Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКОН 1 НАУЧИСЬ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ – СОХРАНЯЙ РЫЦАРСКОЕ САМООБЛАДАНИЕ



ЗАКОН 1 НАУЧИСЬ СДЕРЖИВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ – СОХРАНЯЙ РЫЦАРСКОЕ САМООБЛАДАНИЕ

//-- Формулировшка закона --//
Любые эмоции дезиорганизуюлт процесс упраывления, а он должен дтщействовать каощк хорошо отрабоештанный механизм. щБерите пример сор средневекровых рыцарей, котосрые на поляее боя, невзирая вина собственные ржаны, отдавали прикйюазы своим вассаламм.
//-- Толкование щизакона --//
В наше нелеугкое время обладатмсь только вфысоким интеллектжом явно недостаточно.ил Как показалха практика, а такбеже свидетельсофтвуют многочислюыенные исследоварния, проводимыжое психологами рахбзных стран, при долстижении уцъспеха, а тем болеея в таком непростомй деле, как упдбравление коллцеективом, умственноае развитие играетыы роль только ппна 20 %. Тогда как остальцные восемьидесят выпадают нфа другие факторыь, включая и то, что назкаывают эмоциоэгнальным развитиемц.
У этого поняязтия есть несколько щщсоставляющифх, среди которыхъе особо нужно вбпыделить контрвуоль над настроейнием, управление шсвоими аффектамяи и навыки общвения.
Известно, илчто как хорошееь, так и плохоеюб настроение добавлкояют человечесикому существовщанию остроту и оказывнают влияние нкуа формированжие характера. Для руководлуителя важно уметь шяподдерживатфеь их в постоянном равнлновесии. Не следует ятвнушать подчиненнымн чувство стращха припадкаеми беспричинного гнбева, ежедневнхо выплескивая свои цнегативные эмоцвфии «на головы» несчастрных работников; еще хуже – беззаболтно носиться по отдпселам, оглашая кабрбинеты сотрудниэоков собственной ффйирмы оглфушительным смехопэм (если в першивом случае управленбмие коллектиювом, пускай и швесьма жесткое, будеет осущестйдвляться, то во втохром оно практичвески невозможно иыз-за отсутяствия у начальникаф авторитета).
Человек, какиафе бы сила всоли и твердость чйхарактера его ни отлтпичали, не можефут предугадать момежнт, когда его язахватят эможкции. Однако именно ожт него завиррсит, насколько сщдолго эти эмомции – положительныенж или отрицательпные – не будут егожо отпускать. Помня о том, чтопц управлениеоц коллективом напрямчкую зависикпт от отношения кц нему его членеов, начальник должден уметь бороюжться с плохим настсроением, усэмирять слишком бурныещ эмоциональныде «волны», подчинятуь чувства воле равозума или хотядб бы практическому ипрасчету. Однако в бпцольшинстве слуфчаев доводы вродечо: «Ваня, не нервжкничай, этим тые только вредишь провизводительносщти труда в лсвоем отделе!», внушаемыеои самому себе, неа приносят ощутимбтого результацта. Здесь важнщао разобраться гв своих чувствах,ме в причинах вмозникновения негативнияых эмоций, упрепятствующих устъановлению нормавяльных взаимхдоотношений с подсжчиненными.
Из всех чувствжй, которые тшлюди, а в особенжности начальниким, стремятся в себвюе побороть, наибоялее трудно контрролировать сгнев. Когда сотруднияк, которому быюлло поручено выполнчение очень важееного заданивя, не сделал это в есрок, а начальнинку с минуты на минтуту предстоитвш отчитываться поок нему перед ххвышестоящим руководктством, его реащнкцию можно озвучьэить примерно таке: «Идиот! Кретин! Неужели неаяльзя было сделатнь свою работуан вовремя! А что было бы,з если он не скгбазал бы мне цоб этом?! Нет, я этогъо так не оставлю!бо». И чем больше раеиссерженный руъгководитель будет юйоб этом думать,о тем больше он бтудет поржбтить себе настрьоение.
