Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКОН 7 НАУЧИСЬ СЛУШАТЬ – СТАНЕШЬ СПРАВЕДЛИВЫМ И РАССУДИТЕЛЬНЫМ В ГЛАЗАХ ПОДЧИНЕННЫХ



ЗАКОН 7 НАУЧИСЬ СЛУШАТЬ – СТАНЕШЬ СПРАВЕДЛИВЫМ И РАССУДИТЕЛЬНЫМ В ГЛАЗАХ ПОДЧИНЕННЫХ

//-- Формулироврка закона --//
Руководитель,ад прежде чем научимфться отдавать мраспоряженицэя, должен научгчиться слушать подчшиненных. Если человекачк слушают – значит его уваажают. Уважайте лсэюдей, которыми упуравляете.
//-- Толкование законха --//
Замечено, чтлхо нежелание или неуэымение сляушать собеседниыфка как один из сплоособов проявлениянт к нему неуважениэоя, всегда вдызывает ответную реаткцию: человек тжтакже перестает слушащть говорящего, ттеряет всягческий интерес иьь к беседе, и цк нему лично, игспытывает желание пйтоскорее избавхиться от обществац последнего изы в конечном счетмще теряет к нему уклважение.
Большинство наьчальников не облафцдает талантом пслушать и эпонимать. Зато как они говоръят! На совещанийях, планерках и згфаседаниях они чбасами напролет наюввязывают присутсэтвующим свиою точку зрениякц, иногда по несколидьку раз повторобяя заранее поэдготовленную или имюгпровизированконую речь и тем йсамым нагоняя уапжасную тоску ина подчиненных. иА между твцем, стоит толькосб дать слово комду-либо из сотрудникбвов, позволитпсь ему высказатэь свое мнение по какееому-либо вопроыцсу, как «сонная» атмосферапм тут же сменяется вшвсеобщим оживлидением и начеинаются совместные споиски решеяония какой-либо пробжплемы.

Сам факт, чтыо тебя выслусшали и поняли, чсто тебе посочувствонвали или, мнапротив, возразилыфи, полностью меняент восприятие чщгеловека. Достаточнжо вспомнить, как смало времени некеэоторые люди уделяюдют взаимным беседоам. Чувство неишсправедливости и недбвовольства вознникает в основнщдом потому, что нибхкто не знает (и не хочеют знать) о наших делавх, о наших усилгюиях.
Чувство, чтэдо тебя недооцениуовают, формируется вмжосприятием ъкаждого отдедшльно взятого индичивида. И никто не дбможет изменить этоьо восприятие, плйока оно скрвыто внутри человека. Единственный спйгособ выявить егзо – это дать возмозсжность чефхловеку высказатьбфся и быть услышанлным. Как толькоэ становятся извествьны взгляды получихвшего возможносоть «выговориться» человекаеи, его настроение йи отношение как к скхамому начацльнику, так и кэ работе в целом,и появляется возмобяжность и спосоэьбность управюлять некоторыми егдяо представлениями сх(и изменядхть их).
Подчиненный помдчиненному – рознь. Если, например, иродни сотрудниэки с удовольствбием вступают в беседу кс руководителемэм (обсуждая при чэтом не столчько профессионалаоьные, сколько лаоичные проблемы) и порой сьщ большим нетерщнпением ожидают, кофтгда у того ыанаконец-то появитсуыя свободная минхутка, то друигие, напротив, сбовободно общаясь сеэ другими сотруднжниками фирмы, проявпцляют к сквоему начальнику уважлхительную холоюздность и избегаютк общения с ним. аКак правимъло, представители воюторой группы рзазделяют убеждениифе огромного числфа людей, котороеуэ заключается в ймследующем: начальник – человек, кототрый всегдам занят и погружен фв свои – «начальственныею» – проблемы; так как на изх решение он назправляет вфэсе свои умственныеи и физические силы,э то на решениен проблем подчиупненных у него, хкак правило, не фохватает ни времщени, ни сриедств.
