Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 16 страница



е) хирургия и ее применение.

Терапия различных «сводов» состояла в лечении огнем или в надрезании. Из папируса Смита известно, что гнойные язвы выжигались «огненным сверлом» в форме пылающего деревянного жезла. «Ты должен сделать ему выжигание на этих язвах». Лечение жарой рекомендовалось как терапевтическое средство при «мясном нарыве», который следовало «испытывать огнем», и при гернии. Ее следовало согревать, чтобы «запереть его (нарыв) от живота (человека)». Огонь использовали и при лечении надрезанием, чтобы успокоить кровотечение. Например: «если кровотечение весьма сильное, тогда ты должен выжечь ее (опухоль) огнем». Или «он (нож) нагревается в огне, его (нарыва) кровотечение невелико».

О самом лечении надрезанием мы весьма мало узнаем из письменных источников. Например: «Ты должен сделать ей (опухоли) сечение ножом...» или лаконично «ты должен ему сделать лечение ножом». Нож, обозначенный в папирусе Эберса как hmm, вероятно, был операционным ножом с металлическим лезвием. В новоегипетской «Сказке о двух братьях» говорится о том, как один из братьев Бата кастрировал себя при помощи тростника.

Оперативно-технические данные о виде «хирургического» вмешательства полностью отсутствуют в папирусах. Говорится лишь: «Ты должен подтолкнуть ее (опухоль) вверх прибором hmm.» Кроме этого простого лечения надрезанием, другой, весьма загадочный случай представляет собой энуклеацию или очищение (КоШ, Schwarzmann, S.122). «Когда ты обследуешь нарыв 33t на какой-либо части тела человека, ты должен наложить на него повязку; и ты обнаружишь, что он уходит и приходит и держится на мясе, которое под ним...Тогда ты должен сделать лечение ножом, которым схвачен прибор hnw. Ты должен надрезать его ножом ds. В нем нечто, подобное внутреннему органу (mndr) мыши. Ты должен вытащить его ножом ds, не вытаскивая ограничений, находящихся на краю и прикасающихся к мясу; схватить прибором hnwjt. Нарыв, напоминающий голову, лечить также (рЕЬ 875 (109,2-11 )=(IV 228; V 396). Грапов предполагал, что названный выше нож с1з представлял собой операционный нож из кремня, использовавшийся и при обрезании (Grapow, 1956, Вd. Ш, S.105). Последнее относилось к ведению не врачей, а жрецов, и поэтому здесь не рассматривается.

В качестве еще одного потенциально мыслимого «хирургического» вмешательства следует упомянуть и оспаривавшуюся длительное время трепанацию. Палю недавно удалось собрать аутентичные случаи трепанации черепов при жизни и доказать, что это вмешательство действительно производилось в древнем Египте (W.P.Pahl, Agyptische Schadelchirurgiе, 1993). Трепанация была чрезвычайно редкой, не упоминалась

в письменных источниках и, может быть, также не относилась к области врачей swnw.

Об инструментах, использовавшихся при лечении ран, не дают достаточной информации ни тексты, ни материалы раскопок (кроме находок полифункциональных игл). Лишь для римской эпохи нам известен врачебный инструментарий. «Рельеф инструментов» птолемеевского храма в Ком-Омбо, который Траян (или Марк Аврелий) посвятили связанным с целительствам богам Хароэру (Хору Старшему) и Собеку, показывает ряд, вероятно, врачебных инструментов, некоторые из них были известны и ранее. Многочисленные попытки трактовки инструментов, показанных на рельефе, весьма спорны, многие интерпретации фантастичны, что не удивительно при нынешней ситуации с источниками. Трактовки стандартных инструментов, тем не

и                                                                    т-ч        и                          

менее, не представляют такой сложности. В дальнейшем мы следуем интерпретации Сабри Кольта и Шварцманн-Шафхаузер (С. 125-127).

Рельеф из Ком-Омбо разделен на 4 горизонтальных регистра, рисунки следуют из левого верхнего угла в правый нижний. Верхний регистр содержит 13 инструментов: 1) игла с круглым отверстием-ушком в нижней части (другие интерпретации -приспособление для удаления стрел или острый крюк); 2) острая лопаточка или ланцетный нож или зубные щипцы; 3) плоский клинообразный нож или пила; 4-5) две иглы без ушек с вилкообразными концами, вероятно, для наматывания пряжи (два крюка, зонд и острый крюк); 6) двойной нож или двойная ложка с поперечными линиями; 7) инструмент, применявшийся при церемонии «открытия уст» или нож с необычной формой рукоятки; 8) плоская пила; 9) дрель; 10) дилататор для распорки раны или зеркальце; 11) возможно, зеркальце; 12-13) два ирригатора или клизмы, задняя часть которых была, вероятно, мягкой (другие версии - два катетра или лезвия).

