Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 9 страница



Рецепты начинаются со средств «для усиления зуба». Так, рекомендуется «мука семенного зерна эммера 1; охра 1; мед 1; сделать одной массой, заткнуть этим зуб» (рЕЬ 739(89,2-3)=(IV 65; V 111). Непонятно, шла ли речь при этом мероприятии действительно о заполнении кариозного зуба в смысле пломбирования, как предполагали Лефевр и Грапов, или эти быстро исчезающие вещества были скорее магическим средством для укрепления зубов (как считали Корнеманн и Гоффманн-Акстхельм). Как раз среди «эмпирических» лекарственных средств (животного, растительного или минерального происхождения) границы между эмпирическим воздействием и магическим целительством были нечеткими.

Другой аспект укрепления зубов - пародонтальное «закрепление» ослабленных зубов - рассматривается в двух рецептах. Один из них гласит: «Другое средство для укрепления зубов, для лечения зубов. Селера 1, растение DW3.T, сладкое пиво; пожевать; отдать земле (через выплевывание) (рЕЬ 748(89,12-13)=(IV 66; VI12).

Важную роль при лечении зубов играли "язвы на зубах". Например: "Лечебное средство для устранения язв на зубах, чьтобы заставить расти мясо (зубов). Молоко коровье 1; свежие финики 1; плод стручков \УГН 1; ночью подвергнуть воздействию росы, жевать, передвигая во рту, выплюнуть» (рЕЬ 746(89,10-11 )=(IV 66; V 113).

Различные мнения существуют по поводу упомянутой в рецепте "кровяной костоеды" (рЕЬ 749(89,14-15)=рН (1,7-8)=(IV 67; У 114). Исследователи предполагают тяжелую форму зубного кровотечения или же полип пульпы в открытой благодаря абразии полипной дыре. Речь могла идти и об образном представлении о вредоносной деятельности крови в сосудистой системе, т.е. о боли, выступающей в ритме пульса. Это предположение подтверждается тем фактом, что и болезнетворные вещества WHD.W МОГЛИ локализоваться в зубах. Например: «Устранение нароста болезнетворных веществ в зубах. Порезанные плоды сикоморы 1; бобы 1; мед 1; малахит 1; охра 1;

измельчить, сделать пудрой, дать на зуб» (рЕЬ 741(89,4-6)=(1У 67; V 115). Мед в качестве лекарственного средства для зубов может нас удивить, но надо помнить, что египтяне считали его лекарством большой ценности.

Другой рецепт - средство для окуривания против судорог жевательного мускула, вызванных болезнетворными веществами. На 12 раскаленных гончарных кругах сжигаются тонко измельченные листья ивы и сухие листья растения «шамес», потом их опрыскивают сладким пивом: «Человека окуривают этим и помазывают».

Другое этиологическое представление присутствует в папирусе Анастаси IV (ок. 1550 г. до Р.Х.). В качестве зубной боли указывается червь (вероятно, это образное выражение для червеобразного сгустка крови или гноя). «Один...писец у меня, на чьем лице вздрагивает каждая жила, в его глазу болезнь «wst", червь «fnt" кусает его зуб. Это представление существовало и в древней Месопотамии. Оно было подхвачено Скрибоном и Ларгом (1 в.), Галеном (2 в.), присутствует у Авиценны (10-11 вв.) и продержалось до 19 в.

Третью этиологическую зрения на болезни зубов упоминает папирус Кахун. «Искусство исцеления женщины, страдающей зубами ibh, зубами nhd.t, она не может...свой рот. Тогда ты должен сказать: это зубные боли (вследствие) матки (hm.t)". Средствм против зубной боли носят в этом случае прежде всего магический характер: "Тогда ты должен сделать против этого (вот что): ты должен окурить ее жиром (маслом) и смолой теребинфа в твоем сосуде. Налить в вульву мочу буланого осла на второй день после того, как он ее выделил" (рКаЪ 5(1,15-20)=(1У 268; V 459).

Еще одно средство служит для лечения зуба, который съеден «при открытии зубного мяса», т.е. в шейке зуба. Из тмина, ладана и колокинты (?) делается пудра, накладывающаяся на зуб.

