Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 18 страница



Средства для лица направлены прежде всего против морщин и складок: «Другое (лечебное) средство для устранения морщин на лице: смола ладана 1, воск 1, свежее масло «бехен» 1, кипрская трава 1; тонко измельчить, смешать с растительной слизью, накладывать на лицо каждый день. Делай это, и ты увидишь успех!» Другим средством являлось тесто, которым мыли или смазывали лицо (из желчи быка, масла или жира, «резиновой» смолы, муки из страусиного яйца и растительной слизи; соснового масла, меда и растительной слизи; муки из алебастра, «резиновой» смолы и зеленого жидкого стекла(?), смешанного с медом и измельченного с материнским молоком). «Другое средство, чтобы заставить лицо напрячься» преследует ту же

цель и предназначено для женшин. Здесь очевидна и процедура: «После того как она ежедневно моет лицо, она должна его этим связывать».

«Рецепт для учтранения пятен на лице» состоит в том, что на лицо кладется смесь из внутренностей дерева «кесебет» (смола или молочный продукт?) и красной охры, а именно «часто, часто».

Среди домашних средств, «которые обычно делают женщины» (см. ниже), находится «универсальный рецепт», который можно использовать не только как курительное средство для улучшения запаха дома или одежды, но и как пилюлю для рта, «чтобы сделать причтным запах ее рта». б) средства для роста волос.

Целая «книга» из 10 рецептов в папирусе Эберса и три рецепта в папирусе Херста указывают на большое внимание, уделявшееся в древнем Египте росту волос. Для праздничных или официальных случаев использовался парик, но собственные волосы считались более ценными. Волосы играли роль как в эротике, так и в магии

- они были частью личности и могли заменить ее в необходимых случаях. Лишь жрецы брили голову, их лысина была выражением чистоты (ср. также ниже о вшах), а также, возможно, признаком их сексуального воздержания.

Заголовок в папирусе Эберса гласит: «Начало лечебных средств для укрепления волос», причем «укрепление» может быть опиской вместо «отращивания», дважды говорится лишь о «лечении волос». Среди назначаемых средств немало магических, это симпатические средства, цель которых -получение черных волос: «черная ящерица» или «черная краска для глаз» или «части черного эммера», к ним может относиться и желчь, в которой измельчается красный минерал. Кроме того, встречаются обычные лекарства, присутствующие почти во всех рецептах: масло или жир, кипрская трава, сосновое масло, дурра (?) и мед. Указания по применению: «смазать» или просто «наложить сверху». Однажды упомянуты «волосы лысого». Для него предназначается смесь из жира, включающего в себя органы льва, гиппопотама, крокодила, кошки и каменного козла.

Некоторые рецепты указывают на причины облысения. В частности, названа «болезнь жнеца», приводящая к выпадению волос (см. выше); в качестве средства для смазывания рекомендуются волосы дикобраза, сваренные в масле или жире. Другой рецепт указывает на ранение как причину выпадения волос; здесь не применяется смазывание, а делается перевязка.

Вероятно, уже у самих египтян возникали сомнения в действенности этих средств. Недаром появляются дополнения, восхваляющие «настоящее» средство или заверяющее его ссылками на прошлое: «Другое лечебное средство для отращивания волос, сделанное для Шеш, матери его величества царя Верхнего и Нижнего Египта Тети, живущего вечно: нога борзой собаки 1, ядра фиников 1, ослиное копыто 1; старательно сварить в сосуде в масле или жире; смазать этим». в) средства от поседения.

Против поседения (вероятно, связанного с исчезновением волос) папирус Эберса также предлагает собственную «книгу» из 13 рецептов, а папирус Херста - вновь лишь три рецепта. Отметим, что папирус Эберса приводит здесь на три рецепта больше, чем в «книге» для роста волос; само то обстоятельство, что средства от поседения находятся перед средствами для роста волос, уже указывает на значение этого признака старения в глазах египтян. В конце концов, был даже рецепт, обещавший сделать старика юношей (см. ниже), и волосы, конечно же, не могли не подвергнуться этому процессу омолаживания!