Второй регистр состоит из 14 инструментов: 1) сверху - сосуд для благовоний; 2) рядом - мешочек для порошка (другие версии -хирургический тампон или мешочек для красок, или клизма) 3-4) ниже - два крюка; 5-7) три ложки; 8-9) двое щипцов с рычагами для удаления чужеродных тел или краниокласт и щипцы; 10) сверху -сосуд с ручкой (или пинцет); 11) плоский нож, с открытым плечиком на нижнем конце, в которое можно ввести палец; 12) сверху-нож; 13) посредине - сосуд для омовений или ступка; 14) внизу - сосуд для окуривания с фитилем или ступка.

Третий горизонтальный ряд содержит 9 инструментов: 1) щипцы, вероятно, для вырывания зубов; 2) щипцы с ушком и крюкообразной рукояткой, вероятно, использовавшейся для содержания игл и крюков, или щипцы для зубов и костей; 3-5) мешочки для медикаментов или для красок или клизмы; 6-7) два глаза Хора, использовавшиеся как единицы веса (мера dbh); 8) весы; 9) внизу - сосуд с растениями папируса и лотоса.

Четвертый и последний регистр содержит также 9 инструментов: 1-2) сосуды для кровопускания (банки); 3) мерный локоть с делениями или держатель инструментов; 4) большие широкие ножницы; 5) футляр для инструментов или бандажей, губка или пористый камень; 6-7) две острых ложки, возможно, для удаления зерен трахомы или два двойных зонда; 8-9) два комбинированных ножа (с круглым или острым лезвием) или два шпателя с мазями или два ножа с зондами.

Из указанных инструментов можно выделить стандартный инструментарий: нож, ножницы, пилу, крюк, щипцы, ложки, банки, глаза Хора как единицу массы и весы, в качестве вспомогательных приспособлений сосуды и мешочки. Однако эти существовавшие в римские времена инструменты невозможно перенести в более раннюю эпоху. Чтобы понять, использовались ли эти стандартные инструменты уже в древнем Египте, следует рассмотреть все имеющиеся в нашем распоряжении источники. Из текстов известны приспособления "для толкания" (hmm), «отрезания» (ds) и «обрезания» (hpt), под последним следует понимать нож. Известно также устройство hnwh ДЛЯ охватывания нарыва, что может указывать на щипцы (или пинцет), впрочем, это значение становится проблематичным из-за детерминатива «кожа». Другой текст указывает на «вычерпывание» нарыва ножом ds, который, вероятно, можно сравнить с острой ложкой. Однозначно лишь то, что глаз Хора использовался в качестве единицы массы еще в древнем Египте. В медицинских текстах эта единица часто упоминается. Так, мы читаем: "Заклинание для меры dbh, чтобы измерять лекарственные средства. Что касается этой меры dbh, которой я измеряю это лечебное средство, это мера dbh, которой Хор измеряет свой глаз...Это лечебное средство отмеряют мерой dbh, чтобы заставить все болезни уйти". Не содержится на рельефе из Ком-Омбо и "огненное сверло", о внешнем виде которого дают примерное представление      другие

источники.

18. Психические болезни.

Текстам египетской медицины известны душевнобольные, но им не посвящено ни одной книги, ни одного раздела в трактатах. Для этих случаев не было и специального врача. Душевнобольной считался в глазах общества человеком, заслуживающим сожаления, сравнимым со слепым, парализованным или карликом, о которых должны были заботиться другие. Поскольку для психических болезней невозможно было найти «естественную» причину, то в качестве объяснения оставалось лишь предположение, что здесь произошло вмешательство руки или «дуновения» богов и демонов. Поэтому душевнобольного обозначали как «человека в руке бога». Этот образ не следует понимать в нынешнем смысле этого слова, т.е. что этот человек занимал привилегированное положение по отношению к своему богу и находился под его защитой. Скорее имеется в виду «рука бога» в качестве причины, которая охватывает человека, бьет его или овладевает им, так что человек становится «одержимым». Сама эта характеристика уже показывает, что здесь требуются не медицинские тексты, а религия с ее возможностями молитвы или магия с ее заклинаниями.

