Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 13 страница



(Глоссы)

Что касается «пробита область «тепа» (его черепа), это то, что находится между чашей и чашей его черепа (мозговой серп?).

Область «тепа» - из кожи.

Что касается «крепко связана лента его нижней челюсти», это означает оцепенение связок концов его когтевой кости (это двуглавый сустав нижней челюсти) из-за нее (раны), прячущихся в соединении его височной кости (это концы его жевательной кости), не двигаясь туда или сюда; ему неприятно открывать рот из-за боли.

Что касается «ленты его нижней челюсти», это связки, которые соединяют концы его жевательной кости, «лентой» называется нечто в форме повязки.

Что касается «связки его мускулов распростерты», это означает, что связки его мускулов вытянуты и оцепенели от боли.

Что касается «его лицо покраснело», это означает, что окраска его лица красна как окраска плодов красного дерева.

Что касается «запах мозговой коробки его головы

как у экскрементов свечи», это означает, что запах его макушки как у

испражнений свечи.

Что касается «мозговой коробки его головы», то это срединная часть темени вблизи от мозга. Это означает, что она устроена подобно коробке.

Что касается «его рот связан, его брови искажены, его лицо, как будто оно плачет», это значит, что он не раскрывает свой рот, чтобы говорить, а его брови оттянуты, в одном случае вытянуты вверх, в другом опущены вниз, как у того, кто мигает. Его лицо плачет.

Что касается «он побледнел; ранее у него были приступы слабости», это означает побледнение. Но несмотря на приступы слабости, он пациент с вердиктом «Выступи (против болезни), не уходи с ее пути!»

В следующем, 8 случае представлено захватывающее описание довольно редкого нейрохирургического инцидента -черепного ранения «соntre-coup" (противоположным ударом). Для понимания этого случая следует обратить внимание на то, что моторные и сенсорные сигналы, контролирующие большинство движений и ощущений, возникают на половине мозга, противоположной той, которую они контролируют.

Движения и ощущения левой стороны тела контролируются правой половиной мозга и наоборот. Термин «соПге-соир" означает, что сила удара по одной стороне черепа передается на другую и повреждает противоположную сторону мозга, поэтому эффект ранения ощущается на стороне черепа, которой был нанесен удар, а не на противоположной. Это может указывать на то, что папирус был предназначен прежде всего для военного хирурга (как утверждают Финч и Вассоевич), так как именно этот вид ранения мог произойти вследствие удара дубинкой по голове.

Случай 8. Сложная осколочная рана черепа, не проявляющая внешнего ранения.

(Обследование) Если ты обследуешь человека, имеющего повреждение черепа под кожей головы, при этом сверху ничего нет, ты должен ощупать рану. Если ты найдешь, что извне от повреждения черепа простирается опухоль, а глаз повернут именно на ту сторону, где поранен череп; он (больной) ходит, хромая на своей подошве, а именно на той стороне, где поранен череп...

(Диагноз) Ты должен посчитать его тем, кого поразило нечто, входящее снаружи; он не освобождает голову плечевой вилки (когтевой кости) и не падает с ногтями (большим пальцем) посреди ладони; в то же время он испускает кровь из своих ноздрей и из своих ушей и страдает оцепенением шеи. Болезнь невозможно вылечить. (Лечение) Его лечение - сидячее положение, пока он не обретет цвет, и пока ты не узнаешь, что он достиг решающего пункта. (Второе обследование) Как только ты найдешь повреждение в его черепе, подобное морщинам, возникающим на расплавленной меди, а нечто внутри трепещет и дрожит под твоими пальцами как слабое место темени ребенка перед тем, как она соединяется (когда это случилось, то под пальцами нет дрожания и трепетания, пока мозг черепа не от кроют), и он испускает кровь из обеих ноздрей и из обеих ушей и он страдает оцепененим шеи...

(Второй диагноз) Ты должен сказать по поводу него: "Эта болезнь неизлечима".

Глосса А: Что касается "ранения черепа под кожей головы, при чем на ней сверху нет никакой раны", это обозначает повреждение чаши черепа, а мясо головы остается невредимым. Глосса В: Что касается

п                                и                  ||              /        \

он ходит, хромая своей подошвой , то он (хирург) говорит о хождении, волоча подошву, так что для него (больного) нелегко ходить, когда подошва слаба и перевернута, а кончики пальцев ноги стянуты к основанию подошвы, сами пальцы при хождении упираются в землю. Хирург говорит по поводу этого: "Он хромает".

