Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бхагавад-гита 2.13



Бхагавад-гита 2.13

Лондон, 19 августа 1973 г.

Прадйумна: (ведёт киртан и т.д.):

дехино ‘смин йатха дехе

каумарам йауванам джара

татха дехантара-праптир

дхирас татра на мухйати

Перевод: Как воплощённая в этом теле душа постоянно идёт от детства к юности и старости, подобным же образом душа переходит в другое тело после смерти. Осознавшую себя душу, такая перемена не смущает.

Прабхупада: Они не могут понять такую простую вещь. Поэтому здесь и говорится: дхирас татра на мухйати. Дхира означает мудрого человека с холодной головой. И прямо противоположное это адхира. Адхира подразумевает человека третьего или четвёртого класса. Или мошенников, адхира. Дхира значит мудрый. Так же как… В буквальном переводе дхира это «джентльмен». Те, кто не являются джентльменами, некультурные, необразованные негодяи, они не могут понять. Иначе в чём затруднение? Как доступно, как просто объясняется, что каумарам йауванам джара. Существуют три стадии, каумарам. До пятнадцати лет называется каумара. А затем, с шестнадцати лет начинается молодость и продолжается до сорока. Затем, после сорока человек становится джара, стариком. Пожилой и дальше. Скажем, от сорока до пятидесяти пожилой, а после он старик. Поэтому даётся совет: панчашордхвам враджет враджет. Панчаш означает пятьдесят. Урдхвам, пятьдесят один. И остаток дней, может быть, до ста лет, но в наши дни это невозможно.

Может быть, семьдесят, восемьдесят, максимум. Некоторые живут до девяноста, девяноста пяти. Хотя предел сто лет, в наше время до этого никто не доживает. И те, кто дхира, джентльмены, мудрые с холодной головой, они могут понять: «Я меняю тело. Я помню, что когда я был мальчиком до пятнадцати лет, я играл, прыгал. Затем я стал молодым человеком. Как я наслаждался жизнью с друзьями, семьёй. Теперь я старик». «Я» означает моё тело. Дехинах. Дехи и дехинах. Дехи означает владельца тела, собственника тела, а деха означает тело. В предыдущем стихе Кришна сказал: «Все мы, все эти солдаты и цари, которые присутствуют здесь – существовали в прошлом, существуем сейчас и продолжим существование в будущем». Так было сказано. Но негодяи сказали бы: «Как это я существовал? Я родился только в таком-то году. До этого я не существовал. В настоящее время я существую. Это верно. Но как только я умру, я не буду существовать. Как же Кришна говорит, что я был… Оба… Все мы существовали, существуем и будем существовать?» Это противоречие? Нет, это не противоречие. Это факт. Мы существовали, может быть, в ином теле. И мы будем существовать в другом теле. Дехантара-праптих. Это следует понять. Не так, что моё существование… приводится пример, дехантара. Например, я был мальчиком. Затем я стал юношей. Тело изменилось. А теперь я стал стариком. Тело изменилось. Но я существую, дехи, владелец тела. Разве это трудно понять? Дехинах. Дехинах означает «владельца». Тело меняется. Я понимаю, что моё тело меняется. И в следующей жизни тело может смениться. Не «может». Оно поменяется. Но я могу не помнить. Это другое дело. Например, я не помню, какое тело у меня было в прошлой жизни. Забывчивость - это наша природа. Поскольку я что-то забыл, это не означает, что это не имело места.

Нет. В детстве я делал много всего. Я не помню. Но мой отец и мать, который видели моё детство, они помнят. Забвение не означает, что это не происходило. Аналогично, смерть означает, что я забыл, кем был в прошлой жизни. Это и называется смертью. Иначе я душа, я не умираю. Предположим, я меняю одежду. В детстве у меня была другая одежда. В юности у меня была другая одежда. В старости я стал саннйаси. Я одет по-другому. Одежда может поменяться. Это не означает, что владелец одежды умер или ушёл. Нет. Это объясняется просто, переселением души. И индивидуальностью. Каждый из нас индивидуален. Не может быть и речи о взаимном смешении. Каждый из нас индивидуален. Бог индивидуален, мы тоже индивидуальны. Это мы уже объясняли вчера. Нитйо нитйанам четенаш четананам. Разница только в том, что Бог не меняет Своего тела; я меняю своё тело. Это тоже происходит в материальном мире. Когда я отправлюсь в духовный мир, там больше не будет смены тела. Вечность. Как Кришна обладает Своим вечным телом, сач-чид-ананда-виграха, формой вечного блаженства в знании, аналогично, когда мы возвращаемся домой, обратно к Богу, мы тоже получаем подобное тело, сач-чид-ананда-виграха. Ишварах парамах кршнах сач-вид-ананда-виграхах. В этом разница. Когда Кришна приходит, Он не меняет тела. В материальном мире Кришна не меняет. Поэтому Его имя Ачйута. Он никогда не меняется. Он никогда не падает, потому что Он контролирует майу. А майа контролирует нас. В этом разница. Материальная энергия… Нас контролирует материальная энергия. Но Кришна контролирует материальную энергию. Не только материальную энергию, духовную энергию, все энергии. Всё, что мы видим, всё проявленное, что бы мы ни увидели, это энергия Кришны. Так же как тепло и свет это энергии солнца, аналогично, энергии Кришны… Существует множество энергий, но они принципиально делятся на три: внешняя энергия, внутренняя энергия и пограничная энергия.