В медицинских текстах мы везде наталкиваемся на необъяснимые явления, в которых речь идет о том, что «нечто вступило извне». При этом слово «извне» обозначает области за пределами нашего ощущаемого мира. Поскольку согласно египетским представлениям сердце является вместилищем рассудка и настроения, в высказываниях по поводу сердца чаще всего локализуются подобные феномены. В глоссе о сердце говорится: «Что касается ярости из-за (явления), вошедшего извне, это означает, что сердце в ярости из-за явления, вступившего извне». Поведение человека, следовательно, является последствием поведения сердца, и это вновь возводится к воздействиям извне. Уже Эббелл узнал в этой ярости состояние "маниакального душевного состояния". Здесь следует различать, поражено только лишь сердце или и сам человек тоже: когда сердце находится в состоянии помрачения и наступают приступы потери сознания, действия сердца соответствуют действиям человека. Даже когда сердце «переполнено» и это объясняется забывчивостью сердца («как у того, кто думает о чем-то другом»), это также обозначает соответствующую реакцию у человека: он не может более вспомнить о вчерашнем дне, как указывается в описании старческих жалоб. Это же верно и тогда, когда сердце отвлечено и забывчиво, причем причиной этих нарушений является вредоносное влияние мага-жреца. Это может обозначать, что сердце пренебрегает своей нормальной работой, т.е. бьется нерегулярно или слабо: вариант «сердце на конце» (вместо «забывчиво») в названном выше описании старости указывает в этом направлении. Это совершенно однозначно, когда сердце не говорит и сосуды сердца названы немыми; здесь, естественно, нем не сам человек, а его пульс не прослушивается.

В соответствии с лечением демонической болезни, вызванной инкубом, упоминается средство для «изгнания забывчивости сердца, бегства сердца и уколов сердца», что Грапов понимал как «забывчивость, бегство мыслей и угрызения совести», но сто, вероятно, означает «органические» дисфункции сердца: нерегулярный пульс, приступы слабости, колющие боли. Весьма спорным остается вопрос, являются ли фразы о том, что женщина «не может видеть» или «не может слышать сказанное» свидетельством «ментального» феномена. В офтальмологии также существовали средства против нарушений зрения, а среди средств от ушных болезней встречается слечай уменьшенной способности слуха.

Один случай психического нарушения упомянут в сравнении: среди ран черепа в «Книге ран» находится осколочное ранение под кожей головы, т.е. без внешне видимого ранения. Последствия его, впрочем, примерно те же, что и в случае душевной болезни (паралич половины тела и нарушение зрения), поэтому врачу советуют не путать оба случая. При потере сознания в связи с осколочным переломом кости виска в качестве сравнения приводится болезнь, вызванная «воздействием извне» (Арорlexia cerebri, согласно неврологу Герхарду Риттеру).

Некоторые из этих болезней имеют в египетской медицине собственные имена, например «погружение» (вариант болезни, вызванной инкубом), в котором предполагают эпилепсию. Наряду с заклинаниями против не применяются средства для питья и приема внутрь, иногда также мази. Среди лекарст немало определенных логически: кал осла, мошонка буланого осла, свиной жир, кровь каменного козла, растение «бычий шар» и моча девушки - одним словом, средства, весьма пригодные для борьбы с инкубами всех видов!

Вне медицинских текстов описываются также случаи старческого безумия. Кроме того, упоминаются припадки душевного расстройства или краткосрочные нарушения душевных функций: приступ потери сознания главного героя «Повести о Синухете» при аудиенции у царя и помрачение разума как момент, вызвавший его бегство за границу, являются здесь главными примерами. Сюда же относится любовное безумие, которое можно вызвать благодаря волшебному средству, так чтобы очарованная бегала за мужчиной, «как бык за кормом». Широко известен отчет Унамуна о его поездке в Библ (11 в. до Р.Х.), в котором отмечается и ранняя форма религиозного пророчества: во время принесения жертвы Амон овладел жрецом и привел его в ярость, продолжавшуюся всю ночь. Повеление египетского бога, переданное в состоянии одержимости, дало истории положительное завершение. Египетской литературе известны также пограничные случаи болезненной ностальгии, ревности и любовного страдания.

