Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 20 страница



Среди коптских названий частей тела и болезней можно отыскать немало восходящих к древнеегипетским, в том чмсле названный выше "рот сердца" и "болезни кровавого разъедания".

Среди лекарств многие взяты из древнеегипетского репертуара: "Молоко женщины, родившей ребенка", "осадок меди", "сброшенная кожа змеи", "ослиное копыто", "скорпионья трава" (использующаяся против скорпиона, ср. Диоскурид, кн. IV, гл. 192, С.476), «лист папируса», «кровь летучей мыши» (против ресниц), продолжаются и египетские традиции лечения экскрементами: «Кал человека и животных» и «моча».

Среди указаний по применению в конце рецептов многие звучат так же, как и древнеегипетские: «Положи их в новый сосуд» или «вари это в новом сосуде»; «смешай (лекарства) друг с другом»; «измельчи их, сделай из них порошок, примени их»; «вари их на умеренном огне, пока они не станут толстыми»; «поставь средства на солнце». Рекомендуется и прямо противоположная методика - пациент должен применить средство «в месте, куда не доходит солнце». Еще примеры: «Сделай свечу, всунь ее в задний проход»; «применяй средство с перьями ибиса»; «больной должен пить это три дня»; «используй средство снаружи, (накладывая) на глаза». Женщина с болями в матке «должна сесть над средством для окуривания». В конце рецепта находятся старые благословения: «Он (пациент) будет здоров» или «они (глаза) будут здоровы». Некоторые слова, в основном названия лекарств, в коптских рецептах записаны «тайнописью», что указывает на практику сохранения в секрете старых рецептов.

Как и в древнеегипетских рецептах, часто встречаются восхваления: «Оно (средство) очень хорошее, мы его испробовали» или «оно испробовано» или «оно хорошо летом и зимой». О качестве рецептов свидетельствует и их возраст: «Мы отыскали это в старых книгах». Один рецепт говорит о «враче- мастере», что соответствует древнему «искусству врача».

Что касается магико-религиозной терапии, то она встречается не только в египетской, но и, например, в месопотамской медицине, поэтому наличие коптских медицинских заклинаний не может служит прямым свидетельством сохранения древнеегипетских традиций. О них можно говорить лишь тогда, когда в заклинаниях упоминаются древнеегипетские божества (несмотря на то, что копты уже несколько веков были христианами), например: «Я молю тебя, великая Исида, правящая в бесконечной тьме».

Станосится очевидным, что традиции древнеегипетской медицины были живы в коптской, отнюдь не требовавшей для этого греческого и тем более арабского посредничества, как считали раньше. Египетская медицина оказала некоторое влияние на греческую. Последняя, в свою очередь, повлияла как на арабскую, так и на европейскую медицину. Таким образом, истоки современной медицины восходят к древнему Египту.

24. Заключение.

Такой области египетской культуры, как медицина, в последнее время уделялось немного внимания. В недавнем прошлом ее изучение сильно отставало от исследования языка, религии и литературы. Считалось, что к выработанному в 50-70-ее гг. филологическому базису (Grundriss der Меdizin der а1ten Agypter, №sg. von Н. Grapow/Deines/Westendorf, 9 Вde., Веrlin 1954-1973) добавить практически нечего. Приходилось смириться с тем, что в трактовке названных в папирусах частей тела, болезней и лекарств оставалось немало неясного. Отсутствовала помощь со стороны врачей, которые могли бы дополнить и уточнить филологическую трактовку анатомических структур и болезней с медицинской точки зрения.

В России египетской медициной занялся А.Л.Вассоевич, которому принадлежат статьи по египетской креатотерапии (О египетской креатотерапии//Четвертая всесоюзная школа молодых востоковедов: Тезисы, МЛ 986; О креатотерапии древних египтян/Исследования в области истории науки и техники. Сб. тезисов к обл. конф. ЛО СНОИФЕТ Л., 1988, С. 135137), а также комментированное издание и первый русский перевод начальных случаев хирургического папируса Смита (Хирургический папирус Эдвина Смита (опыт комплексного источниковедческого исследования//Архив истории науки и техники. Вып. I, М., «Наука», 1995, С.86-144; Духовный мир народов классического Востока, СПб, «Алетейя», 1998, С.388- 415). В последней работе (С. 132-139) содержатся и рассуждения автора о терминах для сердца в древнем Египте.

