Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 10 страница



Многочисленные рецепты (в папирусе Эберса с вариантами в папирусе Херста) объединяют заболевания пальцев рук и ног, поскольку при них происходят похожие явления и поэтому рекомендуется одинаковое лечение. Во всех случаях речь идет о заболеваниях ногтей, хотя это и не всегда четко сказано. «Начало лекарственных средств для пальца руки или ноги, когда он болит: красная охра, черепки нового сосуда; тонко измельчить в продукте брожения меда; перевязать этим палец руки или ноги. Затем ты должен сделать лечебное средство для охлаждения: лист колючей акации 1/4 лист терна 1/4; охра 1/32; порошок малахита 1/32; внутренность раковины 1/8; измельчить; перевязать этим». Так гласит версия папируса Херста, являющаяся в данном случае лучшей, в то время как папирус Эберса приводит обе части рецепта в разных местах как самостоятельные рецепты. Привлекают внимание небольшие дозы лекарств средства для охлаждения, использующиеся обычно лишь при средствах для приема внутрь и для внешнего применения на лицо (особенно при болезнях глаз), т.е. всегда в тех случаях, когда необходима особая тщательность в связи с чувствительными частями тела. В другом случае, связанном с больными пальцами рук или ног указано, что «под ними (т.е. вероятно за ногтями) движется по кругу вода» и «их запах плох и они родили червя» (вновь сгусток гноя); для «убийства этого червя» служит повязка-компресс из 1/32 верхне - и нижнеегипетского минерала «сиа» и 1/8 соснового масла. Другие рецепты хотя и упоминают ноготь, но говорят вообще о «лечении ногтей пальцев рук и ног». Более содержательны рецепты, предназначенные лишь для пальцев ног: они сообщают об отваливании ногтей, крови и ранах (см. ниже). г) болезни ног.

По данным «Книги сосудов», к ногам ведут 6 сосудов, 3 - к правой и 3 - к левой, до подошвы. В качестве частей ноги египтяне выделяли верхнее бедро, колено, нижнее бедро, ступню и пальцы ноги. «Корни верхнего бедра» фигурируют в связи с областью половых органов, они связывали пояс и ноги, при помощи их сосудов ноги соединялись с пищеварительной системой.

Из-за переполнения сосудов заднего прохода болезненные испражнения могли попасть в ноги, возбудить в них болезнь и даже привести к смерти, т.к. «сосуды ног начинают умирать (первыми)». Подобное накопление вредных веществ в ногах приводится в связи с запором и жаром в заднем проходе (см. ниже). О том, что в этом случае имелось в виду воздействие нарушений пищеварительной системы, свидетельствует подобие лекарств в соответствующем рецепте (Эберс, 153) и в рецепте для регулирования пищеварения (Эберс, 44). Этот комплекс относится к «средства для устранения накоплений в ногах», предназначенным для приема внутрь: «Сухие плоды «иху» 5 ро, пшеничная лепешка 1А, измельченный миндаль 5 ро; масло или жир 1/8, мед 1/8, вода 40 ро; растереть, отжать, принимать 4 дня».

Против появления болезнетворных веществ в ногах рекомендуется «комбинированный рецепт», также предназначенный для приема внутрь и состоящий из жирного мяса 2,5 ро, вина 5 ро, финикового сока 1/2, свежего хлеба 1/8, плодов можжевельника 1/32, ладана 1/64, тмина 1/64, тимьяна 1/8. «После того, как он (больной) выпил, его нужно заставить проводить время в хождении туда и сюда» (очевидно, воздействие средства должно усиливаться благодаря движению ног). «Что сделать после этого средства в качестве втирания и компресса: нога козы и мука из опилок дерева «ару»; тонко растереть; много раз втирать это после питья. Это умерщвление болезнетворных веществ в ногах». Тем самым мы вновь очутились на грани магии, так как нога животного вместо ноги человека - это чистейшая симпатическая магия, да и неизвестное дерево «ару» используется в основном при болезнях демонического происхождения.

Из внешних болезненных явлений известны прежде всего опухоли, поражающие ноги, против них в основном назначались перевязки: «Средства для устранения опухоли ног: дурра, мед, вино; перевязать этим». Рецепты коротки, они содержат, как правило, лишь три лекарства (плоды хмеля, мед, вино; растение «шаша», сода, мед; листья колючей акации, охра, масло или жир; плоды акации, сода, мед). Однажды наряду с красной охрой и перебродившей растительной слизью названы «испражнения человека». Здесь можно заподозрить симпатическое средство: испражнения применяются вместо «опустившихся в ноги» испражнений, что напоминает принцип лечения «собственной кровью». Боли в соединении с опухолью лечатся при помощи повязки с красной содой, смешанной с продуктами брожения финикового сока.