Итак, мы живые существа. Мы пограничная энергия. «Пограничная» означает, что мы можем оставаться во внешней энергии, или мы можем оставаться во внутренней энергии, подобной нам. Существует независимость. Йатхеччхаси татха куру: «Можешь делать всё, что захочешь». Кришна даёт эту независимость Арджуне. Изложим Бхагавад-гиту, Он сказал: йатхеччхаси татха куру. Он не заставляет. Это не принесло бы блага. Нечто вынужденное не устойчиво. Так же как мы советуем: «Вставайте рано утром». Это совет. Не так, что я заставляю каждого. Это будет… Насилие, я могу заставлять день, другой, но если человек не практикует, тогда одно лишь насилие бесполезно. Аналогично, Кришна никого не заставляет покидать материальный мир. Мы все обусловленные души в материальном мире, мы находимся под влиянием материальной энергии. Кришна приходит сюда, чтобы спасти нас из этих тисков материальной энергии: «Ты так страдаешь…» Потому что мы неотъемлемые частицы Кришны, или сыновья непосредственно Кришны. Если сын в затруднении, отец тоже страдает. Хотя отец напрямую и не ощущает страдания… Предположим, сын стал сумасшедшим, или, как в наше время, хиппи. Отец очень сожалеет: «Мой сын не живёт как джентльмен. Он живёт как», что называется, «оборванец». Отец несчастен. Аналогично, мы – обусловленные души в материальном мире, мы сильно страдаем как оборванцы и негодяи. И Кришна несчастен. Поэтому Он приходит лично, чтобы учить нас: йада йада хи дхармасйа гланир бхавати, тадатанам срджамй ахам. И когда Кришна нисходит, Он нисходит в Своей изначальной форме. Но, к сожалению, мы принимаем Кришну за одного из нас. Он один из нас, потому что он отец, а мы сыновья. Один из нас. Но Он главный. Нитйо нитйанам четанаш четананам. Он более могуществен, самый могущественный, верховный могущественный. У нас есть немного могущества. В этом разница между Кришной… Мы не можем быть равны. Никто не может быть равен Кришне или Богу или быть превыше Него. Каждый ниже Кришны.

Экала ишвара кршна ара саба бхртйа. Поэтому каждый – слуга Кришны. Кришна единственный хозяин. Бхоктарам йаджна-тапасам сарва-лока-махешварам: «Я единственный наслаждающийся. Я владелец». Кришна говорит. Это факт. И мы меняем наше тело, а Кришна не меняет. Это следует понять. В доказательство этого Кришна говорит: ведахам саматитани. Он помнит прошлое, настоящее и будущее. Так же как Кришна говорит Арджуне, вы найдёте в четвёртой главе, Кришна говорит: «Эту философию Бхагавад-гиты Я поведал богу солнца около сорока миллионов лет назад». Как Он помнит? Потому что Он не меняет Своего тела. Это простой факт. Мы не помним, потому что мы каждое мгновение меняем тело. Это медицинская наука. Мы меняем частицы крови. Каждую секунду тело меняется, незаметно. Незаметно тело меняется. Поэтому отец и мать не могут понять, как тело меняется. Незаметно. Но сторонний человек, если неожиданно приходит и видит, что ребёнок вырос очень большим, говорит: «Ох, ты так вырос?» Но отец и мать не видят, что он вырос таким большим. Потому что они видят его всегда и изменения происходят очень незаметно, каждое мгновение. Совсем как кинолента. Меняются картинки, но они меняются так, что мы видим лишь танцующего человека. Но его танец означает, что его тело меняется. Он меняет своё изображение. Аналогично, наше тело тоже меняется. Но я не меняюсь, вы не меняетесь. Моё тело меняется. Вот что следует понять. Дехино ‘смин йатха дехе каумарам йауванам джара, татха дехантара-праптих. Мы все индивидуальные души и мы вечны. Но поскольку мы меняем тело, поэтому следует принимать в расчёт рождение, смерть, старость и болезни. Наше движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы покинуть это переменчивое положение, перейти на постоянное. Потому что вы вечны. Вопрос ставится так, что каждый хочет жить вечно, никто не хочет умирать. Каждый. Если я наставлю на вас револьвер: «Я тебя убью», вы немедленно заплачете, потому что не хотите умирать.