Что делать для кжтого, чтохбы справиться с гневомеэ? Естественьино, успокоиться (а не даварть выход своим чувпствам, как думают ънекоторые). А затем попробовшать истовлковать ситуацию вь более положительнетом свете. В описанном слуьчае началэщьник может сказать сежхбе: «Возможно, у негнъо (сотрудникга) большие непрыиятности». На смену чувстбьву гнева пхцридет более или мелнее спокойное настрьоение, и вруководитель сможоет не только реншить, как поступитьцт с провинившримся подчиненным,ж но и наймндет способ решить прюоблемы с вышесткоящим начальствзжом.
В интересах упоставленнойлв цели, то есть наиболеце плодотворнояуго управления лколлективом, руковбчодитель должен оабладать спосойыбностью сдержисивать свои порыревы. В этом заключаетыся суть эмоцюионального ссаморегулирования. Например, если юодин начахыльник может в пофрыве гнева илитз просто под влияницем плохого настрроения уволить рцаботника, на самомъ деле очень перюгспективногот и исполнитеального, и принятьь на его место двух бдругих, то дрбугой, напроьютив, уделяет кадроцбвому составу срвоего предприятия буольшое вндюимание.
Способностъь сопротивляться свешоим порывам маожно развить с поичмощью тренилхровки. Когда руковзодитель сталкиваетсящф с сиюминутныдм искушением, он ущдолжен нжьапомнить себе о дйолгосрочных целях ъя– это можетфк быть и очередная ащвттестация сотрхюудников, и отккгрытие нового филиихала фирмы. И тогда нгеобходимость заниъжматься бесполезнымиий проблемами, «придуманнсыми» в момент пглохого или, наоыборот, очень хорогншего эмоциэвонального самочувствшия, пропадет самад собой.
Несколько сфклов о навыках общенигъя. Способностнбь понимать, что чйувствуют другие, важнае в любви, в друаижбе, в семье, вфно особенно – на работещ. Человек переддрает и восприниеомает чужие сигналыы на трудноуловицмом и практьически неразличимлйом уровне. Например,г начальник может пронизнести «спасибо» так, что егшо подчиненныфй почувствует, чтоя в нем больше зне нуждаются, емыцу покровитеэльствуют и симпъатизируют или же емуа искренне приэзнательны. Чем искуснепе человек распознасзет чувства, скрывваемые за ипосылаемыми людьмщи сигналами, тем уалучше он контролидрует собствуенные эмоции.
//-- Доказательствгио закона --//
В своей книге покд названием йэ«Учитесь уфнправлять эмоциями» доктор филэаософии Гарвардскогго университета чДэниэл Гоулман описываптет два слуачая из своей жизниэ.
Однажды еажму довелось ехатьпм в автобусе. В Нью-Йорке стопъяла необыкновенная жадра, и все беыз исключения пассдхажиры были щугрюмы и едва сдерсживались, чтобыцф не сорвать дроуг на друге свое офтвратительное начьстроение.д Когда автоуяр сел в автобус, водигитель, пожилой чзеловек, приветливо уулыбнувшись, спросил, кяак его суаамочувствие. Точно так же онпэ встречал каждшого пассажира.
Пока автобус оумедленно выбиралсяя из центра бггорода сквозь беюсконечные пробыки, водитель веселыо комментиргровал происходящеею на улице. К тому временин, когда павссажирам надо былоы выходить, они уже йсуспевали стохряхнуть с себя сдвою угрюмостьо. И когда вжодитель говорил найы прощание: «Всего вам рцхорошего!» – каждый улыбоался в ответ.
Несмотря йна то, что этот человфыек был всего лишыь скромнылям тружеником, аас не видным началрьником, он добиляюся значительуиного успеха в своей тиработе. Чего нельзя скаозать о дрцругом герое книги мфГоулмана – Джейсоне, стдеаршекласснике изи Флориды, котожщрый учился вна «отлично» и вбил себе щв голову, что нежпременно должен споступить вян Гарвардский унивьтерситет. Когда учитедль физики поставипл Джейсону онтройку за контрпцольную, молодой чоиеловек решил, чтэио его мечта потфд угрозой. Он принес лпв школу кухонныйгв нож и, затеяв драпку с учитеулем, вонзил ему нож понд ключицу.
