьями Кришны, Кришна сделал так, что Баларама убил его. Потом Кришна спас Своих друзей и коров от страшного лесного пожара, и наказал змея Калийу, жившего в заводи реки Йамуны, заставив его убраться, и так очистил её воды от яда». Ещё один из друзей Нанды Махараджа сказал: «Мой дорогой Нанда, мы не знаем, почему нас так привлекает твой сын Кришна. Мы хотели бы забыть о Нем, но это невозможно. Откуда эта естественная привязанность к Нему? Вообрази только, как это удивительно! С одной стороны, Он всего лишь семилетний мальчик, а с другой стороны – вот огромный холм Говардхан, и Он с легкостью поднял его! О Махарадж Нанда, мы в великом сомнении – твой сын Кришна, должно быть, какой–нибудь полубог. Он вовсе не обыкновенный мальчик. Может быть Он – Верховная Личность Бога?» Услышав такие похвалы от пастухов Вриндавана, царь Нанда сказал: «Мои дорогие друзья, в ответ я могу только повторить утверждение Гаргамуни, чтобы развеять ваши сомнения. Когда он явился ко мне, чтобы провести церемонию наречения именем, то сказал, что этот мальчик нисходил на землю в разные времена, и всякий раз кожа Его была разного цвета. А в этот раз Он явился во Вриндаване, кожа Его темна и зовут Его Кришна. До того кожа Его была белого цвета, затем – красного, затем – жёлтого. Он сказал также, что когда–то этот мальчик был сыном Васудевы, и каждый, кто знает о Его прежнем рождении, называет Его Васудевой. На самом деле Он сказал, что у моего сына много разных имен, соответствующих Его различным качествам и деяниям. Гаргачарйа заверил меня, что этот мальчик благословит мою семью и сможет даровать трансцендентное блаженство всем пастухам и коровам Вриндавана. Даже если мы будем попадать в трудные положения, милостью этого мальчика мы будем легко выходить из них. В прежние времена этот мальчик спас мир от порока и освободил всех добродетельных людей из рук грешников. Он также сказал, что любой, кому повезёт привязаться к этому мальчику, Кришне, никогда не погибнет и не узнает поражения от врага. В целом, Он подобен Господу Вишну, который всегда принимает сторону полубогов, поэтому они не знают поражений от демонов. В заключение Гаргачарйа заявил, что мой мальчик по трансцендентной красоте, качествам, деяниям, влиянию и богатству вырастет в точности таким, как Вишну, поэтому нам не следует слишком удивляться Его необыкновенным деяниям. Сказав мне всё это, Гаргачарйа вернулся домой, и с тех пор мы постоянно видим необыкновенные деяния этого ребёнка. Если верить Гаргачарйе, я думаю, что Он, должно быть, Сам Нарайана или, может быть, полное воплощение Нарайаны. Когда пастухи со вниманием выслушали от Махараджа Нанды слова Гаргачарйи, они ещё больше оценили необыкновенные деяния Кришны и почувствовали радость и удовлетворение. Они начали восхвалять Махараджа Нанду, ибо благодаря ему их сомнения о Кришне развеялись. Они сказали: «Пусть Кришна, который столь добр, красив и милостив, защитит нас. Когда разгневанный Индра послал на нас потоки дождя, сопровождаемые крупным градом и сильным ветром, Кришна тут же проникся к нам сочувствием и спас нас и наши семьи, коров и ценное имущество, подняв холм Говардхан, подобно тому, как ребёнок поднимает гриб. Он спас нас таким чудесным образом. Пусть Он продолжает одарять нас и наших коров Своими милостивыми взглядами. Да будем мы жить в мире под защитой удивительного Кришны.
Так заканчивается двадцать шестая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Удивительный Кришна».