О хирургическом вмешательстве призуьной боли папирус Смита не сообщает ничего. Экстракция зубов в качестве наказания была известна уже весьма рано (текст Среднего царства сообщает о том, что богу Ха при неповиновении следует вырвать зуб), но как лечебное мероприятие она засвидетельствована лишь с эпохи Птолемеев. На стеле 2 в. до Р.Х. усопший сообщает, что он "прожил 96 лет без того, чтобы у него вытащили (хотя бы) один зуб изо рта". От римской эпохи сохранился медицинский фрагмент, сообщающий о "вытягивании зуба". Непонятно, практиковались ли эти вмешательства уже в раннюю эпоху, т.к. палеопатологические доказательства зубоврачебной экстракции отсутствуют.

Что касается протетики, то существуют два примера зубнотехнических работ. В первом речь идет о шине из золотой проволоки для двух соседних зубов (второй и третий моляр) в находке черепа 4 династии. Во втором - о соединении из золотой проволоки для замены двух нижних резцов греко-римской эпохи. Непонятно, были ли эти протезы установлены при жизни для сохранения зубов или являются посмертной реконструкцией. Новые исследования склоняются ко второму мнению в связи с отсутствием использования зубного камня.

Т.н. "следы бора", два круглые отверстия на нижней челюсти эпохи 4 династии (Университетский музей, Гарвард), рассматриваются одними исследователями (например, Вестендорф, С.79) как попытка дренажа абсцесса для оттока гноя, но большинство видит в этом также постмортальную обработку.

В связи с заболеваниями нижней челюсти можно привести два травматологических случая их папируса Смита (24 и 25). Например: "Исцеление смещения на нижней челюсти. Когда ты обследуешь человека со смещением на его нижней челюсти и найдешь его рот открытым, так что он не может закрыться, то ты должен положить палец на концы когтевых костей нижней челюсти внутрь его рта, а два твоих больших пальца - под его подбородок. Тогда ты должен позволить (обеим когтевым костям) упасть, положив их на их (верное) место. Тогда ты должен сказать: человек со смещением на его челюсти; болезнь, которую я вылечу. Тогда ты должен перевязывать его минералом imr.w и медом каждый день, чтобы ему стало лучше» ^Sm 25(9,2-6)=(1У 187; V 326).

ЭТОТ случай, относящийся скорее к области общей хирургии, не отменяет той общей закономерности, что древнеегипетский врач при излечении зубов прибегал к «эмпирическим», и чисто магическим лечебным мероприятиям. «Хирургического» вмешательства (например, экстракции зубов) он избегал, вероятно, из культовых соображений.

12. Болезни лица, уха, носа и др.

а)      лицо.

Болезнь «хент» имеет то же название, что и соответствующая часть тела: термин для лба, передней части головы, лица одновременно обозначает болезнь этих частей тела. Страдают голова, лоб, глаза и нос: глаза краснеют, нос распухает. Болезнь возникает из-за проявления слизистых веществ в затылке. Лечение производится лекарством для внутреннего употребления. Дополнительно подвергаются лечению и внешние проявления -смазыванием головы и окрашиванием носовой части и глаз. Можно предположить, что за этим явлением скрывается слизистый насморк или катар. В одном из случаев «Книги желудка» эта болезнь связана со рвотой. «Когда ты обследуешь человека, страдающего животом, у него частая рвота. Когда ты найдешь ее (болезнь), при том что она на его передней части, его глаза покраснели, его нос распухает, тогда ты должен сказать: это продукты гниения его слизистых веществ. Они не могут спуститься в область его таза как его слизистые вещества. Тогда ты должен сделать для него печенье из пшеницы; полынь, очень много; сделать одной массой, наполнить луком, положить на это (место); ты должен опьянить его пивом; (к тому же) жирное мясо быка; человек должен съесть это; промыть пивом дополнительной жертвы, так что его глаза вновь откроются, его болезнь «хент» исчезнет, сойдя вниз в качестве слизистых веществ». Проблема в этом случае состоит в том, что слизистые вещества не могут спуститься в область таза, а начинают гнить. Они производят болезнетворные вещества, воздействующие через сосуды на соответствующие места. Лишь слабительное средство может привести к естественному удалению веществ из тела.

В Берлинском папирусе в числе средств для окуривания против различных, частично демонических болезней находится средство для лечения искривления половины лица (фациальный парез): «Средство для устранения искривления половины его лица и уголка его рта». Для окуривания предлагается дерево «хет-дес» (в дословном переводе «режущее дерево»). Это окуривание завершается обрызгиванием сладким пивом. В этой «паровой бане» человек должен вспотеть. Наконец, врач вытирает его рукой, т.е. предпринимает массаж лица. Как считает Герхард Риттер, это лечение «с достаточной вероятностью» относится к «периферийному параличу лица».

