Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 8 страница



В качестве примера подобных возможностей описания болезни и наблюдения за процессами приведем седьмой случай папируса Смита. Вначале сказано: «Искусство исцеления зияющей раны на его (больного) голове, достигающей костей, при этом tp3.w (см. выше) его черепа продырявлены. (Когда ты обследуешь человека с зияющей раной на голове...), ты должен ощупать его рану. Если его охватывает ужас, ты должен заставить его поднять лицо. Для него трудно открыть рот; его сердце устало говорить. Когда ты обследуешь его слюну, она дает на обе его губы, не падая наземь; из его обеих ноздрей идет кровь, как и из его обоих ушей; его затылок оцепенел; он не может смотреть на свои плечи и на свою грудь. Тогда ты должен сказать: это человек) с зияющей раной на его голове, достигающей костей, пробиты tp3.w его черепа, связана лента его нижней челюсти; кровь идет из его обеих ноздрей, из его обоих ушей; его затылок оцепенел; это болезнь, с которой я буду бороться».

В описании содержатся частые признаки черепно-мозговой травмы, а также туманные симптомы. Другие, обязательные согласно современному пониманию симптомы отсутствуют в этом и других описаниях (например, нарушения моторики и функций дыхания).

Седьмой случай продолжает: «Когда ты найдешь человека, чья плоть получила жар вследствие раны, находящейся в tp3.w его черепа, и тот человек получил зубную боль вследствие раны, тогда ты должен возложить на неготвою руку, и найдешь его лоб влажным от пота, связки его затылка растянуты, его лицо краснеет... запах коробки его головы как испражнения мелкого скота; его рот связан; его обе брови ...] (смысл непонятен), его лицо таково, как когда оно плачет. Тогда ты должен сказать: это (человек) с зияющей раной на его голове, достигшей костей; пробиты tp3.w его черепа; он получил зубную боль; его рот связан; он страдает оцепенениями затылка; это болезнь, которую нельзя вылечить».

Запах испражнений указывает на то, что между ранением и данной симптоматикой прошло некоторое время. Согласно современному пониманию болезни, речь могла идти о позднем осложнении после открытой черепно-мозговой травмы, например, о менингите или мозговом абсцессе.

В седьмом случае, как и при другом тяжелом травматологическом повреждении мозга («мозг разломан и вытекает изнутри головы»), лечение не рекомендуется. Во всех случаях больной приводится в сидячее положение, а внешнюю рану лечат швом, компрессами (например, свежим мясом) или мазями на растительном масле либо жире. Например: «Тогда ты должен перевязать его свежим мясом на первый день. Затем лечи его жиром и медом каждый день, пока ему не станет лучше» ^Sm 2(1,12-18)). ЭТОТ строго эмпирически- рациональный метод терапии черепно-мозговых травм нарушается лишь в 9 случае ^Sm 9(4,19-5,5)=(IV 180; V 313): «Что следует сказать в качестве заклинания над этим средством: будет истреблен враг, находящийся в ране; будет приведено в дрожание зло, которое в крови...Я под защитой Исиды, спасен будет сын Осириса».

Что касается этиологии заболеваний, то производилось строгое различие между рационально-опытной и магической причинами. Например, в 8 случае мы читаем: «Когда ты обследуешь человека с переломом черепа, тогда ты должен пощупать его рану, и найдешь опухоль, поднявшуюся на внешней стороне перелома, который на его черепе; его глаз повернут вследствие этого на стороне, которая поражена ранением от удара. Он хромает на своей подошве, на той стороне, которая поражена ударом от раны черепа. Тогда ты должен отличать его от того, кого ударило нечто, входящее извне, поскольку в его плече не освобождена головка когтевой кости и его большой палец не упал в середину руки». Глосса объясняет «то, что вошло извне» как «дуновение бога или мертвеца». Поворот глаза следует понимать как «косоглазие», девиацию глаз вследствие тяжелого ранения головы с параличом половины стороны. Этиология других нетравматологических заболеваний головы («неба») или симптоматика головной боли также возводилась к сверхъестественному уровню. Дифференциально-диагностичесие указания показывают, что древнеегипетскому врачу были известны два сравнимых симптома комплексов (явления паралича половины стороны), которые он возводил, с одной стороны - к ранению, с другой - к магическому воздействию (вероятно, Арорlехiа сегеЬп).

Эмпирическая или магическая терапия избиралась соответственно причине.