Глосса С: Что касается "Это тот, кого поразило нечто, входящее снаружи" на той стороне, на которой находится это ранение, это означает того, кого давит нечто, вошедшее снаружи, на той стороне, на которой находится это ранение.

Как отмечает Финч (С. 163), современный клинический врач может читать этот случай лишь с удивлением и восхищением. Способность соотносить специфическую травму со сложной сетью неврологических признаков и симптомов, наблюдаемая здесь, - признак врача с высшей степенью развития клинического опыта. Врач хорошо понимает, что болезнь имеет естественную историю с обострениями и ремиссиями, осложняющими окончательный результат, поэтому предписывается второе обследование. В нем Бристед (С.56, 208) и Финч (С. 163) видят указание на процедуру трепанации черепа пациента, который "откроют" (ср. также 6 случай с той же фразой). Финч отмечает, что трепанация - метод, при котором просверливают череп для удаления фрагментов перелома или для облегчения черепного давления - использовалась в Африке с доисторических времен. Многие сомневались в том, что египтяне использовали эту практику, однако Галиунги (ор. ск., рlates 15а,Ь Р.122) и Финч (Р1.1, Р.124) приводят фотографии трепанированных черепов. О трепанации у египтян подробно пишет Паль (W.M.Pahl, Altagyptische Schadelchirurgiе, 1993).

В глоссе В приводится четкое описание хромающей походки со стяжением пальцев, указывающее на гемипарез или тяжелую моторную слабость, вызванную в результате ранения "соПге-соир". Лечение тогда, как и сейчас, состояло в поддержке больного. Наконец, следует отметить, что египетские слова «глаз повернут» указывают на повреждение окуломоторного нерва (одного из трех, контролирующих движения глаза, наряду с трохлеарным и абдуцентным) в результате ранения. Согласно Патрику Гриффиту, именно окуломоторный и трохлеарный нервы могут быть повреждены при травме височной области, что может вызвать поворот глаза (Finch, Р.209, Plate 29). Поразительно, что египетский хпрург верно соотносит специфическое событие (травму головы) с неврологическим результатом.

Случай 9, единственный, содержащий заклинание, мы уже обсуждали в главе о магии.

Случай 10 посвящен ране брови: ее зашивают и обрабатывают обычными методами (свежее мясо, масло или жир, мед). Случаи 11-14 посвящены ранениям носа: перелому "столба носа", перелому "камеры носа", осколочному перелому в носу, ране ноздри. Перелом носовой кости вначале лечили тампонами, удалявшими кровь из внутренности носа; два других тампона, увлажненных маслом или жиром, вкладывались в ноздри. Затем ждали, пока не исчезнет опухоль; после этого закрывали внутренность носа двумя подушечками из ткани и таким образом возвращали носу его форму; после этого ежедневно обрабатывали маслом или жиром, медом и волокнистыми веществами, пока больному не станет легче. Подобным же образом проходит лечение и при переломе в "камере носа", с той разницей, что здесь сломанные кости восстанавливаются на своем месте. При ране в ноздре вначале вытираются " все кровавые черви, которые в виде узлов содержатся в виде его ноздри", затем рану зашивают и перевязывают. Осколочное ранение в носу, при котором выступают кровотечение из носа, рта и уха, а также потеря сознания, неизлечимо.

В следующих трех случаях (15-17) речь идет о дыре, щели и осколочной ране в щеке; в то время как первое и второе ранения лечат при помощи известных перевязок, осколочная рана, связанная с кровотечениями из носа, рта и уха, объявляется неизлечимой.

Случаи 18-22 посвящены височной части. Обычная рана излечима; отверстие, вызывающее воспаление глаз в качестве сопровождающего явления, также излечимо.

