Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 5 страница



Эти описания болезни дают возможность представить выразительную картину потока пищи, течение которого можно преградить помещенной поперек плотиной, или же благодаря помехам в системе каналов правой и левой стороны помешать его беспрепятственному распределению в теле. То, что принималось существование связи этого потока пищи с испражнениями из зада, явствует из следующего места: «Когда ты обследуешь запор в его «ra-ib» и найдешь, что он устроил преграду и улегся поперек, его сердце-ib болезненно, его «ra-ib» сух, как пыль. Тогда ты должен сказать: это кровяное гнездо, которое еще не укрепилось. Этот случай идет из его рта или из его зада» (pEb 198 (39,12- 21)=(IV 91; V 158). Или же сообщается о лечении «запора»: «Тогда ты должен сделать лекарство для омытия жареного мяса и для открытия его кишечника. ты должен рано наблюдать, что он ежедневно содержит, и видеть, что исходит из его заднего прохода» (pEb 207 (42,8-43,2)=(IV 94; V 164). Хотя речь здесь идет прямо о кишечнике, но в целом, по представлениям древнеегипетских врачей, не только желудочно-кишечный тракт являлся рекой, по которой протекала пища и выводились испражнения, но и «каналы» вообще. Об этом свидетельствует следующий пример: «(Задний проход) открыт каждому каналу по правой стороне и по левой стороне (тела) с руками и ногами. Они (каналы) заполнены калом» (pEb 854n (100,11)=(IV 3; V 4). Если исходить из терминологического отождествления сердца и пищеварительного тракта (как считают Вестендорф, Кольта и Шварцманн-Шафхаузер), то можно даже трактовать тексты таким образом, что кал транспортируется от сердца к заднему проходу, например, такое место: «Они (каналы) все приходят к сердцу, они соединяются возле заднего прохода» (pEb 207 (42,8-43,2)=(IV 94; V 164). Однако, в свете рассмотренной выше дискуссии о названиях органов, эта трактовка не кажется нам однозначной и убедительной.

Если система отвода каналов недостаточно функционировала, появлялся застой, переполнение или запор каналов, то в результате могла возникнуть болезнь. Запор является доминирующей болезнью в папирусе Эберса. В этой связи в особенности калу приписывали важную патогенетическую роль: «Испражнения - это то, что руководит ее (болезни) приходом» (pBln 163 h (16,3-16,5)=(IV 10; V 17). Под «запором «ra-ib», всего живота, правой или левой половины живота или заднего прохода» египтяне понимали не только то, что сейчас называют обстипацией, но и вообще изменение течения «потока» из-за преграды с последующим застоем и недостатком обеспечения организма, последствиями чего могли стать рвота, усталость, вялость и т.д. Подобный запор мог привести к жалобам в весьма отдаленных частях тела, например, на нарывы на спине, воспаленные глаза или текущий нос.

В этой связи важную роль играли «вредоносные (или болезнетворные) вещества» (whd.w) и «слизистые (или илистые) вещества» (st.t), двигавшиеся в разных направлениях, которые благодаря каналам могли распространяться по всему телу. Приведем несколько примеров: «Когда ты обследуешь человека, страдающего в отношении « ra-ib», и найдешь на его спине подобное тому, что приходится терпеть ужаленному (скорпионом), тогда ты должен сказать: это болезнетворные вещества, которые отклонились по направлению к его спине» (pEb 200 (40,5-10)=(IV 91; V 159). Или: «Когда ты обследуешь человека, страдающего в отношении « ra-ib» и его часто тошнит, когда ты обнаружишь это спереди его, его оба глаза воспалены, его нос течет. Тогда ты должен сказать: это продукты гниения его слизистых веществ, они не могут спуститься в область его таза в качестве слизистых веществ» (pEb 192 (31,17-18,3)=(IV 89; V 155). То, что эти болезнетворные и слизистые вещества рассматривались как последствие «запора», видно из следующих мест: «Когда ты обследуешь человека с запором его « ra-ib»., тяжело вхождение в него, когда он съел какой-то хлеб, узко прохождение его через «ra-ib»., тогда ты должен сказать: это запор слизистых веществ» (pEb 206 (41,21-42,28)=(IV 94; V 163). В другом месте сказано: «Устранение болезненного кала в животе. Его живот тверд по причине того, что в животе находятся слизистые вещества, не могущие выйти наружу. Затем они гниют в его животе. Тогда ты должен сделать для него средство для испражнения» (pEb 30; pEb 296=(IV 109; V 191), (IV 108; V 188). Сравнение с каналами Нила напрашивается само собой. Застаивающиеся соки тела («воды») приведут, согласно теории, к образованию болезнетворных и слизистых веществ (веществ гниения), которые (если «запор» не устранить) распределяются по каналам по всему организму и могут вызвать различные болезни. Подобную трактовку развивала позже в Греции Книдская школа врачей.