Рецепты можно разделить на предотвращающие поседение и устраняющие уже наступившее. Лекарства по большей части магического толка. Один рецепт (Эберс, 457) советует пациетну после смазывания смесью из крови спинного хребта некой птицы и настоящего ладана «вытянуть свои руки на спине живого луня, а свою голову положить на живую ласточку» (вспомним о ласточке как о «козле отпущения», см. выше). Названная здесь неизвестная птица встречается исключительно в средствах для лечения волос, в целом четыре раза, а кроме того, в «Книге мертвых» и соответствующих текстах как птица, неблагоприятная для мертвых. Вероятно, здесь может иметься в виду ворон, так как черный цвет является излюбленным в подобных средствах. В одном рецепте, кроме плаценты кошки, упоминается воронье (?) яйцо, которое вместе с маслом или жиром и ладаном накладывают на голову человека, «после того как он побреется». В качестве магических средств упоминается также кровь из рога черного быка, печень осла, головастики из канала и мышь. Мозг различных рыб (в том числе синодонта) накладывается на голову человеку, «который еще не поседел». Одно средство предназначается специально для бровей. Оно состоит из меда, жидкости колокинт и фаянса; его следует наносить ежедневно на протяжении трех месяцев.

Средства для «устранения» поседения едва ли чем-нибудь отличаются от приведенных выше, например: «Кровь черного теленка; сварить в масле или жире; помазать этим». В других используется кровь черного быка, панцирь черепахи, спинной хребет ворона (?); ослиное копыто, вульва борзой собаки, черный червь. Примечательно, что рецепт уверяет, что его целью является «действительное» устранение поседения!

г)      средства для удаления волос.

Таинственным магическим образом те же лекарства, что только что использовались для отращивания волос или для предотвращения поседения, могут производить и прямо противоположный эффект: все зависит от состава рецепта. «Лечебное средство для устранения волос на какой-либо части тела: кости ворона (?), сожженные, кал мух, масло или жир, молочный сок сикоморы, «резиновая» смола, дыня; нагреть, положить сверху». Встречаются также кровь из вульвы борзой собаки, новым средством является жир ноги бегемота. Особое, весьма злокозненное средство рекомендуется для женщин - его целью является выпадение волос у соперницы: червь или тритон (?), всаренные в масле или жире, а также обработанный таким же образом лист лотоса наносятся на «голову ненавистной» соперницы. Можно представить себе сцены ревности в гареме или же хитрую уловку, когда «любимой подруге» предлагают это средство под видом «испытанного средства для роста волос» царицы-матери Шеш!

д)      забота о коже.

Коже тела посвящены два рецепта, параллельные версии которых содержатся в папирусах Эберса, Херста и Смита. Первый имеет интересный заголовок: «лечебное средство для переворачивания кожи», обновление кожи сравнивается здесь с приданием изношенной одежде благоприятного вида. Мед, красная сода и нижнеегипетская соль смешиваются и ими смазывается тело. Второй рецепт обещает «украшение кожи», в нем, наряду с упомянутыми выше средствами, используется и мука алебастра.

Третий рецепт, засвидетельствованный лишь в папирусе Эберса, весьма подробен и полон обещаний, поэтому мы приводим его полностью.

«Начало книги о превращении старика в юношу. Возьми много миндаля (?), примерно два мешка; измельчи его и положи на солнце. После того, как он полностью высохнет, обмолоти его, как обмолачивают зерновые. Затем его следует провеять, пока не останутся лишь плоды. Все, что возникло при этом, следует обмерить и просеять мякину тока ситом. Все, что возникло из плодов, следует также обмерить. Разделить на две части: одна из плодов, другая из мякины. Смешать один к одному. Затем, сделав их единой массой, поместить в воду. Сделать тесто. Затем поставить его на огонь в новом котле. Полностью и достаточно варить. То, что они сварены, узнаешь по тому, что вода превратится в пар, и по тому, что они высохнут, пока они не станут подобными сухой мякине, не имея влаги. Затем следует снять их с огня. Когда они охлаждены, следует снять их с огня. Когда они охладятся, нужно положить их в сосуд, чтобы промыть в реке. Затем следует достаточное время мыть. Что они помыты, можно узнать из того, что в них присутствует вкус воды, находящейся в этом сосуде, и ничего горького. Затем следует разложить их на солнце, расположив на куске ткани мойщика. После того как они высохнут, следует растереть их мельничным жерновом, а именно полностью измельчив. Затем следует положить их в воду, сделать мягким тестом. Затем следует поставить на огонь и достаточное время варить. То, что они сварены, модно узнать по тому, что в них поднимаются вверх шарики масла. Следует постоянно при помощи черпака вычерпывать масло, поднявшееся вверх. Положить в новый сосуд (объемом) в гин, обмазанный глиной, причем эта смазка толстая и гладко нанесена; а именно следует вычерпывать это масло, положив его на полотенце на верхней стороне этого сосуда (объемом в) гин. Затем следует положить (его) в каменный сосуд. Смазать этим пациента».

