Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ребрик В.В. - Древнеегипетская магия и медицина 7 страница



Приготовление лечебных средств из отдельных лекарств, бывшее задачей врача, также находилось в русле этой традиции. Оно начиналось с отбора и отмера одного или нескольких лекарств, при этом следовало рецитировать заклинания. Например: «Заклинание для меры hq3.t, т.е. глаза Хора, отмерено, проверено. Исида принесла это своему сыну Хору, чтобы открыть его живот, чтоб он заставил уйти плохое, находившееся в его животе» (рН 213(14,2-4)=(1У 311; V 537) или «Заклинание для меры dbh, к которому прибегают, чтобы отмерить лечебное средство. Что качается этой меры dbh, которой я отмеряю это лечебное средство, то это мера dbh, которой Хор измеряет свой глаз. Он был проверен и найден здоровым. Следует отмерить это лечебное средство этой мерой dbh, чтобы с его помощью заставить уйти все болезни, находящиеся в этом животе» (рН 212(13,17-14,2)=(IV 311; V 536). Нельзя точно определить, какие количества скрываются за названиями мер hq3t и dbh. Возможно, речь идет о мерах «ведерко» (320 ро) и «гин» (32 ро). 1 ро соответсвовал 14 мл (полный рот). Стилизованный «исцеленный глаз Хора», представляющий намерение египетских египетских врачей восстановить больного как единство (ср. модный сейчас «холистический» подход к терапии), играл при указаниях мер решающую роль. Дроби, а именно 1/2, 1\4, 1/16, 1/32, 1/64 в основном содержатся в рецептах с указанием меры, составляющих около 60% всех рецептов. Например: «Ягоды винограда 1/8, «резиновая» смола 1/16, растение 3ms - 1/8, мед 1/16, 33 (балдриан?) 1/16; измельчить, съесть перед отходом ко сну" (рЕЬ 172 (34, 19-21)=(IV 150). В подавляющем большинстве рецептов, как в этом случае, даются лишь относительные пропорции, так что у нас отсутствуют указания на дозировку лекарств.

После отмера лекарства растирали, мололи, измельчали, разделяли и смешивали в единую массу, при этом, добавляя субстанцию-носитель (пиво, или часто применяемые лекарства -мед и растительное масло), следовало рецитировать заклинания. Сравни следующее указание: «...Красную охру растереть в молочном соке сикоморы...потом ты должен сделать врачующие разрезы; измельчить порей, плоды гороха. Затем соединить плоскости» (рЕЬ 501 (69б7-10)=(1У 220; V 382) и заклинание: «Заклинание для растительного масла (жира) при любом лечебном средстве. Привет тебе, глаз Хора, богиня-змея Рененутет верхом на боге hd-htp («Довольный блеском»). Он придал свой блеск Ра перед девяткой богов. Исида, богиня,

вышла; ей дано ликование перед Гебом. Берегись ее! (продолжить любым образом) Спасайте его от тени покойника или покойницы. Я - этот Тот, врач глаза Хора, боровшийся за своего отца Осириса перед Нейт, госпожой жизни, и ее служанками» (рН 214 (14, 4-7)=(IV 310; V 534).

Смесь или отдельное лекарство могли быть положены, нагреты, а затем отфильтрованы, отлиты или пропущены через сито. Например: «Молоко бычье 40 ро; дать в котел. Когда оно в первый раз заволнуется, после того как оно нагрето, добавить жидкости, пропучтить через полотенца; добавит к нему меду; пить 4 дня» (рВ1п 163h (16, 5-7)=(IV 10; V 17).

После нагревания некоторые лекарственные средства подавались «теплыми, как рука» и «снабженные приятной температурой», другие следовало вначале охладить или ночью выставить для воздействия росы. Рецепты информируют нас и о точной длительности приема лекарств. Так, сообщается о лечебном средстве, которое следует принимать «во время сна».

Для других лекарственных средств использовались своего рода «галеновские» методы приготовления. Благодаря добавлению воды, пива или вина изготовлялись средства для орального, ректального и вагинального применения. Бывали и другие формы приема лекарств, например, кашица или желе, или мазь на основе растительного масла и жира. Можно было сформировать даже своего рода пилюлю, принимавшуюся рer os, анально и вагинально. Для лечения болезней глаз и влажных заболеваний кожи лечебное средство измельчалось в порошок, для окуривания его сжигали в курительном аппарате.