27/ Молитвы Индры, царя небес
Когда Кришна спас жителей Вриндавана от гнева Индры, подняв холм Говардхан, корова сурабхи с Голоки Вриндавана и царь Индра с небесных планет, явились перед Ним. Индра, царь небес, осознавал свою вину перед Кришной; поэтому он бесшумно появился перед Ним, покинув место своего уединения. Он сразу же пал ниц к лотосным стопам Кришны, хотя его собственная корона сияла, подобно солнечному свету. Индра знал о возвышенном положении Кришны, потому что Кришна – Господин Индры, но он не мог поверить, что Кришна сошёл вниз и жил во Вриндаване среди пастухов. Когда Кришна бросил вызов власти Индры, тот разгневался, потому что думал, что он выше всех в этой вселенной, и что никто не был столь могущественен, сколь он. Но после этого случая его ложная гордость была разрушена. Осознав своё подчиненное положение, он предстал перед Кришной, смиренно сложив руки, и начал возносить Ему молитвы. «Мой дорогой Господь, – говорил Индра, – в своей ложной гордости я думал, что Ты оскорбил меня, не позволив пастухам совершить Индра–йагйу, и что Ты хотел насладиться подношениями, приготовленными к этой церемонии. Я думал, что под видом жертвоприношения Говардхану, Ты хотел лишить меня моей доли, и это потому, что я неверно понимал Твое положение. Теперь же, по Твоей милости, я понимаю, что Ты – Верховный Господь, Личность Бога, и что Ты трансцендентен ко всем материальным качествам. Твое трансцендентное положение есть вишуддха–саттвам – выше уровня материальной гуны благости, а Твоя трансцендентная обитель находится за пределами материальных качеств. Твое имя, слава, форма, качества и развлечения находятся вне этой материальной природы, и три материальные гуны никогда не касаются их. Твоя обитель доступна только для тех, кто добровольно проходит через суровые испытания и живет в воздержании, кто полностью освобождён от натиска материальных качеств, такие, как страсть и невежество. Если кто–то думает, что когда Ты приходишь в этот материальный мир, Ты подпадаешь под влияние гун материальной природы, он ошибается. Сети материальных гун никогда не смогут коснуться Тебя, и Ты, безусловно, не подпадаешь под их влияние, когда пребываешь в этом мире. Твоя Светлость никогда не обусловлена законами материальной природы. Мой дорогой Господь, Ты – изначальный отец этого космического проявления. Ты – верховный духовный учитель всего космического мира и изначальный властитель всего. Как вечное время Ты правомочен наказывать обидчиков. В этом материальном мире есть множество глупцов, подобных мне, которые считают себя Верховным Господом или центром этой вселенной. Ты так милостив, что, не наказывая их за оскорбление, изобретаешь средство разрушить их ложную гордость, и они могут узнать, что Ты, и никто другой, есть Верховная Личность Бога. Мой дорогой Господь, Ты – верховный отец, верховный духовный учитель и верховный властитель. Поэтому у Тебя есть право наказывать все живые существа, когда они ведут себя не так, как следует. Отец, духовный учитель и высшее должностное лицо государства всегда желают блага своим сыновьям, ученикам и гражданам. Таким образом, благожелатели имеют право наказывать зависящих от них людей. По собственному желанию Ты являешься на землю в Своём вечном разнообразии форм; Ты приходишь, чтобы прославить земную планету, и особенно для того, чтобы наказать тех людей, которые без права на то объявляют себя Богом. В материальном мире идет постоянная борьба между разными типами живых существ за право стать верховными лидерами общества; и глупцы, чьи попытки достичь высокого положения не удались, объявляют себя Богом, Верховной Личностью. В этом мире множество таких глупцов, как я, но в должный срок, когда к ним возвращается разум, они предаются Тебе и вновь должным образом занимаются служением Тебе. Вот для чего Ты наказываешь тех, кто завидует Тебе. Мой дорогой Господь, я нанёс великое оскорбление Твоим лотосным стопам, глупо возгордившись своими материальными богатствами, не зная Твоего безграничного могущества. Поэтому, мой Господь, прошу простить меня, ибо я – первейший глупец. Милостиво даруй мне такое благословение, чтобы я не поступал больше так глупо. Если Ты думаешь, мой Господь, что оскорбление очень велико, и не может быть прощено, тогда я стану взывать к Тебе, напоминая, что я – Твой вечный слуга; Ты явился в этот мир, чтобы защитить Своих вечных слуг и уничтожить демонов, набравших большую военную мощь и обременяющих тем само существование земли. Прошу, прости меня, Твоего вечного слугу. Мой дорогой Господь, Ты – Верховная Личность Бога. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, потому что Ты – Верховная Личность и Высшая Душа. Ты – сын Васудевы, и Ты – Верховный Господь, Кришна, господин всех чистых преданных. Прошу, прими мои нижайшие поклоны. Ты – олицетворение высшего знания. Ты можешь явиться, где угодно, в соответствии со Своими желаниями, в любой из Своих вечных форм. Ты – корень всего Творения и Высшая Душа всех живых существ. В своём глубоком невежестве я нарушил спокойствие Вриндавана, послав проливные дожди и сильный град. Я поступил так в сильном гневе, вызванном тем, что Ты остановил жертвоприношение, которое люди должны были совершить, чтобы удовлетворить меня. Мой дорогой Господь, Ты так добр, что явил мне Свою милость, разрушив всю мою ложную гордость. Поэтому я ищу прибежища у Твоих лотосных стоп. Мой дорогой Господь, Ты – не только верховный правитель, но также и духовный учитель всех живых существ». Прославляемый Индрой, Верховная Личность Бога, Кришна, красиво улыбаясь сказал: «Мой дорогой Индра, Я остановил то жертвоприношение лишь для того, чтобы явить Свою беспричинную милость и напомнить тебе, что Я – твой вечный господин. Я не только твой Господин, но и господин всех других полубогов. Ты должен всегда помнить, что все твои материальные богатства – следствие Моей милости. Каждый должен всегда помнить, что Я – Всевышний Господь. Я могу каждому явить Свою милость и каждого могу наказать, потому что нет никого выше Меня. Если Я вижу, что кем–то завладела ложная гордость, чтобы явить ему Свою беспричинную милость, Я забираю у него всё его богатства». Следует отметить, что иногда Кришна забирает у богатого человека всё имущество, чтобы помочь стать преданной Ему душой. Это – особая милость Господа. Иногда случается, что очень богатый в материальном отношении человек, преданно служа Господу, может стать нищим. Не следует думать, однако, что Он дошёл до нищеты, потому что поклонялся Верховному Господу. Истинный смысл здесь в том, что когда человек, являясь чистым преданным, по ошибке хочет властвовать над материальной природой, Господь являет Свою особую милость, забирая у него все материальные богатства, пока тот наконец не предастся Верховному Господу. Закончив Свои наставления Индре, Господь Кришна попросил его вернуться в его царство на небесных планетах и всегда помнить, что он никогда не может быть верховным, но всегда подчиняется Верховной Личности Бога. Он также посоветовал Ему остаться Царем небес, но остерегаться ложной гордости. После этого трансцендентная корова сурабхи, которая также пришла вместе с Индрой, чтобы увидеть Кришну, предложила Ему свои почтительные поклоны и выразила свои благоговейные чувства. Сурабхи говорила в своих молитвах так: «Мой дорогой Господь Кришна, Ты – самый могущественный из всех йогов–мистиков, потому что Ты – душа всей вселенной, и из одного Тебя исходит всё это космическое проявление. Поэтому, хотя Индра изо всех сил пытался убить моих потомков, коров Вриндавана, они остались под Твоим покровительством, и Ты уберег их. Мы никого другого не считаем Всевышним и не обращаемся за защитой ни к какому другому богу или полубогам. Поэтому Ты – наш Индра, Ты – Верховный Отец всего космического проявления и Ты – защитник всех коров, брахманов, полубогов и чистых преданных Твоей Светлости. О Сверхдуша вселенной, позволь омыть Тебя нашим молоком, потому что Ты – наш Индра. О Господь, Ты являешься лишь для того, чтобы уменьшить бремя нечестивой деятельности на земле». Так сурабхи омыли Кришну своим молоком, а слон, носящий