Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 14 страница



Однако в общем тексты рецептов ограничиваются заголовком, приготовлением лекарств и лечением:

«Что делать против раны в затылке: мирра 1, мука льна; сделать единой массой; перевязать этим».

Часто упоминаются различные особые формы или стадии общего лечения ран, уже известные нам из «Книги ран»: «Другое (средство) для затягивания раны: воск 1, сухой кал 1; мелко растереть; перевязать этим».

«Другое (средство) для осушения раны: ладан 1, колокинта 1, жир быка 1; измельчить; наложить на нее».

«Другое (средство) для секрета, когда он поднимается. Воск 1, масло или жир 1, жир быка 1; сварить в единую массу, перевязать этим».

«Другое (средство) для устранения отделения: колокинта, нижнеегипетская соль; сварить в моче; наложить на нее». «Другое (средство), чтобы заставить расти мясо: свинцовый блеск 1, жир быка 1, куски малахита 1, мед 1; измельчить в единую массу; перевязать этим».

«Другое (средство) для вытягивания крови из отверстия раны: воск 1, жир быка 1, масло «бехен» 1, мед 1, колокинта, сожженный ячмень 1; сварить, сделать единой массой, перевязывать этим 4 дня».

«Другое (средство) для устранения струпа, находящегося в отверстии раны: яйцо страуса 1, панцирь черепахи, сожженный 1, кора дерева «има» 1, помазать этим». Интересно симпатическое средство «кора», по написанию идентичное «струпу».

Некоторые случаи посвящены сопровождающим явлениям или последствиям ран:

«Другое (средство) для оздоровления раны, при которой возникли болезнетворные вещества: мука дурры (?) 1, сладкое пиво 1, краситель (Isatis tinctoria) 1, лист колючей акации 1, перевязка из тончайшего льна 1, благовонная мирра 1, отжимки сладкого пива 1; перевязать этим».

«Другое средство для язв на ране: лист колючей акации 1; тонко измельчить, дать в масле или жире, положить на рану». «Что сделать для того, кто вследствие раны находится в состоянии спазмов: мука ячменя 1, жир быка 1, масло «бехен» 1; сварить, заставить его принять это, даже если он отказывается». В последнем случае, в котором пациенту насильно вливают средство, очевидно, присутствует спазм вследствие раны. б) переломы костей.

«Книга ран» классифицирует переломы костей в соответствии с формой поврежденной кости и видом перелома: перелом на голове обозначается как «осколочный перелом» («разбиваться на куски как сосуд на черепки»); для остальных переломов используется выражение «разламывание на две части как жезл». Кроме того, есть еще «дыра» и «трещина». От этих разделов в рецептах остался лишь «разлом на две части», но и он встречается нечасто, и лишь в сборнике папируса Херста, в то время ка папирус Эберса содержит лишь один рецепт, очевидно, предназначенный для дополнительного лечения перелома костей. Из этого становится понятным, что переломы костей, в особенности сложные, относились к области особого специалиста. По сравнению с весьма тонкими указаниями «Книги ран» рецепты в сборнике папируса Херста производят впечатление простоты. Лишь один рецепт посвящен перелому ребер: «Лечебное средство для ребер, когда они сломаны; в первый день: простокваша из «белого молока»; обернуть бинтом из тончайшего льна; перевязывать этим 4 дня». Противоречие между указаниями «в первый день» и «4 дня» следует (если это не ошибка) понимать так, что четырехдневное лечение начинается в первый же день перелома. В «Книге ран» лечение свежим мясом «на первый день» продолжалось лечением маслом или жиром, волокнистыми веществами о медом, «пока ему не станет лучше».

Остальные рецепты называют лишь общее слово «кость»; речь могла идти о простых переломах костей рук и ног, которые гладко соединялись друг с другом при помощи шины. Такие шины известны из гробниц и мумий; впрочем, в некоторых случаях оправдано подозрение, что эти шины применялись уже при мумифицировании. «Лечебное средство для соединения кости, когда она сломана: в первый день — мука колокинты 1, мука бобов 1, вода жилкости «места» 1; сделать единой массой, перевязывать этим 4 дня». «Сглаживание кости, когда она сломалась, во всех местах тела мужчины или женщины: строительная глина 1, «резиновая смола» 1, плоды сикоморы 1, плоды терна 1, плоды дерева «има» 1; при этом пальцы увлажняются медом; перевязывать 4 дня». Глина выполняет, вероятно, ту же функцию, что и при головной боли. По поводу «увлажнения пальцев медом» можно привести возможную параллель из Диоскорида (IV, 150), где сказано, что следует принимать такое количество лекарств, «которое можно ухватить тремя пальцами». «Лечебное средство от охлаждения кости, после того как она соединена, во всех частях тела человека: лист колючей акации, лист ивы, лист сикоморы, дурра (?); «резиновая» вода («резиновая» смола, растворенная в воде); перевязывать этим 4 дня».

