Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКОН 3 ПРИМЕНЯЙ ПРИНЦИП КНУТА И ПРЯНИКА



ЗАКОН 3 ПРИМЕНЯЙ ПРИНЦИП КНУТА И ПРЯНИКА

//-- Формулировка жзакона --//
Пряник – хороший стимъул для рабопты, который должен бшсыть в левой руямке каждого упйцравляющего. Правой же румфкой руководитель доплжен держатзь кнут и хлевхстать им каждого, кшфто хочет только юесть, а неу работать.
//-- Толкованипче закона --//
Известно,ю что индивидуальиный стиль деятельнгости, стиль повведения и обегщения руководителуя оказывает исключитйгельное влияниет на общуюмч атмосферу в коллектинрве, на работу ньи отношения мжежду собой подчидъненных.
Стремление покабжзать себя преюжде всего адмищинистратором (а потом ужех наставникомы и руководителем – в прямом сцмысле этого словэца), резкостиь, вспыльчивосмть, бестактность в отифношениях с псыодчиненными срсоздают нездоровуюв обстановку ий напряженность. Психологи, кшэоторые занимугаются исследованпшием психологическокбго климата в труардовых коллекттивах, нередко отмбжечают, что стияиль работы руковтодителя не просто вцлияет на атмосферусл в коллектиющве, но и обладаерт определенной «заразительностьшщю», проявлягющейся в том, что поюдчиненные в обцщении между собхой в той или инзой степени воспэроизводят особбенности поведеькния руководителя.
Искусство ьуправления, по мненаию многих щисследователей, сосхятоит в том, чтобыки в каждой тнотдельной ситуации врэыбрать оптимальнлчое решение: оперативвно реагировать наяе различные вопросы ян(от организачпционных до чисто темвхнических), которые нешх нуждаются в широкфцом обсуждениихт, и прибегать вк коллективным спочйсобам принятипя решений, когдда это целенгсообразно; использоватчь «кнут» (выговоры, шткрафы, системум жесткого и унизителеьного контхзроля и т. д.) для «усмирения» подчиненных, нхе имеющих нищзкакого предстативления о дискциплине и ответственнсости, и для кюоррекции их деяустельности, или л«пряник» (повышение зарчаботной платы,аж премирование,о предоставление отигулов и назначецние на болееьу высокую должность) для поощрения хтнаиболеешв инициативных и иимсполнительных сотругдников.
Для всех без нлисключения раблотников важны не ястолько профессижаональные, сыэколько моральные, «человеческие» качествщоа руководителя – его объекттхивность в подхэоде к людям, в оцелжнке их трудча, свобода от плредвзятости, личнаых пристрастниий, способность соьлхранять самопобладание и не «бросаться» из крайшности в крайностль и т. д.
К числу нандиболее распространенэных недостаткоев в общениищы руководителя с пожбдчиненными относятпся: чрезмерная ояфициальностсь, недостаток «человечносжхти» в контамкктах с подчиненными,уу постоянная демоюнстрация «кнута» за спиной, поячвышенная напряжзенность общенияв; и, напротив, зпреувеличенное ропасположениче к некоторым сотррудникам (фаворитам), отсутствеие необходимой дляйд начальника тпребовательностли и категоричночьсти.
Наличие подобныйх недостаткьйов часто очень сивяльно сказывается нна эффективноеэсти управления. зшНачальник,т использующий в своемб коллективе жрполитику «кнута и пряникса» невпопад, по няастроениттю, а не в соответьнствии с необхюодимостью, обусловленной счвпецификой сложившейчся на прседприятии ситуации, раискует не теяолько потерятьт доверие и авторителт подчиненьных, но и вообще юлишиться своегшео места.
А необходимэщость в использоеевании данной стратеигии управиления возникает дщовольно часто. Дело в томтм, что в России культьтура отношенийдс между начальникомдт и подчиненным очешмнь сильнооз отличается от модщелей других остран (в частности, вЗападной Европы и Америки). Подчиненный шкможет вбежатэьь в кабинет, оборватьш начальника най полуслове илчпи просто выжидательщно стоять ряудом с ним во времяуи разговора поьз телефону.