В длинном дополнительном предложении излагаются различные возможности применения лекарства. Средство предназначается не только для устранения болезни «хент» на голове (см. выше): «Когда тело натереть этим, то происходит украшение кожи» и устранение явлений старения всех видов. Естественно, что египетские медики не могли превратить старика в юношу. Но мазь из миндальных отрубей вполне могла быть полезной для кожи.

Явления старения (поседение, выпадение волос, морщины, складки, кашель, воспаления и загрязнения кожи) египтяне воспринимали как болезнь, а не как естественный процесс старения (похожие идеи выдвигают и некоторые современные геронтологи, примерно так воспринимают старение и индийские хатха-йоги). Из египетской литературы известны различные описания старости, в том числе мудреце Птах-хотепа: «Наступил старческий возраст, пришла усталость, возобновляется слабость ребенка; глаза слабы, уши глухи, сила исчезает у уставшего сердцем; рот молчит и не модет говорить; сердце (как центральный орган) забывчиво (вар. приближается к концу), оно не может вспомнить о вчерашнем дне». В связи со старостью называют и потерю мужской силы. Сознание египтян все же воспринимало эти явления как нечто неизбежное, однако египтяне любили жизнь (И.М.Дьяконов был неправ, приписывая им «неестественную тягу к смерти», в кн. Пути истории, М. 1994), что подтверждается и обращением к живущим на погребальных стелах («О живущие, любящие жизнь и ненавидящие смерть»). Идеальным возрастом египтяне считали ПО лет (возраст библейского Иосифа, жившего в Египте) =100 лет плюс 10% за хорошее поведение (как шутит Вестендорф, С.225). Хотя египтяне рассматривали смерть лишь в качестве промежуточной стадии к новому, потустороннему существованию, все же они ее боялись и ненавидели с той же силой, с которой любили жизнь. А «Песнь арфиста» (конец 3 тыс. до Р.Х.) выражает известный скептицизм по поводу загробной жизни, и, предвосхищая горацианское Са^е diem! ("Лови день!»), призывает к наслаждению посюсторонней жизнью, ибо: «Никто из тех, кто ушел, не вернулся назад; никто не может взять с собой свое имущество». Поэтому египтянин всеми имеющимися средствами борется с предвестниками смерти, т.е. явлениями старения, будь-то поседение, морщины или импотенция.

Перед упомянутыми в начале двумя средствамидля кожи находится еще одно, которому следует уделить особое внимание. Речь идет о «лечебном средстве для открытия тела» (Птах-хотеп говорил об «открытии кожи»). Термин «открытие» обозначает обычно слабительное средство, но в таком случае говорится об «открытии живота». Здесь однозначно имеется в виду средство для приема внутрь: «Ослиное молоко 25 ро, лист колючей акации 1/16, (3 неизвестных растительных лекарства), мед 1/16; сварить, отжать, пить

4 дня». Случай интересен тем, что египтяне здесь лечат внешнее явление внутренними средствами, основываясь на теории «каналов». Вероятно, речь идет о возникновении загрязнения кожи вследствие нарушений пищеварения, т.е. это действительно слабительное средство; возможно, что это и потогонное средство, имевшее более механическое воздействие и освобождавше кожу от грязи и остатков краски. е) запах тела.

