Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Верховная Личность Бога 10 страница



В «Сканда-Пуране» говорится, что из многих тысяч гопи выделяются шестнадцать тысяч. Из них особенно выделяются сто восемь, а из ста восьми восемь выделяются ещё больше. Из этих восьми гопи Радхарани и Чандравали возвышаются над остальными, и Радхарани – главная из этих двух.

Когда Кришна вошёл в лес на берегу Йамуны, лунный свет рассеял окружающую тьму. В ту пору цвели такие цветы, как кунда и кадамба, а лёгкий ветерок разносил их аромат. Привлекаемые ароматом, пчелы летали в воздухе, думая, что этот аромат мёда. Гопи устроили сиденье для Кришны, разровняв мягкий песок и положив на него свои одежды.

В основном, гопи, собравшиеся там, были последователями Вед. В своих предыдущих жизнях, когда на землю низошёл Господь Рамачандра, они были ведическими учёными, которые пожелали общаться с Господом Рамачандрой в отношениях любящих супругов. Рамачандра благословил их на то, что они будут присутствовать, когда низойдет Господь Кришна, и Он исполнит их желания. Когда Кришна низошёл на землю, ведические учёные родились как гопи во Вриндаване. Как юные гопи они получили возможность общаться с Кришной, исполнив желание своей предыдущей жизни. Конечная цель их совершенного желания была достигнута, и они испытывали такую радость, что ничего уже больше не хотели. Это подтверждается в «Бхагавад-гите»: если человек достигает Верховной Личности Бога, то больше у него не остаётся никаких желаний. Когда гопи были вместе с Кришной, уходили их скорбь и печаль, причиняемые разлукой с Кришной. Они чувствовали, что у них не было больше желаний. Испытывая в обществе Кришны полное удовлетворение, они расстелили свои одежды на земле. Одежды из тонкого льна были осыпаны красной кункумой, украшавшей их груди. С величайшей заботой они устроили для Кришны сиденье. Кришна был самой их жизнью и душой, и они приготовили для Него очень удобное место.

Сидя на этом сиденье, Кришна, окружённый гопи, стал еще прекраснее. Великие йоги, такие, как Господь Шива, Господь Брахма или даже Господь Шеша, всегда стараются сосредоточить свое внимание на Кришне в своем сердце, но здесь гопи действительно видели Кришну, сидящего перед ними на их одеждах. В их обществе Кришна выглядел очень красивым. Все гопи, собравшиеся вокруг Кришны, были самыми прекрасными девушками во всех трёх мирах.

Здесь можно задаться вопросом – как Кришна смог сидеть рядом с таким множеством гопи? В этом стихе есть очень важное слово – ишвара. В «Бхагавад-гите» говорится: ишварах сарва-бхутанам.Слово ишвара относится к Верховному Господу, который как Сверхдуша пребывает в сердце каждого. Проводя время с гопи, Кришна также проявил эту способность распространения Себя как Параматмы. Кришна сидел рядом с каждой из них, невидимый для других. Он был так милостив к гопи, что вместо того, чтобы проявиться в их сердцах, где Его следует постигать посредством йогической медитации, Он сидел рядом с ними. То, что Он проявился снаружи, было особым знаком расположения к гопи – изысканным красавицам всего Творения. Когда возлюбленный Господин гопи вернулся к ним, они стали стараться понравиться Ему, двигая бровями, улыбаясь и подавляя свой гнев. Некоторые из них брали Его лотосные стопы к себе на колени и растирали их. Улыбаясь, они доверительно выражали Ему свой скрываемый гнев и говорили: «Дорогой Кришна, мы простые женщины Вриндавана и мало знаем о ведической мудрости: что правильно, а что – нет. Поэтому мы хотим задать Тебе вопрос, и поскольку Ты очень учён, Ты можешь должным образом ответить на него. С теми, кто их любит, разные люди ведут себя по-разному: одни отвечают любовью только на любовь, другие любят, даже если не встречают взаимности, а третьи не отвергают любовь, но и не принимают её. Кого из них Ты считаешь лучше, честнее?»