Тот факт, что за изложенными здесь весьма упрощенно процедурами врача-аптекаря, вероятно, стояла весьма сложная практика приготовления лекарств, позволяет прояснить следующее указание папируса Смита: «Мазь, предназначенную для того, чтобы устранять морщины и пятна на коже головы и остального тела, возникающие как проявление старения, нужно готовить следующим образом. Большое количество бобов следует растолочь и выставить на солнце. После того, как плоды полностью высохнут, их нужно помолоть, лишив стручков, а потом провеять, чтобы остались лишь плоды. Их, как и мякину, следует измерить и разделить на две равные по величине части, которые необходимо обрабатывать одним и тем же образом. Их нужно смешать с водой, сделать из них мягкую массу и тщательно варить в новом котле, пока вся влага не превратится в пар, пока не останется лишь твердое. После охлаждения твердое следует омыть в реке в кувшине, а именно тщательно, пока не убедишься, что вода для полоскания уже не имеет горького вкуса. Потом вымытое таким образом располагают на куске льна и подвергают воздействию солнца. Когда оно высохнет, его следует крепко растереть на мельничном жернове. Эту муку смешивают с водой, делают из нее мягкую массу, и тщательно варят в котле, в чем следует убедиться. Этот процесс варки отбирает у плодов их масло, которое собирается на поверхности варимой массы и должно быть вычерпано. Его собирают в котел, особым образом скрепленный тонкой глиной, а затем кладут в сосуд для мазей» (рБш 21,9-22,10)=(IV 302; V 521).

Если добавить к этим сложным техническим процессам еще и магические указания и умножить процедуру с одним лекарством на количество лекарств, из которых состоял обычный рецепт (от 2 до 37), то можно предположить, что изготовление лекарственных препаратов должно было находиться в руках специализированного врача, своего рода врача-аптекаря.

8. Заболевания сосудистой системы.

Как утверждает «Книга сосудов», сердце вместе с системой сосудов снабжает все тело жизненно необходимыми веществами - воздухом и водой, а также производит особые соки (слезы, семя, мочу). Однако уже при выделении крови и слизи описываются болезненные явления: сосуды печени, подводящие к ней воду и воздух, «в конце концов приводят к тому, что в ней возникают невозможные страдания благодаря переполнению кровью». О жаре в области сердца говорится: «Переполнение сердца кровью причиняет его (жар В.Р.)». Или о сосудах внутри висков: «Они в конце концов причиняют то, что глаза содержат кровь, и все болезни глаз возникают из-за них». Из 4 сосудов, ведущих к ноздрям, два проводят слизь и два - кровь, следовательно, они ответственны за насморк и носовые кровотечения.

Кал, не вышедший из тела нормально, превращается в слизистые и болезнетворные вещества (о чем уже говорилось ранее). Посмотрим на то, как эти болезнетворные вещества проходят по телу. Маленькая, но цельная «книга» начинается в конце «Книги сосудов» и имеет собственный заголовок: «Начало книги о прохождении болезнетворных веществ по всякой части тела человека, найденной среди писаний под ногами бога Ануьиса в Летополе; она была принесена к Его величеству царю Верхнего и Нижнего Египта Усафаису, блаженному». Один из вариантов делает сообщение еще драматичнее, благодаря дополнению «после того как он впал в бедствия». В этом варианте упоминается и о первом использовании рецептов во время правления царя Сенеджа (2 дин.), жившего несколько поколений после Усафаиса (1 дин.): «Эта книга освободила ноги, связанные судорогами». Это связано с высказыванием: «Сосуд его ног начинает умирать». Во всяком случае, царь Сенедж был излечен благодаря «выдающемуся величию врачей», и этот случай является «рекламой» для книги, как и ее высокая древность (в начале египетской истории!) и содействие бога Анубиса, в чьем храме и под чьей статуей была найдена книга.

В отличие от «анатомо-физиологической» части «Книги сосудов», содержащей лишь отдельные патологические указания, эта книга посвящена «проводящей системе и всем болезням, возникающим в ней». Здесь указаны также средства, которые следует применять: «В его груди есть два сосуда: они производят жару в его заднем проходе. В качестве лекарственного средства против этого используются: свежие финики, части клещевины, части сикоморы, вода; растолочь в единую массу; дать пить человеку, чтобы ему стало лучше». Речь идет об одном из многочисленных нарушений пищеварения, с которыми мы еще неоднократно встретимся при общих заболеваниях тела, желудка и заднего прохода. Прежде всего свежие (незрелые) финики являлись излюбленным и испытанным слабительным средством.