Терапевтические следствия очевидны. О них сообщают Геродот и Диодор. Геродот пишет: «Желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами. Ведь, по их мнению, все людские недуги происходят от пищи» (Герод. II 77, пер. Г.А. Стратановского). Диодор дополняет это высказывание следующим образом: «Чтобы предотвратить болезни, египтяне укрепляют тело клистирами, постами и рвотными средствами, иногда ежедневно, иногда делая перерыв в 3-4 дня. Они считают, что из всей пищи, перевариваемой в теле, большая часть является излишней, и что из нее возникают болезни. И поскольку данный метод лечения устраняет причины болезней, то таким образом лучше всего заботиться о здоровье» (Диод. I 82).

Естественно, что натуралистическое представление египетских врачей о болезни невозможно редуцировать лишь к «запору» каналов и последующему образованию гниющих веществ как причине всех внутренних болезней. Так, есть места, указывающие на то, что и каналы и сами (независимо от содержащихся в них веществ) могут вызывать болезни или воспринимать демонов (?), а двигающиеся по телу болезнетворные и слизистые вещества могут образовываться и без последующего запора. «В нем (человеке) есть два канала, (ведущие) к его верхнему бедру. Когда у него болит его верхнее бедро, его обе ноги дрожат, ты должен сказать: это каналы его верхнего бедра, он получил болезнь» (pEb 856 d = (IV 8; V 14). «Средство для устранения болезнетворных веществ, движущихся во всех частях тела человека» (pH 37 = (IV 12; V 21). Термин «болезнетворные вещества» имеет множество значений - от эмпирически наблюдаемых, выходящих вместе с калом кишечных червей до болезнетворных демонов. Неясно также применение понятия mt.w «канал» в значении мышечной связки или жилы, когда речь идет о размягчении жестких или искривленных mt.w или их дрожании. С другой стороны, именно здесь вновь содержится связь с продуктами гниения. Сравни следующий пример: «В нем (человеке) есть два канала, (ведущие) к плечу. Когда у нег страдает плечо, его пальцы дрожат, тогда ты должен сказать: это слизистые вещества. Что нужно сделать против этого: вызвать рвоту» (pEb 856 f (103,11-3) = (IV 9; V 15).

Таким образом, хотя и не все сохранившиеся тексты полностью соответствуют картине (пищеварительного) потока, впавшего в застой и производящего продукты гниения, однако можно считать, что это этиологическое представление играло доминирующую роль внутри натуралистического представления о болезни, в противоположность магическо- религиозному стремившегося объяснить болезни рациональным, хотя и спекулятивным путем.