В англоамериканской науке в 80-90-е гг. вновь возникает интерес к египетской медицине, при этом сознательно игнорируется выработанный немцами филологический базис и производится попытка объяснения уровня заболеваемости в древнем Египте при помощи археологических и палеопатологических источников. При этом исследователи слишком часто концентрировались на отдельных «выдающихся» находках (например, мумия Тутанхамона), а статистические оценки распространения болезней оставались без внимания. Кроме того, нередко пытались подтвердить неясную диагностику, «притягивая за уши» «подходящие» фрагменты текстов. Таким образом, неминуемо возникали искаженная картина заболеваемости в древнем Египте и неверное представление об уровне дифференциально-диагностических способностей древнеегипетских врачей. В анатомических, физиологических и патологических понятиях и представлениях древнеегипетских текстов то и дело пытались открыть «современность» и «актуальность», механически перенося в древний Египет современные медицинские понятия и представления (этим страдают, например, работы Финча). Гораздо более полезное типологическое сравнение с древнеиндийской и китайской медициной, действительно могущее осветить некоторые египетские представления (например, «каналов» в теле человека) при этом не производилось. Неизбежно создавалась неверная картина египетской медицины, якобы основанной лишь на эмпирике и рациональных знаниях, с высоким уровнем хирургии, диссекциями трупов в рамках мумификации и развитой гигиеной. «Рациональную» египетскую медицину недко противопоставляли «магической» месопотамской. При этом не учитывалось вовлечение египетских врачей (SWN.W) В мир религиозных и магических представлений. Более взвешенной является работа врача Дорис Шварцманн-Шафхаузер и филолoга Камал Сабри Кольта (Die ^ilkunde der alten Agypten, 2000), показавшая, что взаимодействие эмпирически-рациональных и магико-религиозных элементов было характерно не только для египетской медицины поздней эпохи, но и для более ранней династической эпохи.

Хотя существовали различные плоскости понятия болезни, но в основном страдание и болезни трактовались, исходя из религиозно-магических представлений, как наказание или воля богов или же как произвольный акт («вторжение извне») того или иного демона. Соответствующим образом заклинание демонов или направленная к различным божествам молитва о помощи и выздоровлении играли в терапевтических указаниях медицинских текстов важную роль, о которой не следует забывать. В этой связи в принципе было возможно обращение ко всем божествам, но существовали также и особые божества- целители, к которым обращались в случае болезни. К ним относились Хор, Тот и Амон, носившие титул врачей (SWN.W) И считавшиеся божественными врачами. К ним относится и Исида, хоть ее и не называют врачем. Следует считать, что целительная функция этих божеств связана с их ролью в соответсвтвующих мифах.

На грани целительства находятся боги с парамедицинскими функциями (боги плодородия и божества-покровители), которые могли сливаться воедино и с чисто «медицинскими» божествами. К ним относятся божества-творцы Хнум и Хекет, божества плодородия Хатхор и Мин, божества-покровители Бес, Тоэрис, Мешенет, Селкет и Нейт. Особое положение имела богиня войны Сохмет, также называвшаяся «госпожой врачевания». Лишь в более позднюю эпоху пантеон целителей был дополнен Имхотепом. Согласно имеющимся источникам, во время жизни архитектор и главный жрец-чтец царя Джосера не имел четкого отношения к медицине. Лишь после апофеоза в качестве полубога ему, как и некоторым другим обожествленным людям (например, Аменхотепу, сыну Хапи) стали приписывать функции целителя и заступника в бедствиях.