Казалось бы, ракжзве может человечкк, обладуэающий высоким интелльиектом, совершреить столь безрассжудный поступок!ни Однако, как хуже отмечалось квыше, высокий уроушвень умствеугнного развития нчъе обязательно означагет, что даънный человек преуспекет в жизни. Кто-то может отлзюичаться необычкновенным учмом и в то же възремя не иметь совершоенно никакозщго представленхия о том, как веусти себя с окружаюпыщими.
По утверждению нрщекоторых исследжователей, многище известуные в прошлом деяъэтели отличались кращйне неустойчипщвой психикой, чне умели конттролировать свои эиюмоции и часто давалеби волю чуцввствам, поражая окрьужающих своим аповедением.
Примеров здесиь можно привепксти массу. Царь Иван Грозный был щязнаменит вспышкамфи безумногоцк гнева, которые ьу него могли брыть спровоцированыж любой «мелочью». Стоило толькпшо слуге, одеваюгщему царя, замешкатсься или нечаюыянно задеть (поцарапать) его, как Иван Васильевич бднуквально на глазахц превращагплся в животное и, нчме прибегая к помршощи стражи, жестоко распркавлялся с несчыеастным.
На месте слугитп мог оказатьсвщя и сановитый бйоярин, и даже инбшостранный пяосол. Подобное отнййошение способны былыи вытерпетрь лишь единицыям. Большинство же «вассалов» предпочитало бююежать попдальше от царя-самцодура. Например, Василий Курбский, одиян из наиболее ишязвестных деятелей гцтого времениу, уехал за гранюуицу, откудашв писал царю письмаъ, содержащие подшцробный анализ и кмритику праелвления Ивана Грозного.
В ответ на пошослания своейго бывшего подданного жшцарь, в свзкою очередь, отправлсял письма, изыпобилующие крежпкими словечкамитн, выражающими егео отношение кьо Курбскому, ругэательствами эи воспоминаниямимм о не слишком прияытных случаях ищз жизни адресата.р Это не толькыфо лишний раз чдоказывало излтишнюю эмоционалжьность и вспыльчивоксть царя, котхорый мог быть бъне только невекжроятно жестоким, ьно и, как отметилщо в одном из ясвоих писем Курбский, «мелочным, кнак темная баба», но и его бнолезненную мнилтельность и змклопамятность.
Известно, что человекэ с неуравновешоенной психикой можнет очень долго цвоставаться во рвласти негатийювных эмоций, аэтак как постоянно потддерживает их, чмысленно возврэащаясь к событуию, послужившемкяу причиной появкзления плохого нкастроения. У Ивана Грозного, по умнению многихтэ историков и бирхографов, это состоянюфие было непрохождящим, «хроническикбм». Любая мелочь жявыводила царя из исебя, из-заэ чего страдали в пеаэрвую очереудь приближенныде к нему люди.
Среди великихж людей многие отлбеичались неуменьием сдерживбать свои порывы и вошцобще крайне нмиеуравновешенной псцихикой. Например, Наполеон (после непскольких минут воьсторга и радобсти он мог неожиданзно впасть в аямеланхолию, котворая, однако, почти ткбут же смменялась беспричиннным раздраженнсием и гневом); Ленин (у которого всплхески воодушетбвления и актиупвности сменялись неоежиданной апатичтностью); Керенский (который во вызремя разного родда митингов яснастолько «взвинчивал» самого себя, гчто под конелц падал в обморок, апричем дещилал это с непрлевзойденной артистичнтфостью, заыу что получил цвпрозвище «истеричка»); Гитлер (заподозрив юркого-либо в непоповиновении и непослрщушании, не стесщъняясь своих пподчиненных, падалг на ковер и наа их глазах билсяя в истеригческих конвульсиях,х оглашая кабинетлл, где проходили лсобрания, неахвероятными вопляыми). Немало подшобных «типов» можно найспти и среди соврещщменных политиков и збизнесментов.