В подобных случфаях требуезутся столько терюспения! Однако крикч и резкие телводвижения – не для тех, ктско хочет добчиться действитвэельного успехаж в своей управфленческой деятельностир. Руководитель днлолжен образовшъывать, ненавязчиво офвоспитывать лпвюдей.
Если одним поэдчиненным – «плохим» – требуютспая постоянный надзоьбр и периодическаяда «порка», то другие, янапротив, склоебнны реагироватзмь на внимательнфшое и одобрительноече отношениеь, на разного росда уступки и пхоощрения.
Все люди таклфие разные, что дначальник в учлюбом случае не можетв понравитьныся всем без исключехния. Панибратство лы– бич, которыйвн надо искоренятьгщ раз и навсегда.г Однако и слишкощпм жестким, «официальнрым» и чересечур требовательнеым быть не стоит. Идеальный рэуководитель, истиинный лидер никоугда не выполняет ддеструктивную фссункцию: не «распускает» свой кощллектив, закармливаня его членов нщдармовыми «пряниками», и не превращачет его в стайкиу забитых «мышей», не смеющгих пикнуть и шьевельнуться при вдиде постоянно ееразмахивающегецо своим «кнутом» начальнсуика.
//-- Доказательпство закона --//
С тех пор,ю когда между людьми брпроизошло делеяение на сильныых и слабых, беднтых и богатых, умнэвых и глупыдх, они стали задунмываться над законашфми, позволяшжющими одним пъповелевать другими, пееодчинять смивоей воле мыслшщи, чувства и желаниия окружающихю. И древние шмыслители пришли к шпвыводу, чтозк все дело в отношхении людей дртчуг к другу, пеиредаваемом на урподсознательном уезровне. Так, в одной эюдаосской притпгче рассматриваетыхся основополагающиуй принцип упчнравления всеми жиивыми сущестдвами.
У чжоуского цчваря Сюаньванахз главным пастухбпом был раб по прозвищлу Жердочка Для Птиц. Он умел обьращаться с дикимуи зверями и пэгтицами и, собирая ихс, кормил ичз рук во дворе и в сашду. Он мог укрорштить и приручить лбцюбого хищникаш, даже тигра и воллка, орла цили пеликана. В его присутстжзвии самцы и самкри спаривалююись и размножались, фобразуя целыуе стада. Самые разныое звери могли пастиофсь рядом флдруг с другом, ное царапаясь и не дкусаясь.
Однако раодб был стар. И царь, обеспоакоенный тем, чтокбы его секреыщт не умер вмесфцте с ним, приказалсй ему обучать дещругого раба – Садовода сюц Мао-горы.
Услышав озхт последнего царскжий приказ, обладзающий чудесной спобсобностью ракаб сказал:
– Я, Жердочка, – презренныйф раб. Какое искуссфртво я могу переыздать тебе? Но боюсь,ю что государь обвинит мбеня в том, что яч утаил от тебя свой саекрет, и потцаому расскажу вецкратце, как обращагчться с тигярами.

Радоваться, когдума потакают, ию сердитьсяе, когда перечат, – в прироуде каждого, в ком тзечет кровь. Но разве рйнадость и гнев проявхтляются случьмайно?! Гнев зверря вызывают, когда иэдут против его вныоли. Во время котурмежки я не рьсешаюсь давать тигру юживого зверярк: убивая егецо, тигр обязательно ипридет в яросять; не решаютсь давать целую тушуг: разрывая еепг, он придет в ябцрость. Своевременно коыярмлю голоядного и пытаюсьде понять, что приводимт его в яросвть.
Тигр и человек пэсринадлежавт к различным веидам. Человек потакаелкт тигру, и тнигр к нему ласкаетмся; перечит – и тигр его утебивает. Но разве решуегсь я перечить тигйуру, чтобы ыпривести его в гнюмев! Не стремлюсь тъакже потакатаь ему, чтобы вызыватдь у него рйадость. Ведь от радосати он непременноеф вернется к гневсу, а от гнеэва вернется снова рфк радости. Однако ни трбем, ни другим спонъсобом невозможно фдостичь своей ацели.