Теологически-иррациональное представление о здоровье и болезни, ссылавшееся на волю богов, повлияло, вероятно, и на отношение египестких врачей к мумификации. Вопреки ранее распространенному представлению, она не являлась сечением трупов, ориентированным на анатомические находки, но представляла собой производимое бальзамировщиком религиозное действие, целью которого являлось сохранение внешней оболочки умершего. На этом фоне нельзя было ожидать получения глубоких анатомических и патологических знаний. Религиозно-культовая точка зрения мешала более глубокому пониманию человеческого тела со стороны бальзамировщика, она же препятствовала интересу врача к мумификации. Это привело к тому, что уровень анатомических знаний египетских врачей был сравнительно невелик (хотя для своей эпохи он являлся довольно неплохим, лишь греки, производившие сечения трупов, превзошли египтян в области анатомии). Египетский врач, в отличие от бальзамировщика, не делал различия между мускулами, полостными органами и сосудами. И наоборот, при мумификации сердце, желудок и легкие не рассматривались как анатомические органы, их функция была другой (ср. гл. 30 «Книги мертвых»), скорее символической, чем реальной.

Это незнание внутренних структур тела ярко контрастирует с дифференцированным знанием о находящихся на поверхности, видимых и осязаемых структурах тела и их болезнях, что показывает, например, папирус Смита. В нем говорится о «смещении ребер груди» или о «язвах», поднявшихся и «сделавших покраснения и гной», «в которых большой жар». Примеры такого рода, без сомнения, указывают на значительную аккумуляцию опыта. Это предположение подтверждается также часто встречающейся в медицинских текстах каузальной зависимостью терапевтических указаний от предшествующего подробного обследования больного или необычно тщательным для архаической медицины указанием веса в рецептах. Нет сомнения в том, что наряду с магико-религиозным существовало и другое, рациональное представление о болезни.

Это рациональное представление о здоровье и болезни, придающее древнеегипетской медицине особое значение, основано не только и не столько на понимании эмпирических взаимосвязей. Оно также имело спекулятивный характер: здоровье понималось, по аналогии с Нилом, как беспрепятственное течение телесного потока, а любой его затор приводил к болезни. Этот метафорический образ рассматривался египетскими врачами как достоверное знание, исходя из которого, определялась терапия. Важнейшие части тела и органы (h3tj, ib, ra-ib, mt.w), переводившиеся ранее исследователями, исходящими из современных анатомических представлений, как «сердце», «желудок» и «сосуды», в действительности получали свое «анатомическое» место и свои «физиологические» функции благодаря вовлечению в эту спекулятивную картину. Например, mt.w не отвечают современным представлениям о сосудах, анатомически они могут соответствовать сосудам и полостным органам, но также и мускулам, жилам, нервам. Это - каналы (подобные индийским и китайским энергетическим каналам «нади» и др.), функцией которых являлись прием воды и воздуха (ср. инд. «прана»), транспортировка их в различные части тела и выделение кала, мочи, семени и слизи (а в случае болезни - и крови).

В получении, распределении и выделении этих веществ ключевую роль, согласно египетским представлениям, играло сердце (h3tj). В текстах говорится о «каналах» mt.w, подводящих воду и воздух к сердцу и о каналах, исходящих от сердца, ведущих ко всем частям тела, обеспечивая их водой и воздухом, или о каналах, выводящих испражнения тела от сердца в задний проход. Эту систему каналов не стоит модернизаторски интерпретировать как примитивную модель кровообращения, дыхания или пищеварения, как это часто происходит. Не стоит игнорировать метафорическую картину, согласно которой сердце было распределителем или «орошающим устройством» телесного потока. Это соответствует и значению сердца как центра духа и символической середины человека. В качестве единственного органа сердце могло вести самостоятельную жизнь, но могло «говорить» (что, вероятно, обозначало пульс).

