Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 15 страница



Последний случай этой серии загадочен: согласно заглавию, речь идет о «нарывах», согласно обследованию - «о нарыве нарывов». В семитских и других афразийских языках (к которым относится и египетский) подобный генитив может заменять суперлятив (ср. эфиопское «негус негести» царь царей). Эббелл считает, что речь идет о нарыве, при котором внутри находится паразит, при этом он вместо «это особый (случай) из них» читает «это один внутри». Уже терапия, названная при обследовании, весьма необычна: «Когда ты обследуешь нарыв нарывов на каждой части тела человека, ты должен положить на него перевязку». Затем следует метод нахождения нарыва: «Ты найдешь его, причем он уходит и приходит (т.е. поддается давлению и возвращается к старой форме); он крепится к мясу, которое под ним (в отличие от «запора жил», который «отделен от своего мяса»). Далее приводятся диагноз и терапия: «Тогда ты должен сделать лечение ножом, обрезать его кремневым ножои и закрепить приспособлением «хену», а именно то, что находится внутри, закрепить приспособлением «хену»; затем ты должен вытащить его (содержимое) кремневым ножом». Приспособление «хену» произведен от названия сосуда «хену», детерминатив также указывает на сосуд из кожи. В приложении упоминаются еще некоторые подробности, почти непонятные нам: «Существует особый случай из них, в котором находятся вещи, подобные желчному пузырю мыши. Тогда ты должен вытащить его ножом «шас», не вытаскивая ограничений, находящихся на краю и касающихся мяса. Его следует закрепить частью колокинты». В завершение следует еще одна особенность: «(нарыв), напоминающий голову, также (лечить)».

В этой группе нарывов выделяется случай, в заглавии названный «масло», а в обследовании и диагнозе - «масло сосуда», представляющий, вероятно, сокращенный вариант «масляного нарыва сосуда», с которым мы познакомились выше. Он выступает на любой части тела, покрасневший и шарообразный, образует несколько узлов и возникает в результате раны от удара. Текст называет магическое число 7, всегда присутствующее в амулетных узлах, здесь 7, вероятно, используется как «круглое число» со значением «много». Нарыв лечат разрезом. Когда же он очень кровоточит, его следует выжигать огнем. Затем следует лечение «как у пытаемого раскаленным железом». Эббелл видит здесь гематому (истощение жил). В качестве усложнения указывается: «Когда ты найдешь его на внутренних слоях какой либо части тела со многими извивами, надутыми его воздухом, то это враг сосуда (!). Ты не должен возлагать на него руку», поскольку речь идет о бознадежном случае («голова к полу»). Эббелл видит здесь варикс (узлы на венах, спазмы жил) и считает, что отказ от лечения - самое разумное, что может сделать здесь врач.

Учебные тексты (и папирус Эберса вообще) завершаются третьим видом нарывов, выступающим лишь здесь, который мы условно переводим как «опухоль». Приведем текст полностью: «Искусство исцеления опухоли «резня Хонса». Когда ты обследуешь опухоль «резня Хонса» на любой части тела человека, и найдешь ее голову острой, а ее низ ровным, его глаза красными и воспаленными, (так что) его мясо из-за этого горячо, берегись: это магия! А если ты найдешь его на груди, на плечах, на области таза, на бедрах, при этом внутри его гной, не предпринимай ничего против! Однако когда ты обнаружишь его как опухоль раны или как ушиб на груди, на каких-либо частях тела, причем он уходит и приходит или остается погруженным под твоими пальцами, а вода выделяется наружу, тогда ты должен сказать: он находится в моих руках (т.е. излечим). Ты должен сделать средство для его изгнания: кал мух, пшеничная мука, сода, бобы, свинцовый блеск (черная краска для глаз), масло или жир; смешать с плодами «ама», не добавляя воды; лечебное средство дается, пока он не выздоровеет».

«Резня Хонса» противоположна «нарыву Хонса», считавшемуся неизлечимым. Можно предположить, что имеются в виду различные формы проказы, засвидетельствованной на амулетах конца Нового царства (т.н. оракульных декретах), в то время как на египетских мумиях ее пока не нашли (кроме как у коптских мертвецов, т.е. уже в христианскую эпоху).