Если сравнить количество терапевтических указаний при болезнях головы, то, согласно современному состоянию источников, эмпирические «хирургические» методы, в том числе трепанация (о них будет подробнее сказано в соответствующем разделе), занимают большую долю в этой гетерогенной группе болезней в сравнении с другими болезнями. Это может быть случайностью или иметь причину в отсутствии «физиологического» представления о функционировании мозга, ввиду чего врач был вынужден ограничиться эмпирикой.

10. Болезни глаз.

Болезни глаз представляют относительно обширный комплекс в папирусах. Согласно Геродоту (11,84), в Египте были специализированные врачи-окулисты. Это подтверждают как египетские документы (стела придворного врача Ири из Старого царства, Гиза; папирус Эберса), так и высказывания Климента Александрийского, согласно которым одна из 6 медицинских герметических книг была посвящена болезням глаз (Peri ton ofthalmon).

Хотя об этой книге ничего более не известно, но многочисленные места в папирусах (медицинский папирус Лондон (ВМ 10059), папирус Карлсберг и в особенности папирус Эберса) позволяют почти полностью заполнить этот пробел в отношении терапии болезней глаз и высказаться по поводу лежавших в ее основе анатомофизиологических представлений.

О действиях египетских врачей при обследовании болезней глаз дает представление мифологическая аналогия из «Книги мертвых». В заклинании 112 (строки 10-22) мы читаем: «Ра сказал Хору: позволь мне посмотреть на твой глаз после того, что с ним только что случилось. Затем он осмотрел его и сказал: посмотри на черную линию, при этом покрывая твоей рукой здоровый глаз. Хор посмотрел на эту линию. Затем Хор сказал: я вижу ее белой-белой. Тогда Ра сказал Хору: посмотри другой раз на эту черную свинью. Затем Хор посмотрел на эту свинью. Потом Хор закричал из-за состояния своего глаза.» Можно допустить, что подобным же образом проверял силу зрения глаза и древнеегипетский врач. К этому, вероятно, присоединялось и морфологическое исследование глаза.

В анатомическом плане египтянам были известны как внешняя оболочка глаза, так и глазные яблоки. Несмотря на отсутствие у египетских врачей опыта анатомических диссекций (о чем мы уже писали выше), у них было неясное представление о том, что глаза находятся в двух из семи отверстий тела, имеют шаровидную форму и укреплены при помощи «корней». Спорным является предположение Грапова (Grapow, Вd.1, 8.34, Anm. 2), что под этими «корнями» имелась в виду боковая мускулатура глазного яблока. Что касается внешней поверхности глаза, то у египтян были наименования для век, ресниц и бровей, они проводили различие между склерой, радужной оболочкой и зрачком. Устройство искусственных глаз статуй и мумий позволяет предположить, что было известно и искривление роговой оболочки в стекловидной форме.

В связи с физиологическим процессом зрения и узнаванием увиденного принималась связь глаза и сердца: «Видение глаз, слышание ушей, вдыхание воздуха - они приносят сердцу послание. Сердце заставляет выходить всякое познание.» Согласно натуралистической точке зрения, глаза снабжались воздухом и водой при помощи «каналов» (mt.w): «Два канала в нем ведут к его глазу». По этим «каналам, открытым по направлению к обоим глазам», транспортировалась и жидкость слез, а затем выходила через радужную оболочку. Так, мы читаем: «Что касается воды, падающей из них (глаз). Обе радужные оболочки обеих глаз дают ее.» Однако в другом месте сказано: «Сон в обоих глазах делает ее». Таким образом, о происхождении слез не было единого мнения.

Непонятно, следует ли понимать под «застоем воды в обоих глазах» или «слезами в глазе» катаракту либо капли слез, или же здесь имеется в виду «запор» в смысле переноса направления «потока» (при этом назначается клещевина). Против каплей слез может быть предназначено средство «для стягивания радужной оболочки глаза». Поскольку здесь прямо идет речь о радужной оболочке, а не о зрачке, то это не может быть средством для лечения глаукомы. Картинный характер носят описания болезней «жара-t3w" или "бродячих болезнетворных веществ в глазах". Например, говорится о "нагромождении жары-t3w в обоих глазах» или «о срастании болезнетворных веществ с кровью в глазе».