Случай 20 - один из четырех, в которых египетский хирург демонстрирует знание соотношения между повреждениями височной части мозга и способностью говорить. В передней части височного отдела мозга находится область Брока, являющаяся моторным центром речи. Ранение или повреждение в этом месте влияет на способность пациента правильно артикулировать слова, при этом он хорошо понимает то, что ему говорят. За областью Брока находится область Вернике, являющаяся рецептивным центром речи; повреждение здесь влияет на способность пациента понимать произнесенные слова, при этом часто механическая способность к формированию слов остается незатронутой. Лица, имеющие повреждение в области Вернике, будут говорить когерентно, но создавать бессмысленные фразы. Речевая проблема, связанная с повреждением области Брока, называется "экспрессивной афазией", а с повреждением области Вернике - "рецептивной афазией". Нередко повреждение висков затрагивает обе области, вызывая "смешанную" или "тотальную" афазию. Приведем перевод 20 случая.

Случай 20: Рана в виске, продырявливающая кость. (Обследование) Если ты обследуешь человека, имеющего рану в виске, проникающую до кости и продырявливающую его височную кость, при этом его глаза полны кровью, а он испускает кровь из обеих ноздрей небольшими каплями; если ты положишь палец на отверстие раны, он сильно дрожит, а если ты спросишь его по поводу болезни, то он не может говорить с тобой; при этом из его обеих глаз обильно падают глаз, так что он часто подносит руки к лицу, чтобы вытереть глаза обратной стороной ладони, как это делает ребенок, при этом он не знает, что он делает...

(Диагноз) Ты должен сказать по поводу его: "Это человек, имеющий рану в виске, проникающую до костей, и продырявливающую его височную кость; в то время как он испускает кровь из обеих ноздрей, он страдает оцепенением шеи и он не способен говорить. Эта болезнь неизлечима". Тем не менее, для облегчения страданий больного рекомендуется "помазать его голову маслом или жиром; влить сливки в его уши".

Пациент не способен вербально ответить на вопрос хирурга, что хирург считает признаком экспрессивной афазии, вызванной повреждением височной области мозга. Слезоточение глаз является весьма интересным признаком. Травма виска может привести к повреждению лицевого нерва, вызывающему увеличенное выделение слез из глаза на поврежденной стороне. Но древний хирург говорит только о билатеральном слезовыделении. Лица, страдающие экспрессивной афазией, часто так расстроены своей неспособностью говорить, что они заливаются слезами. Повторяющиеся движения руки к глазам Шваллер де Любич считал признаком "апраксии", неврологического признака,  характеризующегося

несознательными движениями (Finch, Р. 165).

При трещине в височной кости с односторонним кровотечением из уха врач обещает "побороться с болезнью", однако предписывает то же выжидание в состоянии покоя до наступления кризиса, как и при неизлечимых случаях. Неизлечимым является также осколочный перелом, связанный с кровотечениями из носа и ушей, а также потерей сознания, кроме того, при вытирании ушей тампоном выступают обломки костей.

Этот последний, 22 случай весьма подобен случаю 20 и, казалось бы, также описывает тотальную афазию. В обследовании хирург говорит по поводу пациента "если ты позовешь его, а он не способен говорить...", что может указывать на абсолютную неспособность к речи, свидетельствующую о тотальной афазии. Однако Шваллер де Любич дает другую интерпретацию этого места. Он обращает внимание на глоссу С: "Что касается "Он не может говорить", это значит, что он молчит в печали, без речи, как тот, кто страдает слабостью (прострацией?) из-за чего-то, что вошло снаружи". Комбинация отсутствия речи и "молчания в печали" может указывать на ментальную обтундацию, поэтому Шваллер де Любич считает, что речь идет о пациенте в коме. Как бы там ни было, на основании представленных здесь свидетельств вероятно, что древнеегипетские врачи идентифицировали и, может быть, даже картографировали размещение и функции некоторых важных кортикальных центров мозга, что было достигнуто европейской наукой не ранее 19 века.

Лишь один случай (23) посвящен уху. Ушная раковина от верха до ушного отверстия была разделена разрезом, в то время как нижняя часть ушной раковины осталась на мясистой части тела. Ухо укрепляется при помощи зашивания раны и подушечки на задней части уха (если шов сместится) и обычного лечения ран.