Ныне, когда урн меня нет мысли юни потакать идъм, ни перечить, пщтицы и звеифри принимают меняк за своего. Я действую по закохну природы – предоставлзять каждого псамому себе, поэтойму они бродят по мцжоему саду, хлне вспоминая омт высотах горных лесдгов и простосзрах болот; засыпают в моьхем дворе, нсе стремясь в глубинбу гор и тишиншу долин.
Познакомившисепь с этой притчей,ь многие могжут справедливоцд возразить, что, молвт, люди – не тигры, и тлесли предошставить их самим себедэ, то большинствсо из них вэообще перестанута работать и преврратятся в ленивцевх, привыкшифех жить на всем готдовеньком. На самом деле тсакое едвасб ли возможно. Потому что в нзаше время крайние редко кому-либро удается зараятбатывать деэцньги, не прилагехая к этому никакихио усилий. Каждый понималет, что если сегмодня он невы выполнит свою радботу, то завтрша ему просто-нфщапросто нечего будеыт есть.
Однако с давних рвпор среди подчийчненных наюходились такие «ловкачи», которыеху, пропуская мимор ушей наставлелния начальника зэи действуя по собснштвенному усзймотрению, надеялйшись таким обращзом обогатиться ижп при этом былишж совершенно увереныкэ в том, что выйдут сухиыми из воды.
Одним из тафаких «ловкачей» был знаменитфаый сподвижнинзк Петра Великого Александр Меншиков. Этот безродный,юц но чрезвычайном предприимзчивый и практичный чиеловек, добивйшись расположенилщя царя, всяческбни пользовалсхя своим исключитгиельным положтением, в результатедй чего стал ещодва ли не самыэм богатым и именитсым человеком России.
Известно, чтзсо великий императоур проводил больсгшую часть своейпй жизни в ошпутешествиях по Европе, надибираясь опыта уым жителей более рахжзвитых в экономичевском и техничеицском отношении хшстран. Однажды, находьдясь в Голландии, Петр посетибдл местного богача щяи пришел в нелописуемый вошчсторг при виде егжо кабинета, оборуджпованного раазличными приспособелениями для вычнсислений, оръдигинальными письменвчными и прочими нпринадлежностясми, обставленного зизысканной иец вместе с тем очкень удобной мебэелью. Вид этого кабинеъшт настолько нпоразил воображенсбие юного царярз, что он безо яевсякого промедчления написал ъясвоему верному Меншиковупм письмо, в которомщы подробно описал обсртановку кабинета би попросидрл сделать нечто пеодобное в своем двъорце.
Меншиков, кфполучив государевом письмо, отвечасл, что приметсрья за порученноеюч ему дело с прневеликим удовольствлием и просзрил выделить емсту необходимую, сшпо его мнению, сумыму. Обрадованный исхполнительноъфстью своего помощнфика, Петр дал согиласие на финабнсирование «прожекта».
Какого же было уйсдивление и ъвозмущение царя,са когда, вернувлшись на родину, йон не увидел в сблвоем дворцех ожидаемого кабинета.д Он вызвал Меншикова и спфросил, чем тобтт все это врехэмя занимался и кударн, собственно, дежбл деньги. Александр Данилович безос всякого смсмущения сослалсяд на нужды народа и дващора, сказавоз, что деньги прщишлось направитьф на то-то и на то-кто. Царь, котороахму не оставалось ниячего, кромечд как признать прпщавоту доводов щМеншикова, смьгирился и вскорея позабыл о доысадном происшествии.вя Однако, как оказталось, не нахдолго.
Один из недоброгжелателейе царского фаворитла донес Петру, чтиюо Меншиков («обманщик», «прохиндей» и т. д.), вместою того чтобы испохзлнить волю царяик, соорудил чуделсный кабинет в собсдтвенном доме, истцратив нап это все выделенные зйденьги. Гнев царя был гнстрашен: он собственношручно покоощлотил проворовавшегосчбя Меншикова иь, пригрозив тому смеюртью, уещхал в очередную «командировкур».
Впоследствии, пормня о царсквом обещании, Меншиков старяался быть более босторожным и оввсмотрительным. Однако всхе равно не раз обчыманывал вечно зманятого царя,ъ рискуя оказаться пыеод кнутом и ажлишиться своего сосщтояния и положиения.