Рассмотрим еще один важный вопрос: что египтяне знали о мозге и его функциях? Многие ученые считают, что почти ничего, так как египтяне помещали «душу», сознания и чувства в сердце. В этой связи интересно сообщение «Мемфисского богословского трактата» (сохранившегося на камне Шабаки 25 дин., но восходящего еще к Старому царству): «Сердце и язык имеют власть над всеми частями тела, на основании учения, что сердце находится в каждом теле, а язык - в каждом рту, у всех богов, людей и животных. Когда сердце мыслит все, что оно пожелает, язык повелевает все, что он пожелает. Видение глаз, слышание ушей, дыхание носа приносят сердцу сообщение. Сердце позволяет выйти наружу всякому познанию, а язык повторяет то, что мыслится сердцем. Так производятся все работы и все творения, дела рук, хождение ног, движение всех членов - по приказу сердца» (H. Junker, Die Gotterlehre von Memphis, Berlin 1939, S.48). Чарльз Финч недавно развил противоположную концепцию, утверждая, что египтяне хоршо знали строение мозга и его функции (Ch. Finch, The African background. P.154-160). Остановимся подробнее на его аргументах.

Финч считает, что в примерах, подобных приведенному выше, египтяне имели в виду лишь глубокую чувствительность сердца к ментальным и эмоциональным состояниям, но нет основания предполагать, что египтяне не знали о мозге как месте всех ментальных функций. Первый приводимый им аргумент исходит из местоположения урея - поднимающейся вверх змеи - на царской короне. Змея располагается таким образом, что вершина ее головы находится как раз на уровне вертекса (макушки) черепа, а ее тело извивается синусоидальным образом от середины черепа, присоединяясь к линии, обходящей череп по окружности. Тело змеи разделяет череп на две равных части (полусферы), символически служа тем же целям, что и сагиттальный шов. Змея является эмблемой того, что разъединяет и в то же время соединяет. Египетское название вертекса «wpt», что означает «открывать», а также «различать» и «судить», - четкое указание на cerebrum как место различения. «wpt» может также относиться к «открытию» высших центров в коре, соответствующих «пробужденному» состоянию, идентичному результату подъема «змеи Кундалини» от основы хребта до вершины головы во время духовных упражнений в тантрической йоге. Когда «змеиная энергия» достигает вертекса, происходит открытие трансцендентального органа духовного видения («третьего глаза»). Среди ритуальных царей и традиционных жрецов Африки распространено мнение, что их сила размещается в головах. Даже на юге США об успешном докторе вуду говорят, что он «силен в своей голове».

Другой аргумент Финча - лингвистический анализ египетского слова для cerebrum «ашш». Оно означает также «знать» и «понимать», т.е. определяет как анатомию, так и ментальную функцию. Приводится еще несколько подобных аргументов. Название для темпоральной области черепа, в которой расположены центры слушания и говорения (maa), используется и для обозначения самого слушания как «дать maa». Слух, таким образом, связывается не с ухом, а с местами мозга, куда попадают звуки. Выражение «wab n irt» (корень глаза), имеющее в качестве детерминатива небольшое растение, относится к питательным функциям сосудов и нервов и соответствует анатомической реальности. Когда оптический нерв соединяется с задней частью глаза, он содержит в своей оболочке ретинальную артерию, которая в действительности питает глаз (здесь Финч цитирует идею известного мистика Шваллера де Любич).

Затем Финч анализирует египетскую концепцию менинга (коры головного мозга) и его функций. Латинское название менинга «mater» (мать), он состоит из трех слоев: 1) dura mater («твердая матерь»); 2) pia mater («нежная мать») и 3) арахноид, т.е. из верхнего слоя, мягкого нижнего слоя и промежуточной паутинообразной мембраны. Египетское же название менинга «netnet» получается в результате удвоения слова «net», означавшего «вить» и «воду». Это удвоение, по мысли Финча, свидетельствует о понимании двойной природы менинга! «Net» обозначает также богиню Нейт, в чьем храме в Саисе находилась такая надпись: «Я - все, что было, есть и будет. Никто из смертных не смеет поднять мое покрывало». Менинг и является символически витым «покрывалом», окружающим мозг. Он также включает в себя цереброспинальную жидкость, омывающую весь головной и спинной мозг, а «net» может означать и «воду» или «жидкость». Латинский термин «mater», по мнению Финча, может также относиться к Нейт в ее функции Великой матери. В качестве богини неба Нут, владычицы небесных вод, она связана и с водой. Таким образом, в простом корне «net» содержится множество научных и символических значений.