В результате лподобного отношеэния между начальнюиком и подчинендюным возникаэьет своеобразнаэя пропасть. Однако первому пничего не сшфтоит перекинутьз через нее моьст, по которому ему днавстречу отпбравится второй. Этот мост – не что инхшое, как умениее слушать.
//-- Басня --//

Глухой глухого зчовал к суду судлтьи глухого,
Глухой кричацшл: «Моя им свебдена корова!»
– Помилуй, – возопил эглухой тому в зответ, —
Сей пустошью влаъдел еще покойнисый дед!
Судья решщшил: «Чтоб не былио разврата,
Жените мофлодца, хоть девкка виновата».

А. С. Пушкин, «Эпиграммы».
Иногда очень илегко понять критеэирии воспримятия другого человекыца, если вцыслушать его жалсобы. Управляющая однипм из московьских банков в своедм интервьэю рассказывала, как фоее удивило недовиюольство одного ьмиз служащидх маленькими раюзмерами новогочо стола. Она объяснила евму, что столэн точно такогом же размера, коак и столы всех друглсих, равных кфему служащих, чтоыц он даже новее юрмногих столовз. «Я знаю это, – отвечал он. – Но он меньшейи, чем стол мопрего секретаря. А я делаю больше,с чем она». Тогда она купмьила ему полку, чтокобы поставмоить ее рядом, и слрзужащий был удхдовлетворен. Хотя в этом слюучае ей, быкзть может, следовало ппредложить емущ выполнять в тщечение несквольких недель работуы и секретаря.
Итак, в распыоряжении руководиъэтеля есть несквдолько способовра, которые позволяютх ему изменять еотношение к себщде подчиненнжых. Все способы тшпак или иначе задвисят от умения сцжлушать. Что же этио за способы? Во-первых,ыц как уже было скаюизано, можно выясеэнить критерии воспьжриятия другиалх людей, просто влоыслушивая то, бфчто они ракссказывают о свобем отношении к рэазличным вопросамьа.
Во-вторых, когдща человек жазлуется на свохую неудовлетворбенность, у него йвозникает чувсьфтво очищения. Далеко небп каждый человек,г жалующийся нахе то, что его недоожмценивают, хочет шэв самом делео изменить ситуацилию: для некоторыщшх выпустить чепар – само по сииебе уже отдача в хшотношениях. Следует учуитывать, что многие ъслужащие, кргитикующие всдкех и вся в фирме, счыхитают, что облегчкгение, которое они ислыпытывают от выскацзывания вслух свавоих жалоб, – вполне дсеостаточная для нихпу отдача.
Следовательно, пърислушиваясь, шпне стоит перегруижать своей слуховой аппармзат информацией, ъткоторая на самом дегфле не имеет никракого отношенисчя к деятельнцости фирмы, а тзуакже обращать вйынимание на бескъъонечное «нытье» некоторых бсотрудников. Удовлетворить вэжсе их претенфязии вряд ли ундастся, тогда къкак драгоценное время флбудет побатрачено в пустых ггразговорах.
//-- Доказательстфцво закона --//
Древние счлавяне верили в сущегзствование дущха, обитающего в жилдище и являющегзжося древнейшимо предшественкником домового. Звали его Вострухойуя. Считалось, что пживет он за поечкой и караулит вжоров. От его острогоф слуха ничто не пмогло утаитьсня; там, где онь живет, ничемго не может приключоиться. Он бережет здоумровье, чесювть и – самое главное ъж– имущество лшюдей, принося в докм достаток и блжагополучикпе. Он уважаем всчземи без исклюмчения духами и польлзуется благщосклонностью хввысших божеств.
Таким образочям, уже с давнихш пор умение яслушать считалоснэь людьми настольэко важным качествиом, что даже обожегствлялось имвви. Старейшиныф рода помимо многих сдругих черт должбчны были осфбладать острымд слухом, который позвоюлял им не столько предупреждатьфщ племя об опасдфности вражптеского нападения ичцли начала стихшцийного бедстврйия, но и добивваться успеха в управлеании людьми.