«К его плечу ведут два сосуда. Если его плечо болит и его пальцы дрожат, то ты должен сказать: это слизистые вещества. Что сделать против этого: вызвать у него рвоту при помощи рыб в пиве вместе с растением «джас» или мясом перевязать его пальцы куском растения «бедеду-ка», так чтобы он выздоровел». Под «слизистыми веществами», вероятно, имеется в виду двигающаяяся слизь, нечто вроде «ревмы». Интересно, что эту болезнь, источником которой считают внутренние болезнетворные вещества, лечат как внутренними, так и внешними средствами: рвотным и повязкой. Первое борется с причиной, второе - с вызванными ею явлениями. О растении «джас» известно, что оно имело неприятный вкус, и поэтому хорошо годилось для вызывания рвоты. Египетское название второго растения могло означать «шар быка». В позднем папирусе Жюмильяка, посвященном культу в верхнеегипетских номах, об этом растении сообщается, что оно возникло из семени Сета, поэтому можно увидеть в быке Сета, а в шаре - его мошонку. Это же растение использовалось и в прогнозах при родах. Наименование «бычий шар» можно поставить в один ряд с названием растения «фалл осла» и «мышиный хвост».

«К его бедру ведут два сосуда. Если его бедро страдает, а его ноги дрожат, ты должен сказать: это - сплетение сосудов его бедра, оно восприняло болезнь. Что сделать против этого: растительную слизь, девственного ягненка, соду следует сварить в одну массу; человек должен пить (это) четыре дня». Сода в переводе с древнеегипетского дословно означает «божественная», поскольку она использовалась при бальзамировании и, следовательно, помогала после смерти объединиться с Осирисом. Она происходила в основном из Вади Натрун, получившей от нее свое имя. В медицине она используется часто, хотя довольно редко в качестве внутреннего средства, как здесь.

Затем еще раз перечисляются части тела, к которым ведут сосуды, с указанием на заболевания, возникающие в них, а также на причины их возникновения: слизистые вещества, жару, испражнения мочи и кала. Здесь встречаются отдельные случаи, относящиеся скорее к «анатомической» части, но помещенные здесь, вероятно, ради «симметрии». «К его правому уху ведут два сосуда: в них входит дыхание жизни. К его левому уху ведут два сосуда: в них входит дыхание смерти». Возникающие болезни упоминаются в другом месте (среди средств от болезней тела, плеч или бедер), так что кажется, что здесь изображается лишь принцип возникновения болезни. В связи с рядом частей тела упрмянуты лишь сосуды, а не болезни, возникающие из-за них. Вероятно, они отсутствуют здесь, потому что о них уже упоминалось в «анатомической» части.

Кроме этой «книги о патологии сосудов», во всех сборниках содержатся рецепты по лечению больных сосудов, по отдельности или собранные в группы. Это означает, что заболевания сосудов классифиыируются подобно заболеваниям частей тела (при этом особая функция сосудов, относящихся ко всему телу, выраженная в «книгах сосудов», здесь не проявляется).

Уже для предварительного лечения сосудов существуют отдельные рецепты. «Другое (средство), для того чтобы вынудить сосуды принять лечебное средство; молоко (женщины), родившей ребенка; нижнеегипетская соль; оставить на ночь стоять в новом сосуде, пока не образуется простокваша; им следует помазать всякое больное место». Следуют рецепты «против сосуда, делающего быстрые движения, в каких-либо частях тела». Во всех случаях делается компресс (например, из мяса и селезенки быка, нижнеегипетской соли, пшеничной крупы, жира каменного козла, брыжейки (потрохов) быка). «Быстрые движения» означают ритмическое пульсирование болезнетворных веществ (гноя и др.) в сосудах, образующихся при опухоли. Это можно заключить из одинаковых рецептов лечения сосудов и опухолей, а также из объяснения к случаю, названному «Устранение болезнетворных веществ, двигающихся быстро, во всех местах тела человека», гласящего: «Это -устранение опухолей». Один раз прямо сказано об «опухоли сосуда» (лечебное средство - селера; измельчить с маслом или жиром; помазать этим сосуд), в другой раз говорится: «Другое (лечебное средство) для успокоения разъедания сосуда: земля (?) 1; высушенный финиковый сок 1; нижнеегипетская соль 1; осадок от сладкого пива 1; сделать этим перевязку». «Разъедание» - типичное сопровождающее опухоль явление; оно, очевидно, обозначает прогрессивную форму уже открышейся опухоли. Однако часто высказывания слишком общи и не позволяют сделать четких выводов: речь идет об «оживлении, освежении, успокоении, усилении, облегчении и охлаждении» сосудов, из чего можно заключить, что они могут быть уставшими, измученными, неспокойными, слабыми, болезненными и горячими.