Для обозначения сердца египтяне использовали не только термин h3tj, но также ib и r3-ib, о значении которых ведется полемика уже немало лет. Последнее могло иметь значение «получатель хлеба», в связи с чем в немецком Grunriss его переводят как M^gen (желудок). Исследование симптомов при заболеваниях г3-Ш («рот сердца») никоим образом не дает однозначного соответствия с современным анатомическим термином «желудок», скорее имеется в виду весь живот (наряду с сердцем). В этой связи ряд исследователей считают, что древнеегипетские врачи не делали четкого разделения в духе современных понятий сердца, желудка и «живота». Современные термины предполагают точность анатомических представлений, которую нельзя ожидать от древнеегипетских врачей. Поэтому «точные» соответсвия древнеегипетских названий, приводимые Вестендорфом и Финчем, нуждаются в корректировке.

То же относится к патологии. В письменных источниках доминирует болезнь shn. Вестендорф и другие переводят ее название на основании современных медицинских ассоциаций и под влиянием античных писателей как «запор», считая ее нарушением пищеварения. Описание болезни, говорящее о песчаном береге (косе), заторе в фарватере или положенном поперек препятствии, указывает на метафорическое значение «затора» или изменения течения потока пищеварения и выделения. Это образное представление может объяснить и «запор», встречающийся в других местах (в глазах или матке женщины). В эту картину вписывается и этиологическое представление письменных источников, согласно которому из «затора» shn могут образовываться в качестве продуктов гниения "болезнетворные" или вредоносные и слизистые вещества (whd.w и 31.1;), двигающиеся по телу «туда и сюда» и индуцирующие возникновение ряда других болезней. Впрочем, значение st.t и в особенности whd.w весьма разнообразно, оно простирается от эмпирически наблюдаемых (кишечных) червей до "сверхъестественных" (это понятие было чуждо египтянам, так как "чудеса" вполне вписывались в их картину мира) вредоносных демонов.

Трактовка упомянутых в источниках болезней представляет собой нелегкий выбор между буквальным значением и теоретическим магико-религиозным или естественно-спекулятивным образом. Без знания этой связи с теорией слишком велико искушение навязать древним египтянам современные представления о болезни. На этом фоне следует критически отнестись ко многим, то и дело цитируемым, "ретроспективным" диагнозам, начиная с инфаркта до глаукомы и бильгарциоза. Даже казалось бв однозначные, на первый взгляд поразительно                               "современные" описания

травматологических болезней при ближайшем рассмотрении содержат более или менее непонятные признаки болезни.

Ясно, что на этом фоне лишь немногие болезни (в их современном понимании) можно однозначно определить из письменных источников. Путь палеопатологии, часто используемый в последнее аремя а англо-американской науке, действительно дает возможность оценить уровень заболеваемости древнеегипетского населения. Понятно, что следует остановиться именно на болезнях, наиболее часто встречающихся в антропологических находках.

"Артритические" заболевания, болезни зубов, переломы, воспаления и изменения в костях и симптомы недостаточности (остеопороз, линии Харриса и жировые гипоплазии) относятся к наиболее частым заболеваниям в палеопатологических находках скелетов. Они встречаются по всему миру во все (как доисторические, так и исторические) периоды. Из этого типичного и для древнего Египта антропологического спектра болезней вуделяются, в сравнении с другими до- и раннеисторическими популяциями, "артрит" и заболевания зубов вследствие их сильного стирания, хотя выводы о причинах этих явлений на основании современного состояния знаний пока невозможны. То же относится к относительной константности артериосклеротических изменений сосудов в мягких частях тела. В качестве параметра гигиены однозначно функционируют эндопаразиты, присутствующие в находках мумий в подавляющем разнообразии и большой численности. Это позволяет несколько пересмотреть описанную античными авторами субъективную картину высокого гигиенического уровня древнеегипетского населения. Наше знание о несомненно многочисленных инфекционных заболеваниях, ответсвенных за высокий уровень смертности в древнем Египте, весьма отрывочно из-за сложности их выявления в палеопатологических источниках. Остается надеяться, что развиваемые сейчас аналитико-экспериментальные методы позволят в будущем внести ясность в эту проблему, пока же их данные можно использовать в качестве дополнения. На сегодняшний день, пользуясь классическими методами с опорой на антигенные тесты, модно доказать наличие в древнем Египте лишь двух тяжелых инфекционных болезней - бильгарциоза и туберкулеза. Существование других, то и дело цитируемых инфекционных болезней пока не подтверждается надежными источниками. Это относится к малярии и еще в большей степени к полиомиелиту и оспе.