Египетское название цереброспинальной жидкости - «nkh». Это слово может означать также «ребенок» или «новорожденный». Менинг, цереброспинальная жидкость и мозг, взятые вместе, составляют прямую аналогию утробе, заполненной жидкостью. И в латинской терминологии по отношению к некоторым частям мозга использовались термины «vulva» и «testes». Ключ к пониманию аналогии между мозгом и репродуктивными органами может дать мифология жителей Тробриандовых островов в Меланезии, исследованных в 1914 - 1918 гг. Брониславом Малиновским (B. Malinovski, The Sexual Life of Savages in Northwestern Melanesia, London 1982, P.149). Они считали, что для того, чтобы произошло зачатие, женщину следует «открыть», в чем и состоит функция сексуального акта. Однако это «открытие» связано и с «открытием» вершины головы, позволяющим духу ребенка проникнуть в голову матери, а затем, после зачатия, спуститься через кровь в утробу. Подобные представления существовали, очевидно, и у жителей доисторической Европы, о чем свидетельствуют найденные в 1895 г. во Франции женские скелеты с Т-образным разрезом на черепе, возможно, представляющим собой примитивное «открытие» головы (H.E.Sigerist, A History of Medicine, Primitive and Archaic Medicine, New York 1951, P.113; Ch. Finch, P.158, Fig.10). У египтян же эти ранние идеи сочетались с более новыми физиологическими концепциями беременности.

Последний аргумент Финча: одно из египетских названий для hippocampus, являющегося частью лимбической системы мозга - «рог Амона». Гиппокампус - центр памяти, а имя божества Амона Финч выводит от корня «men» «быть установленным, твердым, постоянным» (более распространена этимология «скрытый» В.Р.), что является подходящим для обозначения части мозга, отвечающей за память.

Аргументы Финча не кажутся нам убедительными. В них немало фантастического (Нейт и Нут - различные божества, связь урея с представлением о «змеиной силе» Кундалини хотя и возможна, но не доказана документально и т.д.). Этимологические изыскания на египетском материале мало что доказывают, так как в египетской графике совершенно различные слова, консонантный скелет которых был одинаков, писались одинаково (но иногда с разными детерминативами). Речь, таким образом, шла даже не об омонимах, а об омографах, а вовсе не о разных значениях одного слова. К тому же, Финч пользуется давно устаревшим иероглифическим словарем Баджа, в современной египтологии многие чтения терминов уточнены. Наиболее интересны приводимые им типологические параллели, но они не являются строгим доказательством. Таким образом, нет однозначных свидетельств того, что египтянам были известны функции мозга.

В нашем анализе мы пытались воздерживаться от крайних оценок, присущих современным исследователям. Очевидно, египтяне имели представление о строении костей черепа, скелета и т.д., им были известны также и некоторые тонкие ткани (мозг, мускулы и т.д.). В области внутренних органов, очевидно, происходила путаница, но они были в основном известны. Сердцу приписывали мыслительные функции, пульс был известен, но вместо кровообращения существовала теория о движении «воздуха» по «каналам», несколько напоминавшая индийские и дальневосточные представления о циркулирующей по «энергетическим каналам» (нади) «пране» (дыхании, энергии). Иногда эти «каналы» соответствуют сосудам, иногда - жилам и мускульным связкам. Несмотря на отдельные ошибки и неточности, в целом анатомические представления египтян были довольно сложными и самыми передовыми для своего времени, а впоследствии могли повлиять на древнегреческую медицину.