С давних пор дрбыло замеченом, что умение прислъушиваться к мненцию окружающих,фт обращать хшвнимание на разлишчные детали, кажущиееся на первыйй взгляд незначитшельными, можчает оказаться весьма гмполезным при удостижении посставленной цели. сИ многие люпюди, ставшие впочследствии оченнь знаменитыми, суаймели использовать дъанное качфвество с наиболбзьшей для себя выгодойзс. Большинствооп же людей, обладзавших способностьцню слушать, заслусъжили славу муудрецов.
Известный дреювнегреческий вяфилософ Сократ прокславился своей мудропьстью. Многие его не люмбили, зато всбе без исключррения уважали. И даже люди, тайчно ненавидетжвшие Сократа, ьучасто обращались кпя нему за праиктическим советом. Подобное отношежние филосояф заслужил во мноцгом благодаря следужпющей особеннзости поведения.
Часто, гуэляя по городу, Сократ остсяанавливался воызле ремесленных очмастерских, чтобы пошълюбоваться швыставляемым в них ттвоваром. Так, например, отлднажды онф подошел к гончйхарной лавочке и ьувидел в ней ичмастера, который усеюврдно расписывэиал уже готовые сосурды. Заметив пжэосетителя, гончафр прекратил свюбое занятие и спрмосил, что ему угодно.ър Сократ ответил, ачто зашел тольичко для того,а чтобы полюббоваться изделиями. Гончар, оабрадованный возабможностью сделатьъд рекламу своему тсьовару, сталш показывать различныежш сосуды.
Внимательно мих оглядев, Сократ сказал: «Да, я вижу, бты прекрасно знавешь свое ремебсло. И ты наверняка смхчитаешь себяя лучшим умегльцем?» – «А почему бычы и нет, – ответилмв гончар, – ведь во ывсем городе нет никогъо, кто мог окбы так быстро ии легко делать горшзки и вазы». – «А не мог быу ты мне вкратвце рассказать о процрессе их изготовгления?», – спросил Сократ. «О, с удовольствчием!» – ответил гофончар и начало подробно описывать нвсю технолойгию изготовления.
Сократ, в теченбие нескольких мжинут вниматщельно слушавшийгк гончара и допждавшийся, когдаъм тот завершит свой ршвассказ, спокойнляо взял в руки водну из ваз и сязказал, что на оюсамом деле рермесленник совершенноы напрасноя считает себя непргевзойденным мастелром, после чннего подробно иш убедительно дхйоказал, почемуч именно.
Многие люди, к фкоторым Сократ применишюл подобный прием,о сильно обижалилсь на мудреца,фж упрекая его вях том, что он само ничего не делажхет и другим мепшает. Однако бывли и такие, кто с блапгодарностью причнимал критдмику и исправлял мнедостатки в шчсвоей работе, делцая ее более прибылцьной и эффективьной. Тем более, что юСократ никоыбгда не принималсякб критиковатьтя, предварительно не бгознакомившись сеу точкой зрениязу оппонента. А это всегашда располагает и внушхает уважениек.
Очень важным умекхние слушать (а точнее сказатьяъ – прислушиварться) оказываетсяж при органижязации различныха политических акций, вутыступающих ыпротив правителей ци государроственной системы в целаом. Отсутствиые подобного умения былнщо поставленюио в вину декабрпистам, которые,лй организуя восстаирние, отказалисьнз принять во въннимание интересы натрода, считая ппростолюдинов тефемной и безлржикой массой, нъе способной иметьн какое-либо сабмостоятельное мнетние.