Древнеегипетский врач считал, что между ухом и глазом существует органическая связь. В основе этого лежало анатомическо-физиологическое представление о виске как связывающем элементе («виски дают (прилагают) к чему-то, чтобы слышать» Westkar 12,4). Его каналы могут «давать вискам кровь», «благодаря им возникли все болезни глаз», благодаря им может быть вызвана и глухота ушей. Так, мы читаем: «То, от чего оба уха становятся глухими: два канала, ведущие к корню глаза, делают это» (рЕЬ 854е=(ГУ 2; V 2). В случае слепоты папирус Эберса рекомендует «оба глаза свиньи, растертые с черной краской для глаз, смешанные с красной охрой и медом; влить в ухо человека, чтобы он сразу стал здоровым» (рЕЬ 356=(IV 50; V 86).

Слепота могла также пониматься как наказание богов. Так, сообщается о художнике Паи, который просит в письме своего сына Пирахотепа прислать ему медикамент из меда, жира и настоящей краски для глаз, поскольку он ослеп. Бог Амон оставил его. Таким образом, при лечении комплекса болезней "слепота" связывались "эмпирические" (охра, мед) и религиозно-магические (глаза свиньи) элементы. При этом древнеегипетский врач имел в виду не только слепоту, но и "слабое зрение", "завуалирование" или "тьму" в глазах. Непонятно, имелась ли в виду под болезнью ночная слепота, что ранее часто предполагалось на основании местного применения телячьей печени. В случае лечебных средств "для открытия зрения", которые следовало наносить "на внешнюю сторону обеих глаз", речь, вероятно, также не шла о средстве против слепоты, но скорее о терапевтической процедуре против склеиваний, нарывов или устранений судорог век.

Наряду с доминирующим симптомом слепоты папирусы содержат еще ряд конкретных описаний болезней, которые невозможно идентифицировать. Часто упоминаемые "белые пятна" в глазе могут указывать на заболевания роговой оболочки, а "шарик" в глазе - на "ячменное или градовое зерно". Однако описание симптомов недостаточно для того, чтобы сделать однозначные выводы.

То же верно по отношению к трем местам папируса Эберса, в которых описана болезнь глаз под названием "нехат", признаком которой была "неровность век". Если эту "неровность" следует понимать как некоторый вид грануляции, то это может указывать на наличие трахомы, египетской "зерновой" болезни. Сегодня она является наиболее частой причиной слепоты в Египте. Болезнь "нехат", как и все другие заболевания глаз ("завуалирование, тьму, слабое зрение, застой воды в обеих глазах") лечили смесью из магически действующей краски для глаз и "эмпирических" лекарственных средств (например, малахит и охра) с сингулярными магическими ингредиентами (например, желчь черепахи, кал). Об этом свидетельствует следующий пример: "Приходит зеленая краска для глаз...приходит истечение глаза Хора, приходит вырванное из глаза Атума, приходит истечение, вышедшее из Осириса. Они (краска для глаз) пришла, она устранила воду, кровь, гной, слабое зрение, болезнь глаз, слепоту, завуалирование, воздействие божества, мертвого, мертвой, мужского болезнетворного вещества, женского болезнетворного вещества, каких-либо плохих вещей, находящихся в обоих глазах» (рЕЬ 385(60,16-61,1 )=(IV 44; V 75)). К ним часто добавлялись заклинания, как в следующем примере: "Заклинание, чтобы дать лекарственное средство обоим глазам. О этот глаз Хора, который сотворили души Гелиополя, который Тот принес из города...из большого дома, находящегося в Гелиополе, находящегося в городе Пе, находящегося в городе Деп. Что следует при этом сказать: "Добро пожаловать, глаз Хора, величественное, находящееся в глазу Хора, принесенном, чтобы устранить воздействие бога, богини, противника или противницы, мертвеца или мертвой, врага или женщины-врага, враждебно противостоящих этим обоим глазам человека, находящегося под моими пальцами.

Защита сзади, защита, приходит защита. Это заклинание нужно произнести четырежды, в то же время давая обоим глазам лекарственной средство" foL 22(7,1-8)=(1У 60; V 103).

Приемы магическое терапии использовались и при ранениях глаз, как в следующем примере: «Другое лечебное средство, которое делается для ранения thn, установившегося в глазе. Кал, находящийся в желудке ребенка, высушенный; мед; дается в слизи растений; дается на внешнюю сторону обоих глаз» (рЕЬ 349(57,8-9)=(1У 53; V 90).