В горячем климате, подобном египетскому, кожные испарения неизбежны, хотя, как нам известно, к заботе о теле относился и прием ванн. Тем не менее, существуют и «лечебные средства для устранения выделений пота на теле человека летом». Это средство для смазывания, содержащее ладан, квасцы и мирру, т.е. прежде всего ароматическое вещества, перекрывавшие испарения, а не устранявшие их (хотя ладану и приписывают адстрингирующие свойства). Однако медицинские тексты предлагают и средства на весь год: истолченная колокинта (?) или каша, смешанная с ладаном, из которой делается шарик и «кладется на место, где сустав сталкивается с суставом». Имеются в виду сгибы суставов, прежде всего подмышечные впадины, недаром в «Заклинаниях для матери и ребенка» демона изгоняют такими словами, выманивая из тела жертвы: «Приходи, ложись спать, когда ты придешь на место, где находятся твои прекрасные женщины, на чьих волосах мирра, на чьих плечах свежий ладан». Лечебное средство из страусиного яйца, панциря черепахи и коры лиственного дерева применяется и против струпа раны (см. выше). Лекарство из коры в обоих случаях следует понимать как симпатическое средство: кожа тела подобна коре дерева. В качестве дополнения сказано: «Ты не должен быть при этом небрежным!»

21 .Домашние средства.

Иногда встречаются рецепты, в которых сам пациент занимается терапией (например, ингаляционные средства при кашле, лечение затылка и лица, см. выше). В рецепте омолаживания приготовление лекарств также осуществляется самим пациентом, на что указывают безличные формы и замечание «человек должен вычерпать масло». В «домашних средствах» врач не играет никакой роли, в лучшем случае он является «доверенным лицом», сообщающим рецепт. Если бы приведенные ниже средства не содержались в папирусе Эберса, их бы вообще не следовало рассматривать вместе с медицинскими текстами. Но, вероятно, египетский врач имел в виду и такие рецепты, которые он собщал своим клиентам.

а)      средства для окуривания.

Использовавшиеся в культе египетские средства для окуривания были известны еще грекам под своим египетским названием «кюфи» (средство для окуривания). Как считает Вольфганг Хельк (Lexikon der Agyptologie, статья КурЫ), «его расслабляющее действие, прославленное Диодором, делает (средство) предшественником нынешнего табакокурения». Примерно те же лекарства, что и в классическом рецепте «кюфи», записанном в храмах Эдфу и Филе, использовала и египетская домохозяйка: «Курительные средства, которые обычно производят, чтобы сделать приятным запах дома или одежды: сухая мирра, плод из Библа, ладан, кипрская трава, древесина дерева из Нубии, дыня, сирийский тростник, два неизвестных (вероятно, иностранных) средства, мякоть дерева «стиракс»; тонко измельчить, кое-что из этого положить на огонь».

«Другое (средство), которое обычно делают женщины для этих целей: это лечебное средство, (приготовленное) согласно вышеупомянутой процедуре, положить на мед, сварить, смешать, сделать шарики, затем окуривать этим». В качестве дополнения следует применение как «вкус рта», т.е. пилюля для свежего запаха изо рта.

б)      борьба с вредителями.

Если при окуривательных средствах врач еще мог проявить известную компетенцию (однако образцом служили культовые рецепты), то в борьбе с вредителями она могла полностью отсутствовать. Вероятно, египетского врача (кроме придворного) следует представлять кем-то вроде средневекового знахаря: он был многосторонен и мог дать полезный совет и в таких случаях.

В папирусе Эберса эти средства находятся в конце передней стороны и объединены в «книгу» из 12 рецептов. Эти рецепты обозначены не как нейтральные «средства», а конкретно как «лечебные средства», относящиеся к репертуару врача: «Начало лечебных средств, которые обычно делают, чтобы устранить в доме блох: следует обрызгать его (дом) содовой водой, чтобы они удалились». Другое средство рекомендует растение, под которым предполагают «блошиную траву» (^nyza) Диоскурида; ее измельчают с древесным углем и тщательно обмазывают этим дом. Хотя под местоимением «ты» обычно имеется в виду врач, навряд ли следует представлять его в качестве охотника за блохами в комнате. Над «вошью своей головы» следует произносить текст из «Книги мертвых»: религия, магия и медицина идут в Египте рука об руку!

«Классические» медицинские тексты не занимаются исцелением от укусов змей, но пытаются их предотвратить: три средства предотвращают выход змеи из норы. Для этих целей используются сушеная рыба «булти» (Тilapiа), сода и головка лука, очевидно, успешно, так как все три заклинания заканчиваются заверением: "Она не может выйти". Предотвращение укусов змей было в основном областью магии. Для этой цели существуют многочисленные заклинания, лишь иногда связанные с "медицинскими" советами: однажды заклинание произносится над "чесноком, тонко измельченным с пивом. Обрызгать этим дом ночью, перед наступлением дня". Стелы Хора также служили своими апотропеическими изображениями и заклинаниями магическому предотвращению укусов змей и других врагов человека (например, крокодилов и скорпионов).