Еще одна неопределенность проистекает из упомянутой нами выше многозначности египетского слова mt, могущего означать не только сосуды, но и связки, мускулы и даже энергетические каналы. Подобный случай имеет место в таком рецепте: «Другое (лечебное средство) для смягчения сосудов». И здесь подготовительную мазь следует нанести перед собственно компрессом, но теперь о его подготовке рассказано в послесловии к рецепту: «Воск 1; жир быка 1; плод...1; кипрская трава 1; ладан 1; плоды кориандра (?) 1; дерево «хет-дес» 1; свинцовый блеск 1; сварить; сделать из этого повязку; а прежде помазать смолой мирры». Слова «сосуд, когда он одеревенел» также указывают в этом направлении и относят рецепт к группе искривлений и оцепенений. В таких случаях египтяне не проводили различий, как показывает большая группа рецептов, находящаяся в папирусе Эберса (№627ff.), носящая название «начало мази для усиления сосудов, лечебное средство для смягчения сосудов», в которой представлены заболевания сосудов наряду с оцепенениями. Мы также, следуя древнеегипетским представлениям, рассмотрим здесь оцепенения и искривления.

Первый случай совершенно однозначен: «Другое (лечебное средство) для смягчения сустава на каком-либо месте тела». Массу (из меда, воска, частей ладана или плодов можжевельника, красного железняка или мела, плодов селеры, других частей ладана) растирают, варят, а затем мажут ею или делают компресс. Благодаря упоминанию «суставов» становится ясным, что здесь имеются в виду мускульные связки.

Оба следующих рецепта (Эберс №657 и 658) с заголовками «другое средство для смягчения сосудов» и «другое средство -мазь для смягчения оцепенений» следует также понимать как средство против оцепенений мышечных связок. Первым средством (состоящим из жира быка, осадка вина, лука, сажи со стены, плодов гороха, ладана, мирры) смазуют тело, а затем подвергают его воздействию солнца (используется солнечное тепло); из второго средства (состоящего из пяти различных сортов животного жира) делают компресс.

Подобным же образом следует понимать многочисленные средства, посвященные «смягчению одеревенелости» или «устранению оцепенений». Папирус Рамессеум V эпохи Среднего царства посвящен исключительно этим явлениям. Они были, вероятно, весьма распространены, на что указывают и исследования мумий. В большинстве случаев речь идет о средствах для компрессов, однажды дается лишь «жирное мясо быка» и «перевязывается им больное место». В редких случаях применяется мазь, например в №3 - состоящая из 13 различных масел или жиров, из которых 9 приготовлены из животных.

Средства «для смягчения одеревенелости, расправления искривления» легко переходят в средства «для смягчения искривлений». Отвердевшие связки суставов лечатся при помощи противоположных друг другу методов «вытягивания и смягчения» (а также при помощи мазей или компрессов). Противоположный случай представляет собой «охлаждение сосудов, отвердение мягкости». Речь, вероятно, идет о трясущихся или растянутых суставах. Их перевязывают цветами терна и листьями акации, измельченными в меду. «Другое (средство) для смягчения сосудов» использует для повязки 37 лекарств и является наиболее длинным рецептом египетской медицинской литературы (Эберс №663).