6. Здоровье и болезни в зеркале источников.

Наша картина состояния здоровья древнеегипетского населения основывается в основном на высказываниях античных авторов. Так, часто ссылаются на высказывание Геродота: «Вообще же египтяне, исключая ливийцев, самый здоровый народ на свете» (Герод. II, 77, пер. Г.А.Стратановского), при этом причиной египетского здоровья, согласно Диодору, является образ жизни, «который так равнообразно упорядочен, что можно посчитать, что он не предписан законодателем, а вычитан искусным врачем по правилам здоровья» (Диодор, 1,70,8). Эти "правила здоровья" сегодня -согласно имплицитным высказываниям античных авторов - в основном сводятся к мероприятиям в области общественной и личной гигиены.

В сообщении Геродота значительное место занимает описание заботы о теле, содержания в чистоте жилья и приборов для еды. Мы читаем: "Пьют они (египтяне В.Р.) из бронзовых кубков и моют их ежедневно, при этом именно все, а не только некоторые" (Герод. II, 37, пер. Г.А.Стратановского). В другом месте сказано: "Каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов" (там же). Боролись также с нежелательными жильцами дома - мышами, крысами, скорпионами и змеями, как показывает папирус Эберса, приводящий соответствующие средства. В папирусе содержится рецепт против блох в доме; рецепт изгнания змей из норы; рецепты борьбы смухами и мошками и рецепт для борьбы с мышами (рЕЬ 840-847 (97,15-98,1-2). Для защиты от укусов насекомых, согласно Геродоту, пользовались рыбачьей сетью, которой днем ловили рыбу, ночью натягивая ее вокруг кровати (Герод. И, 95). В другом месте говорится: «Одеяние жрецы носят только льняное...Дважды днем и дважды ночью они совершают омовение в холодной воде и, одним словом, соблюдают еще множество других обрядов.» (Герод. II, 37, пер. Г.А.Стратановского). Для омовений использовали специальные тазы и кувшины, некоторые из них были найдены при археологических раскопках, например, миска для омовений с надписью «да омоешь ты свое лицо в благополучии и здоровье, да будет твое сердце радостным» или небольшой золотой таз с носиком с похожей надписью из сокровища в гробе царицы Нетеферес I, матери Хеопса (4 дин.), имевший лишь символическое значение. Неясно, представляло ли собой «омовение рта», упомянутое в источниках, очищение рта и зубов, или оно было лишь синонимом завтрака. Известно лишь, что для чистки зубов использовалась сода. Для приятного запаха во рту пользовались курительным средством, изготовлявшимся из смолы, смолы теребинфа, кипрской травы, дерева (корицы?) и тростника (рЕЬ 853 (98,14b -18b)=(IV 290; V 499).

Для сохранения здоровья, согласно Геродоту, применялись также врачебные превентивные меры. Пургативы и клизмы применялись регулярно три дня подряд в течение каждого месяца, чтобы предотвратить «недуги», которые «происходят от пищи» (Герод. II, 77). Соответствующие рецепты для опорожнения желудка содержатся и в папирусе Эберса (рЕЬ 188-рЕЬ 207). Основанием для этих процедур было этиологическое представление, что остатки пищи могли привести к приходу болезни (рЕЬ 856К (103,16 -18); рВ1п 163 n (16,3-16,5)).