Об «оперативном» вмешательстве, например, удалении чужеродного тела, из папирусов ничего узнать не удается. Лишь об удалении век содержатся некоторые сведения. Трихиазис, могущий возникнуть также и в ходе трахомы, согласно папирусу Эберса удаляется следующим образом: «Лечебное средство для устранения вогнутости волоса в глазе: смола-'ntjw, мирра, кровь ящерицы, кровь летучей мыши; волос вытягивается, (микстура) дается, чтобы глаз выздоровел» (рЕЬ 424 = (IV 57; V 97). В то время как папирус Эберса упоминает кровь летучей мыши, Гален предпочитал кровь клопов, которая наносилась на волосы (Гален,

1, 12, Р.799, еd. Кикп, 1821-1833). КОПТСКИЙ врач 9-10 вв. обрабатывал края ресниц средством из сброшенной змеиной кожи, мозга «водяной выдры» или крови троих клещей.

Ранения глаза подвергались также «оперативному» воздействию. Это показывают настенные рисунки из гробницы скульптора Ипуи в Дейр- эль-Медине. Глаз рабочего, трудящегося на саркофаге, оперируется врачом. Изображение показывает, как врач, предположительно с помощью инструмента (напоминающего духовой) пытается удалить чужеродное тело из глаза рабочего. На заднем плане изображен необходимый для операции магический инчтрументарий. Непонятно, производилось ли в древнем Египте оперативное лечение катаракты. Сведения дошли лишь от эпохи римского владычества: Гален (129-199) сообщает, что операции катаракты происходили в Александрии, это высказывание подтверждается и его современником Антиллом Александрийским.

Отдельные указания на эмпирически-рациональные процедуры при лечении болезней глаз не отрицают полного господства магическо- религиозных практик. Это подтверждается той доминирующей ролью, которую играли боги-целители в терапии болезней глаз. Уже упоминалось об особом отношении, которое Хор, Тот и Амон имели к лечению глаз. В папирусе Херста о Тоте сказано: «Я - Тот, врач глаза Хора» (рЕЬ 1, рН 78 = (IV 308; V 530); рН 214=(IV 310; V 534)). Плиний сообщает о следующем поверии египтян: если утром 28 дня месяца Тота, прежде чем начать с кем-то разговор, помазаться соком растения миосоты, то в этом году не заболеешь "Lippitudo" (РНшш, Lоеb 393, 1966, XXVII, 86, Р.453-455). Эту болезнь современные исследователи трактуют как бленнорею век или воспаление глаз, упоминает о ней и Цельс (Секш 2,1). Хор «исцеляет страдания божественных глаз бога Ра». Уже в Старом царстве почитался бог Двав, который считался покровителем глазных врачей и обучил людей искусству исцеления глаз. Его культ известен уже с 1 династии. Символ этого божества, чье значение до сих пор остается непонятным, который носили при процессиях на вершине стандарта, впервые можно найти на палетке царя 1 династии Нармера. Излюбленным местом его культа был более поздний город бога Солнца Ра Гелиополис. Здесь, согласно Геродоту (II, 111) сын царя Сезостриса Ферон возвел два обелиска в знак благодарности за свое исцеление от слепоты. Из эпохи Старого царства известны 2 врача, в именах которых присутствует Двав: врач Ни-анх-двав, чья гробница находится к югу от Гелиополя, нвзывавший себя «слугой бога Двав», и придворный врач и главный врач среди врачевателей глаз Медунефер, также носивший титул «страж врат бога Двав». Но и другие божества, как например, Аменофис, сын Хапу, призывались на помощь при заболеваниях глаз: «О ты, князь Аменхотеп, сын Хапу, оправданный! Приди, о добрый врач! Смотри, я страдаю глазами. Дай мне сразу выздороветь. Я сделала это для тебя в качестве вознаграждения, (я), царская дочь и княгиня, сладкая в любви. Мерит Нейт, в 37 году благого бога, господина ритуалов Псамметиха, которому дана вечная жизнь». Свидетельство из саисской эпохи указывает на то, что Аменофиса, сына Хапу, после его обожествления молили чудесно исцелить болезни глаз. Это документирует надпись на цоколе статуи из Бруклинского музея. Вилдунг считал, что на этой статуе изображен сам Аменхотеп (Wildung, Imhotep und Amenhotep, Mtinchen 1977, S.277).