б)      виски.

Виски часто называют вместе с частями глаз: сосуды висков считались ответственными за болезни глаз. В коптской медицине средства против болезней висков применялись и при болезнях глаз, а коптское слово, обозначающее «висок», включает в себя также веки и ресницы.

Два средства для висков находятся среди средств для глаз. Поэтому не удивляет то, что в единственном рецепте для глаз, находящемся среди лекарств для головы, такие же «гомеопатические» дозы лекарств, как и лекарствах для глаз: «Другое (средство) для головы, (а именно) для висков: ладан 1/64; лук 1/64; сода (в особом приготовлении) 1/32; смола «сенен» 1/32; малахит (зеленая краска для глаз) 1/32; свинцовый блеск (черная краска для глаз) 1/32; металл из Куз 1/32; минерал... 1/64; вода 2,5 ро; измельчить; наложить на виски».

Здесь мы вновь встречаемся с дробями, кратными 1/2, при дозировке лекарств, использующимися тогда, когда с лекарствами нужно бережно обходиться, так как лечебное средство при неверной дозировке модет превратиться в яд (ср. греческое «фармакон», означающее как лекарственное средство, так и яд). Глаза в особенности восприимчивы в этом отношении, поэтому особое значение уделялось корректной дозировке. Эти дробы относятся к наименьшей массе 1 ро, так что наименьшая встречающаяся в египетской медицине доза 1/64 была чуть больше 1 кубического сантиметра или (по другой трактовке) 0,234 кубического сантиметра. Применение обеих красок для глаз (зеленой и черной) также свидетельствует в пользу допущения, что речь идет о рецепте для глаз.

Два другие средства для висков, встречающиеся среди средств для глаз, предписывают селеру, измельченную в прохладной воде, и зуб осла, разбитый в воде; в обоих случаях средство накладывается человеку на виски, так что он сразу выздоравливает. Во всех трех случаях речь идет о прохладительном средстве, т.е. о средстве против жары, это подчеркивается и тем, что первое средство следует за средством "для охлаждения головы".

Венский демотический папирус сообщает о заполненной гноем опухоли на висках, которую следует лечить свежим маслом "бехен", квасцами и розмарином, а сверху нужно наложить повязку.

в) ухо.

Ухо называется по-египетски "место, где человек спит", что напоминает наше выражение "ложиться на ухо". Оно лишь изредка иероглифически обозначается человеческим ухом, в основном же для его обозначения используется иероглиф "ухо быка". Тем самым нарушается правило, согласно которому для иероглифов внутренних частей тела в качестве образца служат органы животных, для внешних - людей. Уши относятся к семи отверстиям головы: два -для ушей, два - для ноздрей, два - для глаз, одно - для рта.

При болезнях уха также существует различие между процедурами при травматологических и нетравматологических заболеваниях. Трудности слуха, давление в ухе, гной в ухе, "слизистые вещества" в ухе или истечение из уха ("гнилая вода") лечатся смесью магических и животных, растительных или минеральных лечебных средств. Ранения подвергаются "хирургическому" лечению. Трудности слуха и глухота могли быть вызваны, согласно египетским представлениям, не только "каналами" (mt.w) висков, но и процессами старения. Например: «Старческая слабость пришла; детская слабость возобновляется, из- за нее уставший человек лежит каждый день. Глаза стали маленькими, уши глухими».

Папирус Эберса содержит небольшое собрание средств для уха, следующее за заклинанием от насморка, на который возложена ответственность за болезни семи отверстий головы: «Начало лечебных чредств для уха, когда его слух незначителен: красная охра, лист дерева «има»; тонко измельчить в свежем масле «бехен», наложить на ухо». Лист дерева «има» (разновидность ивы) использовался из симпатических соображений, т.к. в египетском письме слова, обозначающие листья, детерминировались знаком ушей, вероятно, из-за сходства с ухом быка. Другое средство «для уха, когда оно выделяет гнилую воду» содержит ладан и простоквашу, накладываемый на ухо; следующее - «для осущшения уха, выделяющего воду» предписывает красную охру, тмин, ослиное ухо, масло для смазывания лучшего качества и масло «бехен», которые нужно «закапать в ухо». Лекарство «ослиное ухо» представляет собой симпатическое средство, которое не обязательно понимать буквально, это могло быть и название растения, в текстах упоминаются «мышиное ухо» (разновидность незабудки) и «ухо гиены» (Silphium), хотя в этих случаях названия детерминированы знаком растения, а в нашем его нет. Такому же лечению (закапыванию масла «бехен» и ладана) подвергается ухо, насобиравшее гной и ведущее себя «необычно». Это выражение, согласно Вестей дорфу, обозначает «суппурирующую рану», которую невозможно вылечить.