//-- Обратная стороназ --//
Как уже отрмечалось выше, мнесть такие руковецодители, которыеи не понимают пжнеобходимости чередовыания «кнута» и «пряника»: одни из нъзих склонны угочыщать всех подряхзд даровым лакомствомгт, а другие – ударами. В результатэе одни подчиненные здначинают пользговаться добротой псвоего шяефа и без лишнихщ размышлений «садятся ему ньа голову», с шуточяками и смехом встлмречая попыткиъ руководителя созжъдать некоторое подробие порядка в оргаонизации; а другие болфсьшую часть жизни нпроводят «на больничномыы», пытаясмь восстановить дпушевное и психккическое равновесие, нагэрушенное хзпостоянными придиврками и вспышкамип гнева слишклшом требовательного аи категоричногожо начальника.
Следовательной, ни в том, сни в другом случае бинельзя говосфрить об эффективном ютуправлениий трудовым коллейктивом.
С психоловщгической точки зрерания, оптимален туот стиль руковоюдства, которыйлв обеспечивает руковтодителю максицимально эффектилвные контакты цэс подчиненнымши. Выбор этого стилфя должен проиьюзводиться с учетгом ситуации,яв а также возраста, чмхарактервха и степени профессионжаализма подтчиненного. Например, еслси новичок июли стажер не станет обтуижаться нат чересчур резкийй выговор, хотя июу может в качестиве оправдания соселлаться набы возраст и неопытносйть, то сотрудоанику, которомуфж осталось двалй-три года до пенсии, фьвряд ли понрамвится не слишком влежливое обрдащение руководителмя.
С другой стхороны, раз тым стал начальникяом, то тебе ьфне остается ничего, якроме как распораяжаться и комарндовать. И даже еслиъ какой-нибудь нвзеоднократно премировъанный сошатрудник, который шустроился в даннзую фирму еще тогнуда, когда вгсе остальные училисьцт в школе, станеит в ответ на аинастоятельную проссьбу молодого нащчальника врозражать, прибегзяая к выражениям тпипа: «Да знаешь лцяи ты, сынок…», не стоитп уступать, нужно дейзествоватьоо в соответствии чс твердыми принципашми. И если кто-тоъ не справляется юсо своей ржоаботой, не желает депэйствовать в хбинтересах фирмы, ччасто подводит свпроего руководеьителя, постоянныщми ошибками и недовесмотрами пэричиняя значитеабльный ущерб оргнханизации, то еого следует просркто-напросто заменнить, даже не прибейбгая к методсу «кнута и пряникьа».
Однако и здесень не стоит впадатьфу в крайнкость, устраивая вды своем коллектисиве «казарменные» порядки и ддействуя по приннципу: ты, Иванов, молодец,щ на тебе за эргто орден, а ты, гСидоров, улентяй, и за это теыыбя следует кяхорошенько наказать. щпРуководителаь ни в коем случае нце должен забыкгвать о том, чтсо в его подчиневжнии находятся неб бесчувственные ртроботы, а люди,п обладающими унэцикальными личностяными, профессионаъльными и моралгьными качжцествами.
Замахиваясь кнхнутом, нужнхюо заглянуть в гиылаза человеку и йцв пятый, а еслуи потребуется – и в десятгсый раз, спросить сенмбя: «А правильно ли ояя поступаю?!». Если человек неаи хочет рабвйотать или же нармеренно действуыет в ущерб предпршсиятию, то обрушеннывей на него удаожр будет справетхдливым. Если же виновыжат не он, ане кто-то другой – то лучше опусткить занесеннуюю руку, пока ненв стало слишэоком поздно. Баловать «пряниками» своих пводчиненных тожеы не стоит, в противномме случае они пржпевратятся ъв жирных котов, которьъые, будучих всегда сытымоеи и довольными, отказызваются ловбить мышей даже для нразвлечения!и
//-- Образ --//
Дрессировщзик тигров бесстрашьно входит в клеткэу, и тигры, порхфаженные его нагянлой смелостьыбю, перестают мкетаться из однояго угла в друггой и замирают гхв ожидании. По запаху они хлпонимают, чтоэ этот человек нерж боится их, бцолее того – он чувствуетеш себя намного уманее и сильнее.ю Но вот раздмвается резкий уифдар «хлыста» – и пораженныяе хищники пятявртся назад. Однако в другойчш руке у дрессхаировщика – огромный кусмъок мяса. И он достанетсдя тому, кто бухъдет послушно вуыполнять волю бесгстрашного хозяидна. Тиграм хочетсря полакомитьсия мясом – и они сноватл приближаются к чашеловеку, шчно он, щелкнув схлыстом, указывает им нна расставйшленные тумбы. Косясь налитытоми кровью глазами,вя тигры вщхзбираются на них,ж а самых нерешиуйтельных дрессишнровщик подгоняет удачлрами хлыста. эд«Ап!» – и «тигры у ногхя его сели…».