Реальные обстоятельства приводили к особой заботе о глазах. Египетский климат весьма опасен для глаз: песчаные бури и пылевые вихри угрожают глазам, так же как и множество насекомых, обрушивающихся на влажные глаза в жару. Египет -почти что классическая страна глазных болезней и слепоты. Уже в раннюю эпоху присутствуют многочисленные варианты палеток, при помощи которых втиралась краска для лечения глаз: в культе - для украшения глаза божественного Солнца, чтобы сохранить силу его излучения; в повседневной жизни - для лечения глаз, при этом собственно лечение и профилактику, т.е. косметику, разделить фактически невозможно. Средства для глаз насчитывают почти 100 рецептов. В папирусе Эберса (с вариантами в папирусе Рамессеум

III) содержится «собрание» средств для лечения глаз, открывающееся рецептом «что можно сделать против роста болезнетворных веществ с кровью в глазе». Из «Книги сосудов» нам уже известно, что сосуды висков подводят к глазам кровь и все болезни глаз возникают из-за сосудов; поэтому эта болезнь также имеет внутреннюю причину, а не возникла в результате внешнего ранения. Собственно лечение совершается при помощи нижнееегипетского минерала «сиа», красной охры, зеленой краски для глаз (малахита) и меда. Затем производится трехступенчатое допольнительное лечение охрой, красной краской для глаз (свинцовый блеск) и маслом или жиром, связанное с требованием держать глаз в покое, не предпринимая никаких его нарушений.

Среди средств «для устранения крови в глазах» одно напоминает о ране глаза Хора. Нужно наполнить две чаши, одну мукой дурры и «молоком (женщины), родившей ребенка», другую - (коровьим) молоком. После того как лекарства на ночь подвергнут воздействию росы (т.е. охладят), содержание первой чаши необходимо рано утром нанести на глаза, а затем их нужно промывать четыре раза в день. Средство использует в качестве образца испробованный способ лечения глаза Хора: женщина, родившая ребенка, уподобляется Исиде, родившей Хора-младшего, а лечение рано утром соответствует восходу Солнца, доказывающему, что рана глаза Хора исцелена. Сюда же относится средство против «красного воспаления» в глазах, которое тоже лечат при помощи молока «(женщины), родившей ребенка», а также колокинты, листьев колючей акации и зеленой краски для глаз.

В отличие от средств против крови в глазах, лечащих внутренние явления (например, кровоподтеки), существуют рецепты и против внешнего повреждения, гапример, средство против «раны, установившейся в глазе» (очевидно, чужеродное тело). Предписывается своеобразное лекарство, использующееся лишь в этом случае: «Кал, находящийся в желудке ребенка, сушеный» вместе с медом и растительной слизью наносится на внешнюю сторону глаз. Имеется ли в виду под внешней стороной («спиной») верхнее веко закрытого глаза (как считал Грапов) или видимая часть глаза, остается неясным: в первым случае лекарства могли лишь непрямо воздействовать на собственно глаз.

Ввиду своей дифференциации интересен следующий рецепт: «Другое (средство), делающееся против раны в глазу. В первый день: болотная вода 1. Во второй день: мед 1, черная краска для глаз 1; (перевязывать) на протяжении одного дня. Если идет кровь: мед 1; черная краска для глаз 1; перевязывать этим на протяжении двух дней. Если из него (глаза) течет вода и ее много, то ты должен сделать средство, которое нужно дать как компресс: силикат меди 1; зеленая краска для глаз 1; ладан 1; верхушки Вupleurum; сварить».

В своем основательном исследовании Жан-Клод Гойон идентифицировал последнее вещество как Вupleurum (володушка) и описал его воздействие как болеутоляющее и снимающее судороги из-за содержания в нем кониина. Описанный выше случай представляет собой трехчастное указание для лечения чужеродного тела в глазе, являющегося различным в зависимости от симптомов. Если нет истечения, в первый день предписывается простое промывание, а во второй - лечение медом и свинцовым блеском. Если глаз кровоточит, то последнее лечение проводится два дня подряд. Если же выступает мощный поток слез, используются другие средства, прежде всего болеутоляющие.

Болезнетворные вещества, подводящиеся к глазу по сосудам, выступают и изолированно (лишь как боль). Средства против них (почти идентичные другим средствам для глаз) наносятся как краски на внешнюю сторону глаз.

Болезни, названные «завуалирование», «слабое зрение» или «тьма», вероятно, обозначают постепенное ослабление силы зрения. Средства, среди которых находится немало нам уже известных, должны наноситься посредством повязки или вливаться в глаз при посредстве пера коршуна (своего рода пипетки).