Рану на уже воспаленном ухе излечивает весьма пространное средство с заголовком: «Другое (средство) для лечения уха». Оно начинается с указания: «Ты должен лечить его охлаждающими средствами, чтобы оно не было горячим». Затем следует: «Когда сосуд дрожит (сильно пульсирует шейная артерия?) ты должен подготовить части малахита «хепа», измельчить, накладывать на него 4 дня». Затем проводится обычное многократное лечение раны волокнами, маслом или жиром и медом. Процесс лечения можно было бы здесь и завершить, но врач указывает на осложнения: «Если ее (раны) отверстие влажно, ты должен сделать пудру для осушения раны: лист колючей акации, лист терна, плоды ивы, тмин; измельчить, наложить на него». «Когда оно (ухо) ожиревает внизу, ты должен приготовить средство для осушения раны: голова землеройки, желчный пузырь козы, панцирь черепахи, тимьян; пудрить этим, очень часто». Эти лекарства от ожирения раны существенно отличаются от средств против увлажнения, хотя в обоих случаях речь идет о «средствах осушения». Обычное осушение раны встречается при общем лечении ран. А осушение жирной раны основано на магических представлениях: землеройка и черепаха связаны в мифологии с исчезновением солнца. Затем следует вставка, свидетельствующая о том, что отдел посвящен общему лечению раны: «Ты должен сделать то же для пальца, если он сломан и его костный мозг течет на землю». Затем случай возвращается к уху: «Это (также) лечение для уха, когда оно отваливается, (но еще) висит в воздухе и не может упасть на землю. Ты должен сделать для него связанную сеть из материи; оно охватывается ею вместе с молочным соком сикоморы, так что его кровь задерживается; масло или жир и мед на него не даются. Потом ты должен подрезать место, (оставшееся на голове), чтобы его кровь стекала на другое (осушенное) место. Оно не должно ни в коем случае загнивать. Когда ты установил, что оно держится вместе, тогда ты должен подготовить масло или жир и воск, сварить, перевязать этим, дать немного. Ты должен наложить так же, как и при любом секрете раны, когда присутствует отделение. Если это не способствует лечению, ты должен наложить бинт из материи, завязанный на задней части головы».

Еще один пример: «Искусство исцеления раны уха. Когда ты обследуешь человека с раной уха, которая врезана до отверствия... , и с нижней стороны уха еще осталось мясо, тогда ты должен нитью «sd" связать части уха на задней стороне... Когда ты обнаружишь рану в таком состоянии, что ее шов смещен и не остался на обеих губах раны, ты должен сделать из материи подушечку и заткнуть ею заднюю сторону уха. Затем лечи его растительным маслом или жиром, медом, волокнами каждый день, чтобы ему стало лучше» fcSm 23 (8,18-22)=(IV 86/7; V 325).

В следующем рецепте рассматривается проникший в ухо секрет из раны. Ухо распухло и частично разрушилось. Врач должен удалить ножом все до того предела, до которого проникло разрушение. Затем предпринимается нормальное лечение раны, состоящее из масли или жира и меда, дающихся внутрь. Наконец, на голову накладывается бинт с волокнами, чтобы пациенту стало лучше.

В то время как последние рецепты папируса Эберса содержат весьма специфические случаи, Берлинский папирус посвящен в основном общим явлениям в ушах, а также демоническим болезням: «Устранение давления в ухе: тимьян (?) 1; ладан 1; селера 1; ? 1; желчь быка 1; сделать шарик, наложить».