В ответ Кришна сказал: «Мои дорогие подруги, те, кто лишь отвечают на проявления чьей-то любви, подобны торговцам. Они отдают в любви лишь столько, сколько получают. Вряд ли здесь вообще можно говорить о любви. Это просто деловые отношения, построенные на собственной выгоде или направленные лишь на себя. Лучше те люди, которые любят, несмотря на отсутствие взаимности; даже те, кто совсем не знают любви, лучше, чем купцы. Искреннюю любовь можно увидеть, когда отец и мать любят своих детей, несмотря на пренебрежение с их стороны. Люди третьего типа не любят и не отвергают. Их можно подразделить еще на два типа. Одни находят удовлетворение сами в себе, не нуждаясь ни в чьей любви. Их называют атмарамы, что означает, что они поглощены мыслями о Верховной Личности Бога и потому не заботятся о том, любят их или нет. Другой же тип – это неблагодарные люди. Их называют бессердечными. Люди, относящиеся к этому типу, восстают против тех, кто стоит над ними. Например, сын, несмотря на то, что получает всё от любящих родителей, может быть бессердечным и не отвечать на их чувства. Человека, принадлежащего к этому классу, обычно называют гурудруха: они принимают благодеяния своих родителей или своего духовного учителя и тем не менее пренебрегают ими».

Кришна косвенно ответил на вопросы гопи, даже те, в которых они намекали, что Он не откликнулся на их чувства. В ответ на это Кришна сказал, что Он, как Верховная Личность Бога, удовлетворён Сам в Себе. Он не нуждается ни в чьей любви, но в то же время Он не относится и к числу неблагодарных.

«Мои дорогие подруги, – продолжал Кришна, – вас, возможно, огорчили Мои слова и поступки, но вы должны знать, что иногда Я не отвечаю на чувства Своих преданных взаимностью. Хотя они очень привязаны ко Мне, но порой Я не отвечаю на их чувства должным образом, чтобы усилить их любовь ко Мне. Если им будет очень легко приблизиться ко Мне, они могут подумать: «Кришна так легкодоступен». Поэтому иногда Я никак не отвечаю. Если у человека не было денег, и он накопил некоторое их количество, а затем снова все потерял, он будет думать об этой потере двадцать четыре часа в сутки. Так и Я: иногда, чтобы любовь Моих преданных стала еще сильнее, делаю вид, что потерян для них, и вместо того, чтобы забыть Меня, они чувствуют, что их любовь ко Мне усиливается. Мои дорогие подруги, не подумайте и на секунду, что Я вёл себя с вами, как с обычными преданными. Я знаю, кто вы. Вы оставили все существующие общественные и религиозные обязанности; вы отказались от всех связей с вашими родными. Не заботясь о социальных условностях и религиозных обязанностях, вы пришли ко Мне, проявив свою любовь, и Я так обязан вам, что не могу относиться к вам, как к обычным преданным. Не думайте, что Я был далеко от вас. Я был рядом с вами. Я просто наблюдал, как сильно вы беспокоились, оставшись без Меня. Поэтому, пожалуйста, не пытайтесь найти во Мне недостатки. Поскольку вы считаете Меня столь дорогим для вас, будьте милостивы, простите Меня, если Я сделал что-то не так. Даже жизни полубогов на райских планетах не хватило бы Мне, чтобы отплатить вам за вашу безграничную любовь. Невозможно отплатить вам или выразить благодарность за вашу любовь; поэтому, прошу, найдите удовлетворение в своих собственных добродетельных поступках. Вы – образец влечения ко Мне, ибо вы преодолели величайшие препятствия, возникающие из родственных связей. Пожалуйста, найдите удовлетворение в собственном высокопримерном поведении, ибо Я не в состоянии вернуть вам долг».

Образец преданного служения Господу, явленный преданными Вриндавана, есть пример чистейшего вида преданности. Авторитетные шастры предписывают, что преданное служение должно быть ахаитуки и апратихата. Это означает, что никакие политические или религиозные условности не могут воспрепятствовать преданному служению Кришне. Преданное служение всегда находится на трансцендентном уровне. В особенности гопи явили пример чистого преданного служения Кришне, настолько, что Сам Кришна остался в долгу перед ними. Поэтому Господь Чаитанйа говорит, что преданное служение гопи во Вриндаване превосходит все другие способы, с помощью которых можно приблизиться к Верховной Личности Бога.

 

Так заканчивается тридцать первая глава книги Бхактиведанты «Кришна», которая называется «Песни гопи».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.