19. Болезни матери и ребенка (гинекология и педиатрия).

I. Учебные тексты.

Идентична ли «книга» учебных текстов о женских болезнях, которая содержится в папирусе Кахун (ок. 1850 г. до Р.Х.) с «Книгой о состоянии женщин», известной Клименту Александрийскому (ок. 200 г. н.э.), остается неизвестным. Отдельные гинекологические учебные тексты содержатся также в папирусах Эберса, Смита (обратная сторона), Рамессеум III и IV ; таким образом, существовали папирусы, посвященные лишь женским болезням.

Папирус Кахун не имеет заглавия, по крайней мере в начале. Возможно, что оно находилось в конце свитка, однако от него ничего не сохранилось. Поэтому папирус начинается с заглавия первого случая: «Искусство лечения [женщины, чьи глаза] больны, так что она не может видеть и страдает в области затылка. Тогда ты должен сказать: это [избыточные вещества] матки в ее глазах. Что ты должен сделать против этого: окурить ее ладаном и свежим маслом; окурить ее вульву этим; окурить ее глаза "бедрами иволги". Затем заставить ее съесть свежую ослиную печень."

Уже из этого первого случая "Книги о женских болезнях" становится понятным, что ее учебные тексты весьма кратки по сравнению с "Книгой желудка", "Книгой ран" и "О нарывах". Здесь нет обследования и определения симптомов: они обнаружены уже в заглавии, за которым следует диагноз. Отсутствует и вердикт (за исключением двух случаев). Терапия приводится довольно подробно. В нашем случае болезни глаз и ушей возводятся к болезнетворным веществам, исходящим из матки. Очевидно, не только желудок считался очагом болезни, из которого непереработанные продукты гниения по сосудам распределяются по организму, но и матка. В "Книге сосудов" матка не упомянута (там описан мужчина), но можно полагать, что согласно египетской теории матка при помощи сосудов сообщалась со всем телом. Оба лекарства, "ослиная печень" и "бедро иволги", указывают на магические представления: в осле воплощается бог Сет, многократно стремившийся предотвратить рождение своего заклятого врага Хора уже во чреве его матери Исиды, например, при помощи преждевременного кровотечения, при этом Исида была вынуждена защищаться при помощи амулета, т.н. "крови Исиды", который она вводила в вульву как тампон. Примеру из божественного мира подражали в различных вариантах будущие матери и женщины, страдающие болезнями матки, здесь это выражается в поедании (т.е. уничтожении) частей осла. Иволга считалась птицей, связанной с половым сношением, изображавшимся в завуалированном виде в сценах ловли птиц.

Второй случай посвящен женщине с болями в утробе, рядом с животом. Врач должен спросить ее: "Что это ты обоняешь?" Когда она скажет тебе: "Я обоняю жареное", тогда ты должен сказать: это излияния утробы". Единственное лечение состоит в окуривании "чем- нибудь, что она (также) обоняет как жареное". Уже первый исследователь папируса Ф.Л.Гриффит трактовал этот случай как рак матки ^rc^orna uteri), при котором возникает такой характерный запах. Египтянам не обязательно был известен рак во всех своих проявлениях и воздействиях, но им могла быть известна типичная форма проявления этого варианта. Кроме симпатического лечения курительным средством с тем же запахом, египетские врачи не предлагали никакой терапии.

Следующий случай посвящен болям в заднем проходе, области половых органов и «корнях» бедра; их диагностируют как «испражнения матки» и лечат напитками.

Лишь два текста посвящены проявлениям болезней матки, возникшим вследствие родов. Боли в области половых органов, вульвы, окружения вульвы и задней части тела приписываются «сильному увеличению вследствие родов» и лечатся вливанием свежего масла в вульву и задний проход. Когда же все члены болят и женщина испытывает страдание в области глазных полостей, то речь идет о «сужении матки вследствие родов». И от этого помогает средство для питья.

В большинстве случаев ссылки на прошедшие или предстоящие роды отсутствуют: кроме болей в нижней части тела часто упоминаются части тела, не имеющие ничего общего с маткой, но могущие заболеть вследствие ее испражнений и излияний.