Еще три средства посвящены «слизистым веществам в обоих ушах». Слизистые вещества, наряду с болезнетворными, считались основными вредоносными веществами, образующимися из недостаточно выведенных из организма остатков пищи, и передающими по сосудистой системе болезнь по всему телу. В таком случае помогали мелилотос и мази с ладаном или свежее масло «бехен», охра и плод дыни или свинцовый блеск и сливки. Этот последний рецепт, использующий черную краску для глаз (свинцовый блеск) заставляет вспомнить высказывание в «Книге сосудов», указывающее на тесную связь виска, глаз и ушей: «Что касается того, от чего оба уха становятся глухими: это два сосуда, ведущие к корню уха». Другое высказывание считает ответственным за это сосуды на висках.

Полностью «демоническим», в том числе и по методам лечения, является следующий рецепт: «Средства для окуривания, чтобы устранить нарушение слуха, вступившее извне» (это надежное указание на демоническое воздействие). Средства являются соответствующими: «Кал кота, кал крокодила, кал ласточки, рог лани. Окурить этим человека». Еще один подобный рецепт также основывается на представлениях «Книги сосудов», при этом уши служат входными отверстиями для демонов: «Другое (средство) для удаления (привидения) мертвеца в ухе»: нежданного гостя должны при помощи окуривания удалить лекарства «хвост скорпиона» и «спинной плавник рыбы синодонта».

Венский демотический папирус также предписывает средства для окуривания, которые вводятся в ухо при помощи трубки. Он содержит отдел с большими лакунами, посвященный болезням ушей, среди которых названы шум в ушах, покалывание в ушах, свинка и загноение (ранее сгусток гноя также был назван «червем в ухе»).

г) Нос.

В папирусах редко встречается четкое разделение магии и рационализма в определении причин болезни и терапии. Оно присутствует при экстракраниальных заболеваниях, в том числе уха и носа. Папирусу Смита известны также раны мягких частей бровей, щек, губ и подбородка, которые сшивались или перевязывались.

Более тяжелыми повреждениями считались переломы верхней и нижней челюстей.

Приведем несколько случаев, относящихся к носу. Случай 12: «Искусство исцеления перелома hsb в камере носа. Когда ты обследуешь человека с переломом hsb в камере его носа и найдешь его нос искривившимся, а его лицо широко придавленным (при этом находящийся на нем поток нарастает), тогда ты должен сказать: это человек с переломом hsb в камере носа, болезнь, которую я вылечу. Тогда ты должен его опустить, чтобы положить его на (правильное) место, вытереть внутренность его обеих ноздрей двумя тампонами из материи, пока не выйдет весь кровяной сгусток, находящийся в виде узлов внутри его обеих ноздрей. Потом ты должен наложить два тампона из материи, увлажненной маслом или жиром, дать их в обе ноздри. Потом ты должен наложить две подушечки из материи; перевязать этим» ^Sm 12 (5,16-

6,3) =(1У 181; V 316).

Проводилась дифференциация между изолированным переломом носовой кости и переломом, затрагивавшим более глубокие структуры. Сравни случай 13: «Искусство исцеления перелома sd в его носу. Когда ты обследуешь человека с переломом sd в его носу, ты должен положить сверху руку на его нос вблизи перелома sd; он сдвинется в сотору под твоими пальцами, а также произведет кровь из ноздри, из уха, изо рта в связи с переломом sd; вследствие этого ему трудно открыть рот, он отнялся. Тогда ты должен сказать: это человек с переломом sd в его носу; болезнь, которую невозможно вылечить» ^Sm 13 (6,3-7)=(IV 182; V 318).

т~ч                                              и                                       и                 

В противоположность этой весьма эмпирической процедуре лечение нетравматологических заболеваний носа было, как правило, магическим. В папирусе Эберса содержится следующее заклинание: "Другое заклинание для насморка. Ты должен вытечь, насморк, сын насморка, разламывающий кости, разрушающий череп, рубящий костный мозг, делающий больными семь отверстий в голове свиты Ра, обращающейся с мольбой к Тоту. Смотри, я принес средство против тебя, защитное средство против тебя: молоко (женщины), родившей ребенка, пахучий фикус (или смола). Целительное средство устраняет тебя; оно удаляет тебя (и наоборот). Выходи на землю, загнивай (четырежды). Сказать над молоком роженицы, пахучим фикусом (или смолой), дать в нос" (рЕЬ 763 (90,15-91,1)=(IV 64; V 109).