II. Рецепты.

а)      опухоли и нарывы.

Общий термин "опухоль", выступающий в учебных текстах лишь в глоссах и сравнениях, часто появляется в рецептах сборников. В папирусе Эберса содержится обширная "книга" (№556-591), посвященная опухолям и их побочным явлениям. Слово "опухоль" восходит к глаголу "опухать, разливаться" (им обозначается и разлив Нила) и является общим названием для всех явлений такого рода, в то время как в учебных текстах используются специальные термины.

В качестве содержимого опухолей, которое следует вытащить, называют гной и воду. Как последствие и побочное явление выступает "разъедание", которое также может сопровождаться кровью, так что правомерна его трактовка в качестве явления разложения. Но и без "разъедания" может появляться кровь, как показывает рецепт для "устранения опухолей", заключение которого гласит: "Это устранение кровавой болезни на какой-либо части тела мужчины или женщины". С

и                       _           II                                       и II         _ II

другой стороны, заключение это устранение опухолей к рецепту для устранения болезненных веществ" показывает переход от опухолей с гноем до самих болезнетворных веществ.

Средства, определенные для "устранения опухолей" (на какой-либо

части тела) называют уже известные нам лекарства: растительную слизь,

соду, жир быка, тмин, кал мух, колокинту, финиковый сок, зерна

фиников, мирру, воск, малахит (зеленую краску для глаз),

нижнеегипетскую соль, сосновое масло, горошек, дерево "хет-дес",

дурру, кал кота, и, естественно, мед. Иногда встречаются и новые

лекарства, предназначенные специально против опухолей, например,

ff и it

краска для писца, омонимичная слову гной , представляющая симпатическое средство. Или "питьевая вода из реки", вероятно, нацеленная на воду как содержимое опухоли. Наконец, "жир кожи животного", которым, вероятно, воздействовали для образования новой кожи вместо съеденной опухолью. Однако в основном это неизвестные нам лекарства. Указание по применению гласит "перевязать этим". Иногда называют отдельные части тела, на которых находятся опухоли; так, опухоли в животе являются внутренними опухолями, лечение которых производится благодаря приему средств внутрь. Другие случаи следует понимать как внешние явления: "опухоль сосуда", "опухоль пальца ноги", "опухоль ног", опухоль колена", опухоли на бедрах".

Для "вытаскивания гноя" и "вытаскивания воды из опухоли" имелись специальные рецепты, в которых использовались обычные лекарства: сода, колокинта, ладан, финиковые зерна, свинцовый блеск (черная краска для глаз), мед, мука из фиников. Или мука из свежего ячменя, кипрская трава, гусиный жир, "мужская" растительная слизь; нижнеегипетская соль, мука сосны, и, наконец, "краситель", являющийся симпатическим средством. Из многочисленных новых для нас средств большинство неизвестно (кроме глины из гончарной печи и комка земли). Во всех случаях предписывается перевязка. Гною посвящен раздел сохранившегося непольностью Венского папируса римской эпохи. Кроме медикаментозного лечения, для открытия нарыва используется полное выжигание или выкалывание иглой; затем накладывается перевязка.

Явление,             названное           "пожирание",            обозначает

сопровождающее явление или последствия опухолей. В заголовке серии рецептов папируса Эберса сказано: "Начало устранения опухолей, успокоения пожирания в каждой части тела человека". Поскольку "пожирание" упоминается в связи с "кровавым разъеданием", в нем можно видеть опухоль, переходящую в "разъедающую язву". Лечение примерно то же, что и при нарывах: из лекарств добавляются лишь тмин и мирра, а также жирная земля. В большинстве случаев делается перевязка: лишь в двух рецептах смесь лекарств наносится в качестве мази.

Наряду с общим термином для опухоли встречается явление, название которого "хесед" производится от глагола "становиться плохим, плесневеть". С ним мы уже ранее встречались, в учебном месте о желудке папируса Эберса в связи с нагромождением кала: "Оно создало опухоль "хесед", это продукты гниения гноя". В учебном тексте "о нарыве болезнетворных веществ" он сравнивается по своему внешнему виду с опухолью "хесед", когда она разлагается". Один раз она названа в качестве части опухоли, так что можно думать об опухоли, находящейся в стадии "гниения", или загнившей части опухоли. Возникающая при этом разложении жидкость течет через отверстие; этот процесс поддерживается перевязкой, которая должна задержать эту "воду"; ее кладут на отверстие, "чтобы она попала туда сама". После попадания в нее следует вложить "хвост" (дренаж), окруженные маслом или жиром. Тем самым предотвращается закрытие возникшего отверстия и прерывание процесса лечения. Весь процесс напоминает обычное лечение ран.