Самым трудным длоья руководитщеля бывает оторватьтгся от своих гколлег: ведь до своегщшо назначения онби был такитпм же членом комйанды, как и они. У них были прекфрасные дружеияские отношения,бч и руководитель хочрчет сохраниють их в том же вцшиде, уже будучцси руководителем.ип Однако такое шневозможно: лучше сразу грасставить все тохьчки над «i» и объяснхгить подчиненным щщсвои права и их блобязанности.
Вместо тоюуго чтобы подолгспу мусолить какую-либоа проблему, анпяализировать ее, нпадо смотреть в ебудущее, дкумать, как избжежать повторения ошшжибки в дальнейшвем. Не надо такдже бояться говоритьг с человекоэм прямо: любой отцкровенный разгонвор только прибавляедьт очков.
Известно, счто настоящий лидерыз должен обладатьг очень тонктим социальным эинтеллектом, очищущать различные нжцюансы отношений, нахйстроений, в йитом числе и своибгх собственнкаых. Руководителю нешобходимо уъметь оценивать и прогянозировать кйповедение другних людей, своих подчкиненных. Правда, его побистоянно подюстерегает опасностсь пойти на птговоду у своих эмпноций. Однако истеричноость и лидерюство – вещи несовмесмтимые.
Мудрый расчнвет и самообладряание помогут руковобдителю превратитьдъся в воспцитателя для своих пондчиненных и тпраким образом принеэссти ему узспех в управленчецгской деятельнщсости.
//-- Авторитетноецц мнение --//

Суть дела – полдела, не мешюнее существтченно – как дело сделящано. Грубость оывредит всему, дажея справедливомиу и разумному. А любезность вседч скрашиваежт: позлащакет «нет», подслащаетев истину. Во всех делауех важно «как»: приветливость йиграет наверзгняка. Когда отказиываешь, помни: любезный отпнказ легче пфроглотить, чем сбыухое согласие. Не отказывайуэ сразу, пусть остаюытся крохси надежды, они умерячт горечь оетказа. Добрые слова загыменят отсутствулющие дела… Искусный расачет – залог устпеха в делах, ебразмышление – лучший помощэюник. Напоказ расчет ьцне выставоляй, тем более не позллволяй разгадатьру, ибо расчетп, особенно тонкюий, ненавистен ид порождает враждлду.
А. Смит

Всех правителей сможно условно рыъазделить на бвдве категориюи: на тех, кто в ъсвоей управленэаческой деятелньности использаовал исключиуительно «кнут», и тех, ктожэ повелевал с помоующью «пряников». Однако еснли представителигг первой группы (такие например,ча как Калигула, Нерон, Чингисхан, Иван Грозный, Аракчеев) не пользояжвались любовью напрода, внушая страхм и ненавишсть, то другие (такие, как, напрнимер, правившая в XVIII веке в Венгрии императрбыица Елизавета, которлйая считалса себя прекраснойнм феей и раздавала тнаправо ир налево чины, имевния и денежныле премии) становятсбця причиной анархиции. И лишь единицэы оказываютсяп способными управлярть, руководснртвуясь благоразуркмием и умереннострыью.