Слизь, которую ноздри получают при помощи сосудов, превращается в насморк. Ему посвящено небольшое собрание, состоящее всего из двух рецептов, имеющее заголовок «Начало средств лечения от насморка». Из них одно посвящено болезни «Куа", а другое представляет собой заклинание против насморка.

Первый рецепт предписывает сок финиковой пальмы, которым следовало заполнить ноздри. Болезнь №)а была, вероятно, разновидностью простуды, может быть, чиханием. В пользу этого предположения свидетельствуют два факта: растение К^а (измельченное с финиками), которое рекомендуется против этой болезни, производит впечатление симпатического средства, основанного на магии слова, применяющейся при лечении демонических болезней; чихание можно понять как явление, благодаря которому демонические силы оставляют тело. Заклинание против насморка (см. выше) показывает, что было затронуто все лицо (так же, как и при болезни «хент»), поскольку заклинание направлено против насморка, «делающего больными семь отверстий в голове». Болезнь «хент» также выступает вместе с рецептом для носа: свинцовый блеск, окаменевшее дерево и сухая мирра, наносящиеся путем накрашивания (возможно, здесь используется связь глаз с носом, или же это просто ошибка в связи с тем, что этот рецепт помещен среди средств для глаз). Это применение показывает, как обширно египтяне понимали болезнь, не называя части тела по отдельности.

д)      Рот.

Рот, отверстие для приема пищи, по-египетски обозначает любое отверстие вообще. В связи с его значением удивительно, что сохранился всего один рецепт для его лечения (папирус Эберса с вариантом в Берлинском папирусе). Это средство для «отражения болезнетворных веществ во рту». Вариант Берлинского папируса, вообще не упоминающий рта, а говорящий лишь о болезнетворных веществах, находится среди средств от кашля. Из этого можно заключить, что речь идет не о собственно болезни рта, а об общих болях как сопутствующих или сопровождяющих кашель явлениях. Предписываются 8 растений или их плоды (в том числе полынь, плоды можжевельника, колокинты и плоды сикоморы), а также ладан и охра, все в небольшой дозировке. В папирусе Эберса средства принимаются внутрь, в Берлинском папирусе предписывается «жуя, передвигать (их) во рту». Плоды сикоморы благодаря подрезыванию приводятся в спелое состояние.

Другое болезненное явление (растяжение уголков рта) уже обсуждалось в связи с лицом.

На губах локализуется жажда, когда ее испытывает рот. Это мы узнаем не из медицинских текстов, а из «Книги мертвых». В медицинских текстах губы не упоминаются в качестве больных или болезненных, лишь однажды они «окрашиваются в зеленый цвет», что является симптомом детской болезни. Среди случаев «Книги ран» они встречаются в качестве пораненных.

е)      Язык.

При сотворении мира язык играл роль орудия творения: бог- творец, придумывающий понятия в сердце, осуществляет их при помощи языка («творение словом» было известно и в Египте). В качестве органа речи и места вкусовых ощущений он должен был бы, подобно глазам, занимать большое место в медицинских текстах, но ему посвящено лишь небольшое собрание из 8 рецептов «для устранения болезни языка». Что это за болезнь, не сообщается, лишь сказано, что «он (язык) болит». Лекарства - прежде всего молоко, жир быка или гуся, охра, мед, колокинта и вода; вместе с этим используются и свинцовый блеск, шлаки меди, «кровяной камень», мука алебастра. Средство нужно жуя передвигать во рту, а затем выплюнуть.

ж)     Шея, горло и затылок.

Шея остается незаметной в медицинском плане, ее не рассматривают отдельно. Передняя сторона шеи упоминается в «Книге ран» и при лечениях опухолей (см. ниже).

Горлу посвящены два заклинания, которые должны заставить застрявшие в нем рыбные кости продолжить свой путь. Первое заклинание заканчивается требованием: «Рыбная кость, двигайся по заданному курсу», второе использует восклицание из речи моряков. Человек должен произнести эти слова над пирогом, который он затем проглатывает. Второй человек должен оставаться рядом с пациентом и, очевидно, помогать, если случится нечто, угрожающее его здоровью. Интересно использование терминов мореплавания: путь рыбьей кости в теле сопоставляется с плаванием по каналу, находящемуся внутри тела.