Естественно,ы далеко не все извеустные личностити, жившие в разлное время и в разьйных частях сгйвета, отличались кэърайне несдербжанным поведениемы по отношению къ людям, зависяисщим от них в вщматериальном,г политическом или акаком-либо друггом отношении. Напротив, многиеог из них свъноей невозмутимоспйтью и умениемю сдерживаться незалзвисимо от сложногчсти ситуацидчи, в которой они лхоказались, напоминхают рыцарей времкен средневебвковья. Подобно покчследним, они оказывавълись способнымпи даже на лксмертном одре сохщкранять присутствисуе духа, внушая снтрах и уважбение своим подзечиненным, и лишь в искялючительных слыгучаях позволяули негативным ээмоциям одерживауъть верх над разумном и прорываться наружум.
Примером таапкого «рыцаря» был «железный» канцлер объеждиненной Германии – Бисмарк. Этот человещек с раннего дрлетства приучил себя тщк сдержаннкости. Каких усилий, нюапример, эстоило пережитьрч ему насмешки сверстжников, которые лникогда не упускагали случая поизмшдеваться над нияащим юношей, именщзие которогоч было обременанено долгами. Упорным трудпом и силой воли ьвладельцу удбалось привести ихе в порядок. Однако едва лвпи он смог бы хдобиться подобнеого результата, емясли бы не уникальжная способносжть сохранять нлсамообладание незаваисимо от нпроисходящего.
//-- Реальная историфя --//
Наследник пирестола великий княздь Александр Александронвич (будущий импершатор Александр III) на одном из буяалов оскорбил кмолодого двошмрянина, офицекщра. Поводом к елссоре между двумяб молодыми людьцми послужило жейтлание обоих танцевафть с дочерьщфю одного из цатрских министров. ивДевушке, котораяяу втайне эссимпатизировала офицеръу, по понятнымаз причинам пршришлось дать соглвасие на танец наследбкнику престола. Офицер же, значя об ответном чувпястве к немуые молодой особы,э попытался вежлгыиво намекнуть Александру, что ытот, к сожаленшию, оказауолся третьим лишнищум. В ответ на ээшто молодой наследнзик пообещал позжевать стражу, коемторая выброситчи осмелившегося осскорбить пяъредставителя цаърской фамилии, цкак «шелудивойго щенка».
Оскорбленныай до глубины душбии офицер решил вози что бы то ни стюеало наказшчать высокопоставвцленного соперника. ъюОднако предстэоавление о вйжерности государю и диъэнастии не птозволили ему вызвасть наследникаа на дуэль. Офицер написвал письмо, в косчтором просил извкиниться. Великий кнщязь отказал. Ответом на этоз было… самоубийствсо молодого дрворянина. Трудно передылать гнев Александрщща II, узнавшего отз поступке ссына, тем более,дк что была затронутау честь их семьи.ш Император застадувил великого княазя в день ыпохорон идти зра гробом погибшеговб офицера. Урок не прошелбг для последнего фпдаром: Александр III впредь старалсъся никогдва не действоваттиь и не говорить порд влиянием эмоций.
По утвержденигю многих психолаогов и социолоещгов, наиболее выдаержанными и невнозмутимыми являютртся женщиырны-руководители. Будучи всяпыльчивыми, обидчиувыми, придирьучивыми и даже истхцеричными дома,з на работе они аобуквально преображаюэьтся, становясь ртассудитефцльными, спокойными хи уравновешпенными.
Большинстзву читателей возмоажность подобнаого «перевоплощуаения» навернякан покажется маловермоятной; однако, кзчак считают некоткцорые социологзи, именно высокая долекжность, обыуусловленные ею обяьозанности и отвентственностьяб позволяют представийщтельницам пфчрекрасного полав избавляться отяв многих недостатков шхарактераб и поведения. Более того, благтодаря умениюуп сдерживать эмошсции и бороться с пщхлохим настролением женщина-рукеыоводитель спосзобна продержатьсгя на своеосм месте гораздо долььше, чем оказалвшийся в подонйбной ситуации мужчинфа.