Наконец, еще один рецепт папируса Эберса, в котором даже не говорится прямо о переломе: он стоит среди средств против оцепенений и искривлений, то есть лечения сосудов в широком смысле, и мог иметь в виду лечение кости после перелома. «Другое (средство). Мазь для оздоровления кости во всех частях тела человека. Действительно превосходно. Сода 1, минерал «ушебет» 1, жир быка 1, черный кремень 1, мед 1, сделать единой массой, перевязать этим». в) ранения от ударов, укусов и уколов.

Египетские судебные акты фиксируют в качестве наказания от 100 до 200 ударов, частично с кровоточащими ранами. Били и в быту, об этом свидетельствует папирус Весткар, повествующий о наказании госпожой наглой рабыни. Последняя использовала нильскую воду для охлаждения рубца. Более совершенным являлось следующее средство: «Лечебное средство от ударов: в первый день - глина горшечника; колокинта; сосновая мука; угнетать этим рану». Вероятно, что таким образом пытались предотвратить возникновение опухоли. Другие средства используют для той же цели нижнеегипетскую соль, траву или перевязку.

«Лечебное средство для устранения рубца от удара: мед, желчь быка, глина горшечника, вода растения «сар», финиковый сок; сварить, перевязать этим». Другие рецепты рекомендуют ячменную муку и коровье масло или просто мед, используемый в качестве мази.

Интересно средство для приема внутрь в конце папируса Эберса (№514): «Зерна горького миндаля, сушеные; тонко измельчить, вложить в пирог, на котором находится другой; окунуть в мед; человек должен проглотить это». Этот рецепт встречается трижды среди болезней тела (Эберс №32, Херст 1 и 3), в папирусе Эберса с заголовком «опустошение живота; умерщвление болезнетворных веществ», речь идет о болеутоляющих веществах общего рода.

Раны, возникшие вследствие укусов, наносились дикими животными — крокодилом, гиппопотамом и львом, скорпионом, домашним животным свиньей и, наконец, самим человеком. Укусы змей не рассматриваются в «классических» медицинских текстах. Тем более удивительной явилась публикация несколько лет назад научного трактата о змеях и о лечении от укусов змей конце эпохи фараонов (папирус Бруклин). Эта книга весьма хороша биологически, так как она описывает более 30 змей с различных точек зрения: длина, окраска, особые приметы, подобие с другими животными, поведение по отношению к людям, воздействия укуса, возможности лечения и перспективы исцеления. Во второй книге рассматриваются укусы змей в стиле рецептов «классической эпохи» (таким образом, можно полагать, что речь идет о переписке более древнего источника). Укусы змей лечатся различными заклинаниями, среди нкоторых встречаются и «медицинские» указания (растение лотоса длиной в семь локтей и почка лотоса длиной в восемь локтей). Среди «домашних» средств приводит рецепты для отвращения змей и папирус Эберса (см. ниже).

Против укусов крокодилов медицинские тексты предлагают следующее:

«Что сделать против раны от укуса крокодила: когда ты обследуешь рану от укуса крокодила и обнаружишь ее, при том, что что ее мясо сброшено, а обе стороны разделены, тогда ты должен перевязать ее свежим мясом в первый день, так же, как и прочие раны человека». Здесь можно увидеть влияние «Книги ран» в качестве образца, как в стиле учебных текстов («Когда ты...тогда ты должен...»), так и в обследовании раны (ср. ел. 47) и в ее лечении (свежим мясом на первый день). Кроме того, существует сборник заклинаний от укусов крокодилов (одно из которых написано на неизвестном, вероятно, азиатском языке).

Против укуса гиппопотама предписываются лист сикоморы и некая составная часть сладкого пива; против укуса льва использовались плоды... (окончание папируса разрушено); в обоих случаях перевязывают 4 дня.