Затылок по-египетски называется «связь» (также названо и ярмо, представляющее связь между тягловым животным и повозкой, ср. санскр. Йога с теми же значениями). Затылок связывает голову с туловищем; он имеет семь позвонков, называемых «узлами», может поворачиваться и вращаться, если он здоров. Но как только в нем появляются слизистые вещества (текучая слизь = ревматизм?), он становится оцепеневшим. То, что затылок рассматривался египтянами как часть головы, видно из рецепта против болезни «хент» (см. выше), при которой страдает все лицо: он предназначен для человека, «когда тот страдает болезнью «хент» в своей голове, причем слизистые вещества находятся в его затылке». Средство из ладана, бальзама, ветки можжевельника, свинцового блеска, охры и жира каменного козла измельчается и вместе с бинтом накладывается на голову. Затылок здесь уже не затрагивается в первую очередь, но является основным местом прохождения слизистых веществ. Противоположный подход проявляется в

следующем рецепте: в нем пациент также страдает в области головы, но в первую очередь болеет затылок. «Когда ты обследуешь человека, в затылке которого содержатся слизистые вещества, он страдает суставом затылка, он страдает головой, позвонки его затылка окаменели, его затылок тяжел, для него невозможно посмотреть на живот, поскольку он (затылок) болит, тогда ты должен сказать: в его затылке слизистые вещества. Ты должен заставить его помазаться и покраситься, чтобы ему сразу стало лучше». «Помазание» должно включать части лица, пораженные болезнью «хент», «покраска» - покрасневшие глаза. Интересно, что пациент сам должен помазаться и покраситься. Это может означать, что для дальнейшего лечения врач не нужен; возможно, что это -часть терапии, так как благодаря движениям рук должно было сниматься оцепенение в затылке. О связи лица и затылка свидетельствуют также «Средства для лечения от слизистых веществ (ревмы?) в затылке» (Венский папирус римской эпохи). Лекарства не только наносятся на затылок в качестве повязки, но и вводятся в нос в виде тампона.

Затылок упоминается также в связи с ранами (см. ниже).

13. Болезни конечностей.

а)      плечо.

Плечо, в некоторых случаях включающее в себя и руку, носит обычное, а не терминологическое имя («угол, сгиб»), так же как и лопатка («нож для бритья») и основа плеча («серп»). Эти части тела встречаются в связи с ранениями в папирусе Смита и рассматриваются там (см. ниже). В «Книге сосудов» они упоминаются в связи со слизистыми веществами. В одном случае предлагается средство «для облегчения сосудов плеч». Накладывается масса (из мирры, ладана, «девственного ягненка», плодов укропа, кипрской травы, муки из опилок сосны и плодов сикоморы) и сверху делается перевязка.

б)      рука.

Рука упоминается в рецепте «для устранения основ болезнетворных веществ в руке, когда она дрожит». Лечение должно затронуть корни болезнетворных веществ: «Слизь ячменя; замесить и довести до гниения; пить 6 гин (ок. 3 литров) в теплом состоянии; 4 дня вызывает рвоту».

в)      пальцы.

Что делать, если пальцы дрожат? Папирус Херста предлагает краткий вариант рецепта, который уже известен нам из «Книги сосудов»: «Средство для устранения дрожи в пальцах». Кратко предписывается натереть пальцы маслом или жиром и наложить повязку с растением «бычий шар». Рецепт содержит рвотное средство и указывет причину болезни - болезнетворные вещества. Два других средства используют жир быка, молоко, нижнеегипетскую соль или ладан, тмин, воск, красную охру, мед и фиги; в обоих случаях делается перевязка. Появление болезнетворных веществ, движущихся в противоположные стороны, «на кончике рук» (вероятно, имеются в виду кончики пальцев) вызывает в плоти «нечто, подобное червям». Речь идет, вероятно, о червеобразном сгустке гноя и крови, встречающемся и при заболевании ногтей пальцев; то же явление ответственно за нарыв под влиянием болезнетворных веществ. Эта болезнь лечится

с»           с»                            с»                                  с»       т—г

ячменной кашей, которую больной должен есть каждый день. При этом он не должен есть ничего горячего. Два других средства против той же болезни применяются внутрь, на сей раз в виде напитков; очевидно, врач исходил из того, что источник болезни содержался внутри тела. Средство «от пшеничного зерна в пальце» лечит повязкой (из нижнеегипетской соли и меда); речь также могда идти о загноении ногтя, выглядевшем как пшеничное зерно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.