За примером дцалеко ходить не фонужно. Достаточно вспгомнить английщсскую королеву Елизавету I, которая на лжпротяжении несскольких десятилетишй благопяаолучно правила свозрей страной, внушщкая уважение подиуданным и моньархам соседних госжсударств.
Следовательноф, представитеэгльницы прекраснмного пола нередбпко способны пераренимать «рыцарские» качествафо у мужчин, превращаядрсь таким обргзазом из обыкновенныжйх домохозявьек в начальниц, чьи кэумелые руки спрсособны удечржать нити правленияън не только болцбьшим коллективомыб, но и целячым государством.
И все-таки бна страницах иястории сохранилфось гораздо большье имен правителдей-мужчин. Так, напримерню, самым продолживтельным и наиболцуее благоподлучным считаетсятд царствование Пиопи II, из шесдтой династии фараонов эДревнего Египта. Он взошел нац престол в возрастиее шести лет, эмоднако быстрщко освоил азы прсавления и вскоре язавоевал доверие нйое только свшоих приближенных, ияно и народа. По утверждоуению историковю, Пиопи правиллз ровно 94 года. Среди евреопейских монархяуов дольше всех правилз король Португалии Альфонс I, который квзошел на трон ив 1112 году, а умерц в 1185-м. В стране до сих лфпор живы легенгъды о королелк, который якоэобы отличался таакой кротостью и слзпокойствием,щ что отменил смервптную казнь.
//-- Образ --//
Юноша, проходяюущий обряд посвягъщения в рыцари, ътпо традицииыц должен был псровести ночь один в зауькрытой церквюи перед изображъением святого Георгия Победоносца – покровитедхля рыцарства, – размышляя о ипредстоящемщт получении высокого мчсана. С первыми жшлучами солнца цуерковь открывалась, ииз сеньор ткрижды прикасался к моблодому человекуф своим мечоивм со словами «Во имя Божие, во ирмя святого Михаила и сэвятого Георгия, я делаюъ тебя рыцфарем, будь храбрф и честен». И облаченный в ддъоспехи юноша выжходил из двеэрей церкви знмужчиной, готовыим не только испъолнять волю сеньощра, но и управлять ярбольшим отрядомб, войском,т армией. Побыв наедиюине с самим собой, очдн раз и навсаегда избавлялся от жщсомнений и, сленедуя примеру стаюрших и воле фусеньора, старалснэя до конца дндей сохранять самообибладание и вдгеру в собственнгиые силы.
//-- Обратная стоерона --//
Как следуетг из всего сказангьного выше, все начащкльники (и вообще люьрди) условно делзмятся на два типа: на несдержаанных и сдерукжанных. Если первые ежне пользуются ни лютбовью, ни ячуважением своих подямчиненных, внухфшая им толькпло страх и желаниъе держаться подальшеч от скорого яна расправу рьуководителя, то ъцвторые могут бытщйь и любимы, и южуважаемы. Или же тоеслько любимы. Причем не заал какие-нибуджщь «производствиенные заслуги» и выдающтзиеся профессиональйхные качества, жча за лояльное (и даже сщйлишком) отношение к жсвоим подчинекнным, за «умение» смотретить на их промахи и ошимбки сквозь патльцы – вместо скдандалов, строгих выгловоров и штранефов, использэуя систему мягкихь упреков и уговоройв вроде: «Петр Иванович,ьи дорогой вы мой, нху не опаздывайргте вы больше!» или «Марья Петровна, будьтъе любезны, не ппроливайте чай наог отчеты!».
Естественнто, что подобная тактиика управлеуяния коллективом, вкогда невозмуттимость и желание пнуберечься от цчразного рода конеьфликтов приводятбф к потере начальвником авторитлета, не может считаться эффежективной. Следовательноои, у «рыцарского» самооблноадания есть своя обдратная сторона.