Среди учебных текстов о нарывах в трех случаях (при нарывах жира, гноя и болезнетворных веществ) встречается и другое явление, считающееся частью нарыва: его "подъем". Называются средства для разрушения или вытаскивания "подъемов". Они встречаются и при нарыве, наполненном желчью. При этом делается замечание "подъемы его края велики", более подходящие к язве, лежащей в своего рода кратере. Не удивительно, что эти "подъемы" упоминаются в "Книге ран" при язвах вследствие ранения от удара (случай 39). Лишь один рецепт посвящен "устранению подъемов". Среди лекарств, названия части которых разрушены, мы встречаем гусиный жир, колокинту, бобы, части можжевельника, корабельный тростник, масло или жир, мед, воск, жир быка. Некоторые из этих лекарств (жир быка, воск, бобы, гусиный жир и мед) типичны для лечения "подъемов". Указание по применению отсутствует, однако можно предположить, что делается перевязка.

В рецептах приводятся также нарывы со специальными обозначениями, например "вытекание источника" и "шаровой нарыв", еще в римскую эпоху упоминавшийся наряду с воспаленным поражением кожи. В глоссе к "Книге ран" шар обозначается как "шарообразная язва". "Вытекание источника" однажды называется вместе с "нарывом Хонса", следовательно, оно было ему подобно внешне: "Лечебное средство для разрушения нарыва Хонса или какого-либо вытекания источника, возникшего на человеке: свежий лук, растительный краситель (Isatis tinctoria); тонко измельчить золотую пыль, сверху положить воск; перевязать этим, чтобы он исчез. Затем ты должен помазать его маслом или жиром, попудрить квасцами. После этого (лечения) лечи его маслом или жиром и медом, чтоб ему стало лучше".

Шаровой нарыв также "разламывается", а именно таким образом: "Плоды гороха 1, ладан 1, листья дерева "шебет" 1, осадок меди 1, колокинта 1, масло или жир 1, жир быка 1, мед 1; тонко измельчить в единую массу; перевязать этим шаровой нарыв".

Отдельный рецепт посвящен интересному варианту нарыва, названного в учебных текстах "известняковый нарыв". "Лечебное средство для устранения известнякового нарыва в первый день: божественные листья вместе со всеми примесями, растительная слизь; пить 4 дня. Это опустошение живота. Сделав это, окуривать (человека), пока он не вспотеет. Что касается "божественных листьев", то это листья дерева "хет-дес". Что касается "со всеми примесями", то это тимьян и мед". Случай интересен по нескольким причинам. Благодаря глоссам можно заметить происхождение рецепта из учебного текста. Интересно также "внутреннее лечение" приемом лекарств внутрь и потением. Вспомним, что при помощи пота живущие в теле демоны покидают пациента. Особое обозначение "божественные листья" для лекарства также указывает на демонов. Наконец, бросается в глаза та особенность, что описанное явление продолжается лишь один день. Эббелл предполагал, что речь идет о болезни Urticaria (крапивница).

Нарывы и язвы возникают также вследствие ударов и ран от ударов («Книга ран», гл. 39: «нарывы на сосудах» учебных текстов). После «шарового нарыва» следует рецепт под заглавием: «лечебное средство для прорыва удара» (речь идет о «нарыве от удара»). Он перевязывается смесью из плодов гороха и чистой соды, что приводит к тому, что «он прорывается сам собой».

б) язвы и родственные им явления.