Против ночной слепоты приписывается бычья печень, жареная или прокопченная в дыму соломин, ее жидкость выдавливается в глаз. Указание «действительно превосходно» может быть верным: это явление возникает при недостатке витамина А, а печень быка содержит особенно много этого вещества. Против этой болезни существует и частично разрушенное заклинание, заключительное предложение которого ободряюще гласит: «Тогда он сразу видит».

Слепота широко распространена в Египте. На письме она изображается глазом без радужной оболочки и зрачка, потому что таким образом зрение делается невозможным. Рецепты против «слепоты», ведущие к исцелению, вероятно, имеют в виду сильно уменьшившееся зрение, а не полную слепоту. Из трех рецептов против слепоты один использует шарик свежей мирры, растертый в перебродившей слизи растений. Другой рецепт рекомендует колокинту, тонко растертую и процеженную через полотенце, окруженную медом, которую следует нанести на глаз. Наиболее интересен третий рецепт, согласно которому следует тонко измельчить жидкость из глаз свиньи с черной краской для глаз и красной охрой, а также продуктом брожения меда, сделать все это единой массой, «влить в ухо человека, чтобы он сразу выздоровел. Сделай это, и ты увидишь (успех). Действительно превосходно».

Затем следует заклинание, говорящее о замене человеческих глаз свиными, и об «яростной боли». В рецепте, идущем по пути логики, интересно применение: очевидно, врач следует теории «Книги сосудов», согласно которой сосуды, вызывающие глухоту в ушах, идут дальше к корням глаз, и таким образом поддерживается связь между ушами и глазами.

Болезнь под названием «ярость», вероятно, также относится к различным формам постепенной слепоты, т.к. в заклинании слепота названа «яростным страданием». Против этой болезни направлено 13 рецептов, что свидетельствует о ее частом распространении. Интересно средство, которое следует применять «в первый раз, когда ее почувствуют». Оно состоит из продукта брожения меда (без указания количества) и наносится на глаза 4 дня подряд. «Во второй раз» предписываются лекарства в небольших дозах, что свидетельствует об их большой действенности (а также опасности) и, вероятно, является египетской «гомеопатией» (с тем отличием, что дозы подбираются согласно степеням 2, а не 10). «Металлический малахит 1/8; черная краска для глаз 1/8; окаменевшее дерево 1/8; верхнеегипетский минерал -"сиа" 1/8". Эта смесь накладывается на глаза. Средство, состоящее из черного кремня 1/32, ладана 1/8, фаянса 1 и меда 1 «дается на один глаз». В другом средстве наряду с другими лекарствами назначается охра в небольшом количестве 1/64. Подобные «гомеопатические» количества обычно используется лишь при внутренних заболеваниях. Их применение при заболеваниях глаз свидетельствует о том, что глаз, ввиду его высокой чувствительности, подвергается такому же подходу, как и внутренности тела, а передозировок ядовитых и вредных веществ стремились избегать.

Из болезней глаз, которые можно идентифицировать с некоторой достоверностью, «катаракта» уже упоминалась в разделе о магии. Сохранились и «медицинские» рецепты против этого заболевания, один из которых гласит: «Настоящий лапислазули 1; зеленая краска для глаз 1; бальзам 1; молоко 1; черная краска для глаз 1; фаянс 1; части дыни 1; соединить в единую массу; нанести на внешнюю сторону глаз».

«Шероховатостью (неровностью)» египтяне называли опасную глазную болезнь, могущую привести к слепоте; то же охначает греческое слово «трахома», которым болезнь именую сейчас, это название она получила из-за рубцов (образования фолликул) на конъюнктиве. Для ее лечения предназначаются 3 рецепта: «Желчь черепахи 1; ладан 1; дать на глаза». «Лист колючей акации 1; мука колокинты (?) 1; гранит 1; измельчить; перевязать этим глаза» и «Черная краска для глаз 1; красная охра 1; красная сода 1; измельчить; нанести на внешнюю сторону глаз».

Два рецепта служат «устранению жира в глазах». Под этим может иметься в виду болезнь Р^шш1а, при которой происходит подобное жиру утолщение конъюнктивы. В качестве лечения используются «обломки кремния, разбитые вместе с растительной слизью», которые следует четырежды наложить на глаз. Второй рецепт использует черную и зеленую краски для глаз (свинцовый блеск и малахит), а также красную охру, смолу и мед, все это наносится на внешнюю сторону глаз.