Тем не менее, следует отметить, что археологический метод (если он учитывает проявления болезней в эпидемиологическом и историческом смысле) весьма расширяет наши знания о заболеваемости в древнем Египте и о "субстрате" врачебной деятельности. Это не означает, что тем самым становится однозначно возможной идентификация названных в папирусах болезней - лишь в редких случаях она бесспорна.

То же верно и по отношению к 700 известным по именам лекарствам. Несмотря на интенсивные фармацевтические исследования, лишь в небольшом количестве случаев удалось перевести названия лекарств. Поскольку из идентифицированных лекарств лишь небольшую часть можно экспериментально исследовать фармакологическим путем, высказывания об эмпирической действенности древнеегипетских лекарств вряд ли возможны. Можно лишь установить, что подавляющее большинство идентифицированных лекарств имеют слабительное действие, чаще всего использовался мед. Спорным является и однозначное распределение лекарств в соответствии с болезнями. Как раз наиболее часто рекомендуемые субстанции применяются при различных болезнях, будь то болезни живота, сердца, головы, головы, глаза или уха, или же ранения, переломы и опухоли. Селективно используются черная краска для глаз и корень гранатового дерева, эффективный против ленточного червя. Однако и в случае с этими лечебными средствами сложно определить, предписаны ли они из-за своего эмпирического воздействия или из-за возможных магических соответствий. Это тем более существенно потому, что не только при применении, но и при приготовлении лекарств магические процедуры играли роль, равную по значению эмпирике. Результирующие отсюда весьма сложные процедуры позволяют задать вопрос, не произошло ли уже в древнем Египте разделение труда врача и аптекаря.

Следующим комплексом тем, рассмотренных нами, является образование и функции египетских врачей (SWN.W). Они относились к слою грамотных и обученных чиновников, игравших роль в управлении страной и занимавших высокие жреческие посты. Однако, кроме владения письмом и знания магико-религиозных предписаний, врач должен был обладать «профессиональными» знаниями, позволявшими ему не только понимать рецепты и предписания папирусов, но и исполнять их. Непонятно, где проходило это «профессиональное» обучение. По крайней мере в позднюю эпоху в этой связи играли роль «дома жизни», занимавшиеся и медицинским обслуживанием больных. Кроме того, во все времена учеба проводилась в доме учителя.

После завершения образования большинство врачей работали при дворе фараона, о чем свидетельствует частое использование термина «придворный врач». Наряду с ними существовали врачи для сопровождения войск, строительства некрополя, рабочих в каменоломнях и рудниках. Среди придворных врачей существовала организованная иерархия, о которой свидетельствуют ранги титула «придворный врач». Остается неясным, шла ли речь в отдельных титулатурах о рангах чиновников от медицины или же под ними имелись в виду области функций практикующих врачей. Так же неясна специализация врачей в области определенных болезней. В ее пользу свидетельствует встречающееся иногда генитивное сочетание обозначения swn.w (врач) с определенной частью тела, а также высказывания Геродота и титулатура Хеси-Реса как начальника зубных врачей. С другой стороны, обозначения специализации в Старом царстве были весьма редки, а отдельные придворные врачи (например, Ири) выполняли поразительно разнообразные функции, что несовместимо со специализацией.