Еще одно превентивное лечебное мероприятие Геродот видел в обрезании: «Половые части они обрезают ради чистоты, предпочитая опрятность красоте» (Герод. II, 37, пер. Г.А.Стратановского). Начиная со Старого царства, имеются изображения соответствующих операций. Тем не менее, обрезание практиковалось не как гигиеническое мероприятие, а как инициационный обряд. Из этого обряда, державшегося среди простого народа до эпохи Птолемеев, в ходе времени развились культовые действия жрецов, сохранявшиеся до эпохи Адриана (117138). Страбон сообщает также об обрезании (инцизии) женщин и девочек (Страбон XVn,2,5). Хотя при этом господствовали мотивы религиозной чистоты, все же обрезание имело и гигиеническое воздействие. Происхождение обряда обрезания неясно. Некоторые исследователи считали, что этот обряд возник в доисторические времена, исходя из применения при обрезании каменного, а не металлического ножа (ср. Исх. 4,25). Обрезание, действительно, засвидетельствовано уже в Старом царстве. Оно было культом, связанным с мужской силой. Поэтому можно считать, что оно было частью обряда посвящения в начале периода полового созревания. Поскольку обрезание служило символом чистоты, то жрецы были в особенности привязаны к этому ритуалу. Фуке сообщал, что все мумии жрецов, увиденные им, были обрезаны. Источники -папирусы римской эпохи - также сообщают, что сыновья египетских жрецов были обрезаны.

Археологические источники подтверждают высокую оценку греками гигиенических отношений в древнем Египте. Дома и дворцы в Амарне и Мединет-Хабу указывают на общегигиенические мероприятия, как например, водопроводы, комнаты для мытья и отдельные туалеты, и вообще на хорошо продуманную систему канализации. Погребальные обряды были также весьма дифференцированы. Античные авторы и археологические находки, согласуясь друг с другом, позволяют нарисовать картину общественного здравоохранения, стоящего на высоте. Однако непонятно, можно ли так просто переносить в более раннюю эпоху выводы, полученные на основе археологических находок из эпохи Нового царства и поздней эпохи, а также высказываний Геродота, относящихся к эпохе персидского владычества. Можно ли делать выводы, относящиеся ко всему населению Египта? Антропологические исследования дают противоречивую картину. При обобщении следует быть весьма осторожным: так, лишь небольшая часть найденных мумий была обрезана. Мумия Тутмоса II также не имела никаких следов обрезания.

Опасность непродуманных обобщений существует и в другом важном факторе здоровья - питании. Изображения в гробницах показывают огромное количество продуктов питания, что может привести к преувеличениям. Так, часты сцены ловли и кормления птиц, на которых можно узнать уток, перепелов, гусей и голубей. Богатство и разнообразие животных, использовавшихся в пищу, подтверждают находки кухонных остатков доисторической эпохи (период Нагада II, ок. 3600 г. до Р.Х.) из Эль-Омари севернее Халуана: в пищу использовались быки, овцы, козы, свиньи, антилопы, гиппопотамы, крокодилы, черепахи, страусы и улитки. Рельефы из гроба Мерерука в Саккаре показывают, что в пищу использовались даже откормленные гиены.

Однако из этих отдельных находок нельзя делать выводов об образе питания всего населения. Можно предположить, что большинство питалось хлебом, овощами, фруктами и рыбой. Потребление мяса было меньше и для большинства населения ограничивалось эпохой расцвета Нового царства. То, что хлеб был основным продуктом питания, подтверждается результатами антропологического исследования мумий из Нага-эд-Дейр (ок. 4000 г. до Р.Х.), в пищеварительном тракте которых найдены в основном остатки зерна: ячмень, эммер (полба) и семена дикого проса. Центральное положение зерна в питании подтверждается также изображениями на стенах гробниц, показывающими, как возделывают ячмень, эммер и пшеницу, а затем пекут из них различные сорта хлеба. Этот хлеб пекли из муки грубого помола, в которой было немало песка (что подтверждает сильная изношенность зубов древнеегипетских мумий). Согласно находкам мумий из Нага-эд-Дейр, рыба являлась основным источником белка. Есть также свидетельства потребления овощей и фруктов. Этот набор растительных продуктов питания сильно расширился в эпоху Нового царства: стали известны бобы, горох, чечевица, огурцы, дыня, лук, чеснок, латук и селера. Из приправ использовали соль, кориандр, тмин, укроп и можжевельник. Для приготовления пищи использовали сливочное и кунжутовое масла, а моринговое и касторовое - лишь для медицинских целей. Из сладостей был известен мед, добывавшийся как у диких пчел, так и благодаря пчеловодству. Из остраконов, храмовых рельефов и рисунков в гробницах Нового царства в западных Фивах можно определить известные тогда сорта овощей - финики, фиги, виноград и гранат.