В обоих следующих случаях названа нижняя челюсть: в первом - неизлечимый     перелом; во втором - излечимое

"перемещение". Под "перемещением" египтяне понимали отделение двух частей, не достигшее полного разделения, т.е. луксацию. При обстановлении устанавливается: "Ты найдешь его рот открытым, не может его рот закрыться". Лечение весьма подобно применяемому сегодня методу репозиции: "Тогда ты должен положить по одному твоему пальцу на концы обеих когтевых костей его нижней челюсти внутри его рта, а твои большие пальцы — на его подбородок. Затем ты должен позволить им (когтевым костям) пасть назад, чтобы они оказались вновь на верном месте". Послелующая перевязка раны служит, вероятно, лишь для проявления боли.

Рана на верхней губе (29) сшивается и перевязывается, зияющая рана на подбородке (?) схватывается парой бинтов (крестообразной повязкой?), а в заключение перевязывается как обычно.

Критическим является случай 28: "Когда ты обследуешь человека с зияющей раной на передней части шеи, смягчившейся до пищевода...Когда он пьет воду, то делает это против своей воли, и она выходит из отверстия его раны; она весьма воспалена, вследствие этого он (человек) испытывает жар. Тогда он должен сшить рану нитью idr". Случай считается неопределенным. Кроме перевязки idr (особый вид шва), применяются и обычные методы лечения; в случае жара на рану должны накладываться волокнистые вещества.

Группа рецептов (29-33) посвящена ранам шейных позвонков. Зияющая рана, пробившая позвонок шеи, имеет неопределенные шансы лечения. Накладывается лишь перевязка из свежего мяса, а затем предлагают ждать, пока не пройдет время страданий больного. По-другому обстоит дело в 30 случае, представляющем изолированный перелом или луксацию шейного позвонка. "Когда ты обследуешь человека с искажением на позвонке затылка, то ты должен сказать ему: "Посмотри на свои плечи и свою грудь"; когда он захочет это сделать, то тягостно наблюдать за тем, как это происходит. Тогда ты должен сказать: "Это человек с искажением на позвонке затылка; болезнь, которую я вылечу". Болезнь исцеляется обычными средствами - свежее мясо в первый день, затем ряд перевязок и мед до выздоровления.

Внимание многих исследователей (в том числе Вестендорфа, Кольты и Шварцманн-Шафхаузер, Финча) привлекал 31 случай, описывающий смещение шейного позвонка. Приведем его полный перевод:

"(Обследование) Когда ты обследуешь человека со смещением позвонка затылка и обнаружишь, что он не владеет из-за этого обеими руками и ногами, а его член в эрекции из-за этого, из него капает моча, но больной этого не осознает, его мясо приняло воздух, его оба глаза налились кровью. Это смещение позвонка его шеи, простирающееся до хребта, оно приводит к тому, что он (больной) не владеет руками и ногами. Однако если смещен средний позвонок его затылка, то это означает, что из его члена происходит излияние семени ^missio seminis). (Диагноз) Тогда ты должен сказать по поводу него: «Это больной со смещением в позвонке шеи, он не владеет своими обеими ногами и руками, его моча слаба; болезнь, которую не невозможно вылечить». Глосса А: Что касается "смещения в позвонке шеи", то он говорит об отделении одного шейного позвонка от другого, при этом мясо, находящееся над ним, остается невредимым; подобно тому как говорят "это wnkh" по поводу вещей, соединенных вместе, когда одна отделилась от другой.

Глосса В: Что касается «это излияние семени, поразившее его член», это означает, что его член находится в состоянии эрекции, а на его конце происходит «разрядка». Сказано «он остается стационарным» (mn s3w), когда он не может опуститься и не может подняться.

Глосса С: Что касается «в то время как его моча слаба», то это означает, что моча капает с члена и для него невозможно ее остановить.»