на своей спине Индру, из хобота облил своего хозяина водой небесной Ганги. После этого царь небес Индра вместе с коровами сурабхи и всеми остальными полубогами с их матерями поклонялся Господу Кришне, омывая Его водой Ганги и молоком сурабхи. Поэтому Говинда, Господь Кришна, остался доволен ими всеми. Жители всех высших планетных систем, таких как Гандхарвалока, Питрилока, Сиддхалока и Чараналока, все вместе стали прославлять Господа, воспевая Его святое имя. Их жёны и девушки начали танцевать с большой радостью. Они доставили огромное удовольствие Господу тем, что беспрестанно сыпали с небес цветы. Когда всё так прекрасно и счастливо устроилось, коровы затопили поверхность земли своим молоком. Воды рек потекли, питая деревья, которые принесли плоды и цветы разного цвета и вкуса. С деревьев закапал мёд. Холмы и горы стали снабжать всех имеющими большую силу лекарственными травами, а также драгоценными камнями. Все эти чудеса происходили благодаря присутствию Кришны, а низшие животные, обычно завистливые, больше не испытывали зависти. Удовлетворив Кришну, Господина всех коров Вриндавана, который известен под именем Говинда, царь Индра получил Его позволение вернуться к себе в небесное царство. Он был окружён полубогами, которые пролетели с ним через космическое пространство. Этот необыкновенный случай – яркий пример того, как сознание Кришны может принести пользу миру. Даже низшие животные забывают о своей завистливой природе и возвышаются до качеств, свойственных полубогам. Так заканчивается двадцать седьмая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Молитвы Индры, царя небес».
28/ Освобождение Нанды Махараджа из плена Варуны
Церемония Говардхана–пуджи состоялась в новолуние. После этого в течение семи дней шли проливные дожди с градом, посланные царем Индрой. Прошло девять дней прибывающей луны, а на десятый день царь Индра выразил своё почтение Господу Кришне, и так все были удовлетворены. После этого, на одиннадцатый день полной луны, был Экадаши. Махарадж Нанда соблюдал пост в течение целого дня и только рано утром, на Двадаши, день следующий после Экадаши, он отправился омыться в реке Йамуне. Он зашёл глубоко в реку и тут же был схвачен одним из слуг Варунадева. Слуги Варунадева привели Нанду Махараджа к полубогу Варуне и обвинили его в том, что тот принимал омовение в реке в неподходящее время. В соответствии с астрономическими вычислениями время, в которое он совершил омовение, считалось демоническим. На самом деле Нанда Махарадж хотел совершить омовение в реке Йамуне рано поутру, до восхода солнца, но случайно он оказался там слишком рано, и омовение пришлось на неблагоприятный час. Поэтому его задержали. Когда слуги Варуны схватили и увели Махараджа Нанду, его спутники стали громко звать Кришну и Балараму. Кришна и Баларама тут же поняли, что Нанда Махарадж попал к Варуне, и потому отправились в его обитель, ибо Они поклялись защищать. Обитатели Вриндавана, чистые преданные Господа, не имеющие другого прибежища, кроме Верховной Личности Бога, естественно, взвали к Нему о помощи, совсем как дети, которые не знают ничего, кроме защиты своих родителей. Полубог Варуна принял Господа Кришну и Балараму с величайшим почтением и сказал: «Мой дорогой Господь, в действительности, в эту самую минуту, благодаря Твоему присутствию, я понял, что потерпел материальное поражение. Несмотря на то, что я властелин всех сокровищ, находящихся под водой, я знаю, что обладание ими не делает жизнь успешной. Сейчас, когда я смотрю на Тебя, моя жизнь становится совершенной, ибо увидев Тебя, я больше не должен принимать материальное тело. Поэтому, о Господь, Верховная Личность Бога, Верховный Брахман и Сверхдуша всего, позволь мне почтительно склониться перед Тобой. Ты – высшая трансцендентная личность; материальная природа не может оказывать на Тебя никакого воздействия. Я прошу прощения за то, что будучи глупым, не зная, что следует делать и чего делать не следует, я по ошибке задержал Твоего отца Нанду Махараджа. Я прошу Твоего прощения за проступок моих