Когда упоминается о «белых пятнах», выступающих на глазах, речь идет, вероятно, о белых рубцах конъюнктивы, сейчас эту болезнь называют Аlbugines или левкома. Здесь вновь участвует магия, среди лекарств содержится немало «черных», т.е. антипатические средства, при помощи которых следует бороться с белыми пятнами; это, естественно, черная краска для глаз (ни в коем лучае не зеленая!), эбеновое дерево, желчь рыбы «абджу» и черепахи (эти животные в мифах связаны с ночным движением Солнца или же ответственны за его исчезновение). То, что этот случай приводился в связь с заходом Солнца, подтверждает заклинание, в котором речь идет о команде гребцов бога Солнца Ра и об отрезанных головах, которые вновь приставляются (образ зашедшего Солнца). Это заклинание следовало произнести над желчью черепахи, разбитой в мед, которая затем наносится на внешнюю сторону глаз.

Оригинально средство против слез в глазу. Египетское название слез происходит от названия радужной оболочки. «Книга сосудов» также утверждает, что слезы исходят из радужной оболочки. В качестве лекарства рекомендуется глина для статуй и одна часть клещевины вместе с медом.

Явления жара в глазах возводятся, вероятно, к демоническим влияниям, в связи с чем предлагаются довольно странные средства -костный мозг из костей осла или зуб осла (т.е. Сета). Кроме того, предлагаются охлаждающие средства, ночью их подвергают воздействию росы и предлагают утром.

Множество (около 20) рецептов посвящены лечению способности зрения, что следует понимать не как корректуру ошибок при зрении, а лишь как механическое раскрытие припухших или заклеенных секретом глаз. Рецепты имеют заглавия «лечебное средство для открытия зрения», «усиление зрения» или просто «лечение зрения». Лекарства, их количество и применение те же, что и в других случаях.

Краски для глаз имели также профилактическое воздействие, т.к. их использовали в определенное время года. Так, одно средство используется «от первого до второго месяца зимнего периода»; другое - «с третьего до четвертого месяца зимнего периода». Следующее средство применяется во все три периода египетского календаря: «Другая краска - средство, которое делают летом, зимой и во время разлива (Нила): черная краска для глаз; растереть в гусином жире утром, не подвергая огню; затем покрасит ночью». Интересна последовательность перечисления трех времен года: они следуют друг за другом, начиная с лета, в то время как год египетского «крестьянского» календаря начинался периодом разлива (июль-октябрь), затем следовала зима (ноябрь-февраль) и лишь в конце период жары или лета (май-июнь). Вероятно, в порядке рецепта отразилась степень опасности того или иного периода для глаз.

11. Болезни зубов.

Египетской медицине известно два слова для обозначения зубов, использующиеся без какого-либо различия. Лишь когда они ставятся вместе, можно предположить, что в них отразилась разница между резцами и коренными зубами. Одно слово (совпадающее со словом «кричать», т.е. «показывать зубы») в коптском также обозначает резцы, другое (вероятно, производное от глагола «вредить, разрушать») - коренные зубы. Находки мумий и скелетов показывают, что египтяне болели различными болезнями зубов, в том числе кариезом, стиранием зубных коронок и зубной эмали, обусловленному благодаря попавшему в хлеб с мукой наждаку мельничных камней; кроме того, засвидетельствованы общий упадок зубов, загноение корня и создание абсцессов, при которых всегда существовала опасность сепсиса. Существовал специальный врач для зубов, впрочем, не упоминающийся в медицинских текстах. Египтяне проводили различие между общими болезнями зубов, средствами для укрепления расслабленных зубов и для лечения абсцессов и мяса зубов.

Наше знание о терапевтической процедуре при болезнях зубов в основном связано с фрагментом сборника о зубных болезнях и их лечении из папируса Эберса под заголовком «Начало лечебных средств для усиления зуба» (рЕЬ 739(89,2-3)=(IV 65; V 11). На основании фрагментарного характера этого сборника можно допустить, что немногие дошедшие до нас рецепты составляли лишь небольшую часть действительно существовавших терапевтических средств. Это может объяснить противоречие между уничтожающе малым числом тепаревтических указаний и доказанным палеопатологически большим масштабом тяжелых заболеваний зубов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.