Наконец, следует дрожание, дважды упомянутое в «Книге сосудов»: один раз - пальцев, связанных с руками при помощи сосудов, второй - ног, связанных сосудами с бедрами. Рецепт против появления болезнетворных веществ, в результате чего дрожит рока, принят в качестве рвотного средства в дополнение к основному лечению сосудов (Эберс №696). Мы не ошибемся, если будем считать оба средства «для устранения дрожания в какой-либо части тела» (Эберс №625 и 626) рецептами для устранения повреждений в сосудистой системе. Оба рецепта однозначно запрещают лечение: «Ты не должен возлагать на них руку», но затем предписывают смесь лекарств, которые нужно накладывать: дурра (?), стиракс (?), мед, металлический малахит, кал борзой собаки, колокинта (?), малахит. Тогда предшествующее запрещение должно означать, что дрожание ни в коем случае нельзя прекращать механическим путем.

9. Болезни головы.

Во всех списках - перечислениях частей тела египтяне (как и многие другие народы) начинали с головы. Ведущая роль головы отражалась и в речи, в которой слово 1р «голова» одновременно означало «начало, главу» (ср. лат. сари1;), вершину, начальника, наилучшее и т.д. При этом функции мозга еще не отражались. Мозг был известен египтянам в связи с переломами черепа, но о всем масштабе его значения они, вероятно, не догадывались (полемику на этот счет мы уже анализировали выше), а при мумифицировании и вовсе удаляли его из головы. В басне 22 династии, напоминающей более поздную латинскую легенду об Агриппе, части тела спорят перед судом. Живот жалуется, что голова имеет предпочтение перед своими сестрами, но голова защищает свои позиции: "Я - настоящая опора всего дома...Мой глаз смотрит вдаль; мой нос дышит и втягивает воздух; мое ухо стоит открыто и слушает; мой рот одарен речью и знает, как отвечать...Я могу быть названа "главнейшей", поскольку я даю жизнь (благодаря моему носу)".

Уже перечисление частей тела в "Текстах пирамид", древнейших религиозных текстах, написанных на стенах пирамид царей V-VI династий, следует такому порядку: голова и отдельные части лица, шея, плечи с руками, туловище, ноги. При «обожествлении» частей тела, при котором каждой из них соответствует свой бог-покровитель, процедура такова: голова -Хор потустороннего мира, лицо - Хенти-Ирти и т.д., и, наконец, оказывается, что ни один член умершего не остается без своего бога.

Следовало бы ожидать, что и медицинские папирусы поступают подобным образом, т.е. перечисляют части тела, начиная с головы, и обсуждают их болезни. Однако лишь папирус Смита имеет такую систематику, для него это проще, так как его тема - раны, которые можно распределить по частям тела, начиная с головы и двигаясь вниз. Другие книги (например, о женских болезнях) по самой свлей природе посвящены немногим частям тела. Порядок прочих папирусов, в особенности сборников, не столь систематичен. Например, в папирусе Эберса после вводных сопроводительных заклинаний следует обширное собрание средств для тела; за ними помещены т.н. «божественные средства», от общих болей переходящие в конце концов к болям головы, а в заключении обсуждаются средства «от головы». За ними следует группа рецептов против задержания мочи и средства против слизистых веществ в теле.

Их продолжают средства от кашля, за которыми следует глава о болезнях глаз. После краткого освещения ран от укусов помешены средства для поддержания волос на голове. Затем после короткой серии средств для лечения печени следует большой комплекс лечения ран от ожогов, а затем - обширное собрание рецептов общего лечения ран. Отдельную главу занимают опуходи, за ними следуют язвы и другие явления, связанные с кровью. Рецепты для лечения ног (в том числе пальцев рук и ног), в особенности их сосудов, занимают немало места, наряду с ними содержатся общие рецепты для лечения сосудов. Полностью неожиданно здесь появляются средства для лечения языка! Так же необъяснимо следуют средства против болезней кожи и потовыделения. Затем помещены различные рецепты - средства для лечения головы, для сохранения кожи, от кровоизлияния и т.д. Затем вновь речь идет о голове, в том числе о болезнях зубов, потом следуют демонические болезни, за ними - насморк, средства для лечения ушей, потом демоническая болезнь головы. В отдельной главе содержатся средства для матери и ребенка, за ними следуют общие домашние средства. Потом содержатся «книги сосудов», уже упоминавшиеся выше, а в завершении помещены учебные тексты для лечения опухолей и язв. Вот в общих чертах порядок папируса Смита, в других папирусах он выглядит не менее запутанно. Поэтому для нас следование такому «порядку» невозможно, и прихолится группировать болезни заново, начиная по египетскому методу, с головы (так поступает и Вестендорф, менее удачен принцип Кольта и Шварцманн-Шафхаузер, рассматривающих к тому же лишь отдельные группы болезней).