В качестве возможного последствия или усиления опухолей называется «разъедание в ногах». И это явление лечится перевязкой (из трех различных плодов и жира быка). Особая форма опухоли, выступающая в «Книге ран» папируса Смита как последствие ранений, однажды упомянута среди средств для ног.

Ее натирают смесью из полевого растения «валу» и головастиков из канала, сваренных в масле или жире.

д)      колено.

Египтяне использовали для обозначения колена два слова с различным значением: первое, обозначавшее основу или носителя, относилось к колену с началом бедер, т.е. собственно к коленной части; второе, идентичное слову «пирог», служило для обозначения коленной чашки, казавшейся египтянам похожей на маленький, круглый пирог.

Сохранился один рецепт, посвященный коленной чашке: «Что сделать против коленной чашки, когда она болит: растение или плод «шаша»; тонко растереть; смешать с водой жидкости «места»; перевязать этим, чтобы она выздоровела». Оба лекарства нам неизвестны. Не многим болше информации содержат рецепты «для лечения болезней (болей) в коленной части». Здесь делаются перевязки (с жирной землей, мукой, нижнеегипетской солью, красной содой и осадком сладкого пива).

Рецепт «для смягчения сосудов коленной части» указывает на отвердение. Делается перевязка из нижнеегипетской соли, курительных средств, жира каменного козла, меда, ладана, селеры, лука, кованой меди, жира ягненка, тмина, масле или жира и соды. «Другое (средство) для учтранения хромоты» также относится к области колена, в указании по применению лекарств (растение «пенет», плоды гороха, мука, смешанные с продуктом брожения финикового сока) предписывается: «Перевязать этим обе коленных части».

Следующий случай можно трактовать как «трясущееся колено»: «Другое средство для коленной части, когда она отклоняется назад: солома; просеять и смешать с водой; перевязать этим коленную часть, так что ему (больному) сразу станет лучше». Затем следует послесловие, расширяющее область применения средства: «Делать это на любом месте тела». Возможно, что «средства для отвердения мягкости» (см. выше) служат той же цели.

Неясно, что означает образное выражение «голод (или жадность) обеих коленных частей» в качестве болезненного явления. Идет ли речь о явлении недостаточности (возможно, в связи с обозначением коленной части как «пирога»)? Или здесь описка вместо «пива» (как в папирусе Эберса, рецепт 192), т.е. собрания жидкости? Этот «голод» во всяком случае устраняется, причем довольно необычно: маленькое водяное животное (тритон?) разрубается на две части (для каждого колена по одной) и накладывается сверху. Второй рецепт наряду с обычной желчью называет измельченную птицу (или насекомое), служивших в качестве перевязки. Та же птица, полностью измельченная в ступке, используется в рецепте для «устранения болезни в коленной части».

О внешнем явлении идет речь, когда описывается «устранение опухолей и успокоение разъедания в коленной части». Эта болезнь уже встречалась в связи с ногами. И здесь против нее используются перевязки (например, с применением муки бобов, нижнеегипетской соли, красной соды, перебродившей слизи растений). В качестве лекарства используется также «моча человека», что следует объяснять также, как и в случае опухолей на ногах.

е)      нижнее бедро.

Два рецепта посвящены «болезни в нижнем бедре» и мало о чем говорят. Судя по лекарствам, с которыми делается перевязка, речь могла идти о демоническом воздействии: желчь козленка и желчь рыбы «булти» (Tilapia nilotica) в одном и «ослиный фалл», смешанный с маслом или жиром - в другом рецепте. В особенности последнее лекарство указывает на бога Сета, который в качестве инкуба опускает свое ядовитое семя на человека. При этом не важно, шла ли речь о части тела животного (вероятно, мертвого) или о копии или о неком растении (существовали растения «мышиное ухо» и «ухо гиены», но в случае «ослиного фалла» отсутствует детерминатив растения). Воздействие во всех случаях должно быть одинаковым, так как по законам магии копия модет заменять оригинал, если она магически обработана. Третье «лечебное средство» для облегчения сосудов нижнего бедра и устранения опухолей» производит вполне «медицинское впечатление»: «Мука колокинты, вода из дрожжей финиковой кашицы, мед; перевязать этим».