Два рецепта предотвращают укус мухи или мошки; против мух голову натирают жиром иволги, а против укусов мошек тело смазывают свежим маслом "бехен". Знатные египтяне защищались от насекомых, занавешивая свою спальню легкими полотенцами; Геродот рассказывает о "рыбачьих сетях", защищавших спящего ночью.

Типичное антипатическое средство применяется для борьбы с мышами, "чтобы они не приближались к вещам": мышей прогоняет кошачий жир! Выставленная наружу ветка колючей акации, на которую положено печенье, должна предотвратить "налеты коршуна". Заклинание привлекает сокола Хора (очевидно, представляющего здесь всех хищных птиц) к печенью, которое служит в качестве приманки, словами: "Пусть он испечет, пусть он ест". Когда вредители добираются до ячменя в амбаре, следует взять кал газели, окурить им в амбаре и смазать дыры в его стенах и поле. "Это предотвращение пожирания ячменя".

Два последних рецепта используют вражду между ящерицей и неизвестным животным "семет". Чтобы убить "семет", достаточно положить ящерицу на огонь, как и наоборот -положенные на огонь животные "семет" убивают ящериц. в) гигиена.

Наряду с другими катастрофическими последствиями падения Старого царства выступают эпидемические болезни: "Болезни проходят по стране, кровь везде, смерть не имеет издержек". На обратной стороне папируса Смита находятся заклинания против эпидемий, выступающих в ходе разлива Нила, в том числе два "дрмашних средства". Зараженный, выдающий себя за Хора и просящий о защите, должен прочитать заклинание "для очищения вещей всех видов" над растением, над которым укреплен бинт из тонкого льна, а затем помазать предметы, которые необходимо защитить. Этим следует предотвратить попадание демонов на что-нибудь съедобное и на кровать. Другое заклинание носит название "заклинание для очищения (от) мухи". Здесь человек, "находящийся под моими пальцами" (так врач называет своего пациента), идентифицируется с восходящим солнцем; его рот так же чист, как рот сосущего теленка (бог Солнца является сыном небесной коровы). Муха, вторгнувшаяся в тело больного, должна вновь выйти из него, под чем может иметься в виду еда, загрязненная мухами, или просто проглоченная муха.

Это первые шаги общей гигиены, практиковавшейся египтянами. Упомянутое Геродотом обстоятельство, что египтяне справляли нужду в домах (имеются в виду туалеты в домах знати), а не снаружи, как другие народы, служило, конечно же, уменьшению опасности эпидемий. Хотя мероприятия и недостаточны, а средства часто неподходящие, но сам факт, что предметы повседневной жизни (еда, кровати) "держались в чистоте", а муха была известна в качестве переносчика болезни, показывает, что египтяне превосходили в этом смысле другие древние народы (и раннесредневековую Европу). Возможно, что заповеди чистоты, предписанные Моисеем своему народу при исходе из Египта (Левит, 11-15), опирались на пример, полученный во время пребывания израильтян в государстве фараонов (так считает, например, Вестендорф, С.231, но существуют и другие мнения, в том числе влияние Ирана или старые табу родо-племенной эпохи).

22.Ветеринария.

"Ветеринарный папирус Кахун" (Среднее царство, ок. 1900 г. до Р.Х.) представляет собой исключительный для Египта документ, в котором животное выступает в качестве объекта врачебной заботы и лечения. Это учебные тексты, составленные почти по схеме "человеческой" медицины. Врач иногда говорит о себе в 1 лице, помимо уже известного нам 3 лица. Трудно сказал, был ли отдельный ветеринарный врач. Поскольку среди "пациентов" находятся также гусь и рыба, вероятно, что речь идет о жертвенных животных, которых, естественно, нельзя было приносить в жертву богам в больном (нечистом) состоянии. Наряду со жрецами при принесении в жертву тельцов представлен и врач, осматривающий кровь и приходящий к выводу: "она чиста".