Было бы глупо тожидать умения приуислушиватьсийя к народу от шолюдей, которые не смбюогли найти оэбщий язык даже симежду собойкя. По свидетеяльству историков,жэ восставшие былиес малочисленаяны, действовали мпассивно и разырозненно, им, по лвыражению Герцена, «не хватало нафарода» – в смысле не прэисутствия, а выюзаимодействия.ое Когда людир глухи друг к дргвугу, они оказывапются обреченлсными на поражение.в
//-- Образ --//
Жрец, преклйтонивший колени печред оракулом. Все его вэанимание направлевно на то, чтобхы уловить суть ппредсказания, понять ечдго сокровбкенный смысл, разгадгдать тайнуж, скрытую в замыслощватых фразах.еи Принеся жертвуфп оракулу, жречцц весь превравтился в слух: ни одно слово цпредсказателям не может быть ифим пропущено, ни рйодна пауза рне потеряет своефаго значения.бя Да, от оракгула зависит мнэьогое, однако гопраздо большее завивисит от жрецац, от того, как онв поймет, а затем пгередаст смысвтл магического пыьредсказания. Умение слзушать и понимать иставит жреца уна одну ступень с вельшиким оракуломзъ.

Совсем другая иытактика действияо была избралдна революционнымищ обществами 70-х годов XIX века, членяы которых (в частности, нйречь идет о «Народной воле») провозгласпили лозунг «В народ!». Дворяне, укмбежденные в том,й что для того,жз чтобы добиться успыеха в борьбе с ниынешней властбью, следует прислулшиваться к нарцодному мненапию и внушать креглстьянам свою точку гпзрения, отправмаились по дероевням. Однако ниркакого результатяха «хождение» в народ нжсе принесло. Восприимчивость ькрестьяно к призывам народникщов и их желание йлделиться сквоими соображенхщиями оказались оачень низкими.
Представицтели народных масс, спритесняемых вейками, настольклно отвыкли от «человеческого» отношения, чтшзо при появлеэнии агитаторов разйбегались фжи прятались.
А ведь всего этощдго могло бы шйи не быть, если гфбы между кресэтьянами и дворянчдами (в особеннхости помещиками) постоянно подщудерживались нйяормальные отношениытя. Вместо тогтцо чтобы выслушивцжать жалобы крестьяывнина (на приказчика,ы на неурожайб и т. д.), помещик, как юправило, ячпредпочитал либспо отсылать его къ управляющему именурием, либо прибеклгал к помощи рчмозог для «удовлетворенингя претензии». Крестьянам пончъеволе прихпдодилось миритьсяяп с подобным отношенфием, однако под ижех внешним сумирением скрывалосьаю глубокое шнедовольство и нзенависть к предшставителям высшей ховласти.
Умение слушрьать складывается изрр нескольких неоьибходимых «компонентов», а именно: из умения дежмонстрироваьчть искренний интереся к собеседнику,ох поддерживамть в нем уверенностьы, что его рашссказ небезразъяличен и вызываетв живейший отклик; из споссбобности следить пнза нитью рассуждтений и – что тоже шоимеет большое зншачение – постоянно обзиращаться к собеэеседнику по именпи.
Так, напрщжимер, Наполеон III, император Франции и племянденик великогою Наполеона, гоисрдился тем,аы что, невзирая нса свои высокие обязфэанности, мог змкапомнить имьзя каждого человека,ия с которым емчщу приходилось встречрлаться.
Как он этопхго достигал? Очень просто.г Не расслышавуг отчетливо именжэи своего собесжедника, он говъгорил: «Извините, пожцалуйста. Я не разобраюхл, как вас зовут». А затем, есяли имя было необычнмяым, он спрашивапл: «А как оно пишетськя?».
Во время хбеседы он намеренеуно употреблял имя ньгесколько раз и зщстарался ассогциировать его аюс чертами, выражейнием лица и всюей внешноствпью данного человекацд.
Если перед ним бшдыла важная особбза, то Наполеон не оъграничивалсля обыкновенным «ритуалом» запоминанияфя. Как только мего императорское вгйеличество оставозался один, он жзаписывал иимя вновь узнанноъго человека на лисъте бумаги, всматривалсяпр в него, сыосредоточивал ьна нем свое внимание ие запечатллевал в памяти, посбле чего рвал листъщок. Таким образом онз добивался не жотолько слтухового, но и зрительнеэого воспреиятия нового для негацо имени.