Большая берцовая кость, названная «передней частью нижнего бедра», представлена следующим «лечебным средством»: «Мозг (?) сома; найти его посреди головы; затем окунуть в мед; перевязать этим, чтобы он (человек) сразу выздоровел». Средство находится среди рецептов против болезнетворных веществ (папирус Эберса, 128), так что речь идет, вероятно, об общем лечении боли. Об этом свидетельствует и применение его в сокращенном варианте против опухолей в пальцах ног (папирус Херста, 203), часто встречающихся вместе с болезненными веществами.

Наконец, есть еще два рецепта «для оздоровления икр, когда они больны» (спазмы мышц?). Они состоят из лекарств общего применения: бычий жир, мед, ладан, сухая мирра в одном случае, лист колючей акации, воск, камедь колючей акации, кипрская трава, плоды можжевельника — в другом. Лишь «вода небесной росы» засвидетельствована только здесь. В обоих случаях делается перевязка.

ё) пальцы ног.

Пальцы ног или точнее их ногти часто упоминаются вместе с ногтями пальцев рук, поскольку болезненные явления в обоих случаях идентичны (см. выше). В целом больше случаев пальцев ног, без упоминания о руках. Это связано с тем, что пальцы ног были сильнее подвержены опасности ран, чем пальцы рук, тем более что простые египтяне ходили босыми ногами (сандалии были вначале достоянием лишь знати).

Около 20 рецептов (частично как варианты в папирусах Эберса и Херста) начинаются с «лечения пальцев ног, когда они болят». В качестве лекарств перечисляются: охра, сода, красная охра, мусор со двора и два неизвестных растения; после того как их измельчают в единую массу, делается перевязка. Затем следует допольнительное лечение: «После того как ты сделал это лечебное средство, ты должен сделать средство для смазывания: костный мозг, жир быка, масло или жир, мед; растереть; сделать единой массой; наложить». Следующие рецепты проще: они состоят лишь из двух или трех лекарств (иногда даже из одного); при этом бросается в глаза, что часто употребляются лекарства с дробной дозировкой, используемой, как правило, лишь при внутреннем применении или при средствах для глаз. Очевидно, что эти болезненные явления, в особенности если они выступали под ногтями в виде «червей» (см. выше), считались египтянами «внутренними заболеваниями».

Более конкретными являются указания следующих рецептов: «Устранение опухолей пальцев», среди 4 рецептов находится упомянутая выше краткая редакция (Эберс, 128): «Мозг сома в меду; перевязать этим пальцы». Перевязку делают также в случае «осушения влажного места на ногтях пальцев ног» (плоды гороха и колокинты, растертые в меду). При «устранении крови в пальцах ног» должны помочь смола колючей акации или шарик ладана, сваренные в бычьем жире, из которых делается перевязка. При открытых ранах пальцев вновь рекомендуется дополнительное лечение: вначале лист колючей акации, колокинту, красную охру, нижнеегипетскую соль и перебродившую растительную слизь варят и делают перевязку.

Затем следует вторая перевязка из соснового масла, бычьего жира, ладана и воска.

Об угрожающем (или уже произошедшем) выпадении волос речь идет при «лечении ногтя пальцев ног, когда он падает на землю: ты должен его полечить содой, ладаном, маслом или жиром, медом, охрой; положить на него и не допускать, чтобы перевязка давила».

14. Болезни органов грудной клетки.

Подавляющее большинство рецептов (примерно 60%) медицинских текстов посвящены внутренностям тела. Это соответствует важности и степени заболеваемости этой области. Хотя египтяне различали отдельные внутренние органы (грудную клетку, сердце, легкие, желудок, живот, половины живота, ребра и пояс, нижнюю часть тела, мочевой пузырь, анальное отверстие), и для каждого из этих органов существовали отдельные рецепты, но все же большинство рецептов были общими средствами для регуляции нормального пищеварения и выделения.