Укус свиньи лечится свежим мясом в первый день. Кроме этого испытанного средства, существует рецепт, в котором варят вместе свежую и красную охру, телячий жир и масло или жир и делают этим перевязку.

Проблематично « лечебное средство от укуса человека». Этот заголовок имеют два рецепта (Эберс, №432 и Херст, №21), за которыми следуют другие рецепты, однако корректность текстов подвергают сомнению. Писец мог перепутать слова «человек» и «свинья», похожие в написании и отличающиеся лишь детерминативом. Так уже произошло в рецепте папируса Эберса №372, в котором лекарство «желчь свиньи» было названо «желчью человека». Однако папирус Херста не является копией папируса Эберса, поэтому следует предположить, что или ошибка была сделана уже в некотором общем источнике, или что египтяне действительно кусали друг друга! В пользу последней версии говорит и то, что «укус человека» встречается в коптской медицине и магии вообще.

Лечение начинается с классической «терапии ран»: «Ты должен его (укус) перевязывать свежим мясом в первый день. Затем лечи его маслом или жиром, медом и воском, чтобы ему стало лучше». Воск используется здесь в отличие от «Книги ран», рекомендующей волокнистые вещества или другие средства для перевязок. Перевязку можно также сделать и другими лекарствами, например, пореем или ладаном, охрой и козьей желчью. Сохранившийся в отрывках рецепт римской эпохи указывает, что маленькие раны от укуса вначале увеличивались ножом для бритья; против гноя предписывалась пудра.

Упомянутая выше книга для лечения укусов змей согласно заглавию представляет собой компендиум, составленный «руководителем (богини) Селкис» для борьбы со змеями, скорпионами и прочими ядовитыми тварями; он содержит более сотни рецептов для лечений укушенного, в том числе заклинания против укуса и для предохранения от животных. Из этих рецептов некоторые направлены против всякого яда, другие - специальные рецепты против определенных видов змей. Вначале предпринимается тест с целью выяснить, будет ли лечение успешным:

«Лечебное средство, которое делают в первый день для человека, укушенного какой-либо опасной змеей, (чтобы знать): Умрет ли он? Будет ли он жить? Чтобы знать, что с ним произойдет: змея «кади», растение «джас», вода; растолочь; укушенный должен принять. Если оно (средство) останется в его животе, то он будет жить. Если он вырвет его, то умрет».

«Другое лечебное средство для извлечения яда любой змеи, мужской или женской, (из человека), которого приведут к составителю (переписчику) компендиума «руководителя Селкис»: Он («руководитель») перевяжет его (больного) песком пустыни, (а именно) соединенным с водой, до 4 дней. Он будет повторять это с листом клещевины, до 4 дней. Он перевяжет его копытом осла, сожженным до золы, и маслом «бехен». «Лечебное средство (для укушенного) роговой гадюкой: тмин 1/64; растение «шаша» 1/16; плоды... 1/32; лук 1/4; нижнеегипетская соль 1/64; мед 1/8; свежее пиво 25 ро; тонко измельчить, отжать сквозь полотенца; [передвинуть во рту]; выплюнуть на землю; дважды".

Укусы скорпионов не были редкостью среди рабочих фиванского некрополя и приводили к простоям в работе; об этом свидетельствуют списки с указанием успехов в работе отдельных групп. Последствия укуса скорпиона излечивались внешним воздействием (окуриванием), например, нижнеегипетской солью, осадком сладкого пива или деревом "хет-дес", воском, смолой, растением "нияя", неким минералом и жиром ягненка. Важнее лечение "сердца" (т.е. кровообращения) укушенного скорпионом, проводившее также при помощи средства для окуривания, в состав которого входили растение "инеб", орипигмент, надрезанные плоды сикомор, "кровяной камень", воск, земляной миндаль.