Как мы уже отмечали, египетские тексты не всегда четко проводят разницу между язвой и нарывом. О язвах может свидетельствовать потеря тканей, которые «пожираются», или мероприятия, при которых «растят мясо». В связи с язвами чаще упоминаются кровь и ранения. Лечение не является однозначным, локализация диктует способ лечения: для зубного мяса рекомендуется полоскание; мочевой пузырь лечат вливанием, как и вульву; в задний проход вводят пилюлю; язвы из-за ранения ударом на груди выжигаются, а затем подвергаются нормальному лечению, при котором язвы смазывают. В упомянутом «нормальном случае» используются типичные для рецептов лекарства: «Начало лечебных средств для устранения язв в теле человека на каком-либо месте тела: сосновая мука 1, нижнеегипетская соль 1, мед 1; часто смазывать этим». Затем в качестве «комбинированного средства» следует напиток (из неизвестного лекарства 1/8, меда 1/8, вина 5 ро), упомянутый в другом месте в качестве слабительного. Это соответствует теории, согласно которой болезни возникают внутри тела при нарушении пищеварения. Упомянутую выше язву в заклинании называют «братом крови, другом гноя». «Кровяное разъедание», следующее за нарывами в папирусе Эберса, вероятно, также является «братом» язв. При этом «кровь пожирает внутри тела», что подчеркивает негативное представление египтян о роли крови. Лечение производится перевязками или простым нанесением «на место тела, в котором возникла кровь». Используются обычные лекарства - сода, осадок вина, финиковый сок, зерна фиников, колокинта, лук, жир быка. Необычны лишь черепки сосудов, или «мука» из черепков сосудов и гранита; возможно, что этим пытались облегчить выход крови, так как считалось, что «вредную» кровь следует не успокаивать, а выводить из раны.

Среди средств папируса Эберса против выступления крови содержится группа из пяти рецептов для лечения «испражнения» крови (Эббелл считал это сугилляцией, т.е. подкожным кровотечением). Первый рецепт гласит: другой средство от кровоизлияния: человеческое молоко, плод «шаша», камень для (полировки?) зеркала; измельчить вместе с льняным семенем и панцирем черепахи; выставить на солнечный свет. Затем наложить осколки кремня. Делай это последовательно, пока не сойдет кровь». Как и в предыдущем случае, здесь смешивают с лекарством острые частицы, чтобы срезать кожу и удалить кровь. Откровенно симпатическое средство состоит из «крови голубки; крови нильского гуся; крови ласточки; крови коршуна; помазать этим». Неясно, почему используется только кровь птиц. Возможно, болезнь должна улететь?

В дополнение к рецептам против болезней с кровью и гноем в папирусе Эберса и средством против опухолей в папирусе Херста содержатся рецепты «для устранения болезни на какой-либо части тела». Во всех слечаях делается перевязка, в некоторых говорится: «перевязать этим больное место». Дополнение «находящейся внутри тела» следует понимать так, что сама болезнь находится внутри тела, но ее проявления - на поверхности тела. Таким образом, речь вновь идет о нарыве или сыпи. Некоторые явления на поверхности тела египтяне не могли определить поточнее, о чем свидетельствует общее выражение «лечебное средство для открытия всех вещей, которые возникли сами по себе» (папирус Херста). Таким же общим является обозначение «болезнь, проявляющаяся на больном месте». Вероятно, здесь нам может помочь иероглифическое написание слова «болезнь», которое, как и слово «болеть», пишется с детерминативом «острый предмет» и, вероятно, вначале обозначало «колющую боль». Если это так, то наши рецепты можно также отнести к кожным болезням. Их лечения в большинстве случаев осуществляется при помощи печенья, которое размягчается в жидкости (масле или жире, воде или жидкости «места») и в теплом состоянии наносится на больное место, а затем делается перевязка. Другие рецепты называют в качестве компонентов перевязки плоды клещевины, истолченные в меде, или, наряду с неизвестными продуктами, селеру, нижнеегипетскую соль и мед.