Из сохранившихся дневных рационов питания работников рудников можно оценить, какой объем и состав питания считался необходимым. Рабочий эпохи Сенусерта I в Вади Хаммамат получал за свою службу 10 хлебов и 1/3 кувшина вина, профессиональный рабочий - 20 хлебов, пол-кувшина пива и еще мешок с водой. Позже, в эпоху Рамсеса IV, рабочий получал 10 хлебов, 3 кувшина пива, 2 единицы мяса и 3 пирога в качестве дневного рациона. От эпохи Рамсеса II сохранилась такая оплата рабочих: зерно на 1 месяц, хлеб, мясо, пироги и мазь еженедельно, одежда ежегодно и сандалии ежедневно. Упоминаются также поставки жита, пшеницы, бобов и соли.

Согласено Текстам пирамид, дневной рацион делился на пять приемов пищи, которые Курт Зете трактовал как завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Как показывает дневной рацион работников рудников, пиво было наиболее употребительным напитком, помимо нильской воды и молока. Как правило, пили зерновое пиво, приготовляемое из солодовой кашицы, финикового сока и пшеничной муки, известно было также пиво из сока финиковой пальмы и плода цареградского стручка. Вино, приготовление которого изображено на многочисленных рельефах, было уделом лишь знати.

Таким образом, потенциально богатое по виду и объему предложение продуктов в реальности зависело от социального статуса человека. Оно также зависело от количества воды в Ниле и от политической стабильности страны. Проведенные недавно подсчеты калорийности в зависимости от количества пахотной земли показали, что, как правило, хлеба было достаточно для питания всего населения. Были также годы избытка, что показывают многочисленные изображения весьма упитанных лиц уже в эпоху Старого царства (описания соответствующих стел см. А.О.Большаков, Человек и его двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства, СПб 2001, С. 150-167). Но были игоды засухи и голода, которые центральная власть, особенно в политически неспокойные времена, не могла предотвратить. Это показывают изображения голодающих на подъеме пирамиды Унаса, а также «стела голода» на острове Сехель, повествующая уже известную нам историю о семилетнем голоде в эпоху Джосера.

Письменные и живописные изображения голода подтверждаются данными археологических находок. Найденные в 30% исследованного материала линии Харриса, а в 40% - плавкие гипоплазии показывают, что большая часть населения Египта додинастической и династической эпохи испытывала во время детства и взрослой жизни недостаток в питании или соответствующие ему заболевания. Это допущение подтверждается относительной частотой и ранним появлением остеопороза в группе 185 нубийских скелетов. Это заболевание имеет связь с нестабильностью, недостатком питания и репродуктивным стрессом. Этиология особой формы остеопороза, проявляющихся в многочисленных черепах в виде больших симметричных «лощин» теменной кости, пока остается необъясненной.