Болезни головы можно разделить на две группы: общие головные боли и внешние болезни головы.

Как уже упоминалось, средства для лечения головы следуют в папирусе Эберса за «божественными средствами», шестое (и последнее) из которых называется: «Другое, шестое (средство), которое Исида сама сделала для Ра, чтобы изгнать боли из его головы». Оно завершается общим заверением: «Каждый, к кому применяется это лечеьное средство, будь у него какая-либо болезнь, - болезнь головы, на лице или на голове, болезнь-кровотечение, воздействие бога, богини, умершего или умершей на голову, какие либо злые и плохие вещи на голове, на какой-либо части тела - тому сразу же станет лучше. Действительно превосходно...» Хотя, согласно заглавию, средство предназначается лишь для лечения головы и его применение гласит: «Этим нужно перевязать голову», но из этого заключения ясно, что божественное средство имело довольно универсальный характер, поскольку рецепт годится не только для головы, но и для любой части тела. Вероятно, упоминание головы в шестом «божественном средстве» дало повод открыть им группу средств против головной боли (не только в папирусе Эберса, но и в папирусе Херста, являющемся как бы «малым изданием» первого папируса).

Заглавием «лечебное средство для исцелений вредных воздействий в голове» начинается первое «медицинское» (т.е. свободное от магии) средство: «Внутренность колокинты (?) 1; части дерева «има» 1; сода 1; ил(?) 1; кости нильского окуня, вареные 1; рыба «дешеру», вареная 1; скелет голвы рыбы синодонта, вареный 1; мед 1; ладан 1; мазать этим голову 4 дня». Вещества смешивались 1:1, единицей веса было, вероятно, 5 ро (см. выше). Интересно тройное присутствие средств из рыбы, а голова рыбы указывает на магический симпатический принцип Similia similibus. Время лечения (4 дня) является нормой, отклонения от нее редки. Число 4 обозначало у египтян всеобщность (4 стороны света); другим магическом числом было 3 (обозначавшее множество), магическими считались и их суммы 7 и 8 и степень тройки 9.

Следующий рецепт имеет заголовок «другое лечебное средство» (т.е. другое для той же цели и с тем же действием). В нем используются: «Плоды укропа 1; плоды растения «хасит» 1; плоды кориандра (?) 1; тимьян (?) 1; дерево «хет-дес» 1; жир осла 1; мазать этим голову 4 дня». Жир осла, присутствующий в средстве, напоминает о боге Сете, в заклинании против головной боли названном ее возбудителем.

Следующее средство - тоже симпатическое. «Другое (средство) для болезни в половине головы: череп сома; сварить в растительном масле или жире; натирать этим голову в течение 4 дней». «Половина головы» по-гречески называется «гемикрания», откуда и возникло слово мигрень. Лечебное средство (опять рыба), конечно же, определено магически. Сом в качестве демона относится к ночному солнцу. Возможно, что здесь присутствует та же мифологема, что и в мифе о Хоре и Сете: Сет превращает дневное солнце в ночное, в то время как он при помощи болей в голове лишает Хора зрения. Средство применялось весьма часто как основа для мазей, тот же рецепт используется против колючки в теле, и в этом случае речь идет о колющей боли. Вероятно, что мигрень воспринималась как колючка в голове.

Естественно, что большую роль в рецептах играют болезнетворные вещества, уже известные нам из «книг сосудов». «Другое лечебное средство для головы, когда она болит, для исчезновения болезнетворных веществ: ладан 1; тмин 1; плоды можжевельника 1; гусиный жир 1; сварить; помазать этим». Ладан называется по-египетски «делающий божественным», он используется в культе мертвых и богов. В качестве курительного средства он служит для превращения земной обстановки в «божественную». Почему бы ему не найти применение и в медицине? Тем более в случаях, в которых причина болезни неоднозначна и следует считаться с воздействием богов и демонов.

Если головная боль связана с ощущением горячей головы, предписываются «средства для охлаждения головы, когда она болит», в том числе: «охра 1; ладан 1; рог лани 1; «резиновая» смола 1; глина каменщика 1; колокинта (?) 1; вода 1. Растереть, наложить на голову». Специальным охлаждающим средством была также глина горшечника, смешанная с водой.