Среди болезней пальцев рук и ног встречается явление, которое египтяне называли «червем», представляющее собой сгусток гноя под ногтями. Этот «червь» мог выступать на любой части тела и обозначать подобные явления. В римскую эпоху упоминается «червь в ухе», также обозначающий загноение. Червя можно «вытащить» при помощи перевязочного средства: «Свиные потроха; перевязать этим». Затем делали средство для смазывания из свежего ладана, масла «бехен», соснового масла, лекарства «великая защита», красного минерала, жира быка и воска. Некоторые из этих средств явно не чужды магии: лекарство «свиные потроха» своей внешней формой напоминает сгусток гноя, а сама свинья была животным - символом бога Сета, владыки змей и червей. «Великая защита» и «красный минерал», вероятно, также несут магическую функцию. Поэтому не удивительно, что против «червя» использовались и знаклинания: «Речь не идет о ребенке того или этого (т.е. любого человека), но я дочь женщины, к которой обращаются с мольбами». Возможно, что это Исида, но у нее был сын (Хор), а не дочь. Остаток заклинания сохранился на иностранном языке, который мы пока не можем дешифровать. Вольфганг Хельк видит в нем ханаанский язык и переводит: «Мы сплели заклинание, мы сплели наше заклинание и победили». Это свидетельствует о широких интернациональных связях египетской медицины в эпоху Нового царства (вторая половина 2 тыс. до Р.Х., см. ниже).

в)      сыпи.

Сыпи и воспаления являются слабой формой опухолей, нарывов и язв: по крайней мере, так считал древнеегипетский врач, поэтому он обозначал болезнетворные вещества, ответственные за возникновение названных болезней на поверхности тела, как «корни сыпи». Этимологическое название сыпи, вероятно, образовано от корня «неровность»; этим же словом в «Книге ран» (ел. 6) обозначалась поверхность расплавленного металла, «неровная, как пузыри». Сыпь рассматривали как «неровность поверхности тела». Наряду с сыпью также встречаются пузыри (Эберс, №125). Причиной возникновения болезни считался общий принцип преобразования оставшихся в теле пищевых остатков в болезнетворные вещества. Известная лишь из папируса Эберса кожная сыпь приводится среди общих средств от болезней тела, в группе средств против болезнетворных веществ. Соответствующей является и терапия: в качестве внешнего явления сыпь лечат мазями, один раз перевязкой; поскольку она (сыпь) возникла в теле, то ее лечат средствами для приема внутрь; однажды проводится и «комбинированное» лечение, состоящее из мази и средства для внутреннего приема. В качестве локализации названо «тело» или «любые места тела», часто говорится «в животе», под чем имеется в виду «место нахождения» болезни, а не часть тела, в которой она проявляется. Эббелл предполагает в этой болезни рожу (Erysipelas).

Рецепт, вводящий группу средств против кожной сыпи, представляет собой интересный пример "комбинированного" лечения, однако сами лекарства нам непонятны, хотя рецепт и переводится: "Другое (средство) для устранения кожной сыпи в животе: "острый камень" 1, "великая защита" 1, плоды "бесбес" 1, "сесека" 1, воск 1, сосновое масло 1; тонко измельчить, сделать единой массой, помазать этим. Затем приготовь слабительные средства, после того как (кожная сыпь) заперта по отношению к животу: плод "волосы земли" 1, горчичная капуста 1, растение "инеб" 1, надрезанные плоды сикоморы 1; сделать единой массой; сделать 4 пирога; заставить его это съесть".

"Другое (средство) для устранения кожной сыпи, которая давит на тело, и для ее действительного умерщвления в животе". 14 лекарств смешиваются в единую смесь, которую следует употреблять теплой; к их

                                                             tt         и ••                       ••       ••

числу относятся уже известные нам "острый камень" и "великая защита" в небольшой дозировке, поскольку теперь речь идет о средствах для приема внутрь.

В заглавии рецепта "другое (средство) для умерщвления болезнетворных веществ, умерщвления корней кожной сыпи в животе мужчины или женщины" связь с болезнетворными веществами как истинной причиной болезни четко прослеживается. Эта связь присутствует и в параллельных выражениях "лечебное средство для устранения кожной сыпи и для отнятия болезнетворных веществ". Хотя из последнего заглавия можно заключить, что кожная сыпь была связана с болью, выражение "корни кожной сыпи" и живот как место происхождения болезни указывают, что болезнетворные вещества были не побочным явлением, а причиной болезни.