Наши сведения о болезнях древних египтян остаются весьма ограниченными. Поскольку палеопатология, несмотря на находки мумий (данные исследований которых часто зависят от их степени сохранности и постмортальных изменений и поэтому мало что сообщают), по-прежнему основывается на высказываниях о заболеваниях костей, суставов и зубов, при которых часто можно поставить лишь расплывчатый и неопределенный диагноз, наша картина остается нечеткой и сфокусированной на ортопедических и дентологических заболеваниях. К тому же в египтологии преобладает казуистика и исследование музейных экспонатов, из которых, как правило, нельзя сделать вывода о частоте и распространении заболеваний. Чтобы сделать выводы о частотности заболеваний, необходимы систематические исследования закрытых полей захоронений с большим объемом исследований и хорошо известным историческим и археологическим фоном. Такие систематические масштабные исследования, позволяющие получить надежные статистические данные, для Египта полностью отсутствуют. Да и новые аналитические методы (например, анализ ДНК) в настоящее время еще недостаточно опробованы и не позволяют делать далеко идущие выводы. Поэтому в прошлом, когда речь шла о заболеваниях в древнем Египте, перечислялись лишь отдельные находки, без какой-либо их оценки. Тем самим пренебрегали проявлением болезни в эпидемиологическом и историческом смысле, так как лишь о болезнях, встречающихся относительно часто, можно сделать релевантные заключения. Хотя на основе состояния источников и исследований в настоящее время невозможна точная оценка частотности болезней, но все же из имеющегося, хотя и недостаточно исследованного, материала возможно сделать об этом примерные выводы. Эти выводы опираются в основном на работу Смита и Джонса (Ellioth Smith and

Wood Johnes, Archhaeological Survey of Nubia, 1910), охватывающую тысячи скелетов, но редко дающую объективные данные об их частотности. Оценка на основе отдельных музейных экспонатов, без знания величины населения и временного горизонта, конечно же, остается неточной. Поэтому наш обзор ограничится лишь наиболее частыми для древнего Египта заболеваниями, при этом мы сознательно пренебрегаем описанием отдельных нашумевших, но не репрезентативных находок.

Палеопатологические исследования скелетов показывают, что наиболее частыми были «артритические заболевания», болезни зубов, переломы, воспалительные изменения костей и симптомы недостаточности (остеопороз, линии Харриса, плавкие гипоплазии). Эти болезни были распространены во всем мире в доисторическую и историческую эпохи. Из этого антропологического спектра болезней, типичного и для Египта, можно выделить «артрит» и болезни зубов в результате их сильной изношенности.

Болезнь суставов воспалительного и дегенеративного характера, которую в палеопатологической литературе часто называют «артритом», была доминирующей болезнью в древнем Египте (как показывают Эллиот Смит и Доусон, исследовавшие 30000 останков египтян и нубийцев). Другие авторы также подчеркивают, что «артрит» был наиболее частым патологическим явлением от Нубии до Дельты во все эпохи (от 4000 г. до Р.Х. до римской эпохи) и во всех социальных слоях. Среди царствующих особ и членов царской семьи артритические или спондилитические изменения суставов засвидетельствованы у Яхмоса, жены и сестры Аменхотепа I, царей Тутмоса I и Аменхотепа II, а престарелый царь Рамсес II страдал артритом колена и спондилитом хребта, на мумии жены и сестры Аменхотепа I, кроме сколиоза, также видны артритические изменения костей, Тутмос I страдал артритом, Аменхотеп I -спондилитом. Для исследованной группы частотность заболевания составляет 20-50% (а Ишервуд и его группа сообщают, что почти все исследованные ими мумии были поражены), что дало повод для спекуляций на тему, почему «артрит» так часто встречался именно в Египте. Медицинские объяснения соответствуют актуальным этиологическим идеям и варьируют от «плескания в холодной нильской воде» до допущения первичного очага инфекции. Однако высказывания о причинах воспалительных и дегенеративных «артритических» болезней суставов, как показывают современные исследования, невозможно ввиду сложностей дифференциальной диагностики, как правило, по изолированным костям. Диапазон болезней простирается от гнойного, инфекционного или туберкулезного артрита до хронически-дегенеративных форм (остеоартроз, появление остеофитов вследствие остеохондроза, болезнь Бехтерева и др.). Ввиду относительно раннего проявления «артритических» заболеваний следует усомниться в том, что за дегенеративную часть изменений ответствен процесс старения. В большинстве случаев этиология «артритических» заболеваний в древнем Египте остается неясной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.