Но еще более действенным считалось "умерщвление яда" в теле благодаря средствам для приема внутрь. Для подчеркивания действенности рекомендуемого средства рассказывается мифологическая история. Богиня Исида отравила своего отца, бога Солнца Ра, при помощи жала скорпиона, но затем пришла ему на помощь и пообещала исцелить его, если он назовет ей свое тайное имя. На вопрос свиты, почему он так громко кричит, бог Солнца ответил: "Это не огонь, но это и не вода. Мое сердце горячо, мое тело дрожит, все мои члены морозит. Я холоднее, чем вода; я горячее, чем огонь; все мое тело покрыто потом. Мой глаз дрожит, не оставаясь крепким; я не могу ясно видеть. Небо посылает дождь на мое лицо во время отсутствия дождей". Последней фразой он описывает потовыделение. Несмотря на это, Ра стойко выдерживает боль, не сообщая тайного имени. "Тогда яд стал гореть и был сильнее, чем огонь и пламя". Ра прекратил сопротивление и Исида достигла своей цели. Затем она спасла своего отца, вылечив его "скорпионьей травой" (возможно, вид борца). В конце этой пространной истории речь идет о "полезном" применении этого магического текста: укушенный скорпионом должен нарисовать изображения призываемых им богов на своей руке и слушать их. Затем следует указание по применению: "Есть трава, скорпионья трава; ее измельчают в пиве или вине; тот, кого укусить скорпион, должен это пить. Это умерщвление яда. Действительно превосходно, миллион раз". Здесь перед нами вновь "божественное средство", естественно, гарантирующее успех.

Средства, предотвращающие укусы мух или мошек, мы приводим среди домашних средств (см. ниже).

Раны от колючек или жал египтяне называли "уколами". "Что нужно сделать, чтобы вытащить жало, когда оно во плоти: гнездо насекомого "биби"; положить сверху". Возможно, что речь идет о жалящем насекомом (осе?); тогда объясняется связь с жалом, а лекарство основано на симпатическом воздействии. В остальных лекарствах также используются лекарства откровенно магического характера: сброшенная кожа змеи или ослиный кал, семя (моча) юноши и девушки или череп сома. Последний рецепт полностью соответствует средству против мигрени, также считавшейся "жалом в голове" (см. выше).

В некоторых рецептах этой группы, более-менее свободных от магических представлений, перечисляются следующие лекарства: "Ладан; "резиновая" смола; нижнеегипетская соль; кал мух; жир быка; красная охра; воск; наложить сверху. Это доставание его воды". Это дополнение показывает, что здесь образовалось воспаление с выделением гноя.

Следующий рецепт вызвал немалую полемику среди ученых.

"Лечебное средство от акациевой колючки, когда ее вырезают, при

It                                                                     tt        u       II

, мед 1, "морской язык" (вероятно, сепия, как в коптской медицине) 1, [часть] сикоморы 1,

II                            II t     и                               ^    п

плоды растения джас 1; сделать единой массой; наложить сверху . Хотя текст говорить о "вытаскивании колючки", Эббелл видит в этом слове крайнюю плоть и считает, что этот рецепт посвящен последствиям обрезание. Однако обрезание не является темой медицинских текстов, поскольку оно, как и мумифицирование, было культовым актом (об этом уже говорилось ниже, в связи с хирургией). Эббелл аргументирует свою точку зрения следующим доводом: "Во- первых, ранее уже содержались 6 рецептов против колючки в теле; поэтому маловероятно, что их должно быть еще больше". Но, как мы уже неоднократно могли убедиться, подобная группировка рецептов вовсе не редкость. Кроме того, колючка акации здесь упомянута в связи с особым случаем ("из нее вытекает кровь"), требующим и особого рецепта. Слово "акация" обычно детерминируется знаком "дерево", а также "кусок мяса". Последнее и заставило Эббелла увидеть здесь слово "крайняя плоть", по звучанию соответствующее слову "набедренная повязка", которое пишется с детерминативом "одежда". Однако в данном случае присутствует детерминатив "дерево", а знак "одежда" отсутствует, что свидетельствует против интерпретации Эббелла. Кроме того, как указывает Вестендорф (С. 155), это слово присутствует и в коптской медицине, также со значением "колючая акация" и "акациевая колючка". Кроме того, другие болезненные явления ("рана" или "запор") также детерминируются знаком "кусок мяса". Поэтому можно согласиться с Вестендорфом, что интерпретация Эббелла неверна.

г)      ожоги.

Судя по количеству рецептов против ожогов (около 50 средств), последние были довольно частым явлением. Они могли быть получены при повседневной работе, при которой не соблюдалась "техника безопасности" - при приготовлении пищи, выпекании хлеба, обжигании кирпичей и посуды, приготовлении древесного угля, при различных процессах в ходе закаливания и обработки металлов, - везде, где использовался огонь. Не зря "Поучение (Дуа)-Хети" называет в числе тяжелых профессии "обработчика меди за его работой у отверстия плавильной печи" или "горшечника... в нос которого беспрепятственно проникает горячий воздух из его печи" и, наконец, мясника, коптящего мясо, "чьи глаза воспалены из-за большого количества дыма".