Исследователи по-разному оценивают этот случай. Нанн (John F. Nunn, Ancient Egyptian Medicine, London 1996, Р. 180) видит здесь паралитический Ileus. С ним спорят Кольта и Шварцманн- Шафхаузер (С. 118). Они скептически отмечают: «Следует заметить, что в этих часто цитируемых и на первый взгляд поразительно «современных» случаях некоторые «симптомы» с современной точки зрения являются весьма туманными (например, «его плоть приняла воздух»). Об этой фразе рассуждает и Вестендорф (С. 140). Он считает, что это можно понять как рвоту или «паралитический метеоризм» (согласно Герарду Риттеру), однако возможно, что аналогично пульсированию воздуха в сосудистой системе эрекция также объяснялась нагнетанием воздуха. В отличие от предыдущих исследователей, Финч (С. 167) весьма восторженно оценивает этот случай: «Язык здесь столь прост и точен, что нелегко оценить залежи практической информации, скрытой в описании этого случая. Прежде всего здесь содержится совершенно аккуратное описание квадриплегии («не владеет обеими руками и ногами»), являющейся результатом компрессии шейного позвоночника благодаря смещению позвонка. Эта компрессия могла возникнуть ниже 4 шейного позвонка, поскольку дыхание остается неповрежденным. Описания генитоуритальных осложнений весьма поражают, т.к. древний хирург называет в качестве осложнений приапизм, сперматоррею и недержание мочи. Нельзя ли предположить, что он знал, что физиологический сексуальный ответ и уринарные функции передаются через спинной хребет в качестве посредника. Это стало известно современной медицине лишь в прошлом веке. Одна из ошибок греческой медицины - идея, что мужская сперма формируется в спинном хребте. Она могла быть неверной интерпретацией египетского клинического описания еmissio seminis, являющейся результатом раны спинного хребта...Если квадриплегический пациент живет долго, то его тело становится толстым и мягким. Шваллер де Любич считает, что фраза «его мясо приняло ветер» относится к эффекту инсуффляции, происходящему в квадриплегическом теле» (отметим, что связь между спинным хребтом и семенем была известна также индусам и китайцам, она рассматривается в тантрических текстах, посвященных «внутренней алхимии»).

Опущение (сублуксация?) шейного позвонка, диагностицируемое по неподвижности головы и затылка, считалось излечимым. Голову обрабатывали маслом или жиром, «чтобы она убежала вниз, к затылку»; затем следует обычное лечение ран, в то время как пациент находится в покое и ждет улучшения.

л л   и                                                           с» 1—1

33 случай посвящен падению вниз головой: «Его падение вниз головой вынуждает один позвонок войти в другой. Это означает: он упал на свою голову, позвонок его затылка вошел клином в другой». Как и в предыдущих случаях, указывается, что пациент без сознания, не может говорить и парализован в руках и ногах (ср. сл. 20, 22 и 31). Случай считается безнадежным. Кольта и Шварцманн-Шафхаузер (С. 118) видят здесь доминирование эмпирических процедур в диагностике ранений, исходя из знания типичного для этих ран механизма и чувствительности, о которых получали сведения, спрашивая пациента или сопровождающее лицо.

Финч поражается тому обстоятельству, что сейчас описываемые в случаях 29-33 позвоночные перемещения и сублуксации почти невозможно открыть и описать полностью без помощи рентгеновских лучей. Он задается риторическим вопросом: как древний хирург смог диагностировать и описать эти случаи?

Два случая посвящены ключицам, оба раза предполагается успешное лечение. В первом случае (34) имеется в виду смещение, во втором (35) - перелом. Смещение устраняется таким образом, что ключица вновь возвращается на свое место. Для фиксирования ключицы применяется подушечка. В качестве отдельной разновидности случая названа открытая рана, смягчившаяся до внутренности, к ней также применяется вердикт «излечима». Тем не менее, никаких указаний по поводу лечения нет; или они утрачены при переписке, или ошибка в вердикте, который должен был гласить «неизлечима». Интересна глосса, объясняющая термин «смещение его ключицы»: «...Это значит, что головки его серповидной кости отстранились. Обычно их головки прячутся в верхних костях его грудной клетки (имеется в виду МапиЬпит sterni), достигая горла. Сверху находится мясо области его ключиц - это мясо, находящееся над его шейной областью. Снизу находятся два сосуда, по одному с правой и левой стороны, в горле и в области шеи, они ведут к его легким».

Эту глоссу делает интересной перечисление анатомических высказываний для объяснения патологических состояний; необычна и глосса в глоссе («это мясо...»)