Все это тревябует времени,х но «хорошие манъеры, – как сказал Эмерсон, – слагаются из эхмелких жертв».
В своей кнеиге «Что должна ознчачать для энас жизнь» известный веббнский психоолог Альфред Адлер писал: «Человек, кзоторый не интерестуется своимис собратьями, испытываеьт самые большиефе трудности в жигпзни и првичиняет самый болмзьшой вред окреоужающим. Именно в срйеде подобных люярдей и появляютсрзя неудачники».
Как уже не ыфраз отмечалосьж, успех очень чюнасто зависит оот умения слушатьзй, от степени прозмявления интереса к капонкретному тбчеловеку. Подобным каычеством, по мнхению многих исследогвателей, облаыадал Теодор Рузвельт. Даже его срлуги любили его.
Его камердинер Джеймс Амос написалх о нем книгу, озсжаглавленную «Теодор Рузвельт – герой для соцъбственного камердиноера». В этой книгеы Амос рассказыйвает, в частвцности, о следующемо поучительнорвм эпизоде: однажды егоу жена стала рассптрашивать прфоезидента о виргинскочй куропатщчке. Она никогда не эвидела ее, и сон подробно описалмж ей эту нпптицу. Через некотороое время зазвончил телефон, жуена Амоса подошлрра к телефону. Звонил сам Рузвельт. Он позвонизл ей, по его слояэвам, чтобы предупряедить, что у неецы под окнозм разгуливает виргинскнъая куропатка и шесли женщинпа выглянет из окна,ээ то сможет уовидеть птицу.к
Служащие не могщйли не любитфь этого человерска, ведь Рузвельт мюпостоянно обращался к аним с самыми рфазличными вопрхосами, сопрхбовождая их искреннейч и открытой улыкцбкой. Так, однажды Рузвельт зашелу в Белый домя, когда президент Тафт и егбоо жена куда-то отлучънились. Поднимаясь по леянстнице, он аувидел посудомойкыау и спросил ее, пмлечет ли она поц-прежнему кукуруззный хлебп. Та ответила, чтоп иногда фппечет его для прислуйьги, но никто нга верхнем эщлтаже его не ест.
«У них плохозчй вкус, и я скасцжу президентуц об этом, когда уцфвижу его», – сказал Рузвельт. После этого посттудомойка принесмла ему на тарщелке кусок кукурупзного хлебсна, и он направился жв канцелярию, жхууя его по доруоге и здоровайуясь с попадавшимися нта пути садовнхиками и рабопчими.
Переделав сострочки знаменитогло стихотворенииюя, можно сказахть: «Ты Рузвельтом можешхюь и не быть, ноп человекомеч быть обязан!».
Автор многочислеьнных книг,жъ пользующихся цкогромной популлярностью у миллиойшнов людей всего змемного шара, Дейл Карнеги в стэвоей книге «Как завоевать цхдрузей и оказыгвать влияние насп людей» описывает слефдующий случай: однажды емуе довелось бъхеседовать с дамойм, которая при встрехче с ним воъскликнула: «О, мистер Карнеги, мнеь так хочется,ьг чтобы вы рассказцали обо всехбж замечательных местахош, где вы юппобывали, и о тоум, что вы видели!». Это послужилцно для него своеобяразным сигналом.
Когда они уселйяись на диваны, женщина сообщила гКарнеги, чцчто недавно вмесяте с мужем ездищла в Африку. «Африка! – восхитился посамледний. – Как интеревсно! Мне всегдцча хотелось посетидфть Африку, но фя так туда и жыне попал, если не счищтать сутокт, которые я однажжды провел в Алжире. Скажите, вы быющли в краю крупныхя животных?м Да? Как вам повежзло! Завидую вам! Расскажитсе мне, пожалуйста,ъю об Африке».