Последнее средство встречается дважды (Эберс, №113 и 117). Первый раз с указанием: "Желчь быка 2,5 ро, нижнеегипетская соль 1/8, мед 1/12, вода 10 ро; смешать в единую массу, помазать этим". Второй раз лекарства выступают в количестве 1, а способ применения такой же: "помазать". Первый случай мог быть вначале связан со средством для приема внутрь и ошибочно попал в средства для смазывания. Этот пример показывает, что некоторые лекарственные смеси использовались как для внешнего, так и для внутреннего лечения. И в том, и в другом

                                                              tt          и ft                        tt    ft

случае использовались лекарства острый камень и великая защита , считавшиеся особо эффективными при кожной сыпи. Здесь встречаются также лекарства "ослиная голова" и "ослиная нога", указывающие на близость к магическим представлениям, находящимся в связи с кожной сыпью.

е) пузыри.

Среди средств против болезнетворных веществ находится такой рецепт: "Другое (средство) для устранения сыпи на коже и пузырей; плод "иху" 2,5 ро, плод "шаша" 1/4, дурра 2,5 ро, мед 5 ро, вода 25 ро; ночью выставить на росу, отжать, пить 4 дня". "Пузыри" являются сопровождением или следствием кожной сыпи и, как и сыпь, исходят изнутри тела, поэтому с ними борются средством для питья.

После рецептов лечения ран в папирусе Эберса начинается новая "книга", в которой рассматриваются "пузыри на каком-либо месте тела". Для египтян, очевидно, не было существенным, идет ли речь от пузыря от ожога или о возникших наряду с кожной сыпью: оба вида они называют одинаково, но при пузыре от ожога упоминают "жжение". Поэтому группу пузырей классифицировать непросто. Один случай пузыря от ожога уже был рассмотрен в разделе об ожогах. Поскольку ожоги рассматриваюсь в отдельной главе папируса перед средствами для лечения ран (№482-503), а группа "пузырей" (№543-550) находится за ними и перед язвами и опухолями, то Вестендорф (С. 180) считает, что речь идет не о пузырях для ожога, но о кожных пузырях, исходящих изнутри тела. Этому, казалось бы, противоречит симпатическое средство "сажа (зола)" (детерминированное знаком "пламя"), относящееся к пузырю от ожога, однако вероятно, что средство, пригодное для лечения одного вида пузырей, считалось пригодным и для остальных. Здесь происходило расширение происхождения лекарств, вначале чисто магического характера, затем, если они функционировали, их применяли "рационально-эмпирически".

Пузыри лечили мазями (из нижнеегипетской соли, растительной слизи, красной соды, масла или жира) и средствами для приема внутрь (неизвестное лекарство варили в неизвестном виде сладкого пива). И эта форма приема внутрь свидетельствует о пузырях сыпи, для лечения которых применяли напиток.

Декреты-оракулы конца Нового царства, производимые богами по заказу и обещавшие универсальную защиту человеку, при всей их магичности, содержат и нечто медицинское, отсутствующее в классических текстах. Они весьма подробно перечисляют все части тела, которые следует защищать, и все опасности, угрожающие человеку; здесь, в частности, упомянута известна ранее из коптского болезнь кожи, связанная с пузырями.

д) кожный лишай.

На основе имеющегося в коптской медицине слова для кожного лишая (Эббелл - №rpes tonsurans, бородатый лишай), можно идентифицировать болезнь, выступающую в папирусе Херста, а затем в амулетных текстах оракульных декретов и, наконец, в Венском лемотическом папирусе. Последовательность рецептов начинается с заклинания, что показывает, что причиной кожного лишая считалось демоническое воздействие, а не естественный возбудитель. «Научное» объяснение, согласно которому ответственным за возникновение болезнетворных веществ и самой болезни было нарушенное пищеварение, считалось недостаточным. Очевидно, в силе был принцип: «Действенно заклинание вместе с магическим средством и наоборот». Поэтому вначале приводилось заклинание, а потом лечебное средство. Впрочем, бывало и по-другому, как показывают случаи, в которых вместе с лечебным средством читалось и заклинание.

«Заклинание кожного лишая: ты должен вытечь, истекая источником, не имея семени, который приводит (себя) в движение, в то время как у него нет рук. Уклонись же: я Хор! Отойди назад: я сын Осириса! Магия моей матери (Исиды) - защита моих частей тела. Ничего плохого не должно возникать в моем теле, в моем теле не должен быть кожный лишай. Ты должен вытечь! (семь раз) Говорить над тимьяном (?); сварить, измельчить; положить сверху». В начале заклинания выражается удивление по поводу происхождения и воздействия этого явления. Затем вспоминают о триаде богов Осирис-Исида-Хор и призываюи Исиду, сильную в магии, в качестве защиты; а вместо сына богини при этом выступает сам больной.