Когда женщина страдает от зубной боли и не может открыть (?) рот, то это возводят к спазму жевательного мускула ^rism^), вызванному из-за утробы. Кроме средства для окуривания, предписывается вливание в вульву, состоящее из «мочи буланого осла на второй день после того, как он ее выделил». Затем следует неизлечимый вариант: «Когда она страдает в области половых органов до вершины ног и до ягодиц, это ядовитая змея, с пути которой следует уйти». Имеется в виду, что болезнь проявляется как токсическое воздействие ядовитой змеи. Термин служит для обозначения неисцелимой болезни. «Моча буланого осла», как и в первом случае, указывает на бога Сета.

Даже когда у женщины болит затылок, область половых органов и уши, так что она не может слышать говорящееся, за это считается ответственным перемещение или сдвиг матки. Интересно указание по применению, показывающее экономию в редакции текста: «Тогда ты должен сделать против этого то же, что и любое лечебное средство для изгнания избыточных веществ матки», при этом упоминается первый случай, в котором описывались подобные явления в шее и глазах. То, что оба случая взаимосвязаны, показывает и оценка невролога: «Эти данные дают возможность с известной вероятностью предположить, что в связи с заболеванием гениталий наступило интракраниальное осложнение, т.е. метастазация первичной опухоли. Описанные симптомы были бы в таком случае выражением повышения интракраниального давления: оцепенение затылка... с последующим амаврозом вследствие атрофии зрительного нерва и помрачение сознания, в результате чего пациент не мог слышать говорящееся, с ним нельзя было говорить» (Герхард Риттер, цит. Вестендорф, С. 196).

В одном случае боли в вульве и во всех частях тела сравниваются с теми, которые испытывает «вышедший». При болях желудка мы уже встречались с этим теримином в его полном варианте: «вышедший из эмбриона»; он описывает боли при наступлении схваток, которые египтяне представляли как действия ребенка, пробивающегося к месту рождения, подобно тому как в Амарнском гимне Солнцу птенец проклевывает яйцо. Терапия этих «кажущихся схваток» весьма проста: женщина должна есть жир, пока не выздоровеет.

В случае заболевания «водянистым» (неконтролированным) испусканием мочи источником считался не мочевой пузырь, а матка. Рекомендуется весьма подробная терапия: «Бобы; некий плод; луковица (?) кипрской травы; тонко измельчить в «водянистом» (разведенном) пиве, 1 гин (0,5 л); сварить, пить 4 раза по утрам. (А именно) она должна проводить день, лежа и голодая. Она должна вставать рано, чтобы выпить гин средства. Она должна проводить день, голодая, пока не наступит время после завтрака». «Водянистое» пиво вновь является симпатическим средством.

Даже боли в ступнях и ногах при беге возводятся к «испражнениям» матки, однако лечение производится при помощи натирания больных ног и рук глинистым илом.

Лишь один случай (Кахун, №17) посвящен послеродовым осложнениям, упоминаются кровь и плацента, боли в голове, во рту и части руки. Диагноз разрушен, но от терапии сохранилось натирание осадком сладкого пива и, вероятно, форма окуривания.

Затем рассматриваются три случая: «[Когда] от нее ничего не исходит, то ты должен смешать переработанный финиковый сок с осадком сладкого пива; заставить ее сесть на него". Когда у женщины что-то выходит, она принимает средство для питья. "Если же у нее идет кровь или избыточные вещества..." (здесь текст обрывается).

Папирус Эберса приводит среди рецептов для женщин три связных учебных текста, вероятно, взятых из "Книги женщин", но не содержащихся в папирусе Кахун.

Первый случай рассматривает болезненное истечение из женщины; хотя менструация прямо не упоминается, но, как и в последующих случаях, речь может идти о ней. "Когда ты обследуешь женщину, у которой что-то вышло как вода, причем его конец как запекшаяся кровь, тогда ты должен сказать: это ранга от царапины на ее матке. Тогда ты должен сделать для нее (следующее: взять) нильскую воду водоноса, растворить в ней мед и свинцовый блеск; помазать, сделать перевязку из тонкого льна; вкладывать как тампон в ее вульву на протяжении 4 дней". Очевидно, господствовало наивное с нашей точки зрения представление, что кровь вызвана вследствие раны, а кровотечение можно остановить, заткнув отверстие, через которое кровь вытекает. Об источнике раны-царапины мы ничего не знаем; вероятно, что речь идет о Сете, который вызывал у женщин преждевременные кровотечения и прекращал роды. Мифологическим оьразцом является богиня Исида, чей сын Хор по воле Сета не должен быть родиться, так как Хор должен был выступить мстителем за своего отца Осириса. Против вредных действий Сета женщины защищались тампоном во влагалище - и процедура приобретала смысл.