Из учебных текстов для желудка мы узнаем, что в случае оставления и звгнивания эти продукты выделения превращаются в слизистые вещества, которые затем распределяются при помощи сосудов как болезнетворные вещества и могут вызывать болезни в каждом участке тела. Египтянин фиксировал свое внимание на циклических процессах (солнце, звезды, вегетация), которые он видел и в человеческой жизни, представлявшейся ему постоянной чередой царей и новых поколений, в которой смерть сменяет новая жизнь. Поэтому он придавал большое значение тому, чтобы процессы в его теле протекали согласно закономерному мировому порядку, являясь частью Маат -богини порядка и справедливости. Поскольку все органы тела участвуют в процессе пищеварения или его нарушениях, то лечебные средства относятся как к органам груди, так и к органам живота.

Геродот (II, 84) сообщает о враче для болезней тела. Наименования «главный врач тела» и «страж заднего прохода», засвидетельствованные со времен Старого царства, указывают на более или менее специализированное лечение «внутренних болезней». Древнеегипетский «главный врач тела» имел дело с болезнями, проявлявшимися в теле без внешней видимой причины. Он возводил их к «запору» потока, проходящего по телу, и лечил слабительными средствами. Для «врача тела» также действовала рекомендация «ты должен возложить свою руку на больного». Однако делалось это для того, чтобы исследовать консистенцию «запоров» (например, «как масло в кожаном мешке»), измерить температуру («грудная сторона больного теплая, его тело прохладно») или пульс (чтобы определить «хождение сердца»). Внешний вид испражнений играл свою роль в рамках натуралистического представления о болезнях, его считали последствием «запора». Несмотря на эту точку зрения, не дифференцирующую болезни согласно различным органам тела, в папирусах можно найти места, в которых, кроме картинного описания «наводнения» и «сухости» (например, сердца) и их последствий (явлений гниения), можно встретить и более специфические «симптомы» в современном смысле.

а)      грудная клетка.

Средства для грудной клетки указывают в качестве причины болезни лишь «болезнетворные вещества», а также более выразительно «жар болезнетворных веществ» или «горение болезнетворных веществ». Иногда просто сказано «лечение области груди», все средства применяются внутрь. Многосторонним было использование средств из «учебника собраний врача» в папирусе Битти VI, пособия по лечению внутренних болезней: "Лечебное средство для устранения горения в области груди, лечение его (человека) ребра, охлаждение хаднего прохода: земляные орешки 5 ро, свежие финики 5 ро, "резиновая" смола 1/32, плоды можжевельника 1/32, растение «инсет» 1/16, охра 1/16, мед 1/32, вода 25 ро; выжать, пить 4 дня». Затем предписывается вливание в задний проход. Можно предположить, что подобные средства использовались в качестве слабительных.

б)      ребра.

Словом «бок, ребро» египтяне обозначали боковую и нижнюю область ребер и прежде всего охваченное ребрами внутреннее пространство. Там локализовали запоры, а также внутренние кровотечения. Ниже находится поясница, в которую попадают слизистые вещества, вероятно, вызывающие боли при заболеваниях желудка: в качестве аномальной позиции «танцующего» сердца упомянута левая часть поясницы.

Лечение является многосторонним: прежде всего предписываются средства для внутреннего применения со слабительным действием; в папирусе Битти

(специализированном на клизмах) предписываются допольнительные вливания в задний проход, состоящие из растительной слизи или надрезанных плодов сикомор или листьев колючей акации и сладкого пива (т.е. средств, которые также можно принимать внутрь). Одно из этих вливаний декларируется в качестве охлаждающего средства, таким образом, присутствует и жар. Иногда делалась и перевязка, например, для устранения крови в ребрах: «Продукт «майше» и перебродившая слизь растений; сварить, сделать какой-либо массой, двумя шариками, поднимающимися и опускающимися; намазать маслом или жиром и маслом «бехен»; перевязать этим». «Подъем и опускание» описывает варку шариков, приходящих в

движение, когда они перебродили. Из двух шариков каждый клался на одну сторону тела.

в)      легкие.

Наряду с двумя средствами, посвященными только «лечению легких», одно посвящено «лечению области груди, устранению всякой болезни в животе и лечению легких: сладкое пиво, разведенное водой, колокинта 10 ро; налить в сосуд, обрабатывать до отмирания, водный раствор втирать; ты должен делать это, когда тепло соответствующего времени (года) уже в нем; пить 1 гин (0,5 л) этого каждый день».