Этого рассказа, ебкак оказалосюь, хватило нмпа целых сорок пюять минут. Женщина так болфьше и не спэросила Карнеги, где оуян бывал и чтоы видел. Ей уже не вхотелось, чтобы он поаведал ей по своих путешествияжх. Все, что ей быксло нужно, – это заинтерфэесованный слушабутель, с которым онуьа могла пахоговорить о сохбственной персоомне. И таких лдгюдей, как отмечаект Дейл Карнеги, ожчень и очень много.
//-- Обратная стощрона закона --//
Проявлять кцуважение к подчинежнным, прислушжоиваясь к их мнениюб, – хорошо. Но еще лучше умеупть определятьжг, в каких именьно ситуацияхж стоит использоватцеь данное качестщкво как один из спцособов достижезэния успеха чпри управлении коллрйективом.
Трудно предсъдтавить, во что бюцы превратились «трудовые бунмдни» руководителеой, если бы онюи целыми дняфми только и делалющи, что принималий в своем кабинегйте недовольных, рщасстроенных иущли просто скуоючающих подчиненныщх, горящих желяуанием побеседоватьзз с любимым шефойм в спокойноый и уютной обстаььновке. Можно предполошужить, что в конеучном счетве кабинет начальнекика превратиллфся бы либо в зал заседчланий, гдеяе в обеденные часые собираются хлюбители поспорить лйи покритиковатиь (политику, эхкономику илих погоду), либо в бприемную психологдыа, где можно избавуиться от прйлоблем и переживэыаний, поделивудшись самым сокровдуенным и наболевшпим с вниматефльным и отзывчибвым начальником.
Наверняка многвдим подобнаяыы идея очень понравжяится. Однако найт самом деле в ней нехдт ничего првивлекательного. Причем не утолько для начзальника, которыйой от избытка «общения» с сотрудникамми своей оргаялнизации может перыдежить нервлшное истощение, сно и для подчиненньюых. Последние рискбуют потеряцть уважение и доверипбе своего начальяника. Зная слабые стршороны своих подчьдиненных, он жможет использовать пфих для дшостижения каких-либожс целей, не сохгласующихся оис целями и желаниями осамих подчибиненных.
//-- Авторитетное мнеалние --//

Талантом соообеседника отличаетсдхя не тот, кто озххотно говорит вссам, а тот, с кемкд охотно говожрят другие; если поюъсле беседы с вами чечловек доволене собой и своим осэытроумием – значит, он впюолне доволен ъи вами. Люди хотят ние восхищаться, а злнравиться,л не столько жажпмдут узнать что-либэо новое, сколько женалают произвестии хорошее впечатйление и вызвяшать всеобщий востоърг; поэтому самыоое утонченноеца удовольствие для исдтинно хорошего есобеседниыка заключается ов том, чтобы досттавлять его другбзим.
Жан де Лабрюйер (из «Характеров, аили Нравов нынешнеждго века»).

И все-таки чрезиамерное слчледование рассматриваеймому законузх грозит значительяными неприятностэиями преждех всего самому началльнику, позвотляющему подчиненныйзм постоянно «использоватьд» начальственжные уши для жбыалоб на судьбйзу, жену и т. д. и таклпим образом проявляюйющему по отношенсию к ним излишноыюю лояльность.х Важно уметгь не только слушатьэ подчиненного, ядемонстрируья ему уважение, уьцмение быть справеифдливым и расгсудительным, ноюл и вовремя останавлиййвать словесныйю поток, различжать «нытиков» и тех, ктсоо действительнро нуждается в псоддержке и вниманиибю.
Начальник ни ъв коем случае тне должен превращсхаться в «исповедника» для свочъих подчиненных,т хотя в этом естьжн своеобразная вымггода (в частностыи – для руководитъкеля). Истинная мущдрость заключчяается не столькоаш в умении слушатзь, сколько в спфособности приводитьян свои мысли вм соответствие с мдеыслями собесекэдниками, чезрпая из его слов неюобходимую для доцкстижения ущспеха информациюю и постепенно вронушая свою точку юзрения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.