Это не очень хорошее занятие умирать и снова рождаться. Это причиняет большие беспокойства. Неосознанно я знаю: «Если я умру, мне снова придётся попасть в утробу матери и, может быть, нынешней матери, которая убивает ребёнка в утробе. Затем снова другая мать». Так идёт этот процесс. И это приносит беспокойство: быть убитым, жить в утробе матери, всё это причиняет большие беспокойства. В подсознании мы знаем обо всех этих беспокойствах. Поэтому мы не хотим умирать. Потому что нам снова придётся принять другое тело. И процесс принятия другого тела очень долгий и беспокойный. Мы всё это знаем. Поэтому мы не хотим. Поэтому вопрос ставится так, что я вечен, и зачем помещён в эту временную жизнь? Это разумный вопрос. Это проблема. Но эти негодяи откладывают в сторону эту истинную проблему. Они думают о том, как поесть, как поспасть, как заняться сексом, как защититься. Даже если вы хорошо едите, хорошо спите, в конце концов, вы умрёте. Проблема в этом. Но их не заботит эта настоящая проблема. Они очень встревожены временными проблемами. А временные проблемы это на самом деле не проблемы. Птицы, звери тоже едят, спят, вступают в половые отношения и защищаются. Если они знают всё это, не становясь людьми, не получая достаточного образования или так называемой цивилизации, как жить, как спать, как защищаться. Если они могут жить, то в чём ваша проблема? Всё это не проблема. Негодяи говорят: «перенаселение это…» Это вовсе не проблема. Истинная проблема это: «Я не хочу умирать. Зачем приходит смерть?» Вот истинная проблема. Но негодяи этого не знают. Они думают, что проблемы это все эти временные вещи. Он проживёт до пятидесяти лет и, может быть… Это будет объясняться в следующем стихе, матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах. Так же как мы временно помещены во множество проблем.