Приготовление лекарства здесь весьма интересно: «живым» (свежим) лекарствам, используемым часто, здесь противопоставляются «умершие» (высохшие, сгнившие). Смысл этой меры неясен: возможно, что этим исключаются какие-либо побочные воздействия лекарств, но может быть, что это обосновано магически, как симпатическое средство, «умершее» лекарство должно заставить «умереть» болезнь. Температура средства также любопытна: его не следует ни нагревать, ни охлаждать, но пить соответственно температуре окружающей среды. К счастью, существует вариант этого рецепта, также в папирусе Эберса, но среди явных слабительных средств («открытие живота» и «принуждение к тому, чтобы человек опорожнился»), так что можно найти подтверждение того, что «лечение легких» в реальности было нацелено на опорожнение тела.

г)      сердце.

В связи с сердцем на первом плане стояли жалобы больных на покалывание в сердце, «жар» в сердце и сердечные боли. Например: «Что касается сердца (г3-Ш), когда оно горячо и колет. В отношении того, что сердце (io) колет, это значит, что жар t3w вышел из его сердца (h3tj). Это значит, что его сердце ,(i

Ь)      горячо из-за жара как человек, которого мучает жалящее насекомое» (рЕЬ 855 s(101,20-102,2)=(IV 3-4; V 8). Или следующий пример: «Что касается того, что сердце (Ш) уходит в место на колени из-за болезнетворных веществ, это значит, что его сердце (Л) становится маленьким внутри его живота. Болезнетворные вещества напали на его сердце (h3tj). Итак, оно становится i3r, итак, оно идет в коленное положение (рЕЬ 855к, 8551). Согласно нашему современному пониманию болезней, это колющее, жгучее, болезненное и сужающее ощущение в сердце можно трактовать как знак нарушений кардиального

обеспечения кровью. В особенности это ясно при чтении следующего текста: «Когда ты обследуешь человека, страдающего своим сердцем (г3-

ib), он страдает своей рукой, своей грудью, (а именно) на стороне своего сердца (r3-ib). Тогда следует сказать: «это болезнь w3d_ (зеленая). Тогда ты должен сказать: это нечто, вошедшее через рот; это смерть приближается к нему». (рЕЬ 191 (37,10-17)=(1 V 89; V 153). Описанная симптоматика может соответствовать и пекторальной ангине (Angirn ресtoris), но не обязательно. Слишком велико различие между нашим современным пониманием болезни и пониманием древнеегипетского врача. В случаях с вышедшим из сердца жаром t3w, проходящими по телу болезнетворными веществами и коленном положении сердца речь может идти о картинах в рамках натуралистического представления о болезни.

Еще более это верно для кажущихся симптомов сердечной недостаточности, выступающих в такой последовательности: "усталость" сердца, увеличение или перемещение сердца, слабый пульс. Например: "Что касается усталости, возникшей в сердце (h3tj), это означает его выпуклость до границы легких и печени. При этом его каналы (mt.w) становятся глухими, так как они пали вследствие жара» (рЕЬ 855 (99,21-100,1)=(1V 6; V 10). Другое место показывает, что увеличение сердца могло пониматься и метафорически: «Что касается его сердца (ib), когда оно распространяется, это значит, что каналы (mt.w) сердца (h3tj) содержат кал» (рЕЬ 855 (100,17-18)=(IV 5; V 9). Более удалены от эмпирически проверяемой симптоматики сердца следующие примеры, сообщающие о «порхании» или «танце» сердца. Например: «Что касается его сердца (h3tj), (когда) оно слишком порхает, жировая масса под его левой грудью, это значит, что его сердце (h3tj) делает незначительное схождение вниз. Так распространяется его страдание» (рЕЬ 855 r( 101,20-102,2)=(IV 6; V 10). Или: «Что касается танцующего движения сердца (h3tj), это значит, что оно удаляется от левой груди. Итак, оно отталкивается на своем основании, итак, удаляется от своего места. Это значит, что его жировая масса находится на его левой стороне до соединения с его плечом» (рЕЬ 855 n (101,11-14)=(IV 6; V 10).

В коптской медицине «прыгание живота» означает икоту. Внутренние органы тела могут путешествовать (ср. выражение «бродячие почки»), это говорится и по отношению к утробе (см. ниже). Сердце может производить различные движения (частично нам уже знакомые): оно уходит в колени (объяснение: оно сжимается и становится маленьким; оно расширяется (сосуды сердца полны кала); оно трепещет (незначительный спуск вниз). Другие аномалии состояния сердца: оно

переполнено (жидкость приводит к усталости всех органов тела); оно затоплено (сердце забывчиво как у того, кто думает о чем-то другом); оно сухо (кровь хранится в сердце); ему надоедает (слабость из-за жара заднего прохода); оно вяло (выпуклость до границы легких и печени); оно исчезает и забывает (сердце отклоняется); велика горечь сердца (оно спустилось вниз, не находится на верном месте).