слуг. Я думаю, что это был Твой замысел прийти сюда лично, чтобы явить мне Свою милость. Мой дорогой Господь Кришна, Говинда, будь милосерден ко мне. Вот Твой отец. Ты можешь немедленно увести его». Так Господь Кришна, Верховная Личность Бога, спас Своего отца и вернул его друзьям с великой радостью. Махарадж Нанда был изумлён тем, что будучи таким богатым, этот полубог оказал такое почтение Кришне. Это удивило Нанду, и он с большим изумлением стал описывать произошедшее своим друзьям и родственникам. В действительности, несмотря на то, что Кришна являл такие чудеса, Махарадж Нанда и мать Йашода не могли думать о Нём как о Верховной Личности Бога. Вместо этого они всегда считали Его своим любимым ребёнком. Так Махарадж Нанда не принял тот факт, что Варуна поклонялся Кришне потому, что Кришна был Верховной Личностью Бога; скорее он счел, что, поскольку Кришна был таким удивительным ребёнком, Его почитал даже Варуна. Все друзья Махараджа Нанды, пастухи, жаждали узнать, действительно ли Кришна является Верховной Личностью, и дарует ли Он им всем освобождение. Пока они так обсуждали это между собой, Кришна понял их умы и, желая уверить их в том, что они обязательно попадут в духовное царство, показал им его. Как правило, обычные люди заняты усердным трудом в материальном мире, не зная о том, что существует другое царство, или другое небо, называемое духовным небом, где жизнь вечна, полна блаженства и знания. Как говорится в «Бхагавад-гите», тот, кто достигает небесной обители, никогда не возвращается в материальный мир смерти и страданий. Кришна, Верховная Личность Бога, всегда стремится дать обусловленной душе знание о том, что далеко–далеко за пределами этого материального неба, трансцендентное ко всем бесчисленным вселенным, созданным совокупной материальной энергией, существует духовное небо. Кришна, конечно же, всегда очень добр к каждой обусловленной душе, но, как говорится в «Бхагавад-гите», Он особенно расположен к Своим преданным. Услышав их вопросы, Кришна сразу же подумал, что Его преданные во Вриндаване должны знать о духовном небе и находящихся в нём планетах Вайкунтхи. В материальном мире каждая обусловленная душа пребывает во тьме невежества. Это означает, что все обусловленные души находятся под влиянием идеи телесного существования. Каждый находится под впечатлением, что он принадлежит к этому материальному миру и, так понимая жизнь, все действуют в невежестве в различных формах жизни. Деятельность определенного типа тела называется кармой, или деятельностью ради её плодов. Все обусловленные души, находящиеся под воздействием телесного мировоззрения, действуют в соответствии с типом своего тела. Их деятельность определяет их будущую обусловленную жизнь. Поскольку они очень мало знают о духовном мире, они обычно не обращаются к духовной деятельности, которая называется бхакти–йогой. Те же, кто успешно практикует бхакти–йогу, покинув своё нынешнее тело, сразу отправляются в духовный мир и оказываются на одной из планет Вайкунтхи. Все обитатели Вриндавана – чистые преданные. Их цель после выхода из тела – Кришналока. Они поднимаются даже выше Вайкунтхалок. Те, кто всегда заняты сознанием Кришны и зрелым, чистым преданным служением, получают возможность после смерти обрести общение с Кришной во вселенных этого материального мира. Игры Кришны продолжаются постоянно, или в этой вселенной, или в какой–либо другой. Подобно тому, как солнце всегда светит в каком–нибудь месте этой земной планеты, так и Кришна-лила, или трансцендентное пришествие и игры Кришны, также происходят постоянно, здесь или в другой вселенной. Зрелые преданные, полностью погруженные в сознание Кришны, сразу же переносятся во вселенную, где появляется Кришна. В этой вселенной преданные получают свою первую возможность общаться с Кришной лично и непосредственно. Их обучение продолжается, как мы это видим на примере вриндавана-лилы Кришны на этой планете. Итак, Кришна показал жителям Вриндавана, как воистину выглядели планеты Вайкунтхи, чтобы они знали своё предназначение.
|
|||
|