Предположим, стоит сильный холод. Это тоже проблема. Мы должны найти хорошее пальто или костёр и… Это проблемы. Если они не доступны, то мы несчастны. Это тоже проблемы. Но эти проблемы временны. Сильный холод, зима, приходят и уходят. Это не постоянная проблема. Постоянная проблема в том, что по невежеству я принимал рождение, принимаю смерть, принимаю болезни и принимаю старость. Это подлинная проблема. Это подлинная проблема. Поэтому Кришна и говорит: джанма-мртйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам – «На самом деле, те, кто пребывают в знании, видят эти четыре проблемы: рождение, смерть, старость и болезни». И татха-дехантара-праптих. Кришна говорит: «Мы существовали. Мы существовали в других телах. Сейчас мы существуем в других телах, и в будущем тоже будем существовать в других телах». Татха-дехантара-праптих. Таким образом, мы переселяемся из одного тела в другое, мы существуем. В этом суть этого стиха. Дехино ‘смин йатха дехе каумарам йауванам джара, татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйати. Дхирас татра на мухйати. Это очень просто. Предположим, я молодой человек, мальчик, меняю своё тело, телесные признаки. Например, у мальчика нет усов и бороды, но вдруг начинают расти волосы. Разве он плачет: «О, зачем у меня растут волосы? Зачем я расту?» Потому что это необходимые изменения тела. Зачем нам тревожиться: «почему это тело меняется?» Аналогично, моё тело меняется, это тело на другое тело, я умираю. Отчего я прихожу в замешательство? Разум говорит: «Какого рода тело я получу?» Это разум. Иначе с чего вам приходить в замешательство? Дехантара-праптих. Если вы подготовитесь… Так же как в детстве, если вы готовитесь, хорошо учитесь, тогда вы получите хорошую работу, хорошее положение, вы будете счастливы. Подготовка к следующей жизни. Аналогично, если вы в этой жизни подготовитесь к возвращению домой, обратно к Богу, отчего впадать в замешательство? Нет замешательства. «Я иду к Кришне, я иду домой, обратно к Богу. Теперь я не буду менять материальные тела. У меня будет духовное тело. Я буду играть с Кришной, танцевать с Кришной, есть с Кришной». Таково движение сознания Кришны. Это сознание Кришны. Подготовьтесь к следующей жизни. Не будьте… Человек, умирающий человек кричит, потому что ему, возможно, видится следующая жизнь, ужасная жизнь. Потому что согласно карме… те, кто очень и очень греховны, кричат, потому что видят в момент смерти ужасные сцены, и собираются получить некий вид тела… Но праведники, преданные умирают без тревог. Они умирают, смерть может приходить… приводится пример… Глупые люди могут сказать: «Вы, преданные, умираете и грешники, или не-преданные, тоже умирают. В чём же разница?» Нет, есть разница. Есть разница. Это описывается в примере: кошка хватает своего котёнка и хватает мышь. Когда-то мы видели, как кошка тащит мышь в пасти и тащит котёнка в пасти, но эта переноска отличается. Котёнок чувствует удовольствие: «Меня несёт моя мать». А мышь чувствует приближение смерти: «Ох, сейчас я умру». В этом разница. Хотя и преданный умирает, и не-преданный умирает, есть разница в чувствах в момент смерти. Так же как мышь и котёнок. И не думайте, что процесс умирания для обоих одинаков. Процесс, может быть, один и тот же, но ситуация разная. Тйактва дехам пунар джанма наити мам эти каунтейа. Это формула. Кришна говорит: джанма карма ме дивйам йо джанати таттватах. Просто, если вы поймёте, кто такой Кришна, дивйам. Все они божественны, трансцендентны. Деяния Кришны, явление Кришны, поклонение Кришны, храм Кришны, слава Кришны – всё трансцендентно. И если человек понимает эти вещи или пытается понять, тогда он освобождается из процесса рождения и смерти. Кришна говорит. Станьте очень серьёзны в постижении Кришны и оставайтесь в сознании Кришны. Тогда эта проблема: рождение, смерть, старость и болезни будет решена, автоматически, очень просто. Не будет проблем. Это предназначение человеческой жизни, понять: «Я вечен». Кришна говорит: «Мы существовали в прошлом, мы существуем в настоящем и в будущем продолжим существовать». Тогда зачем мне получать тип тела, в котором я реально, не-реально, поверхностно не существую. Это и есть проблема. Дхира означает мудрого человека, который задумается над этой проблемой: «Я хочу жить. Зачем приходит смерть? Я не хочу становиться стариком, зачем приходит старость?» джанма-мртйу-джара-вйадхи. Вот проблемы. И решить эти проблемы можно, просто приняв сознание Кришны, просто познав Кришну. А для познания Кришны есть так хорошо объясняющая Бхагавад-гита.

Сделайте свою жизнь успешной: «Я не это тело». Просто поняв… «Я не это тело. Я воплощён в этом теле, закрыт в клетку. Но я не эта клетка». Так же как птица в клетке. Клетка это не птица. Птица страдает от голода. И мы страдаем от духовного голода. Поэтому никто не счастлив в материальном мире. Духовный голод. Поэтому мы видим, как в богатых странах, таких как Америка, где достаточно пищи, достаточно жилья, они всё же становятся хиппи, по всему миру. Они не удовлетворены из-за духовного голода. Материально мы можем быть очень богаты, но если вы голодаете духовно, вы не сможете быть счастливы. Таков процесс. Требуется духовное обновление. Ахам брахмасми: «Я не тело. Я Брахман, душа». Тогда вы будете счастливы. Брахма-бхутах прасанната на шочати на канкшати, самах сарвешу… Тогда будет равенство, дружба, братство. Иначе всё это пустые высокие слова. Здесь этого быть не может. Перейдите на духовный уровень, брахма-бхутах прасаннатма на шочати на… самах сарвешу бхутешу. Тогда вы сможете смотреть равно. Иначе вы будете видеть: «Я стал человеком. У меня есть руки и ноги, а у бедной коровы нет рук и ног. Давайте убьём её и съедим». Нет. Самах сарвешу бхутешу. Асамата. Неравенство. Почему? По какому праву вы убиваете другое животное? Потому что у вас нет видения равенства, не хватает сознания Кришны. Поэтому так называемое образование, культура, дружба в материальном мире, всё это пустое, ущербное. Только сознание Кришны является верным предметом изучения для здравомыслящего, мудрого, дхиры. Тогда общество будет счастливо; иначе нет. Спасибо большое.

Исправления: Заменить все средние тире на настоящие, длинные тире. Можно все сразу через НАЙТИ и ЗАМЕНИТЬ. Заменить дефисы, употребленные в качестве тире, на настоящие тире. В этом случае придется индивидуально заменять дефисы, потому что дефисы также употребляются в сложных словах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.