Поскольку сердце считалось частью пищеварительного тракта, благодаря которому пща попадала в желудок, его побуждали к приему пищи при отсутствии аппетита: «Начало лечебных средств, чтобы заставить сердце принять пищу». Затем следует 10 средств для питья, мало чем отличающихся от слабительных, так что можно предположить, что нежелание есть основано на нарушениях пищеварения. Например, предписывается жирное мясо, гусиный жир, фиги, мука из фиников, плоды можжевельника, костный мозг, высушенный хлеб, мед и в качестве основы для напитка пиво, вино или простая вода. На болезнь желудка указывает простой рецепт из пшеничной каши и вина.

При различных болезнях сердца пости исключительно предлагаются средства для того, чтобы «страдание ушло в задний проход». Например: «Лечебное средство, сразу действующий напиток для лечения сердца (h3tj): фиги 1/8, охра 1/16, «резиновая» смола 1/32, вода 15 ро». Или: «измельченные стручковые плоды 5 ро, свежие финики 5 ро, плод ргЛ- snj) 1/16, части hmw клещевины 2,5 ро, мед 1/4, вода 25 ро; пить 4 дня». Сообщается также о клизме: «Другое лечебное средство, делающее как вливание. Мед 2,5 ро, свежее масло «бехен» 1/4, сладкое пиво 10 ро; вливать в задний проход 4 дня».

Ряд рецептов говорит только о «лечении сердца» или «болезни сердца», ничего не уточняя; речь может идти об общих нарушениях пищеварения и их воздействии на сердце. Не многим больше (за исключением того, что сердце болит или горячо) мы узнаем в случаях, когда речь идет о «лечении сердца и удалении болезнетворных веществ» или «лечебном средстве для охлаждения сердца». Все эти явления, вероятно, подытожены в «комбинированном рецепте» папируса Битти, состоящим из одного напитка и одного вливания: «Другое лечебное средство для охлаждения сердца, охлаждения заднего прохода, оживления сосудов, которое делают во время лета: измельченные земляные орешки 5 ро, свежие финики 5 ро, части клещевины 2,5 ро, мед 1/4, вода 25 ро; пить 4 дня». Затем дается клизма: «Мед 2,5 ро, свежее масло «бехен» 1/4, сладкое пиво 10 ро, вливать в задний проход 4 дня». Нет сомнения, что здесь предписывается слабительное средство.

«Охлаждение сердца» в папирусе Битти по своему воздействию, вероятно, равнозначно средству в Берлинском папирусе, названном «красное масло» и обещающем «нечто приятное для сердца, после того как оно стало горячим: красные растения 1/8, каша из пшеницы 5 ро, внутренность колокинты (?) 1/32, мед 1/8, масло или жир 1/8, вода 150 ро. Ты должен положить в котел названные выше воду и пшеницу. Когда они первый раз поднимутся стеной, после того как их нагрели, ты должен положить туда красные растения. Когда они еще раз нагреются, ты должен положить туда внутренность тыквы. Когда же они еще раз нагреются, ты должен положить названные выше масло или жир, чтобы они основательно сварились. Перед тем как взять их (с огня), ты должен дать мед. Уплотнение до 30; ночью подвергнуть воздействию росы; отжать через полотенца; человек должен пить (это) 4 дня». Это подробное описание Берлинского папируса присутствует в папирусе Эберса в кратком варианте:лекарства лишь перечисляются (к ним добавлен плод «иху»), вода используется в другом объеме - всего 10 ро; затем следуют указания «сварить, отжать, пить 4 дня». Рецепт имеет заголовок «другой рецепт» и следует за «лечебным средством, делающимся для того, кто страдает сжиманием мочи». Речь снова идет о слабительных средствах! Не иначе следует рассматривать и рецепты, говорящие о «жаре в сердце» и даже применяющие два различных слова для жара, как будто они имеют в виду его различные степени.

Существовали и отдельные рецепты против специальных заболеваний сердца, не связанных с нарушением пищеварения, например «лечение сердца (человека) против укуса скорпиона». Человека следует окурить смесью лекарств, состоящей из изюма, орипигмента, плодов сикоморы, кровяного камня, воска и земляного миндаля. Здесь, очевидно, пытаются устранить токсические воздействия яда (ослабление сердца и дыхания или чувство головокружения).