В начале короткого текста со многими лакунами стояли два фрагмента, от которых сохранились заглавия к двум учебным текстам: "искусство исцеления для рассмотрания гуся..." находится на одном отрывке, на другом - "Искусство исцеления для рассмотрения рыбы...". В третьем фрагменте начало разрушено, так что мы не знаем, о каком животном идет речь, когда говорится: "Его оба глаза открыты... " Также немного можно узнать о состоянии его ног, поскольку высказывания по их поводу не сохранились; но вероятно, что речь идет о двуногом существе, может быть, о птице. Затем следует нечто ясное: "На них нет больного места" и не очень полезное дополнение "запах его вони как от землеройки". Это сравнение с другим животным важно, так как в другом фрагменте упоминается "пес", хотя и без всякой связи с предыдущим материалом. Исходя из этого сравнения, собак считали "пациентами" ветеринара. Это, впрочем, вовсе не обязательно, поскольку имелось в виду всего лишь сравнение. С другой стороны, в следующем случае упоминается часть тела под названием "руль", встречающаяся и в именах собак. Вопрос о том, выступает ли здесь пес в качестве больного животного, остается неясным. Если это действительно так, то речь шла не только о жертвенных животных (псов в жертву не приносили). В двух последующих случаях упоминаются зубы быка, поэтому можно предположить, что речь идет о больном быке.

Следующий случай в начале разрушен, поэтому мы не можем сказать точно, о каком животном идет речь (логичнее предположить, вслед за Вестендорфом, что это бык, а не пес). От описания болезни остались лишь отрывки: "Гнездо сгустка желчи или крови", "желудок (сердце), в котором оно (гнездо?) содержится". Затем следует определение: "Если он, фыркая, валится наземь, то тогда он падает". Диагноз гласит: "Об этом говорят: необъяснимое падение". Это падение буквально обозначается как "скрытое", т.е. загадочное, поэтому причиной его возникновения должны являться скрытые силы. Следовательно, "его (быка) заговаривают". К сожалению, текст заговора не сообщается, точно также мы не узнаем ничего о содержании заклинаний из папируса Весткар, где говорится: "Тогда он сказал то, что обычно говорил в начале заклинания". Возможно, что было четко установлено, что следовало говорить в подобных случаях. Более вероятно, что это была мера предосторожности, поскольку если тексты попадалт в руки непосвященных, они сразу же теряли свою силу. Или ветеринарный врач приглашал для чтения заклинания специалиста-мага? Затем продолжается медицинская часть: "Тогда я должен вытянуть мою руку вдоль его части тела "руль"". Эта неизвестная часть тела (дословно "рулевое весло") встречается в кличках собак, в которых она обозначает хвост (в том числе львиный) и однозначно находится в связи с задней половиной тела. Тем самым можно быть уверенным, что ветеринар вводит руку в пасть, а не в кишечник. Это возможно в случае с быком, но менее вероятно для маленького египетского пса, которого приходится исключить в качестве "пациента". Ветеринар должен другой рукой погладить животное по позвоночнику, вероятно, параллельно с продвижением "внутренней" руки, которую "всякий раз следует очищать в сосуде водой". Процедура повторяется до той степени, "пока ты не вытащишь оттуда запеченную кровь, слизь или прочую массу. То, что оно (животное) здорово, ты узнаешь из того, что выходит слизь". Этот загадочный случай заканчивается предупреждением: "Будь осторожен со своими пальцами", что навряд ли свидетельствует об осознании опасности инфицирования, скорее всего, имеется в виду предотвращение слишком грубых движений".

Оба последних случая, к счастью, без больших лакун, так что, наконец, становится понятным, что речь идет о быке. "Искусство исцеления при осмотре быка с (демоническим) дыханием". Речь идет о явлении, уже известном нам из "человеческой" медицины

- дыхании, приносящем болезни, навеянном демоном своей жертве. При осмотре устанавливается: "Его глаза текут; его виски отягчены; корни его зубов покраснели; кго затылок постоянно сотрясается". Вновь, как и при "скрытом падении", говорится: "Его (быка) заговаривают", при этом вновь не собщается текст заклинания. Последующее лечение состоит в обрызгывании холодной водой, после того как быка положили на бок. Затем его глаза, его бока и все части тела натирают неизвестным растением, называющимся "потовыделение" или "испарение", что указывает на магическую симпатию. Затем производится "окуривание до потовыделения", которое, очевидно, должно полностью изгнать все болезнетворные вещества, еще оставшиеся в теле быка. После купания и водолечения вновь следует натирание выше упомянутой травой. "Тогда ты должен сделать разрез на его носу и на его хвосте. Тогда ты должен сказать: "Это (бык) с разрезом, вследствие этого он или умрет, или выживет". Обычно так говорят об укушенном скорпионом; возможно, что нанесенный "пациенту" разрез имитирует укус скорпиона (как противоядие?) или производит кровопускание. "Когда он нездоров, при том что он (остается) в оцепенении под твоими пальцами, а его глаза омрачены, тогда ты должен закрыть его глаза черепком, нагретым в огне, чтобы предотвратить завуалирование".