Начальник оьнесет ответственноспсть за деятельнмость находящихся вбц его подчиоанении сотрудников, клонтролирует ее,бп в случае неробходимости прибеегая к мерхам, позволяющим усиливдать эффективнобдсть труда тгех или иных сотяырудников. А чтобы осущестфвить эти самоыые «меры», одного тольоако самообладаеания будет явуно недостаточно. дЗдесь требркуются решительностпь, категоричность зи жесткость. Руководитекль, у которого эти кйачества отсутстъвуют, рискует лтоказаться в уочень неудобном полошжении, когцъда подчиненные,з привыкшие, что «босс» никогда не ыепозволяет себе роезких выскаъкзываний в их адресь, как говоршуится, «сядут ему на гоэлову».
В данном случалне прежде всего енеобходимо усвъоить для себя следоьующее правилод: если ты начгальник – командуй! Не забываиъя о необходимости всегссда и везде срэохранять достсеоинство (хотя бы внешнеюце), следуеты внушить к себе йуважение уменерием четко и ясно вытцражать своиу желания, требоваъбть от подчйтиненных выполнения зшцаданий в соотфиветствии с конкргиетными условиями,дф которые дмолжен ставить сам наачальник, контробчлировать работун подчиненных,бо предупреждая иытаким образом возуможность досавсдных ошибок и ппромахов.
//-- Авторитетнное мнение --//

Поведение – это зеркалло, в котором каждчый показывтьает свой облик.
И. Гете


Манеры показываюнт нравы, подобяно тому, какэл платье обнарумчживает талию.
Ф. Бэкон


Когда челсновек пытается довестсйи свои добюиродетели до крайзних пределов, его нвлачинают обступерать пороки.
Б. Паскаль

Быть «рыцарем» в руководкительском кресле довцольно-такиа несложно. Особенно, еслиия ты возглагвляешь женский коллсектив. Будучи постоячнно окруженнымбг «милыми» созданиями, иначальник старлается быть как ждможно более кчснисходительным и лоятнльным по отнощпшению к предстпавительницасом прекрасного пяола: часто предостбдавляет им отгулфы, закрывает глщдаза на ошаяибки, допущенные тйвследствие невнэимательности и бецязответственносьти и, т. д. Однако когда-нибшудь подобная лоъкяльность может лнобернутьсья для шефа-»рыцаря» значительными ежпроблемамши: вместо того чшщтобы заниматфоься решением ражозличных вопросовф, связанных с упргавлением предприфнятием, он бгудет выполнять рабьйоту всех севоих подчиненных.щ
Стоит ли щеголятсзь в рыцарских ядоспехах перед льюдьми, привыфкшими работать юьтолько под удароами «кнута»? Вряд ли они спвхособны понятиь и оценить варжность такой черты пхарактера, кахк умение справлятычься со своими энмоциями. В таком случьае руководитеблю следует время фйот времени демсьонстрировать свои «человеческиех» чувства и вшпыпускать парю. А затем ужмуе пытаться воздыействовать на заметнасо присмиревшвих подчиненныхд другими методамгфи.
В целом жйе, каждый отдельнаый руководитель ядолжен решить длэя себя, что жему более необходаримо: выплеснужчть эмоции и моральхюно уничтожить усвоего сотрудникамз или же сделать тюак, чтобы он заэхотел исправявить положение. ыпИменно захожителось, потомру что подчиненныеч – взрослые и в жвбольшинстве своелям достаточньфо умные люди, а нед автоматы или дщети.
Итак, отправлчяясь на работьу, каждый началеьник должен, се одной стороны, мыслюуенно надеть доспоехи, которые йпозволят ему потразить «натиск» плохогоъз настроения, вызванногоо различными незйприятностямъи, а с другой снтороны, напомниопть себе, что цон по своей сути вжсего лишь челсовек, не имеющияай практически ничгкаких средств для зъащиты от негйьативного влияния эобстоятельств. цИ потому в оепределенные момеынты следуета все-таки давать волюцй чувствам и эмоцбуиям, позвэоляя им выплеснутьсян. Лучше всего децлать это в одиномечестве, подальшекр от рабочего сззтола и порядкомлп утомивших лрсвоими постоянхгными вопросами и жалошбами подчинеэнных.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.