Отдельно предлагается средство «для устранения дрожи в голове: когда голова человека дрожит, ты должен возложить свою руку на его голову, так чтобы он не почувствовал ее. Затем ты должен взять соду, растереть ее в масле или жире; мед и воск, сделать из них одну массу; перевязать этим». В средствах «против дрожи во всех членах» возложение рук настойчиво запрещается. Здесь оно, вероятно, служит для установления реакции пациента.

Из внешних болезней головы медицински интересна болезнь «хенсит» (сочащаяся сыпь?), остальные относятся скорее к области косметики, являясь общими средствами для роста волос. Не менее 14 рецептов папируса Эберса (и один рецепт папируса Херста, идентичный с вводным рецептом группы Эберса) посвящены этой болезни. То, что речь идет о явлении, связанном с волосами, показывает детерминация имени болезни знаком для волос в папирусе Эберса (и его классификация в папирусе, в котором оно является введением в средства для роста волос). Кроме указаний по применению «помазать, натереть, перевязать» интересно применение пудры, сделанной из страусиного яйца. Это средство уже встречалось нам в 9 случае папируса Эберса, где используется пудра для осушения раны головы. Если же болезнь «хенсит» следует «осушить» после использования пудры, необходимо применить растительное масло или жир.

Кроме того, упоминается вызываемая демонами болезнь «порезы», детерминирующаяся знаком для ножа. В папирусе

Эберса эта группа болезней следует за средствами для ушей. Эта группа начинается вводным заклинанием: «О восходящий, не двигающийся с места, берегись моего заклинания; солнечный диск, берегись господина темени». Смысл этих темных слов непонятен. Возможно, что это одна из угроз мага, согласно которой солнце может остановиться в своем движении, если желания заклинателя не будут выполнены. Кажется, что это внутренняя болезнь, т.к. среди лекарств находится средство для приема внутрь. Она должна быть связана с некоторыми опухолями или прыщами. Заклинание должно произноситься над лекарствами, среди которых назван алебастр, в одном рецепте используется разбитый сосуд, в другом - игла дикобраза. Все эти лекарства преследовали цель «порезать» болезнь. В другом рецепте сказано, что должно быть и завершающее лечение, «после того как оно (больное место) надрезано». Здесь вновь проявляется магический принцип лечения болезни тем же средством, которым она вызвана: порез за порез. Достоверно можно сказать, что болезнь вызывала падение волос, так как среди средств для роста волос находятся два, заставляющие вновь отрасти волосы, выпавшие («отрезанные») вследствие этой болезни.

Немногим больше известно о болезни, называющейся так же, как и мозговой серп, разделяющий оба полушария мозга: «тепа». Речь идет о шаровидном образовании, поскольку это слово встречается в третий раз в качестве наименования лекарства, обозначающего составную часть можжевельника. Написание с детерминативом круга обозначает шаровидную или круговую форму. Болезнь всегда выступает во множественном числе, речь шла, вероятно, о нагромождении шаровых явлений. Лечение является внешним, лекарства в виде мази наносятся на темя. Интересно средство для тестирования лечения: «Тритон; разрезать его, сварить в масле или жире; немного нанести на одну из «тепа». Если его мясо становится горячим, то ничего против нее (болезни В.Р.) не применяй. Если мясо не становится горячим, то помажь много раз, окурив его (больного В.Р.) ранним утром».

Большое количество рецептов позволяет предположить, что болезнями головы были в первую очередь внешние заболевания кожи головы и волос, которые он лечил компрессамии мазями. В качестве болезненных явлений «в голове» или «в половине головы» он знал лишь боли, которые следовало лечить магическими средствами. По-другому обстоят дела с ранениями головы, которые в сравнительно болшом количестве рассмотрены в папирусе Смита. Девять случаев папируса Смита посвящены как изолированным ранениям тканей, так и открытым или закрытым ранам черепа с участием мозга или без него.

Чтобы определить вид раны, египетский врач обследовал череп, устанавливая, можно ли найти «нечто мешающее» под пальцами, является ли рана «глубоко погрузившейся», похожа ли она на «морщины, образующиеся на расплавленной меди» или нет ли там чего-нибудь, «что дрожит или трепещет под пальцами как слабое место на темени ребенка, пока оно не срастется».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.