Два других случая относятся к однозначным нарушениям менструации: "Когда ты обследуешь женщину, у которой болит одна сторона половых органов, тогда ты должен сказать: это нерегулярность ее менструации". Лишь после того как она начинается, врач должен дать больной смесь из измельченного лука, некоего растения и муки из сосновых опилок и перевязать этим область половых органов. Во втором случае женщина провела без менструации уже много лет; она постоянно выделяет со рвотой нечто, подобное речной воде, а ее живот как будто находится под воздействием огня. Однако это явление прекращается после рвоты. Даигноз гласит: "Это застой крови в ее матке". Смесь лекарств (из плодов можжевельника, тмина, ладана и земляного миндаля) вместе с коровьим молоком и костным мозгом бедра быка перерабатывается в напиток, который следует пить 4 дня подряд.

Папирус Смита на своей обратной стороне, без всякой связи с предыдущим, имеет еще один учебный текст, похожий на случай учебного текста Эберса, но отличающийся способом лечения: "Когда ты обследуешь женщину, у которой болит желудок, а менструация не выходит, ты найдешь нечто на верхней стороне ее пупа; тогда ты должен сказать: это запор крови в ее матке". Предписывается многократно комбинируемый рецепт: средство для питья (из растения "вам", масла или жира и сладкого пива); специальное средство для ускорения течения крови (из соснового масла, тмина, свинцового блеска и ароматической мирры), которым смазывают область половых органов; средство для натирания области таза (растение с названием "ухо ласки или лисицы" слудет довести до гниения в масле или жире); и, наконец, окуривание миррой и ладаном, производимое "между ее бедрами; добиться, чтобы дым от него проник в ее плоть (вульву)".

II. Рецепты. а) матка.

В учебных текстах, посвященных женским болезням, матка находится в центре внимания: она сама редко была больна, чаще ее считали причиной или исходным пунктом всех видов болезней, вплоть до головы. В приведенных ниже рецептах, представляющих краткий вариант учебных текстов, этот орган во всех случаях сам является больным. В то время как врач в учебных текстах рассматривал женщину как целостный организм, теперь его взгляд был сфокусирован на матке. Группа рецептов посвящена «охлаждению матки и устранению ее жара». В вульву вводятся средства, в дополнительном предложении сказано: «Это - стяжение матки». 5 следующих рецептов уже в заглавии указывают на целевое предназначение - «стяжение матки». Поскольку дальнейшие обстоятельства или результаты обследования не указаны, мы не знаем, шла ли речь о мероприятиях после родов или о болезненном изменении матки. Лечение является тем же, путем вливания в матку.

В другом рецепте мы встречаем «разрезание жара в матке» (в этот раз без указания на «стяжение»), и здесь предпринимается вливание в вульву. Понятно, какую неясность здесь вносит сокращение рецепта: чем отличается «разрезание жара» от «жара»? Вероятно, при использовании этих рецептов врач учитывал связи, известные ему из учебных текстов.

Другая группа из семи рецептов посвящена тому, «чтобы матка опустилась на свое место». Здесь мы встречаемся с той же проблемой: идет ли речь о послеродовом лечении или о болезненном перемещении матки? Интересно также, что в шести рецептах для обозначения матки используется другой термин, чем в седьмом. Группа рецептов окружена средствами, которые можно скорее причислить к «домашним средствам» (см. ниже), т.к. с их помощью можно определить, испортилось молоко или нет.

Шесть рецептов также могли происходить из области народных средств: они используют слово «мать человека» для обозначения матки. Указания для лечения различны: предписываются смазывание области половых органов; область вокруг пупка натирают охрой и миррой; в пальцы женщины втирают кал и пиво, а затем она прикасается к больному месту; пакля, пропитанная смолой, находящейся на корабельном дереве (вероятно, это лекарство «зописса» Диоскурида, Маteria Medica, I, 98), служит в качестве основы пива, которое следует принимать внутрь; предписывается также окуривание человеческим калом и ладаном или ибисом из воска на древесном угле, которые должны проникнуть внутрь вульвы. Особенно замечателен ибис из воска, так как он используется в связи с заклинанием для предотвращения кровотечения раны и представляет бога целительства Тота. Лекарства вообще часто производят «магическое» впечатление, так. Встречающееся здесь же лекарство, сопоставляемое с «зописсой», по аналогии с наполнением кораблей служило закрытию внутренностей тела. Упомянутый дважды кал является типичным средством для изгнания демонов.