Последний случай посвящен быку, имеющему уже известную и встречающуюся и у людей болезнь "пожирающая язва", выступающую зимой. Ее симптомы в основном похожи на предшествующий случай ("оцепеневший, жирные глаза"), здесь также, как и раньше, приписывается лечение разрезом. В качестве осложнения упоминается возможность, что болезнь наступила уже летом. Как и ранее, виски быка отягчены, его глаза текут; ново то, что "его седце медленно и не может ходить". Остальные симптомы и часть последующего лечения разрушены. "Тогда ты должен натереть (?) все его части тела (?), как это обычно делают с (быком), больным болезнью "секет". Эту болезнь мы уже знаем из "человеческой" медицины как явление на голове, она сопровождает (демоническое) воздействие, но мы не можем ее идентифицировать; сохранилось лишь указание по лечению ("смазать голову").

Здесь текст обрывается, остаток строки пуст, вероятно, ветеринарный папирус "естественно" закончился. Более поздние копии или варианты этого своеобразного текста не сохранились.

23. Влияние египетской медицины на соседние народы и ее рецепция.

а)      Египет и Азия.

Среди средств для глаз папируса Эберса находится одно с заголовком "другое лечебное средство для глаз, сообщеное азиатом из Библа". Кроме двух лекарств, встречающихся лишь в этом рецепте и носящих, вероятно, иностранные имена, весь рецепт производит вполне "египетское" впечатление. Текст, вероятно, переведен с семитского (финикийского?) языка на египетский. В другом рецепте для глаз в качестве места происхождения часто используемого "волосяного плода" также указан Библ. В слабительных средствах папируса Эберса о лекарстве "горчичная капуста" указано, что оно "подобно критским бобам". Средство для окуривания "кюфи", рекомендовавшееся как домашнее средство для женщин (см. выше), использует ингредиенты из Нубии и Сирии; по способу описания можно определить еще два иностранных названия лекарств. Эти и последующие рецепты указывают на многочисленные отношения с заграницей, которые поддерживались в особенности в эпоху Нового царства (16-11 вв. до Р.Х.), и представляют собой лишь небольшой сектор интенсивного культурного и товарного обмена Египта со своими соседями, простиравшегося во всех направлениях.

Отдельные болезни имеют иностранные названия, которые мы не можем перевести (впрочем, египетские названия многих болезней также непонятны). Кроме названий и указания по употреблению "положить сверху" рецепт не содержит ничего более детального. Подобным же образом обстоит дело и с немногими встречающимися в папирусах Херста и Лондонском не-египетскими названиями болезней, узнаваемыми, как правило, по форме их написания (с детерминативом "чужой, азиатский"): "Лечебное средство для исцеления болезни "ирутен": растение "мега"; тонко измельчить в вине; заставить его (пациента) это выпить. Сделать ему надрез на нижней части бедра". Средство для питья указывает на внутреннюю болезнь; кровопускание имеет своей целью заставить уйти с кровью болезнетворные вещества и демонов (см. выше). Одеако это все, что можно узнать! Лекарство, чье название "печной жар" указывает на симпатическое средство, полностью известно, но может указывать на явления "жара" или температуры. Оно еще раз встречается в следующем рецепте, в заглавии которого упоминается (вероятно египетское) название болезни, нигде более не встречающееся: "Другое (лечебное средство) для болезни "шепен": растение "мега"; положить в воду; смазать внутри его носа". Слишком просто было бы увидеть в этой болезни заболевание носа. Лучше оставаться в сфере болезнетворных демонов и увидеть в этом употреблении попытку преградить путь демонам болезни, которые вместе с воздухом пытаются проникнуть в тело.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.