Этот пример показывает, что египетскую медицину не следует оценивать по современным меркам, исходя из современных представлений о болезнях, лекарствах и терапии. Это не означает, что мы преуменьшаем ее значение. Наоборот, лишь понимание архаического характера этой медицины позволяет пролить свет на ее содержание и оценить ведущую роль древнеегипетской медицины в древневосточном мире. В этой связи возникает вопрос о заимствовании некоторых элементов развитой египетской медицины другими культурами, прежде всего греческой. Наши исследования показывают, что хотя греческое заимствование древнеегипетских медицинских знаний нельзя однозначно доказать (ввиду отсутствия переводов египетских медицинских трактатов на греческий), но целый ряд соответствий и похожих элементов делают вероятным египетское влияние на раннюю греческую медицину. Особенно интересно в этой связи господствующее в книдской медицине представление об этиологии болезней. Оно показывает такую степень схожести с древнеегипетским учением об whd.w, ЧТО заимствование кажется весьма вероятным. При посредстве греков (и, вероятно, арабов) некоторые элементы древнеегипетской медицины вошли в западноевропейскую медицину. Другая ветвь традиции, сохранившейся в Египте, является восточной: это коптская медицина, которая, как утверждают современные исследователи, также использовала древнеегипетские источники. Сходства же с индийской и китайской медициной являются скорее типологическими: "воздух"-прана, каналы (mt.w, нади), концепция реки в теле (Нил - Инд, Ганг и т.д.).

Вопреки распространенному мнению, древнеегипетская медицина отнюдь не исчезла бесследно. Наоборот, через Грецию и коптский Египет ей удалось повлиять на европейскую и восточную (арабскую) традиции. Таким образом, она стала предшественницей средневековой европейской      и

ближневосточной медицины.

Приложение.

Для понимания истории египетской медицины, конечно же, необходимо иметь общие знания о египетской истории. Подробные исторические сведения русскоязычный читатель может получить прежде всего в «Истории Древнего Египта» Ю.Я.Перепелкина (под ред. А.Л.Вассоевича, 2000). Здесь мы дадим сжатый очерк египетской истории, останавливаясь подробнее лишь на периодах, важных с точки зрения истории медицины.

Основой для относительной хронологии древнеегипетской истории являются египетские списки царей на Палермском камне, в храмах Карнака, Абидоса и Саккары и список царей Туринского папируса. Опираясь на более поздние версии этих списков, египетский жрец и историк Манефон создал на греческом языке труд «Эгиптиака» (ок. 275 г. до Р.Х.), дошедший до нас в отрывках (в основном цитаты у Иосифа Флавия и раннехристианских авторов, издание гр. текста и англ. пер. см. Ма^Шо, Аigyptiаса, еd. W.G.Waddell, London 1964 (ЬоеЬ, 350)). В этом труде он разделил историю Египта эпохи фараонов на 31 династию, к которым относились цари одного происхождения, и 3 эпохи, каждой из которой был посвящен отдельный том истории, впоследствии их стали называть Старым, Средним и Новым царствами. Хронология Манефона была скорректирована современными историками в сторону уменьшения (см. В.В.Струве, Манефон и его время, 1928), так как многие династии, которые Манефон изображает правящими последовательно, в действительности правили одновременно. Но в целом Манефон рисует гораздо более верную хронологию и картину древнего Египта, чем греческие историки Геродот (5 в. до Р.Х.) и Диодор (1 в. до Р.Х.), хронология которых весьма несовершенна. Тем не менее, хронология Египта до персидского завоевания и сейчас остается спорной, поэтому все даты следует рассматривать как примерные.