Большое содержание угольной пыли в легких мумий свидетельствует само за себя.

Велико количество заклинаний против ожогов, даже в папирусе Эберса. Вероятно, огонь считалься чем-то до такой степени нуминозным, что для борьбы с его вредным воздействием было необходимо заручиться божественной поддержкой. Богиня Исида постоянно в различных ситуациях приходит на помощь своему сыну Хору. В конце заклинания она благословляет (как Хора, так и любого пациента, заменяющего его): "Я потушу его огонь своим молоком, здоровой водой, находящейся посреди моей груди. Оно дается твоему телу, чтобы твои сосуды были здоровыми. Я заставляю отойти назад огонь, нападающий на тебя". Затем следует "материальная часть": "Это (заклинание) следует произнести над: корой колючей акации, ячменным тестом, вареным земляным миндалем, вареной колокинтой, вареным калом; сделать единой массой; смешать с молоком (женщины), родившей ребенка; положить на ожог, чтобы он исцелился; ты должен перевязать его листом клещевины". Связь между мифическим прецедентом и земной ситуацией представляет "молоко (женщины), родившей ребенка", под которой имеется в виду Исида, исцелившая Хора.

Основная масса рецептов обходится без заклинаний: лишь при перечислении лекарств можно заметить следы магии, например, когда в смеси, накладываемой на ожог, находятся волосы или кал кота. Кот может заменять здесь "большого кота", бога Солнца Ра, распоряжающегося солнечным жаром.

В подробном "медицинском" указании для лечения ожогов можно обнаружить те же лекарства, что были перечислены в конце заклинания:

"Начало лечебных средств от ожога. Что делать в первый день: черный ил; наложить на него. Что делать во второй день: кал овечки: сварить; тонко измельчить в перебродивших дрожжах; наложить на него. Что делать в третий день: кора колючей акации, сухая; измельчить в ячменном тесте; сварить колокинту; дать в масле и жире; перевязать этим. Что делать на четвертый день: воск, жир быка, сварить незаписанный лист папируса с земляным миндалем; сделать единой массой; перевязать этим. Что делать на пятый день: колокинта 1, красная охра 1, части дерева "има" 1; тонко измельчить в осадке меди; сделать единой массой; перевязать этим".

Некоторые рецепты указывают особые цели лечения: "Средство для того, чтобы ожог затянулся: земляной миндаль: сварить; перевязать этим".

"Другое (средство) для лечения ран от ожога на всех частях тела человека: трава..., сварить в масле или жире; наложить на него". "Другое средство, которое делают против ожога, который загнил (т.е. жженая рана в стадии начинающегося улучшения). Наряду с неизвестными лекарствами названы: "Осадок меди 1, малахит 1, красный минерал 1, свежий ладан 1, тмин 1, воск 1, благовонная мирра 1, сосновое масло 1, мед 1; тонко измельчить; сделать единой массой; перевязать этим".

Против волдыря ("устранения пузыря при ожоге") есть рецепт, в котором сохранилось лишь название лекарства "морской язык" (сепия?); смесь измельчают в воде и накладывают сверху. Тот же эффект имеют в виду и следующие рецепты, говорящие о "белых пятнах", которые нужно "сделать черными", под чем следует понимать волдыри, отличающиеся цветом от других частей кожи. "Другое средство для устранения белых мест ожога: янтарь 1, мед 1, колокинта (?) 1; проколоть (пузырь) колючкой и смазать". "Другое средство для того, чтобы сделать черным ожог: красная охра; измельчить в молочном соке сикомор 1; колокинта (?) 1, кора колокинты (?) 1; измельчить, перевязать этим. Затем ты должен предпринять "врачебные разрезы" (т.е. провести оперативное вмешательство для открытия волдыря; (затем) порей, измельченный 1, плоды горошка (?) 1; перевязать этим".

17.Опухоли, нарывы, язвы.