Приведем подробный перевод 35 случая: «Когда ты обследуешь человека с переломом hsb его обеих ключиц и ты обнаружишь его обе ключицы, при этом одна сокращена и находится в измененном положении по отношению к другой, тогда ты должен сказать: «Это человек с переломом hsb в обеих ключицах; болезнь, которую я вылечу". Тогда ты должен положить его распростертым (на спину), при этом между его лопатками должно быть нечто свернутое (подушечка). Затем ты должен сделать его плечи распростертыми, чтобы его обе ключицы растянулись, так что перелом hsb вернется на свое место. Тогда ты должен сделать для него два буфа из ткани; один из них ты должен положить на внутреннюю сторону его плеча, другой - на его нижнюю сторону. Затем ты должен перевязать его (перелом) минералом imr.w (гипс?); затем лечи его медом каждый день, чтобы ему стало лучше». Согласно Нанну (С. 176), неэффективная с современной точки зрения рекомендация наложения шины на плечо при клавикулярном переломе восходит к ошибке переписчика, спутавшего этот случай с последующим 36, посвященным перелому плеча.

Случаи 36-38 посвящены простому перелому, перелому с начинающейся раной и трещине на плече. Перелом диагностицируется: «Ты найдешь его плечо, при том что оно свисает вниз и смещено по отношению к другому», методы лечения - те же, что и при переломе ключицы. Случай с раной над переломом разделяется на «неопределенный» (дополнительное лечение раны до кризиса) и «неизлечимый», когда рана размягчилась до внутренностей. О трещине говорится следующее (случай 38): «(Заглавие) Искусство исцеления трещины на плече. (Обследование) Когда ты обследуешь человека с трещиной на плече и найдешь нарыв, который поднялся вверх, на внешней стороне той трещины, которая на его плече,

(Диагноз) тогда ты должен сказать: «Это человек с трещиной на плече.

(Вердикт) Болезнь, которую я вылечу».

(Терапия) Тогда ты должен перевязать его повязкой; затем лечи его медом каждый день, пока ему не станет лучше».

Будь-то перелом ключицы или плеча, после репозиции пытались закрепить его в покое при помощи перевязки, обработанной средством для отвердения (imr.w, вероятно гипс) или, как показывают археологические источники, при помощи деревянной шины с льняными подушечками. Сохранилось также изображение пациента, лежащего на спине, которому вправляют плечо (вероятно, после несчастного случая на производстве) по методам «Книги ран». Для лучшего исцеления рану в заключение обрабатывали медом или применяли охлаждающие средства (о них повествует и папирус Херста, случаи 217, 220, 221).

Грудная клетка и ребра являются темой случаев 39-46. Вначале речь идет о язвах от ранения ударом в грудь, вызывающим гной и воспаления. Их лечение происходит при помощи «огненного бура», похожего на дрель устройства для производства огня. Врача призывают не отказываться от такого лечения, так как лишь благодаря жжению происходит переход к нормальной ране, которую можно излечить обычными средствами лечения ран. Затем следует рана на груди, достигшая костей и пробившая грудную клетку. Испытанными лечебными средствами здесь являются свежее мясо в первый день, затем масло или жир и волокна. Следующая рана называется «странностью раны»: это рана, которую невозможно вылечить, поскольку кожу невозможно ничем покрыть; кроме того, она воспалена и испускает ясную жидкость, а пациент имеет жар. Тем не менее, случай считается излечимым: в начале -охлаждающим средством, состоящим из листьев ивы, терна и охры, вытягивающими жар из отверстия раны. Затем предлагается средство для осушения раны (например, нижнеегипетская соль, жир каменного козла). В заключение делается пудра, состоящая из зерен мака, плодов «дешер» (красных) и «морского языка» (вероятно, сепии, как в коптской медицине), колокинты и листьев сикоморы; сверху накладывается перевязка. Растяжение ребер лечится при помощи известной перевязки для ран; таким де образом поступают и при смещении ребер с побочным явлением вливания слизистых веществ в бока; а перелом ребер с открытой раной считается неизлечимым.

Случаи 45 и 46 посвящены опухолям, образующимся из-за глубокой раны в груди. В первом случае с шаровидными опухолями, весьма холодными и не приводящими к жару, врач хотя и берется за лечение (вердикт: «(исход) неопределенный»), однако писец сообщает, что в его источнике нет данных о терапии. Второй случай именует опухоль большой, высоко поднявшейся и водянистой, но не воспаленной; ее лечат теми же трехступенчатыми средствами (охлаждающее средство, осушающее средство, пудра), что и неизлечимые раны; лишь охлаждающие средства являются более дифференцированными: их вначале применяют для того, чтобы удалить воду из опухоли; затем используются средства для вытягивания жара из отверстия раны. Все это является весьма странным, так как при обследовании речь не идет о жаре или покраснениях.