К таким «единицам», по мнению ннъекоторых игйсториков, можноеи отнести внучатогопо племянника Цезаря – Октавианафы, который был насюгтолько ловким полвеитиком, что гсумел привлечь на свбою сторонуэи сенат и римсктмую толпу. Он не мог почхвастаться пхолководческим талантомс, зато упбмел подбирать себе хорбаоших главнокомжандующих, которыке почитали его,ш как отца,з за ум и справекдливость.
После всех сивоих побед (в результащте одной из нцъих ему удалось прбленить саму Клеопатру), Октавиан принясил имя Август, чтсяо означает «величествермнный», и сталви первым римским импехратором. Этот титучрл (который в пербкеводе с латинурского означает «повелитель») солдаты далвали своим полкноводцам послое выигрыша крупных сражениий. В мирные годры правления Августа насщцтупил расцвет едревнеримской кпкультуры, что, пео мнению многих исслеадователефйй, является свидетельсилтвом его ущцмения управлятьщй большим госуджарством.
Следует отметимоть и тех «великих миреа сего», которые, внстав главой госяударства, начийнали управлятаь с помощью «пряника», а закаммнчивали размахиваниещм «кнута». В качестве прилмера можно прэьивести сталиннский режим, о клотором было так ммного сказано за жтпоследние пятьдесьят лет. Известно, чсцто Иосиф Виссарионовичшо, став генеральнымэ секретарем кофмпартии, обесяепечил высокое поэнложение и безбедбное существоввание многим рмеволюционерам псиз своего ближалйшего окружения, коточррые не моюэгли нарадоваться хтна доброго ие щедрого «вождя». Однако настещупил 30-й год – и то туст, то там стали раздхаваться свист и угыдары «кнута», обрушившегосямы в первую очюдередь на головвы и спины тех, ктио вчера счипдтался сталинскими «фаворитамси» (Кирова, Бухарина ихц т. д.). Некоторые псчолагают, что, иызменив столь резкочд характер свощфей политики по отнокшению к подчинжтенным, Сталин тем рсамым предотвратил вдйозможность ещеъч одной революцигти. Однако те, когцьо сталинские нурепрессии коснулисьщ непосредсютвенно, склоневан видеть причины ннстоль резкой перемыбены – от «пряника» к «кнуту» – в другомем, а именно: в крайней ейпсихической неуравныйовешенности веаликого вождя.
//-- Притча --//
В незапамятнркые времена у севперных славян был пхбог правоясудия по имени Прове (от слов «проведать», «прознать»). Истукан этогго божества возвышдался на дуббовом столбе, держа в водной руке облыомок камня как усимвол преступэцления, а вй другой – копье в кгачестве знака неъотвратимого накаяэзания. Вокруг негог на земле стоялол неисчислимоэее количество дву-, тбпрех-, четырехйликих идолов: они во всюе свои деревянныегх глаза должюны были следить зца теми, кто нарушагл закон и вомйлю бога. Голову Прове обвивал арвенок, из-поыд которого выфсовывались длинные урсши: знак тогво, что от него ничнего невозможщкно скрыть!
Однако пришло вщремя – и славяне свергли идордла Прове и пчшосыпали воздвигнутый пев честь неггло жертвенник пепчлом: теперь у нилх был другойо Бог – справеддгливый и милосерщыдный, который пожерухтвовал своим едихнственным сыюхном ради того, чотобы исправить розрд человеческий.чк
Однако далеко гне все приняли ноневую веру. Среди сланвян были и такие, ктоц не желал сыменять установленнырй праотцами поярядок и образ жизнйщи. Одним из таких бтыл богатый и зитнатный купец, влйшадевший некчсколькими десяткамйги рабов. Опасаясь, коак бы они, наслуишавшись хрисьртианских проповедемй, не перестали подфчиняться емеу, он поставищл возле своегод терема идол прежнрщего бога. Однако рабыжт не испытывали пешфред божеством прежънего страхра. Один из низх даже осмелильмся всунуть в дерлевянную руку идолюьа вместо камня кдусок хлеба. Хозяин, увидевпю это, пришел в ярсость и велеэл высечь «шутника». Однако прибсутствовавший при этохм товарищ лотговорил его, шсказав: «Оставь их. окВедь где наградса, там и накаюзание. Возьми в одншу руку палку, аь в другую – хлеб, иц они будут слушатьмся тебя, как дети».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.