I. Учебные тексты.

Опухоли, нарывы и язвы как последствия ран отдельно рассматриваются в «Книге ран» папируса Смита, а в конце папируса Эберса им посвящена целая «книга» учебных текстов. Впрочем, «книгой» ее можно назвать лишь с большой натяжкой, так как в начале отсутствует общее заглавие и «книга» начинается с заголовка первого из 21 случаев. В разряд «книги» ее возводит тематическая замкнутость учебных текстов, рассматривающих три различных вида нарывов и язв. Определить, следует ли классифицировать то или иное явление как нарыв или язву, было непросто уже в папирусе Смита (ср. случаи 39, 45, 46); очевидно, что египтяне не делали столь четкого различия, поэтому все нарывы и язвы можно обозначить общим термином «опухоль». В папирусе Эберса эта неопределенность становится еще больше.

Он начинается с шести учебных текстов, посвященных явлению «хенхенет», выступающему в основном на горле, передней части шеи и шейной области; в двух случаях локализация не указана. Возникновение «хенхенет» трактуется как отложение болезнетворных веществ, желчи или гноя, а также жира. Все это больше напоминает нарыв, тем более что речь идет о «его голове», которая является «острой и поднятой, как женская грудь». Многократно упоминаются «возвышенности» в его окраинной зоне, которые следует «проколоть», чтобы вытащить гной. Поэтому Эббелл предлагает трактовку «опухоль лимфатических желез», с которой соглашается и Вестендорф (С. 160). В первом случае лечение производится действенными средствами, цель которых -«заставить уйти» болезнетворные вещества (т.е. чтобы опухоль рассосалась): минерал «сиа», акация, кровь мух, желчь быка, нижнеегипетская соль, бобовая мука; измельчить; перевязывать 4 дня». Два следующих рецепта - «средства для прекращения поднятий» и «средства от загнивания», накладываются повязки. Затем упоминается «жировой нарыв на передней части шеи», единственный из шести нарывов «хенхенет», который лечат хирургически. Далее следует предупреждение: «Обрати внимание на сосуды», вероятно, относящееся к сонной артерии. После разреза (и удаления содержания нарыва, что не упоминается отдельно) производится обычная перевязка. Два последних случая имеют вердикт «болезнь, с которой я буду бороться». В первом случае нарыв вызвал загноение мяса и продолжался уже месяцы или годы, его перевязывают, как обычно; второму нарыву - всего несколько дней, но он связан с жаром, обрабатывают его пудрой.

Второй комплекс составляют 15 случаев вида нарывов, названного словом, производным от слова «камень». Он может выступать на любых частях тела, в особенности на его нижней части, животе и волосах. Содержание нарыва состоит из гноя, жира, болезнетворных веществ или желчи, а также масла (?) и просто «мяса». Лечение является оперативным, при помощи разреза или выжигания, затем на рану накладывается перевязка. Рассмотрим эти случаи по отдельности.

«Мясной нарыв» выглядит как кожа мяса, натянутая и неподвижная, в которой нечто возникло. Его осторожно «ощупывают огнем» (т.е. выжигают), а затем лечат как нарыв, «пытаемый горячим железом». Метод лечения предполагается известным, он, вероятно, состоит в охлаждении, за которым следует одна из известных форм лечения ран.

В двух следующих случаях нарыв находится на животе и нижней части тела; в обоих случаях причиной возникновения нарыва считается «жар на пузыре спереди в нижней части тела». Устранение нарывов происходит при помощи раскаленного железа с последующим специальным лечением, как в предшествующих случаях.

Следующий нарыв также локализуют на животе, он возник, вероятно, вследствие маслообразного явления (утолщения?) сосудов. Здесь привлекается миф, повествующий о заболевании бога Геба, создавшего из своей маслянистой крови сосну и сосновое масло. Здесь опухоль вызвана сосудом; ее устраняют при помощи ножа и, наконец, перевязывают жиром. «Ты должен лечить ее как рану на каждой части тела человека». Так лечат и «жировой нарост» на любой части тела, на которой ощупывающая рука врача оставляет вмятины.

Интересен, но неясен «нарыв сына», выступающий на всех местах тела «по отдельности или в большом количестве» и являющийся «большим и болезненным». Возможно, здесь имеются в виду метастазы («дочерние нарывы»)? Эббелл считает, что это фибромы или липомы, могущие выступать многократно и оперируемые египетскими врачами, так как вердикт говорит: «Это болезнь, которую я вылечу». Они устраняются при помощи ножа; затем следует обычное лечение ран.