Следующий рецепт имеет заглавие «его лечебное средство», т.е. относится к кожному лишаю, упомянутому в предыдущем заклинании: «Продукт брожения меда, сухая мирра, плоды кориандра (?); измельчить в осадке напитка «па-вер»; смазать этим». Затем следуют еще пять рецептов для смазывания и перевязки. Лечебное средство от лишая в Венском демотическом папирусе предписывает садовую настурцию, горчицу, капусту и «черную траву». Все это измельчается с маслом «поро» (т.е. напитком «па-вер») и делается перевязка. д) воспаления. Среди рецептов против сыпи встречается болезнь «жара». Эббелл понимает ее как высокую температуру, а Вестендорф (С. 182) считает, что речь идет о внешнем явлении, вероятно, сопровождающим воспаленную кожную сыпь или следующим за ней. Эту болезнь рассматривают также как внешние проявления старения. Из эпохи Рамессидов известны заклинания против этой «жары», которые в качестве амулета носили на шее, в оракульных декретах она также упоминается. В качестве локализации, как и при кожной сыпи, наряду с «телом» названо «любое место тело», что указывает на ограниченное явление. Как и при сыпи, лечение происходит благодаря внешним и внутренним средствам, в том числе рвотным; однажды встречается их комбинация. Указания по применению «наложить на жару, сделать сверху перевязку» показывают, что речь идет о локальном явлении, а не о высокой температуре. «Родство» между двумя болезнями доказывает лекарство, встречающееся лишь трижды; оно дважды используется против «жары» и один раз против сыпи. Это - сочное растение (возможно, пастернак, как в Венском демотическом папирусе), о котором Рената Гермер пишет: «Это неизвестное растение, вероятно, имело воздействие, тормозящее воспаление, поскольку вместе с другими лекарствами (соль, сода и масло) оно предписывалось для лечения кожи».

То, что речь идет о сопровождающем явлении, становится понятным из следующего рецепта: «Другое (лечебное) средство для предотвращения возникновения воспалений: масло или жир 15 ро, измельченное растение «сайт» 1, нижнеегипетская соль 1, ракушка 1, сода 1; тонко измельчить, сделать единой массой; натереть этим тело». В основе всех профилактических средств лежит известное ожидание или опасение того, что может наступить болезнь; в медицинских текстах помещение средств против сыпи вместе со средствами против воспаления говорит о том, что сыпь может воспалиться, что следовало предупредить.

Если же это случилось, то помогает лишь «другое (средство) для устранения воспалений: мука фиников 5 ро, мука колокинты (?) 5 ро, жидкость «места» 40 ро; варить, пока не останется 30 ро жидкости; ты должен дать его мужчине или женщине приятно теплым, чтобы они выздоровели».

Осложнением являлось, вероятно, «злое воспаление», против которого рекомендуется средство, состоящее из квасцов, красной охры, плодов тамариска, соды и соли. Еще тяжелее был случай, описанный в Венском демотическом папирусе, при котором наряду с воспаленной сыпью клжи выступал «шаровой нарыв», который следовало выжечь.

Другое явление «жары» (слово произведено от синонимичного корня), которое Вестендорф также трактует как «воспаление», Эббелл понимает как поясную рожу (Ignis sacer). Ее лечат мазями: из смеси нижнеегипетской соли, кипрской травы, жира каменного козла, ароматического масла «бехен», ладана; или тростника, различных растений, селеры, кала гиппопотама, полыни, веток ивы с листьями, меда. Как правило, рецепты называют лишь одно лекарство, которое перерабатывается на основе масли или жира; среди этих лекарств немало относится к области магии. Например, ящерица, сваренная в масле или жире («ящеричное масло или жир»). В качестве дальнейших рецептов названы: «лягушка» или голова «колющей рыбы» или растение «устранитель вреда»; всех их варят в масле или жире и наносят на воспаление. Исключение составляет рецепт рецепт, называющий метеоритное железо («металл с неба»), измельченное в дождевой воде: здесь помощь неба присутствует дважды!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.