Следующий, 47 случай посвящен ране плеча. «Когда ты обследуешь человека с зияющей раной плеча, чье мясо поднялось и чьи стороны разделены», так что края раны выглядят «как при раскатывании шарика из материи... » В качестве сопровождающего явления также называются слизистые вещества в лопатке. Рану лечат свежим мясом на первый день. «Затем ты должен соединить ее зияния при помощи нити idr... Когда ты (при перемене повязок на второй день) обнаружишь, что рана поднялась и ее шов сместился, тогда следует соединить ее зияния двумя бинтами из материи, (которые следует положить) на эти зияния". Затем накладывается обычная перевязка. В приложении приводится осложнение случая: "Однако когда ты обнаружишь рану, причем ее мясо ощущает жар вследствие раны, находящейся на его плече, а кроме того, его рана воспалена и поднялась, а ее шов сместился, тогда ты должен возложить на нее свою руку, и ты обнаружишь, что из отверстия его раны по направлению к твоей руке струится жар; собрание жидкости, текущей оттуда, так холодно, как "вода изюма" (вероятно, имеются в виду продукты алкоголя, производимого из перебродивших виноградных ягод). Вердикт гласит: "Болезнь, с которой я буду бороться". В этом особом случае пациента не перевязывают, но "кладут наземь на ложе, пока время его страдания не пройдет. Когда же жар ослабеет, а жидкость из отверстия его раны потечет наземь, то обрабатывай его маслом или жиром, медом и волокнистыми веществами каждый день, пока ему не станет лучше".

Последний случай "Книги ран" (48) посвящен растяжению позвонка спины. В ходе обследования врач говорит пациенту: "Вытяни свои ноги, которые сейчас втянуты". Он их вытягивает, но затем снова втягивает, поскольку ему трудно это сделать из-за позвонка спины, в котором он чувствует боль". Реакцию пациента врач знает заранее, она служит ему для подтверждения диагноза. Случай считается излечимым. "Тогда ты должен положить его распростертым на спине. Тогда ты должен сделать для него..." Здесь рукопись заканчивается. Может быть, переписчик просто утратил интерес к произведению? Указания по лечению отсутствуют как здесь, так и в случае 45.

II. Рецепты.

а) раны.

Из учебных текстов, подобных тем, что содержатся в "Книге ран", в сборниках существуют эксцерпты, приводящие лишь заглавие и способ лечения (с тем же мы уже встречались и в текстах о желудке). Лишь редкие рецепты являются подробными: "Лечебное средство для раны в первый день. Жир быка или мясо быка, чтобы она (рана) загнила. Однако если она слишком загнила, следует ее перевязать гнилым ячменным хлебом, чтобы она высохла. Тогда ты должен ее еще раз перевязать, чтобв она загнила. Когда она выделяет секрет, то должен перевязать ее жиром каменного козла, сосновым маслом, растертым горошком. Когда рана распространится снизу, ты должен попудрить ее мукой зеленого стекла (?). Затем ты должен перевязать ее нитями льна с жидкостью "абехет". Когда она затянулась сверху, ты должен сделать мазь для усиления сосудов; перевязать этим, чтобы она стала здоровой. Когда же ппоследствии она выделит секрет, то ты должен сделать: жир быка, растение "джас"; перевязать этим, чтобы она открыла свое отверстие, чтобы она загнила".

Эти данные по обшему лечению ран выглядят довольно сложно, но в основе своей служат оптимальному лечению ран; это хождение по канату между "не слишком много" и "не слишком мало". Целью является позволить ране загнивать с последующим высыханием и образованием струпов. Однако при этом следует обращать внимание на секреты: когда образование струпов началось, прежде чем завершится суппурация, рану следует держать открытой, чтобы гной мог свободно вытечь. Эббелл (A1tagyptische СЫгш^е, S.91) указывает, что Гиппократ рекомендует подобную процедуру в своем произведении «О ранах и язвах» (гл.1).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.