Теперь обычно выделяется и Раннее царство (1 и 2 династии, ок. 3000-2670 гг. до Р.Х.). Поскольку основатель 1 династии Менее происходил из Тиниса, это время называют Тинисской эпохой. Полулегендарный царь Менее объединил под своей властью Верхний и Нижний Египет. Он сделал столицей государства Мемфис. Могилы царей Раннего царства находились в Абидосе, религиозными центрами были Гиераконполис и Абидос, место культа бога Осириса. В это время были заложены основы египетской государственности, во главе страны стояли божественные цари. Члены царского дома, в основном сыновья и внуки правителя (которого в эту эпоху неверно было бы называть фараоном, это сочетание, обозначающее «великий дом» (рг-'А), применялось тогда лишь по отношению к царскому дворцу), служили в качестве высших чиновников. Таким образом, возник слой чиновничьей знати, ответственный за становящееся все более сложным управление страной. Египетский солнечный календарь, сформировавшийся окончательно ок. 2782 г., регулировал жизнь всей страны и облегчал управление ею. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней, 4 месяца группировались в один сезон (разлив Нила, весна и лето). В конце года были введены 5 дополнительных дней -праздники в честь богов. 1461 египетский год составлял 1460 юлианских, что было связано с циклом Сотис (Сириуса), восход которого летом предвещал разлив Нила. В эпоху Раннего царства было создано и иероглифическое письмо (ок. 3000 г. до Р.Х.), позволявшее передавать не только образы, но и консонантный костяк слова. Это позволило запись необходимых сведений «чернилом» из воды, «резиновой» смолы и сажи на «бумаге», сделанной из растений папируса. Иероглифы использовались и для записей на камне. Появление письменности (вероятно, независимое от Месопотамии) создавало основу для развития всех наук. Последующая эпоха Старого царства (3-6 династии, ок. 2670-2195 гг. до Р.Х.) знаменита прежде всего монументальными гробницами правителей - пирамидами Саккары, Медума, Гизы, Дахшура и Абусира. Резиденция царей по-прежнему находилась в Мемфисе. Уже в эпоху 3 династии на Синае разрабатывались рудники меди и бирюзы (бывших, как мы видели, составной частью некоторых лекарств). Самый знаменитый царь этой династии Джосер построил свою ступенчатую пирамиду в Саккаре. Руководителем работ был Имхотеп, которого позже почитали в качестве бога медицины и отождествляли с Асклепием. В эпоху Джосера Северная Нубия (юг совр. Египта) была присоединена к Египту и поставляла в долину Нила нубийские изделия. Назначенный «губернатор Нубии» имел свою резиденцию на о. Элефантина возле 1 нильского порога.

4 династия представляла собой кульминацию Старого царства, завершение государственного «абсолютизма». Это воплощают пирамиды в Гизе, сооруженные Хеопсом, Хефреном и Микерином. К концу династии ширится култьт бога солнца Ра, усиливающийся в

5 династию.

Цари 5 династии строят пирамиды меньших размеров у Абусира и закладывают храмы Солнца, чтобы почтить своего божественного отца Ра. Это была также эпоха оживленной торговли со странами Восточного Средиземноморья. В то же время во внутренней политике происходит немало неблагоприятных изменений. Высокие посты более не являются уделом лишь членов царской семьи. Новая чиновная знать делает свои функции наследственными, благодаря дарениям государственные привилегии и имущество переходят в частную собственность. В конце 5 династии развивается все большая децентрализация, так что царь уже не является единственным носителем власти, которая все больше переходит к правителям округов -«номов». С конце 5 династии появляются «Тексты пирамид», вероятно, записанные с целью упростить дорогостоящий погребальный культ царей. Появляется курсивное «иератическое» письмо, облегчавшее создание произведений на папирусах.