Также оперируется и «гнойный нарыв с поднятой головой», четко ограниченный и шарообразный; его содержимое напоминает растительную слизь, из него выходит нечто, подобное воску. «Он образует сумку», которую следует полностью удалить. «Если в сумке остается нечто, оно возвращается». На основании этих характерных описаний Эббелл характеризует этот нарыв как «атерому». Следующий за ним «волосяный нарыв» (Эббелл: «атерома в основе волос») также излечивается и отличается от предыдущего лишь особой локализацией: «Его вид как у нарыва гноя или желчи».

«Нарыв болезнетворных веществ в кончиках рук (пальцев?) образовал воду, он тяжел и не поддается под твоими пальцами; мягкий, но не очень». И этот нарыв излечивается при помощи ножа (особое внимание при этом уделяется сосудам), его следует полностью устранить, иначе он возвратится. «Лечи его так, как лечишь рану на какой-либо части тела человека; дай ему закрыться, смягчи сосуды. Он напухает, после того как его устранили».

Следующий нарыв - «нарыв сосудов», возникший после раны жилы (аневризма, согласно Эббеллу). Он шарообразен и тверд под пальцами при «хождении» (имеется в виду сердечный пульс), он отделен от мяса, невелик. «Нужно удивляться смелости и старательности древнеегипетских врачей, отваживавшихся оперировать аневризму», - пишет Эббелл, добавляя: «вероятно, это были лишь маленькие аневризмы, к которым они (врачи) осмеливались прикасаться». Это последнее предложение подтверждается диагнозом. Указание по лечению для врача гласит: «Тогда ты должен подготовить лечение ножом: нож нагревается в воде, ее (раны) кровотечение не должно быть большим. Затем ты должен лечить его подобно лечению (нарыва,) пытаемого раскаленным железом».

Следующий случай посвящен «нарыву сосуда», находящемяся во внутренних слоях любой части тела (Эббелл трактует локализацию как «слои кожи головы» и считает нарыв артериозно- венозной аневризмой»). «Его вид крепок; извивания нет; жилы создали множество узлов, так что он (нарыв) представляет собой подобие чего-то, надувшегося воздухом». В первый раз среди нарывов болезнь считается неизлечимой: «Ты не должен предпринимать ничего против подобного (нарыва)», так как речь идет о ране части тела сквозь сосуд. Этот запрет, очевидно, означает, что не следует предпринимать оперативное вмешательство (прижигание или рассечение), но рекомендуется лечение «для облегчения сосудов». Кроме того (также впервые при нарывах) следует произносить заклинание «как настоящую магию»: «Вытекай, о сосуд, образующий сплетение и оплетающий меня, прыгающий между этими частями тела. Не объединяйся в соединение с Хонсом». Этим заклинанием следует предотвратить, чтобы нарыв стал «нарывом Хонса», о котором пойдет речь дальше.

«Искусство лечения нарыва Хонса». Хонс - египетский бог Луны; лунный серп понимали как нож, которым бог уничтожает своих врагов и наносит раны людям. В этом случае упомянуты шрамы «нарыва Хонса», под которым, вероятно, имеется в виду проказа (Lepra). «Когда ты рассматриваешь большой нарыв Хонса на каждом месте тела человека, он (нарыв) неровен, он создал много нарывов; на нем (человеке) возникло нечто, причем на нем...нечто, в чем находится воздух; он производит постоянное ранение. Нарыв, который заклинали перед твоим лицом (т.е. в предыдущем случае В.Р.), не таков, как те нарывы, он сглаживается и постоянно образует рубцы. Каждая часть тела, на которой он находится, под давлением. Тогда ты должен сказать: это нарыв Хонса. Ты не должен ничего предпринимать».

Здесь случай заканчивается. Но в конце предыдущего «нарыва сосудов» стоит заклинание, относящееся скорее к «нарыву Хонса» с обращением к богу Луны: «Когда ты обследуешь нарыв Хонса, (скажи): О ты, ведущий благополучного (т.е. бога Солнца, преодолевшего опасности ночи) и заставляющий меня чувствовать боль; заставь меня привести к Ра проводницу (богиню Маат), сияющую при восходе Солнца. Сказать четырежды, очень рано утром». Таким образом, и этот случай, в котором «ничего нельзя предпринять», снабжен заклинанием.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.