На серьезное внутреннее кровотечение указывает появление крови, которая подводится к сердцу через сосуды, вследствие чего сердце «расширяется». То же последствие присутствует, когда сосуды сердца наполняются калом; речь могла идти о кровотечении живота или кишки, выраженном при помощи кала. Против него рекомендуются два средства: перевязка из листьев колючей акации, высушенных и тонко растертых, смешанных с маслом или жиром, и напиток (наряду с двумя не идентифицируемыми растениями или их плодами в его состав входят мед и гусиный жир, которые следует сварить в меду). Указание для приема гласит: «Принимать между обеими теплотами» (т.е. умеренно теплым).

Сердце также страдает от демонической болезни «ядовитое семя», которая поражает живот, сердце и все тело. Эта болезнь, вероятно, играла важную роль, так как ей посвящено собрание рецептов в папирусе Эберса и папирусе Херста, она также встречается в Берлинском и Лондонском папирусах.

Многие состояния сердца трактуются в «Книге сосудов». Часто даже благодаря объяснениям они не становятся для нас понятнее: «Что касается следующего - сердце покрыто тучами, как человек, съевший плоды сикоморы, это значит, что сердце закрыто, как человек, съевший плоды сикоморы». Или: «Что качается того, что его плоть вообще горяча, подобно тому как устало сердце человека, который делает усилия в пути, это значит, что его плоть устала вследствие этого, как устает сердце человека вследствие дальнего хождения». Вероятно, текст был непонятен уже самим комментаторам.

15. Болезни органов живота. а) печень.

«Книга сосудов» сообщает о печени, что «все болезни возникают из нее благодаря наводнению кровью». Предотвратить это - цель небольшого сборника, состоящего из пяти средств для лечения печени. Средства вполне обычные (фиги, надрезанные плоды сикомор, плоды можжевельника, ладан и вода или пиво), они даются в малых дозах (не исключая и жидкостей, являющихся основой средства), а перед приемом внутрь они «ночью подвергаются воздействию росы», т.е. их пьют охлажденными. Вероятно, что был предусмотрен охлаждающий эффект.

Случай печени первый из текстов о желудке: он имеет заглавие «лечебное средство для того, кто страдает желудком», но согласно диагнозу относится к печени: «Когда ты обследуешь человека с запором желудка, он находится под давлением, противится дальнейшему приему пищи, его живот сузился, его сердце слишком слабо, чтобы ходить, как у человека, страдающего жаром заднего прохода. Тогда ты должен осмотреть его, когда он растянется, и если ты найдешь его живот горячим и запор в его желудке, то ты должен сказать: это случай печени. Тогда ты должен сделать тайное средство из растений, как положено врачу: дыня (?) и зерна фиников; смешать, отжать в воде; человек должен пить (это) четыре дня по утрам, чтобы ты опустошил его живот.

После того, как это сделано, когда ты найдешь оба канала в его животе, (при этом) правая половина живота горяча, а левая холодна, ты должен сказать: это значит, что страдание собирается остановить свое поедание. Тогда ты должен осмотреть его еще раз, и если ты найдешь егоживот полностью холодным, то ты должен сказать: его печень открылась, став при этом водянистой. Он принял средство».

Полное нагревание живота устраняется постепенно. Два «канала» (образ судоходства по Нилу переносится здесь на путь транспортировки питания, ср. индийские нади (каналы) Ида и Пингала) имеют различную температуру: правая сторона живота (печень) еще горяча, в то время как левая (желудок) ухе прохладна. Лишь после дальнейшего обследования устанавливается, что печень исцелена.

В другом случае «книги о желудке» также устанавливается, что страдание «утвердилось на правой стороне живота», т.е., возможно, вновь поразило печень (Эббелл считает, что речь идет об аппендиците или воспалении слепой кишки). Диагноз гласит: «Оно собралось и сделало комок (кала?)». Вновь делается напиток «для быстрой помощи», если же он не сработает, то применяются сильнодействующие средства: «Плоды гороха (?) 1/64, зерна горного миндаля (?); измельчить, сварить в сладком пиве». Допольнительно или альтернативно предлагается еще и ячменная каша, сваренная в масле или жире и меде, «так чтобы оно от него ушло». б) желудок



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.