Правители 6 династии продолжают строить пирамиды, в которых записывается все больше текстов, на первый план в них начинает выходить Осирис. Вместе с тем цари вынуждены мириться с локальными культами все более усиливающейся провинциальной знати и делать ей все большие уступки. Процветает торговля с Нубией (совр. Судан), Пунтом (совр. Эритрея и Сомали), Синаем, Палестиной и Финикией. После многолетнего правления царя Пиопи II происходит окончательный упадок. После его смерти наступает династический кризис, управление страной и обеспечение населения разваливаются. Происходят восстания низов, "князья" и правители номов борятся друг с другом, внешняя торговля замирает. Начинается т.н. Первая промежуточная эпоха (7-10 дин., ок. 2195-2040 гг. до Р.Х.). Крушение Старого царства явилось глубоким потрясением для политического и духовного развития Египта. Казалось, что все силы, символизировавшие для древнего египтянина вечный мировой порядок - Маат (справедливость) почему-то более не действуют. Это вызвало появление скептической литературы - "Беседы разочарованного со своей душой", "Песнь арфиста" и т.д. Изменения наступили и в погребальном культе, началась его "демократизация", появляются "Тексты саркофагов", обещающие вечную жизнь уже не только царю и его семейству, но и всякому более или менее обеспеченному человеку. Лишь Ментухотепу II, правителю Фиванского нома (11 династия), удалось ок. 2040 г. воссоединение обеих земель (Верхнего и Нижнего Египта) и основание Среднего царства (11 и 12 дин., ок. 2040-1781 гг.). Амон, локальный бог Фив, становится главным государственным богом, а Фивы- одним из религиозных центров страны. Резиденция царей и их захоронения, тем не менее, находятся на севере. В продолжение традиций Старого царства цари 12 династии также сооружают пирамиды - гораздо скромнее и из менее долговечных материалов, чем их предшественники. В противоположность довольно миролюбивой политике Старого царства теперь ведется внешнеполитическая экспансия. Сенусерт (Сезострис) I захватил Северную Нубию от 1 до 2 порога; тем самым началась колонизация страны и постепенная египтизация ее населения. Сенусерт II начал осушение и колонизацию болотистой местности около Фаюма, впоследствии продолженную Аменемхетом III. Сенусерт (Сезострис) III подчинил Нубию несколько дальше 2 порога (граница находилась при Семне-Кумне) и стал богом-покровителем Нубии; кроме того, он предпринял поход на Палестину, вследствие которого в Египет (в особенности в Дельту) стали все больше проникать кочевники-семиты. В эпоху Среднего царства велась оживленная торговля с Месопотамией, Кипром, Критом, Передней Азией, Палестиной и Финикией; главным перевалочным пунктом был Библ (на побережье нынешнего Ливана). Внутриполитически вначале развивался свободный централизм, предоставлявший самостоятельность местным правителям, но контролировавший их фискально. Внешнеполитические успехи 12 династии позволили царям усилить централизацию внутри страны, при Сенусерте III правители номов потеряли всякую власть, а общее управление было подчинено визирю. Был вновь восстановлен абсолютный централизм. Литература переживала в эпоху Среднего царства пору расцвета. Появляются древнейшие сохранившиеся записи ранних литературных произведений (повесть о Синухете и др.), некоторые медицинские папирусы (Кахун и ветеринарный папирус Кахун, а также папирусы Рамессеум 1-У) и почти все известные математические рукописи (папирусы Ринд, Московский). Конец 12 династии окутан мраком. Новые, быстро меняющиеся на престоле цари 13 династии, бывшие в основном узурпаторами из кругов чиновников и военных, начинают Вторую промежуточную эпоху (13-17 дин., ок. 17811550 гг.). При слабых, борящихся друг с другом претендентах на трон в эпоху 14 династии вновь произошел раскол на Верхний и Нижний Египет. Египтяне ушли из Нубии. Пришельцы из Азии получали все большее влияние на севере (среди них могли быть и древние израильтяне, именно к этой эпохе относится история Иосифа). Затем власть переходит в руки гиксосов (15 и 16 дин., 1650-1550/40 гг.). Это был союз народов раннего происхождения, судя по именам, в основном семитов-ханаанеев или амореев из Палестины, но среди них могли быть и раннме индоевропейцы. Они познакомили египтян с лошадью и колесницей. Переход власти в руки гиксосов не обязательно произошел в ходе вторжения (следы разрушений отсутствуют), речь шла скорее о постепенной инфильтрации. Резиденцией гиксосов был Аварис на востоке Дельты, их главным богом был Сет, убийца Осириса (вероятно, семитский Ваал).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.