Наряду с этой группой рецептов встречаются и отдельные рецепты для матки: "Другое (средство) для (женщины), у которой нечто пожирает матку, на чьем половом органе возникли язвы». Здесь должны были помочь смеси (из свежих или измельченных в воде фиников, известняков с берега водоемов и требухи свиньи с водой), вливаемые в ее вульву. Когда в матке появляются режущие боли, связанные с язвами на области полового органа, предписываютися вливания в вульву (при этом использовались, кроме считавшихся, вероятно, незаменимыми фиников ладан, земляной миндаль, листья колючей акации и ослиное молоко). В случае со свиной требухой и ослиным молоком можно было бы подумать о Сете (осел детерминировался изображением Сета). Однако Вестендорф (С.201) считает, что здесь имеется в виду не Сет, а его жена Нефтида или одна из семитских богинь (Анат или Астарта). Для устранения слизистых веществ в матке на область таза и половых органов кладется лист дерева «хет-дес» в осадке сладкого пива.

Остановимся и на самом термине для обозначения матки - hm.t. Поскольку иероглифический рисунок изображает «матку молодой коровы с яичниками», можно считать, что этот термин относился ко всем внутренним гениталиям. Кроме этого, термин употребляется синонимично с к3Л «женские половые органы или внешние гениталии». Вероятно, относительно физиологических функций hm.t не было полной ясности. Существуют отдельные тексты, в которых говорится, что в hm.t развивается ребенок, однако, как правило, в этом случае речь идет о «животе» матери. hm.t. и «живот» не могут рассматриваться как отдельные замкнутые единицы, так как hm.t имела отверстие у полости живота, а проходимость от hm.t до рта была прогностически хорошим признаком для оценки плодовитости женщины или для прогноза беременности (см. ниже). В этой связи интересно, что в мифах упоминается и беременность, возникшая через рот.

Неясно также, считалась ли hm.t в первую очередь органом размножения или скорее часью нижнего отверстия в теле, связанной с месячным кровотечением и поэтому (в связи с патологической ролью крови) функционирующей в качестве исходного пункта или возбудителя различных заболеваний (см. выше).

По аналогии с концепцией потока пищеварения существовало представление о «запоре крови» или о «застое крови в hm.t", выходящее за пределы менструального цикла в его сегодняшнем понимании. Локализация болезни в r3-ib (выше пупка) указывает, что между ним и hm.t принималось наличие связи. На этом фоне становится понятным, что застой в hm.t мог вызвать рвоту и терапевтически излечивался слабительными средствами. Запор в hm.t не только приводил к этим симптомам, но и благодаря бродячим «слизистым веществам» мог вызывать болезненные явления в различных частях тела. б) кровотечения. Наряду с нарушениями менструации (не наступившей или продолжавшейся слишком долго), египтянам был известен случай нежелательного кровотечения, трактовавшийся как нарушение функции матки (отдельные примеры уже были рассмотрены выше). Кровотечение, наступившее во время беременности, угрожало ожидаемым родам, поэтому с ним боролись соответствующими средствами.

Короткая группа из трех рецептов находится в папирусе Эберса после средств от «стяжения матки», она имеет заглавие «лечебные средства для вытягивания крови женщины». Термин «вытягивание крови» уже встречался в связи с лечением ран. Поскольку египтянам не были известны важные функции крови в их полном объеме, более того, они считали ее скорее болезнетворным веществом, то их действие являлось вполне логичным: вредоносное вещество следовало удалить из тела, тогда должно прекратиться и кровотечение. Поэтому рецепты посвящены прекращению кровотечения. Из-за краткости рецептов его причина остается неясной. Возможно, что речь идет о прекращении недельного кровотечения после родов. Во всех трех случаях средства вливаются в вульву и состоят из обычных лекарств: лук и вино, листья колючей акации; масло «бехен», сухой жир, дыня (?), горох (?), мед, растение «бесбес», мед, сливки (?), сладкое пиво.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.